Основная информация

Дата опубликования: 17 декабря 2014г.
Номер документа: RU93000201401223
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Принят ГС РК

1

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Об охране труда в Республике Крым

Принят

Государственным Советом

Республики Крым                                                                                          26 ноября 2014 года

Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Республики Крым в целях обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, а также на установление правовых основ регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 1. Законодательство об охране труда

Законодательство Республики Крым в сфере охраны труда основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

2) условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

3) вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

4) безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

5) рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

6) средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

7) требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

8) государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется:

1) на работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Крым (далее – работодатели);

2) на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (далее – работники);

3)              на лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя (при выполнении ими какой-либо работы по поручению работодателя или его представителя либо осуществлении иных правомерных действий, совершаемых в интересах работодателя), к которым относятся:

а)              работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;

б)              студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;

в) лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

г)              лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ;

д)              члены производственных кооперативов, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.

Статья 4. Реализация основных направлений государственной

политики в сфере охраны труда на территории

Республики Крым

Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Республики Крым обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти

Республики Крым в сфере охраны труда

1. К полномочиям Государственного Совета Республики Крым в сфере охраны труда относится:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда;

2) толкование законов Республики Крым в сфере охраны труда;

3) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Крым и законами Республики Крым.

2.              К полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере охраны труда относится:

1) реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Республики Крым;

2) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда;

3) утверждение государственных программ Республики Крым в сфере охраны труда и осуществление контроля за их исполнением;

4) осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда, разработке и внедрении безопасной техники и безопасных технологий, производстве и внедрении средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

5) взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам условий и охраны труда;

6) организация государственной экспертизы условий труда в Республике Крым;

7) разработка предложений о расходах на охрану труда за счет средств бюджета Республики Крым;

8) иные полномочия в сфере охраны труда, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

3.              Исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере охраны труда осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории Республики Крым;

2) принимает участие в реализации федеральных целевых программ в сфере охраны труда;

3) разрабатывает государственные программы Республики Крым, направленные на улучшение условий труда;

4) в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в области охраны труда и осуществляет контроль за их выполнением;

5) вносит в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов Республики Крым по вопросам охраны труда;

6) организует сбор и обработку информации (мониторинг) о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым;

7) проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, мероприятий по охране труда и улучшению условий труда;

8) координирует проведение на территории Республики Крым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

9) осуществляет на территории Республики Крым в установленном  порядке государственную экспертизу условий труда;

10)              осуществляет мероприятия по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работодателям и работникам по вопросам охраны труда;

11) осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ведомственный контроль за соблюдением требований законодательства по охране труда в организациях и на предприятиях Республики Крым независимо от формы собственности;

12) участвует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в расследовании несчастных случаев на производстве;

13) координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Крым в сфере охраны труда на территории Республики Крым;

14) выполняет иные полномочия в сфере охраны труда в пределах своей компетенции, в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

Республики Крым в сфере охраны труда

1. Органы местного самоуправления Республики Крым обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории муниципальных образований Республики Крым в пределах своих полномочий.

2. Для реализации полномочий в сфере охраны труда на территории муниципального образования органы местного самоуправления могут создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым структурные подразделения по охране труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Статья 7. Обеспечение охраны труда в организациях Республики Крым

1.              В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

2. Служба охраны труда в организации находится в непосредственном подчинении у работодателя.

3. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Для обеспечения согласованного решения вопросов охраны труда в организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

5. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, обеспечивает согласованные действия работодателя и работников в сфере охраны труда по предупреждению производственного травматизма и случаев профессиональных заболеваний, проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок.

6. Условия и порядок предоставления свободного от работы времени с сохранением среднего заработка членам комитетов (комиссий) по охране труда для их участия в работе указанного комитета (комиссии), а также для обучения по вопросам охраны труда предусматриваются в коллективных договорах и соглашениях.

Статья 8. Право работника на труд в условиях,

соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право:

1)              на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, и защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание, а также снижение работоспособности;

2) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) на полную достоверную информацию от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций о требованиях охраны труда на рабочем месте, действующих в Республике Крым, об условиях труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

4) на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором;

5) на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

6) на обучение по охране труда за счет средств работодателя;

7) на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном трудовым законодательством;

8) на запрос на проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

9) на обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

10) на участие (личное или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или случая профессионального заболевания;

11) на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым);

12) на гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, коллективным договором (соглашением), трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

13) на предоставление по его требованию работодателем федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов Республики Крым, относящихся к его производственной деятельности;

14) на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях,

соответствующих требованиям охраны труда

1. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым. В трудовом договоре должны быть указаны характеристики условий труда, компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, а также необеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи и федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

6. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Обязанности работника по обеспечению охраны труда

В целях обеспечения требований охраны труда работник обязан:

1) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

2) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

3) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

4) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

5) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законодательством.

             

Статья 11. Права работодателя

Работодатель имеет право:

1) требовать от работников знания и соблюдения норм, правил и инструкций по охране труда;

2) вносить предложения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, исполнительный орган государственной власти Республики Крым в области охраны труда о разработке или изменении стандартов безопасности труда, норм и правил по охране труда;

3) получать информацию, методическую помощь и содействие государственных органов, органов местного самоуправления в сфере обучения, пропаганды безопасных методов и приемов труда, в других направлениях деятельности по охране труда;

4) обжаловать решения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области охраны труда в соответствующий вышестоящий орган или суд;

5) привлекать работников организаций за нарушения норм и правил по охране труда к дисциплинарной или материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случае необходимости передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к административной и уголовной ответственности;

6) принимать локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Статья 12. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных

условий и охраны труда

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

2. Работодатель обязан обеспечить:

1) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

2) создание и функционирование системы управления охраной труда;

3) применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

4) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

5) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

6) приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

7) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

8) недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

9) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

10) проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

11) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

12) недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

13) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

14) предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти Республики Крым  в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

15) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

16) расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

18) беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти Республики Крым  в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

19) выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти Республики Крым, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Крым;

20) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

21) ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в установленном порядке для принятия локальных нормативных актов;

22) наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

3. Работодатель, применяющий труд женщин и лиц моложе 18 лет, создает для них безопасные условия труда и обеспечивает санитарно-гигиенические условия в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержащим определенные ограничения по выполнению тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда.

4. Работодатель, использующий труд инвалидов, обеспечивает условия и охрану труда на рабочих местах инвалидов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым, а также индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 13. Соответствие производственных объектов

и продукции требованиям охраны труда

1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов, разрабатываемых в организациях Республики Крым, требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

3. Принятие в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, в Республике Крым не допускается.

4.              В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

5. В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Статья 14. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и технической документацией на используемое оборудование.

2. В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с соответствующими федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля, профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменить один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных нормами, утвержденными в установленном порядке, другим видом, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

3. В случаях когда средства индивидуальной защиты, непосредственно предохраняющие работника от несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний, отсутствуют в типовых отраслевых нормах выдачи средств индивидуальной защиты, они выдаются работникам бесплатно на основании аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от характера выполняемых работ.

4. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 15. Медицинские осмотры работников некоторых категорий

1. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры для определения пригодности их к работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических, детских, образовательных организаций, а также некоторых других организаций, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей.

5. В соответствии с коллективными договорами и с согласия работника могут проводиться дополнительные медицинские осмотры по договору с лечебно-профилактической организацией.

6. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления Республики Крым у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

7. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

8. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 16. Обучение по охране труда

1. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Крым.

2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которую в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности – проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

4. Обучение работников по охране труда и проверка знаний требований охраны труда в организациях могут проводиться совместно с обучением и аттестацией работников по вопросам охраны труда в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Обучение работников по охране труда проводится в установленном порядке как в самой организации, так и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в других организациях.

6. Затраты организации, направляющей работников на обучение по охране труда, учитываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Финансирование мероприятий по улучшению

условий и охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, реализуемых в рамках государственных программ Республики Крым и муниципальных программ, осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

3. Органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 18. Специальная оценка условий труда

Порядок и основания проведения специальной оценки условий труда устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ  "О специальной оценке условий труда", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 19. Государственный надзор и контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в Республике Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Статья 20. Государственная экспертиза условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления данной экспертизы документы и другие материалы, проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением  в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и  иными нормативными актами Российской Федерации, а также обладают иными правами, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 21. Общественный и профсоюзный контроль за соблюдением

прав и законных интересов работников в области охраны труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

2. С целью осуществления профсоюзного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов.

3. Лица, уполномоченные на проведение профсоюзного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, действуют в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

Статья 22. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, настоящем Законе, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Глава Республики Крым                 С. АКСЁНОВ

г. Симферополь,

17 декабря 2014 года

№ 33-ЗРК/2014             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.06.2019
Рубрики правового классификатора: 060.020.140 Охрана труда

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать