Основная информация
Дата опубликования: | 06 сентября 2010г. |
Номер документа: | RU28000201000577 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Амурская область |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Амурской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 сентября 2010 года №374-ОЗ
О внесении изменений в Закон Амурской области «О торговле в Амурской области»
Принят Законодательным Собранием Амурской области 26 августа 2010 года
Статья 1
Внести в Закон Амурской области от 18.01.96 №60-03 «О торговле в Амурской области» (с учетом изменений, внесенных Законами Амурской области от 31.10.2000 № 266-03, от 06.06.2001 № 14-03, от 06.07.2006 № 197-03, от 12.10.2007 № 400-03, от 29.12.2008 № 156-03) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в новой редакции:
«Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет основы торговой деятельности на территории области.»;
2) в статье 3:
абзац первый изложить в новой редакции:
«Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.»;
абзац третий изложить в новой редакции:
«Торговый реестр - единая информационная система, содержащая сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории области.»;
последнее предложение абзаца четвертого исключить;
абзац пятый изложить в новой редакции:
«Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.»;
абзац девятый изложить в новой редакции:
«Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.»;
абзацы одиннадцатый, двенадцатый признать утратившими силу;
3) статью 4 изложить в новой редакции:
«Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности (хозяйствующие субъекты) - юридические лица различных организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие торговую деятельность (оптовые и розничные торговые организации, организации общественного питания), объединения торговых организаций, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Торговая деятельность организаций и предприятий осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий, свидетельств), если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Осуществление торговой деятельности без государственной регистрации и получения в необходимых случаях лицензий и свидетельств запрещено.
К торговому объекту относятся здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Торговый объект может быть отнесен к стационарному или нестационарному типу торгового объекта в зависимости от архитектурно-строительных характеристик здания.
Стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Категории торговых объектов (универмаг, универсам, магазин, киоск и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ГОСТами, санитарными нормами и правилами и другими нормативными актами, устанавливающими требования к ассортименту реализуемых товаров, методам продажи товаров, размеру торговой площади, технической оснащенности, перечню предоставляемых услуг, квалификации персонала и прочее.
Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.
Мелкорозничная торговая сеть может относиться к стационарной и передвижной. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, павильоны, киоски.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.).»;
4) статью 5 изложить в новой редакции:
«Статья 5. Полномочия органов государственной власти области в сфере государственного регулирования торговой деятельности
1. Законодательное Собрание Амурской области:
1) принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
2) осуществляет контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области.
2. Правительство области:
1) реализует государственную политику в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
2) разрабатывает проекты законов области, принимает иные нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
3) определяет порядок лицензирования на розничную продажу алкогольной продукции;
4) устанавливает порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;
5) устанавливает норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории области;
6) разрабатывает и реализует мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории области;
7) утверждает региональные программы развития торговли на территории области.
3. Уполномоченный орган:
1) разрабатывает и реализует меры по исполнению законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
2) разрабатывает региональные программы развития торговли;
3) принимает меры по формированию и насыщению внутреннего потребительского рынка товарами, по повышению конкурентоспособности отечественных товаров, по поддержке отечественных производителей;
4) устанавливает порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории области;
5) размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в эти схемы изменения;
6) разрабатывает и утверждает порядок организации ярмарок и продажи на них товаров на территории области;
7) устанавливает требования к организации продажи товаров на ярмарках;
8) организует ярмарки, разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров на них, а также определяет режим работы ярмарок, порядок организации ярмарок, порядок предоставления торговых мест на ярмарках;
9) опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров на них;
10) формирует и ведет торговый реестр;
11) представляет обобщенные сведения, содержащиеся в торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации;
12) разрабатывает нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории области;
13) выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
14) ведет декларирование розничной продажи алкогольной продукции;
15) осуществляет государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
16) размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренней торговли.»;
5) Статью 6 изложить в новой редакции:
«Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
1) создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли;
2) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
3) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
4) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
5) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях;
6) разрабатывают муниципальные программы развития торговли;
7) устанавливают режим работы муниципальных организаций.»;
6) статью 7 изложить в новой редакции:
«Статья 7. Методы государственного регулирования торговой деятельности в области
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
1) установления требований к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольного регулирования в этой области;
3) информационного обеспечения в этой области;
4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.».
7) статью 8 изложить в новой редакции:
«Статья 8. Торговый реестр
В целях обеспечения полной и достоверной информации о субъектах торговой деятельности и состоянии торговли в области уполномоченным органом ведется торговый реестр.
Форма торгового реестра и порядок его формирования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
Не допускается:
1) устанавливать плату за внесение в торговые реестры сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории области;
2) получать на возмездной основе документы, подтверждающие внесение сведений в торговые реестры;
3) предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), от наличия в торговых реестрах информации об этих хозяйствующих субъектах и (или) осуществляемой ими торговой деятельности.
Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.»;
8) статьи 10, 11, главу V признать утратившими силу;
9) статью 13 изложить в новой редакции:
«Статья 13. Контроль в сфере торговой деятельности на территории области
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории области и привлечение к ответственности за нарушения в сфере торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Контроль за торговой деятельностью осуществляют органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.
Проверки деятельности торговых объектов осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме органов государственной власти, за работой торговых организаций и предприятий могут осуществлять контроль общественные объединения потребителей (их ассоциации и союзы) в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в судебном порядке.».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Амурской области
О.Н.Кожемяко
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 сентября 2010 года №374-ОЗ
О внесении изменений в Закон Амурской области «О торговле в Амурской области»
Принят Законодательным Собранием Амурской области 26 августа 2010 года
Статья 1
Внести в Закон Амурской области от 18.01.96 №60-03 «О торговле в Амурской области» (с учетом изменений, внесенных Законами Амурской области от 31.10.2000 № 266-03, от 06.06.2001 № 14-03, от 06.07.2006 № 197-03, от 12.10.2007 № 400-03, от 29.12.2008 № 156-03) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в новой редакции:
«Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет основы торговой деятельности на территории области.»;
2) в статье 3:
абзац первый изложить в новой редакции:
«Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.»;
абзац третий изложить в новой редакции:
«Торговый реестр - единая информационная система, содержащая сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории области.»;
последнее предложение абзаца четвертого исключить;
абзац пятый изложить в новой редакции:
«Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.»;
абзац девятый изложить в новой редакции:
«Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.»;
абзацы одиннадцатый, двенадцатый признать утратившими силу;
3) статью 4 изложить в новой редакции:
«Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности (хозяйствующие субъекты) - юридические лица различных организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие торговую деятельность (оптовые и розничные торговые организации, организации общественного питания), объединения торговых организаций, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Торговая деятельность организаций и предприятий осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий, свидетельств), если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Осуществление торговой деятельности без государственной регистрации и получения в необходимых случаях лицензий и свидетельств запрещено.
К торговому объекту относятся здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Торговый объект может быть отнесен к стационарному или нестационарному типу торгового объекта в зависимости от архитектурно-строительных характеристик здания.
Стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Категории торговых объектов (универмаг, универсам, магазин, киоск и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ГОСТами, санитарными нормами и правилами и другими нормативными актами, устанавливающими требования к ассортименту реализуемых товаров, методам продажи товаров, размеру торговой площади, технической оснащенности, перечню предоставляемых услуг, квалификации персонала и прочее.
Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.
Мелкорозничная торговая сеть может относиться к стационарной и передвижной. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, павильоны, киоски.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.).»;
4) статью 5 изложить в новой редакции:
«Статья 5. Полномочия органов государственной власти области в сфере государственного регулирования торговой деятельности
1. Законодательное Собрание Амурской области:
1) принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
2) осуществляет контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области.
2. Правительство области:
1) реализует государственную политику в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
2) разрабатывает проекты законов области, принимает иные нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
3) определяет порядок лицензирования на розничную продажу алкогольной продукции;
4) устанавливает порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;
5) устанавливает норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории области;
6) разрабатывает и реализует мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории области;
7) утверждает региональные программы развития торговли на территории области.
3. Уполномоченный орган:
1) разрабатывает и реализует меры по исполнению законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности на территории области;
2) разрабатывает региональные программы развития торговли;
3) принимает меры по формированию и насыщению внутреннего потребительского рынка товарами, по повышению конкурентоспособности отечественных товаров, по поддержке отечественных производителей;
4) устанавливает порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории области;
5) размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схемы размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в эти схемы изменения;
6) разрабатывает и утверждает порядок организации ярмарок и продажи на них товаров на территории области;
7) устанавливает требования к организации продажи товаров на ярмарках;
8) организует ярмарки, разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров на них, а также определяет режим работы ярмарок, порядок организации ярмарок, порядок предоставления торговых мест на ярмарках;
9) опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарок и продажи товаров на них;
10) формирует и ведет торговый реестр;
11) представляет обобщенные сведения, содержащиеся в торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации;
12) разрабатывает нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории области;
13) выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
14) ведет декларирование розничной продажи алкогольной продукции;
15) осуществляет государственный контроль за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;
16) размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренней торговли.»;
5) Статью 6 изложить в новой редакции:
«Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
1) создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли;
2) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
3) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
4) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
5) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях;
6) разрабатывают муниципальные программы развития торговли;
7) устанавливают режим работы муниципальных организаций.»;
6) статью 7 изложить в новой редакции:
«Статья 7. Методы государственного регулирования торговой деятельности в области
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
1) установления требований к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольного регулирования в этой области;
3) информационного обеспечения в этой области;
4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.».
7) статью 8 изложить в новой редакции:
«Статья 8. Торговый реестр
В целях обеспечения полной и достоверной информации о субъектах торговой деятельности и состоянии торговли в области уполномоченным органом ведется торговый реестр.
Форма торгового реестра и порядок его формирования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
Не допускается:
1) устанавливать плату за внесение в торговые реестры сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории области;
2) получать на возмездной основе документы, подтверждающие внесение сведений в торговые реестры;
3) предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), от наличия в торговых реестрах информации об этих хозяйствующих субъектах и (или) осуществляемой ими торговой деятельности.
Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.»;
8) статьи 10, 11, главу V признать утратившими силу;
9) статью 13 изложить в новой редакции:
«Статья 13. Контроль в сфере торговой деятельности на территории области
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории области и привлечение к ответственности за нарушения в сфере торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Контроль за торговой деятельностью осуществляют органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.
Проверки деятельности торговых объектов осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме органов государственной власти, за работой торговых организаций и предприятий могут осуществлять контроль общественные объединения потребителей (их ассоциации и союзы) в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в судебном порядке.».
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Амурской области
О.Н.Кожемяко
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Амурская правда № 167 от 11.09.2010 Стр. 20-21 |
Рубрики правового классификатора: | 090.100.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: