Основная информация

Дата опубликования: 13 декабря 2006г.
Номер документа: RU88000200600297
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Законодательное Собрание (Суглан) Эвенкийского автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу Законом Красноярского края от 28.04.2021 № 11-4911

ЗАКОН

Эвенкийского автономного округа

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОКРУЖНОГО (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО) КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭВЕНКИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Принят Законодательным Собранием (Сугланом)

Эвенкийского автономного округа

8 декабря 2006 года

Статья 1

Установить окружной (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Эвенкийском автономном округе согласно Приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Эвенкийского автономного округа

Б.Н. Золотарев

п.г.т. Тура

«13» декабря 2006 года

№ 686

Приложение

к Закону Эвенкийского автономного округа

«Об установлении окружного (национально-регионального) компонента

государственных образовательных стандартов общего образования

в Эвенкийском автономном округе»

Окружной (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Эвенкийском автономном округе

Окружной (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Эвенкийском автономном округе (далее - окружной (национально-региональный) компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 1756-р, Законом Эвенкийского автономного округа №57 от 07 октября 1997 года «Об образовании в Эвенкийском автономном округе», Законом Эвенкийского автономного округа «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского автономного округа» №660 от 22 ноября 2006 года.

Основными целями установления окружного (национально-регионального) компонента являются формирование у учащихся целостного представления об Эвенкии, о Красноярском крае, сохранение национальных языков и традиций, сохранение национальных (этнических) культурных традиций народов, населяющих Эвенкию, с целью развития социально-экономических и культурных достижений Эвенкии, формирование этнокультурно ориентированной, толерантной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном мире.

Окружной (национально-региональный) компонент реализуется на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Окружной (национально-региональный) компонент устанавливает:

обязательный для изучения учащимися из числа коренных народов Севера учебный предмет «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература»;

обязательные для изучения всеми учащимися учебные предметы: «Наследие» (Народная культура), «Краеведение» в модулях «Природа, география и экология Эвенкии», «История Красноярского края и Эвенкии», «Этнография», «Литература народов Севера», «Художественная культура Эвенкии»;

обязательные для изучения всеми учащимися образовательные модули «Национальные виды спорта» в образовательной области «Физическая культура», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» в образовательной области «Технология», «Музыка и пение» в образовательной области «Искусство», «Уроки самоспасения» в образовательной области «Основы безопасности жизни» (в рамках учебных часов федерального компонента);

факультативный курс «Национальные виды спорта»;

элективный курс «Основы оленеводства».

Максимальный объем учебной нагрузки, необходимой на освоение в Эвенкийском автономном округе окружного (национально-регионального) компонента, определяется региональным базисным учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым управлением образования Администрации Эвенкийского автономного округа.

Окружной (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования в Эвенкийском автономном округе устанавливается в следующих формах:

обязательный для изучения учащимися из числа коренных народов Севера учебный предмет «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература»;

обязательный для изучения всеми учащимися учебный предмет «Наследие» (Народная культура);

обязательный для изучения всеми учащимися образовательный модуль «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» в рамках учебного предмета «Технология»;

факультативный курс «Национальные виды спорта».

Изучение учебного предмета «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

развить любовь и интерес к родному языку и литературе;

обогатить представление о культуре коренных народов Эвенкии - эвенков, кето, ессейских якутов;

расширить знания и представления учащихся об окружающем мире;

познакомить детей с обычаями коренных народов Эвенкии;

развить патриотизм, уважение к народам, населяющих Эвенкию;

привить элементарные знания о фонетике, грамматике, лексике родного языка;

обучить детей элементарным навыкам письма, чтения и речи на родном языке;

развить устную литературную речь на родном языке;

формировать фонематический слух учащихся;

развивать интонационные навыки, обучать орфоэпическим нормам языка;

развивать диалогическую и монологическую речь;

воспитать читательский интерес у учащихся к творчеству писателей и поэтов Эвенкии, писателей и поэтов народов Севера;

совершенствовать механизм чтения;

обогатить словарный запас учащихся;

привить нормы литературного языка.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Языковая компетенция

Фонетическая система родного языка. Основные правила орфографии.

Специфические гласные и согласные фонемы (отсутствие пар звонких и глухих согласных, замена звонкого согласного глухим); гармония гласных по рядности (сингармонизм); ассимиляция согласных.

Основные коммуникативные типы простого предложения. Особенности построения родной речи.

Простые предложения (нераспространенные и распространенные). Члены предложения (главные и второстепенные). Предложения с однородными членами.

Части речи. Существительные в единственном и множественном числе. Склонение существительных. Категория принадлежности.

Глагол. Изъявительное наклонение (настоящее, прошедшее и будущее время). Особенности временных форм. Спряжение.

Местоимения: личные, возвратные, притяжательные. Парадигма склонения местоимений.

Числительные (количественные и порядковые). Счет в пределах сотни. Склонение числительных.

Прилагательные. Слова, обозначающие цвет, размер, качества предмета. Склонение прилагательных.

Практическое употребление наречий времени, места.

Речевая компетенция

Диалогическая речь. Приветствие и прощание, знакомство и представление друг друга. Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных, побудительных предложений. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения, по прочитанным произведениям национального фольклора.

Монологическая речь

Описание предмета, картинки. Рассказ о себе, о своей семье. Воспроизведение наизусть стихов, песен, пословиц, наставлений.

Аудирование

Понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения. Понимание основного содержания сказок, небольших рассказов, стихов.

Чтение

Соблюдение при чтении ударения в словах и фразах. Соблюдение интонации. Нахождение необходимой или интересующей информации в несложном тексте.

Письмо

Соблюдение при письме орфографических и пунктуационных правил родного языка. Написание под диктовку микротекстов. Написание небольших сочинений по прочитанному (прослушанному) тексту или на свободную тему. Составление небольших письменных ответов на поставленные вопросы.

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Малые жанры устного народного творчества народов Севера: сказки, пословицы, поговорки, загадки, наставления.

Сказки о животных. Социально-бытовые и волшебные сказки народов Севера. Легенды и мифы, написанные по мотивам народных преданий.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о малой родине, о природе, о детях, о труде, о приключениях.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведений, их характеры и поступки.

В результате изучения учебного предмета «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература» обучающийся должен:

узнавать устную речь на родном языке;

понимать на слух учителя и одноклассников;

правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения родного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения;

понимать основное содержание небольших текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

усвоить активный лексический минимум;

выражать свои желания, чувства при помощи изученных слов;

кратко высказываться на темы повседневного общения, воспроизводить на слух рифмованные произведения детского фольклора;

знать имена известных писателей и поэтов Эвенкии, название и основное содержание их произведений (не менее 2-3);

уметь пересказать небольшой текст на родном языке с использованием изобразительно-выразительных средств;

уметь высказывать на родном языке в устной и письменной форме оценочные суждения о прочитанном произведении.

Изучение учебного предмета «Наследие (Народная культура)» предполагает знакомство обучающихся с культурой народов, населяющих Эвенкию и Красноярский край, и направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своему Отечеству, Эвенкии, малой родине через знакомство с народной культурой и понимание самобытности народов, проживающих в Эвенкии и Красноярском крае;

формирование личности, осознающей свою причастность к истории и культуре своего народа;

формирование толерантности, приобщение к лучшим нравственным и этическим нормам на образцах народной культуры (малые жанры народного литературного творчества, музыкальные произведения, игры).

Народные семейные традиции в культуре народов Эвенкии и Красноярского края. Общие представления о материальной культуре славян, эвенков, кетов, якутов: жилище, одежда и обувь, национальная кухня.

Знакомство с духовным богатством народов Эвенкии и Красноярского края: общее и особенное в колыбельных, малых жанрах устного народного творчества (пословицах и поговорках, загадках и приметах, наставлениях и оберегах).

Традиции и быт народов, проживающих в Эвенкии и Красноярском крае, обычаи и обряды. Промыслы и ремесла жителей Эвенкии и Красноярского края.

Первоначальные сведения о творчестве писателей и поэтов, художников (В.И. Суриков, В.И. Мешков, Т.В. Ряннель, А.И. Попов, Б.Б. Романовский и др.) и композиторов (С.М. Трусов, Н.Н. Биланин, А.Ф. Кустов, О.В. Чапогир и др.) Эвенкии и Красноярского края. Образ Севера в картинах В. Мешкова, самодеятельных художников Эвенкии Б.Романовского, В.Эмидака, С. Казанцева и др., в стихах и песнях Н. Дедюхина, В. Власова, Н. Биланина, Н. Оегира, А. Немтушкина.

В результате изучения учебного предмета «Наследие (Народная культура)» обучающийся должен:

знать символы Эвенкии и Красноярского края (флаг и герб);

знать традиции, быт, промыслы и ремесла народов, проживающих на территории Эвенкии и Красноярского края;

знать имена известных художников, поэтов и писателей, композиторов Эвенкии и Красноярского края;

уметь выразительно декламировать стихи об Эвенкии (2 - 3) по выбору;

уметь петь колядки, водить хороводы;

уметь играть в народные игры (4 - 5);

знать народные приметы о погоде, о природных явлениях;

знать произведения устного народного творчества эвенков, кетов, ессейских якутов;

уметь различать малые жанры фольклорных произведений: загадка, наставление, оберег, пословица, примета;

уметь высказывать (в устной и письменной форме) оценочные суждения о прочитанном произведении;

уметь пересказывать текст с использованием выразительных средств языка, эвенкийских, кетских, якутских, а также местных диалектных слов.

Изучение образовательного модуля «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» на ступени начального общего образования в рамках учебного предмета «Технология» предполагает знакомство учащихся младшего школьного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Севера, проживающих на территории Эвенкии, и направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своей малой родине, чувства гордости за нее;

формирование общих представлений о художественной культуре народов Севера;

воспитание у детей навыков и культуры труда;

развитие творческих способностей учащихся с использованием природных материалов, добываемых в Эвенкии.

Общее представление о промыслах народов Эвенкии: рыболовство, оленеводство, охота.

Работа с природным материалом (береста, листья, шишки, мох) при изготовлении поделок (фигурки оленей, птиц и др.). Самостоятельное изготовление поделок (эвенкийские солнышки, плетение из бисера, кумаланы из бумаги).

Использование природных материалов в творческих работах.

Декоративное оформление изделий с использованием национального орнамента.

В результате изучения образовательного модуля «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» обучающийся должен:

знать традиции, быт, промыслы и ремесла народов Эвенкии;

уметь изготавливать декоративные композиции из художественных материалов, а также из природных материалов, добываемых в Эвенкии;

уметь декоративно оформлять изделия с использованием национального орнамента.

Изучение факультативного курса «Национальные виды спорта» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

совершенствование двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста, сохранение и укрепление их здоровья;

повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни, национальным видам спорта.

Спорт как средство физического и духовного развития, оздоровления и формирования навыков у человека.

Национальные виды спорта Эвенкии.

Подготовка к национальным видам спорта, в том числе теоретическая (изучение литературы, знакомство с национальными видами спорта).

Организация физической подготовки по национальным видам спорта.

Метание мяча на дальность. Создание правильного представления о технике метания мяча. Изучение бега с мячом и отведение мяча в медленном беге прямо назад. Обучение метанию мяча с места и с нескольких шагов из положения стоя боком и с отведением мяча прямо назад.

Метание маута на хорей. Освоение сбора маута. Создание правильного представления о технике метания маута на хорей. Освоение метания первого мотка с костяшкой. Изучение техники в целом.

Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног. Понятие о технике тройного прыжка с одновременным отталкиванием двух ног с разбега. Формирование необходимой координации движений у учащихся. Техника прыжка с одновременным отталкиванием двух ног с места и разбега. Техника отталкивания и полета.

Прыжки через нарты. Изучение техники прыжка через нарты, группировки и приземления. Изучение техники движения рук в сочетании с движением ног. Изучение техники разворота после преодоления 5 нарт.

Бег с палкой по пересеченной местности. Техника бега по прямой, по повороту, на подъемах и спусках. Совершенствование техники бега.

Способы и приемы упражнений по национальным видам спорта. Место проведения. Обеспечение безопасности учащихся.

В результате изучения факультативного курса «Национальные виды спорта» обучающийся должен:

знать традиционное спортивное снаряжение национальных видов спорта;

знать правила техники безопасности во время занятий национальными видами спорта;

уметь оценивать свое состояние в процессе физической подготовки;

уметь преодолевать нагрузку в физической подготовке.

Окружной (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования в Эвенкийском автономном округе устанавливается в следующих формах:

обязательный для изучения учащимися из числа коренных народов Севера учебный предмет «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература»;

обязательный для изучения всеми учащимися учебный предмет «Краеведение» в модулях «Природа, география и экология Эвенкии», «История Эвенкии и Красноярского края», «Этнография», «Литература народов Севера», «Художественная культура Эвенкии»;

обязательные для изучения всеми учащимися образовательные модули «Музыка и пение» в рамках учебного предмета «Музыка», «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» в рамках учебного предмета «Технология», «Национальные виды спорта» в рамках учебного предмета «Физическая культура»;

элективный курс «Основы оленеводства».

«Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература»

Изучение учебного предмета «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература» на ступени основного общего образования преследует следующие цели:

дать основы грамматического строя родного языка, научить пользоваться полученными знаниями на практике;

обогащать словарный запас школьников, привить им нормы литературного языка;

выработать речевые умения и навыки: научить конструировать разные по типу, стилю и интонации высказывания в устной и письменной форме;

усвоить основные правила орфографии и пунктуации;

приобщить учащихся посредством изучения родного языка и литературы к культуре своего народа;

привить интерес и любовь к родному языку и литературе, а также уважение к литературному творчеству других народов;

познакомить с творчеством писателей и поэтов народов Севера;

познакомить с устным народным творчеством народов Севера;

сформировать навыки различных видов пересказа, перевода на родной язык фрагментов русского художественного текста.

Языковая компетенция

Общие сведения о происхождении родного языка. Общие сведения о родном языке. Диалекты, наречия и говоры родного языка. Литературный язык. Создание письменности. История изучения языков коренных малочисленных народов Эвенкии. Видные ученые-лингвисты.

Фонетика и графика. Фонемный состав.

Фонетические особенности и отличия в говорах и диалектах родного языка.

Письменность.

Лексика и фразеология.

Базисная лексика родного языка. Тематические классы лексики. Диалектная лексика - источник словарного запаса. Заимствования. Многозначность слов.

Типы фразеологизмов.

Морфемика.

Морфологическая структура слова.

Агглютинация как основной способ словообразования и словоизменения языков малочисленных народов Эвенкии.

Словообразование. Способы образования слов. Продуктивные и непродуктивные суффиксы. Чередование. Редупликация. Субстантивация.

Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические категории и классификация частей речи.

Синтаксис. Словосочетания и предложения как синтаксические единицы. Типы связи. Классификация предложений. Простое и сложное предложение.

Жанры устного народного творчества: героические сказания, мифы, легенды, пословицы, поговорки, одё, иты.

Родной край в творчестве писателей Севера: А.Салаткин, Г. Чинков - Эден «Омакта аги», А. Немтушкин, Н. Оёгир, А. Лукинов, В. Лоргоктоев, Г. Кэптукэ (Варламова Г.И.).

Родная земля в творчестве поэтов Эвенкии.

Жизнь и творчество А. Немтушкина - основоположника эвенкийской литературы. Поэтические сборники «Моя Родина», «Песни эвенка», «Судьбы начало», «Запах тайги», «Костры моих предков».

Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики Н. Оёгира.

Для чтения и заучивания наизусть:

Н.К. Оёгир «Земля моя прекрасна»;

А.Н. Немтушкин «Осень», «Песни эвенка», «Костры моих предков», «Мне снятся небесные олени», «Дорога в Нижний мир», «Самэлкил. (Метки на оленьем ухе)».

В результате изучения учебного предмета «Родной (эвенкийский, кетский, якутский) язык и литература» обучающийся должен:

отличать и понимать речь окружающих на родном языке;

понимать обращенную к нему речь, осознавать цели высказывания;

понимать объяснения учителя на родном языке;

понимать содержание радиопередач;

различать интонацию высказывания (одобрение/неодобрение, побуждение, оправдание и т.д.);

участвовать в диалоге;

уметь выразить свои желания, чувства при помощи изученных слов; уметь выразить свое мнение по какому-либо вопросу;

уметь выразить согласие/несогласие, строить свою речь в соответствии с обстановкой и целями высказывания;

уметь описывать кратко и полно увиденное, происходящее;

читать и переводить несложные тексты;

переводить несложные предложения с родного языка на другой язык (русский) при помощи словаря или без него;

понимать прочитанное, строить ответы на поставленные вопросы о прочитанном по образцу предложений и без них;

понимать тексты художественных произведений;

понимать установку и цели автора текста;

писать в соответствии с нормами орфографии и пунктуации;

знать произведения писателей и поэтов народов Севера;

уметь различать жанры фольклорных произведений.

Изучение учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование любви к своему краю, чувства гордости за него;

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, географическом положении Эвенкии;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе Эвенкии;

освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Эвенкии и Красноярского края;

воспитание интереса к творчеству известных художников Эвенкии;

развитие интеллектуальных способностей учащихся в ходе самостоятельной исследовательской деятельности.

Изучение модуля «Природа, география и экология Эвенкии» на ступени основного общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Эвенкии, ее природой, взаимодействием человека и природы и направлено на достижение следующих целей:

формирование общих представлений о своеобразии природы Эвенкии;

воспитание бережного отношения к природе Эвенкии;

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Эвенкии, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Эвенкии, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Эвенкии, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.

Общие сведения об Эвенкии

Эвенкия на карте России.

Тура - административный центр Эвенкии.

Символы Эвенкии.

Природа

Природные ресурсы: вода, атмосфера, почва, растительный и животный мир Эвенкии.

Природные зоны Эвенкии.

Основные водоемы Эвенкии, названия рек и озер.

Формы поверхности Эвенкии (равнина, горы, холмы, овраги).

Полезные ископаемые Эвенкии, их использование человеком.

Животный мир Эвенкии (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.

Растительный мир Эвенкии (деревья, кустарники, травы, грибы и другие). Разнообразие видов, условия, необходимые для жизни.

Природные сообщества Эвенкии.

Человек и природа

Природа как важнейшее условие жизни человека.

Влияние деятельности человека на природу Эвенкии.

Экология. Охрана природных богатств. Общие представления об отдельных представителях растений и животных Эвенкии.

Заповедники Эвенкии (по выбору).

Краеведческий музей Эвенкии.

География Эвенкии

Географическое положение Эвенкии. История геологического образования территории Эвенкии. Особенности геологического строения. Рельеф. Климат. Времена или сезоны года. Агроклиматические районы. Природные ландшафты. Природные памятники Эвенкии. Природные ресурсы Эвенкии.

Почвы Эвенкии. Своеобразие химического состава почв. Меры по сохранению плодородия почв в Эвенкии.

Водная система Эвенкии. Основные реки, их значение в жизни и хозяйственной деятельности населения Эвенкии. Озера Эвенкии. Специфика естественного состава водных систем. Антропогенные изменения химического состава водной системы Эвенкии.

Минералы и полезные ископаемые Эвенкии.

Многообразие растительного и животного мира Эвенкии. Редкие и исчезающие виды животных и растений.

Природные сообщества Эвенкии. Эволюция и смена природных сообществ.

Население Эвенкии. Численность, размещение, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Коренные малочисленные народы Эвенкии. Основная полоса расселения.

Основные типы природопользования в Эвенкии. Агропромышленный комплекс Эвенкии. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Источники загрязнения природной среды. Катастрофические явления природного и техногенного характера.

Основные пути рационального использования природных объектов Эвенкии (воздуха, водной системы, почвы и других).

Экономико-географические районы. Транспортная система Эвенкии.

Охрана природы Эвенкии.

Опыт практической деятельности

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Умение узнавать отдельные виды растений и животных.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Возможные способы участия школьников в природоохранной деятельности.

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями, происходящими в Эвенкии, их описание.

Определение химического состава природных объектов Эвенкии (воздуха, водной системы, почвы и других). Соотнесение полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями этих компонентов для данной среды. Выявление экологических рисков для населения и анализ возможных путей их решения.

Прогнозирование эффектов хозяйственной деятельности человека и определение путей сохранения природного баланса на территории Эвенкии. Исследование природных экосистем Эвенкии. Выявление особенностей растительного и животного мира Эвенкии.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения дополнительного образовательного модуля "Природа, география и экология Эвенкии" учащийся должен:

знать административный центр Эвенкии, уметь показывать его на карте;

знать символы Эвенкии - флаг и герб;

уметь показывать на карте основные водоемы, горы, равнины Эвенкии;

уметь приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории Эвенкии;

знать заповедники Эвенкии;

уметь оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в ее охране;

знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Эвенкии;

знать особенности геологического строения Эвенкии;

уметь определять химический состав природных объектов Эвенкии (воздуха, водной системы, почвы и других);

знать значение рек в жизни и хозяйственной деятельности населения Эвенкии;

знать основные типы природопользования и пути рационального использования природных объектов Эвенкии (воздуха, водной системы, почвы и других);

знать основные минералы и полезные ископаемые, встречающиеся на территории Эвенкии, уметь показывать их месторождения на карте;

знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Эвенкии; меры по сохранению природы и защите населения Эвенкии от стихийных природных и техногенных явлений;

знать представителей растительного и животного мира Эвенкии (в том числе редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;

знать численность, состав и плотность населения Эвенкии;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

а) наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в Эвенкии;

б) решения практических задач по определению качества окружающей среды Эвенкии, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

в) определения наиболее распространенных в Эвенкии ядовитых растений, грибов и опасных животных;

г) следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Эвенкии, адаптации человека к условиям окружающей среды;

уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Эвенкии и в целом на экосистемы;

уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Эвенкии;

уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных Эвенкии (в том числе редкие и охраняемые виды), определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.

Изучение модуля «История Красноярского края и Эвенкии» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства любви и уважения к своему краю;

формирование устойчивого интереса к социально-экономическому и политическому Эвенкии, её истории и археологии, развитию и современному состоянию Эвенкии;

освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Эвенкии и Красноярского края, особенностях и проблемах социально-экономического развития;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в ходе самостоятельной исследовательской деятельности;

повышение уровня правовой грамотности учащихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Эвенкии и Красноярского края.

Археология и история

Красноярского края и Эвенкии

Древнейшая история и археология Красноярского края и Эвенкии. Известные археологические находки на территории Эвенкии.

Приенисейский край и территория Эвенкии в VII-XVI вв.

Эвенкия бассейна Нижней и Подкаменной Тунгусок в XIII-XVI вв. Особенности социально-экономической жизни населения.

Приенисейский край и территория Эвенкии в XVII- начале XIX вв. Этапы присоединение к России в XVII- начале XIX вв. Особенности хозяйственного освоения и социально-политической жизни. Быт, традиции и обычаи эвенков Нижней и Подкаменной Тунгусок. Духовная культура населения.

Бассейн Нижней и Подкаменной Тунгусок во второй четверти XIX - начале XX вв. Организация управления северными территориями. Образование ясачных волостей. Реформа Сперанского по управлению Сибирью. Разработка Г.С.Батеньковым «Устава управления инородцев Сибири». Закрепление земель за Родовыми управами. Разработка «Проектов Степных законов для кочевых инородцев». Сельское хозяйство, промышленность и торговля. Власть и общество. Социальные отношения. Культурная жизнь населения. Народное образование и здравоохранение. Первая мировая война и её влияние на экономическое положение региона. Положение промыслового населения в период гражданской войны.

Этапы истории Красноярского края и Эвенкии. Образование Эвенкийского автономного округа. Экономическая, социально-политическая и культурная жизнь автономного округа в 30-е годы XX века. Проявление тоталитарного режима. Эвенкия в годы Великой Отечественной войны. Социально-экономическое развитие и динамика населения Эвенкии в период с 1946 по 1993 год. Политико-правовое устройство Эвенкии в период с 1946 по 1993 год. Культурное развитие автономного округа в период с 1946 по 1993 год.

Социально-экономическое развитие Красноярского края

и Эвенкии на современном этапе

Особенности географического и геополитического положения Красноярского края и Эвенкии, их динамика и перспективы развития.

Специфика и проблемы социально-экономического развития Красноярского края и Эвенкии в современный период.

Особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края и Эвенкии, их развитие.

Сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края и Эвенкии.

Проблемы интеграции Красноярского края в единое социально-экономическое пространство России.

Внутренние и внешние экономические связи Красноярского края и Эвенкии.

Социально-экономические и политические предпосылки объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край.

Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края и Эвенкийского автономного округа.

Система нормативных правовых актов Красноярского края и Эвенкийского автономного округа.

Устав Красноярского края, Устав (Основной Закон) Эвенкийского автономного округа, уставы муниципальных образований в Эвенкийском автономном округе, законодательство Эвенкийского автономного округа.

Законодательные и иные нормативные правовые документы по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край.

Опыт практической деятельности

Выявление общего и специфического в истории Красноярского края и Эвенкии.

Анализ и объяснение особенностей исторического, современного геополитического и экономического положения Красноярского края и Эвенкии.

Прогнозирование социально-экономического развития Эвенкии.

Выявление неравномерности хозяйственного освоения Эвенкии.

Определение основных направлений внутренних и внешних экономических связей Красноярского края и Эвенкии.

Участие в общественной жизни и позитивных социально-экономических преобразованиях Эвенкии.

Применение на практике законодательных и иных нормативных правовых актов Эвенкийского автономного округа.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения дополнительного образовательного модуля «История Красноярского края и Эвенкии» учащийся должен:

знать исторические памятники Эвенкии и Красноярского края;

знать важнейшие этапы исторического развития Эвенкии и Красноярского края, ее традиции; вклад выдающихся исторических личностей в развитие Эвенкии;

уметь выделять общее и особенное в истории развития Эвенкии и Красноярского края;

знать об уровне и хозяйственно-бытовых укладах жизни населения Эвенкии в период с VIII по XXI вв.;

знать особенности социально-экономического развития Красноярского края и Эвенкии;

знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития Эвенкии и Красноярского края в современный период;

знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связей Красноярского края и Эвенкии;

знать особенности отраслевой структуры хозяйства Эвенкии и Красноярского края;

знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Эвенкии и Красноярского края;

знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления в Эвенкии и Красноярском крае;

знать основные положения Устава Красноярского края, Устава (Основного Закона) Эвенкийского автономного округа и уставов муниципальных образований в Эвенкийском автономном округе;

уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края и Эвенкийского автономного округа.

Изучение модуля «Этнография» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование целостного представления о коренных народах, проживающих в Эвенкии, их истории, культуре, бытовых ценностях;

формирование гражданского сознания и межнациональной культурной компетенции учащихся;

формирование этнического самосознания и приобщение молодежи к содержанию и ценностям своей культуры;

продолжение формирования различных форм толерантности в межэтнических отношениях;

формирование системы жизненных представлений и духовных ценностей, характерных для многонациональной Эвенкии;

формирование положительного образа северянина, представления о нем как о личности сильной, волевой, с множеством положительных качеств, таких как смелость, доброта, чистосердечность, честность, выносливость и т.д.

Север, коренные малочисленные народы Севера и их проблемы.

Кочевая жизнь до революции: плюсы и минусы.

Люди енисейского Севера - строители новой жизни, новые имена достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Строительство новой жизни на берегах Тунгусок.

Круглый год: цикл традиционных хозяйственных работ. Женский и мужской труд.

Круглый год: календарь северных народных примет.

Духовная культура малочисленных коренных народов Эвенкии. Северянин: ценности и традиции. Вера и верования. Старинные обряды и ритуалы. Влияние русской культуры на коренное население Севера.

Культура повседневности и быта коренных малочисленных народов Эвенкии: традиционная одежда, традиционная пища. Народная медицина: мудрость и суеверия.

Опыт практической деятельности

Возможные способы участия учащихся в исследовательской деятельности.

Приобретение опыта исследовательской деятельности, устные и письменные высказывания на заданную тему.

Экскурсия в краеведческий музей.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения модуля «Этнография» обучающийся должен:

знать численность малочисленных народов Севера;

уметь выделять особенное в истории енисейского Севера;

знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения, в том числе коренных народов, в прошлом;

знать духовную культуру коренных народов Эвенкии;

уметь определять особенности культуры коренных народов Эвенкии;

участвовать в практической деятельности.

Изучение модуля «Литература народов Севера» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, воспитание гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей и поэтов народов Севера;

освоение произведений устного народного творчества народов Севера, художественных произведений в единстве формы и содержания;

осознание языка и речи как формы выражения национальной культуры народов Севера;

знакомство учащихся с произведениями, отражающими историю, культуру, быт, психологию, нравственные ценности народов Севера.

Изучение элективного курса «Литература народов Севера» на ступени основного общего образования способствует решению следующих задач:

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к произведениям устного народного творчества народов Севера;

формирование навыков понимания и эстетического восприятия произведений писателей и поэтов народов Севера.

Основу содержания модуля «Литература народов Севера» составляет чтение и изучение произведений устного народного творчества народов Севера, художественных произведений писателей и поэтов народов Севера.

Критерием отбора художественных произведений для изучения является их художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность учащегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Для построения авторских программ литературного образования хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне не является определяющей.

Соотнесённость предлагаемых для чтения и изучения произведений с перечнем произведений, обеспечивающим федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, тематическая или жанровая.

Произведения устного народного творчества

Жанры произведений устного народного творчества. Сказки народов Севера (волшебные, бытовые, сказки о животных и др.)

Героические сказания, песни, загадки, мифы, былины, пословицы и поговорки, приметы, наставления народов Севера.

Отражение в фольклоре традиций и быта народов Севера, вековая мудрость, отразившаяся в пословицах и наставлениях.

Влияние образности и нравственных идеалов устного народного творчества на развитие литературы народов Севера.

Художественные произведения

Айпин, Е.Д. «Ханты или Звезда Утренней Зари» (роман) М., 1990;

Кэптукэ, Г.И. «Имеющая свое имя, Джелтулла-река» Якутск, 1989; «Маленькая Америка» Якутск, 1991; «Рассказы Чэриктэ» Якутск, 1990;

Немтушкин, А.Н. Поэтические сборники: «Песни эвенка» Красноярск, 1962; «Костры моих предков» Красноярск, 1980; Повести «Мне снятся небесные олени»,1987; «Олень любит соль» Красноярск, 2005; «Самэлкил», «Метки на оленьем ухе» Красноярск, 1998;

Оегир, Н.К. «Чтоб не гас костер.» Красноярск, Сибирские промыслы», 2006;

Рытхэу, Ю.С. Повесть «Когда киты уходят», Л., 1980; «Конец вечной мерзлоты» М., 1977; «Сон в начале тумана» М., 1986; «Путешествие в молодость, или время красной морошки» повести и рассказы М., 1991;

Санги, В.М. «Изгин» (в книге «Месяц рунного хода») М., «Советский писатель», 1987;

Тарханов, А.С. Сборники стихотворений: «Первая завязь», Тюмень, 1963, «Зеленый дождь», Свердловск, 1975, «Морошковое лето» М., 1985;

Ходжер, Г.Г. Трилогия «Амур широкий», романы «Конец большого дома», «Белая тишина», «Амур широкий» М., 1975;

Шесталов (Юван Шесталов),И.Н. Повесть «Синий ветер каслания», М., 1965; повесть «Когда качало меня солнце», М., 1972.

Тематическое изучение стихотворных произведений поэтов народов Севера Антонины Кымытваль, Василия Ледкова, Огдо Аксеновой, Леонида Лапцуя, Любови Ненянг, Юрия Алотова (не менее трех авторов по выбору).

Основные историко-литературные сведения

Отражение в художественных произведениях писателей и поэтов Севера богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние на формирование нравственного и эстетического чувства учащихся.

Место литературного наследия писателей и поэтов Севера в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир художественных произведений, их гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей и поэтов Севера к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота и справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественный образ. Жанры произведений устного народного творчества. Род и жанр литературного произведения. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление, конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык литературного произведения. Изобразительно-выразительные средства в литературном произведении.

Взаимосвязь и взаимовлияние произведений устного народного творчества народов Севера.

Понятие «тотемизма» как древнего мировоззрения.

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Применение разных видов чтения и способов предъявления информации об изученном литературном материале.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов поэтов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Виды и жанры речи.

Составление устных монологических и диалогических высказываний на нравственно-этические, бытовые и иные темы в зависимости от целей, сферы употребления и ситуации общения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения модуля «Литература народов Севера» учащийся должен:

знать и понимать содержание изученных произведений;

знать основные факты жизни и творчества А.Н.Немтушкина;

знать и понимать изученные теоретико-литературные понятия;

уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

уметь выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

уметь определять род и жанр литературного произведения;

уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героям;

уметь определять особенности языка и речи народов Севера на примере литературных произведений;

уметь сопоставлять тематически близкие произведения народов Севера, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально-обусловленные различия;

уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

уметь выявлять авторскую позицию;

уметь выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

уметь владеть различными видами пересказа;

уметь строить устные и письменные высказывания (отзывы) в связи с изученным произведением;

уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

уметь создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров;

уметь пользоваться различными типами справочной литературы (словарями, энциклопедическими справочниками, библиографическими указателями).

Изучение модуля "Художественная культура Эвенкии" на ступени основного общего образования предполагает дальнейшее освоение обучающимися художественной культуры Эвенкии и направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству известных художников Эвенкии;

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства художников Эвенкии;

воспитание и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала учащихся;

овладение практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Первоначальные сведения о творчестве известных художников Эвенкии (А.И. Попов, С.И. Казанцев, Н.Х. Ботулу, А.Т. Борисенков, Б.Б.Романовский, А.Г.Амелькин, С.Г. Салаткин и другие).

Природа Эвенкии в произведениях художников (А.Г.Амелькин «Река Нидым», «Ручей Гремучий», А.И. Попов «Утро в кедрачах», А.Т. Борисенков «Стол-гора», Н.Х. Ботулу «Мать и дитя», Б.Б. Романовский «Эвенкия» и другие).

История художественной культуры Эвенкии.

Основные виды и жанры произведений изобразительного искусства в Эвенкии. Пейзаж в творчестве художников (А.Т. Борисенков «Северный силуэт», С.И. Казанцев «Дыхание Севера», А.Г. Амелькин «Летняя кочевка», «Стоянка Комбагира» и другие).

Образ Тунгуски в произведении художника (А.И.Попов «Утро на Тунгуске»).

Тура в живописном изображении художника (С.Г.Салаткин «Тура», «Наводнение в Туре»).

Жизнь и творчество художников Эвенкии.

Особенности изобразительного искусства в творчестве известных художников Эвенкии.

Живопись и графика

Пейзаж. Сопоставление цветовой гаммы в разнохарактерных пейзажах. Настроение и чувства человека в образах природы.

Олицетворение стойкости и самоотверженности коренных народов, проживающих на территории Эвенкии, в пейзажах. Образ Севера в пейзажах С.И. Казанцева «На земле предков», «Игры в лунную ночь». Фольклорно-поэтические мотивы в линогравюре Н.Х. Ботулу «Бой хоров», «Гонки на оленях». Триптих «Оленеводство - фронт ударный, или история со счастливым концом» С.Г. Салаткина: «Подростки», «Старый оленевод», «Молодые оленеводы». Графика. Особенности графического языка эвенкийских художников.

Национальный колорит в графической серии Н.Х. Ботулу об истории коренных народов Эвенкии. Графика Р. Пикунова.

Мастерство эвенкийских художников-графиков С.Г.Салаткина, Н.Хукочар (Потаповой).

Основные виды и жанры произведений изобразительного искусства в Эвенкии.

Особенности художественного видения у северян.

Портрет. Н.Х. Ботулу «Рыбачка», «Старый оленевод»; С.Г. Салаткин «Портрет доктора Симонова», «Автопортрет»; А.И. Попов «Леонид Гаврилович Симахин, друг, учитель Саши»; А.Т. Борисенков «Северянка». Предметы быта коренных народов, проживающих на территории Эвенкии (произведения А.Т. Борисенков «Зимовье на Виви»).

Самобытное творчество самодеятельного художника А.Эмидака.

Архитектура. Проекты и сооружения архитектора С.Г. Салаткина.

Опыт художественно-творческой деятельности

Освоение особенностей изобразительного языка художников Эвенкии.

Приобретение опыта в эстетической оценке произведений изобразительного искусства художников Эвенкии.

Краеведческий музей Эвенкии.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля «Художественная культура Эвенкии» учащийся должен:

знать произведения известных художников Эвенкии;

знать основные факты жизни и творчества художников;

знать основные виды и жанры произведений известных художников Эвенкии;

уметь понимать содержание, образный язык произведений известных художников Эвенкии разных видов и жанров;

уметь выделять общее и специфическое в культуре Эвенкии, соотносить с культурой Красноярского края и России.

Изучение модуля «Музыка и пение» на ступени основного общего образования предполагает знакомство обучающихся среднего школьного возраста с историей музыкальной культуры Эвенкии и направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере музыки Эвенкии;

раскрытие природы эвенкийского музыкального искусства как результата деятельности человека-творца;

воспитание интереса к истории музыкальной культуры коренных малочисленных народов Севера и к современным направлениям в музыке;

формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке, жизни, окружающим людям;

формирование и развитие исполнительских и творческих умений учащихся на основе местного музыкального материала.

Первоначальные сведения о жизни и творчестве музыкантов Эвенкии. Сведения о детских и взрослых творческих коллективах.

Музыкальные инструменты Эвенкии (кур, сэвдепчу, сэривдэ, эрин, кордавун, конковур, оревун, бубен).

Эвенкийское народное музыкально-поэтическое творчество (хороводы, заклички, игры, загадки, поговорки).

Нравы и обычаи, обряды и ритуалы Эвенкии.

Песенно-танцевальное творчество эвенков.

Осознанное слушание музыкальных произведений разных жанров.

Разучивание и исполнение эвенкийских народных песен и песен самодеятельных авторов.

Рассказ и беседа об основных жанрах музыкального фольклора, о жизни и творчестве эвенкийских композиторов.

Исследовательская работа по изучению национально-песенной культуры эвенков.

Творческие музыкальные импровизации.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля «Музыка и пение» обучающийся должен:

знать имена популярных эвенкийских композиторов и исполнителей;

знать фольклорные праздники (2-3), проводимые в местности проживания;

знать простейшие музыкальные инструменты (2-3).

знать жанры музыкально-поэтического творчества;

знать звучание некоторых музыкальных инструментов;

знать музыкальные жанры (инструментальная музыка, хоровая музыка);

знать фольклорные коллективы;

уметь исполнять несложные народные песни;

уметь делать эскизы фольклорных костюмов;

уметь составлять сценарии фольклорных праздников;

уметь собирать информацию о любимых авторах, композиторах (местных) и оформлять сборник, брошюру, буклет;

уметь различать формы и жанры музыкального искусства Эвенкии.

Изучение образовательного модуля «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение технических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам труда.

Традиции и быт народов, проживающих на территории Эвенкии.

Традиционные виды промыслов, ремесел, декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Эвенкии.

Природные, художественные материалы, возможности их использования.

Древние корни декоративно-прикладного творчества и культуры, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Эвенкии.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Древние образы в произведениях декоративно-прикладного искусства и культуры народов Эвенкии.

Опыт декоративно-прикладной деятельности

Использование языка дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной творческой и технологической деятельности.

Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных на территории Эвенкии.

Проектирование и изготовление полезных изделий из природных, художественных материалов.

Создание художественно-декоративных и технологических проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, украшения и другое).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» обучающийся должен:

знать особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих в Эвенкии;

уметь использовать природные материалы, добываемые в Эвенкии, в творческих работах;

уметь изготавливать одежду с использованием эвенкийских орнаментов и применять соответствующие материалы (кожа, бисер, мех и другие);

уметь самостоятельно изготавливать эвенкийские орнаменты;

уметь использовать традиции декоративно-прикладного творчества эвенков и других народов, проживающих на территории Эвенкии, в собственной творческой деятельности.

Изучение образовательного модуля «Национальные виды спорта» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

осуществление физкультурно-оздоровительной работы среди учащихся, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;

освоение знаний о национальных видах спорта в Эвенкии;

укрепление здоровья, повышение работоспособности;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

овладение технологиями традиционного национального спорта.

Национальные виды спорта как традиционные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни.

Метание мяча на дальность. Метание маута на хорей (длина маута 8 - 10 м, длина хорея - 1-2 м). Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног. Прыжки через нарты (12-14 лет высота нарт - 40 см, ширина вверху - 40 см, ширина у основания - 60 см). Бег с палкой по пересеченной местности.

Система индивидуальных и групповых занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности.

Обеспечение безопасности учащихся.

Соблюдение личной гигиены.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля «Национальные виды спорта» учащийся должен:

знать технику упражнений по национальным видам спорта;

знать спортивное снаряжение национальных видов спорта;

уметь пользоваться традиционным спортивным инвентарем (нарты, маут, палка);

знать способы метания мяча, броска маута на хорей;

знать правила техники безопасности во время физической подготовки по национальным видам спорта;

уметь оценивать свое состояние в процессе физической подготовки;

уметь преодолевать нагрузку в физической подготовке по национальным видам спорта;

уметь соблюдать правила личной гигиены.

Изучение элективного курса «Основы оленеводства» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний об основах оленеводства, о его значении в народном хозяйстве;

формирование общих сведений об основах оленеводства и физиологии северного оленя, об особенностях строения органов движения, об условиях, влияющих на рост и развитие скелета и мускулатуры животного, органах пищеварения, органах дыхания, кровообращения и выделения;

приобретение знаний о кормах, пастбищном кормлении и содержании оленей, об организации и технике выпаса оленей по сезонам года, об основных правилах пастьбы;

приобретение сведений о разведении северных оленей и племенной работе, методах и технике разведения оленей, подготовке и проведении отела, выращивании молодняка;

получение основных понятий об организации защиты оленей от хищников, о ветеринарной профилактике, болезнях оленей и причинах их возникновения, о роли условий кормления и содержания в деле оздоровления стада и предупреждения заболеваний.

Учение о направленном изменении наследственной природы организма. Основы анатомии и физиологии северного оленя. Корма, пастбищное кормление и содержание оленей.

Разведение северных оленей и племенная работа. Подготовка и проведение отёла. Выращивание молодняка.

Выбраковка и забой оленей. Первичная переработка и сохранение продуктов оленеводства.

Организация защиты оленей от хищников.

Ветпрофилактика. Болезни оленей и меры борьбы с ними.

Производственные сооружения в оленеводстве. Организация и оплата труда в оленеводстве. Первичный учёт.

Опыт практической деятельности

Ознакомление с общим устройством скелета и внутренних органов при вскрытии оленя и по наглядным пособиям.

Определение живого веса телят взвешиванием. Определение возраста оленей по зубам.

Ознакомление по гербариям с кормовыми растениями. Расчёты по определению запасов кормов на пастбищах и оленеёмкости пастбищ. Примеры ведения дневника выпаса стада. Ознакомление с экстерьером оленей, зоотехническим учётом и племенными записями.

Участие в работах по отёлу (клеймение, приучение телят к матери, воспитание телят, брошенных матерями).

Участие в пастьбе стада.

Проведение пробного убоя. Съёмка шкуры, камусов, лба, щёток. Разделка туши. Сбор и обработка субпродуктов и отходов убоя. Учёт выхода продукции при убое.

Осмотр больных оленей, термометрия. Остановка кровотечения, обработка ран, наложения повязок-компрессов, втирание мазей, подрезка и расчистка копыт.

Составление производственного задания оленеводческой бригады. Ознакомление с формами учёта и отчётности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса «Основы оленеводства» учащиеся должны:

знать опыт оленеводов и необходимость широкого внедрения в производство достижений науки;

приобрести необходимые знания и умения по уходу, кормлению и содержанию северных оленей, подбору сезонных пастбищ, определению продуктивности, приемам управления стадом, проведению гона, отела, выращиванию телят;

иметь необходимые сведения о методах и технике разведения оленей, об опыте передовиков и организации кормления и содержания стада в период гона;

иметь необходимые умения и сведения о выбраковке и забое оленей, первичной обработке и сохранении продуктов оленеводства - мяса, субпродуктов, шкур, рогов, шерсти, об учете продукции оленеводства;

иметь представление об организации защиты оленей от хищников - волков, медведей, рыси;

знать основные понятия о болезнях оленей и причинах их возникновения, о роли условий кормления и содержания в деле оздоровления стада и предупреждения заболеваний;

иметь представление о рациональном использовании оленей на транспортных работах, выработать умения работы с оленями, подкормки рабочих оленей, правильного чередования работы и отдыха оленей;

знать на эвенкийском языке оленеводческую и промыслово-оленеводческую терминологию, связанную с работой и уходом за оленями.

Окружной (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в Эвенкийском автономном округе устанавливает:

обязательные для изучения всеми учащимися образовательные модули «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» в рамках учебного предмета «Технология», «Национальные виды спорта» в рамках учебного предмета «Физическая культура, «Уроки самоспасения» в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изучение модуля «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

овладение умениями и навыками изготовления изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов.

Природные материалы, возможности их использования: мех, шкура оленя, камус.

Орнамент как основа декоративного украшения произведений прикладного творчества эвенков и других народов, проживающих на территории Эвенкии.

Техника изготовления одежды в этническом стиле.

Опыт декоративно-прикладной деятельности

Проектирование и изготовление полезных изделий из природных материалов.

Изготовление национальной одежды и обуви.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля «Декоративно-прикладное искусство народов Севера» обучающийся должен:

знать особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих на территории Эвенкии;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

уметь соблюдать технику безопасности при использовании национальных технических инструментов.

Изучение образовательного модуля «Национальные виды спорта» на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осуществление физкультурно-оздоровительной работы среди учащихся, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;

освоение знаний о национальных видах спорта в Эвенкии;

укрепление здоровья, повышение работоспособности;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

овладение технологиями традиционного национального спорта.

Национальные виды спорта как средство физического и духовного развития, оздоровления и формирования навыков у человека.

Подготовка к национальным видам спорта, в том числе теоретическая (изучение литературы, знакомство с национальными видами спорта).

Организация физической подготовки по национальным видам спорта.

Национальные виды спорта Эвенкии - метание топора (вес - 250 г, длина - 40 см) на дальность с обеспечением необходимой безопасности. Создание правильного представления о технике метания топора. Техника держания топора и броска из-за головы и через стороны с места из исходного положения (броски в цель, расстояние 3-5 м). Бег с топором на отрезке 30 м. Обучение метанию топора с места и с нескольких шагов из положения стоя боком и с отведением топора прямо назад. Метание маута на хорей: усвоение наматывания всего маута (длина маута 25-27 м, длина хорея 3 м); техника метания маута на хорей в цель на расстояние 4, 5, 6, 8, 10 и 15 метров; изучение техники метания маута в целом на расстояние 6, 8, 10 метров. Тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двух ног двумя способами: с места и с разбега (зона разбега - 20-25 м). Прыжки через нарты с одновременным отталкиванием двух ног; изучение техники прыжка через 1-2, 3 нарт, группировки (подтягивание колена) и приземления; изучение техники разворота после преодоления 10 нарт; многократные повторные прыжки сериями и на время (высота нарты - 50 см, ширина вверху - 50 см, ширина у основания - 70 см). Бег с палкой по пересеченной местности на дистанциях 2, 3, 5, 10, 15, 20 км (размер палки: длина - 130 см, диаметр - 10 мм).

Способы и приемы техники по национальным видам спорта. Место проведения. Обеспечение безопасности учащихся.

Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля «Национальные виды спорта» обучающийся должен:

знать спортивное снаряжение национальных видов спорта;

знать технику метания топора;

уметь пользоваться традиционным спортивным инвентарем (нарты, топор, маут, палка);

знать правила техники безопасности во время занятий национальными видами спорта;

уметь оценивать свое состояние в процессе занятий национальными видами спорта;

уметь соблюдать правила личной гигиены и профилактики травматизма, уметь оказать доврачебную помощь при физических занятиях;

уметь преодолевать нагрузку в физической подготовке.

"Уроки самоспасения"

Изучение образовательного модуля "Уроки самоспасения" на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся основ здорового образа жизни;

формирование умений находить верный выход из экстремальной ситуации в природно-климатических условиях Эвенкии;

освоение приёмов спасения на таёжных реках, озёрах;

способность критически оценивать свои действия в условиях тайги;

корректировка стереотипов поведения в экстремальной ситуации северного климата;

психологическая подготовка к действиям в экстраординарной обстановке низких температур.

Подготовка к длительным или кратковременным выездам (походы, экскурсии), в том числе теоретическая (изучение литературы, знакомство с маршрутом по карте и другое). Определение цели и района поездки (походы, экскурсии). Составление маршрута и плана подготовки поездки (походы, экскурсии). Определение состава группы и распределение обязанностей.

Личное и групповое снаряжение, его выбор и подготовка с учетом погодных условий Эвенкии.

Организация таёжного быта. Выбор места для привала и ночлега. Установка палатки. Типы охотничьих костров. Правила разведения костра. Заготовка дров без топора. Добывание воды в засушливое время. Питание во время охоты, сбора ягод и во время рыбной ловли. Практические навыки обеспечения жизнедеятельности на привале, во время ночлега на снегу, во время дождя и в сильный мороз.

Причины наводнений на реках Эвенкии. Меры предосторожности в половодье, во время ледохода. Переправа на противоположную сторону реки по льду.

Способы преодоления естественных препятствий в тайге. Тактика движения и способы ориентирования в ненаселённой местности Эвенкии.

Обеспечение безопасности людей в тайге. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях. Способы транспортировки пострадавшего.

Опыт практической деятельности

Ходьба по местности в разных условиях: в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через естественные препятствия. Дыхание при ходьбе.

Преодоление препятствий разными способами: прыжком, наступая, перешагивая, перелезая, влезая, подлезая.

Упражнения на развитие специальных физических качеств. Передвижение по дорогам, тропам, просекам с измерением расстояния; по лесу различной проходимости, склонам различной крутизны.

Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты, по объектам природы. Действия в случае потери ориентировки. Дидактические игры, обучающие ориентированию на местности.

Особенности зимнего ориентирования, ориентирование в усложненных условиях Севера.

Выбор пути и движение с учетом рельефа местности, проходимости и почвенного покрова.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения образовательного модуля "Уроки самоспасения" обучающийся должен:

знать теорию и практику основ самоспасения в таёжных условиях Эвенкии;

знать правила техники безопасности во время таёжных поездок (походов, экскурсий), приемы страховки;

знать приемы самоконтроля;

уметь контролировать и оценивать свое состояние в экстремальных условиях тайги и тундры;

уметь подготовиться к выходам в зоны тайги и тундры;

уметь организовать таёжный быт (установить палатку, развести костер, добыть питание и другое);

уметь преодолевать естественные препятствия в зонах тайги и тундры;

уметь оказывать первую доврачебную помощь различного характера в экстремальных ситуациях;

уметь ориентироваться на местности, используя различные способы ориентирования;

уметь обеспечивать собственную жизнедеятельность и жизнедеятельность окружающих в различных природно-климатических условиях Эвенкии.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 18.05.2021
Рубрики правового классификатора: 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
№838843180 от 13 декабря 2006

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать