Основная информация

Дата опубликования: 03 декабря 2019г.
Номер документа: RU47000201901690
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ленинградская область
Принявший орган: Законодательное собрание Ленинградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

От 03.12.2019 № 109-оз

Об обращении с животными без владельцев

на территории Ленинградской области

Принят Законодательным собранием Ленинградской области
3 декабря 2019 года

Настоящий областной закон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 декабря 2018 года
№ 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1
"О ветеринарии" регулирует отдельные вопросы в сфере обращения
с животными без владельцев (далее также – животные) на территории Ленинградской области, в том числе общие вопросы организации деятельности по обращению с животными без владельцев и деятельности приютов
для животных (далее также – приюты), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты населения
от заболеваний, общих для человека и животных, обеспечения безопасности
и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными,
а также формирования гуманного и ответственного отношения к животным.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

1. Для целей настоящего областного закона используются следующие основные понятия:

ответственное обращение с животными – гуманное обращение
с животными, предполагающее добросовестное выполнение обязанностей
по их содержанию в соответствии с биологическими особенностями
и потребностями животных, оказание им необходимой ветеринарной помощи, недопущение жестокого обращения с животными;

специалист в области ветеринарии – лицо, имеющее право
на осуществление ветеринарной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

мечение животного без владельца (далее также – мечение) – имплантация животному без владельца электронного микрочипа, содержащего информацию о животном;

пункт временного содержания животных без владельцев (далее также – пункт временного содержания) – здание, строение, сооружение или иной объект (в том числе мобильный), предназначенные для краткосрочного содержания отловленных животных в целях проведения процедур, связанных
с их первичным осмотром, оказанием им неотложной ветеринарной помощи, вакцинацией, стерилизацией, мечением, регистрацией и учетом;

реестр животных без владельцев Ленинградской области – единая база данных, содержащая сведения о находящихся на территории Ленинградской области животных без владельцев, в отношении которых были проведены процедуры, связанные с отловом, карантинированием, вакцинацией, стерилизацией, мечением, регистрацией и учетом, в том числе сведения
о животных, возвращенных на прежние места обитания или прежним владельцам, переданных новым владельцам или оставшихся на содержании
в приютах для животных, а также умерщвленных по основаниям, предусмотренным настоящим областным законом;

уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области – орган исполнительной власти Ленинградской области, к чьей компетенции Правительством Ленинградской области отнесены вопросы обращения
с животными без владельцев.

2. Иные понятия, используемые в настоящем областном законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон об ответственном обращении с животными).

Статья 2. Полномочия органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в сфере обращения
с животными без владельцев

1. Законодательное собрание Ленинградской области принимает областные законы в сфере обращения с животными без владельцев, регулирующие в том числе общие вопросы организации деятельности
по обращению с животными без владельцев и деятельности приютов
для животных, и осуществляет контроль за их соблюдением и исполнением.

2. К полномочиям Правительства Ленинградской области в сфере обращения с животными без владельцев относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями
по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению
с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) установление порядка организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными без владельцев;

4) организация ведения реестра животных без владельцев Ленинградской области;

5) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.

3. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере обращения с животными без владельцев относятся:

1) осуществление государственного надзора в области обращения
с животными без владельцев;

2) ведение реестра животных без владельцев Ленинградской области;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области могут быть наделены отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по осуществлению деятельности
по обращению с животными без владельцев в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 3. Организация деятельности по обращению с животными
без владельцев на территории Ленинградской области

1. Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:

1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;

2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;

3) гуманного отношения к животным без владельцев;

4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;

5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;

6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

2. Деятельность по обращению с животными без владельцев включает
в себя следующие мероприятия:

1) отлов животных без владельцев, их транспортировка и немедленная передача в приют для животных или в пункт временного содержания животных без владельцев;

2) первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельцев, поступивших в приют
для животных или в пункт временного содержания животных без владельцев;

3) оказание животным без владельцев неотложной ветеринарной помощи, их лечение;

4) карантинирование (временное содержание животных без владельцев
в приюте отдельно от других животных в целях выявления возможных заболеваний и предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев);

5) вакцинация животных без владельцев;

6) стерилизация животных без владельцев;

7) мечение животных без владельцев;

8) регистрация и учет животных без владельцев;

9) возврат на прежние места обитания вакцинированных, стерилизованных, помеченных, зарегистрированных, учтенных и не проявляющих немотивированной агрессивности животных без владельцев, возможность дальнейшего содержания которых в приютах или в пунктах временного содержания отсутствует;

10) содержание (включающее кормление, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды, подсобных помещений и инвентаря) животных
без владельцев, которые не могут быть возвращены в прежние места
их обитания, в приюте до момента передачи таких животных новым владельцам или до наступления естественной смерти таких животных;

11) умерщвление животных без владельцев в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного.

3. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными,
не допускается.

Статья 4. Общий порядок действий при обнаружении животных
без владельцев, пропаже животных

1. Собственники и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков, обнаружившие на принадлежащих
им территориях (объектах) животное без владельца, не имеющее признаков мечения или иных признаков принадлежности человеку, обязаны в срок
не позднее трех дней с момента обнаружения животного сообщить об этом
в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области
или в орган местного самоуправления муниципального образования Ленинградской области в случае наделения его отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по осуществлению деятельности
по обращению с животными без владельцев (далее – орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями
по обращению с животными без владельцев), а также обеспечить доступ
на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.

В случае нападения животных без владельцев на человека или на других животных, иного проявления ими агрессии по отношению к человеку
или к другим животным, создания ими опасности для участников дорожного движения, а также в случае их нахождения на территориях образовательных организаций, учреждений культуры, медицинских организаций, в парках, скверах, иных местах массового отдыха граждан информирование органов, указанных в абзаце первом настоящей части, производится незамедлительно.

2. Обнаруженные животные без владельцев подлежат отлову и передаче
в приют для животных или в пункт временного содержания животных
без владельцев.

3. Информация о произведенном отлове животных без владельцев,
о поступлении отловленных животных без владельцев в приют или в пункт временного содержания, о возврате отловленных животных без владельцев
на прежние места их обитания направляется в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями
по обращению с животными без владельцев, в порядке, предусмотренном частями 3 и 10 статьи 5 и частью 3 статьи 11 настоящего областного закона.

4. Лицо, обнаружившее пропажу принадлежащего ему животного, обязано сообщить о данном факте в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению
с животными без владельцев.

5. Уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев, обязан предоставить владельцу животного информацию о мероприятиях
по отлову животных без владельцев, в ходе которых животное могло быть отловлено, о приютах или пунктах временного содержания, в которые животное могло быть доставлено после отлова, а также о местах прежнего обитания, на которые животное могло быть возвращено.

6. Владелец приюта, владелец пункта временного содержания обязаны обеспечить владельцу потерявшегося животного возможность поиска
и возврат потерявшегося животного в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 3, пунктом 1 части 6 и частью 7 статьи 8, частью 10 статьи 10 настоящего областного закона.

Статья 5. Общие требования, предъявляемые к отлову животных без владельцев

1. Отлов животных без владельцев осуществляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, определенные в соответствии
с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд (далее также – организации, осуществляющие отлов животных без владельцев).

2. Организация, осуществляющая отлов животных без владельцев, обязана не позднее чем за двое суток до производства отлова информировать население через средства массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову животных без владельцев,
за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 статьи 4 настоящего областного закона, а также о местонахождении приютов
или пунктов временного содержания, в которые будут передаваться отловленные животные без владельцев.

3. Организация, осуществляющая отлов животных без владельцев, обязана производить фотографирование и, при наличии технической возможности, видеосъемку процесса отлова животных без владельцев
и бесплатно представлять полученные фото- и видеоматериалы
в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области
или в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев.

Уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев, обеспечивают хранение полученных фото- и видеоматериалов в течение шести месяцев со дня производства отлова животных без владельцев.

4. К участию в выполнении работ по отлову животных без владельцев
не допускаются лица, состоящие на учете в психоневрологическом
или наркологическом диспансерах, не прошедшие иммунизацию против бешенства, привлекавшиеся к ответственности за жестокое обращение
с животными, умышленное причинение смерти или умышленное причинение вреда здоровью человека.

5. Отлов животных без владельцев исключительно в целях их умерщвления запрещен. Организации, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье. В процессе отлова, погрузки, транспортировки и выгрузки животных без владельцев запрещается применять вещества, лекарственные средства, технические приспособления, устройства
и приемы, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных.

6. В процессе отлова животных без владельцев также запрещается:

1) осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей,
за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 статьи 4 настоящего областного закона;

2) изымать животных из квартир, с территорий частных домовладений,
за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым части 1 статьи 4 настоящего областного закона;

3) снимать с привязи животных, временно оставленных в местах общего пользования;

4) продавать или передавать животных иным лицам либо присваивать отловленных животных.

7. Животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения
об их владельцах, передаются владельцам.

8. Стерилизованные животные без владельцев, имеющие признаки мечения, отлову не подлежат. В случае если указанные признаки не были выявлены в процессе отлова, а обнаружились при последующем осмотре животного специалистом в области ветеринарии, указанное животное передается владельцу (в случае его установления) или возвращается на место произведенного отлова (в случае, если владелец животного не установлен).

9. Отловленные животные без владельцев подлежат незамедлительной транспортировке в приют или пункт временного содержания.

Требования, предъявляемые к транспортировке отловленных животных без владельцев, в том числе требования к оснащению используемых для этих целей автотранспортных средств, требования к размещению на указанных автотранспортных средствах надписей, содержащих сведения об организациях, осуществляющих отлов животных без владельцев, требования к условиям транспортировки животных без владельцев, в том числе к максимальному количеству перевозимых в автотранспортном средстве животных без владельцев, предельному времени и расстоянию их транспортировки от места отлова, условиям транспортировки животных разных видов, а также срокам передачи животных без владельцев в приюты с момента отлова, определяются Правительством Ленинградской области в соответствии с методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными
без владельцев, утвержденными Правительством Российской Федерации.

10. Организации, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести учет объема выполненных работ и представлять соответствующие сведения в приют (в случае, если отловленные животные передаются в приют), а также в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными
без владельцев.

Орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев, обеспечивает передачу полученных сведений об объеме выполненных работ
по отлову животных без владельцев в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области в целях их использования для ведения реестра животных без владельцев Ленинградской области.

Статья 6. Приюты для животных

1. Приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных,
от права собственности на которых владельцы отказались.

2. Создаваемые на территории Ленинградской области приюты могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

3. Решения о создании государственных приютов принимаются органами исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с областным законом от 19 января 2001 года № 4-оз "Об отдельных вопросах управления
и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области".

4. Владельцами частных приютов могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

5. Владельцам частных приютов могут оказываться меры государственной поддержки в порядке, установленном областным законом
от 29 июня 2012 года № 52-оз "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области".

6. Земельные участки, предназначенные для размещения приютов, предоставляются в аренду без проведения торгов.

Статья 7. Общие требования, предъявляемые к приютам для животных

1. Приютом для животных является специально оборудованный имущественный комплекс, имеющий централизованные, децентрализованные или иные системы водоснабжения и водоотведения, электротеплоснабжения
и наружного освещения.

2. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях и должны располагать:

1) вольерами для содержания собак;

2) теплыми вентилируемыми помещениями для содержания кошек;

3) площадкой для выгула собак;

4) блоком изолятора;

5) блоком карантина;

6) ветеринарным блоком;

7) санитарным блоком;

8) дезинфекционно-моечным помещением;

9) бытовым помещением для обслуживающего персонала;

10) хозяйственными помещениями для хранения кормов, инвентаря,
а также опилок, сена или другого подстилочного материала;

11) емкостями (контейнерами, пакетами) для сбора биологических отходов, а также помещениями, холодильными или морозильными камерами для временного хранения биологических отходов;

12) местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов
и контейнерами для твердых коммунальных отходов.

3. Дополнительные требования к размещению приютов для животных,
к содержанию в них животных разных видов и пород, а также к помещениям, указанным в части 2 настоящей статьи, включая требования к их размерам
и внутреннему устройству, температурному режиму, освещенности, вентиляции, водоснабжению, канализации, защите от неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды, уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, определяются Правительством Ленинградской области
в соответствии с методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных
в них, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Общие требования, предъявляемые к владельцам приютов для животных

1. В отношении животных, находящихся в приютах, владельцы приютов и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.

2. Штатная численность работников приюта определяется в зависимости от количества содержащихся в приюте животных и видов выполняемых работ.

3. Владельцы приютов и уполномоченные ими лица обязаны соблюдать общие требования к содержанию животных, указанные в статье 9
Федерального закона "Об ответственном обращении с животными", требования законодательства в сфере ветеринарии, а также следующие дополнительные требования:

1) проводить мероприятия, связанные с первичным осмотром, оказанием неотложной ветеринарной помощи и лечением (при необходимости), карантинированием, вакцинацией против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизацией и мечением поступивших
в приюты животных без владельцев, животных, от права собственности
на которых владельцы отказались, в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего областного закона;

2) содержать поступивших в приюты животных без владельцев
и животных, от права собственности на которых владельцы отказались,
до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;

3) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;

4) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах животных без владельцев;

5) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи сведения о находящихся
в приютах животных без владельцев и животных, от права собственности
на которых владельцы отказались;

6) осуществлять документально подтвержденный учет поступления животных в приюты и выбытия животных из приютов;

7) передавать сведения об учете животных, поступивших в приюты
и выбывших из приютов, в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области для включения их в реестр животных без владельцев Ленинградской области.

4. Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения
и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, размещаются работниками приюта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем в течение трех дней
со дня поступления соответствующего животного в приют.

5. Перечень дополнительных сведений о поступивших в приют животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, порядок размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утверждаются Правительством Ленинградской области.

6. Владельцы приютов и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения приютов:

1) гражданами, осуществляющими поиск пропавших животных, и иными гражданами, изъявившими желание забрать животное без владельца из приюта в целях его последующего содержания, – в установленное приютами время,
за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка
или дезинфекция помещений;

2) добровольцами (волонтерами) – в часы, установленные режимом работы приютов, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.

Правила поведения посетителей приюта и добровольцев (волонтеров),
а также правила приема гуманитарной помощи от посетителей приюта размещаются на стендах при входе в приют.

7. Возврат потерявшегося животного, содержащегося в приюте,
его владельцу осуществляется после установления фактов, свидетельствующих о праве владения данным животным. Указанные факты могут подтверждаться сведениями, имеющимися на ошейнике или иных предметах, неснимаемыми
и несмываемыми метками или иными способами, не противоречащими гражданскому законодательству Российской Федерации.

В случае возврата потерявшегося животного владельцу приют имеет право на возмещение владельцем животного расходов, понесенных
на содержание животного в приюте, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

8. Не допускается передача животных без владельцев и животных,
от права собственности на которых владельцы отказались, физическим лицам
и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных.

Статья 9. Общие требования, предъявляемые к содержанию животных без владельцев в приютах для животных

1. После поступления отловленного животного без владельцев в приют для животных незамедлительно осуществляется его первичный осмотр
и оценка здоровья специалистом в области ветеринарии.

В ходе первичного осмотра определяется общее состояние здоровья животного, наличие или отсутствие внешних признаков инфекционных заболеваний, травм, признаков жестокого обращения с животным, признаков наличия у животного владельцев, а также устанавливается необходимость оказания животному неотложной ветеринарной помощи.

По результатам первичного осмотра отловленных животных
без владельцев может быть принято решение об оказании им неотложной ветеринарной помощи.

2. Лечение животных без владельцев может осуществляться в приюте
для животных при наличии необходимого оборудования, лекарственных препаратов, условий и специалиста в области ветеринарии либо в ветеринарной клинике, с которой заключен соответствующий договор.

3. После первичного осмотра и оценки состояния здоровья животных
без владельцев, а также оказания им неотложной ветеринарной помощи
все отловленные животные помещаются на карантин.

Мероприятия по обязательному карантинированию осуществляются
в блоке карантина приюта для животных в течение 10 дней под наблюдением специалиста в области ветеринарии.

4. После карантинирования клинически здоровые животные
без владельцев вакцинируются против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных (далее – вакцинация), и проходят операцию
по стерилизации.

5. Целью стерилизации является снижение численности животных
без владельцев путем предотвращения появления у них нежелательного потомства, а также улучшение эпизоотической и эпидемической обстановки.

Решение о возможности проведения стерилизации принимается специалистом в области ветеринарии индивидуально в отношении каждого животного без владельца по результатам его осмотра, с учетом возраста, особенностей и физиологического состояния.

Стерилизацию проводят не ранее достижения животным возраста
пяти месяцев.

Стерилизация осуществляется в специально оборудованном помещении (ветеринарном блоке приюта для животных).

После стерилизации животные содержатся в закрытом утепленном помещении (санитарном блоке приюта для животных), соответствующем условиям для послеоперационного ухода за животными.

Длительность послеоперационного ухода за животными без владельцев после стерилизации устанавливается специалистом в области ветеринарии.

В период осуществления послеоперационного ухода за животными
без владельцев осуществляется ежедневный, не реже одного раза в день врачебный осмотр животного, в случае необходимости животному должна быть оказана ветеринарная помощь.

Выбытие животного из приюта для животных до завершения мероприятий по послеоперационному уходу за животными возможно только
в случае возврата потерявшегося животного его владельцу по его письменному заявлению.

6. Отловленные животные без владельцев, поступившие в приют, подлежат обязательному мечению.

7. Все животные без владельцев, поступившие в приюты и выбывшие
из приютов (в том числе возвращенные на прежние места обитания), подлежат учету. Учет животных осуществляется на бумажных и электронных носителях.

На каждое поступившее в приют животное оформляется индивидуальная карточка учета животного без владельца. В случае выбытия животного
без владельца из приюта оформляется соответствующий акт. Сведения обо всех животных, поступивших в приют и выбывших из приюта, вносятся в журнал движения животных в приюте. Порядок учета животных без владельцев, поступивших в приюты и выбывших из приютов, форма индивидуальной карточки учета животного без владельца, форма акта о выбытии животного
без владельца из приюта и форма журнала движения животных в приюте утверждаются Правительством Ленинградской области.

8. Требования к выгулу, кормлению и поению животных, а также
к обеспечению мероприятий по ежедневному уходу за животными определяются Правительством Ленинградской области в соответствии
с методическими указаниями по организации деятельности приютов
для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Содержание животных без владельцев в приюте прекращается
в случаях:

1) возврата потерявшегося животного его владельцу;

2) передачи вакцинированного и стерилизованного животного новому владельцу;

3) передачи животного без владельца в другой приют для животных;

4) возврата вакцинированного и стерилизованного животного на прежнее место его обитания;

5) умерщвления в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного;

6) естественной смерти животного.

Статья 10. Пункты временного содержания животных без владельцев

1. При отсутствии приютов для животных или отсутствии свободных мест в приютах для животных отловленные животные без владельцев подлежат немедленной передаче в пункты временного содержания животных
без владельцев.

2. Отловленные животные без владельцев могут передаваться в пункты временного содержания до вступления в силу положений Федерального закона об ответственном обращении с животными, предусматривающих обязательную передачу отловленных животных без владельцев в приюты для животных.

3. Пункты временного содержания обеспечивают краткосрочное
(не более 10 дней) содержание отловленных животных без владельцев
в целях проведения процедур, связанных с их первичным осмотром специалистом в области ветеринарии, оказанием им неотложной ветеринарной помощи, вакцинацией, стерилизацией, мечением, регистрацией и учетом,
и не предусматривают возможность их дальнейшего содержания после завершения указанных процедур.

4. Пункты временного содержания должны обеспечивать защиту животных от холода, осадков, жары и других погодных явлений и располагать помещениями (отсеками) для раздельного содержания здоровых и больных животных, животных разного вида, пола.

5. Пункты временного содержания могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

6. Решения о создании государственных пунктов временного содержания принимаются в порядке, установленном частью 3 статьи 6 настоящего областного закона.

7. Содержание животных без владельцев в частных пунктах временного содержания осуществляется индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

8. Процедуры, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, производятся в порядке, установленном статьей 9 настоящего областного закона.

9. После завершения процедур, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, животное без владельца возвращается прежнему владельцу
(в случае его установления) либо передается новому владельцу
(в случае обнаружения лица, изъявившего желание принять на себя обязанности по его содержанию), либо передается в приют для животных
(при наличии такой возможности), либо возвращается на прежнее место
его обитания, либо умерщвляется (в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых
с жизнью животного).

10. Владельцы пунктов временного содержания обязаны обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра животных, находящихся в пунктах временного содержания.

Возврат потерявшегося животного, находящегося в пункте временного содержания, его владельцу осуществляется после установления фактов, свидетельствующих о праве владения данным животным. Указанные факты могут подтверждаться сведениями, имеющимися на ошейнике или иных предметах, неснимаемыми и несмываемыми метками или иными способами,
не противоречащими гражданскому законодательству Российской Федерации.

В случае возврата потерявшегося животного владельцу пункт временного содержания имеет право на возмещение владельцем животного расходов, понесенных на содержание животного в пункте временного содержания,
в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Возврат животных без владельцев на прежние места
их обитания

1. После завершения процедур, предусмотренных частями 1 – 7 статьи 9 настоящего областного закона (в случае передачи отловленных животных
в приют) либо частью 3 статьи 10 настоящего областного закона
(в случае передачи отловленных животных в пункт временного содержания), животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, возвращаются на прежние места их обитания.

2. Транспортировка животных к местам прежнего обитания осуществляется с соблюдением требований методических указаний
по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания организации, осуществляющие указанную деятельность, обязаны производить фотографирование и, при наличии технической возможности, видеосъемку процесса возврата животных и бесплатно представлять полученные фото-
и видеоматериалы в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или в орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными
без владельцев.

Уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области или орган местного самоуправления, наделенный отдельными государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев, обеспечивают хранение полученных фото- и видеоматериалов в течение шести месяцев со дня производства отлова животных без владельцев.

Статья 12. Умерщвление животных без владельцев

1. Умерщвление животных без владельцев допускается в случаях, предусмотренных санитарными и ветеринарными правилами.

2. Умерщвление животных без владельцев допускается при обороне
от нападающего животного, если жизнь и (или) здоровье человека (людей) находятся в опасности.

3. Умерщвление животных без владельцев, содержащихся в приютах
или пунктах временного содержания, запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых
с жизнью животного.

4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи,
процедура умерщвления животного должна производиться специалистом
в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю
и безболезненную смерть.

Решение о наличии показания и необходимости умерщвления животного без владельца принимается комиссией, состоящей из двух специалистов
в области ветеринарии и руководителя приюта или пункта временного содержания. В случае обнаружения владельца потерявшегося животного необходимо также письменное согласие владельца животного на умерщвление.

О проведении умерщвления животного составляется акт, к которому прилагается заключение специалистов в области ветеринарии о состоянии животного.

При умерщвлении животного без владельца обязательно предварительное медикаментозное отключение сознания животного.

До проведения процедуры умерщвления животное без владельца должно содержаться в условиях, которые удовлетворяют его природную потребность
в еде, воде, сне, возможности передвижения и двигательной активности.

5. Умерщвление животных без владельцев в присутствии несовершеннолетних не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Статья 13. Утилизация, уничтожение трупов животных без владельцев

1. Утилизация, уничтожение трупов животных без владельцев осуществляются в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

2. В случае обнаружения трупов животных без владельцев их вывоз, утилизация, уничтожение осуществляются специализированной организацией на основании договора, заключаемого с собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором были обнаружены трупы животных без владельцев.

3. Вывоз трупов животных без владельцев из приютов или пунктов временного содержания, их утилизация, уничтожение осуществляются специализированными организациями на основании договора, заключаемого с приютом или пунктом временного содержания.

До их вывоза специализированной организацией трупы животных
без владельцев должны быть собраны в емкости (контейнеры, пакеты), предназначенные для сбора биологических отходов, и размещены в помещениях, холодильных или морозильных камерах, предназначенных для временного хранения биологических отходов.

Статья 14. Общественный контроль в сфере обращения с животными

1. Общественный контроль в сфере обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Результаты общественного контроля в сфере обращения с животными, представленные в органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".

3. Граждане, изъявившие желание на добровольной и безвозмездной основе оказывать содействие органу исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющему государственный надзор в сфере обращения
с животными, могут осуществлять общественный контроль в сфере обращения с животными в качестве общественных инспекторов в сфере обращения
с животными.

4. Орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий государственный надзор в сфере обращения с животными, выдает общественным инспекторам в сфере обращения с животными соответствующие удостоверения.

5. Права и обязанности общественных инспекторов в сфере обращения
с животными определяются в соответствии с Федеральным законом об ответственном обращении с животными.

Статья 15. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Статья 16. Признание утратившими силу некоторых областных законов и отдельных положений некоторых областных законов

Со дня вступления в силу настоящего областного закона признать утратившими силу:

1) областной закон от 21 июня 2013 года № 38-оз "О безнадзорных животных в Ленинградской области";

2) областной закон от 2 июля 2014 года № 41-оз "О внесении изменений
в областной закон "О безнадзорных животных в Ленинградской области";

3) статью 8 областного закона от 12 мая 2015 года № 48-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) статью 23 областного закона от 6 мая 2016 года № 27-оз "О внесении изменений в некоторые областные законы".

Губернатор

Ленинградской области              А. Дрозденко

Санкт-Петербург

23 декабря 2019 года

№ 109-оз

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 26.02.2020

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать