Основная информация

Дата опубликования: 13 сентября 1990г.
Номер документа: С199010135
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
Раздел на сайте: Законодательство СССР и РСФСР
Тип документа: Заключения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

С199010135

КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                          13.09.90 N 2-8

О НЕСООТВЕТСТВИИ НОРМ УГОЛОВНОГО

И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР

АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОНСТИТУЦИИ СССР И МЕЖДУНАРОДНЫМ

АКТАМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. В этом случае производство по уголовному делу подлежит прекращению, а к лицу применяются меры административного взыскания или общественного воздействия. В соответствии с этими нормами решения о прекращении уголовного дела, констатирующие виновность лица в совершении такого деяния, могут приниматься и широко принимаются на стадии предварительного расследования. По государственному учету согласно параграфу 12 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 г. N 59/11, лица, в отношении которых по указанным основаниям прекращены уголовные дела, считаются совершившими преступления.

Признавая, что только неукоснительное соблюдение принципа презумпции невиновности обеспечивает правовую защиту личности от необоснованного обвинения в совершении преступления;

основываясь на положениях статьи 160 Конституции СССР, закрепившей принцип, в соответствии с которым никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом, и на пункте 2 статьи 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, установившем, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

учитывая пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающий, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону;

принимая во внимание пункт 1 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека, провозгласивший, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем главного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты;

считая, что нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, позволяющие признавать лицо виновным в совершении преступления и освобождать его от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания или общественного воздействия без рассмотрения дела в суде и вынесения приговора, не отвечают принципу презумпции невиновности;

руководствуясь статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",

Комитет конституционного надзора СССР пришел к следующему заключению:

1. Статья 43 Основ уголовного законодательства ССР и союзных республик, статья 5(1) Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в части, дающей возможность признавать лицо виновным в совершении преступления без рассмотрения дела в суде, не соответствуют положениям статьи 160 Конституции СССР. Указанное несоответствие должно быть устранено в процессе обновления Верховным Советом СССР уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

2. Параграф 12 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 г. N 59/11, в части, предусматривающей учет в качестве совершивших преступления лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены в связи с изменением обстановки, применением к виновному мер административного взыскания, передачей дела в товарищеский суд, в комиссию по делам несовершеннолетних или передачей виновного на поруки, не соответствует Конституции СССР и законам СССР и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" утрачивает силу с момента принятия настоящего заключения.

Председатель Комитета

конституционного надзора СССР

С. АЛЕКСЕЕВ

[отформатировано: 09.12.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.020 Административные взыскания, 170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний, 170.010.000 Общая часть, 170.010.020 Цели, виды, назначение наказания

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать