Основная информация
Дата опубликования: | 09 июля 2012г. |
Номер документа: | RU56000201200404 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Оренбургская область |
Принявший орган: | Законодательное собрание Оренбургской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
1
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
от 9 июля 2012 года № 909/271–V–ОЗ
О депутатском расследовании Законодательного
Собрания Оренбургской области
Принят Законодательным
Собранием области 20 июня 2012 года
Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Законодательного Собрания Оренбургской области (далее – депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
Статья 1. Общие положения
1. Депутатское расследование – одна из форм деятельности Законодательного Собрания Оренбургской области (далее – Законодательное Собрание) в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследованию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения (далее – комиссия).
2. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Оренбургской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Оренбургской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Оренбургской области, государственных органах Оренбургской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, областных государственных и муниципальных учреждениях и организациях, действующих на территории Оренбургской области.
Статья 2. Предмет депутатского расследования
1. Депутатскому расследованию подлежат:
1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) факты несоблюдения и неисполнения законов области, неисполнения областного бюджета, несоблюдения порядка распоряжения собственностью области.
2. Депутатскому расследованию не подлежит:
1) деятельность судов по осуществлению правосудия;
2) деятельность Губернатора Оренбургской области;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому рас-следованию без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.
Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования
1. Целями депутатского расследования являются:
1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение Законодательным Собранием контроля деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;
4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.
3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.
Статья 4. Срок депутатского расследования
1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Собранием и не может превышать одного года со дня создания комиссии.
2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.
3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.
Статья 5. Основания для проведения депутатского расследования
1. Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
2. В соответствии с Законом Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» основанием для проведе-ния депутатского расследования является также предложение Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области о создании комиссии по расследованию фактов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона.
3. Проведение депутатского расследования может быть инициировано при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью более одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями Законодательного Собрания.
4. Предложение о проведении депутатского расследования не может быть выдвинуто и комиссия не может быть сформирована в течение последних шести месяцев полномочий Губернатора или Законодательного Собрания Оренбургской области, а также в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания.
5. Предложение о проведении депутатского расследования направляется председателю Законодательного Собрания, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.
Статья 6. Порядок принятия решения о проведении
депутатского расследования
1. Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Оренбургской области, и подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.
2. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением.
Статья 7. Порядок формирования комиссии
1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.
2. Численный состав комиссии не может быть менее 7 и более 13 депутатов Законодательного Собрания.
В состав комиссии должно входить равное число представителей всех депутатских фракций (объединений) в Законодательном Собрании Оренбургской области. Отказ депутатской фракции (объединения) от направления
своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.
В случае отказа депутатской фракции (объединения) от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими объединениями (фракциями), направившими своих представителей в состав комиссии, представителями этих депутатских объединений (фракций).
По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.
3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.
4. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания, являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.
Статья 8. Прекращение полномочий члена комиссии
и замещение вакантных мест
1. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании его письменного заявления, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 4 статьи 7 настоящего Закона.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий оформляется постановлением Законодательного Собрания.
3. Вакантные места в составе комиссии замещаются другими представителями соответствующих депутатских объединений в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 9. Порядок работы комиссии
1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют две трети от общего числа членов комиссии.
2. Заседания комиссии, как правило, являются открытыми. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.
В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
3. Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии.
4. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через пятнадцать дней со дня создания комиссии.
5. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии. Секретарь комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ведение делопроизводства комиссии.
6. Работу комиссии организует ее председатель (в его отсутствие – заместитель председателя), который:
1) созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;
3) распределяет обязанности между членами комиссии;
4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;
5) подписывает запросы, направленные на обеспечение деятельности комиссии, протоколы проводимых заседаний комиссии, а также мотивированное заключение комиссии;
6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
Статья 10. План работы комиссии
1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:
1) основные направления депутатского расследования;
2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;
3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки мотивированного заключения комиссии);
4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.
2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Статья 11. Порядок принятия решений комиссии
1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. При ра-
венстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.
2. Решение по мотивированному заключению комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комиссии.
Статья 12. Права комиссии
1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Правительства области, государственных органов области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи пояснений (экспертных заключений, в том числе на договорной основе) по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол.
2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.
3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.
4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.
Статья 13. Права и обязанности членов комиссии
1. Члены комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;
2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;
3) выступать с изложением особого мнения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведению;
4) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.
2. Члены комиссии обязаны:
1) лично участвовать в заседаниях комиссии;
2) выполнять поручения комиссии;
3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.
Статья 14. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных
к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение пятнадцати дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы).
2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание комиссии;
2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.
3. Предоставление комиссии сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается только с их согласия.
4. За отказ от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), за уклонение от такого предоставления либо за предоставление комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Оренбургской области.
5. Комиссия вправе направить в орган или должностному лицу, уполномоченным принять соответствующее решение, требование об освобождении от замещаемой должности должностного лица, за исключением лиц, замещающих государственные должности Оренбургской области или муниципальные должности, в случае отказа от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), в случае уклонения от такого предоставления, в случае предоставления комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации либо в случае неявки на заседание комиссии без уважительных причин.
Статья 15. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);
2) пользоваться услугами адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь;
3) вести необходимые записи;
4) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;
5) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.
Статья 16. Мотивированное заключение комиссии
1. По результатам депутатского расследования готовится мотивированное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению на заседании комиссии.
Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается председателем (в его отсутствие – заместителем председателя комиссии) и секретарем комиссии и направляется на рассмотрение Законодательного Собрания.
2. В мотивированном заключении должны содержаться:
1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;
2) сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;
3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
4) рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения:
1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;
2) принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действие (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер;
4) направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли (которое повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
4. Законодательное Собрание на очередном заседании рассматривает мотивированное заключение. При рассмотрении мотивированного заключения Законодательное Собрание вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения. Члены комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла комиссия по результатам проведенного депутатского расследования.
5. Мотивированное заключение считается утвержденным Законодательным Собранием, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением Законодательного Собрания.
6. Постановление Законодательного Собрания может содержать:
1) решение Законодательного Собрания по результатам депутатского расследования;
2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с мотивированным заключением;
3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;
4) предложения по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
7. После утверждения мотивированного заключения деятельность комиссии прекращается и депутатское расследование завершается.
8. В случае неутверждения мотивированного заключения комиссии ее деятельность прекращается.
9. Утвержденное Законодательным Собранием мотивированное заключение направляется Губернатору Оренбургской области и подлежит размещению на официальном сайте Законодательного Собрания.
10. При необходимости мотивированное заключение может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору Оренбургской области и в соответствующие органы местного самоуправления.
11. Мотивированное заключение подлежит обязательному рассмотрению Губернатором Оренбургской области в течение одного месяца со дня его получения, а также субъектами, указанными в пункте 10 настоящей статьи. О принятом по мотивированному заключению решении Законодательное Собрание уведомляется незамедлительно.
Статья 17. Обеспечение деятельности комиссии
Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Законодательного Собрания. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Законодательного Собрания.
Статья 18. Заключительное положение
Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим или ставшим известными после вступления его в силу.
Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор Оренбургской области Ю.А.Берг
1
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
от 9 июля 2012 года № 909/271–V–ОЗ
О депутатском расследовании Законодательного
Собрания Оренбургской области
Принят Законодательным
Собранием области 20 июня 2012 года
Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Законодательного Собрания Оренбургской области (далее – депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
Статья 1. Общие положения
1. Депутатское расследование – одна из форм деятельности Законодательного Собрания Оренбургской области (далее – Законодательное Собрание) в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследованию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения (далее – комиссия).
2. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Оренбургской области или муниципальные должности в муниципальных образованиях Оренбургской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Оренбургской области, государственных органах Оренбургской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, областных государственных и муниципальных учреждениях и организациях, действующих на территории Оренбургской области.
Статья 2. Предмет депутатского расследования
1. Депутатскому расследованию подлежат:
1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) факты несоблюдения и неисполнения законов области, неисполнения областного бюджета, несоблюдения порядка распоряжения собственностью области.
2. Депутатскому расследованию не подлежит:
1) деятельность судов по осуществлению правосудия;
2) деятельность Губернатора Оренбургской области;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
3. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
4. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
5. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому рас-следованию без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.
Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования
1. Целями депутатского расследования являются:
1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение Законодательным Собранием контроля деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;
4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.
3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.
Статья 4. Срок депутатского расследования
1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Собранием и не может превышать одного года со дня создания комиссии.
2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.
3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.
Статья 5. Основания для проведения депутатского расследования
1. Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
2. В соответствии с Законом Оренбургской области «Об Уполномоченном по правам человека в Оренбургской области» основанием для проведе-ния депутатского расследования является также предложение Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области о создании комиссии по расследованию фактов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона.
3. Проведение депутатского расследования может быть инициировано при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью более одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями Законодательного Собрания.
4. Предложение о проведении депутатского расследования не может быть выдвинуто и комиссия не может быть сформирована в течение последних шести месяцев полномочий Губернатора или Законодательного Собрания Оренбургской области, а также в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания.
5. Предложение о проведении депутатского расследования направляется председателю Законодательного Собрания, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим Законом.
Статья 6. Порядок принятия решения о проведении
депутатского расследования
1. Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Оренбургской области, и подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.
2. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением.
Статья 7. Порядок формирования комиссии
1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.
2. Численный состав комиссии не может быть менее 7 и более 13 депутатов Законодательного Собрания.
В состав комиссии должно входить равное число представителей всех депутатских фракций (объединений) в Законодательном Собрании Оренбургской области. Отказ депутатской фракции (объединения) от направления
своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.
В случае отказа депутатской фракции (объединения) от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими объединениями (фракциями), направившими своих представителей в состав комиссии, представителями этих депутатских объединений (фракций).
По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.
3. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.
4. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания, являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.
Статья 8. Прекращение полномочий члена комиссии
и замещение вакантных мест
1. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании его письменного заявления, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 4 статьи 7 настоящего Закона.
2. Решение о досрочном прекращении полномочий оформляется постановлением Законодательного Собрания.
3. Вакантные места в составе комиссии замещаются другими представителями соответствующих депутатских объединений в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 9. Порядок работы комиссии
1. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют две трети от общего числа членов комиссии.
2. Заседания комиссии, как правило, являются открытыми. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.
В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
3. Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии.
4. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через пятнадцать дней со дня создания комиссии.
5. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии. Секретарь комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ведение делопроизводства комиссии.
6. Работу комиссии организует ее председатель (в его отсутствие – заместитель председателя), который:
1) созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;
3) распределяет обязанности между членами комиссии;
4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;
5) подписывает запросы, направленные на обеспечение деятельности комиссии, протоколы проводимых заседаний комиссии, а также мотивированное заключение комиссии;
6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
Статья 10. План работы комиссии
1. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:
1) основные направления депутатского расследования;
2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;
3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки мотивированного заключения комиссии);
4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения.
2. В план работы комиссии могут быть включены также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.
Статья 11. Порядок принятия решений комиссии
1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. При ра-
венстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.
2. Решение по мотивированному заключению комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комиссии.
Статья 12. Права комиссии
1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Правительства области, государственных органов области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи пояснений (экспертных заключений, в том числе на договорной основе) по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол.
2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.
3. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.
4. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией в части, касающейся состава преступления, сформулированного в постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в обвинительном акте.
Статья 13. Права и обязанности членов комиссии
1. Члены комиссии имеют право:
1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;
2) задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;
3) выступать с изложением особого мнения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведению;
4) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.
2. Члены комиссии обязаны:
1) лично участвовать в заседаниях комиссии;
2) выполнять поручения комиссии;
3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.
Статья 14. Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных
к участию в депутатском расследовании
1. Должностные лица обязаны по запросу комиссии в течение пятнадцати дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы).
2. Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:
1) прибыть на заседание комиссии;
2) дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.
3. Предоставление комиссии сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается только с их согласия.
4. За отказ от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), за уклонение от такого предоставления либо за предоставление комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Оренбургской области.
5. Комиссия вправе направить в орган или должностному лицу, уполномоченным принять соответствующее решение, требование об освобождении от замещаемой должности должностного лица, за исключением лиц, замещающих государственные должности Оренбургской области или муниципальные должности, в случае отказа от предоставления комиссии необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), в случае уклонения от такого предоставления, в случае предоставления комиссии заведомо неполной либо заведомо ложной информации либо в случае неявки на заседание комиссии без уважительных причин.
Статья 15. Права должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании
1. Должностное лицо или гражданин, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков);
2) пользоваться услугами адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь;
3) вести необходимые записи;
4) знакомиться с протоколом опроса, ходатайствовать о внесении в него изменений;
5) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.
2. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.
Статья 16. Мотивированное заключение комиссии
1. По результатам депутатского расследования готовится мотивированное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению на заседании комиссии.
Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается председателем (в его отсутствие – заместителем председателя комиссии) и секретарем комиссии и направляется на рассмотрение Законодательного Собрания.
2. В мотивированном заключении должны содержаться:
1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;
2) сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;
3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;
4) рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения:
1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;
2) принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действие (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер;
4) направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли (которое повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
4. Законодательное Собрание на очередном заседании рассматривает мотивированное заключение. При рассмотрении мотивированного заключения Законодательное Собрание вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения. Члены комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла комиссия по результатам проведенного депутатского расследования.
5. Мотивированное заключение считается утвержденным Законодательным Собранием, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением Законодательного Собрания.
6. Постановление Законодательного Собрания может содержать:
1) решение Законодательного Собрания по результатам депутатского расследования;
2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с мотивированным заключением;
3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;
4) предложения по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
7. После утверждения мотивированного заключения деятельность комиссии прекращается и депутатское расследование завершается.
8. В случае неутверждения мотивированного заключения комиссии ее деятельность прекращается.
9. Утвержденное Законодательным Собранием мотивированное заключение направляется Губернатору Оренбургской области и подлежит размещению на официальном сайте Законодательного Собрания.
10. При необходимости мотивированное заключение может направляться в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору Оренбургской области и в соответствующие органы местного самоуправления.
11. Мотивированное заключение подлежит обязательному рассмотрению Губернатором Оренбургской области в течение одного месяца со дня его получения, а также субъектами, указанными в пункте 10 настоящей статьи. О принятом по мотивированному заключению решении Законодательное Собрание уведомляется незамедлительно.
Статья 17. Обеспечение деятельности комиссии
Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Законодательного Собрания. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Законодательного Собрания.
Статья 18. Заключительное положение
Депутатское расследование в соответствии с настоящим Законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим или ставшим известными после вступления его в силу.
Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор Оренбургской области Ю.А.Берг
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.040 Организация деятельности |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: