Основная информация

Дата опубликования: 02 октября 2009г.
Номер документа: ru68000200900561
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Тамбовская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦЦИЯ

Тамбовская областная Дума

ЗАКОН

от 02.10.2009 г.

г. Тамбов

№ 568-З

О питьевой воде и питьевом водоснабжении в Тамбовской области

(в редакции Закона Тамбовской области от 30.12.2010 № 733-З (ru68000201000829), от 28.12.2013 № 363-З (ru68000201301423)

Принят Тамбовской областной Думой 29 сентября 2009 года

Настоящий Закон регулирует отношения в области питьевого водоснабжения и устанавливает государственные гарантии по обеспечению потребителей питьевой водой, отвечающей нормативам качества питьевой воды.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

питьевая вода - вода, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям в естественном состоянии или после ее обработки и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека и (или) для производства продукции для потребления человеком (пищевых продуктов, напитков и иной продукции), ее хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества;

качество питьевой воды - состав и свойства питьевой воды при поступлении в водопроводную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети;

нормативы качества питьевой воды (нормативные требования) - совокупность допустимых показателей микробиологического,

паразитологического, химического, радиологического состава и

органолептических свойств воды, установленных научно-исследовательскими методами и регламентированных санитарными правилами, гарантирующих ее безопасность для здоровья человека;

питьевое водоснабжение - деятельность, направленная на обеспечение потребности в питьевой воде граждан или юридических лиц, включающая в себя выбор, охрану источников питьевого водоснабжения, проектирование, строительство систем питьевого водоснабжения, забор, подготовку, хранение, подачу к местам расходования и реализацию питьевой воды;

источник питьевого водоснабжения - водный объект или его часть, в пределах которых осуществляется забор питьевой воды;

централизованная система питьевого водоснабжения (водопровод общего пользования) - комплекс устройств и сооружений, предназначенных для забора, подготовки, хранения и подачи питьевой воды к местам потребления;

нецентрализованная система питьевого водоснабжения общего пользования - устройства и сооружения (колодец, скважина, водоочистительная установка, родник и другие), предназначенные для забора, получения питьевой воды без разводящей сети;

автономная система питьевого водоснабжения - устройства и сооружения, предназначенные для забора и получения питьевой воды с разводящей сетью или без нее к месту потребления, находящиеся в индивидуальном пользовании (для отдельного дома, дачного участка или иного отдельного объекта);

система питьевого водоснабжения - совокупность централизованных, нецентрализованных и автономных систем водоснабжения;

надежность системы питьевого водоснабжения - свойство системы питьевого водоснабжения обеспечивать режим (бесперебойный, почасовой, по графику) подачи питьевой воды потребителям в соответствии с установленными нормами питьевого водообеспечения и нормативными требованиями качества питьевой воды;

зона санитарной охраны - специально выделенные территория и (или) акватория, включающие источник водоснабжения и водопровод, состоящие из трех поясов и полос, в которых устанавливаются особые режимы хозяйственной и иной деятельности в целях охраны от загрязнения источника питьевого водоснабжения, питьевой воды;

нормы питьевого водообеспечения - расчетное количество питьевой воды, необходимое для удовлетворения физиологических и бытовых нужд одного человека в течение суток в определенном населенном пункте (поселении), на отдельном объекте или транспортном средстве при нормальном функционировании систем питьевого водоснабжения, нарушении их функционирования и в чрезвычайных ситуациях;

пользователи систем питьевого водоснабжении - граждане и юридические лица, использующие системы питьевого водоснабжения в установленном порядке в целях получения питьевой воды для питьевых и бытовых нужд и (или) производства продукции для потребления человеком, ее хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества;

потребители питьевой воды - граждане и юридические лица, расходующие питьевую воду для собственных нужд.

Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона

Целями и задачами настоящего Закона являются:

установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде;

установление хозяйственно-экономических основ питьевого водоснабжения; установление государственных гарантий надежности питьевого водоснабжения;

установление государственных гарантий по обеспечению безопасной и безвредной для здоровья человека питьевой водой.

Статья 3. Законодательство в области питьевого водоснабжения

Законодательство Тамбовской области (далее - области) основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.

Статьи 4. Основные принципы питьевого водоснабжения

Основными принципами питьевого водоснабжения являются:

государственные гарантии первоочередного обеспечения качественной питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;

государственное регулирование и государственный надзор в области питьевого водоснабжения;

обеспечение безопасности и надежности систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации и области;

приоритетное использование подземных водоисточников для питьевого водоснабжения;

учет и платность в питьевом водоснабжении;

отнесение систем питьевого водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения.

Статья 5. Субъекты правоотношений в области питьевого водоснабжения

Субъектами правоотношений в области питьевого водоснабжения являются:

органы государственной власти области; органы местного самоуправления;

собственники систем питьевого водоснабжения;

индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие централизованные и нецентрализованные системы питьевого водоснабжения;

пользователи систем питьевого водоснабжения;

потребители питьевой воды;

органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

специально уполномоченные органы в области государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды.

Глава II. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения

Статья 6. Полномочия областной Думы в области питьевого водоснабжения

К полномочиям областной Думы относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в области питьевого водоснабжения, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их исполнением;

осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.

Статья 7. Полномочия администрации области в сфере питьевого водоснабжения

К полномочиям администрации области относятся:

проведение государственной политики в области питьевого водоснабжения;

(абзац 3 изложен в редакции Закона Тамбовской области от 28.12.2013 № 363-З)

утверждение и реализация государственных программ Тамбовской области по развитию систем питьевого водоснабжения, охране и восстановлению источников питьевого водоснабжения, улучшению качества питьевой воды;

принятие нормативных правовых актов в области питьевого водоснабжения;

определение зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и принятие мер по пресечению нарушений режима зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения;

регулирование цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения в соответствии с федеральным законодательством;

резервирование источников питьевого водоснабжения;

осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения

К ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относятся:

организация обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой;

разработка, утверждение и финансирование муниципальных программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению контроля качества питьевой воды;

предоставление или изъятие земельных участков для размещения объектов систем питьевого водоснабжения в пределах своих полномочий в соответствии с земельным законодательством;

(абзац 5 признан утратившим силу Законом Тамбовской области от 30.12.2010 № 733-З)

регулирование цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения в соответствии с федеральным законодательством;

утверждение лимитов и режимов отпуска питьевой воды предприятиям и организациям в целях первоочередного удовлетворения нужд населения:

организация контроля расхода и учета питьевой воды;

принятие на основании заключения органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы решения о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретных систем водоснабжения;

введение по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы временного усиленного режима контроля за качеством питьевой воды при наличии угрозы здоровью людей вследствие опасности ухудшения качества питьевой воды и принятие мер по восстановлению питьевого водоснабжения;

обеспечение населения своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой питьевой воды;

осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.

Глава III. Хозяйственно-экономические основы питьевого водоснабжения

Статья 9. Централизованные системы питьевого водоснабжения

1. Централизованное питьевое водоснабжение направлено на обеспечение режима бесперебойной подачи питьевой воды потребителям и осуществляется посредством централизованных систем. Централизованное питьевое водоснабжение является приоритетным по отношению к иным системам питьевого водоснабжения в населенных пунктах (поселениях).

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие централизованные системы питьевого водоснабжения, обязаны:

выполнять все технологические условия для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям по всем показателям, и осуществлять с этой целью регулярный производственный лабораторный контроль в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обеспечивать режим бесперебойной подачи питьевой воды в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения и предприятий пищевой промышленности.

При нарушении режима бесперебойного обеспечения питьевой водой населения индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие централизованные системы питьевого водоснабжения, по решению органов местного самоуправления ограничивают или прекращают отпуск питьевой воды для производственных нужд организаций, технологические процессы которых не требуют использования питьевой воды.

Статья 10. Нецентрализованные и автономные системы питьевого водоснабжения

1. Нецентрализованные и автономные системы питьевого водоснабжения применяются для обеспечения питьевой водой граждан и юридических лиц при отсутствии централизованных систем питьевого водоснабжения.

Собственники нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие такие системы, обязаны поддерживать системы в состоянии, обеспечивающем получение питьевой воды в соответствии с нормативными требованиями, а также осуществлять контроль за качеством питьевой воды и своевременно информировать потребителей питьевой воды о результатах контроля.

2. Собственники автономных систем питьевого водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, самостоятельно решают вопросы обеспечения исправности систем и контроля за качеством воды.

(статья 10.1 дополнена редакцией Закона Тамбовской области от 28.12.2013 № 363-З)

Статья 10.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения

При эксплуатации систем питьевого водоснабжения и водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с нормами федерального законодательства.».

Статья 11. Производственный контроль

1. При строительстве (производстве), реконструкции, эксплуатации и осуществлении ремонта централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения должен проводиться производственный контроль за соблюдением строительных норм и правил, экологических требований, государственных стандартов и санитарных правил в целях обеспечения надежности функционирования систем питьевого водоснабжения, соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам и установленного режима ее подачи потребителям.

2. Осуществление производственного контроля качества воды производится в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

Глава IV. Гарантии обеспечения питьевой водой

Статья 12. Государственные гарантии обеспечения населения питьевой водой

1. Удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах их проживания осуществляется мерами, направленными на развитие централизованных либо нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, а также государственной поддержкой, регулированием, контролем и надзором в области питьевого водоснабжения в соответствии с действующим законодательством.

2. Граждане в период их пребывания в общественных местах (вокзалах, парках, пляжах и иных местах), а также проезда на транспортных средствах при времени их следования в пути более трех часов обеспечиваются питьевой водой бесплатно собственниками названных объектов.

Статья 13. Обеспечение качества питьевой воды

Качество питьевой воды, получаемой потребителями, должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:

выбором источника питьевого водоснабжения и технологии обработки воды в соответствии с санитарными нормами и правилами;

использованием в системах водоснабжения материалов, оборудования, реагентов, прошедших обязательную гигиеническую экспертизу и сертификацию;

разработкой рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;

осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих централизованные и нецентрализованные системы питьевого водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды;

установлением зон санитарной охраны источников и систем централизованного питьевого водоснабжения от случайного или умышленного загрязнения питьевой воды.

Статья 14. Государственный надзор и учет в области питьевого водоснабжения

1. В соответствии с федеральным законодательством надзор за качеством питьевой воды осуществляется органами и учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Учет количества забранной воды из питьевых источников, а также количества потребляемой воды из централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляется собственниками этих систем, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, эксплуатирующими такие системы, пользователями систем, питьевого водоснабжения.

Статья 15. Пользование водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения

1. Пользование водными объектами для питьевого и бытового водоснабжения населения является приоритетным перед другими видами водопользования.

2. Для питьевого водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения водные объекты, качество вод которых соответствует установленным требованиям в естественном состоянии или после соответствующей водоподготовки.

3. Выбор источника водоснабжения должен осуществляться с учетом его надежности и реальной возможности организации зон санитарной охраны.

4. Развитие систем питьевого водоснабжения должно осуществляться одновременно с развитием систем водоотведения. Мощности очистных сооружений канализации должны соответствовать мощностям водозаборных сооружений.

Статья 16. Санитарная охрана источников и систем питьевого водоснабжения

1. Санитарная охрана источников и централизованных систем питьевого водоснабжения от загрязнения обеспечивается путем организации зон санитарной охраны.

2. Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех источниках питьевого водоснабжения и централизованных системах питьевого водоснабжения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

3. Организация зон санитарной охраны, порядок их проектирования и эксплуатации, установление границ, входящих в их территорию (поясов и полос), и соответствующих режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных мероприятий, в том числе перечня ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах поясов и полос, осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами.

4. Выполнение комплекса санитарных мероприятий и соблюдение режима в зонах санитарной охраны возлагается:

на территориях первого пояса - на органы коммунального хозяйства или других владельцев водопроводов;

на территориях второго и третьего поясов - на владельцев объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

5. В соответствии с федеральным законодательством государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории зоны санитарной охраны осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствии с их компетенцией.

Администрация области, органы местного самоуправления могут принимать решения о дополнительных мерах охраны источников и систем питьевого водоснабжения для предупреждения их случайного, умышленного загрязнения или нанесения вреда по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 17. Резервные источники питьевого водоснабжения

Для обеспечения населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных экологических и иных экстремальных ситуаций на базе защищенных от загрязнения подземных водных объектов создаются резервные источники водоснабжения.

Статьи 18. Питьевое водоснабжение при нарушении функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения

1. В случаях нарушения функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, повлекшего нарушение установленного режима подачи питьевой воды потребителям и (или) несоответствие качества подаваемой воды установленным нормативным требованиям, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, собственники систем питьевого водоснабжения, индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие такие системы, обязаны принять меры по подаче питьевой воды потребителям в количестве, установленном нормами питьевого водообеспечения для таких ситуаций, используя резервные источники и системы питьевого водоснабжения, бытовые и групповые технические средства очистки и обеззараживания воды, поставку питьевой воды в расфасованном виде или ее доставку в емкостях (цистернах) для общественного использования.

2. Перечень мер для ситуаций, связанных с нарушением функционирования централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, регламентируется планом оперативных действий по обеспечению питьевого водоснабжения потребителей соответствующего муниципального образования.

Статья 19. Питьевое водоснабжение населения в чрезвычайных ситуациях

1. Организация обеспечения пострадавшего населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (авариях, катастрофах либо стихийных бедствиях и т.д.), повлекших загрязнение источников водоснабжения, повреждение систем очистки и обеззараживания воды, систем водоснабжения, осуществляется администрацией области, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий при отсутствии питьевой воды в населенном пункте более суток.

2. Администрация области, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие централизованные и нецентрализованные системы питьевого водоснабжения, обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о ситуации в области питьевого водоснабжения при чрезвычайных ситуациях (определение дополнительных источников водоснабжения и наличия резервных сооружений и устройств для забора и подачи воды, наличия нормативного запаса материалов, оборудования и техники для восстановления систем питьевого водоснабжения, информация о доставке питьевой воды).

3. Финансирование расходов по нормированному обеспечению населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях осуществляется за счет средств, предусматриваемых соответствующими бюджетами на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, и других не запрещенных законом источников.

Статья 20. Информация по вопросам питьевого водоснабжения

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие централизованные и нецентрализованные системы питьевого водоснабжения, а также органы, осуществляющие надзор за соответствием качества питьевой воды установленным нормативным требованиям, обязаны своевременно информировать потребителей питьевой воды о несоответствии ее нормативам качества.

Информирование о качестве питьевой воды осуществляется бесплатно через средства массовой информации или иным способом.

2. Информация о возможных перебоях в поставках питьевой воды потребителям предоставляется бесплатно в обязательном порядке организациями, обеспечивающими питьевое водоснабжение и осуществляющими жилищно- коммунальное обслуживание через средства массовой информации или иным способом.

Глава V. Ответственность за нарушение законодательства в области питьевого водоснабжения и возмещение вреда, причиненного гражданам и системам питьевого водоснабжения

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства в области питьевого водоснабжения

Граждане, юридические лица, а также должностные лица, виновные в нарушении законодательства в области питьевого водоснабжения, несут административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате несоответствия питьевой воды нормативным требованиям

Вред, причиненный здоровью граждан в результате потребления питьевой воды из систем питьевого водоснабжения, не соответствующей нормативным требованиям, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Возмещение вреда, причиненного системам и организациям питьевого водоснабжения

Граждане и юридические лица, причинившие вред системам питьевого водоснабжения в результате несоблюдения правил пользования системами, повреждения сооружений, оборудования, водопроводных сетей, создания препятствий в проведении аварийно-восстановительных работ, обеспечении нормальной эксплуатации систем водоснабжения либо в результате загрязнения источников питьевого водоснабжения, обязаны возместить причиненный вред в полном объеме добровольно или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Глава администрации области О.И.Бетин

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 110.040.000 Использование и охрана вод (см. также 200.150.030), 110.040.050 Объекты водных отношений (см. также 200.040.050, 200.040.090, 200.120.020), 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.040.040 Нормирование в области использования и охраны водных объектов, 090.120.000 Бытовое обслуживание населения, 110.040.070 Использование водных объектов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать