Основная информация

Дата опубликования: 02 марта 2007г.
Номер документа: ru68000200700102
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Тамбовская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Тамбовская областная Дума

ЗАКОН

02.03.2007 г.

г. Тамбов

№ 148-З

Об областной целевой программе «Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы»

(в редакции Законов Тамбовской области от 04.07.2007 г. № 238-З (ru68000200700377), от 02.07.2008 г. № 401-З (ru68000200800371))

Утратил силу:

Закон Тамбовской области от 18.12.2008 г. №477-З (RU 68000200800697)

Статья 1

Утвердить областную целевую программу «Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

области О.И. Бетин

Утверждена

Законом Тамбовской области

«Об областной целевой программе «Подготовка кадров

медицинских работников для лечебно-профилактических

учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы»

Областная целевая программа«

«Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы»

Паспорт Программы

(изложен в новой редакции Законом Тамбовской области от 04.07.2007 г. № 238-З)

Наименование Программы

«Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы» (далее-Программа)

Основание для разработки

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации

Государственный заказчик и координатор Программы

Администрация Тамбовской области

Основные разработчики

Администрация Тамбовской области; управление здравоохранения Тамбовской области

Цель и задачи

Подготовка и укомплектование лечебных учреждений Тамбовской области квалифицированными кадрами врачей, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению Тамбов-ской области, добиваться перспективного развития отрасли на принципах ресурсосбережения, технологического роста, духовного и нравственного совершенствования, повышение эффективности роли общей врачебной (семейной) практики

Целевые индикаторы эффективности реализации Программы

Численность врачей (без ведомственных и федеральных) лечебных учреждений; обеспеченность врачами (на 10000 населения); число врачей, имеющих квалификационные категории; число врачей, имеющих сертификаты специалиста; численность врачей общей практики (семейных врачей); численность среднего медицинского персонала (без ведомственных, федеральных) лечебных учреждений; обеспеченность средним медицинским персоналом (на 10000 человек); численность среднего медицинского персонала, имеющего квалификационные категории; численность средних медицинских работников, имеющих сертификаты.

Сроки реализации Программы

2007-2011 годы

Объем и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и в целом составляет 52627,0 тыс. рублей. Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 41127,0 тыс. рублей. Объем мероприятий Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований составляет 11500,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы направлена на укомплектование квалифицированными кадрами медицинских работников лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области в соответствии с потребностями и, как следствие, сохранение и укрепление здоровья всех контингентов населения, повышение качества, доступности и эффективности медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями Тамбовской области

Система организации управления реализацией и контроля исполнения Программы

Администрация области, Тамбовская областная Дума

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Эффективное функционирование и перспективное развитие здравоохранения обеспечивается кадровыми ресурсами. Подготовка кадров медицинских работников и укомплектование лечебных учреждений квалифицированными врачами-специалистами является одним из основных направлений в работе управления здравоохранения Тамбовской области.

В последние годы принимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Совершенствуется система подготовки врачей для лечебных учреждений Тамбовской области на основе целевых заказов, проводится аттестация, сертификация специалистов. Несмотря на экономические сложности, медицинские работники проходят обучение на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования. И вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в области кадровой политики.

На 01.01.2006 в лечебных учреждениях Тамбовской области работали 3331 врач и 11018 средних медицинских работников. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в целом по Тамбовской области составляет 29,1, что ниже среднероссийского показателя, который равен 42,4. Укомплектованность лечебных учреждений врачами по Тамбовской области в целом составляет всего 60%. Дефицит врачебных кадров в большей степени выражен среди участковых терапевтов, педиатров, анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, эндокринологов, психиатров, фтизиатров, неонатологов.

Вопросы укомплектования лечебных учреждений кадрами медицинских работников решаются как за счет приема на вакантные должности новых работников, так и, в основном, за счет совмещения вакансий. Общая численность занятых в здравоохранении Тамбовской области медицинских работников за последние 5 лет снизилась на 500 человек.

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Средний возраст медицинских работников Тамбовской области составляет 44 года. В лечебных учреждениях работают 645 врачей пенсионного возраста, что составляет 19,2% от общего числа работающих.

Пополнение лечебных учреждений врачебными кадрами проводится, в основном, за счет выпускников медицинских высших учебных заведений, а также за счет специалистов, прибывших в Тамбовскую область на постоянное место жительства из других регионов. Ежегодно прибывает от 100 до 120 врачей, однако, как показывает анализ, в последние 2-3 года значительно возрос отток врачей из Тамбовской области.

1.2. Движение врачебных кадров

1. Перемена места жи-тельства

Основная причина оттока медицинских работников из лечебных учреждений, особенно сельских районов, - трудности в приобретении жилья и предоставлении других социальных льгот молодым специалистам, прибывающим в лечебно-профилактические учреждения Тамбовской области для трудоустройства.

Планирование численности и структуры кадров здравоохранения проводится в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи, дифференцированными нормативами потребности в различных видах медицинской помощи с учетом организации работы и размещения сети медицинских учреждений, на основании перспективного прогноза потребностей населения с учетом демографической ситуации и динамики здоровья населения, прогноза естественного движения кадров, характера миграционных процессов.

Учитывая социально-экономические трудности, проблемы в предоставлении жилья молодым специалистам, необходима целевая подготовка кадров в высших и средних медицинских учебных заведениях жителей городов и районов области, особенно тех территорий, где наиболее остро ощущается нехватка медицинского персонала. С этой целью руководители лечебно-профилактических учреждений должны проводить профориентационную работу среди выпускников школ, молодежи (беседы, встречи, выступления в средствах массовой информации, проведение Дней открытых дверей в лечебных учреждениях) по отбору и целевым направлениям абитуриентов в медицинские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Необходимо шире внедрять в практику довузовскую подготовку старшеклассников - будущих абитуриентов в специализированных химико-биологических (медицинских) классах общеобразовательных школ с прохождением практики учащимися этих классов в лечебных учреждениях в качестве младшего медицинского персонала. Такая система углубленной теоретической подготовки старшеклассников с привитием им практических навыков медицинского работника позволит выявить наиболее способных абитуриентов, сделавших осознанный выбор своей будущей профессии.

Поскольку в Тамбовской области нет своего медицинского высшего учебного заведения, целевая подготовка врачей-специалистов для лечебных учреждений Тамбовской области проводится, в основном, в Саратовском государственном медицинском университете и Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.

Подготовка специалистов в медицинских высших учебных заведениях проводится согласно ежегодно заключаемым договорам (абитуриент - высшее учебное заведение - работодатель) с включением в договоры условия об обязательной отработке выпускником медицинского вуза, получившего целевую подготовку, не менее 3 лет в лечебном учреждении в соответствии с целевым направлением. С целью закрепления молодых специалистов в лечебных учреждениях необходима система полного и/или частичного финансирования обучения студентов за счет бюджета на основе заключения соответствующих договоров.

Принято на первые курсы

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Целевой прием

77

66

56

82

На договорной основе

-

-

-

-

Обучаются на всех курсах

420

431

423

452

В области 2 средних медицинских учебных заведения: Тамбовский областной базовый медицинский колледж с филиалом в г. Уварово и Мичуринское медицинское училище, где ведется подготовка медицинских сестер, фельдшеров, акушеров, лаборантов, санитарных фельдшеров, фармацевтов.

Таблица приема-выпуска в средние медицинские учебные заведения выглядит следующим образом (согласно имеющейся потребности лечебных учреждений Тамбовской области в средних медицинских работниках):

Проводимые реформы в здравоохранении требуют принятия мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал отрасли, но и качественно его изменить, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами, адаптировать к новым условиям функционирования рынка труда. Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития первичной медико-санитарной помощи с внедрением общеврачебных практик, укрепление и расширение внебольничной помощи, повышение уровня специализированного обслуживания, сокращение и интенсификация коечного фонда требуют повышения эффективности работы действующего кадрового состава. Для этого необходимо:

организовать периодическое прохождение курсов усовершенствования каждым медицинским работником лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области;

организовать подготовку квалифицированных врачей-специалистов через целевую клиническую ординатуру и аспирантуру на центральных клинических базах городов Москвы, Саратова и Воронежа с учетом потребности лечебных учреждений.

Созданная система дополнительного профессионального образования обеспечивает возможность специалистам здравоохранения повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет.

Однако, в связи с социально-экономическими условиями и при отсутствии в городе Тамбове факультета усовершенствования врачей имеются определенные трудности в направлении всех медицинских работников на центральные базы для повышения своего профессионального уровня.

Процент охвата врачей, направляемых на повышение квалификации, не всегда соответствует должным требованиям, а врачи из отдаленных сельских и даже городских лечебно-профилактических учреждений зачастую не направлялись на обучение 10 и более лет.

В сложившейся ситуации профессиональная переподготовка и повышение квалификации медицинских работников должны проводиться как на центральных базах при медицинских высших учебных заведениях, так и в городе Тамбове на выездных курсах усовершенствования врачей согласно заключаемым договорам с факультетами усовершенствования врачей медицинских высших учебных заведений. Последипломная стажировка врачей участковых и районных больниц с целью освоения новых методик диагностики и лечения больных организована на базе областных лечебно-профилактических учреждений под руководством ведущих специалистов.

Появление в структуре первичной медико-санитарной помощи нового специалиста - врача общей практики (семейного врача), способствует повышению уровня профессиональной компетентности всех специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических учреждениях. В результате рациональной организации работы врача общей практики (семейного врача) одновременно улучшается организация работы других специалистов амбулаторно-поликлинического звена, так как они освобождаются от выполнения несвойственных им лечебно-диагностических процедур, профилактических и оздоровительных мероприятий, составляющих базовую подготовку врача на лечебном и педиатрическом факультетах высших учебных заведений.

Подготовка врачей общей практики (семейных врачей) для городских и сельских учреждений требует укомплектования кабинетов и рабочих мест специалистов необходимым медицинским оборудованием в соответствии с табелем оснащения.

II. Ресурсное обеспечение Программы

(изложен в редакции Закона Тамбовской области от 04.07.2007 г. № 238-З)

Для реализации мероприятий Программы требуется всего 52627,0 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 41127,0 тыс. рублей:

в 2007 году - 5333,0 тыс. рублей в 2008 году - 7002,0 тыс. рублей в 2009 году - 8418,0 тыс. рублей в 2010 году - 9982,0 тыс. рублей в 2011 году - 10392,0 тыс. рублей

III. Целевые индикаторы эффективности реализации Программы

IV. Механизм реализации Программы

Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются администрацией области, органами исполнительной власти области. Управлением здравоохранения области осуществляются мониторинг исполнения мероприятий Программы и оценка их результативности, анализ обеспеченности учреждений здравоохранения области кадрами.

Предусматривается разработка и принятие комплексных планов реализации мероприятий Программы на уровне муниципальных образований.

Контроль за реализацией Программы осуществляют Тамбовская областная Думай администрация Тамбовской области

V. Система программных мероприятий

(изложен в редакции Закона Тамбовской области от 04.07.2007 г. № 238-З)

V. Система программных мероприятий

тыс. рублей

Наимено

вание меропри

ятий

Объем финанси

рования программмы

в том числе

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Исполнитель

Областной бюджет

местный

бюджет

областной бюджет

местный бюджет

областной

бюджет

местный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. Целевая подготовка врачей в медицинских высших учебных заведениях в соответствии с потребностями здравоохранения области и выплатой ежемесячной стипендии в размере 1000 руб (85 человек).

20356,0

20356,0

2032,0

3052,0

4068,0

5092,0

6112,0

Управление здравоохранения области

2. Подготовка врачей в медицинских высших учебных заведениях на договорной основе с полной компенсацией обучения (119 человек, из них: 9 человек по специальности «Педиатрия», 110 человек по специальности «Лечебное дело» - в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина»).

17414,0

17414,0

4814,0

1980,0

3240,0

3525,0

3855,0

Управление здравоохранения области

3. Оплата «подъемных» врачам-специалистам, прибывающим на работу в лечебные учреждения Тамбовской области из других субъектов Российской Федерации в размере 25 должностных окладов

1500,0

1500,0

750,0

750,0

Управление здраво охранения области

4. Подготовка врачей обшей практики (семейных врачей) на циклах профессиональной переподготовки (20 человек).

2000,0

2000,0

1000,0

1000,0

Управление здравоохранения области

5. Оснащение кабинетов врачей общей практики (семейных врачей) необходимым диагностическим оборудованием (согласно табелю оснащения)

13029,0

1529,0

11500,0

159,0

2300,0

220,0

2300,0

360,0

2300,0

365,0

2300,0

425,0

2300,0

Управление здравоохранения области, органы местного самоуправления области (по согласованию)

6. Профориентационная работа в городах и районах Тамбовской области по отбору выпускников школ и молодежи для целевого направления в высшие и средние медицинские учебные заведения с последующим трудоустройством в лечебных учреждениях по полученной специальности согласно целевым направлениям,

*

Управление здравоохранения области, органы местного самоуправления области (по согласованию)

7.Подготовка старшеклассников общеобразовательных школ в специализированных классах с прохождением ими практики в лечебных учреждениях Тамбовской области и последующим целевым направлением в высшие и средние медицинские учебные заведения (до 150 человек ежегодно).

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Органы местного самоуправления области (по согласованию), учреждения здравоохранения области

8. Подготовка средних медицинских работников в медицинских образовательных учреждениях области по специальностям в соответст-вии с потребно-стью лечебных учреждений Тамбовской области (бюджетная форма обучения): а) в Тамбовском областном базовом медицинском колледже (125 средних медицинских работников ежегодно); б) в Мичуринском медицинском училище (50 средних медицинских работников ежегодно).

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Государ ственные образов ательвые учреждения среднего профессио-нального (медицинского) образования, управление здравоохранения области

9. Последипломная подготовка врачей В соответствии с требованиями (1 раз в 5 лет) по специаль-ностям в соответствии с занимаемыми должностями:

а) на центральных базах высших учебных заведений 9150 врачей ежегодно);

б) на выездных циклах в городе Тамбове (500 человек ежегодно)

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Лечебно-профилактические учреждения области, управление здравоохранения области

10. Подготовка врачей в целевой клинической ординатуре Саратовского государст-венного медицинского университета, Российского государственного университета, Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко (за счет средств федерального бюджета).

Управление здравоохранения области

11. Подготовка врачей в целевой аспирантуре медицинских высших учебных заведений г.Саратова, Москвы, Воронежа (но рекомендациям ученых Советов высших учебных заведений, за счет средств федерального бюджета).

Управление здравоохранения области

12, Последипломная стажировка врачей муниципа-льных образова-ний Тамбовской области на базах областных лечебных учреждений с целью освоения новых методов диагностики и лечения больных (50 врачей ежегодно)

13. Повышение квалификации (I раз в 5 лет) средних медицинских работников в Тамбовском областном базовом медицинском колледже, Мичуринском медицинском училище (2200 средних медицинских работников ежегодно) по заявкам лечебно-

профилактических учреждений Тамбовской области, е учетом специальностей и занимаемых должностей

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Учреждения здравоохранения области, управление здравоохранения области

14. Предоставление муниципальными образова-ниями служебного жилья врачам и молодым специалистам, направляемым на работу в лечебные учреждения Тамбовской области управлением здравоохранения Тамбовской области (ежегодна по согласованию)

Органы местного самоуправления области (по согласованию

ИТОГО

52627,0

41127,0

115000,0

5333,0

2300,0

7002,0

2300,0

8418,0

2300,0

9982,0

2300,0

10392,0

2300,0

* В пределах средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности

** В пределах средств, привлеченных в соответствии с действующим законодательством

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Тамбовская жизнь" № 66-67(23927-23928) от 07.03.2007
Рубрики правового классификатора: 140.010.040 Медицинские учреждения, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать