Основная информация

Дата опубликования: 09 июля 2012г.
Номер документа: RU56000201200404
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Оренбургская область
Принявший орган: Законодательное собрание Оренбургской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

от 9 июля 2012 года № 909/271–V–ОЗ

О депутатском расследовании Законодательного

Собрания Оренбургской области

Принят Законодательным

Собранием области                                                                    20 июня 2012 года

Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Законодательного Собрания Оренбургской области (далее – депутатское расследование), его организационные формы и основные поло­жения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депу­татском расследовании.

       Статья 1. Общие положения

1. Депутатское расследование – одна из форм деятельности Законода­тельного Собрания Оренбургской области (далее – Законодательное Собра­ние) в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследова­нию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения (далее – комис­сия).

2. Для целей настоящего Закона  должностными лицами признаются  лица, замещающие государственные должности Оренбургской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Оренбургской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномо­чию осуществляющие функции представителя власти либо выпол­няющие ор­ганизационно-распорядительные, административно-хозяйствен­ные функции в органах государственной власти Оренбургской области, госу­дарственных орга­нах  Оренбургской области, органах местного самоуправ­ления муници­паль­ных образований Оренбургской области, областных государственных и му­ници­пальных учреждениях и организациях, действующих на территории Орен­бургской об­ласти.

Статья 2. Предмет депутатского расследования

1. Депутатскому расследованию подлежат:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера;

4) факты несоблюдения и неисполнения законов области, неисполнения областного бюджета, несоблюдения порядка распоряжения собственностью области.

2. Депутатскому расследованию не подлежит:

1) деятельность судов по осуществлению правосудия;

2) деятельность Губернатора Оренбургской области;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следст­вия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством.

3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбит­ражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фак­тов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, де­путатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулирован­ного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, вре­мени, а также обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявле­нии указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процес­суального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об администра­тивном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава адми­нистративного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому рас-следованию без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомне­ние.

Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования

1. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение Законодательным Собранием  контроля деятельности ор­ганов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, ин­формирование о них населения области, а также оказание содействия в уст­ранении таких причин и условий;

4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов норматив­ных правовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутат­ского расследования.

2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законно­сти, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.

3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предвари­тельное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.

Статья 4. Срок депутатского расследования

1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Со­бранием и не может превышать одного года со дня создания комиссии.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.

3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.

Статья 5. Основания для проведения депутатского расследования

1. Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания и свя­занные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 2 на­стоящего Закона.                                                                           

2. В соответствии с Законом Оренбургской области «Об Уполномочен­ном по правам человека в Оренбургской области» основанием для проведе-ния депутатского расследования является также предложение Уполномочен­ного  по правам человека  в  Оренбургской  области о создании комиссии  по расследованию фактов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоя­щего Закона.

3. Проведение депутатского расследования может быть инициировано при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 1 статьи 2 настоя­щего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью более одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Со­брания, комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями Законода­тельного Собрания.

4. Предложение о проведении депутатского расследования не может быть выдвинуто и комиссия не может быть сформирована в течение послед­них шести месяцев полномочий Губернатора или За­конодательного Собра­ния Оренбургской области, а также в период избира­тельной кампании по вы­борам депутатов Законодательного Собрания.

5. Предложение о проведении депутатского расследования направляется председателю Законодательного Собрания,  в котором должны быть изло­жены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 6.   Порядок принятия решения о проведении

                    депутатского расследования

1. Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собра­ния Оренбургской области, и подлежит обязательному рассмотрению на засе­дании Законо­дательного Собрания.

2. Решение о проведении депутатского расследования считается приня­тым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением.

Статья 7.  Порядок формирования комиссии

1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.

2. Численный состав комиссии не может быть менее 7 и более 13 депута­тов Законодательного Собрания.

В состав ко­миссии должно входить равное число представи­телей всех депу­татских фракций (объединений) в Законодательном Собрании Орен­бург­ской области. Отказ депутат­ской фракции (объеди­нения) от направ­ления

своих пред­стави­телей в со­став комиссии не яв­ляется препятст­вием для ее соз­да­ния.

  В случае от­каза депутат­ской фракции (объеди­нения) от направ­ления своих пред­стави­телей в со­став комиссии ва­кантные места членов комиссии могут быть заме­щены по согласо­ванию между де­путатскими объ­едине­ниями (фрак­циями), на­правив­шими своих пред­стави­телей в со­став комиссии, пред­ставителями этих депутатских объе­ди­нений (фракций).

По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут вхо­дить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.

3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследо­вания и после его завершения распускается.

4. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания, являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

Статья 8.  Прекращение полномочий члена комиссии

                           и замещение вакантных мест

1. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании его письменного заявле­ния, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодатель­ного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требо­ваниям, установленным частью 4 статьи 7 настоящего Закона.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий оформляется поста­новлением Законодательного Собрания.

3. Вакантные места в составе комиссии замещаются другими представи­телями соответствующих депутатских объединений в порядке, установлен­ном настоящим Законом.

Статья 9.  Порядок работы комиссии

1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутст­вуют  две трети от общего числа членов комиссии.

2. Заседания комиссии, как правило, являются открытыми. Порядок до­пуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.

В случае, если проведение открытого заседания может привести к раз­глашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. За­крытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на засе­дании.

3. Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе ко­миссии.

4. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через пят­на­дцать дней со дня создания комиссии.

5. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается замес­титель председателя комиссии, секретарь комиссии. Секретарь комиссии от­вечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечи­вает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ве­дение делопроизводства комиссии.

6. Работу комиссии организует ее председатель (в его отсутствие – за­меститель председателя), который:

1) созывает и ведет ее заседания;

2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяет обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского рас­следования информации, отнесенной законодательством к категории инфор­мации ограниченного доступа;

5) подписывает запросы, направленные на обеспечение деятельности комиссии, протоколы проводимых заседаний комиссии, а также мотивиро­ванное заключение комиссии;

6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоя­тельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследова­ния.

Статья 10. План  работы комиссии

1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором опре­деляются:

1) основные направления депутатского расследования;

2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;

3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки мо­тивированного заключения комиссии);

4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.

2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Статья 11. Порядок принятия решений комиссии

1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосо­ванием. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более  половины  членов комиссии,  присутствующих  на заседании. При  ра-

венстве голосов решающим является голос председательствующего на засе­дании комиссии.

2. Решение по мотивированному заключению комиссии считается при­нятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комис­сии.

Статья 12. Права комиссии

1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных ор­ганов государственной власти, Правительства области, государственных ор­ганов области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследова­ния;

2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;

3) приглашать для дачи пояснений (экспертных заключений, в том числе на договорной основе) по расследуемым комиссией фактам и обстоятельст­вам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, ко­торая может способствовать депутатскому расследованию;

4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмот­ренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответ­ст­вующий протокол.

2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам пред­ставить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.

3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с ча­стью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.

4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией в части, касающейся состава пре­ступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвини­тельном акте.

Статья 13. Права и обязанности членов комиссии

1. Члены комиссии имеют право:

1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматривае­мому комиссией;

2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;

3) выступать с изложением особого мнения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведению;

4) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.

2. Члены комиссии обязаны:

1) лично участвовать в заседаниях комиссии;

2) выполнять поручения комиссии;

3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.

Статья 14. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных

                     к участию в депутатском расследовании

1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение пятна­дцати дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депу­татского расследования информацию (документы, материалы).

2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутат­ском расследовании, обязаны:

1) прибыть на заседание комиссии;

2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.

3. Предоставление комиссии сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается только с их согласия.

4. За отказ от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материа­лов), за уклонение от такого предоставления либо за предоставление комис­сии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за не­явку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица не­сут административную ответственность в соответствии с законодательством Оренбургской области.

5. Комиссия вправе направить в орган или должностному лицу, уполно­моченным принять соответствующее решение, требование об освобождении от замещаемой должности должностного лица, за исключением лиц, заме­щающих государственные должности Оренбургской области  или муници­пальные должности, в случае отказа от предоставления комиссии необходи­мой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), в случае уклонения от такого предоставления, в случае предоставления комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации либо в случае неявки на заседание комиссии без уважительных причин.

Статья 15. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к уча­стию в депутатском расследовании

1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в депу­татском расследовании, вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);

2) пользоваться услугами адвоката или иного лица, оказывающего юри­дическую помощь;

3) вести необходимые записи;

4) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;

5) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследова­нии других лиц.

2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.

Статья 16. Мотивированное заключение комиссии

1. По результатам депутатского расследования готовится мотивирован­ное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению на заседа­нии комиссии.

Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается пред­седателем (в его отсутствие – заместителем председателя комиссии) и сек­ре­тарем комиссии и направляется на рассмотрение Законодательного Собра­ния.

2. В мотивированном заключении должны содержаться:

1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;

2) сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;

3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

4) рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского рас­следования.

3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения:

1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;

2) принятии нормативных правовых актов, направленных на устране­ние причин и последствий событий, послуживших основанием для проведе­ния депутатского расследования;

3) привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобож­де­нии от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых по­влекли  (повлекло) за  собой  возникновение фактов  и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или дейст­вие (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, но­сили (носило) неудовлетворительный характер;                                                           

4) направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонару­шения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должност­ных лиц, которые повлекли (которое повлекло) за собой возникновение фак­тов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

4. Законодательное Собрание на очередном заседании рассматривает мо­тивированное заключение. При рассмотрении мотивированного заключения Законодательное Собрание вправе предложить комиссии уточнить его от­дельные положения. Члены комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла комиссия по результатам прове­денного депутатского расследования.

5. Мотивированное заключение считается утвержденным Законодатель­ным Собранием, если за него проголосовало более половины от установлен­ного числа депутатов Законодательного Собрания. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением Законодатель­ного Собрания.

6. Постановление Законодательного Собрания может содержать:

1) решение Законодательного Собрания по результатам депутатского расследования;

2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с мотивированным заключением;

3) предложения по совершенствованию деятельности органов государст­венной власти области, а также органов местного самоуправления;

4) предложения по подготовке и принятию проектов нормативных пра­вовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского рас­следования.

7. После утверждения мотивированного заключения деятельность ко­миссии прекращается и депутатское расследование завершается.

8. В случае неутверждения мотивированного заключения комиссии ее деятельность  прекращается.

9. Утвержденное Законодательным Собранием мотивированное заклю­чение направляется Губернатору Оренбургской области и подлежит разме­щению на официальном сайте Законодательного Собрания.

10. При необходимости мотивированное заключение может направ­ляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору Оренбургской области и в соответствующие органы местного самоуправле­ния.

11. Мотивированное заключение подлежит обязательному рассмотре­нию Губернатором Оренбургской области в течение одного месяца со дня его по­лучения, а также субъектами, указанными в пункте 10 настоящей статьи.      О принятом по мотивированному заключению решении Законодательное Соб­рание уведомляется незамедлительно.

Статья 17. Обеспечение деятельности комиссии

Организационное, правовое, информационное и материально-техниче­ское обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Законо­дательного Собрания. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Законодательного Соб­рания.

        Статья 18. Заключительное  положение

Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом прово­дится по фактам и обстоятельствам, возникшим или ставшим известными после вступления его в силу.

       Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Губернатор Оренбургской области                                                                                         Ю.А.Берг

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.040 Организация деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать