Основная информация

Дата опубликования: 10 ноября 2008г.
Номер документа: ru87000200800297
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Чукотский автономный округ
Принявший орган: Дума Чукотского автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЗАКОН

от 10 ноября 2008 №138-ОЗ

«Об утверждении региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Принят Думой Чукотского автономного округа 22 октября 2008 года

Утратил силу Законом Чукотского автономного округа от 18.12.2008 №185-ОЗ

Статья 1

Утвердить региональную целевую программу «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2

Признать утратившими силу с 1 января 2009 года:

Закон Чукотского автономного округа от 29.11.2006 №94-ОЗ «Об утверждении региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007 - 2010 годы» («Ведомости» № 46/4 (273/4) - приложение к газете «Крайний Север» № 48 (1548) от 08.12.2006 г.);

Закон Чукотского автономного округа от 16.10.2007 №98-ОЗ «О внесении изменений в Приложение к Закону Чукотского автономного округа «Об утверждении региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007 - 2010 годы» («Ведомости» № 41/1 (317/1) - приложение к газете «Крайний Север» № 41 (1592) от 19.10.2007 г.;

Закон Чукотского автономного округа от 06.07.2008 №64-ОЗ «О внесении изменений в Приложение к Закону Чукотского автономного округа «Об утверждении региональной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2007 - 2010 годы» («Ведомости» № 23 (350) - приложение к газете «Крайний Север» № 23 (1625) от 12.06.2008 г.).

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор

Чукотского автономного округа

Р.В. Копин

Приложение

к Закону Чукотского автономного округа

«Об утверждении региональной целевой

программы «Содействие в приобретении

жилья молодыми семьями и молодыми

специалистами в Чукотском автономном округе

на 2009-2014 годы»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«СОДЕЙСТВИЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ И МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009-2014 ГОДЫ»

г. Анадырь

2008 год

ПАСПОРТ

региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Наименование Программы

- региональная целевая программа «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;

постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;

решение Правительства Чукотского автономного округа (протокол заседания Правительства Чукотского автономного округа от 15 июля 2008 года № 5)

Государственный заказчик - координатор Программы

- Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа

Государственные заказчики Программы

- Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа;

Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа

Перечень подпрограмм

- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2009 - 2010 годы» ( к региональной целевой программе «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»);

подпрограмма «Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» ( к региональной целевой программе «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»)

Цели и задачи
Программы

- основными целями Программы являются:

государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы;

дальнейшее развитие системы государственной поддержки молодых специалистов Чукотского автономного округа в решении жилищной проблемы;

привлечение и закрепление молодых специалистов для работы на территории Чукотского автономного округа на период не менее 5 лет;

улучшение демографической ситуации в Чукотском автономном округе;

стимулирование сознательного трудоустройства молодых специалистов.

Основными задачами Программы являются:

улучшение жилищных условий молодых семей в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на

2002 - 2010 годы»;

создание финансового и организационного механизмов обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов;

отработка указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей Программы;

внедрение в широкую практику системы государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов в улучшении жилищных условий

Сроки и этапы
реализации Программы

- 2009-2014 годы, в том числе по этапам:

I этап - 2009 год;

II этап - 2010 год;

III этап - 2011 год;

IV этап - 2012 год;

V этап - 2013 год;

VI этап - 2014 год

Перечень основных мероприятий Программы

- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

оказание за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;

привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;

оказание финансовой помощи в виде выделения региональной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета молодым специалистам (категория участников 1) при приобретении жилья;

оказание финансовой помощи в виде выделения региональной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета молодым семьям, в состав которых входят молодые специалисты (категория участников 2), при приобретении жилья;

оказание финансовой помощи в виде выделения региональной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета молодым семьям, в состав которых входят молодые специалисты, или молодым специалистам, которые вступили в ипотеку, взяли кредит или ссуду на приобретение жилья (категория участников 3)

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы -

154 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 33 026,1 тыс. рублей;

2010 год - 36 826,1 тыс. рублей;

2011 год - 38 300,0 тыс. рублей;

2012 год - 23 000,0 тыс. рублей;

2013 год - 15 200,0 тыс. рублей;

2014 год - 8 300,0 тыс. рублей;

в том числе за счет средств федерального бюджета -

3 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 1 826,1 тыс. рублей;

2010 год - 1 826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств окружного бюджета -

151 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 31 200,0 тыс. рублей;

2010 год - 35 000,0 тыс. рублей;

2011 год - 38 300,0 тыс. рублей;

2012 год - 23 000,0 тыс. рублей;

2013 год - 15 200,0 тыс. рублей;

2014 год - 8 300,0 тыс. рублей;

в том числе по подпрограммам:

подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2009 - 2010 годы»

общий объем финансирования подпрограммы -

9652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 4 826,1 тыс. рублей;

2010 год - 4 826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств федерального бюджета -

3 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 1 826,1 тыс. рублей;

2010 год - 1 826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств окружного бюджета -

6 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 3 000,0 тыс. рублей;

2010 год - 3 000,0 тыс. рублей;

подпрограмма «Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

общий объем финансирования подпрограммы -

145 000,0 тыс. рублей,

в том числе за счет средств окружного бюджета -

145 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 28 200,0 тыс. рублей;

2010 год - 32 000,0 тыс. рублей;

2011 год - 38 300,0 тыс. рублей;

2012 год - 23 000,0 тыс. рублей;

2013 год - 15 200,0 тыс. рублей;

2014 год - 8 300,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- создание эффективной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;

закрепление молодых специалистов для работы на территории Чукотского автономного округа на период не менее 5 лет;

вовлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из собственных или заемных средств участников Программы;

закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

оказание содействия в решении жилищной проблемы не менее чем 100 специалистам

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляется:

текущий (статистический и социальный) контроль - Департаментом образования и молодежной политики Чукотского автономного округа;

итоговый и ежеквартальный финансовый контроль - Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в порядке, установленном Правительством Чукотского автономного округа

Приложение 1

к региональной целевой программе

«Содействие в приобретении жилья

молодыми семьями и молодыми

специалистами в Чукотском автономном

округе на 2009-2014 годы»

ПОДПРОГРАММА

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ»

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СОДЕЙСТВИЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ И МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009-2014 ГОДЫ»

г. Анадырь

2008 год

ПАСПОРТ

подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2009-2010 годы» региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Наименование Подпрограммы

- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2009-2010 годы» региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» (далее - Подпрограмма)

Основание для разработки Подпрограммы

- постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;

постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»

Государственный заказчик - координатор Подпрограммы

- Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа

Государственные заказчики Подпрограммы

- Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа;

- Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа

Цели и задачи Подпрограммы

- основными целями Подпрограммы являются:

государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы;

дальнейшее развитие системы государственной поддержки молодых семей Чукотского автономного округа в решении жилищной проблемы;

улучшение демографической ситуации в Чукотском автономном округе.

Основными задачами Подпрограммы являются:

улучшение жилищных условий молодых семей в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»;

создание финансового и организационного механизмов обеспечения жильем молодых семей;

отработка указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей Подпрограммы;

внедрение в широкую практику системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий

Сроки и этапы реализации Подпрограммы

- 2009-2010 годы, в том числе по этапам:

I этап - 2009 год;

II этап - 2010 год

Перечень основных мероприятий Подпрограммы

- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

оказание за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;

привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем

Объемы и источники финансирования Подпрограммы

- общий объем финансирования Подпрограммы - 9 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 4 826,1 тыс. рублей;

2010 год - 4 826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 1,826,1 тыс. рублей;

2010 год - 1,826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств окружного бюджета - 6 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 3 000,0 тыс. рублей;

2010 год - 3 000,0 тыс. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы

- создание эффективной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;

закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

оказание содействия в решении жилищной проблемы не менее чем 10 молодым семьям

Система организации контроля за исполнением Подпрограммы

- контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется:

текущий (статистический и социальный) контроль - Департаментом образования и молодежной политики Чукотского автономного округа;

итоговый и ежеквартальный финансовый контроль - Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в порядке, установленном Правительством Чукотского автономного округа

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Учет демографических показателей является важнейшим фактором при формировании государственной политики экономического развития страны. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется сокращением численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году. По экспертным оценкам, при сохранении такой демографической тенденции население России может уменьшиться до 100 млн. человек к 2020 году и до 50 - 55 млн. человек к 2075 году.

Тенденция снижения численности населения, характерная для России в целом, прослеживается и на территории Чукотского автономного округа. Если в 2000 году численность населения Чукотского автономного округа составляла 68,2 тыс. человек, то в 2005 году - 53 тыс. человек.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения молодого поколения путем формирования соответствующей политики государства. Репродуктивную функцию выполняют в основном молодые семьи, поскольку согласно результатам статистического наблюдения 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.

К молодым семьям, имеющим право на участие в данной Подпрограмме, относятся состоящие в зарегистрированном браке лица, одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления для участия в Программе не старше 35 лет.

В результате проводимых в стране социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.

Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают квартиру или проживают в общежитии.

Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.

В связи с этим для улучшения демографической ситуации Чукотского автономного округа необходимо в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

На территории Чукотского автономного округа до 2008 года предпринимались меры по созданию системы улучшения жилищных условий молодых семей, однако они оказались низкоэффективными и на текущий момент в Чукотском автономном округе нет сложившихся, устойчивых, действенных экономических механизмов государственной поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.

В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья, что в свою очередь позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи. Данная задача поставлена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации еще в 2006 году, 2008 год объявлен Годом семьи.

Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Чукотского автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа и организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ

Целью Подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Чукотском автономном округе.

Основными задачами Подпрограммы являются:

1) улучшение жилищных условий молодых семей в рамках Подпрограммы;

2) нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Подпрограммы;

3) создание финансового и организационного механизмов обеспечения жильем молодых семей;

4) отработка указанных механизмов и форм взаимодействия исполнителей Подпрограммы;

5) внедрение в широкую практику системы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий.

III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация Подпрограммы рассчитана на 2009 - 2010 годы.

IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

Система мероприятий Подпрограммы подразделяется на мероприятия по двум основным направлениям:

1) нормативно-правовое и методическое обеспечение улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе:

а) разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

2) организационное обеспечение реализации Подпрограммы, включая практическую деятельность по улучшению жилищных условий молодых семей, в том числе:

а) оказание за счет средств окружного бюджета государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья;

б) привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем.

Перечень мероприятий по реализации Подпрограммы установлен согласно приложению к настоящей Подпрограмме.

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и окружного бюджета.

Общий объем финансирования Подпрограммы - 9 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 4 826,1 тыс. рублей;

2010 год - 4 826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 652,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 1 826,1 тыс. рублей;

2010 год - 1 826,1 тыс. рублей;

в том числе за счет средств окружного бюджета - 6 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 3 000,0 тыс. рублей;

2010 год - 3 000,0 тыс. рублей.

В случае отсутствия достаточного количества средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий Подпрограммы возможно финансирование мероприятий Подпрограммы только за счет средств окружного бюджета в пределах утвержденных объемов финансирования Подпрограммы на соответствующий год.

При реализации Подпрограммы в установленном порядке могут быть использованы средства местных бюджетов.

VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация Подпрограммы осуществляется Государственными заказчиками с участием заинтересованных органов местного самоуправления.

Основной формой государственной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий в рамках реализации Подпрограммы является предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Чукотского автономного округа.

Средства федерального бюджета, передаваемые окружному бюджету в порядке межбюджетных отношений для реализации Подпрограммы, используются для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа.

Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляют:

текущий (статистический и социальный) контроль - Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа;

итоговый и ежеквартальный контроль - Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.

Контроль за исполнением Подпрограммы включает:

ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;

контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы.

VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Социально-экономические последствия реализации Подпрограммы и оценка эффективности успешной реализации всех намеченных мероприятий Подпрограммы позволят:

1) обеспечить государственной поддержкой на приобретение (строительство) жилья:

а) не менее 5 молодых семей ежегодно в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилья;

б) не менее 2 молодых семей ежегодно социальными выплатами при рождении ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства);

2) способствовать в долгосрочной перспективе решению жилищных вопросов молодых семей без существенного участия государства.

Приложение

к подпрограмме «Обеспечение жильем

молодых семей в Чукотском автономном округе на 2009 - 2010 годы»

Перечень мероприятий подпрограммы

«Обеспечение жильем молодых семей в Чукотском автономном округе на 2009-2010 годы» региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Наименование направления, раздела, мероприятия

Период реализации мероприятий (годы)

Объем финансовых ресурсов, тыс. рублей

Всего

в том числе средства:

федерального бюджета

окружного бюджета

местных бюджетов

внебюджетных источников

1

2

3

4

5

6

7

8

ИТОГО по Подпрограмме

2009 - 2010

9 652,2

3 652,2

6 000,0

0,0

0,0

2009

4 826,1

1 826,1

3 000,0

0,0

0,0

2010

4 826,1

1 826,1

3 000,0

0,0

0,0

1.

Оказание государственной поддержки молодым семьям на приобретение (строительство) жилья

2009 - 2010

9 252,2

3 652,2

5 600,0

0,0

0,0

2009

4 626,1

1 826,1

2 800,0

0,0

0,0

2010

4 626,1

1 826,1

2 800,0

0,0

0,0

2.

Оказание государственной поддержки молодым семьям на погашение части расходов молодой семьи, связанных с приобретением (строительством) жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка

2009 - 2010

400,0

0,0

400,0

0,0

0,0

2009

200,0

0,0

200,0

0,0

0,0

2010

200,0

0,0

200,0

0,0

0,0

Приложение 2

к региональной целевой программе

«Содействие в приобретении жилья

молодыми семьями и молодыми

специалистами в Чукотском автономном

округе на 2009-2014 годы»

ПОДПРОГРАММА

«СОДЕЙСТВИЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И СЕМЬЯМИ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009-2014 ГОДЫ»

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СОДЕЙСТВИЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЬЯ МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ И МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009-2014 ГОДЫ»

г. Анадырь

2008 год

ПАСПОРТ

подпрограммы «Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Наименование - Подпрограммы

подпрограмма «Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» (далее - Подпрограмма)

Основание для - разработки Подпрограммы

решение Правительства Чукотского автономного округа (протокол заседания Правительства Чукотского автономного округа от 15 июля 2008 года № 5)

Государственный - заказчик - координатор Подпрограммы

Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа

Государственные - заказчики Подпрограммы

Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа;

Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа

Цели и задачи -Подпрограммы

дальнейшее развитие системы государственной поддержки молодых специалистов Чукотского автономного округа;

стимулирование сознательного трудоустройства молодых специалистов;

привлечение и закрепление молодых специалистов для работы на территории Чукотского автономного округа на период не менее 5 лет;

улучшение демографической ситуации в Чукотском автономном округе

Срок и этапы -реализации Подпрограммы

2009-2014 годы, в том числе по этапам:

I этап - 2009 год;

II этап - 2010 год;

III этап - 2011 год;

IV этап - 2012 год;

V этап - 2013 год;

VI этап - 2014 год

Перечень - основных мероприятий Подпрограммы

оказание финансовой помощи в виде выделения региональной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета молодым специалистам (категория участников 1) при приобретении жилья;

оказание финансовой помощи в виде выделения региональной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета молодым семьям, в состав которых входят молодые специалисты (категория участников 2), при приобретении жилья;

оказание финансовой помощи в виде выделения региональной социальной выплаты за счет средств окружного бюджета молодым семьям, в состав которых входят молодые специалисты, или молодым специалистам, которые вступили в ипотеку, взяли кредит или ссуду на приобретение жилья (категория участников 3)

Объемы и - источники финансирования Подпрограммы

общий объем финансирования Подпрограммы за счет средств окружного бюджета - 145 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2009 год - 28 200,0 тыс. рублей;

2010 год - 32 000,0 тыс. рублей;

2011 год - 38 300,0 тыс. рублей;

2012 год - 23 000,0 тыс. рублей;

2013 год - 15 200,0 тыс. рублей;

2014 год - 8 300,0 тыс. рублей

Ожидаемые - конечные результаты реализации Подпрограммы

закрепление молодых специалистов для работы на территории Чукотского автономного округа на период не менее 5 лет;

вовлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из собственных или заемных средств участников Подпрограммы;

закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

оказание содействия в решении жилищной проблемы не менее чем 150 специалистам

Система - организации контроля за исполнением Подпрограммы

контроль за реализацией Подпрограммы осуществляется:

текущий (статистический и социальный) контроль - Департаментом образования и молодежной политики Чукотского автономного округа;

итоговый и ежеквартальный финансовый контроль - Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в порядке, установленном Правительством Чукотского автономного округа

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Одной из самых острых государственных проблем является естественная убыль населения России. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в целом и на территории Чукотского автономного округа эти показатели существенно ниже.

Проводимые специалистами социологические исследования показывают, что первостепенным препятствием для решения проблем демографического развития для молодых жителей является жилищная проблема.

В настоящей Подпрограмме используются следующие определения:

молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления для участия в Программе не старше 35 лет, имеющий законченное высшее или среднее профессиональное образование;

молодая семья, в состав которой входит молодой специалист, - состоящие в зарегистрированном браке лица, одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления для участия в Программе не старше 35 лет, имеющий законченное высшее или среднее профессиональное образование.

Как правило, молодые специалисты, не имеющие собственного жилья, не торопятся создавать семьи, а молодые семьи, в состав которых входят молодые специалисты, не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, жилищной ссуды или банковского кредита на приобретение жилья, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые специалисты в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении жилья будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых специалистов и молодых семей, в состав которых входят молодые специалисты, при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, мотивацией для успешного профессионального роста, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан Чукотского автономного округа позволит сформировать экономически и социально активный слой населения, заинтересованный в стабильном заработке и профессиональном росте, не склонный к перемещению в центральные районы страны.

Настоящая Подпрограмма призвана сформировать систему государственной поддержки молодых семей, в состав которых входят молодые специалисты, в приобретении жилья. Ее реализация отвечает стратегическим направлениям деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, приоритетам социальной политики в регионе.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ

Основными целями Подпрограммы являются:

закрепление молодых специалистов на территории Чукотского автономного округа;

стимулирование сознательного трудоустройства молодых специалистов;

дальнейшее развитие системы государственной поддержки молодых специалистов;

улучшение демографической ситуации в Чукотском автономном округе.

Для достижения основных целей необходимо решить следующие задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых специалистов и молодых семей, в состав которых входят молодые специалисты, в приобретении отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми специалистами и молодыми семьями, в состав которых входят молодые специалисты, собственных денежных средств для приобретения отдельного благоустроенного жилья;

совершенствовать правовые, финансовые и организационные механизмы государственной поддержки с целью содействия в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и рождением детей.

III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Реализация Подпрограммы рассчитана на 6 лет.

1 этап - 2009 год - определение состава участников Подпрограммы и осуществление базовых региональных социальных выплат;

2 этап - 2010 год - определение состава участников Подпрограммы, осуществление базовых, повторных и льготных региональных социальных выплат;

3 этап - 2011 год - определение состава участников Подпрограммы, осуществление базовых, повторных и льготных региональных социальных выплат;

4 этап - 2012 год - определение состава участников Подпрограммы, осуществление повторных и льготных региональных социальных выплат;

5 этап - 2013 год - определение состава участников Подпрограммы, осуществление повторных и льготных региональных социальных выплат;

6 этап - 2014 год - определение состава участников Подпрограммы, осуществление повторных и льготных региональных социальных выплат.

IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

Система мероприятий Подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:

нормативно-правовое обеспечение реализации Подпрограммы;

оказание государственной поддержки молодым специалистам - участникам Подпрограммы в приобретении жилья;

оказание государственной поддержки семьям, в состав которых входят молодые специалисты, - участникам Подпрограммы в приобретении жилья;

оказание государственной поддержки семьям, в состав которых входят молодые специалисты, и одиноким молодым специалистам - участникам Подпрограммы в оплате приобретенного жилья;

организационно-информационное обеспечение реализации Подпрограммы.

Система мероприятий Подпрограммы с указанием сроков исполнения, объемов финансовых ресурсов установлена согласно приложению к Подпрограмме.

V. НОРМАТИВНОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ

При реализации мероприятий Подпрограммы планируется использовать финансовые, кадровые, материально-технические ресурсы.

Источниками финансового обеспечения Подпрограммы являются:

средства окружного бюджета, предусмотренные в рамках настоящей Подпрограммы;

собственные либо заемные средства молодых специалистов и молодых семей, в состав которых входят молодые специалисты.

Общий объем финансирования Подпрограммы за счет средств окружного бюджета - 145 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 28 200,0 тыс. рублей;

2010 год - 32 000,0 тыс. рублей;

2011 год - 38 300,0 тыс. рублей;

2012 год - 23 000,0 тыс. рублей;

2013 год - 15 200,0 тыс. рублей;

2014 год - 8 300,0 тыс. рублей.

VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

6.1. Для реализации целей и задач настоящей Подпрограммы предполагается на региональном уровне сформировать необходимую законодательную базу, регулирующую порядок реализации настоящей Подпрограммы на территории Чукотского автономного округа, и в соответствии с действующим законодательством определить объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым специалистам и молодым семьям, в состав которых входят молодые специалисты, на приобретение жилья за счет собственных источников при поддержке окружного бюджета.

6.2. Подпрограмма предусматривает оказание финансовой помощи молодому специалисту или молодой семье, в состав которой входит молодой специалист, являющимся участниками Подпрограммы, в виде региональной социальной выплаты.

Региональная социальная выплата используется для компенсации части затрат, производимых молодым специалистом или молодой семьей, в состав которой входит молодой специалист, являющимися участниками Подпрограммы, на приобретение жилья.

6.3. Участниками Подпрограммы являются:

категория участников 1 - молодые специалисты в возрасте до 35 лет, имеющие профессиональное образование не ниже среднего профессионального и проработавшие на территории Чукотского автономного округа по специальности в отраслях экономики и социальной сферы не менее одного года (на момент подачи документов для вступления в программу);

категория участников 2 - молодые семьи, имеющие в составе семьи хотя бы одного молодого специалиста с профессиональным образованием не ниже среднего профессионального, не достигнувшего возраста 35 лет и проработавшего на территории Чукотского автономного округа по специальности в отраслях экономики и социальной сферы не менее одного года (на момент подачи документов для вступления в программу);

категория участников 3 - молодые семьи, в состав которых входят молодые специалисты, или молодые специалисты, которые вступили в ипотеку, оформили банковский кредит или ссуду на приобретение жилья в период с

1 января 2006 года по 31 декабря 2008 года.

При определении категории участников Подпрограммы наличие и количество детей не учитывается.

6.4. Необходимым условием для включения в число участников Подпрограммы являются:

жилое помещение, приобретаемое участником Подпрограммы, должно находиться на территории Чукотского автономного округа;

участник Подпрограммы должен иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

участник Подпрограммы до вступления в Подпрограмму должен проработать на территории Чукотского автономного округа по специальности в отраслях экономики и социальной сферы не менее одного года;

участнику Подпрограммы должно быть менее 35 лет на момент вступления в Подпрограмму.

Вступление в Подпрограмму производится при подтверждении нуждаемости в работе данного специалиста на территории Чукотского автономного округа работодателем (учредителем) по согласованию с Государственным заказчиком-координатором Подпрограммы.

Участники категории 3 подтверждают документально участие в ипотеке, наличие банковского кредита или ссуды на приобретение жилья.

Участник в любой форме подтверждает серьезность намерений по приобретению жилья или относительную финансовую состоятельность.

6.5. Необходимым условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств (собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа), необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

6.6. При прочих равных условиях преимуществом при вступлении в Подпрограмму пользуются:

1) молодой специалист или семья, в состав которой входит молодой специалист, работающий в сельской местности;

2) молодой специалист или семья, в состав которой входит молодой специалист, снимающие жилье на условиях официально оформленного договора;

3) молодой специалист или семья, в состав которой входит молодой специалист, представившие справку общественных или государственных организаций, имеющих статус юридического лица, подтверждающую активность участника Подпрограммы в организации и проведении межведомственных региональных или муниципальных социально значимых мероприятий по месту работы или проживания.

6.7. Размер базовой региональной социальной выплаты, предоставляемой одинокому молодому специалисту - участнику Подпрограммы (участники категории 1), определяется исходя из 30% расчетной стоимости жилья, рассчитываемой с учетом расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, с учетом повышающих коэффициентов в зависимости от месторасположения приобретаемого жилья и нормы общей площади жилья для одинокого специалиста - 33 квадратных метра.

Размер базовой региональной социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, в состав которой входит молодой специалист, - участнику Подпрограммы (участники категории 2), определяется исходя из 30% расчетной стоимости жилья, рассчитываемой с учетом расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья и повышающих коэффициентов в зависимости от месторасположения приобретаемого жилья и нормы общей площади жилья для семьи - 42 квадратных метра.

Размер базовой региональной социальной выплаты, предоставляемой молодому специалисту или молодой семье, в состав которой входит молодой

специалист, - участникам Подпрограммы, которые вступили в ипотеку, взяли банковский кредит или ссуду на приобретение жилья (участники категории 3), определяется исходя из 20% расчетной стоимости жилья, рассчитываемой с учетом расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, и повышающих коэффициентов в зависимости от месторасположения приобретаемого жилья и нормы общей площади жилья (на одинокого специалиста или семью).

6.8. Расчетный показатель стоимости квадратного метра жилой площади по Чукотскому автономному округу устанавливается в размере 10 тысяч рублей.

Повышающие (понижающие) коэффициенты, применяемые к показателю стоимости квадратного метра в зависимости от месторасположения приобретаемого жилья на территории Чукотского автономного округа (К) и отражающие состояние рынка жилья, составляют:

в городском округе Анадырь - 4;

в селах Чукотского автономного округа - 0,1.

6.9. Участникам 1 и 2 категорий предусматривается выплата повторных региональных социальных выплат в размере 10% от размера расчетной стоимости жилья в течение трех лет после вступления в Подпрограмму при ежегодном подтверждении необходимости специалиста работодателю (учредителю) на территории Чукотского автономного округа.

Для участников 1 и 2 категорий предусматривается возможность получения дополнительной льготной региональной социальной выплаты в размере 20% от размера расчетной стоимости жилья при рождении ребенка.

6.10. При этом общий размер социальных выплат (с учетом базовой, повторной и льготной) не может превышать фактическую стоимость приобретаемого жилья.

В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.

6.11. Порядок предоставления социальной выплаты молодому специалисту или молодой семье, в состав которой входит молодой специалист, на приобретение жилья за счет средств окружного бюджета в рамках Подпрограммы определяется Правительством Чукотского автономного округа.

6.12. Молодой специалист или молодая семья, в состав которой входит молодой специалист, претендующие на включение в Подпрограмму в порядке, установленном Правительством Чукотского автономного округа:

в установленные сроки представляют в Департамент образования и молодежной политики пакет документов для включения в Подпрограмму, в Управление экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа пакет документов для получения социальной выплаты;

несут установленную федеральным законодательством ответственность за достоверность представленных сведений для участия в Подпрограмме и за целевое расходование выделенной социальной выплаты;

самостоятельно определяют вариант приобретения жилья;

самостоятельно изыскивают дополнительные денежные средства для приобретения жилья;

содействуют в проведении мониторинга реализации Подпрограммы.

6.13. Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа организует работу по информированию молодых семей об условиях и порядке участия в Подпрограмме, осуществляет сбор, проверку наличия полного пакета документов, представляемых кандидатами для включения в Подпрограмму.

6.14. Управление экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа осуществляет сбор, проверку наличия полного пакета документов, представляемых кандидатами для получения социальной выплаты.

6.15. Состав участников Подпрограммы ежегодно утверждается Комиссией Чукотского автономного округа по определению состава участников Программы.

Положение о Комиссии Чукотского автономного округа по определению состава участников Программы и ее состав утверждается Правительством Чукотского автономного округа.

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ

Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа.

Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляют:

текущий (статистический и социальный) контроль - Департамент образования и молодежной политики Чукотского автономного округа;

итоговый и ежеквартальный контроль - Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности.

Контроль за исполнением Подпрограммы включает:

ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Подпрограммы;

контроль за рациональным использованием исполнителями финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Подпрограммы.

VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДПРОГРАММЫ

Важнейшими показателями оценки эффективности программных мероприятий являются:

закрепление молодых специалистов для работы на территории Чукотского автономного округа на период не менее 5 лет;

количество молодых специалистов и молодых семей, в состав которых входят молодые специалисты, улучшивших жилищные условия, не менее 150, в том числе ежегодно не менее 25 человек;

общий объем средств окружного бюджета, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей, не менее 150 000,0 тыс. рублей;

общий объем средств, привлеченных молодыми специалистами и молодыми семьями, в состав которых входят молодые специалисты, не менее 100 000,0 тыс. рублей;

площадь жилья, приобретенного в рамках реализации Подпрограммы, не менее 3000 кв. метров;

улучшение демографической ситуации в 25 молодых семьях.

Приложение

к подпрограмме «Содействие в приобретении

жилья молодыми специалистами и семьями,

в состав которых входят молодые специалисты

в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Перечень мероприятий подпрограммы

«Содействие в приобретении жилья молодыми специалистами и семьями, в состав которых входят молодые специалисты, в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы» региональной целевой программы «Содействие в приобретении жилья молодыми семьями и молодыми специалистами в Чукотском автономном округе на 2009-2014 годы»

Наименование направления, раздела, мероприятия

Период реализации мероприятий (годы)

Объем финансовых ресурсов, (тыс. руб.)

Всего

в том числе средства:

федерального бюджета

Окружного бюджета

местных бюджетов

прочих внебюджетных источников

ИТОГО по Подпрограмме:

2009-2014

145 000,0

0,0

145 000,0

0,0

0,0

2009

28 200,0

0,0

28 200,0

0,0

0,0

2010

32 000,0

0,0

32 000,0

0,0

0,0

2011

38 300,0

0,0

38 300,0

0,0

0,0

2012

23 000,0

0,0

23 000,0

0,0

0,0

2013

15 200,0

0,0

15 200,0

0,0

0,0

2014

8 300,0

0,0

8 300,0

0,0

0,0

Предоставление региональной социальной выплаты (базовой, повторной, льготной) участникам Подпрограммы всех категорий на приобретение жилья

2009-2014

145 000,0

0,0

145 000,0

0,0

0,0

2009

28 200,0

0,0

28 200,0

0,0

0,0

2010

32 000,0

0,0

32 000,0

0,0

0,0

2011

38 300,0

0,0

38 300,0

0,0

0,0

2012

23 000,0

0,0

23 000,0

0,0

0,0

2013

15 200,0

0,0

15 200,0

0,0

0,0

2014

8 300,0

0,0

8 300,0

0,0

0,0

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 050.000.000 Жилище, 050.050.000 Оплата строительства, содержания и ремонта жилья (кредиты, компенсации, субсидии, льготы)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать