Основная информация

Дата опубликования: 18 апреля 2007г.
Номер документа: RU89000200700183
Текущая редакция: 8
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ямало-Ненецкий автономный округ
Принявший орган: Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



З А К О Н

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

3 апреля 2007 г.

(В редакции Закон ЯНАО: от. 14.12.2007 г. № 125-ЗАО; от 26.05.2009 г. № 35-ЗАО; от 08.06.2009 г. № 38-ЗАО ;от 23.12.2010 №136-ЗАО; от 27.06.2013 № 62-ЗАО; от 28.10.2013 № 116-ЗАО;от 29. 06.2020 № 82-ЗАО)

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), правовые основы организации деятельности органов опеки и попечительства, финансового обеспечения организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

Статья 2. Законодательное обеспечение осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству

Вопросы организации и осуществления на территории автономного округа деятельности по опеке и попечительству регулируются федеральным законодательством и настоящим Законом.

По вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству могут приниматься иные нормативные правовые акты автономного округа, в том числе государственные программы автономного округа. (с изм. от  28.10.2013 № 116-ЗАО)

Статья 3. Органы опеки и попечительства

(в ред. от 28.10.2013 № 116-ЗАО)

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – органы опеки и попечительства). 

Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в автономном округе наделяются законом автономного округа полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

(Абзац в редакции Закон ЯНАО от 29. 06.2020 № 82-ЗАО)

2. В случае прекращения осуществления органами местного самоуправления указанных полномочий органами опеки и попечительства будут являться исполнительные органы государственной власти автономного округа, структура которых в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется Губернатором автономного округа.

Статья 4. Общие положения об органах опеки и попечительства

1. Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа. (с изм. от 27.06.2013 № 62-ЗАО)

2. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями. (в ред. от 28.10.2013 № 116-ЗАО)

Статья 5. Структура и штатная численность органов опеки и попечительства (данная статья утратила силу от 14.12.2007 г. № 125-ЗАО)

1. В органах опеки и попечительства могут создаваться структурные подразделения по защите имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан, по защите личных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, патронажу совершеннолетних дееспособных граждан, по юридическому, финансовому, материально-техническому обеспечению, обеспечению иной деятельности органа опеки и попечительства или вводиться соответствующие должности специалистов (работников).

Штатная численность органа опеки и попечительства определяется исходя из следующих нормативов:

1) для организации работы по защите имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан - из расчета 1 специалист на 1 тысячу детского населения, проживающего на территории муниципального района, и 1 специалист на 2 тысячи детского населения, проживающего на территории городского округа, но не менее 2 специалистов на один орган опеки и попечительства;

2) для организации работы по защите личных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, патронажу совершеннолетних дееспособных граждан - из расчета 1 специалист на орган опеки и попечительства, созданного и действующего в пределах территории муниципального района, городского округа с численностью взрослого населения до 30 тысяч человек и 2 специалиста на орган опеки и попечительства, созданного и действующего в пределах территории муниципального района, городского округа с численностью взрослого населения свыше 30 тысяч человек.

Численность специалистов подразделений юридического, финансового, материально-технического обеспечения, обеспечения иных направлений деятельности органа опеки и попечительства определяется Типовым положением об органах опеки и попечительства, утвержденным администрацией автономного округа.

Статья 6. Взаимодействие органов опеки и попечительства с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающих социальные услуги, и иными организациями

(в ред. от 28.10.2013 № 116-ЗАО)

1. В целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, органы опеки и попечительства принимают решения о временном пребывании подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, находящейся в ведении исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями пребывания граждан, находящихся в организациях, указанных в абзаце первом настоящей части.

2. Органы опеки и попечительства вправе обращаться в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, находящиеся в ведении исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления гражданам, находящимся под опекой (попечительством) или нуждающимся в опеке (попечительстве), в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, образовательных, социальных, медицинских и иных услуг, на получение которых указанные граждане имеют право в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Статья 7. Полномочия органов опеки и попечительства

Полномочия органов опеки и попечительства определяются в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа.

(Статья в редакции Закон ЯНАО от 29. 06.2020 № 82-ЗАО)

Статья 8. Основные полномочия органов опеки и попечительства (данная статья утратила силу от 14.12.2007 г. № 125-ЗАО)

1. В соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом органы опеки и попечительства обладают следующими основными полномочиями:

1) выявляют граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа;

2) подают в суд заявления о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) устанавливают опеку или попечительство, назначают помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

4) выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на содержание ребенка в порядке и размере, установленном законом автономного округа;

5) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций и учреждений, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также помощников совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

6) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

7) выдают разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных или несовершеннолетних граждан, на отказ от наследства, когда наследником является несовершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, а также разрешения на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника;

8) заключают договоры доверительного управления имуществом подопечных, а также безвестно отсутствующих граждан;

9) осуществляют контроль за исполнением обязанностей доверительными управляющими имуществом подопечных, а также безвестно отсутствующих граждан;

10) представляют интересы несовершеннолетних, а также недееспособных лиц, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны или попечители не осуществляют защиту интересов подопечных;

11) решают вопрос о раздельном проживании попечителей с несовершеннолетними подопечными;

12) объявляют несовершеннолетних лиц полностью дееспособными;

13) обращаются в суд с заявлением о признании брака недействительным в предусмотренных семейным законодательством случаях;

14) выдают согласие на установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав;

15) разрешают разногласия между родителями при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка;

16) разрешают по просьбе родителей изменить имя ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменить присвоенную ему фамилию;

17) разрешают разногласия между опекуном ребенка несовершеннолетних родителей и несовершеннолетними родителями;

18) назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;

19) разрешают разногласия между родителями ребенка по вопросам, касающимся воспитания и образования детей;

20) обязывают родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления этого общения;

21) обращаются в суд с заявлениями о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав в предусмотренных федеральным законодательством случаях;

22) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

23) участвуют в предусмотренных федеральным законодательством случаях в судебных разбирательствах, а также в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу;

24) предъявляют иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд;

25) выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования;

26) исполняют обязанности опекуна (попечителя) детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

27) выдают заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

28) заключают договоры с приемными родителями о передаче ребенка на воспитание в семью, оказывают приемной семье необходимую помощь, способствуют созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка, осуществляют контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, выплачивают вознаграждение приемным родителям, а также денежные средства на содержание ребенка в порядке и размерах, которые установлены законом автономного округа, расторгают договор о передаче ребенка на воспитание в семью в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

29) обеспечивают при выборе формы воспитания и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, в целях сохранения ими изучения родного языка, приобретения и сохранения этнических навыков и традиций, устройство таких детей в первую очередь в семьи родственников, при невозможности этого - в семьи коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, а при отсутствии указанных возможностей - в иную семью, проживающую на территории данного муниципального образования. Устройство детей из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей в специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, допускается в исключительных случаях, при этом устанавливается приоритет устройства таких детей в учреждения, расположенные на территории автономного округа;

30) проводят обследование условий жизни детей в предусмотренных федеральным законодательством случаях;

31) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального района, городского округа, желающих усыновить детей, в порядке, определяемом администрацией автономного округа;

32) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов (попечителей), приемных родителей;

33) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, по предупреждению совершения ими правонарушений и иных антиобщественных действий;

34) дают согласие на перевод детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

35) дают согласие на снятие детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;

36) передают при перемене места жительства лица, находящегося под опекой, попечительством или патронажем, а также несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, всю информацию о таком лице в орган опеки и попечительства по новому месту жительства в срок не позднее семи рабочих дней с момента фактической смены места жительства лица. До подтверждения получения указанной информации о таком лице органом опеки и попечительства по новому месту жительства обязанности органа опеки и попечительства сохраняются;

37) рассматривают обращения граждан по вопросам установленной компетенции и принимают по ним необходимые меры.

2. Органы опеки и попечительства обладают также иными полномочиями, установленными федеральными законами или законами автономного округа.

Статья 9. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства (данная статья утратила силу от 14.12.2007 г. № 125-ЗАО)

1. Орган опеки и попечительства ежеквартально предоставляет органу исполнительной власти автономного округа по делам опеки и попечительства отчет об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству по форме, утверждаемой администрацией автономного округа.

2. Орган исполнительной власти автономного округа по делам опеки и попечительства проводит проверку деятельности органов опеки и попечительства не реже одного раза в год.

Деятельность органов опеки и попечительства, а также соблюдение ими законодательства вправе проверять иные органы и должностные лица в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Статья 10. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства (данная статья в ред. от 14.12.2007 г. № 125-ЗАО)

1. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется органами государственной власти автономного округа и их должностными лицами в порядке, установленном Правительством автономного округа. (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)

2. (часть утратила силу от 28.10.2013 № 116-ЗАО)

3. Деятельность органов опеки и попечительства, а также соблюдение их руководителями и сотрудниками законодательства вправе проверять иные органы и должностные лица в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

Статья 11. Финансирование организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в автономном округе

1. Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в автономном округе финансируются за счет средств окружного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.

2. Контроль за использованием бюджетных средств органами опеки и попечительства осуществляется Счетной палатой автономного округа, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления в автономном округе в пределах их компетенции. (с изм. от 14.12.2007 г. № 125-ЗАО) (с изм. от 28.10.2013 № 116-ЗАО)

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 18 апреля 2007 г. № 42-ЗАО

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Газета "Красный Север" № 34-35 от 04.05.2007
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать