Основная информация

Дата опубликования: 06 декабря 2007г.
Номер документа: ru19000200700361
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: Верховный совет Республики Хакасия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ЗАКОН

от 06.12.2007 №86-ЗРХ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 21 ноября 2007 года

(с изменениями от 03.10.2008г., Закон Республики Хакасия №56-ЗРХ, НГР RU19000200800328)

(утратил силу Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ, НГР RU19000200900574)

Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются основные понятия и термины, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность по опеке и попечительству, а также следующие понятия:

замещающая семья - семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей;

план по защите прав ребенка - акт (постановление, распоряжение) органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются форма защиты прав ребенка, уполномоченная организация, ответственная за осуществление мероприятий по защите прав и интересов ребенка, сроки и место его устройства, сроки пересмотра выбранного плана защиты прав ребенка, перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка и сроки их выполнения;

службы сопровождения замещающих семей - службы, созданные при органе опеки и попечительства для обеспечения методического сопровождения в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства в Республике Хакасия

Органы опеки и попечительства в Республике Хакасия в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

Статья 3.

Утратила силу от 03.10.2008г., Закон Республики Хакасия №56-ЗРХ, НГР RU19000200800328

Статья 4. Задачи органов опеки и попечительства в Республике Хакасия

Задачами органов опеки и попечительства в Республике Хакасия является:

1) реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Хакасия;

2) защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;

4) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Статья 5. Категории детей, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов

1. К числу детей, нуждающихся в защите, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случаях: смерти родителей; лишения родительских прав; ограничения в родительских правах; признания недееспособными (ограниченно дееспособными); нахождения в медицинских организациях; признания безвестно отсутствующими; объявления умершими; отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; болезни родителей (туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность); длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций; когда родители неизвестны; когда родители или единственный родитель, находящиеся под опекой (попечительством), не достигли совершеннолетия; отобрания при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, а также другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в защите.

2. В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в защите, установленных частью 1 настоящей статьи, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающихся решается руководителем органа опеки и попечительства.

Статья 6. Система органов опеки и попечительства в Республике Хакасия

1. В целях осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Хакасия создается система органов опеки и попечительства.

2. В систему органов опеки и попечительства входят орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на организацию деятельности по осуществлению опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), и уполномоченные органы опеки и попечительства, созданные в муниципальных районах и городских округах (далее - органы опеки и попечительства).

Органы опеки и попечительства создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Организация деятельности органа опеки и попечительства определяется положением о нем, которое утверждается муниципальным правовым актом.

3. Уполномоченный орган действует на основе положения о нем, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия, и в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Законом.

4. Для обеспечения методического сопровождения замещающих семей в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи при органах опеки и попечительства создаются службы сопровождения замещающих семей, местом нахождения которых могут быть организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие образовательные организации.

Норматив численности работников, занимающихся сопровождением замещающих семей, определяется из расчета не менее 1 работника на 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в течение года в семьи граждан.

5. Осуществление полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами или гражданами, не являющимися сотрудниками органов опеки и попечительства, не допускается.

6. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении образования, медицинского обслуживания социальных и других услуг осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти Республики Хакасия, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также с медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, образовательными и иными организациями.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

1) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Республики Хакасия, в том числе порядок признания ребенка нуждающимся в помощи государства;

2) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

3) производит назначение и выплату единовременного пособия при устройстве ребенка (детей) на воспитание в семью;

4) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя;

5) осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, медицинскими организациями, другими органами и организациями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

6) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

7) осуществляет методическую помощь органам опеки и попечительства;

8) формирует и реализует республиканские целевые программы, направленные на защиту прав и законных интересов семьи и детей, организует исполнение федеральных программ по вопросам семьи, материнства и детства;

9) осуществляет информационный и статистический анализ социально-демографической ситуации в Республике Хакасия в отношении детей, нуждающихся в государственной защите;

10) осуществляет финансирование деятельности органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей, оздоровительной кампании для детей, нуждающихся в государственной защите;

11) организует работу по улучшению отношений общества к приему детей на воспитание в семью;

12) утратил силу от 03.10.2008г., Законом Республики Хакасия №56-ЗРХ, НГР RU19000200800328;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Статья 8. Взаимодействие органов опеки и попечительства с образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или другими аналогичными организациями

1. Органы опеки и попечительства вправе принимать решения о помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нуждающихся в опеке и попечительстве), в расположенные на территории Республики Хакасия соответствующие образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или другие аналогичные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях, указанных в абзаце первом настоящей части.

2. Норматив численности работников органов опеки и попечительства определяется из расчета 1 работник на 2000 детей в городе и 1 работник на 1500 детей в сельской местности.

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предусматривают введение штатных единиц муниципальных служащих органов опеки и попечительства в соответствии с нормативом, установленным частью 2 настоящей статьи.

Статья 9. Кадровое обеспечение уполномоченного органа и органов опеки и попечительства

1. Норматив численности работников уполномоченного органа определяется из расчета 3 работника на 2000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Норматив численности работников органов опеки и попечительства определяется из расчета 1 работник на 3000 детей в городе и 1 работник на 2500 детей в сельской местности.

Статья 10. Показатели эффективности работы органов опеки и попечительства

1. Оценка деятельности органов опеки и попечительства осуществляется в соответствии со следующими установленными показателями результативности и эффективности:

1) сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в Республике Хакасия;

2) сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;

3) сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных организациях, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей;

4) увеличение численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей;

5) сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательной организации до устройства в семью;

6) уменьшение количества образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Хакасия, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свои семьи;

8) рост числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Хакасия, прошедших подготовку к приему ребенка в семью и получивших заключение о возможности принять ребенка (детей) в свою семью;

9) сокращение числа детей, родители которых отказались взять их из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации, оказывающей социальные услуги, или из другой аналогичной организации, дали согласие на их усыновление (удочерение), подкинутых детей;

10) сокращение числа отмен решений о помещении ребенка в семью;

11) уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

12) уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;

13) уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах;

14) увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, численности родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;

15) увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;

16) уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;

17) уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми;

18) увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

19) уменьшение количества случаев нарушения личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних.

2. Система показателей используется при проведении ежегодного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых органами опеки и попечительства мер.

Статья 11. Финансовое обеспечение затрат на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству

1. Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия финансируются за счет средств республиканского бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.

2. Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется государственными органами Республики Хакасия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Глава 3. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Статья 12. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделяются следующими государственными полномочиями по опеке и попечительству:

1) выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия;

2) проведение обследования и подготовка заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей или нуждающегося в помощи государства;

3) обеспечение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в образовательную организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, медицинскую организацию или другую аналогичную организацию;

4) обеспечение временного устройства нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранности их имущества;

5) предоставление сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в уполномоченный орган в порядке и в сроки, установленные законодательством;

5.1) представление в уполномоченный орган копий муниципальных правовых актов и иных документов, необходимых для назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;

6) ведение учета граждан Российской Федерации, желающих усыновить ребенка (детей);

7) в установленном порядке подготовка материалов, необходимых для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории муниципального образования Республики Хакасия;

7.1) в установленном порядке освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей;

8) представление заключения в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам установления и отмены усыновления (удочерения);

9) подбор лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку (попечительство) и способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), принятие решения о назначении опекуна (попечителя), об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;

10) осуществление функций опекуна (попечителя) несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством;

10.1) осуществление функций контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находящихся на полном государственном попечении в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организациях;

11) подбор лиц, желающих взять ребенка (детей) в приемную семью и способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дача заключения о возможности быть приемными родителями, заключение договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью, принятие решения о досрочном расторжении указанного договора в случаях, предусмотренных законодательством;

12) подбор лиц, желающих взять ребенка (детей) в патронатную семью и способных к выполнению обязанностей патронатных воспитателей, дача заключения о возможности быть патронатным воспитателем, заключение договора о передаче ребенка (детей) в патронатную семью, принятие решения о досрочном расторжении указанного договора в случаях, предусмотренных законодательством;

13) ведение учета усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на воспитание в приемную, патронатную семьи;

14) надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия;

15) оказание необходимой помощи опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей;

15.1) оказание необходимой помощи в разрешении разногласий, возникающих между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка, и назначение представителя для защиты прав и интересов детей при наличии противоречий между интересами родителей и детей;

16) проведение работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

17) организация разработки и реализации программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

18) защита прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, оказание содействия в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимся, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя;

19) обеспечение разработки и реализации плана по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей или нуждающегося в помощи государства;

20) дача предварительного разрешения законным представителям, управляющим имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;

20.1) дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;

21) контроль за действиями опекунов (попечителей), управляющих имуществом подопечных; дача разрешения опекунам совершать, а попечителям -давать согласие на совершение:

а) сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог;

б) сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;

22) принятие мер по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

23) назначение денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Хакасия;

24) назначение денежных средств приемным родителям в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Хакасия;

25) назначение денежных средств патронатным воспитателям в порядке и размере, установленных законодательством Республики Хакасия;

26) принятие решения о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным, принятие решения или подготовка заключения в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

26.1) принятие соответствующего акта о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;

27) проведение обследования условий жизни ребенка, а также лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, представление заключений в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешение спорных вопросов между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании детей;

28) обращение в суд с исками о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дача заключений и участие в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством;

28.1) по рассмотрению возможности предъявления исков о лишении родителей родительских прав или при решении вопросов возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям, рассмотрение вопроса предъявления исков о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно;

29) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством;

30) дача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;

31) участие в исполнении судебных решений о передаче или об отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

32) дача разрешения на изменение несовершеннолетним фамилии и имени;

32.1) дача разрешения воспитанникам, содержащимся в образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или других аналогичных организациях на посещение родственников, а также других лиц в каникулярное время, праздничные и выходные дни;

33) иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделяются государственными полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, на неограниченный срок.

Статья 13. Права и обязанности органов опеки и попечительства при осуществлении государственных полномочий

1. Органы опеки и попечительства при осуществлении государственных полномочий имеют право:

1) принимать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами Российской Федерации и Республики Хакасия:

а) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

б) об опеке, попечительстве;

в) о содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законодательством;

г) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации, разрешении совершения от имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сделок в случаях, предусмотренных законом, порядке управления имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;

е) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов: об их праве на жилое помещение, о предоставлении им жилого помещения, о признании их нуждающимися в жилых помещении при невозможности возвращения их в жилое помещение, сохраненное за ними по месту жительства;

ж) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных законодательством;

з) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

и) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

к) о порядке общения ребенка с родителями, в том числе лишенными родительских прав;

к.1) о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;

л) иные правовые акты по защите прав несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия;

2) заключать договоры:

а) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, семью патронатного воспитателя;

б) о доверительном управлении имуществом;

в) иные договоры, связанные с выполнением функций по опеке и попечительству;

3) составлять план по защите прав ребенка (в случае признания ребенка нуждающимся в защите его прав и законных интересов) с обязательным привлечением специалистов образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, органов внутренних дел и представителей других организаций, непосредственно работающих с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана.

Руководитель органа опеки и попечительства утверждает план по защите прав ребенка, а также внесенные в него изменения и дополнения.

Изменения и дополнения вносятся в план на основании результатов ежеквартальных проверок его выполнения;

4) обращаться в уполномоченный орган за оказанием методической помощи по вопросам осуществления государственных полномочий;

5) дополнительно использовать материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях, предусмотренных уставами муниципальных образований;

6) запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства.

2. Органы опеки и попечительства при осуществлении государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;

2) не допускать нецелевое использование финансовых средств, переданных из республиканского бюджета на осуществление государственных полномочий;

3) предоставлять в уполномоченный орган документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;

4) давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства, рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан по указанным вопросам и принимать по ним необходимые меры;

5) вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции органа опеки и попечительства;

6) создавать на базе организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других образовательных учреждений службы сопровождения замещающих семей, обеспечивающие методическое сопровождение в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи.

7) осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, а также проверку сохранности имущества подопечных не реже двух раз в год.

Статья 14. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

1. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется Министерством образования и науки Республики Хакасия.

Форма контроля - плановые и внеплановые проверки их деятельности, а также качества и уровня оказываемых ими услуг, в том числе реализуемых в организациях и учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних.

2. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

3. Основаниями для рассмотрения Министерством образования и науки Республики Хакасия вопроса о направлении в органы опеки и попечительства обязательных для их исполнения предписаний могут являться нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повлекшие причинение вреда здоровью.

4. Министерство образования и науки Республики Хакасия осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления и в соответствии с переданными полномочиями устанавливает следующие формы и способы контроля:

1) дача указаний органам опеки и попечительства по вопросам реализации переданных полномочий;

2) согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий;

3) проведение проверок и правовых экспертиз актов органов опеки и попечительства, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;

4) направление запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных государственных полномочий;

5) заслушивание отчетов органов опеки и попечительства;

6) проведение проверок и ревизий деятельности органов опеки и попечительства;

7) назначение уполномоченных должностных лиц для постоянного наблюдения за осуществлением переданных государственных полномочий;

8) выдача предписаний по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий.

5. Контроль и надзор за деятельностью органов опеки и попечительства и соблюдением ими законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия осуществляют также иные органы Республики Хакасия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Статья 15. Финансовое обеспечение органов опеки и попечительства для осуществления ими переданных государственных полномочий

Объем финансовых средств, направляемых из республиканского бюджета на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия бюджетам муниципальных районов и городских округов, определяется в соответствии с методикой согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 16. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству

1. Основаниями для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий могут быть:

1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;

2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;

3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.

2. Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.

Статья 17. Порядок представления отчетности

1. Органы опеки и попечительства ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в соответствии с действующим законодательством отчет о расходовании выделенных бюджетных средств на осуществление государственных полномочий в Министерство образования и науки Республики Хакасия согласно приложению 3 к настоящему Закону.

2. Орган опеки и попечительства не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство образования и науки Республики Хакасия отчет об осуществлении государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в соответствии с формой, установленной приложением 4 к настоящему Закону.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2008 года, за исключением главы 3 настоящего Закона.

2. Глава 3 настоящего Закона вводится в действие ежегодно законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год

Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь

Приложение 1

к Закону Республики Хакасия

«Об организации

и осуществлении деятельности

по опеке и попечительству

в отношении несовершеннолетних

в Республике Хакасия

и наделении органов

местного самоуправления

муниципальных образований

Республики Хакасия

государственными полномочиями

по опеке и попечительству»

ПЕРЕЧЕНЬ

муниципальных образований Республики Хакасия, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

1. г. Абакан

2. г. Абаза

3. г. Саяногорск

4. г. Сорск

5. г. Черногорск

6. Алтайский район

7. Аскизский район

8. Бейский район

9. Боградский район

10. Орджоникидзевский район

11. Таштыпский район

12. Усть-Абаканский район

13. Ширинский район

Приложение 2

к Закону Республики Хакасия

«Об организации

и осуществлении деятельности

по опеке и попечительству

в отношении несовершеннолетних

в Республике Хакасия

и наделении органов

местного самоуправления

муниципальных образований

Республики Хакасия

государственными полномочиями

по опеке и попечительству»

МЕТОДИКА

распределения общего объема субвенций из республиканского бюджета муниципальным образованиям городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

1. В соответствии с настоящей методикой определяется общий объем субвенций из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия.

2. Общий объем субвенций из республиканского бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, определяется по формуле:

n

S=

Esi,

где

i = 1

S - общий объем субвенций;

Si...n, размер субвенций на осуществление переданных государственных полномочий каждому муниципальному образованию;

n - число муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия.

3. Размер субвенций на осуществление переданных государственных полномочий муниципальному образованию определяется по формуле:

Si = Sip + Sir + SiB + SiM + Sio +Оiл, где:

Si - размер субвенций на осуществление переданных государственных полномочий муниципальному образованию;

Sip - фонд оплаты труда руководителей отделов;

Sir - фонд оплаты труда главных специалистов;

Sib - фонд оплаты труда ведущих специалистов;

SiM - фонд оплаты труда младших специалистов;

Оiл - расходы, составляющие 30 % от объема субвенций муниципальному образованию и включающие расходы для осуществления материальных затрат (в том числе затрат на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества и прочие услуги, приобретение оборудования и расходных материалов).

4. Расчет Sip производится по формуле:

Sip = Кр*( Р*12*1,2 +6*Р)* 1,6* 1,262 + Кр*2*Р *1,262, где:

Кр - количество руководителей отделов;

Р - размер должностного оклада руководителя отдела согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Хакасия и размерам должностных окладов муниципальных служащих в Республике Хакасия, утвержденным Законом Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который берется по среднему значению в установленном диапазоне;

1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;

12 - число месяцев в году;

1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;

1,262 - коэффициент, учитывающий расходы в связи с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);

6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов;

2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов.

5. Количество руководителей отделов Кр рассчитывается по формуле:

Кр = Hi/М*0,1,где:

Hi - количество детского населения в муниципальном образовании;

М - коэффициент, равный 3000 для муниципальных образований городов и 2500 для муниципальных образований районов;

0,1 - коэффициент, учитывающий долю руководителей отделов в общей штатной численности.

6. Расчет Sir производится по формуле:

Sir = Кг*(Р*12*1,2 + 6*Р)* 1,6* 1,262+ Кг*2*Р * 1,262, где:

Кг - количество главных специалистов

Р - размер должностного оклада главного специалиста согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Хакасия и размерам должностных окладов муниципальных служащих в Республике Хакасия, утвержденным Законом Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который берется по среднему значению в диапазоне;

1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;

12 - число месяцев в году;

1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;

1,262 - коэффициент, учитывающий расходы в связи с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);

6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов;

2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов.

7. Количество главных специалистов Кг рассчитывается по формуле:

Кг = Hi/М*0,15,где:

Hi - количество детского населения в муниципальном образовании;

М - коэффициент, равный 3000 для муниципальных образований городов и 2500 для муниципальных образований районов;

0,15 - коэффициент, учитывающий рекомендуемую долю главных специалистов в общей штатной численности.

8. Расчет Sie производится по формуле:

Sie = Кв х(Р х 12 х 1,2 +6 хР)х 1,6 х 1,262+ Квх2хРх 1,262,

Кв - количество ведущих специалистов;

Р - размер должностного оклада ведущего специалиста согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Хакасия и размерам должностных окладов муниципальных служащих в Республике Хакасия, утвержденным Законом Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который берется по среднему значению в диапазоне;

1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;

12 - число месяцев в году;

1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;

1,262 - коэффициент, учитывающий расходы в связи с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);

6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов;

2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов.

9. Количество ведущих специалистов Кв рассчитывается по формуле:

Кв = Hi/М*0,25,где:

Hi - количество детского населения в муниципальном образовании;

М - коэффициент, равный 3000 для муниципальных образований городов и 2500 для муниципальных образований районов;

0,25 - коэффициент, учитывающий рекомендуемую долю ведущих специалистов в общей штатной численности.

10. Расчет SiM производится по формуле:

SiM = KMx(Px 12 х 1,2 + 6 хР)х 1,6x1,262+ Кмх 2 хРх 1,262,

Км - количество младших специалистов;

Р - размер должностного оклада младшего специалиста согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Хакасия и размерам должностных окладов муниципальных служащих в Республике Хакасия, утвержденным Законом Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», который берется по среднему значению в диапазоне;

1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;

12 - число месяцев в году;

1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;

1,262 - коэффициент, учитывающий расходы в связи с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);

6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов;

2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов.

11. Количество младших специалистов Км рассчитывается по формуле:

Км = Hi/M *0,5, где:

Hi - количество детского населения в муниципальном образовании;

М - коэффициент, равный 3000 для муниципальных образований городов и 2500 для муниципальных образований районов;

0,5 - коэффициент, учитывающий рекомендуемую долю младших специалистов в общей штатной численности.

12. Расчет Sio производится по формуле:

Sio = Ч/25 * С* 1,6* 1,262* 1,22, где:

Ч - среднегодовое число детей, переданных на воспитание в семьи граждан;

С - ставка должностного оклада по 13 разряду Единой тарифной сетки;

1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;

1,262 - коэффициент, учитывающий расходы в связи с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);

1,22 - коэффициент, учитывающий надтарифный фонд оплаты труда.

13. При расчете количества ставок специалистов число штатных единиц округляется до целых чисел.

14. Количество детского населения в муниципальном образовании (Hi) учитывается в соответствии с данными Госкомстата по состоянию на 01 января года, предшествующего расчетному.

Среднегодовое число детей, переданных на воспитание в семьи граждан (Ч), рассчитывается на основании ежемесячных отчетов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, за двухлетний период по состоянию на 01 сентября года, предшествующего расчетному.

ОТЧЕТ

о расходовании субвенций на осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия за____ квартал 200__ года

Приложение 3

к Закону Республики Хакасия «Об организации

и осуществлении деятельности по опеке и попечительству

в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

и наделении органов местного самоуправления

муниципальных образований Республики Хакасия

государственными полномочиями по опеке и попечительству»

Показатель

Предусмотрено средств в отчетном периоде

Поступило средств в отчетном периоде

Израсходовано средств в отчетном периоде

Оплата труда

Материальное обеспечение

Всего

Руководитель органа управления образованием ____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель _____________ _______________

тел. (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 4

к Закону Республики Хакасия «Об организации

и осуществлении деятельности по опеке и попечительству

в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

и наделении органов местного самоуправления

муниципальных образований Республики Хакасия

государственными полномочиями по опеке и попечительству»

ОТЧЁТ об осуществлении государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

за _______ квартал 20______года*



Муниципальные

районы и

городские округа

(далее - МО)

Количество лиц из числа сирот, проживающих в МО (18-23)

Удельный вес детей, воспитывающихся в государственных и муниципальных организациях всех

типов и видов

независимо от ведомственной принадлежности, в

т.ч. получающих профессиональное образование (не прож.в семьях)* *

Количество

детей,

проживающих в МО (0-18)

Доля сирот * * * *

Количество сирот, переданных в семьи в отчетном периоде

Доля сирот, переданных в семьи неродственникам *****

Лишение родительских

Восстановлено в

Количество впервые выявленных сирот

% роста (снижения) социальных сирот в

прав

родительских правах

в отчетном

периоде

в периоде прошлого года

сравнении с аналогичным

периодом прошедшего года ******

всего

в т.ч.

рассмотрено судом исков

кол-во

всего

передано

всего

передано в

всего

вт. ч.

Сирот***

выявленных впервые

переданных из

организаций

прибывших из других

субъектов

родителей

в отношении детей

родителей

в отношении детей

всего

неродственникам

всего

неродственникам

рост

снижение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

Абакан

2

Абаза

3

Саяногорск

4

Сорск

5

Черногорок

6

Алтайский район

7

Аскизский район

8

Бейский район

9

Боградский район

10

Орджоникидзевский

район

11

Таштыпский район

12

Усть-Абаканский район

13

Ширинский район

* Отчетные данные представляются ежеквартально с нарастающим итогом.

**Удельный вес сирот (графа 4) определяется соотношением числа детей-сирот в государственных и муниципальных организациях всех типов и видов независимо от ведомственной

принадлежности к общему числу детей-сирот, учтенных в графе 6.

*** В данной таблице понятие "сироты" включает в себя, в том числе, понятия "социальные сироты" и "дети, лишившиеся родительского попечения".

**** Доля сирот определяется соотношением числа сирот (графа 6) к общему числу несовершеннолетних, зарегистрированных в МО (по данным статистики прошедшего года).

*****Доля сирот, переданных неродственникам, определяется соотношением числа детей, переданных неродственникам, к общему числу сирот, устроенных в замещающие семьи.

*****Расчет % роста (снижения) соц. сирот определяется по формуле: 1)графы 18/21 *100-X; 2) 100 - Х = графы 24 или 25.

Руководитель органа опеки и попечительства ___________________ __________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель _________________________

(Ф.И.О., тел.)»

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вестник Хакасии № 74, с.17-35 от 13.12.2007
Рубрики правового классификатора: 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 010.150.010 Общие положения, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 080.070.030 Расходы местных бюджетов

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать