Основная информация

Дата опубликования: 18 марта 2013г.
Номер документа: RU29000201300257
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Проект

1

ОПУБЛИКОВАНО: "Волна", N 11, 26.03.2013

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН

18 марта 2013 №637-38-оз

О внесении изменений и дополнений в областной закон «О референдуме Архангельской области»

Статья 1.

Внести в областной закон от 15 июля 2003 года № 184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области» («Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов», 2003, № 23; 2005, № 2; 2006, № 11; 2007, № 16; 2008, № 25, 29; 2009, № 5, 6; 2010, № 15, 16; 2011, № 20, 25; 2012, № 34) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 2:

1) абзац четвертый пункта 1 после слова «нормативного» дополнить словом «правового»;

2) в пункте 3 слово «(публикации)» исключить.

2. Пункт 6 статьи 3 дополнить словами «, иных выборов и (или) референдумов».

3. В статье 5:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.»;

2) пункт 2 исключить.

4. В пункте 2 статьи 8:

1) в первом предложении слова «может быть образована» заменить словом «образуется»;

2) третье предложение дополнить словами «, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума (далее также – инициативная группа)».

5. Подпункт «б» пункта 8 статьи 8.1 исключить.

6. В статье 10:

1) пункт 2 после слова «области» дополнить словами «, иным государственным органом Архангельской области»;

2) в пункте 2.1 слова «главой администрации» заменить словами «Губернатором Архангельской»;

3) в третьем предложении пункта 4 слово «проведении» заменить словом «назначении»;

4) в пункте 5 слова «дня проведения референдума» заменить словами «назначенного дня голосования».

7. В статье 11:

1) последнее предложение подпункта «б» пункта 3 исключить;

2) в пункте 10 слово «группы» заменить словом «группе»;

3) в пункте 11 слова «регистрации инициативной группы» заменить словами «регистрации инициативной группе»;

4) в пункте 12 слово «группы» заменить словом «группе».

8. В статье 12:

1) пункт 1 после слова «референдума» дополнить словами «, подписи могут собираться»;

2) в пункте 6.2 слово «избирателей» заменить словами «участников референдума»;

3) в пункте 6.3 слово «избирателя» заменить словами «участника референдума»;

4) в пункте 10:

- во втором предложении слова «экземпляр протокола» заменить словом «протокол»;

- седьмое предложение дополнить словами «в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в проведении референдума».

9. В статье 13:

1) в пункте 2:

- в третьем предложении слова «члены инициативной группы по проведению референдума или ее уполномоченные представители» заменить словами «уполномоченные представители инициативной группы, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума»;

- в пятом предложении слово «на» заменить словом «в»;

2) в пункте 6.2:

- подпункт «а» после слова «собранные» дополнить словами «вне периода сбора подписей, в том числе»;

- подпункт «з» изложить в следующей редакции:

«з) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, об уполномоченном представителе инициативной группы указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно;»;

- в подпункте «и» слово «закону» заменить словами «закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктом 10 статьи 37 Федерального закона,»;

- в подпункте «н» слова «и (или)» исключить;

3) пункт 7 дополнить словами «, копию которого с изложением оснований отказа она обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в проведении референдума».

10. Статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Образование участков референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума. Участки референдума являются едиными для всех референдумов Архангельской области, местных референдумов, а также для всех выборов, проводимых на территории области.

2. Участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией референдума (далее также – территориальная комиссия) главой местной администрации муниципального района, городского округа на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи участников референдума на каждом участке. Участки референдума образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для участников референдума. Перечень участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число участников референдума на участке превысит три тысячи сто. Перечень участков референдума и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума.

3. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки референдума могут образовываться территориальной комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией области – не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие участки референдума учитываются в территориальных комиссиях по месту их расположения или по месту приписки судна. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях участки референдума могут образовываться вышестоящей комиссией референдума по согласованию с капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

4. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. Допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях участки референдума образуются командирами воинских частей по решению избирательной комиссии области. Членам комиссий референдума, членам или уполномоченным представителям инициативной группы, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации должны быть обеспечены доступ в помещения для голосования на участках референдума, образованных в воинских частях, и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим законом по предъявлении ими соответствующих документов.

5. Списки участков референдума с указанием их границ (если участок референдума образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если участок референдума образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий референдума (далее также – участковые комиссии) и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Информация об участках референдума, образованных в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи, должна быть опубликована (доведена до участников референдума иным способом) территориальной комиссией референдума не позднее чем через два дня после их образования, а об участках референдума, образованных в порядке исключения, – не позднее дня, предшествующего дню голосования. При опубликовании указанных в настоящем пункте сведений об участках референдума, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.».

11. Третье предложение пункта 6 статьи 15 после слова «данных» дополнить словами «по каждому виду выборов, референдума».

12. Пункты 2 и 3 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«2. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка референдума, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, – факт временного пребывания на территории этого участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина Российской Федерации открепительного удостоверения для голосования на референдуме. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом, – другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

3. Участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства участника референдума находится на территории области) либо избирательную комиссию области (если место жительства участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе «Особые отметки» списка участников референдума делает отметку: «Включен в список участников референдума на участке референдума №» с указанием номера участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации.».

13. В пункте 1 статьи 17 слова «не позднее чем» исключить.

14. Пункты 5 и 6 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«5. Решение комиссии референдума, противоречащее законодательству либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии референдума, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия референдума повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия референдума.

6. Решения и иные акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, участников референдума. Решения и иные акты комиссий референдума не подлежат государственной регистрации.».

15. В статье 19:

1) пункты 3 – 7 изложить в следующей редакции:

«3. Для обеспечения процесса голосования участников референдума и подсчета голосов участников референдума на участках референдума в соответствии со статьей 27 Федерального закона формируются участковые комиссии. Участковые комиссии должны быть сформированы территориальными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Срок приема предложений по составу участковой комиссии составляет 30 дней.

4. На участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, в местах временного пребывания участников референдума, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Участковая комиссия на участке референдума, образованном на судне, находящемся в день голосования в плавании, или на полярной станции, формируется не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующего дню голосования, капитаном судна, начальником полярной станции.

5. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, составляет пять лет. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, устанавливается сформировавшими ее территориальной комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации участка референдума в связи с уточнением перечня участков референдума.

6. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего участка референдума, в следующих пределах:

а) до 1001 участника референдума – 3 – 9 членов участковой комиссии;

б) от 1001 до 2001 участника референдума – 7 – 12 членов участковой комиссии;

в) более 2000 участников референдума – 7 – 16 членов участковой комиссии.

7. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов участковой комиссии и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета.»;

2) дополнить пунктами 8 – 11 следующего содержания:

«8. Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

9. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в областном Собрании депутатов, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 63.1 областного закона от 3 июня 2003 года № 170-22-ОЗ «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (далее – областной закон «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов»);

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

10. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией области в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

11. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.».

16. В пункте «л» статьи 23 слова «и голосования вне помещения для голосования» исключить.

17. В статье 24:

1) пункт 8 исключить;

2) второе предложение пункта 10 изложить в следующей редакции: «За членом комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.».

18. В статье 25:

1) в пункте 1:

- первое предложение после слова «бюллетенями,» дополнить словами «открепительными удостоверениями,»;

- четвертое предложение после слова «комиссии» дополнить словами «и при осуществлении ею работы с указанными документами»;

2) пункт 2 после слова «закона» дополнить словами «, либо доводятся до сведения участников референдума иным путем»;

3) в пункте 3 слова «, представители средств массовой информации» исключить;

4) в пункте 7 слова «форме инициативной группой» заменить словами «форме, выданном уполномоченным представителем инициативной группы».

19. Пункт 9 статьи 26 после слова «недействительным,» дополнить словами «о проведении повторного голосования,».

20. В первом предложении пункта 3 статьи 27 слова «и (или) редакции» заменить словом «редакции».

21. В пункте 4 статьи 29 слова «какой бы то ни было» исключить.

22. В пункте 4 статьи 31 слово «области» исключить.

23. В первом предложении пункта 6 статьи 34 слова «при проведении референдума» исключить.

24. В пункте 1 статьи 36:

1) второе предложение после слова «площадей» дополнить словами «, выделенных безвозмездно,»;

2) третье предложение исключить.

25. В статье 37:

1) в пункте 3:

- в первом предложении:

слова «массовых мероприятий» заменить словами «агитационных публичных мероприятий в форме собраний»;

слово «избирательными» исключить;

- во втором предложении слово «массовых» заменить словом «указанных»;

2) в пункте 4 слово «(публикации)» исключить;

3) в пункте 5 слова «собраний, встреч с участниками референдума, митингов, публичных дебатов, дискуссий и других массовых» заменить словами «агитационных публичных»;

4) в пункте 6:

- по тексту слово «избирательной» исключить;

- в третьем предложении слово «всех» исключить.

26. В статье 39 слова «в комиссии референдума» заменить словами «в избирательной комиссии».

27. Пункт 3 статьи 40 после слова «зависит» дополнить словами «от итогов голосования,».

28. Второе предложение пункта 1 статьи 42 после слов «фонды референдума» дополнить словами «, в том числе».

29. В пункте 5 статьи 43:

1) по тексту слова «на достижение определенных результатов,» исключить;

2) третье предложение после слова «заниженным» дополнить словом «(завышенным)».

30. В пункте 3 статьи 45 слово «нормативного» заменить словами «нормативного правового».

31. Пункт 1 статьи 46 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению № 2 к Федеральному закону.».

32. В статье 47:

1) по тексту пункта 5 слово «нормативного» заменить словами «нормативного правового»;

2) в четвертом предложении пункта 14 цифру «1» заменить цифрой «3».

33. В статье 48:

1) во втором предложении пункта 1 слово «избирателей» заменить словами «участников референдума»;

2) в пункте 3 цифру «1» заменить цифрой «3»;

3) пункт 10 после слова «наблюдателей» дополнить словами «, назначенных инициативной группой и иными группами участников референдума, общественными объединениями,»;

4) в пункте 11:

- слово «избирательной» исключить;

- слово «избирателей» заменить словами «участников референдума»;

- цифру «1» заменить цифрой «3».

34. В статье 49:

1) пункт 2 после слова «досрочного» дополнить словами «и повторного»;

2) в пункте 3 цифру «1» заменить цифрой «3».

35. В статье 50:

1) в пункте 3:

- слова «его место» заменить словами «адрес его места»;

- слова «и место» заменить словами «и адрес места»;

2) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: «О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия референдума немедленно извещает участника референдума.»;

3) третье предложение пункта 9 после слова «принадлежности» дополнить словами «(за исключением карандашей)».

36. В подпункте «д» пункта 2 статьи 51:

1) в абзаце четвертом слово «, всего» исключить;

2) абзац пятый исключить.

37. В статье 52:

1) в подпункте «б» пункта 6 слова «строки 3 и 4» заменить словами «строку 3»;

2) в пункте 21 цифру «1» заменить цифрой «3»;

3) в пункте 22:

- в абзаце первом цифру «1» заменить цифрой «3»;

- в подпункте «б» слова «голосов, из» заменить словами «голосов из»;

- в подпункте «в» цифру «4,» исключить;

4) в пункте 24:

- в первом предложении цифру «1» заменить цифрой «3»;

- третье предложение после слова «голосов» дополнить словами «либо с использованием комплекса для электронного голосования»;

5) в пункте 28 слова «либо заверения этих копий» исключить;

6) пункт 30 изложить в следующей редакции:

«30. Участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению избирательной комиссии области используют при голосовании на референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией области.

При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. В пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием участков референдума (но не менее чем на трех участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится территориальной комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо избирательной комиссией области в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума.

О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на участке референдума, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 25 настоящего закона. На участках референдума, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном пунктами 8 – 11, 13 – 17, 19 – 21 настоящей статьи. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк – протокола об итогах голосования участковой комиссии), на котором делается отметка: «Повторный» и который вместе с первоначальным протоколом об итогах голосования участковой комиссии направляется в территориальную комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в территориальную комиссию. Председатель участковой комиссии участка референдума, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах территориальную комиссию.

Территориальная комиссия, определившая жребием участки референдума для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий указанных участков референдума сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех участках референдума, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием участков референдума был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 10, 11, 12 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов.

Участковые комиссии участков референдума, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящей статьи, направляют протоколы в территориальную комиссию.»;

7) пункты 32 и 33 изложить в следующей редакции:

«32. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, передаются в вышестоящую комиссию референдума по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) ГАС «Выборы» либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся документация референдума, включая бюллетени, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию референдума либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность документации референдума и доставку ее по назначению.

33. Порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации, порядок и сроки передачи, обработки и использования информации о референдуме, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.».

38. Статью 53 изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Обработка итогов голосования в территориальных комиссиях референдума

1. Первые экземпляры протоколов участковых комиссий об итогах голосования немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в территориальную комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в избирательную комиссию области.

2. На основании данных протоколов участковых комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления территориальная комиссия путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через три дня со дня голосования устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Решение территориальной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

Прием протоколов участковых комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной комиссии по приему протоколов участковых комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов территориальной комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.

Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой комиссии с приложенными к нему документами члену территориальной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.

Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований настоящего закона, предъявляемых к составлению протокола, участковая комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представленный протокол остается в территориальной комиссии.

Если протокол участковой комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего закона, предъявляемыми к составлению протокола, член территориальной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу территориальной комиссии.

Председатель, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, передавший члену территориальной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей участковой комиссии об итогах голосования.

Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования незамедлительно вводятся в ГАС «Выборы».

Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса.

3. По данным протоколов участковых комиссий территориальная комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования, в который заносятся следующие данные:

а) число участковых комиссий на соответствующей территории;

б) число поступивших протоколов участковых комиссий об итогах голосования, на основании которых составляется данный протокол;

в) число участков референдума, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число участников референдума, включенных в списки участников референдума по данным участкам референдума на момент окончания голосования;

г) суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 51 настоящего закона.

В протокол об итогах голосования заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных территориальной комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных участковым комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных территориальной комиссией, и числе утраченных в территориальной комиссии открепительных удостоверений.

Для подписания протокола территориальная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых комиссий. После этого территориальная комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего закона. Протокол территориальной комиссии об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным. Член территориальной комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

4. К каждому экземпляру протокола территориальной комиссии об итогах голосования приобщаются:

а) сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших в территориальную комиссию протоколов участковых комиссий об итогах голосования;

б) акты о получении территориальной комиссией бюллетеней, о передаче их участковым комиссиям, а также о погашении неиспользованных бюллетеней, хранившихся в территориальной комиссии, с указанием количества этих бюллетеней;

в) акты о выдаче территориальной комиссией участникам референдума открепительных удостоверений, о передаче открепительных удостоверений участковым комиссиям, а также о погашении неиспользованных открепительных удостоверений, хранившихся в территориальной комиссии, с указанием количества этих открепительных удостоверений.

Сводная таблица и акты подписываются председателем и секретарем территориальной комиссии.

5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов территориальной комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.

Первый экземпляр протокола территориальной комиссии после его подписания всеми присутствующими членами территориальной комиссии с правом решающего голоса вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и с иными приложенными к нему документами незамедлительно направляется в избирательную комиссию области.

6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.

7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам территориальной комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном территориальной комиссией.

8. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в избирательную комиссию области их первых экземпляров территориальная комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо избирательная комиссия области в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий), территориальная комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 – 11е протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении территориальная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае территориальная комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: «Повторный» и (или) «Повторная». Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в избирательную комиссию области. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.

9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковой комиссии, территориальная комиссия как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, так и после его приема вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума. Повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) территориальной комиссии с правом решающего голоса участковой комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или территориальной комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников референдума, с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия референдума, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего закона. Если протокол составляется участковой комиссией, он незамедлительно направляется в территориальную комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией референдума итогов голосования, определения результатов референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах референдума.».

39. В статье 54:

1) в пункте 1:

- слово «устанавливают» заменить словом «определяют»;

- дополнить абзацами следующего содержания:

«В протокол о результатах референдума вносятся следующие данные:

а) число территориальных комиссий;

б) число протоколов территориальных комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;

в) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах территориальных комиссий об итогах голосования;

г) число голосов участников референдума, поданных за вопрос референдума;

д) число голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума.

В протокол о результатах референдума заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных избирательной комиссией области, числе открепительных удостоверений, выданных территориальным комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных избирательной комиссией области, и числе утраченных в избирательной комиссии области открепительных удостоверений.

В сводную таблицу о результатах референдума, составляемую избирательной комиссией области, заносятся также данные протоколов территориальных комиссий о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей территориальной комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных участковым комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей территориальной комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей территориальной комиссии.

На основании протокола о результатах референдума избирательная комиссия области принимает решение о результатах референдума. В случае, если референдум признан состоявшимся, результаты референдума – действительными, решение – принятым на референдуме, в решении избирательной комиссии области о результатах референдума приводится вопрос (приводятся вопросы), принятый (принятые) на референдуме, а если на референдум выносился проект нормативного правового акта, избирательная комиссия области прилагает к решению текст принятого нормативного правового акта.»;

2) в пункте 5 слово «установлении» заменить словом «определении»;

3) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) избирательной комиссии области с правом решающего голоса комиссией референдума, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо непосредственно вышестоящей комиссией референдума, либо избирательной комиссией области. Комиссия референдума, проводящая повторный подсчет голосов участников референдума, извещает об этом членов соответствующей комиссии референдума, уполномоченных представителей инициативной группы, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 25 настоящего закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия референдума, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 25 настоящего закона. Ранее составленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов участников референдума. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до определения избирательной комиссией области результатов референдума и составления ею протокола о результатах референдума.».

40. Пункт 4 статьи 54.1 исключить.

41. В статье 57:

1) второе предложение пункта 3 изложить в следующей редакции: «Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС «Выборы» (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено Федеральным законом, иным законом.»;

2) в пункте 4 слово «соответствующей» заменить словом «участковой».

42. В статье 58:

1) в пункте 1 слова «в соответствии с федеральными законами» исключить;

2) в пункте 6 слова «избирательную комиссию области» заменить словами «непосредственно вышестоящую комиссию»;

3) в пункте 11 слова «заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются)» заменить словами «заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения».

43. В статье 60:

1) в пункте 1 слова «голосования, о результатах референдума и принять» заменить словами «голосования и принять»;

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случае признания итогов голосования на участке референдума, территории, в Архангельской области недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах референдума с отметкой: «Повторный».»;

3) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: «Повторный» или «Повторный подсчет голосов», составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.».

44. По тексту пункта 3 статьи 61 слово «опубликования» заменить словами «официального опубликования».

45. Статью 62 изложить в следующей редакции:

«Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Ответственность за нарушение законодательства о референдуме устанавливается федеральными законами.».

Статья 2.

Настоящий закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Архангельской области

И.А. Орлов

г. Архангельск

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 11 от 26.03.2013
Рубрики правового классификатора: 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.010 Референдум, 010.080.020 Выборы. Избирательная система

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать