Основная информация

Дата опубликования: 01 июля 2013г.
Номер документа: RU86000201300589
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Принявший орган: Дума Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



www

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ЗАКОН

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры 27 июня 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с добровольным участием граждан в охране общественного порядка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – автономный округ).

2. Настоящий Закон устанавливает принципы и форму участия граждан в охране общественного порядка, а также особенности создания и деятельности добровольных народных дружин, задачей которых является участие совместно с территориальными органами внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельности, регулируемых законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране

общественного порядка

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты автономного округа, муниципальные правовые акты.

Статья 3. Цель и принципы участия граждан в охране

общественного порядка

1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам государственной власти автономного округа (далее – органы государственной власти), органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее – органы местного самоуправления, муниципальные образования), территориальным органам внутренних дел в решении ими задач по обеспечению общественного порядка.

2. Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе привлекать граждан для оказания содействия в проведении мероприятий по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

Статья 4. Форма участия граждан в охране общественного порядка

1. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется путем создания добровольных народных дружин.

2. Добровольные народные дружины действуют в соответствии с настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами автономного округа, муниципальными нормативными правовыми актами, а также положениями о добровольных народных дружинах.

3. Положения о добровольных народных дружинах утверждаются органами местного самоуправления поселений, городских округов, на территориях которых создаются добровольные народные дружины.

4. Типовое положение о добровольных народных дружинах утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Статья 5. Создание и организация деятельности добровольных

народных дружин

1. Добровольные народные дружины создаются гражданами Российской Федерации в форме общественных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Добровольные народные дружины могут создаваться в соответствии с законодательством Российской Федерации в трудовых коллективах, учебных заведениях или по месту жительства. Решение о создании добровольной народной дружины, а также о принятии проекта положения о добровольной народной дружине принимается на общем собрании граждан, выступивших с инициативой, и оформляется протоколом.

3. Добровольная народная дружина считается созданной с момента утвер-ждения положения о ней.

4. Порядок утверждения положения о добровольной народной дружине определяется нормативным правовым актом органа местного самоуправления поселения или городского округа.

5. Орган местного самоуправления поселения или городского округа, принявший решение об утверждении положения о добровольной народной дружине, направляет его копию и копию утвержденного положения о добровольной на-родной дружине в территориальный орган внутренних дел в течение десяти календарных дней со дня принятия такого решения.

Статья 6. Направления деятельности добровольных народных

дружин

1. Добровольные народные дружины осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и территориальными органами внутренних дел.

2. Основными направлениями деятельности добровольных народных дру-жин являются:

1) содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, территориальным органам внутренних дел в охране общественного порядка;

2) участие в мероприятиях по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений на территориях муниципальных образований;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения на территориях муниципальных образований чрезвычайных ситуаций;

4) содействие территориальным органам внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения;

5) распространение правовых знаний, разъяснение гражданам норм поведения в общественных местах.

Статья 7. Руководство деятельностью добровольных народных

дружин

1. Руководство деятельностью добровольных народных дружин осуще-ствляют командиры добровольных народных дружин в соответствии с утверж-денными положениями о добровольных народных дружинах.

2. В целях организации взаимодействия добровольных народных дружин с органами государственной власти, органами местного самоуправления и территориальными органами внутренних дел на территориях поселений, городских округов по решению органов местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы).

3. Порядок создания и деятельности координирующих органов (штабов) определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений, городских округов.

Статья 8. Прием в добровольные народные дружины и исключение

из них

1. В добровольные народные дружины принимаются на добровольной ос-нове в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

2. В добровольные народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) включенные в перечень лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

4) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

3. Народные дружинники исключаются из добровольных народных дружин в следующих случаях:

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением требований положений о добровольных народных дружинах.

Статья 9. Права народных дружинников

Народные дружинники, участвуя в проводимых территориальными органами внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка, имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения противоправных действий;

2) принимать меры к охране места происшествия, а также к обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения (преступления) с последующей передачей их сотрудникам территориального органа внутренних дел;

3) участвовать в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, осуществляемой в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) отказаться от исполнения обязанностей в случае, если могут подвергнуться опасности их жизнь и здоровье.

Статья 10. Обязанности народных дружинников

Народные дружинники, участвуя в проводимых территориальными органами внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка, обязаны:

1) добросовестно выполнять законные распоряжения командира добровольной народной дружины;

2) знать и соблюдать требования законодательства в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

3) при объявлении сбора добровольной народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

4) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;

5) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности и общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщить об этом в ближайшее отделение территориального органа внутренних дел либо сотруднику территориального органа внутренних дел, принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения, оказать содействие в задержании лица, его совершившего;

6) принимать меры по оказанию первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного действия, удостоверение установленного образца.

Статья 11. Ответственность народных дружинников

1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, государственных и муниципальных органов, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Взаимодействие добровольных народных дружин

с территориальными органами внутренних дел

при участии в охране общественного порядка

1. При проведении территориальными органами внутренних дел мероприятий по охране общественного порядка органы местного самоуправления координируют участие в таких мероприятиях добровольных народных дружин.

2. Порядок взаимодействия добровольных народных дружин с территориальными органами внутренних дел определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами внутренних дел.

Статья 13. Удостоверение и форменная одежда народных

дружинников

1. Народные дружинники, участвуя в проводимых территориальными органами внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка, обязаны иметь при себе удостоверение народного дружинника, образец и порядок выдачи которого устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Охрана общественного порядка осуществляется в форменной одежде с использованием отличительной символики народного дружинника.

Образцы форменной одежды и отличительной символики народного дру-жинника устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Запрещаются использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в проводимых территориальными органами внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка.

Статья 14. Гарантии правовой и социальной защиты народных

дружинников

1. Воспрепятствование законной деятельности народных дружинников, а равно насилие или угроза насилия в отношении народных дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением ими обязанностей народного дружинника влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Народные дружинники не могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время.

3. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать меры социальной поддержки народных дружинников за счет средств местного бюджета и за счет субсидий, предоставляемых из бюджета автономного округа.

Статья 15. Меры поддержки и поощрения народных дружинников,

участвующих в охране общественного порядка

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут применять следующие меры поддержки и поощрения народных дружинников:

1) предоставление на время исполнения своих обязанностей проездных билетов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах муниципальных образований;

2) личное страхование на период исполнения своих обязанностей;

3) объявление благодарности, вручение благодарственного письма, наг-раждение грамотой, выдача ценного подарка, денежной премии;

4) награждение наградами автономного округа и муниципальных образований.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки и поощрения народных дружинников.

Статья 16. Финансовое и материально-техническое обеспечение

деятельности добровольных народных дружин

1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольных народных дружин может осуществляться за счет вступительных, членских и добровольных взносов, средств поддержки, оказываемой органами местного самоуправления, иных межбюджетных трансфертов (грантов), предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа в соответствии с положением, утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа вправе передавать добровольным народным дружинам во временное владение (пользование) на безвозмездной основе помещения, оборудованные средствами связи, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения целей деятельности добровольных народных дружин.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

г. Ханты-Мансийск

1 июля 2013 года

№ 58-оз

Губернатор

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

Н.В. Комарова

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.040.000 Безопасность общества, 160.050.000 Безопасность личности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать