Основная информация
Дата опубликования: | 14 января 2008г. |
Номер документа: | ru69000200800006 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Тверская область |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Тверской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О внесении изменений в закон Тверской области «Об основах деятельности по опеке и попечительству»
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 19 декабря 2007 года
Статья 1
Внести в закон Тверской области от 20.09.2001 № 173-ОЗ-2 «Об основах деятельности по опеке и попечительству» (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Тверской области от 15.11.2005 № 136-ЗО, от 10.10.2006 №101-ЗО, от 30.03.2007 № 21-ЗО) следующие изменения:
1) в преамбуле закона:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«Настоящий закон устанавливает общие принципы, правовые и организационные основы в сфере опеки и попечительства в Тверской области в соответствии с полномочиями, представленными Тверской области, как субъекту Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.»;
б) абзац второй изложить в следующей редакции: «Настоящий закон
регулирует правоотношения в сфере организации и осуществления
деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области.»;
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
ребенок - лицо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее;
благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
развитие ребенка - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
опека - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов малолетних, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять установленные законом обязанности;
подопечные - лица, в отношении которых установлена опека (попечительство);
попечители - совершеннолетние дееспособные граждане, назначаемые
органом опеки и попечительства, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
опекуны - совершеннолетние дееспособные граждане, назначаемые органом опеки и попечительства, выполняющие опекунские обязанности в отношении малолетних, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
лица, признанные судом недееспособными - граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими;
региональный оператор государственного банка данных о детях (далее - Региональный оператор) - исполнительный орган государственной власти Тверской области, уполномоченный Администрацией Тверской области.»;
3) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства на территории Тверской области являются исполнительные органы государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения Тверской области, которые реализуют полномочия по опеке и попечительству в отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона.»;
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
«Статья 3. Осуществление полномочий в сфере опеки и попечительства
Полномочия по опеке и попечительству на территории Тверской области осуществляются в отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона, в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, иными законами и нормативными правовыми актами Тверской области, в том числе по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, закреплению жилого помещения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, выявлению дееспособных совершеннолетних, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Законом Тверской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.»;
5) статью 5 изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Задачи органов опеки и попечительства и органов государственной власти Тверской области, участвующих в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области
Задачами органов опеки и попечительства и органов государственной власти Тверской области, участвующих в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области, являются:
1) реализация единой государственной политики по защите прав и
законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи
государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Тверской области;
2) защита личных и имущественных прав и интересов лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;
3) обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;
4) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.»;
6) статью 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Полномочия областного исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Областной исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения:
1) координирует исполнение функций по опеке и попечительству
территориальными органами исполнительной власти Тверской области в
сфере социальной защиты населения и учреждениями социальной защиты
населения;
2) организует работу территориальных органов исполнительной власти
Тверской области в сфере социальной защиты населения, осуществляет
методическое руководство их деятельностью;
3) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками территориальных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, осуществляет контроль за их исполнением;
4) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Тверской области, регулирующих порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона;
5) организует направление совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья, а также лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, и несовершеннолетних детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью и детей, оказавшихся в социально опасном положении, в стационарные учреждения социального обслуживания;
6) обеспечивает взаимодействие с другими организациями,
учреждениями в решении вопросов жизнеустройства опекаемых, защите их
законных прав и интересов.
7) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение
обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в
отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона;
8) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.»;
7) статью 7 изложить в следующей редакции:
«Статья 7. Полномочия территориальных органов исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Территориальные органы исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения:
1) оказывают социально-правовую, социально-реабилитационную и
адресную социальную помощь несовершеннолетним лицам, нуждающимся в
заботе государства;
2) осуществляют выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
3) обеспечивают устройство и временное содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);
4) осуществляют устройство детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью, на усыновление (удочерение), под опеку
(попечительство), в семейные воспитательные группы, приемные семьи;
5) предоставляют бесплатные социальные услуги детям, оставшимся без попечения родителей, на основании их обращений, а также обращений их родителей (или их законных представителей);
6) оказывают помощь дееспособным лицам, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности и нуждаются в попечительстве в форме патронажа;
7) осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц,
нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья,
в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
8) оказывают необходимую помощь до установления попечительства в
форме патронажа дееспособным совершеннолетним лицам, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и
исполнять обязанности;
9) представляют интересы лиц, находящихся под опекой и попечительством, в судах в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
10) ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивают устройство детей на воспитание в семью (усыновление), под опеку (попечительство) или в приемную семью, семейный детский дом, семейную воспитательную группу;
11) устанавливают опеку (попечительство) над детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
12) назначают опекунов (попечителей);
13) определяют управляющего над имуществом подопечных в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, и заключают с ним договор о доверительном управлении имуществом;
14) освобождают и отстраняют опекунов (попечителей) от исполнения возложенных на них обязанностей;
15) заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
16) принимают решение о помещении ребенка в учреждения всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при невозможности устроить его на воспитание в семью;
17) дают согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника в случаях, предусмотренных законодательством;
18) дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечных, сдаче его в наем (аренду), передаче в безвозмездное пользование или под залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества или выделение из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных;
19) принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с законодательством;
20) предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных, а также заявления о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;
21) разрешают разногласия между родителями относительно имени и
фамилии ребенка; дают разрешение на изменение имени ребенка, не
достигшего 14 лет, а также на замену присвоенной ребенку фамилии на
фамилию другого родителя;
22) решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их
лечения, защиты их интересов и прав, обеспечивают их жильем в случаях,
предусмотренных законодательством;
23) обеспечивают назначение и выплату денежных средств на
содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и
размерах, установленных настоящим законом;
24) ведут первичный учет кандидатов в усыновители, работают с кандидатами в усыновители по подбору детей;
25) предоставляют региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
26) рассматривают обращения граждан по вопросам усыновления, опеки (попечительства) и принимают по ним необходимые меры;
27) выносят решение о помещении граждан, признанных в
установленном порядке недееспособными, а также несовершеннолетних
детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарные учреждения
социального обслуживания;
28) обеспечивают подготовку документов для устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, для
помещения в приемную семью, усыновление;
29) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения);
30) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемным родителем, готовят проект договора о создании приемной семьи и передаче ребёнка (детей) на воспитание;
31) содействует подготовке и обучению лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;
32) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации отдыха подопечных;
33) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
34) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
35) представляют интересы лиц, находящихся под опекой и попечительством в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
36) проводят обследование условий жизни ребенка, лица,
претендующего на его воспитание, представляют в суд заключение по
спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
37) разрешают спорные вопросы между родителями в воспитании детей;
38) участвуют в исполнении решения судов о передаче или отобрании детей;
39) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
40)ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление, проводят ежегодное в течение 3-х лет контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка с составлением отчета;
41) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, об
ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в
случаях, предусмотренных статьей 28 Семейного кодекса Российской Федерации, и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних, дают заключения по данным вопросам;
42) оказывают помощь администрациям образовательных учреждений,
учреждений социальной защиты населения и других аналогичных
учреждений в организации работы по охране личных и имущественных прав
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
43) осуществляют информирование населения области о детях,
оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на
воспитание в семьи;
44) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
45) осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством.»;
8) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Правовые акты и договоры, соответственно принимаемые и заключаемые территориальными органами исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
1. В рамках реализации полномочий по опеке и попечительству территориальные органы исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения издают следующие правовые акты:
1) о признании ребенка оставшимся без попечения родителей;
2) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на полное государственное попечение;
3) об установлении опеки и попечительства;
4) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, по вопросам жилищных и иных имущественных прав;
5) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
6) об освобождении или отстранении опекунов и попечителей от
исполнения возложенных на них обязанностей;
7) о прекращении опеки;
8) об отобрании ребенка;
9) о согласии на установление отцовства по заявлению отца;
10) о назначении и выплате опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей;
11) о направлении подопечных в установленном порядке в стационарные учреждения социального обслуживания;
12) о даче согласия на снятие с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
13) иные правовые акты в соответствии с законодательством.
2. В целях реализации полномочий по опеке и попечительству территориальные органы исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам опеки и попечительства заключают следующие договоры:
1) о передаче ребенка в приемную семью;
2) о доверительном управлении имуществом подопечного;
3) иные договоры в соответствии с законодательством.»;
9) статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Исполнительные органы государственной власти Тверской области, участвующие в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области
1. К исполнительным органам государственной власти Тверской области, участвующим в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области, относятся исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере образования, исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения.
2. Исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере образования:
1) является учредителем государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты I-VIII видов; специальные школы для детей и подростков с девиантным поведением) и обеспечивает их деятельность;
2) комплектует и контролирует государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты I - VIII видов; специальные школы для детей и подростков с девиантным поведением);
3) обеспечивает развитие патроната в Тверской области;
4) содействует подготовке и обучению лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;
5) проводит работу по повышению квалификации специалистов по охране прав детства, общественных инспекторов муниципальных органов управления образованием, руководителей, методистов, социальных педагогов детских государственных учреждений всех типов и видов по вопросам охраны прав детства и социальной защиты несовершеннолетних;
6) обеспечивает профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности в подведомственных образовательных учреждениях;
7) обеспечивает взаимодействие по опеке и попечительству с другими заинтересованными службами;
8) организует обучение кандидатов в приемные родители;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
3. Исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения:
1) оказывает необходимую помощь лицам, признанным судом
недееспособными вследствие психического расстройства и иного
заболевания;
2) осуществляет подачу в органы опеки (попечительства) медико-
социального извещения по форме, определенной данным областным
органом, на детей в случае выявления угрозы их здоровью и жизни
вследствие неисполнения родителями (лицами их замещающими)
необходимых условий содержания, воспитания, лечения детей;
3) организует выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
4) участвует в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
5) выявляет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в
установлении опеки, осуществляет медицинское освидетельствование
больных на предмет учреждения или снятия опеки и контроль лечения и
содержания опекаемых;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.»;
10) статью 10 изложить в следующей редакции:
«Статья 10. Полномочия Регионального оператора по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Региональный оператор:
1) осуществляет контроль за исполнением полномочий по опеке и
попечительству исполнительными органами государственной власти
Тверской области;
2) осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) предоставляет федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей;
4) осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и ведет учет документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей;
5) ведет учет документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к Региональному оператору;
6) организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в пределах своей компетенции, предусмотренной статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
7) осуществляют информирование населения области о детях,
оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на
воспитание в семьи;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.»;
11) статью 11 признать утратившей силу;
12) абзац первый статьи 12 изложить в следующей редакции:
«Для реализации полномочий по организации и осуществлению деятельности предусматриваются государственные гражданские должности государственной гражданской службы Тверской области (категория «Специалисты») из расчета одной должности на две тысячи детского населения.»;
13) абзацы первый, третий статьи 14 исключить.
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин
Тверь
14 января 2008 года
№ 6-ЗО
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О внесении изменений в закон Тверской области «Об основах деятельности по опеке и попечительству»
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 19 декабря 2007 года
Статья 1
Внести в закон Тверской области от 20.09.2001 № 173-ОЗ-2 «Об основах деятельности по опеке и попечительству» (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Тверской области от 15.11.2005 № 136-ЗО, от 10.10.2006 №101-ЗО, от 30.03.2007 № 21-ЗО) следующие изменения:
1) в преамбуле закона:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«Настоящий закон устанавливает общие принципы, правовые и организационные основы в сфере опеки и попечительства в Тверской области в соответствии с полномочиями, представленными Тверской области, как субъекту Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.»;
б) абзац второй изложить в следующей редакции: «Настоящий закон
регулирует правоотношения в сфере организации и осуществления
деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области.»;
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
ребенок - лицо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее;
благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
развитие ребенка - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
опека - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов малолетних, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять, защищать свои права и исполнять установленные законом обязанности;
подопечные - лица, в отношении которых установлена опека (попечительство);
попечители - совершеннолетние дееспособные граждане, назначаемые
органом опеки и попечительства, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
опекуны - совершеннолетние дееспособные граждане, назначаемые органом опеки и попечительства, выполняющие опекунские обязанности в отношении малолетних, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
лица, признанные судом недееспособными - граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими;
региональный оператор государственного банка данных о детях (далее - Региональный оператор) - исполнительный орган государственной власти Тверской области, уполномоченный Администрацией Тверской области.»;
3) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства на территории Тверской области являются исполнительные органы государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения Тверской области, которые реализуют полномочия по опеке и попечительству в отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона.»;
4) статью 3 изложить в следующей редакции:
«Статья 3. Осуществление полномочий в сфере опеки и попечительства
Полномочия по опеке и попечительству на территории Тверской области осуществляются в отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона, в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, иными законами и нормативными правовыми актами Тверской области, в том числе по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, закреплению жилого помещения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, выявлению дееспособных совершеннолетних, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Законом Тверской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут быть наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.»;
5) статью 5 изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Задачи органов опеки и попечительства и органов государственной власти Тверской области, участвующих в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области
Задачами органов опеки и попечительства и органов государственной власти Тверской области, участвующих в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области, являются:
1) реализация единой государственной политики по защите прав и
законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи
государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Тверской области;
2) защита личных и имущественных прав и интересов лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;
3) обеспечение приоритета семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства;
4) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.»;
6) статью 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Полномочия областного исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Областной исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения:
1) координирует исполнение функций по опеке и попечительству
территориальными органами исполнительной власти Тверской области в
сфере социальной защиты населения и учреждениями социальной защиты
населения;
2) организует работу территориальных органов исполнительной власти
Тверской области в сфере социальной защиты населения, осуществляет
методическое руководство их деятельностью;
3) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками территориальных органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, осуществляет контроль за их исполнением;
4) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Тверской области, регулирующих порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона;
5) организует направление совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья, а также лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, и несовершеннолетних детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью и детей, оказавшихся в социально опасном положении, в стационарные учреждения социального обслуживания;
6) обеспечивает взаимодействие с другими организациями,
учреждениями в решении вопросов жизнеустройства опекаемых, защите их
законных прав и интересов.
7) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение
обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в
отношении лиц, указанных в статье 4 настоящего закона;
8) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.»;
7) статью 7 изложить в следующей редакции:
«Статья 7. Полномочия территориальных органов исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Территориальные органы исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения:
1) оказывают социально-правовую, социально-реабилитационную и
адресную социальную помощь несовершеннолетним лицам, нуждающимся в
заботе государства;
2) осуществляют выявление детей, нуждающихся в помощи государства;
3) обеспечивают устройство и временное содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей);
4) осуществляют устройство детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью, на усыновление (удочерение), под опеку
(попечительство), в семейные воспитательные группы, приемные семьи;
5) предоставляют бесплатные социальные услуги детям, оставшимся без попечения родителей, на основании их обращений, а также обращений их родителей (или их законных представителей);
6) оказывают помощь дееспособным лицам, которые по состоянию
здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности и нуждаются в попечительстве в форме патронажа;
7) осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц,
нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья,
в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
8) оказывают необходимую помощь до установления попечительства в
форме патронажа дееспособным совершеннолетним лицам, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и
исполнять обязанности;
9) представляют интересы лиц, находящихся под опекой и попечительством, в судах в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
10) ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечивают устройство детей на воспитание в семью (усыновление), под опеку (попечительство) или в приемную семью, семейный детский дом, семейную воспитательную группу;
11) устанавливают опеку (попечительство) над детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
12) назначают опекунов (попечителей);
13) определяют управляющего над имуществом подопечных в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, и заключают с ним договор о доверительном управлении имуществом;
14) освобождают и отстраняют опекунов (попечителей) от исполнения возложенных на них обязанностей;
15) заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
16) принимают решение о помещении ребенка в учреждения всех типов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при невозможности устроить его на воспитание в семью;
17) дают согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника в случаях, предусмотренных законодательством;
18) дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечных, сдаче его в наем (аренду), передаче в безвозмездное пользование или под залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, раздел их имущества или выделение из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных;
19) принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с законодательством;
20) предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных, а также заявления о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;
21) разрешают разногласия между родителями относительно имени и
фамилии ребенка; дают разрешение на изменение имени ребенка, не
достигшего 14 лет, а также на замену присвоенной ребенку фамилии на
фамилию другого родителя;
22) решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их
лечения, защиты их интересов и прав, обеспечивают их жильем в случаях,
предусмотренных законодательством;
23) обеспечивают назначение и выплату денежных средств на
содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и
размерах, установленных настоящим законом;
24) ведут первичный учет кандидатов в усыновители, работают с кандидатами в усыновители по подбору детей;
25) предоставляют региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
26) рассматривают обращения граждан по вопросам усыновления, опеки (попечительства) и принимают по ним необходимые меры;
27) выносят решение о помещении граждан, признанных в
установленном порядке недееспособными, а также несовершеннолетних
детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарные учреждения
социального обслуживания;
28) обеспечивают подготовку документов для устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, для
помещения в приемную семью, усыновление;
29) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения);
30) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемным родителем, готовят проект договора о создании приемной семьи и передаче ребёнка (детей) на воспитание;
31) содействует подготовке и обучению лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;
32) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации отдыха подопечных;
33) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
34) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
35) представляют интересы лиц, находящихся под опекой и попечительством в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
36) проводят обследование условий жизни ребенка, лица,
претендующего на его воспитание, представляют в суд заключение по
спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
37) разрешают спорные вопросы между родителями в воспитании детей;
38) участвуют в исполнении решения судов о передаче или отобрании детей;
39) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
40)ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление, проводят ежегодное в течение 3-х лет контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка с составлением отчета;
41) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, об
ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в
случаях, предусмотренных статьей 28 Семейного кодекса Российской Федерации, и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов
несовершеннолетних, дают заключения по данным вопросам;
42) оказывают помощь администрациям образовательных учреждений,
учреждений социальной защиты населения и других аналогичных
учреждений в организации работы по охране личных и имущественных прав
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
43) осуществляют информирование населения области о детях,
оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на
воспитание в семьи;
44) осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
45) осуществляют иные полномочия по опеке и попечительству в
соответствии с законодательством.»;
8) статью 8 изложить в следующей редакции:
«Статья 8. Правовые акты и договоры, соответственно принимаемые и заключаемые территориальными органами исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
1. В рамках реализации полномочий по опеке и попечительству территориальные органы исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения издают следующие правовые акты:
1) о признании ребенка оставшимся без попечения родителей;
2) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на полное государственное попечение;
3) об установлении опеки и попечительства;
4) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, по вопросам жилищных и иных имущественных прав;
5) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
6) об освобождении или отстранении опекунов и попечителей от
исполнения возложенных на них обязанностей;
7) о прекращении опеки;
8) об отобрании ребенка;
9) о согласии на установление отцовства по заявлению отца;
10) о назначении и выплате опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей;
11) о направлении подопечных в установленном порядке в стационарные учреждения социального обслуживания;
12) о даче согласия на снятие с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
13) иные правовые акты в соответствии с законодательством.
2. В целях реализации полномочий по опеке и попечительству территориальные органы исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения по вопросам опеки и попечительства заключают следующие договоры:
1) о передаче ребенка в приемную семью;
2) о доверительном управлении имуществом подопечного;
3) иные договоры в соответствии с законодательством.»;
9) статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Исполнительные органы государственной власти Тверской области, участвующие в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области
1. К исполнительным органам государственной власти Тверской области, участвующим в организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Тверской области, относятся исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере образования, исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения.
2. Исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере образования:
1) является учредителем государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты I-VIII видов; специальные школы для детей и подростков с девиантным поведением) и обеспечивает их деятельность;
2) комплектует и контролирует государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) школы-интернаты I - VIII видов; специальные школы для детей и подростков с девиантным поведением);
3) обеспечивает развитие патроната в Тверской области;
4) содействует подготовке и обучению лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание;
5) проводит работу по повышению квалификации специалистов по охране прав детства, общественных инспекторов муниципальных органов управления образованием, руководителей, методистов, социальных педагогов детских государственных учреждений всех типов и видов по вопросам охраны прав детства и социальной защиты несовершеннолетних;
6) обеспечивает профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности в подведомственных образовательных учреждениях;
7) обеспечивает взаимодействие по опеке и попечительству с другими заинтересованными службами;
8) организует обучение кандидатов в приемные родители;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
3. Исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения:
1) оказывает необходимую помощь лицам, признанным судом
недееспособными вследствие психического расстройства и иного
заболевания;
2) осуществляет подачу в органы опеки (попечительства) медико-
социального извещения по форме, определенной данным областным
органом, на детей в случае выявления угрозы их здоровью и жизни
вследствие неисполнения родителями (лицами их замещающими)
необходимых условий содержания, воспитания, лечения детей;
3) организует выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
4) участвует в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
5) выявляет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в
установлении опеки, осуществляет медицинское освидетельствование
больных на предмет учреждения или снятия опеки и контроль лечения и
содержания опекаемых;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.»;
10) статью 10 изложить в следующей редакции:
«Статья 10. Полномочия Регионального оператора по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
Региональный оператор:
1) осуществляет контроль за исполнением полномочий по опеке и
попечительству исполнительными органами государственной власти
Тверской области;
2) осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) предоставляет федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей;
4) осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и ведет учет документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей;
5) ведет учет документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к Региональному оператору;
6) организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи в пределах своей компетенции, предусмотренной статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
7) осуществляют информирование населения области о детях,
оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на
воспитание в семьи;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.»;
11) статью 11 признать утратившей силу;
12) абзац первый статьи 12 изложить в следующей редакции:
«Для реализации полномочий по организации и осуществлению деятельности предусматриваются государственные гражданские должности государственной гражданской службы Тверской области (категория «Специалисты») из расчета одной должности на две тысячи детского населения.»;
13) абзацы первый, третий статьи 14 исключить.
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Тверской области Д.В.Зеленин
Тверь
14 января 2008 года
№ 6-ЗО
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Тверские ведомости" № 3 стр.11-12 от 14.01.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.120.000 Исполнительная власть (см. 020.010.000), 010.150.000 Местное самоуправление, 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.010 Пособия, 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: