Основная информация

Дата опубликования: 21 октября 1991г.
Номер документа: С9100774
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СОВЕТ СОЮЗА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Регламенты

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа

&С9100774

&С9100774

Утвержден

Постановлением Совета Союза

Верховного Совета СССР

от 21 октября 1991 года

N 5-Н.

В+Р+Е+М+Е+Н+Н+Ы+Й  Р+Е+Г+Л+А+М+Е+Н+Т

Совета Союза Верховного

Совета СССР

Настоящий Временный

регламент устанавливает процедуру рассмотрения вопросов и принятия решений в

Совете Союза и действует до утверждения Регламента Совета Союза.

1. На заседаниях

Совета Союза Верховного Совета СССР рассматриваются вопросы обеспечения прав и

свобод граждан СССР и принимаются решения по всем вопросам компетенции Верховного

Совета СССР, кроме тех, которые отнесены Законом СССР "Об органах

государственной власти и управления Союза ССР в переходный период" к

компетенции Совета Республик. Законы СССР, принятые Советом Союза, вступают в

силу после их одобрения Советом Республик.

2. Совет Союза

работает в Зале заседаний Совета Союза в Кремле. В зале во время работы палаты

устанавливается Государственный флаг Союза ССР.

3. Сессия Совета Союза

состоит из заседаний палаты, а также из проводимых в период работы сессии

заседаний постоянных комиссий палаты, иных органов, образуемых Советом Союза.

Одна неделя каждого

месяца отводится для работы народных депутатов СССР с избирателями.

4. Заседания Совета

Союза являются открытыми и ведутся гласно. По решению палаты может быть проведено

закрытое заседание.

В закрытом заседании

принимают участие члены Совета Союза, Совета Республик, народные депутаты СССР,

не являющиеся членами Верховного Совета СССР. Закрытые заседания не

транслируются по телевидению и радио. В средствах массовой информации могут

публиковаться информационные сообщения о таких заседаниях, предоставляемые

пресс-службой Верховного Совета СССР.

Президент СССР, члены

Государственного Совета СССР, лица, входящие в состав Комитета конституционного

надзора СССР, Председатель Межреспубликанского экономического комитета

(руководитель высшего общесоюзного органа государственного управления),

Председатель Верховного Суда СССР, Председатель Высшего арбитражного суда СССР,

Генеральный прокурор СССР вправе присутствовать на любом (открытом и закрытом)

заседании Совета Союза.

Лица, принимавшие

участие в закрытом заседании палаты, воздерживаются от разглашения информации,

ставшей им известной в ходе заседания.

5. В Совете Союза

работа ведется на русском языке. Члены Совета Республик и Совета Союза,

народные депутаты СССР, не являющиеся членами палат, вправе выступать на

государственных языках союзных республик. Такое выступление обеспечивается

переводом на русский язык. О своем намерении выступить на государственном языке

союзной республики депутат заблаговременно сообщает в секретариат палаты.

6. На заседании палаты

рассматривается и утверждается большинством голосов общего состава Совета Союза

повестка дня на ближайшие две недели работы.

Срочные вопросы,

внесенные Президентом СССР, Государственным Советом СССР, высшими органами

государственной власти республик, рассматриваются во внеочередном порядке.

7. Утренние заседания

Совета Союза проводятся с 10 до 14 часов с перерывом до 30 минут, вечерние - с

16 до 18 часов. Палата может принять решение об ином времени для проведения

заседаний.

Время для докладов,

содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим по

согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не более одного часа для

доклада и 20 минут для содокладов и заключительного слова.

8. По докладу и

содокладам участники обсуждения могут задавать вопросы. Ответы на вопросы,

поставленные в письменном виде, должны быть даны в первую очередь.

На постановку вопросов

и ответы на них отводится время не более 40 минут. Очередность постановки

вопросов устанавливается с учетом времени их поступления.

9. Выступающим в

прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а

также выступлений при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для

выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования,

для заявлений, внесения вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3

минут.

Выступления

производятся с трибуны или перед микрофоном в зале.

10. Заявки на

предоставление слова в прениях подаются в письменном виде в секретариат палаты.

Прием заявок начинается после включения вопроса в повестку дня и прекращается

за один час до окончания запланированного времени обсуждения предыдущего

вопроса.

Порядок предоставления

слова для выступления определяется методом случайной выборки из числа поданных

заявок. Информация о порядке предоставления слова доводится до народных

депутатов перед началом обсуждения.

Слово для выступления

при постатейном обсуждении законопроектов и поправок к их статьям

председательствующим предоставляется поочередно выступающим "за" и

"против" в порядке живой очереди без предварительной записи. Право

заключительного выступления по мотивам голосования перед постановкой на

голосование исходного текста статей имеют докладчик по законопроекту - по

статьям проекта, автор поправки - по соответствующей поправке.

Президенту СССР, члену

Государственного Совета СССР, Председателю Межреспубликанского экономического

комитета (руководителю высшего общесоюзного органа государственного управления)

предоставляется по их просьбам слово для выступления вне очереди.

11. Народный депутат

может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка

права на выступление в пользу другого лица не допускается.

12. Выступающий на

сессии Совета Союза не должен использовать в своей речи грубые и некорректные

выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям, выступать без

разрешения председательствующего, отклоняться от обсуждаемой темы, превышать

отведенное для выступления время.

В случае совершения

выступающим нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи,

председательствующий вправе предупредить оратора; при повторном или грубом

нарушении порядка заседания председательствующий отключает микрофон выступающего.

13. Прения по

обсуждаемому вопросу могут быть продлены либо прекращены по решению палаты,

принимаемому большинством голосов присутствующих членов Совета Союза.

В случае, если на

продолжении прений настаивает группа народных депутатов не менее двадцати

человек, слово для выступления до пяти минут предоставляется одному депутату от

группы.

После принятия решения

о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное

слово. Допускаются также выступления по мотивам голосования без возобновления

прений.

Народные депутаты, не

имевшие возможности выступить в связи с прекращением прений, имеют право

приобщить тексты своих выступлений к стенограмме заседания палаты.

14. В конце каждого

вечернего заседания отводится до 30 минут для выступления членов палаты и

других народных депутатов СССР с краткими, до двух минут, заявлениями и

сообщениями. Заявки на эти выступления подаются в секретариат палаты на

утреннем заседании. Прения по вопросам, затронутым в заявлениях и сообщениях,

не открываются.

15. Закон о внесении

изменений в Конституцию СССР Советом Союза принимается, если за него

проголосовало не менее двух третей членов палаты. Закон о внесении изменений в

Конституцию СССР принимается также Советом Республик.

Другие законы СССР, а

также постановления Совета Союза принимаются простым большинством голосов

членов палаты, если Конституцией СССР или Временным регламентом не предусмотрен

иной порядок.

Решения по процедурным

вопросам принимаются простым большинством голосов народных депутатов - членов

Совета Союза, присутствующих на заседании, оформляются протокольно и

фиксируются в стенограмме заседания палаты.

16. Закон СССР,

принятый Советом Союза, передается на одобрение Совета Республик.

В случае, если Советом

Республик закон возвращен в Совет Союза, палата может после повторного

рассмотрения вновь направить его в Совет Республик. Закон одобряется Советом

Республик либо отклоняется им.

При отклонении закона

Советом Республик данный закон может быть вновь представлен Советом Союза на

одобрение не ранее чем на следующую сессию Совета Республик.

17. Председатель

Совета Союза и два его заместителя избираются палатой на срок ее полномочий

тайным голосованием.

Выдвижение и избрание

заместителей Председателя производится после избрания Председателя палаты.

Кандидатуры на посты Председателя Совета Союза и заместителей Председателя

выдвигаются из числа членов палаты письменными предложениями групп народных

депутатов СССР за подписью не менее чем двадцати членов палаты. Председатель

Совета Союза вправе выдвинуть кандидатуры на посты заместителей Председателя

палаты.

Члены Совета Союза,

другие народные депутаты СССР вправе задавать вопросы кандидатам, высказывать

свое мнение по кандидатурам.

Председатель Совета

Союза считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего

числа членов палаты.

Если ни один из

кандидатов не набрал необходимого числа голосов, проводится повторное

голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. В этом

случае избранным считается депутат, получивший относительное большинство

голосов, но не менее одной трети голосов членов палаты.

Если и в этом случае

Председатель палаты не избран, проводятся новые выборы.

Об избрании

Председателя Совета Союза и об избрании заместителей Председателя Совета Союза

принимаются постановления.

Заместители

Председателя поочередно ведут заседания палаты в отсутствие Председателя Совета

Союза.

Председательствующий

на заседании обеспечивает строгое соблюдение норм настоящего Регламента и

Регламента по принятию совместных решений Совета Республик и Совета Союза,

воздерживается от комментариев по выступлениям депутатов. Заявления о нарушении

требований Регламентов рассматриваются комиссией палаты, ведающей вопросами

процедуры.

18. Совет Союза из

числа своих членов, других народных депутатов СССР, не являющихся членами

Верховного Совета СССР, образует постоянные комиссии палаты для ведения

законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а

также для содействия проведению в жизнь законов СССР, иных решений, принятых

палатой, контроля за деятельностью государственных органов.

Число народных

депутатов СССР, не являющихся членами Совета Союза, не может превышать половины

состава постоянной комиссии палаты.

Народный депутат СССР,

не являющийся членом Верховного Совета СССР, может работать на постоянной

основе в составе комиссии палаты лишь по решению Совета Союза.

Постоянные комиссии

Совета Союза образуются на срок полномочий Верховного Совета СССР. При

необходимости могут образовываться новые комиссии, упраздняться и

реорганизовываться ранее созданные.

Перечни постоянных

комиссий Совета Союза утверждаются постановлениями Совета Союза.

19. Председатели

постоянных комиссий Совета Союза избираются из числа членов палаты. Избрание

Председателей и членов постоянных комиссий Совета Союза проводится на заседании

палаты. Численный состав комиссий определяется палатой.

Комиссии могут

образовывать подкомиссии и другие структурные подразделения по основным

направлениям своей деятельности.

Заместители

председателей постоянных комиссий избираются на заседаниях соответствующих

комиссий из числа членов палаты, вошедших в состав комиссии. Структура и штаты

комиссий утверждаются палатой.

Члены Верховного

Совета СССР, иные народные депутаты СССР могут быть членами только одной

постоянной комиссии.

В состав постоянных

комиссий не могут входить Председатель палаты и его заместители.

20. Народным депутатам

СССР обеспечивается возможность активного участия в заседаниях Совета Союза.

Они вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по

существу обсуждаемых вопросов, высказывать свое мнение по персональному составу

создаваемых органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых палатой,

обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться

другими правами, предусмотренными законом.

Члену Совета Союза

материалы по вопросам, вносимым на заседание Совета Союза, вручаются, как

правило, за 10 дней до срока планируемого их рассмотрения в палате.

Член Совета Республики

может участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Совета Союза.

Член Совета Союза

может избирать и быть избранным в органы Совета Союза и Верховного Совета СССР.

Народный депутат СССР,

не являющийся членом Совета Союза, участвует в работе данной палаты с правом

совещательного голоса и, если он не является членом Совета Республик, может

быть избранным в состав органа Совета Союза.

21. Законы СССР

подписываются Президентом СССР.

Постановления Совета

Союза и иные акты палаты подписываются Председателем Совета Союза.

22. При опубликовании

в "Ведомостях Верховного Совета СССР" актов, принятых Советом Союза,

приводятся общие результаты голосования и сведения об итоговом голосовании

каждого депутата.

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 500.000.000 500.000.000

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать