Основная информация
Дата опубликования: | 05 марта 2007г. |
Номер документа: | ru89000200700118 |
Текущая редакция: | 6 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
З А К О Н
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Об обращениях граждан
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
21 февраля 2007 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 28.09.2017 № 60-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 02.06.2010 № 68-ЗАО
-законом автономного округа от 09.11.2011 №112-ЗАО
-законом автономного округа от 26.09.2013 № 24-ЗАО
- законом автономного округа от 30.03.2015 № 19-ЗАО
- законом автономного округа от 21.12.2015 № 135-ЗАО
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа устанавливает положения, направленные на защиту прав граждан на обращение в органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе и к их должностным лицам. (преамбула утратила силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
(статья в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) устанавливает положения, направленные на защиту прав граждан на обращение в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, в том числе устанавливает гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.
Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами автономного округа и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями автономного округа, иными организациями и их должностными лицами. (в ред. от 26.09.2013 № 84-ЗАО)
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе
(статья в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1. Для целей настоящего Закона используются следующие термины:
1) коллективное обращение – обращение двух или более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на собрании, конференции, митинге, сходе граждан, ином публичном мероприятии, подписанное его участниками, направленное в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, а также устное обращение двух или более лиц в указанные органы или должностным лицам;
2) повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным законодательством срок рассмотрения или гражданин, подавший его, не удовлетворен данным ему ответом.
2. Остальные термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе.
Статья 3. Пределы действия настоящего Закона
(статья утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 4. Основные принципы деятельности государственных органов автономного округа и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Основными принципами деятельности государственных органов автономного округа и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
законность;
гласность;
внепартийность;
свобода вероисповедания;
профессионализм и компетентность.
Статья 5. Письменные обращения граждан
1. Гражданин в своем письменном обращении указывает либо наименование государственного органа автономного округа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. (с изм. от 26.09.2013 № 84-ЗАО)
Неточное указание наименования государственного органа автономного округа, наименования должности должностного лица и (или) фамилии, имени, отчества должностного лица, не препятствующее установлению органа или должностного лица, в адрес которого было направлено обращение, не дает оснований для оставления обращения без рассмотрения. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
При приеме в государственном органе автономного округа или должностным лицом письменного обращения непосредственно от гражданина по его просьбе выдается документ, подтверждающий принятие обращения, с указанием даты принятия. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО); (в ред. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Если гражданин приложил к своему обращению или передал при рассмотрении обращения документы и материалы либо их копии, которые имеют для него ценность или необходимы ему для дальнейшей защиты своих прав, и настаивает на возвращении ему этих документов, материалов либо их копий, то они должны быть возвращены гражданину. При этом государственный орган автономного округа или должностное лицо вправе изготовить и оставить в своем распоряжении копии возвращаемых документов и материалов. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
3. Государственный орган автономного округа или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
4. Выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами, рассматриваются органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе и их должностными лицами в рамках полномочий в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. (часть утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
5. Граждане вправе направить обращение в государственные органы автономного округа и должностным лицам с использованием средств факсимильной связи, сети Интернет, передать в письменном виде непосредственно должностным лицам при проведении ими информационных, иных публичных мероприятий с участием населения. Указанные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом для рассмотрения письменных обращений граждан. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
При направлении обращения с использованием сети Интернет личная подпись заявителя не обязательна. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
6. Коллективное обращение граждан, направляемое в государственные органы автономного округа и должностным лицам, должно соответствовать требованиям Федерального закона. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Для реализации прав на обращение граждане определяют представителя. Сведения о представителе должны быть указаны в коллективном обращении. В случае, если в коллективном обращении нет сведений о том, кто уполномочен представлять интересы группы граждан, взаимодействие соответствующего органа и (или) должностного лица осуществляется с гражданином, адрес которого указан в обращении и подпись которого стоит первой. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
В случае, если от всех граждан, подписавших обращение, поступит заявление о прекращении рассмотрения обращения, рассмотрение обращения прекращается без дополнительного уведомления заявителей. В случае, если такое заявление поступит от одного или нескольких граждан, то обращение рассматривается в отношении тех лиц, от которых отказ не поступал. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
7. Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах автономного округа ведется отдельно от других видов делопроизводства, в порядке, установленном правовыми актами государственных органов автономного округа. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 6. Личный прием граждан
1. Личный прием граждан в государственных органах автономного округа проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа автономного округа и должностных лиц, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
7. Правом на внеочередной личный прием обладают: (часть в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
2) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий (далее – инвалиды войны);
3) инвалиды I и II групп;
4) супруги погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, родители, супруги ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
6) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
7) лица, удостоенные звания «Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа»;
8) беременные женщины.
Государственные органы автономного округа и должностные лица обязаны принять гражданина из числа категорий граждан, указанных в пунктах 1 – 8 настоящей части, в срок не позднее десяти дней со дня регистрации обращения, содержащего просьбу о личном приеме.
8. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке. (в доп. от 21.12.2015 № 135-ЗАО)
Статья 7. Сроки рассмотрения обращений граждан
1. Делопроизводство по обращениям граждан в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления в автономном округе ведется отдельно от других видов делопроизводства в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти автономного округа и муниципальными правовыми актами. (часть утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган автономного округа или к должностному лицу. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
3. Письменное обращение, поступившее в государственный орган автономного округа или к должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 31 настоящей статьи. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО); (с изм. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
В случаях, требующих для разрешения вопросов, поставленных в обращении, проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем государственного органа автономного округа или уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с сообщением об этом обратившемуся гражданину и обоснованием необходимости продления срока. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день. (в ред. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
31. Письменное обращение, поступившее Губернатору автономного округа и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения. (пункт в доп. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа автономного округа или должностных лиц, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 12 настоящего Закона. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
41. Письменное обращение, поступившее в государственный орган автономного округа или должностному лицу и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и Губернатору автономного округа с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 12 настоящего Закона. (пункт в доп. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
5. В тех случаях, когда для рассмотрения обращений граждан предусмотрены специальные сроки, установленные федеральными законами, положения настоящей статьи не применяются.
6. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно. (в ред. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 8. Компетенция органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе при рассмотрении обращений граждан
(статья утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1. Органы государственной власти автономного округа рассматривают обращения граждан по вопросам, отнесенным к их ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) автономного округа, иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.
2. Органы местного самоуправления в автономном округе рассматривают обращения граждан по вопросам местного значения, определенным федеральным законодательством, законодательством автономного округа, а также вопросы, не исключенные из ведения органов местного самоуправления и не отнесенные к ведению других органов местного самоуправления и органов государственной власти автономного округа.
Статья 9. Обязанности органов государственной власти, государственных органов автономного округа и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Государственные органы автономного округа и должностные лица обязаны: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) утверждать порядок рассмотрения обращений граждан в органе государственной власти автономного округа или органе местного самоуправления в автономном округе и обеспечивать его выполнение; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
2) обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующего органа;
3) принимать обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивать выполнение этих решений;
4) своевременно сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям, в случаях их отклонения указывать мотивы отклонения, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования принятых решений;
5) оказывать содействие гражданам в получении истребуемых доказательств, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат информацию конфиденциального характера;
6) в письменной или устной форме сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям. В случаях отклонения обращений обязательно указывать мотивы отклонения, разъяснять порядок обжалования; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
7) систематически анализировать и обобщать обращения граждан, содержащиеся в них критические замечания; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
8) проверять состояние работы с обращениями граждан в подведомственных органах и организациях, принимать меры по устранению выявленных нарушений; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
9) регулярно проводить личный прием граждан, информировать население о времени и порядке личного приема;
10) размещать в сети Интернет справочную информацию, содержащую порядок и время приема граждан, фамилию, имя и отчество руководителя государственного органа автономного округа или должностного лица, к полномочиям которого отнесена организация приема граждан, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера, а также не реже одного раза в год обзор о деятельности государственных органов автономного округа по рассмотрению обращений граждан; (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
11) соблюдать требования федерального законодательства и законодательства автономного округа при рассмотрении обращений граждан.
Статья 10. Права государственных органов автономного округа и должностных лиц при рассмотрении обращений граждан (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Государственные органы автономного округа и должностные лица при рассмотрении обращений граждан в пределах своей компетенции вправе: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) приглашать обратившихся граждан для личной беседы;
2) в случае необходимости в установленном законодательством порядке запрашивать дополнительные материалы и получать объяснения у обратившихся граждан и иных юридических и физических лиц; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
3) привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
4) создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место;
5) проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан;
6) поручать рассмотрение обращений другим органам государственной власти автономного округа, организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 9 настоящего Закона. (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 11. Права гражданина при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом автономного округа или должностным лицом гражданин имеет право: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в абзаце втором части 1 и части 3 статьи 5, а также в статье 12 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган автономного округа, орган местного самоуправления в автономном округе или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Статья 12. Рассмотрение отдельных обращений граждан (наименование в ред. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
1. В случае, если текст письменного обращения гражданина не поддается прочтению, ответ на такое обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган автономного округа, орган местного самоуправления в автономном округе или должностным лицам в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО) (с изм. от 09.11.2010 №112-ЗАО); (с изм. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
2. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа автономного округа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган автономного округа или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО) (с изм. от 26.09.2013 № 84-ЗАО)
3. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
4. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган автономного округа или соответствующему должностному лицу. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 13. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан (наименование в ред. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
Государственные органы автономного округа и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан, анализируют содержание поступающих обращений граждан и причины повторных обращений граждан по одному и тому же вопросу, проверяют состояние работы с обращениями граждан и организацию личного приема в подведомственных органах и организациях, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. (статья в ред. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО); (с изм. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
Статья 14. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу:
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2003 года № 32-ЗАО «Об обращениях граждан» (Красный Север, 2003, 14 июля, спецвыпуск № 24 - 25; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2003, июнь, № 6/2).
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
от 05 марта 2007 г. № 24-ЗАО
З А К О Н
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Об обращениях граждан
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
21 февраля 2007 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 28.09.2017 № 60-ЗАО
Документ с изменениями внесенными:
-законом автономного округа от 02.06.2010 № 68-ЗАО
-законом автономного округа от 09.11.2011 №112-ЗАО
-законом автономного округа от 26.09.2013 № 24-ЗАО
- законом автономного округа от 30.03.2015 № 19-ЗАО
- законом автономного округа от 21.12.2015 № 135-ЗАО
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа устанавливает положения, направленные на защиту прав граждан на обращение в органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе и к их должностным лицам. (преамбула утратила силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
(статья в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) устанавливает положения, направленные на защиту прав граждан на обращение в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, в том числе устанавливает гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.
Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами автономного округа и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями автономного округа, иными организациями и их должностными лицами. (в ред. от 26.09.2013 № 84-ЗАО)
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе
(статья в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1. Для целей настоящего Закона используются следующие термины:
1) коллективное обращение – обращение двух или более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на собрании, конференции, митинге, сходе граждан, ином публичном мероприятии, подписанное его участниками, направленное в государственные органы автономного округа и к должностным лицам, а также устное обращение двух или более лиц в указанные органы или должностным лицам;
2) повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным законодательством срок рассмотрения или гражданин, подавший его, не удовлетворен данным ему ответом.
2. Остальные термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе.
Статья 3. Пределы действия настоящего Закона
(статья утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 4. Основные принципы деятельности государственных органов автономного округа и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Основными принципами деятельности государственных органов автономного округа и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
законность;
гласность;
внепартийность;
свобода вероисповедания;
профессионализм и компетентность.
Статья 5. Письменные обращения граждан
1. Гражданин в своем письменном обращении указывает либо наименование государственного органа автономного округа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. (с изм. от 26.09.2013 № 84-ЗАО)
Неточное указание наименования государственного органа автономного округа, наименования должности должностного лица и (или) фамилии, имени, отчества должностного лица, не препятствующее установлению органа или должностного лица, в адрес которого было направлено обращение, не дает оснований для оставления обращения без рассмотрения. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
При приеме в государственном органе автономного округа или должностным лицом письменного обращения непосредственно от гражданина по его просьбе выдается документ, подтверждающий принятие обращения, с указанием даты принятия. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО); (в ред. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Если гражданин приложил к своему обращению или передал при рассмотрении обращения документы и материалы либо их копии, которые имеют для него ценность или необходимы ему для дальнейшей защиты своих прав, и настаивает на возвращении ему этих документов, материалов либо их копий, то они должны быть возвращены гражданину. При этом государственный орган автономного округа или должностное лицо вправе изготовить и оставить в своем распоряжении копии возвращаемых документов и материалов. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
3. Государственный орган автономного округа или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
4. Выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с предложениями, заявлениями, жалобами, рассматриваются органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе и их должностными лицами в рамках полномочий в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. (часть утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
5. Граждане вправе направить обращение в государственные органы автономного округа и должностным лицам с использованием средств факсимильной связи, сети Интернет, передать в письменном виде непосредственно должностным лицам при проведении ими информационных, иных публичных мероприятий с участием населения. Указанные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом для рассмотрения письменных обращений граждан. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
При направлении обращения с использованием сети Интернет личная подпись заявителя не обязательна. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
6. Коллективное обращение граждан, направляемое в государственные органы автономного округа и должностным лицам, должно соответствовать требованиям Федерального закона. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Для реализации прав на обращение граждане определяют представителя. Сведения о представителе должны быть указаны в коллективном обращении. В случае, если в коллективном обращении нет сведений о том, кто уполномочен представлять интересы группы граждан, взаимодействие соответствующего органа и (или) должностного лица осуществляется с гражданином, адрес которого указан в обращении и подпись которого стоит первой. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
В случае, если от всех граждан, подписавших обращение, поступит заявление о прекращении рассмотрения обращения, рассмотрение обращения прекращается без дополнительного уведомления заявителей. В случае, если такое заявление поступит от одного или нескольких граждан, то обращение рассматривается в отношении тех лиц, от которых отказ не поступал. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
7. Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах автономного округа ведется отдельно от других видов делопроизводства, в порядке, установленном правовыми актами государственных органов автономного округа. (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 6. Личный прием граждан
1. Личный прием граждан в государственных органах автономного округа проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа автономного округа и должностных лиц, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
7. Правом на внеочередной личный прием обладают: (часть в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
2) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий (далее – инвалиды войны);
3) инвалиды I и II групп;
4) супруги погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, родители, супруги ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
6) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
7) лица, удостоенные звания «Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа»;
8) беременные женщины.
Государственные органы автономного округа и должностные лица обязаны принять гражданина из числа категорий граждан, указанных в пунктах 1 – 8 настоящей части, в срок не позднее десяти дней со дня регистрации обращения, содержащего просьбу о личном приеме.
8. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке. (в доп. от 21.12.2015 № 135-ЗАО)
Статья 7. Сроки рассмотрения обращений граждан
1. Делопроизводство по обращениям граждан в органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления в автономном округе ведется отдельно от других видов делопроизводства в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов государственной власти автономного округа и муниципальными правовыми актами. (часть утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган автономного округа или к должностному лицу. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
3. Письменное обращение, поступившее в государственный орган автономного округа или к должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 31 настоящей статьи. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО); (с изм. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
В случаях, требующих для разрешения вопросов, поставленных в обращении, проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем государственного органа автономного округа или уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с сообщением об этом обратившемуся гражданину и обоснованием необходимости продления срока. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день. (в ред. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
31. Письменное обращение, поступившее Губернатору автономного округа и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения. (пункт в доп. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа автономного округа или должностных лиц, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 12 настоящего Закона. (с изм. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
41. Письменное обращение, поступившее в государственный орган автономного округа или должностному лицу и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и Губернатору автономного округа с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 12 настоящего Закона. (пункт в доп. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
5. В тех случаях, когда для рассмотрения обращений граждан предусмотрены специальные сроки, установленные федеральными законами, положения настоящей статьи не применяются.
6. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно. (в ред. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 8. Компетенция органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе при рассмотрении обращений граждан
(статья утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1. Органы государственной власти автономного округа рассматривают обращения граждан по вопросам, отнесенным к их ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным законом) автономного округа, иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.
2. Органы местного самоуправления в автономном округе рассматривают обращения граждан по вопросам местного значения, определенным федеральным законодательством, законодательством автономного округа, а также вопросы, не исключенные из ведения органов местного самоуправления и не отнесенные к ведению других органов местного самоуправления и органов государственной власти автономного округа.
Статья 9. Обязанности органов государственной власти, государственных органов автономного округа и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Государственные органы автономного округа и должностные лица обязаны: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) утверждать порядок рассмотрения обращений граждан в органе государственной власти автономного округа или органе местного самоуправления в автономном округе и обеспечивать его выполнение; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
2) обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующего органа;
3) принимать обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов, обеспечивать выполнение этих решений;
4) своевременно сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям, в случаях их отклонения указывать мотивы отклонения, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования принятых решений;
5) оказывать содействие гражданам в получении истребуемых доказательств, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат информацию конфиденциального характера;
6) в письменной или устной форме сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям. В случаях отклонения обращений обязательно указывать мотивы отклонения, разъяснять порядок обжалования; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
7) систематически анализировать и обобщать обращения граждан, содержащиеся в них критические замечания; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
8) проверять состояние работы с обращениями граждан в подведомственных органах и организациях, принимать меры по устранению выявленных нарушений; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
9) регулярно проводить личный прием граждан, информировать население о времени и порядке личного приема;
10) размещать в сети Интернет справочную информацию, содержащую порядок и время приема граждан, фамилию, имя и отчество руководителя государственного органа автономного округа или должностного лица, к полномочиям которого отнесена организация приема граждан, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера, а также не реже одного раза в год обзор о деятельности государственных органов автономного округа по рассмотрению обращений граждан; (в ред. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
11) соблюдать требования федерального законодательства и законодательства автономного округа при рассмотрении обращений граждан.
Статья 10. Права государственных органов автономного округа и должностных лиц при рассмотрении обращений граждан (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Государственные органы автономного округа и должностные лица при рассмотрении обращений граждан в пределах своей компетенции вправе: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) приглашать обратившихся граждан для личной беседы;
2) в случае необходимости в установленном законодательством порядке запрашивать дополнительные материалы и получать объяснения у обратившихся граждан и иных юридических и физических лиц; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
3) привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов; (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
4) создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место;
5) проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан;
6) поручать рассмотрение обращений другим органам государственной власти автономного округа, организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 9 настоящего Закона. (утр. силу от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 11. Права гражданина при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом автономного округа или должностным лицом гражданин имеет право: (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в абзаце втором части 1 и части 3 статьи 5, а также в статье 12 настоящего Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган автономного округа, орган местного самоуправления в автономном округе или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Статья 12. Рассмотрение отдельных обращений граждан (наименование в ред. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
1. В случае, если текст письменного обращения гражданина не поддается прочтению, ответ на такое обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган автономного округа, орган местного самоуправления в автономном округе или должностным лицам в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО) (с изм. от 09.11.2010 №112-ЗАО); (с изм. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
2. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа автономного округа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган автономного округа или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО) (с изм. от 26.09.2013 № 84-ЗАО)
3. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
4. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган автономного округа или соответствующему должностному лицу. (с изм. от 02.06.2010 № 68-ЗАО)
Статья 13. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан (наименование в ред. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
Государственные органы автономного округа и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан, анализируют содержание поступающих обращений граждан и причины повторных обращений граждан по одному и тому же вопросу, проверяют состояние работы с обращениями граждан и организацию личного приема в подведомственных органах и организациях, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. (статья в ред. от от 02.06.2010 № 68-ЗАО); (с изм. от 30.03.2015 № 19-ЗАО)
Статья 14. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу:
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2003 года № 32-ЗАО «Об обращениях граждан» (Красный Север, 2003, 14 июля, спецвыпуск № 24 - 25; Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2003, июнь, № 6/2).
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
от 05 марта 2007 г. № 24-ЗАО
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Красный Север" № 20-21 от 16.03.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.060.000 Права, свободы и обязанности человека и гражданина (см. также 200.060.000) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: