Основная информация

Дата опубликования: 16 марта 2007г.
Номер документа: ru14000200700067
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ЗАКОН

от 16 марта 2007 года 437- З № 889-III

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2007-2011 ГОДЫ

(ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ Постановлением Правительства РС (Я) от 15.12.2010 874-З №641-IV)

Действие приостановлено - Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 709-З №289-IV

Статья 1

Утвердить Государственную целевую программу развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы.

Статья 2

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы утверждаются ежегодно законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия).

Статья 3

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Саха (Якутия) В.ШТЫРОВ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) на 2007 - 2011 годы

П А С П О Р Т

Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы

Наименование Программы

Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства РС(Я) от 21.12.2004г. № 652 «О ходе реализации ГПРО на 2001-2006 г.г.»

Постановление Правительства РС(Я) от 22.12.2005г. № 726 «Об утверждении Плана работы Правительства РС(Я) на 2006 год»

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Государственный координатор

Программы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия)

Цель Программы

Обеспечение доступности качественного образования для различных категорий населения с учетом потребностей экономики и рынка труда.

Задачи Программы

совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;

развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования

формирование модели непрерывного профессионального образования

Сроки реализации Программы

2007 - 2011 гг.

Этапы реализации Программы

Третий этап: сводный анализ эффективности программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

Перечень разделов и основных мероприятий Программы

I. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования

Введение предшкольного образования.

Введение профильного обучения и дуального образования.

Разработка нового поколения регионального компонента государственных образовательных стандартов образования.

Развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей.

Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.

Развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование.

Государственная поддержка языкового образования детей и совершенствование содержания и технологий лингвистического образования в Республике Саха (Якутия).

Совершенствование здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях.

II. Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг в сфере образования

Формирование региональной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций).

Проведение единого государственного экзамена.

Создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования.

III. Повышение эффективности управления в системе образования

Развитие моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования

Развитие общественного участия в управлении образованием.

Совершенствование модели непрерывного профессионального, в том числе педагогического образования.

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства.

IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Разработка региональной модели нормативного финансирования общеобразовательных учреждений.

Разработка новой системы оплаты труда работников общего образования.

Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования.

V. Строительство образовательных учреждений.

Реконструкция образовательных учреждений.

Строительство образовательных учреждений.

Исполнители

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия)

Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 5 003 793,955 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 352 068,0 тыс. руб.;

за счет средств Государственного бюджета РС(Я) -
3 446 421,95 тыс. руб.;

за счет прочих источников - 815 416,0 тыс. руб.;

за счет внебюджетных источников - 389 888,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение равных условий для подготовки к школе

Повышение профессионального уровня педагогических работников. Улучшение качества предоставляемых услуг

Улучшение материально-технических условий, обеспечивающие стандарты образования

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Программы

Расширение социального партнерства и государственно-общественного управления в сфере образования

Контроль осуществляется Министерством экономического развития и Министерством образования Республики Саха (Якутия) в установленном порядке.

Ежегодно Министерство образования Республики Саха (Якутия) отчитывается перед Правительством Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Программы.

Перечень программных мероприятий уточняется ежегодно на финансовый год.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Государственная целевая программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) является организационной основой государственной политики Республики Саха (Якутия) в области образования в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании».

Настоящая Программа является продолжением Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2001 - 2006 годы и направлена на реализацию стратегических направлений развития системы образования республики на 2007 - 2011 годы. Программа разработана с учетом Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции профильного образования на старшей ступени общего образования, Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации и Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., Приоритетного национального проекта «Образование». Общие направления развития системы образования определены в Стратегии развития общего образования Республики Саха (Якутия) на период до 2020 г., одобренной XI съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия).

При разработке программы учтены социально-экономические и демографические условия функционирования системы образования, а также тенденции изменения масштабов системы образования. Показатели численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях республики снизились в последние пять лет с 178928 до 160478 учащихся (на 18450 детей), количество классов-комплектов сократилось на 441 класс-комплект. При этом показатель естественного прироста населения (+4,2) является самым высоким в Дальневосточном федеральном округе.

Дошкольным образованием охвачено 67,9% детей (в Российской Федерации - 56,3 %), начальным общим образованием - 97,8 % (в Российской Федерации - 95,6 %), основным общим образованием - 94,9 % (в Российской Федерации - 91%), полным средним образованием - 89,4 % (в Российской Федерации - 91,4 %). Программами профессиональной и допрофессиональной подготовки в рамках полного среднего образования охвачено 31,8 % (в Российской Федерации - 50,7 %), 20,2 % от общей численности выпускников школ сдают квалификационные экзамены (в Российской Федерации -30,1 %). Численность студентов высших учебных заведений выросла с 16808 в 2000 году до 43750 человек 2005 году.

На 1 учителя в республике приходится 9 учащихся, что меньше, чем в среднем по России (в Российской Федерации - 13,5), что обусловлено низкой плотностью населения и преобладанием сельских населенных пунктов. Территориальные особенности также способствуют низкой наполняемости классов-комплектов, которая равна в сельской местности - 12 учащихся, в городской местности - 20. В этих условиях необходимо обеспечить совершенствование управления классокомлектностью, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и создать инфраструктуру единого информационного образовательного пространства.

В результате имевшего место миграционного оттока из Республики Саха (Якутия) и уменьшающейся численности экономически активного населения на фоне возрастающей потребности предприятий и организаций в работниках, на рынке труда республики складывается негативная тенденция - нехватка квалифицированной рабочей силы.

По таким показателям, как удельный вес педагогических работников с высшим образованием, а также число учителей с высшей квалификационной категорией, педагогический персонал республики отстает от среднероссийских показателей.

Структура финансирования уровней образования в республики значительно отличается от российской. В целом, расходы на образование в процентах от ВРП в Республике Саха (Якутия) выше в 2 с лишним раза, чем по Российской Федерации, при этом расходы на начальное профессиональное образование составляют 3,7 %, среднего профессионального образования - 4,4 % от общих расходов на образование.

В современных условиях усиливается актуальность решения программными методами задач повышения инновационного потенциала образовательной системы, дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений образования, совершенствования системы непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитии.

В прогнозный период характерным будет возрастание роли эффективного использования профессиональных, высококлассных специалистов, менеджеров, управленцев по инновациям, руководителей производства и высококвалифицированных рабочих в ускорении социально-экономического, культурного развития Республики Саха (Якутия). Необходимо также прямое участие бизнеса в профессиональной подготовке обучающихся.

Ввиду обширности территории Якутии и особенностей транспортной схемы, необходима целенаправленная деятельность по развитию дистанционных методов обучения. Для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ предстоит укрепить учебную базу для расширения возможностей профильного обучения и дуального образования, поддержать развитие специальных учебных центров в крупных населенных пунктах республики, совершенствовать региональную систему оценки качества образования.

Несмотря на сокращение количества ветхих и аварийных школ до с 24 % в 2003 году до 11 % в 2006 году, проблема реконструкции и строительства учреждений образования продолжает оставаться актуальной. 56 % зданий учебных заведений начального профессионального образования Республики Саха (Якутия) требуют реконструкции. Оснащенность учреждений учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой составляет менее 50%. Обеспеченность общежитиями в ссузах - 70% от числа нуждающихся иногородних студентов.

Необходимо продолжить оказание государственной поддержки в проведении капитального ремонта, сохранить объемы реконструкции и строительства учреждений образования в инвестиционной части программы.

Программа направлена на повышение эффективности управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования. Комплекс мероприятий Программы предусматривает систему индикаторов и показателей изменений в образовании, нацеленных на достижение конечного результата.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и направлены на все учреждения и организации системы образования, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). Это позволит проводить единую образовательную политику, обеспечивать дальнейшее развитие системы образования, консолидировать усилия государства и общества, повысить эффективность принимаемых мер.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной стратегической целью Программы является обеспечение доступности качественного образования для различных категорий населения, с учетом потребностей экономики и рынка труда.

Задачи Программы:

совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования;

развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования;

формирование модели непрерывного профессионального образования.

Сроки реализации Программы: 2007-2011 годы.

Этапы реализации Программы:

2007 г. Первый этап: разработка региональной модели модернизации образования, научно-методическое, кадровое, техническое, информационное обеспечение программных мероприятий.

2008-2010 гг. Второй этап: реализация региональной комплексной модели модернизации образования.

2011г. Третий этап: сводный анализ эффективности программных мероприятий, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Саха (Якутия). Достижение стратегической цели и решение задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

I. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования

Введение предшкольного образования.

Введение профильного обучения и дуального образования.

Разработка нового поколения регионального компонента государственных образовательных стандартов общего среднего образования.

Развитие воспитания и расширение возможностей дополнительного образования детей.

Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.

Развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование.

Государственная поддержка языкового образования детей в Республике Саха (Якутия).

Совершенствование здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях.

Оснащение образовательных учреждений учебно-лабораторным, технологическим и другим оборудованием, программным обеспечением, учебно-методическими комплектами, автотранспортом, мебелью.

Формирование модели непрерывного профессионального образования.

Разработка и поэтапное внедрение новых форм, методов и технологий организации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования.

Формирование способов и механизмов развития научной и инновационной деятельности учреждений профессионального образования.

Организационное совершенствование процедур аттестации, аккредитации и лицензирования.

Создание отраслевой системы стимулирования научно-педагогических и инженерных кадров, повышающих свой профессиональный уровень, внедряющих инновационные технологии в учебный процесс.

Реализация новых форм повышения квалификации педагогических кадров учреждений профессионального образования.

Совершенствование и развитие лингвистического образования.

II. Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг в сфере образования

Формирование региональной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций).

Проведение единого государственного экзамена.

Создание региональной системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования.

Организационное совершенствование процедур аттестации, аккредитации и лицензирования.

Развитие механизмов общественной и общественно-профессиональной аккредитации программ и квалификации рабочих и специалистов.

III. Повышение эффективности управления в системе образовании

Развитие моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования

Развитие общественного участия в управлении образованием.

Совершенствование модели профессионального, в том числе непрерывного педагогического образования.

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства.

Внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях.

Реализация новых форм повышения квалификации педагогических кадров.

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций.

Организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур.

IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Разработка региональной модели нормативного финансирования общеобразовательных учреждений.

Разработка новой системы оплаты труда работников общего образования.

Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования.

V. Строительство образовательных учреждений.

Реконструкция образовательных учреждений.

Строительство образовательных учреждений.

IV. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативное правовое обеспечение разработки и реализации Программы:

Законы Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере образования;

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803);

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756-р);

Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы РС (Я) на 2006-2010 годы и основных направлениях до 2015 года (Постановление Правительства РС (Я) от 14 июля 2005 г. №432);

Постановление Правительства РС (Я) от 27 февраля 2003 г. N 96 «Об утверждении порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)»;

иные нормативные и правовые акты, регламентирующие функционирование и развитие системы общего и профессионального образования.

V. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Научно-исследовательское обеспечение Программы выполняется подведомственными учреждениями Министерства образования РС (Я) и Министерства науки и профессионального образования РС (Я).

Система программных мероприятий:

Совершенствование системы дошкольного образования путем введения предшкольного образования с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.

Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего осознанный выбор профессии и социализацию на рынке труда.

Разработка нового поколения регионального (национально-регионального) компонента ГОС общего среднего образования).

Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий.

Государственная поддержка языкового образования детей в Республике Саха (Якутия).

Расширение доступности качественного образования путем создания кочевых образовательных учреждений.

Совершенствование здоровьесберегающих условий и обеспечение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Формирование региональной государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций).

Развитие моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства.

Совершенствование экономических механизмов управления системой образования.

Развитие общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования.

Совершенствование модели непрерывного педагогического образования для обеспечения кадрами образовательных учреждений республики, реализация новых институциональных форм повышения квалификации педагогических кадров.

Внедрение механизмов социальной поддержки педагогических работников.

Формирование модели непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку выбор индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Разработка и поэтапное внедрение инновационных форм, методов и технологий организации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования.

Формирование способов и механизмов развития научной и инновационной деятельности учреждений профессионального образования.

Совершенствование и развитие лингвистического образования в системе непрерывного профессионального образования.

Развитие интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней.

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета и средств бюджетов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в порядке софинансирования с соответствующим оформлением нормативными актами органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия). При этом муниципальные районы Республики Саха (Якутия) могут разрабатывать собственные программы, финансируемые за счет средств своих бюджетов, с аналогичным названием и применением классификационных признаков, применяемых для Программы, или отдельные местные проекты. Для реализации Программы привлекаются также средства внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 5 003 793,955 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 352 068,0 тыс. руб.;

за счет средств Государственного бюджета РС(Я) - 3 446 421,95 тыс. руб.;

за счет прочих источников - 815 416,0 тыс. руб.;

за счет внебюджетных источников - 389 888,0 тыс. руб.

Объемы финансирования Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. корректируются ежегодно, исходя из возможностей Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы.

Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21.07.05 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании творческих конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных учреждений и организаций, готовых осуществлять собственные проекты по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Саха (Якутия).

В рамках перехода на программно-целевой метод финансирования, ориентированного на конечный результат, программные средства выделяются при условии достижения муниципальными образованиями поставленных результатов по направлениям программы. Средства выделяются при условии проведения ими реструктуризации, принятия нормативно-правовых актов и выполнения других условий в соответствии с Порядком выделения и расходования средств, утвержденным Министерством образования Республики Саха (Якутия), координатора Программы.

Получателями товаров (работ, услуг) могут выступать учреждения и организации, осуществляющие проекты, направленные на реализацию программных мероприятий по приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, подведомственные Министерству образования Республики Саха (Якутия) и Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), а также находящиеся в ведении других республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Саха (Якутия).

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Государственным заказчиком Программы является Правительство Республики Саха (Якутия).

Разработчики Программы: Министерство образования РС (Я), Министерство науки и профессионального образования РС (Я).

Координатором Программы является Министерство образования Республики Саха (Якутия).

Разработчики:

вносят предложения по формированию перечня программных мероприятий;

осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

подписывают соглашения (договоры) о намерениях, заключенные государственным заказчиком и организациями в отношении мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников;

вносят предложения о реализации проектов, обеспечивающих проведение предусмотренных Программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организуют проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливают отчет о результатах указанных работ;

проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

организуют независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;

участвуют в уточнении целевых показателей реализации программных мероприятий;

разрабатывают предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы;

ведут ежеквартальную отчетность о реализации Программы;

организуют размещение в электронном виде на сайте Федерального агентства по образованию информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Координатор:

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;

подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;

разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;

осуществляет координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств республиканского бюджета и средств внебюджетных источников;

утверждает Положение об управлении Программой, Порядок выделения и расходования средств.

Исполнители: Министерство образования РС (Я), Министерство науки и профессионального образования РС (Я), Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС (Я), подведомственные учреждения и организации.

IX. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате реализации Программы будут обеспечены равный доступ к получению качественного образования всех уровней, повышена инвестиционная привлекательность системы образования и ее восприимчивость к внешним запросам, повышение эффективности управления, сохранены самобытность и уникальность образовательной среды республики.

Социальная эффективность реализации Программы и нацеленность на конечный результат определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития республики и страны, связанные со сферой образования:

формирование эффективного человеческого капитала и профессиональных кадровых ресурсов, обладающих квалификацией необходимого уровня;

развитие институтов гражданского общества в системе образования и в стране в целом;

обеспечение динамичного и устойчивого роста качества жизни населения.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

а) повышение качества общего образования:

выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование в соответствии с практикой развитых стран, уменьшение количества неуспевающих и второгодников в начальной школе);

повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга PISA);

б) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:

профилирование и профессионализация школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профилированным и дуальным программам);

снижение различий между городским и сельским образованием (по результатам единого государственного экзамена);

расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения;

обеспечение доступности образования;

в) повышение качества профессионального образования:

повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров;

увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики, уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет, уменьшение количества выпускников учреждений профессионального образования, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы;

увеличение количества людей, получающих дополнительное (послевузовское) образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

г) повышение эффективности финансирования образования:

сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые находятся в ветхом и аварийном состоянии;

увеличение наполняемости классов и увеличение количества учащихся на одного преподавателя;

рост инвестиций, направляемых на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов в области образования (увеличение расходов на образование за счет средств всех источников);

расширение сети негосударственных образовательных учреждений;

обновление учебно-материальной базы учреждений образования;

расширение системы программно-целевого и проектного финансирования образования.

д) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:

развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования;

развитие общественно-гражданских форм управления в системе профессионального образования;

развитие общественно-гражданских форм управления в системе регионального образования;

развитие системы общественной экспертизы, государственно-общественных консультаций, общественного мониторинга состояния и развития образования.

Возможные риски:

неполная реализация поставленных задач из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;

перенос срока разработки, внедрения нового регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта негативно повлияет на сохранение и развитие языков и культуры народов РС (Я);

сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;

рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;

износ материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию;

снижение фундаментальности, системности образования в старшей школе.

X. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Задачи реализации Программы

Показатели

Текущее значение

(2006 год)

Целевое значение (2011 год)

1. Совершенствование структуры, содержания и технологий образования;

относительное число получивших полное среднее образование по общеобразовательным программам в численности населения 17 лет

74,7%

80%

относительное число получивших полное среднее образование по программам НПО

5,2%

15%

охват дополнительным образованием:

- внешкольным

- внутришкольным

46,8%

28,8%

53,5%

35%

2. Развитие системы контроля и оценки качества образовательных услуг.

доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения профессионального образования

84,8%

87%

3.Повышение эффективности управления в системе образования.

доля образовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет

33%

100%

удельный вес учителей, имеющих высшую квалификационную категорию

16%

20%

удельный вес численности образовательных учреждений, использующих информационные системы в управлении, учебно-воспитательном процессе

3%

20%

4.Совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений

2,5%

8%

доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда

18%

100%

XI. ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

___________ Основные направления деятельности

2007

2008

2009

2010

2011

Совершенствование системы дошкольного и предшкольного образования с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес детей от 5 до 7 лет, охваченных дошкольных образованием

93,4%

93,6%

93,7%

93,8%

94,0%

Введение профильного и дуального обучения в старшей школе, обеспечивающего осознанный выбор профессии и социализацию на рынке труда выпускников общеобразовательных учреждений

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес общеобразовательных учреждений, вовлеченных в решение задач введения профильного обучения в старшей школе

40%

42%

44%

46%

48%

Разработка нового поколения регионального (национально-регионального)
компонента ГОС общего среднего образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

доля образовательных дисциплин НРК, по которым разработаны и внедрены новые стандарты среднего общего образования

0

40%

50%

70%

100%

Развитие воспитания и расширение возможностей

дополнительного образования детей

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес учреждений дополнительного образования детей, реализующих активные воспитательные технологии и инновационные модели воспитания с учетом региональных особенностей

15%

25%

35%

45%

55%

Разработка моделей инновационного образования, внедрение инновационных образовательных программ и технологий

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес численности образовательных учреждений, получивших статус ресурсных центров и инновационных центров повышения квалификации

5%

6%

7%

8%

10%

Развитие сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес численности учащихся, проходящих обучение по программам сетевого образования

5%

15%

20%

25%

30%

удельный вес образовательных учреждений, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием

40 %

60 %

70 %

80 %

100 %

Средняя наполняемость классов в городской местности

20

21

22

23

23

Совершенствование здоровьесберегающих условий

в образовательных учреждениях

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес численности общеобразовательных учреждений, работающих по программе «Школа здоровья»

7%

11%

14%

18%

25%

Формирование региональной государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений (организаций)

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес сертифицированных специалистов в области оценки качества образования в муниципальных образованиях

30%

60%

100%

100%

100%

Проведение единого государственного экзамена

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес выпускников, поступивших в профессиональные образовательные учреждения из образовательных учреждений, расположенных в сельской местности по результатам ЕГЭ

50%

51%

52%

53%

54%

Создание региональной системы оценки качества образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес численности образовательных учреждений охваченных контролем качества образования в разных формах (кроме ЕГЭ)

7%

12%

27%

40%

59%

Развитие общественного участия в образовательной деятельности и повышение открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления

30%

70%

100%

100%

100%

Совершенствование модели непрерывного педагогического образования для обеспечения кадрами образовательных учреждений республики

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес выпускников учреждений профессионального педагогического образования, трудоустроенных в общеобразовательных учреждениях (от общего количества заключивших договор с ОУ)

80%

81%

82%

83%

84%

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства. Расширение сети распределенных информационно-образовательных ресурсов и сети муниципальных ресурсных центров

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

доля школьников (в %), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеющих высокоскоростной доступ в сеть Интернет

50%

70%

100%

100%

100%

Формирование модели непрерывного профессионального образования, обеспечиваю-щего каждому человеку выбор индивидуаль-ной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьер-ного и личностного роста

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес учреждений профессионального образования, реализующих программы разного уровня

СПО

НПО

10%

10%

15%

10%

20%

11,5%

22%

11,5%

25%

11,5%

Разработка и поэтапное внедрение новых форм, методов и технологий организации образовательного процесса в системе непрерывного профессионального образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес специальностей учреждений профессионального образования, внедряющих новые формы, методы и технологии организации учебного процесса

СПО

НПО

20%

12%

25%

13%

30%

14%

35%

14%

40%

15%

Формирование способов и механизмов развития инновационной деятельности учреждений профессионального образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес учреждений профессионального образования, активно внедряющих результаты научной и инновационной деятельности

10%

20%

30%

40%

50%

Создание отраслевой системы стимулирования педагогических и инженерных кадров, повышающих свой профессиональный уровень

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес грантовой поддержки педагогических и инженерных кадров

1%

2%

3%

4%

5%

Организационное совершенствование процедур аттестации, аккредитации и лицензирования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес общественных организаций в структуре общенациональной системы оценки качества образования, привлекаемых для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных учреждений и образования граждан, а также аккредитации и аттестации образовательных программ

15%

20%

25%

30%

35%

Внедрение моделей государственно-общест-венного управления в образовательных учрежде-ниях. Развитие, апробация и внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроенных по специальности в течение года по окончании обучения

СПО

НПО

70%

64%

72%

65%

75%

66%

78%

67%

80%

68%

Реализация новых форм повышения квалификации педагогических кадров учреждений профессионального образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес учреждений профессионального образования, внедряющих новые формы повышения квалификации

СПО

НПО

10%

3,5%

15%

3,5%

20%

4,5%

25%

5,5%

30%

6,5%

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного прост-ранства, включая развитие сетей образовательных коммуникаций

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес учреждений профессионального образования, имеющих доступ к ИНТЕРНЕТ

СПО

НПО

40%

35%

55%

50%

70%

65%

85%

80%

100%

100%

Обеспечение условий безопасности образовательного пространства

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес учебных и социальных объектов учреждений профессионального образования, оснащенных оборудованием и средствами противопожарной безопасности

СПО

НПО

удельный вес учреждений профессионального образования, оснащенных средствами предотвращения террористических актов

СПО

НПО

60%

60%

40%

5%

65%

70%

50%

10%

75%

80%

70%

15%

90%

90%

85%

20%

100%

100%

100%

25%

Внедрение новых моделей финансирования образовательных орга-низаций всех уровней образования

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

удельный вес руководителей образовательных учреждений и работников органов управления профессиональным образованием, прошедших повышение квалификации и переподготовку

СПО

НПО

50%

50%

60%

70%

70%

80%

80%

90%

100%

100%

Строительство образовательных учреждений

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

сокращение удельного веса аварийных и ветхих зданий учреждений

общее образование

НПО

СПО

11 %

60 %

5,5%

10 %

59%

4,3%

9 %

58%

3,1%

8 %

57%

1,9%

7 %

56%

1,0%

Показатели индикаторов эффективности мероприятий рассчитываются по методикам исполнителей Программы с ежегодным представлением отчетов.

______________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Якутские ведомости № 26 от 12.04.2007 с. 21-28
Рубрики правового классификатора: 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать