Основная информация

Дата опубликования: 05 мая 2009г.
Номер документа: RU23000200900169
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Краснодарский край
Принявший орган: Законодательное Собрание Краснодарского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



5 мая 20098 года № 1732-КЗ

5 мая 20098 года № 1732-КЗ

ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ"

Принят Законодательным Собранием Краснодарского края

22 апреля 2009 года

Статья 1.

Внести в Закон Краснодарского края от 7 августа 2000 года № 310-КЗ НГР: ru23000200000136 "О социальном партнерстве в Краснодарском крае" (с изменениями от 1 апреле 2004 года № 681-КЗ; 27 марта 2007 года № 1214-КЗ) изменение, изложив его в следующей редакции:

«ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Настоящий Закон разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и устанавливает порядок регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в целях достижения общественного согласия.

Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, конвенции и рекомендации Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам социально-трудовых отношений, Устав Краснодарского края, законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;

представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Работники, не являющиеся членами профессиональных союзов, имеют право уполномочить первичную профсоюзную организацию представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем;

представитель работодателя - руководитель организации, индивидуальный предприниматель (работодатель) или уполномоченное ими лицо в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей. В иных случаях органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае являются участниками социального партнерства и способствуют развитию социального партнерства на всех уровнях, участвуя в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, при подготовке проектов соглашений и заключении соглашений, а также осуществляют функции по организации и координации совместных действий сторон социального партнерства по защите общественных интересов.

Статья 2. Принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

соблюдение норм действующего законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

Статья 3. Задачи социального партнерства

Задачами социального партнерства являются:

обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

осуществление согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики;

повышение доходов работников на основе роста производительности труда, повышения эффективности производства;

предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению социально-трудовых конфликтов;

преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон;

обеспечение занятости и социальной защиты работников и населения Краснодарского края, их профессионального обучения, охраны и безопасности труда;

предоставление работникам дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий и компенсаций;

сохранение трудового потенциала общества;

подготовка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Статья 4. Система социального партнерства

Система социального партнерства в Краснодарском крае включает следующие уровни:

региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Краснодарском крае;

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 5. Формы социального партнерства

Формами социального партнерства в Краснодарском крае являются:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению и развитию социального партнерства

Координацию деятельности по обеспечению и развитию социальной партнерства в Краснодарском крае осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки и социального обслуживания населения Краснодарского края, трудовых отношений, охраны труда (далее - уполномоченный орган) и его территориальные управления в муниципальных образованиях Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа, его территориальных управлений в муниципальных образованиях Краснодарского края по развитию социального партнерства

1. Уполномоченный орган:

осуществляет методическое обеспечение применяемых форм социального партнерства, вносит предложения по их совершенствованию;

проводит уведомительную регистрацию соглашений в сфере труда, заключаемых на краевом уровне;

информирует представителей сторон и Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае о выявленных в процессе регистрации условиях соглашений, заключенных на краевом уровне, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовым актами, содержащими нормы трудового права;

осуществляет контроль за реализацией коллективных договоров, а также соглашений в сфере труда, заключенных на краевом уровне;

содействует работникам в защите их трудовых прав при заключении и выполнении коллективных договоров, в том числе соблюдении гарантий по своевременности оплаты труда, условиям, режиму труда и отдыха;

устанавливает порядок проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в сфере труда.

2. Территориальные управления уполномоченного органа в муниципальных образованиях Краснодарского края:

содействуют развитию социального партнерства в муниципальном образовании;

оказывают консультационную и методическую помощь сторонам социального партнерства в реализации применяемых форм социального партнерства, в том числе в подготовке проекта территориального трехстороннего соглашения;

проводят уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений в сфере труда, заключаемых на территориальном уровне;

информируют представителей сторон и Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае о выявленных в процессе регистрации условиях коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

осуществляют контроль за выполнением обязательств коллективных договоров и соглашений в сфере труда, заключаемых на территориальном уровне.

Статья 8. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. В Краснодарском крае образуются постоянно действующие краевая трехсторонняя и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также постоянные или временные отраслевые (межотраслевые) трех-, двусторонние комиссии.

Комиссии формируются из равного числа представителей сторон социального партнерства на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон с участием представителей органов исполнительной власти Краснодарского края или органов местного самоуправления в Краснодарском крае. Численность и состав определяются совместным решением сторон.

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обеспечивают согласование социально-экономических интересов сторон социального партнерства при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на соответствующем уровне и содействуют их договорному регулированию.

В рамках функций и прав комиссий ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения, контролируется ход их выполнения.

3. На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Статья 9. Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения краевого соглашения, а также организации контроля за его выполнением создается постоянно действующая Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - краевая комиссия), деятельность которой осуществляется в соответствии с законодательством Краснодарского края.

Статья 10. Отраслевая (межотраслевая) комиссия

1. На отраслевом (межотраслевом) уровне может образовываться отраслевая (межотраслевая) комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Отраслевая (межотраслевая) комиссия, образованная на региональном, территориальном уровнях социального партнерства, обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений в отрасли (отраслях), ведение коллективных переговоров между соответствующими отраслевым профсоюзом, объединением работодателей при участии соответствующего органа исполнительной власти Краснодарского края, органа местного самоуправления в Краснодарском крае.

3. Положение об отраслевой (межотраслевой) комиссии утверждается решением комиссии.

4. Отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, положением об отраслевой (межотраслевой) комиссии, регламентом, утвержденным планом работы и с учетом необходимости оперативного решения возникающих вопросов.

5. Для организации работы отраслевой (межотраслевой) комиссии ее решением образуется секретариат, представители которого от каждой стороны определяются самостоятельно. Члены секретариата не входят в состав отраслевой (межотраслевой) комиссии.

Статья 11. Территориальная трехсторонняя комиссия

1. Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальная комиссия) образуется территориальными (в муниципальных образованиях Краснодарского края) организациями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления в Краснодарском крае на равноправной основ по решению сторон.

Состав территориальной комиссии уточняется сторонами ежегодно.

2. Территориальная комиссия обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров на территории соответствующих муниципальных образований, подготовку проекта территориального соглашения, его заключение и контроль за его выполнением.

3. Положение о территориальной комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления в Краснодарском крае.

4. Территориальная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, положением о территориальной комиссии, регламентом, утвержденным планом работы и с учетом необходимости оперативного решения возникающих вопросов.

5. Для организации работы территориальной комиссии ее решением образуется секретариат, представители которого от каждой стороны определяются самостоятельно. Члены секретариата не входят в состав территориальной комиссии.

Статья 12. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда

1. В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере труда в порядке, установленном настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Краснодарском крае, соглашениями.

2. Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений органами государственной власти Краснодарского края или органами местного самоуправления в Краснодарском крае, принимающими указанные акты.

3. Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Краснодарского края или органами местного самоуправления в Краснодарском крае, принимающими указанные акты.

Глава 3. СОГЛАШЕНИЯ

Статья 13. Виды соглашений

1. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений на территории Краснодарского края могут заключаться краевое, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

2. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трех-, двусторонними и заключаться на любом уровне социального партнерства.

3. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти Краснодарского края или органов местного самоуправления в Краснодарском крае, являющихся стороной соглашения. Размер средств бюджетного финансирования по обязательствам органа исполнительной власти Краснодарского края, органа местного самоуправления в Краснодарском крае предусматривается в соответствующих бюджетах.

Статья 14. Краевое соглашение

1. Краевое соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и реализации государственных социальных гарантий, программ, закрепляет социальные нормативы, основные нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и компенсации, действующие на территории Краснодарского края, взаимные обязательства участников данного соглашения, предусматривает гарантии прав профсоюзных органов и их работников.

В краевом соглашении могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие действующему законодательству.

2. Принятые в краевом соглашении взаимные обязательства сторон (гарантии, компенсации) являются минимальными и не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.

3. Краевое соглашение является трехсторонним и заключается между территориальными объединениями (ассоциациями) организаций профсоюзов, территориальными организациями профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

4. Краевое соглашение должно заключаться по общему правилу до внесения в Законодательное Собрание Краснодарского края проекта закона Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Краевое соглашение публикуется в средствах массовой информации Краснодарского края. Порядок его опубликования определяется сторонами данного соглашения.

Статья 15. Отраслевое (межотраслевое) соглашение

1. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии, компенсации и льготы для работников соответствующей отрасли (отраслей) экономики края или муниципального образования, взаимные обязательства участников данного соглашения, гарантии прав профсоюзных органов и их работников. Отраслевое (межотраслевое) соглашение заключается между соответствующими отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей при участии соответствующих органов исполнительной власти Краснодарского края или органа местного самоуправления в Краснодарском крае.

В отраслевом (межотраслевом) соглашении могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие действующему законодательству.

2. Условия, содержащиеся в отраслевом (межотраслевом) соглашении, заключаемом на краевом (территориальном) уровне, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и краевым (территориальным) соглашением.

3. Порядок опубликования отраслевого (межотраслевого) соглашения определяется его сторонами.

Статья 16. Территориальное соглашение

1. Территориальное соглашение может устанавливать условия труда, дополнительные социальные гарантии, компенсации и льготы, обусловленные особенностями муниципального образования, а также взаимные обязательства участников данного соглашения в пределах их компетенции, гарантии прав профсоюзных органов и их работников.

В территориальном соглашении могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие действующему законодательству.

2. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и краевым трехсторонним соглашением.

3. Порядок опубликования территориального соглашения определяется его сторонами.

4. Участниками территориального соглашения могут выступать территориальные (в муниципальных образованиях Краснодарского края) организации профсоюзов, территориальные объединения работодателей, органы местного самоуправления в Краснодарском крае.

Статья 17. Порядок присоединения к соглашениям

1. Действие соглашений в отношении работников и работодателей определяется Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. По предложению сторон краевого соглашения или заключенного на краевом уровне отраслевого соглашения руководитель уполномоченного органа имеет право после опубликования сторонами соответствующего соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации краевого соглашения или заключенного на краевом уровне отраслевого соглашения и об источнике его опубликования.

Если при уведомительной регистрации в содержании краевого соглашения, заключенного на краевом уровне отраслевого соглашения, выявлены условия, противоречащие федеральному законодательству и (или) законодательству Краснодарского края, предложение о присоединении к названному соглашению публикуется после внесения изменений в его содержание.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к краевому соглашению или заключенному на краевом уровне отраслевому соглашению не представили в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к краевому соглашению, заключенному на краевом уровне отраслевому соглашению руководитель уполномоченного органа имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к краевому соглашению, заключенному на краевом уровне отраслевому соглашению направляются уполномоченным органом в Краснодарскую краевую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения.

3. Порядок присоединения работодателей к соглашениям, заключенным на территориальном уровне социального партнерства, определяется представительным органом местного самоуправления в Краснодарском крае.

Статья 18. Изменение соглашения

Изменение соглашения производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Статья 19. Заключение и действие коллективных договоров

1. Коллективные договоры могут заключаться в организациях независимо от форм собственности и численности работников, в их филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, а также у индивидуальных предпринимателей.

2. Право на ведение переговоров по заключению коллективного договора, сроки разработки, заключение коллективного договора, его содержание и структура, действие и контроль за его выполнением, внесение в него изменений осуществляются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статья 20. Регистрация коллективного договора, соглашения

Регистрация коллективного договора, соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Порядок проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Краснодарском крае устанавливается уполномоченным органом.

Статья 21. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений

Стороны социального партнерства, их представители, а также уполномоченный орган, его территориальные управления в муниципальных образованиях Краснодарского края осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Гарантии и компенсации участникам переговоров, подготовки и проверки выполнения соглашений и коллективных договоров

На лиц, участвующих в коллективных переговорах, подготовке и проверке выполнения соглашений и коллективных договоров, а также на специалистов (экспертов), приглашенных любой из сторон социального партнерства для участия в этой работе, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные федеральным законодательством.

Статья 23. Ответственность сторон социального партнерства

Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.».

Глава администрации (губернатор)

Краснодарского края

А.Н.Ткачев

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 060.020.040 Социальное партнерство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать