Основная информация

Дата опубликования: 01 октября 2018г.
Номер документа: RU11000201800638
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Государственный Совет Республики Коми
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ЗАКОН

от 01 октября 2018 г. № 70-РЗ

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Принят

Государственным Советом Республики Коми

20 сентября 2018 года

(в ред. Закона РК от 09.12.2019 N 91-РЗ, от 29.10.2020 № 71-РЗ, от 25.02.2021 № 1-РЗ)

Настоящий Закон регулирует вопросы в области организации, охраны и использования в Республике Коми особо охраняемых природных территорий, которыми являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны (далее соответственно - особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения, особо охраняемые природные территории республиканского значения, особо охраняемые природные территории местного значения).

Статья 1

1. Правовое регулирование отношений в области особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

2. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) государственный кадастр особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения в Республике Коми - государственная информационная система Республики Коми, представляющая собой систематизированный свод документированной информации об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения;

2) режим особой охраны - система запретов и (или) ограничений хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемая в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения, особо охраняемых природных территорий местного значения;

3) схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий - документация по организации, размещению и развитию системы особо охраняемых природных территорий, включающая графический и текстовый материалы.

3. Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом и другими федеральными законами, регулирующими отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Статья 2

1. В соответствии с Федеральным законом в Республике Коми устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:

1) охраняемые культурно-рекреационные ландшафты;

2) охраняемые природные местности.

2. Цели создания и особенности режима особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, указанных в части 1 настоящей статьи, определяются с учетом требований статей 11 и 12 настоящего Закона.

Статья 3

К принципам создания и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения относятся:

1) приоритет общенациональных интересов при решении вопросов в области особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

2) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

3) формирование репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения с учетом особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также других территорий, создаваемых в целях сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды вне системы особо охраняемых природных территорий;

4) открытость и доступность информации в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.

Статья 4

1. К полномочиям Государственного Совета Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения относятся:

1) принятие законов Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

3) иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К полномочиям Главы Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения относятся:

1) принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы республиканского значения;

2) иные полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

3. К полномочиям Правительства Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения относятся:

1) разработка, утверждение и реализация государственных программ Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

2) определение органа исполнительной власти Республики Коми, уполномоченного на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

3) определение порядка осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

4) принятие с целью создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий республиканского значения, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

5) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решений о создании особо охраняемых природных территорий республиканского значения, реорганизации, об упразднении особо охраняемых природных территорий республиканского значения, изменении режима их особой охраны, утверждение положений об особо охраняемых природных территориях республиканского значения;

6) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми решений о создании, реорганизации и ликвидации организаций, уполномоченных осуществлять управление особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, определение подчиненности и порядка финансирования организаций, осуществляющих управление государственными природными заказниками республиканского значения;

7) принятие в установленном порядке решений об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы республиканского значения, утверждение границ, определение и изменение режима особой охраны территорий памятников природы республиканского значения;

8) согласование решения органа местного самоуправления в Республике Коми о создании особо охраняемой природной территории местного значения в случаях, установленных Федеральным законом;

9) определение режима использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения в туристских и иных рекреационных целях;

10) в пределах, определенных законодательством Российской Федерации, введение ограничений на въезд транспортных и иных передвижных средств в места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулирование передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

(в ред. Закона РК от 29.10.2020 N 71-РЗ)

11) установление порядка охраны особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

11-1) установление порядка возмещения расходов собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы республиканского значения, на обеспечение режима особой охраны памятников природы республиканского значения за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;

(п. 11-1 введен Законом РК от 09.12.2019 N 91-РЗ)

12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.

4. Полномочия Правительства Республики Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, определенные в части 3 настоящей статьи, осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или (за исключением полномочий, указанных в пунктах 1 (в части утверждения государственных программ), 2 - 7, 10 - 11-1 части 3 настоящей статьи) уполномоченными им органами исполнительной власти Республики Коми.

(в ред. Закона РК от 09.12.2019 N 91-РЗ)

Статья 5

В соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в Республике Коми в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения относятся:

1) создание, установление границ, определение режима особой охраны и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;

2) организация охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

3) осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения;

4) участие в организации сбора информации об особо охраняемых природных территориях местного значения для государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

5) решение предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Статья 6

Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Статья 7

1. Планирование в области организации и развития системы особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также других территорий, создаваемых в целях сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды вне системы особо охраняемых природных территорий.

2. Решение о создании, реорганизации и (или) об упразднении особо охраняемых природных территорий республиканского значения принимается Правительством Республики Коми на основании утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и материалов, обосновывающих создание или изменение границ, реорганизацию, упразднение особо охраняемых природных территорий республиканского значения, с учетом требований пункта 6 статьи 2 Федерального закона.

3. Состав схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения, порядок ее разработки, согласования и утверждения, а также состав материалов, обосновывающих создание (изменение границ, реорганизацию, упразднение) особо охраняемых природных территорий республиканского значения, определяются Правительством Республики Коми.

(в ред. Закона РК от 09.12.2019 N 91-РЗ)

4. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения является основанием для организации работ по приданию правового статуса особо охраняемым природным территориям республиканского значения, предусматриваемым к созданию, а также по изменению границ, реорганизации и (или) упразднению особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

5. Особо охраняемые природные территории республиканского значения подлежат обязательному учету при подготовке градостроительной документации, проведении лесоустройства и землеустройства, а также разработке стратегии социально-экономического развития Республики Коми.

Статья 8

1. На особо охраняемых природных территориях республиканского значения постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания и (или) причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Запрещенные виды деятельности, ограничения и иные особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения определяются режимом их особой охраны. Режимом особой охраны допускается введение разрешительной системы посещения особо охраняемой природной территории республиканского значения, в том числе на платной основе.

Полномочия по введению временных ограничений хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях республиканского значения осуществляются уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в порядке, установленном Правительством Республики Коми с учетом законодательства Российской Федерации.

2. В границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения могут быть выделены функциональные зоны (участки) с дифференцированными режимами особой охраны в зависимости от экологической и рекреационной ценности этих зон (участков), а также задач, выполняемых особо охраняемой природной территорией республиканского значения.

Статья 9

Строительство зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях республиканского значения допускается, если такая деятельность не запрещена или не ограничена режимами их особой охраны.

(в ред. Закона РК от 25.02.2021 N 1-РЗ)

Строительство и реконструкция объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения осуществляется на основании разрешений, выдаваемых уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Исключена. - Закон РК от 25.02.2021 N 1-РЗ.

Статья 10

1. Охрана особо охраняемых природных территорий республиканского значения включает:

1) наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

2) осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территорий республиканского значения в состоянии, соответствующем их назначению;

3) иные мероприятия, направленные на сохранение и (или) восстановление охраняемых природных комплексов и их компонентов в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения.

2. Организация охраны и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми и (или) подведомственным ему учреждением.

3. Особо охраняемые природные территории республиканского значения, отнесенные к категории памятников природы, могут быть переданы в ведение и под охрану физических лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, на которых находятся памятники природы республиканского значения (далее - заинтересованные лица). Передача памятников природы республиканского значения и их территорий под охрану заинтересованных лиц, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов по передаче памятников природы республиканского значения под охрану заинтересованным лицам осуществляется уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми в порядке, установленном указанным органом.

Расходы заинтересованных лиц на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы республиканского значения возмещаются за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также средств внебюджетных фондов.

(часть 3 в ред. Закона РК от 09.12.2019 N 91-РЗ)

Статья 11

1. Создание особо охраняемых природных территорий местного значения, предусмотренных настоящим Законом, на территории муниципальных образований в Республике Коми осуществляется с учетом требований Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, особенностей создаваемых особо охраняемых природных территорий местного значения, а также требований Федерального закона и настоящего Закона.

2. Решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения принимается органом местного самоуправления в Республике Коми с учетом требований пункта 8 статьи 2 Федерального закона на основании подготовленных и согласованных в порядке, установленном уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми, материалов, обосновывающих создание особо охраняемой природной территории местного значения.

3. Земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, в отношении которых предусматривается придание статуса особо охраняемых природных территорий местного значения, включаются в состав соответствующих территориальных зон, выделяемых при разработке документов территориального планирования муниципального образования.

4. В границах особо охраняемых природных территорий местного значения постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания и (или) причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

5. Инициатором создания особо охраняемых природных территорий местного значения могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления в Республике Коми, граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации.

6. Материалы, обосновывающие создание особо охраняемой природной территории местного значения, должны содержать:

1) сведения о наличии, размещении и природоохранной, научной, культурной, эстетической, рекреационной или оздоровительной значимости природных, историко-культурных и иных объектов на территориях, предусматриваемых для создания особо охраняемой природной территории местного значения;

2) картографический материал с указанием границ проектируемой особо охраняемой природной территории местного значения;

3) проект положения об особо охраняемой природной территории местного значения, в том числе содержащий предполагаемый режим особой охраны особо охраняемой природной территории местного значения;

4) результаты согласований создания особо охраняемой природной территории местного значения с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, а также собственниками, владельцами и пользователями земельных участков;

5) пояснительную записку о необходимых затратах, в том числе компенсации убытков собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности.

7. Изменение границ, реорганизация и (или) упразднение особо охраняемой природной территории местного значения осуществляется соответствующим органом местного самоуправления в Республике Коми по основаниям и в случаях, установленных статьей 14 настоящего Закона.

(часть 7 введена Законом РК от 09.12.2019 N 91-РЗ)

Статья 12

1. Охраняемыми культурно-рекреационными ландшафтами признаются особо охраняемые природные территории, предназначенные для отдыха населения, туризма, включающие участки природных и (или) культурных ландшафтов с оборудованными зонами рекреации, экологическими тропами, туристскими маршрутами.

Для обеспечения сохранности и рационального использования природных ресурсов в границах охраняемого культурно-рекреационного ландшафта могут выделяться функциональные зоны.

2. Охраняемыми природными местностями являются особо охраняемые природные территории, включающие уникальные, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные объекты, в том числе места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Республики Коми, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, пруды, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения.

3. В границах охраняемых культурно-рекреационных ландшафтов и охраняемых природных местностей допускается наличие земельных участков иных пользователей, а также владельцев и собственников земельных участков, обязанных соблюдать установленный режим особой охраны охраняемых природных местностей.

4. Утверждение границ охраняемых культурно-рекреационных ландшафтов и охраняемых природных местностей, а также положений о них осуществляется органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Республике Коми.

5. Конкретные особенности охраняемых культурно-рекреационных ландшафтов и охраняемых природных местностей, функциональное зонирование охраняемых культурно-рекреационных ландшафтов, а также режим особой охраны охраняемых культурно-рекреационных ландшафтов и охраняемых природных местностей определяются положениями о них.

6. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах охраняемых культурно-рекреационных ландшафтов и (или) охраняемых природных местностей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

7. Управление особо охраняемыми территориями местного значения осуществляется органами местного самоуправления в Республике Коми или создаваемыми ими муниципальными учреждениями.

Статья 13

1. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения включает:

1) наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий местного значения;

2) осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территорий местного значения в состоянии, соответствующем их назначению;

3) иные мероприятия, направленные на сохранение и (или) восстановление охраняемых природных комплексов и их компонентов в границах особо охраняемой природной территории местного значения.

2. Организация охраны и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления в Республике Коми в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Статья 14

1. Основаниями изменения границ особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения являются:

1) исключение из состава особо охраняемой природной территории республиканского значения или особо охраняемой природной территории местного значения части территории вследствие утраты особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована особо охраняемая природная территория;

2) увеличение площади особо охраняемой природной территории республиканского значения или особо охраняемой природной территории местного значения.

2. Основаниями реорганизации особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения являются:

1) объединение двух и более особо охраняемых природных территорий республиканского значения или особо охраняемых природных территорий местного значения;

2) разделение особо охраняемых природных территорий республиканского значения или особо охраняемых природных территорий местного значения на две и более территории;

3) изменение категории особо охраняемой природной территории республиканского значения или особо охраняемой природной территории местного значения.

3. Упразднение особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения осуществляется при необратимой утрате ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и (или) иного особо ценного значения.

Статья 15

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.

2. Правительству Республики Коми привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Глава Республики Коми

С.ГАПЛИКОВ

г. Сыктывкар

1 октября 2018 года

N 70-РЗ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.10.2018
Рубрики правового классификатора: 110.010.140 Особо охраняемые природные территории и объекты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать