Основная информация

Дата опубликования: 19 июля 2006г.
Номер документа: ru52000200600245
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Нижегородская область
Принявший орган: Законодательное собрание Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Нижегородская область

ЗАКОН

от 19 июля 2006 года № 74-З

О внесении изменения в областную целевую программу "Молодой семье

- доступное жилье" на 2004-2010 годы

Принят постановлением Законодательного Собрания от 29 июня 2006 года № 129-IV

УТРАТИЛ СИЛУ:

Закон НО от 25.12.2008г. № 190-З

Статья 1

Внести в областную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы, утвержденную Законом Нижегородской области от 20 сентября 2004 года № 103-З, изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена

Законом Нижегородской области

от 20 сентября 2004 года № 103-З

(в редакции Закона Нижегородской области

"О внесении изменения в

областную целевую программу

"Молодой семье - доступное жилье"

на 2004-2010 годы")

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"

НА 2004-2010 ГОДЫ

Паспорт

областной целевой программы

"Молодой семье - доступное жилье"

на 2004-2010 годы

Наименование Программы

областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2006 года № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";

Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Разработчики Программы

департамент образования Нижегородской области, министерство строительства Нижегородской области

Цель Программы

создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области

Основные задачи Программы

создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;

создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;

обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;

пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;

привлечение и консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей

Исполнители Программы

министерство строительства Нижегородской области;

департамент образования Нижегородской области;

министерство финансов Нижегородской области;

министерство экономики Нижегородской области;

органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации мероприятий Программы)

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2010 годы:

1 этап - 2004 год,

2 этап - 2005-2010 годы

Финансовое обеспечение Программы*

предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1726603 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 358810 тыс. рублей, в том числе по годам:

2004 год - 3025 тыс. рублей;

2005 год - 13095 тыс. рублей;

2006 год - 27771 тыс. рублей;

2007 год - 56841 тыс. рублей;

2008 год - 72067 тыс. рублей;

2009 год - 86343 тыс. рублей;

2010 год - 99668 тыс. рублей.

Предполагаемыми источниками финансирования Программы являются также:

средства федерального бюджета в сумме 43155 тыс. рублей;

средства местных бюджетов в сумме 347899 тыс. рублей при условии участия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в реализации Программы;

личные средства граждан в сумме 976739 тыс. рублей (при условии участия в реализации Программы)

Ожидаемые результаты реализации Программы

решение жилищной проблемы 3512 молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в число участников Программы;

формирование системы государственной поддержки молодых семей в улучшении их жилищных условий на территории Нижегородской области;

увеличение рождаемости в Нижегородской области - общее количество рожденных детей у молодых семей - участников Программы составит примерно 4000 детей;

увеличение объема жилищного строительства - общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 199000 кв. метров;

стабилизация социальной и демографической ситуации в Нижегородской области

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

* объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.

I. Содержание проблемы

Областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" в части обеспечения социально-экономических гарантий реализации государственной молодежной политики.

Анализ демографической ситуации в России показывает, что идет резкое снижение рождаемости и увеличение смертности населения. Сегодня в нашей стране детей рождается в два раза меньше, чем требуется только для замещения поколений, т.е. простого воспроизводства. Вместо 2,15 детей в среднем на 1 женщину в России суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,2-1,3, а в Нижегородской области - 1,13.

Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Так, в 2003 году было зарегистрировано 24744 брака, 31687 человек оформили документы о разводе (большая часть разводов приходится на молодые семьи). Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В связи с этим продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

На 2004 год в Нижегородской области проживало около 1 миллиона семей, в том числе примерно 500 тыс. семей воспитывало несовершеннолетних детей. Более 170 тыс. семей (около 442 тыс. человек) состояло в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем около 22 процентов от общей численности этих семей составляли молодые семьи, фактически более 37400 молодых семей нуждались в улучшении жилищных условий. По официальным данным в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло примерно 3 тыс. молодых семей, в которых оба супруга не достигли 30-летнего возраста. По данным социологических исследований, проведенных в ходе разработки Программы в Кстовском, Павловском, Володарском, Городецком районах области и в Ленинском районе г.Нижний Новгород, 70 процентов молодых семей живут в общежитиях, коммунальных квартирах, с родителями или арендуют жилую площадь, что является подтверждением того, что большинство молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вообще не обращалось в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо эти семьи находятся в очереди на получение жилья по месту работы.

Применяемые в настоящее время механизмы по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не решают сложившейся жилищной проблемы. За 2004-2005 годы очередникам было предоставлено всего 270 тыс. кв. метров жилья, что составляет около 5,4 тыс. квартир. Таким образом, ежегодно лишь 3 процента от общего числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут улучшить свои жилищные условия.

В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. Очень сложным остается положение с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций кадрами: дефицит кадров специалистов в агропромышленной сфере составляет более 1300 человек.

В настоящее время учреждения здравоохранения районов Нижегородской области испытывают потребность в молодых специалистах. Остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания населения в Нижегородской области. Аналогичная ситуация складывается и с педагогическими кадрами. В 2004 году в Нижегородской области насчитывалось более 5 тыс. педагогов, нуждающихся в получении жилья.

Решение жилищной проблемы, будь то строительство индивидуального жилого дома или приобретение квартиры на первичном (вторичном) рынке, требует больших материальных ресурсов. Как правило, молодая семья не располагает достаточным капиталом для приобретения (строительства) жилья.

В условиях опережающего роста стоимости жилья относительно сводного индекса цен механизм накопления необходимой суммы на приобретение (строительство) жилья оказывается неэффективным. Кредитные ресурсы, которые молодая семья может привлечь для решения жилищной проблемы, дороги, и сумма их порой недостаточна ввиду невысокой платежеспособности молодых супругов. В то же время темпы роста денежных доходов населения опережают темпы роста потребительских цен, что свидетельствует об увеличении потенциальной возможности по привлечению кредитных ресурсов и своевременной оплате кредитных обязательств.

Таблица 1

Соотношение доходов и стоимости 1 кв. метра жилья

2001 год

2002 год

Динамика 2002 год к 2001 году (%)

2003 год

Динамика 2003 год к 2002 году (%)

Стоимость 1 кв.м жилья (на декабрь текущего года)

5967

7335

122,9

9819

133,9

Сводный индекс цен

115,4

115,3

Среднедушевые доходы в месяц

2383

3175

133,2

3910

123,2

Покупательская способность (кол-во кв.м за год)

4,8

5,2

108,3

4,8

92,3

График

Динамика стоимости 1 кв. метра жилья

Таким образом, в современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется проведение государственной политики в отношении поддержки молодых семей в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Для решения жилищной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.

Настоящая Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предполагает разработку и развитие системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Программа охватывает разные категории молодых семей, в том числе социально-уязвимые (семьи, имеющие детей-инвалидов, супруги - инвалиды, молодые специалисты бюджетной сферы и сельского хозяйства). В определенной мере Программа будет решать проблему сиротства в Нижегородской области, поскольку одной из мер по поддержке молодых семей при усыновлении ребенка является субсидия из средств областного и местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья.

Создание системы государственной поддержки молодых семей на территории Нижегородской области путем консолидации бюджетного финансирования и средств населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" позволило в 2005 году получить дополнительное финансирование в объеме 13 млн. рублей из средств федерального бюджета на софинансирование Программы.

Социальный эффект реализации Программы выразится в улучшении демографической ситуации в Нижегородской области через повышение уровня рождаемости, обеспечении жильем молодых семей, сохранении и привлечении молодых специалистов в организации бюджетной сферы и агропромышленного комплекса, оказании поддержки социально уязвимым категориям молодых семей.

До сих пор отсутствовал программно-целевой подход в решении данной проблемы. В соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области от 27 февраля 1998 года № 47 "О льготном жилищном кредитовании граждан" предусмотрен комплекс мер по льготному кредитованию граждан: выделение долгосрочных льготных кредитов под 8 процентов годовых многим категориям населения, в том числе и молодым семьям. Однако количество кредитов, выделяемых молодым семьям, составляет около 30 процентов от общего числа выдаваемых кредитов, что не может решить жилищную проблему молодых семей по Нижегородской области в целом. Об этом свидетельствует и статистика рождаемости.

Другой формой государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья является ипотечное кредитование граждан (постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2002 года № 147 "Об ипотечном жилищном кредитовании населения Нижегородской области").

Механизм реализации Программы позволяет привлечь средства областного и местных бюджетов, а также личные средства заемщиков.

Государственная поддержка молодых семей может осуществляться в различных формах, предусмотренных действующим законодательством и настоящей Программой, включая предоставление безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

Настоящая Программа является новым шагом в социально-экономической политике Нижегородской области. В Программе предусматривается погашение процентной ставки за пользование льготным кредитом из средств областного и местных бюджетов, что позволяет снизить нагрузку на молодые семьи по выплате основного долга по кредитным обязательствам.

II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;

создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;

обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;

пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;

привлечение и консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей.

III. Основные понятия Программы

Участник Программы - молодая семья - семья, официально зарегистрированная в органах записи актов гражданского состояния, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет (на момент получения финансовой поддержки), при этом супруги постоянно проживают и зарегистрированы на территории Нижегородской области. К указанной категории также относятся неполные семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет (на момент получения финансовой поддержки) и несовершеннолетнего ребенка (детей).

В состав участников Программы органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области включаются молодые семьи, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также молодые семьи, проживающие в жилых помещениях, общая площадь которых, приходящаяся на одного члена семьи, зарегистрированного в указанных жилых помещениях, не превышает учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории данного муниципального образования соответствующим органом местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основные формы оказания помощи молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья - льготные целевые жилищные кредиты и безвозмездные жилищные субсидии.

Льготный целевой жилищный кредит - целевой долгосрочный кредит на приобретение (строительство) жилья, предоставляемый уполномоченным банком молодой семье на длительный срок по ставке ниже рыночного уровня.

Субсидия из средств областного и местных бюджетов - безвозмездная выплата отдельным категориям молодых семей денежных средств на покупку (приобретение) жилья из средств областного и местных бюджетов.

Приобретаемое (строящееся) жилье - строящаяся или готовая к заселению квартира (в том числе в домах жилищно-строительных кооперативов), а также индивидуальный жилой дом.

IV. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется поэтапно.

На первом этапе Программы (2004 год) осуществляется:

формирование нормативной правовой базы;

формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья в муниципальных образованиях Нижегородской области;

отработка механизма взаимодействия участников Программы;

создание системы мониторинга реализации Программы.

На втором этапе (2005-2010 годы) планируется:

анализ и обобщение опыта первого этапа;

совершенствование нормативной правовой базы и механизма реализации Программы;

формирование ресурсов для обеспечения строительства жилья для молодежи, привлечение внебюджетных источников;

развитие системы мониторинга реализации Программы.

V. Основные мероприятия Программы

Основные мероприятия Программы на 2004-2005 годы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении ими жилищных проблем по следующим направлениям:

нормативное правовое обеспечение реализации Программы;

информационно-методическое обеспечение реализации Программы;

организационное обеспечение реализации Программы;

финансовое обеспечение реализации Программы.

Перечень основных мероприятий Программы на 2004-2005 годы приведен в приложении 1. Мероприятия Программы на 2006-2010 годы ежегодно утверждаются Правительством Нижегородской области.

VI. Механизм реализации Программы

Государственная помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и производится в рамках настоящей Программы в следующих формах:

предоставление льготных целевых жилищных кредитов на приобретение (строительство) жилья молодым семьям;

предоставление безвозмездных жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

Порядок и условия предоставления льготных целевых жилищных кредитов и безвозмездных жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья молодым семьям определяются соответствующими положениями (приложения 2 и 3).

Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия их в реализации Программы).

Основным условием участия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в реализации Программы является наличие (принятие) в муниципальном образовании районной (городской) программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

В 2005 году в реализации Программы на условиях софинансирования приняли участие 37 муниципальных образований. В последующие годы, учитывая заинтересованность в привлечении средств областного бюджета для решения жилищной проблемы, с большой долей вероятности предполагается участие в реализации Программы всех органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

Участники Программы имеют право на получение только одного вида государственной поддержки в рамках настоящей Программы.

Министерство строительства Нижегородской области и департамент образования Нижегородской области осуществляют:

разработку правовых, финансовых и организационных механизмов реализации Программы;

формирование списка молодых семей, имеющих право на государственную поддержку за счет средств областного бюджета, по представлению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области;

подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств областного бюджета органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области для обеспечения жильем молодых семей;

содействие органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в разработке и реализации районных (городских) программ поддержки молодых семей в обеспечении жильем;

организацию информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей, задач, принципов Программы через региональные средства массовой информации, а также путем проведения семинаров, конференций, встреч;

мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта.

Министерство строительства Нижегородской области осуществляет:

организацию строительства жилья в Нижегородской области в рамках реализации настоящей Программы;

разработку и реализацию перспективных программ ипотечного жилищного кредитования молодых семей в Нижегородской области.

Департамент образования Нижегородской области осуществляет:

подготовку документов для участия Нижегородской области в конкурсе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;

взаимодействие с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области по участию молодых семей Нижегородской области в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;

утверждение списка молодых семей, имеющих право на государственную поддержку за счет средств федерального бюджета;

подготовку ежегодных отчетов о реализации Программы государственному заказчику подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Министерство финансов Нижегородской области осуществляет:

финансирование мероприятий Программы в пределах средств, предусмотренных в областном и федеральном бюджетах на соответствующий финансовый год;

контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы.

Министерство экономики Нижегородской области включает данную Программу в перечень областных программ при формировании перечня программ и его последующего представления в министерство финансов Нижегородской области для финансирования из областного бюджета на текущий и последующие годы.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы):

разрабатывают и утверждают муниципальные программы обеспечения жильем молодых семей с финансированием из местного бюджета;

формируют необходимую для реализации муниципальной программы нормативную правовую базу в соответствии с действующим законодательством;

проводят прием, экспертизу и регистрацию документов молодых семей;

проводят информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей, задач, принципов Программы через местные средства массовой информации;

устанавливают порядок предоставления заемных средств за счет средств местного бюджета;

ежегодно готовят предложения по объемам средств, направляемых на выдачу заемных средств участникам Программы за счет средств областного бюджета;

утверждают объемы финансирования приобретения (строительства) жилья участниками Программы за счет средств местного бюджета;

предоставляют отчетность о расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, в срок до 15 января текущего года.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области могут предусматривать в муниципальных программах дополнительные меры поддержки, в том числе:

компенсацию части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;

выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;

предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

организацию форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

VII. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование Программы предполагается осуществлять из следующих источников:

1) средства областного бюджета. Планируемый общий объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 358810 тыс. рублей, в том числе по годам:

2004 год - 3025 тыс. рублей;

2005 год - 13095 тыс. рублей;

2006 год - 27771 тыс. рублей;

2007 год - 56841 тыс. рублей;

2008 год - 72067 тыс. рублей;

2009 год - 86343 тыс. рублей;

2010 год - 99668 тыс. рублей;

2) средства местных бюджетов (при условии участия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в реализации Программы) - 347899 тыс. рублей;

3) средства федерального бюджета (по итогам участия Нижегородской области в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в 2005-2006 году (по выполнению обязательств перед молодыми семьями, ставшими участниками подпрограммы в 2005 году) в части компенсации части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка) - 43155 тыс. рублей;

4) средства населения Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы) - 976739 тыс. рублей.

Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 1726603 тыс. рублей.

Объем финансирования Программы рассчитан исходя из цен, сложившихся на 10 февраля 2006 года, и нормы общей площади жилого помещения (для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра, для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на каждого члена семьи).

В последующие годы реализации Программы объем финансирования может корректироваться с учетом изменения стоимости жилья, уровня инфляции, социальных нормативов, кредитной политики уполномоченного банка.

Объемы финансирования Программы по вновь выдаваемым кредитам и объем безвозмездных субсидий за счет средств областного и местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению исходя из сводной заявки органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области с учетом категорий молодых семей, а также возможностей областного и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

На 1 января 2004 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 2959 молодых семей (оба супруга до 30 лет), в том числе 192 семьи, имеющие детей-инвалидов.

Для ликвидации образовавшейся очереди, при условии реализации Программы до 2010 года, необходимо ежегодно оказывать помощь, в среднем, 423 семьям (423 = 2959 семей / 7 лет), в том числе 395 семьям (395 = (2959-192) / 7 лет) необходим кредит на приобретение жилья и 27 семьям (27 = 192/7 лет) - выделение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Учитывая объемы финансирования (в 2004-2005 годах) и сроки начала реализации Программы (IV квартал 2004 года), количество участников Программы по годам распределятся следующим образом:

Таблица 2

Количество семей - участников Программы

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Количество льготных кредитов

0

812

420

570

570

570

570

Количество субсидий

15

51

11

31

31

31

31

Расчет размера средств, необходимых на обслуживание

льготных целевых жилищных кредитов

За среднестатистическую молодую семью принимается семья, состоящая из трех человек - родители и один ребенок. Среднестатистическая молодая семья в соответствии с нормой общей площади жилья может претендовать на получение кредита на приобретение жилья площадью 54 кв. метра (18 кв. м х 3 чел.).

С учетом наличия ребенка при достаточной платежеспособности семье может быть предоставлен максимальный кредит в сумме 667 тыс. рублей.

Сумма кредита = 13,010 тыс. рублей х 54 кв. м х 95% = 667 тыс. рублей, где:

13,010 тыс. рублей - средняя стоимость 1 кв. м, сложившаяся по Нижегородской области на 26 января 2006 года;

95% - максимальная сумма кредита от стоимости приобретаемого жилья для семьи с ребенком (в соответствии с приложением 1).

При предоставлении кредита молодой семье в общем случае первые пять лет молодая семья выплачивает 6 процентов годовых, в последующие годы - 10 процентов годовых, оставшуюся разницу до ставки банка выплачивают областной и местный бюджеты в равных долях.

Таблица 3

Пример расчета по исполнению кредитных обязательств

для одной молодой семьи по кредиту в сумме 667,0 тыс. рублей

с учетом сложившихся ставок банков кредитования по льготным

целевым жилищным кредитам (16 процентов годовых)

(в рублях)

Сумма кредита

667000,0 руб.

Процентная ставка для Заемщика - 6%;

срок кредитования - 240 месяцев (20 лет)

Месяцы по порядку

Основной долг

Ежеме- сячный платеж по погашению основного долга

Ежеме- сячный платеж по уплате процентов Заемщика

Общая сумма ежеме- сячного платежа Заемщика

Общая сумма платежа из бюджетов

В т.ч. из областного бюджета

В т.ч. из местного бюджета

1

667000,00

2779,17

3289,32

6068,48

5482,20

2741,10

2741,10

2

664220,83

2779,17

3275,61

6054,78

5459,34

2729,67

2729,67

3

661441,66

2779,17

3261,90

6041,07

5436,50

2718,25

2718,25

и т.д.

240

2779,17

2 778,17

22,84

2 802,01

13,7

6,85

6,85

667000,0

545203,97

1212203,97

511762,6

255881,3

255881,3

1723966,58

За 20 лет погашения части процентной ставки по одному кредиту в сумме 667 тыс. рублей из средств областного и местного бюджетов необходима общая сумма 511,8 тыс. рублей, в том числе 255,9 тыс. рублей из областного бюджета и 255,9 тыс. рублей из местного бюджета, молодая семья оплатит 1212,2 тыс. рублей.

Таблица 4

Распределение по годам средств, необходимых на обслуживание

кредитных обязательств в течение 20 лет за счет бюджетов

(тыс. рублей)

годы с 1 по 5

годы с 6 по 20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Объем бюджетных средств

64,3

61

57,7

54,4

51,1

28,7

26,7

24,8

22,8

20,8

18,8

16,8

14,9

13

11

9

7

5

3

1

В т.ч. из областного бюджета

32,15

30,5

28,85

27,2

25,55

14,35

13,35

12,4

11,4

10,4

9,4

8,4

7,45

6,5

5,5

4,5

3,5

2,5

1,5

0,5

В т.ч. из местного бюджета

32,15

30,5

28,85

27,2

25,55

14,35

13,35

12,4

11,4

10,4

9,4

8,4

7,45

6,5

5,5

4,5

3,5

2,5

1,5

0,5

Всего:

511,8

Учитывая произведенные расчеты по обслуживанию кредитных обязательств, в таблице 5 представлено количество семей - участников Программы и объем средств, необходимых для финансирования оказываемой помощи за период реализации Программы:

Таблица 5

Количество семей - участников Программы и объем средств,

необходимых для финансирования льготного жилищного кредитования

за период реализации Программы

(тыс. рублей)

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Коли- чество семей

Объем финанси- рования

Коли- чество семей

Объем финанси- рования

Коли- чество семей

Объем финанси- рования

Коли- чество семей

Объем финанси- рования

Коли- чество семей

Объем финанси- рования

Коли- чество семей

Объем финанси- рования

Количество льготных кредитов

812

6182

812+

420

49360

812+

420+

570+

96260

812+

420+

570+

570

126712

812+

420+

570+

570+

570

155264

812+

420+

570+

570+

570+

570

181914

В т.ч. из средств областного бюджета

3091

24680

48130

63356

77632

90957

В т.ч. из средств местного бюджета

3091

24680

48130

63356

77632

90 957

ИТОГО: для обслуживания 3512 кредитов на компенсацию процентной ставки потребуется бюджетных средств в сумме 615692 тыс. рублей

Объем финансирования по льготному целевому жилищному кредитованию указан с учетом средств, необходимых для обслуживания кредитов, выдаваемых в текущем году, и на обслуживание ранее предоставленных кредитов.

Объем финансирования по льготному кредитованию в 2006 году указан с учетом начала реализации Программы, начиная с июня 2006 года.

Таким образом, за семь лет реализации Программы на обслуживание льготных целевых жилищных кредитов для 3512 семей потребуется 615692 тыс. рублей бюджетных средств, в том числе из областного бюджета - 307846 тыс. рублей; из местного бюджета - 307846 тыс. рублей.

Расчет размера средств, необходимых на предоставление

безвозмездных жилищных субсидий

Категории молодых семей, определенные в приложении 3 Программы, могут стать получателями безвозмездной жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в размере 70 процентов от стоимости приобретаемого жилья, из которых 40 процентов средств субсидируется за счет средств областного бюджета, 30 процентов средств - из местного бюджета.

Таким образом, расчет средств, необходимых по выплате безвозмездных субсидий, выглядит следующим образом:

13,010 тыс. рублей х 3 человека х 18 кв. м = 702,5 тыс. рублей - стоимость приобретаемого (строящегося) жилья;

702,5 тыс. рублей х 70% = 492 тыс. рублей - размер субсидии, в том числе:

из областного бюджета - 702,5 тыс. рублей х 40% = 281 тыс. рублей;

из местного бюджета - 702,5 тыс. рублей х 30% = 210,75 тыс. рублей.

При получении безвозмездной субсидии молодая семья вносит 30 процентов собственных средств от стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, то есть 702,5 тыс. рублей х 30% = 210,75 тыс. рублей.

Таблица 6

Количество семей - участников Программы и объем средств, необходимых

для финансирования безвозмездного жилищного субсидирования

(тыс. рублей)

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Кол-во семей

Объем финанси- рования

Субсидии

15

5293

51

19335

11

5409

31

15245

31

15245

31

15245

31

15245

В т. ч. из областного бюджета (40%)

3025

10004

3091

8711

8711

8711

8711

В т. ч. из местного бюджета (30%)

2268

9331

2318

6534

6534

6534

6534

Средства населения (30%)

2268

9331

2318

6534

6534

6534

6534

Итого: для выдачи 201 субсидии необходимо выделить бюджетные средства на сумму 91017 тыс. рублей

Таким образом, для предоставления молодой семье одной субсидии потребуется 492 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 281 тыс. рублей, из средств местного бюджета - 210,75 тыс. рублей. Всего для выдачи 201 безвозмездной жилищной субсидии за семь лет реализации Программы необходимо выделить бюджетных средств 91017 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 50964 тыс. рублей, из местного бюджета - 40053 тыс. рублей.

Кроме этого, предполагается выделение молодым семьям субсидий из средств федерального бюджета при рождении (усыновлении) ребенка на приобретение (строительство) жилья.

При благоприятном решении вопроса по привлечению средств федерального бюджета можно рассчитывать на уменьшение размера средств, необходимых для обслуживания льготных кредитов, направляемых из средств областного и местного бюджетов. В случае рождения (усыновления) ребенка из средств федерального бюджета предусмотрена компенсация части затрат на приобретение или строительство жилья посредством погашения основного долга жилищного кредита, что, в свою очередь, сокращает расходы на погашение кредита (в 2005-2006 годах).

Суммируя все произведенные расчеты, общий объем финансирования по годам реализации Программы по источникам финансирования распределится следующим образом.

Таблица 7

Предполагаемый объем финансирования по годам

(тыс. рублей)

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Всего

Общий объем финансирования из средств бюджетов

5293

25530

54769

111505

141957

170509

197159

706709

В т.ч. из средств областного бюджета

3025

13095

27771

56841

72067

86343

99668

358810

В т.ч. из средств местного бюджета

2268

12422

26998

54664

69890

84166

97491

347899

Средства населения

2268

55830

90405

151923

189441

225818

261054

976739

Предполагаемые средства из федерального бюджета

0

13000

30155

0

0

0

0

43155

Общий объем финансирования

7561

81373

175329

263428

331398

396327

458213

1726603

Полное исполнение кредитных обязательств по выданным кредитам закончится в 2030-2033 годах (с учетом предоставляемой отсрочки по уплате основного долга при рождении ребенка). На период 2011-2030 годов всего из областного и местных бюджетов, в ценах 2004 года, потребуется 1213, 8 млн. рублей:

511,8 тыс. рублей х 3662 - 660404 тыс. рублей = 1213807,6 тыс. рублей, где:

3662 - количество кредитов, планируемых к выдаче в рамках Программы;

511,8 тыс. рублей - стоимость 1 кредита для бюджетов;

660404 тыс. рублей - средства, выплаченные за 2004-2010 годы за счет средств бюджетов.

В рамках Программы участники могут самостоятельно приобретать квартиры на первичном/вторичном рынке, строить индивидуальные жилые дома. Исходя из социальной нормы жилья на среднестатистическую молодую семью 54 кв. метра в 2004 году планируемый объем приобретения (строительства) жилья в рамках Программы при указанном объеме финансирования составит 0,27 тыс. кв. метров (54 кв. м х 5 квартир).

Таблица 8

Планируемый объем приобретения (строительства) жилья в рамках Программы

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Всего

Количество квартир (домов)

5

844

601

601

601

601

601

3 854

Величина общей площади вводимого жилья в текущем году (тыс. кв. м)

0,27

45,6

32,5

32,5

32,5

32,5

32,5

208,37

VIII. Социально-экономический эффект реализации Программы

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:

решение жилищной проблемы 3512 молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных в число участников Программы органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области;

формирование системы государственной поддержки молодых семей в улучшении их жилищных условий на территории Нижегородской области;

увеличение рождаемости в Нижегородской области - общее количество рожденных детей у молодых семей - участников Программы составит примерно 4000 детей;

увеличение объема жилищного строительства - общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 199000 кв. метров;

стабилизация социальной и демографической ситуации в Нижегородской области.

Приложение 1

к областной целевой программе

"Молодой семье - доступное жилье"

на 2004-2010 годы

(в редакции Закона Нижегородской области

"О внесении изменения в областную

целевую программу "Молодой семье -

доступное жилье" на 2004-2010 годы")

Система программных мероприятий

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки испол- нения

Исполнители

Объемы затрат (тыс. рублей)

Источники финанси-

Ожидаемый результат

2004 год

2005 год

рования

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Нормативное правовое обеспечение реализации Программы

формирование нормативной правовой базы государственной молодежной жилищной политики

1.1.

Утверждение нормативной документации по различным формам оказания помощи молодым семьям в обеспечении жильем

2004 - 2005 годы

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

областной бюджет

создание механизма реализации Программы

2.

Информационно- методическое обеспечение реализации Программы

координация деятельности организаций, участвующих в реализации Программы

2.1.

Создание, ведение и актуализация базы данных молодых семей, участвующих в Программе

посто- янно

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

областной бюджет

наличие оперативной информации о действующих и потенциальных участниках Программы

2.2.

Выпуск информационно- методических материалов по вопросам обеспечения жильем молодых семей

2005 год

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

областной бюджет

своевременное освещение хода реализации Программы, методическое обеспечение реализации Программы

2.3.

Проведение мониторинга реализации Программы

2004-2005 годы

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

областной бюджет

анализ состояния реализации и перспектив развития Программы в дальнейшем

2.4.

Информационно- разъяснительная работа в средствах массовой информации о целях, задачах и механизмах улучшения жилищных условий молодых семей

2004-2005 годы

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

областной бюджет

совершенствование механизма реализации Программы, расширение географии участников Программы

2.5.

Проведение научно- практических и учебно- методических семинаров по вопросам молодежного жилищного строительства

2005 год

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

областной бюджет

оказание методической помощи всем соисполнителям Программы

3.

Организационное обеспечение реализации Программы

3.1.

Реализация Программы в муниципальных образованиях Нижегородской области

2004-2005 годы

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)

3 635,5

28 669

областной бюджет

улучшение жилищных условий молодых семей, закрепление молодых специалистов на местах, развитие строительства в муниципальных образованиях

4.

Финансовое обеспечение реализации Программы

4.1.

Заключение соглашений с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области о реализации Программы на территории муниципальных образований

2004 - 2005 годы

министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области

текущее финанси- рование

текущее финанси- рование

Областной бюджет

формирование системы взаимодействия участников Программы на областном и муниципальном уровнях

Приложение 2

к областной целевой программе

"Молодой семье - доступное жилье"

на 2004-2010 годы

(в редакции Закона Нижегородской области

"О внесении изменения в областную

целевую программу "Молодой семье -

доступное жилье" на 2004-2010 годы")

Положение

о порядке и условиях предоставления льготных целевых жилищных кредитов

на приобретение (строительство) жилья молодым семьям

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1180 "О жилищных кредитах", во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" и в целях улучшения жилищных условий молодых семей, включенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в состав участников Программы.

2. Положение определяет порядок и условия предоставления льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья молодым семьям за счет средств уполномоченных Правительством Нижегородской области банков на условиях, установленных разделом V настоящего Положения.

3. Компенсация на разницу в процентных ставках до уровня, установленного в уполномоченных банках, осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов в долях, установленных пунктом 23 настоящего Положения.

При этом все расчеты осуществляются на основании договоров, заключенных между уполномоченными банками и Правительством Нижегородской области и между этими же банками и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

4. Участие средств областного бюджета в льготном кредитовании молодых семей предусматривается в пределах средств, определенных областным бюджетом, и осуществляется лишь при условии восполнения доли процентной ставки (сверх льготной) за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования, принявшего решение о предоставлении льготного целевого жилищного кредита конкретной молодой семье.

5. Устанавливаемый настоящим Положением порядок основывается на принципах добровольности. Молодые семьи, получившие льготный целевой жилищный кредит и улучшившие свои жилищные условия, исключаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области из состава участников Программы.

6. Возмещение процентной ставки за пользование кредитом сверх льготной ставки производится за счет средств областного и местных бюджетов при условии возврата ссудозаемщиками основной суммы кредита и льготной процентной ставки.

7. Практическая работа по формированию списков молодых семей, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с помощью льготного целевого жилищного кредита, осуществляется комиссиями соответствующих органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

8. Условия настоящего Положения допускают использование льготного целевого жилищного кредита для приобретения (строительства) жилья, общая площадь которого меньше нормы общей площади жилья на семью получателя кредита, но не менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

II. Категории молодых семей - получателей льготных

целевых жилищных кредитов

9. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов, предусмотренное настоящим Положением, производится гражданам Российской Федерации, проживающим и зарегистрированным на территории Нижегородской области, состоящим в браке, при условии, что возраст обоих супругов не превышает 30 лет (на момент получения финансовой поддержки), а также неполным молодым семьям с детьми, где возраст родителя не превышает 30 лет (на момент получения финансовой поддержки), включенным органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в состав участников Программы.

10. Действие настоящего Положения распространяется на молодые семьи, определенные пунктом 9, и в приоритетном порядке на:

1) участников молодежных жилищно-строительных кооперативов (МЖСК), объединившихся для строительства многоквартирных жилых домов;

2) молодые семьи, начавшие строительство индивидуального жилого дома и освоившие не менее 70 процентов его общей стоимости за счет собственных средств и изъявившие желание воспользоваться льготным целевым жилищным кредитом для завершения строительства индивидуального жилого дома в текущем финансовом году;

3) молодые семьи, начавшие за счет собственных средств строительство квартиры в многоквартирном жилом доме с типовыми потребительскими качествами (при условии технической готовности дома не менее 70 процентов и предусмотренного на ввод в текущем финансовом году) и вложившие собственные средства в объеме не менее 70 процентов сметной стоимости квартиры;

4) молодые семьи, имеющие детей-инвалидов;

5) молодые семьи, в которых один или оба супруга являются работниками бюджетных учреждений;

6) молодые семьи, проживающие в коммунальных квартирах и в общежитиях;

7) молодые семьи, которые проживают в сельских населенных пунктах и в которых один или оба супруга работают в сельском хозяйстве.

III. Координация работы по предоставлению льготных

целевых жилищных кредитов

11. Министерство строительства Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области осуществляют координацию работы по предоставлению льготных целевых жилищных кредитов на строительство или приобретение жилья молодым семьям и согласовывают ежегодный объем финансовых ресурсов, направляемый уполномоченными банками для кредитования молодых семей по условиям настоящего Положения.

12. Министерство строительства Нижегородской области обеспечивает:

1) подготовку сводной областной заявки на предоставление бюджетных ассигнований для осуществления льготного кредитования молодых семей в очередном финансовом году;

2) формирование сводной заявки от органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области на получение льготных целевых жилищных кредитов;

3) подготовку проекта распоряжения Правительства Нижегородской области об общих лимитах льготных жилищных кредитов, предусматриваемых органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области;

4) анализ освоения и использования средств льготного целевого жилищного кредита в решении жилищной проблемы молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

13. Министерство финансов Нижегородской области обеспечивает:

1) организацию и проведение конкурса по отбору уполномоченных банков с заключением соглашения с ними на обслуживание граждан - получателей льготных целевых жилищных кредитов;

2) перечисление финансовых средств в уполномоченные банки в качестве компенсации части процентной ставки за пользование кредитом в соответствии с договором, заключенным с банком.

14. В случае выявления факта предоставления льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья гражданам, не включенным органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в состав участников Программы, министерство финансов Нижегородской области прекращает возмещение процентной ставки уполномоченному банку по конкретному ссудозаемщику. Сумма средств областного бюджета, выплаченная банку этим ссудозаемщиком за пользование кредитом, возмещается областному бюджету соответствующим органом местного самоуправления с коэффициентом 1,5.

IV. Функции органов местного самоуправления городских округов

и муниципальных районов Нижегородской области

15. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области:

1) обеспечивают организацию работы с молодыми семьями, включенными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в состав участников Программы;

2) формируют на основании полученных заявлений и необходимой документации потребность в кредитных ресурсах. При этом заявка по установленной форме направляется в министерство строительства Нижегородской области;

3) обеспечивают формирование кредитных комиссий (далее - комиссии), обеспечивающих рассмотрение и оценку заявлений молодых семей, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с помощью льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья;

4) обеспечивают контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на кредитование молодых семей для строительства (приобретения) жилья.

16. Комиссии принимают решения:

1) о предоставлении льготных целевых жилищных кредитов конкретным молодым семьям и осуществляют выдачу свидетельства на право получения таких кредитов в уполномоченных банках. Решения комиссии оформляются протоколом и утверждаются председателем комиссии;

2) об установлении процентных ставок по заключенным кредитным договорам (в соответствии с разделом V настоящего Положения) при рождении у молодой семьи детей.

17. После уточнения уполномоченным банком объема кредитов, выделяемых владельцам свидетельств, комиссии вправе в пределах остатка предусмотренных лимитов принять решение о предоставлении льготных целевых жилищных кредитов следующим по очереди заявителям.

18. В целях обеспечения гарантий возврата льготного целевого жилищного кредита комиссии органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области осуществляют подбор из числа участников Программы таких получателей кредитов, которые имеют достаточную платежеспособность (в пределах требуемого кредита) для достижения конечного результата - улучшения своих жилищных условий.

V. Порядок и условия предоставления льготных целевых

жилищных кредитов уполномоченными банками

19. Предоставление льготных целевых жилищных кредитов осуществляется по решению комиссий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области категориям молодых семей, установленным разделом II настоящего Положения, получившим в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области свидетельство на право получения такого кредита.

20. Владелец свидетельства имеет право обращаться в выбранный по его усмотрению банк из числа уполномоченных Правительством Нижегородской области с предъявлением свидетельства на право получения льготного целевого жилищного кредита.

21. Выдача льготного целевого жилищного кредита на строительство или приобретение жилья производится из средств уполномоченных банков на договорной основе и при соблюдении основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Взаимоотношения получателя кредита и банка оговариваются в кредитном договоре на основании соглашения, заключенного между Правительством Нижегородской области и уполномоченным банком.

22. Уполномоченные банки осуществляют выдачу кредитов гражданам в пределах имеющихся у них кредитных ресурсов в соответствии с заключенными с Правительством Нижегородской области и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области соглашениями о возмещении банкам за счет средств областного бюджета и местного бюджета недополученных с заемщиков доходов по части процентной ставки, принятой в конкретном банке.

23. Льготные целевые жилищные кредиты выдаются на следующих условиях:

1) срок погашения кредитов, выдаваемых с участием бюджетных средств, устанавливается не более двадцати лет;

2) процентная ставка за пользование кредитом для заемщика устанавливается в следующих размерах:

а) в первые пять лет процентная ставка за пользование кредитными ресурсами составляет 6 процентов годовых.

Оставшаяся часть процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, оплачивается в течение всего кредитного периода из средств областного бюджета и местного бюджета в следующих долях:

50 процентов - областной бюджет;

50 процентов - местный бюджет.

При этом доли компенсации процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, остаются неизменными независимо от ее корректировки (в сторону увеличения или уменьшения) этими банками.

Проценты начисляются уполномоченным банком и уплачиваются гражданином в сроки, определенные в кредитном договоре;

б) в последующие годы процентная ставка за пользование кредитными ресурсами составляет 10 процентов годовых.

Порядок оплаты оставшейся части процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, устанавливается на условиях, определенных подпунктом "а" подпункта 2 пункта 23 настоящего Положения;

3) при рождении (усыновлении) у молодой семьи в первые пять лет действия кредитного договора, заключенного на условиях настоящего Положения:

а) одного ребенка - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на последующие пять лет действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет;

б) двух и более детей - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на весь период действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет. При этом суммарный период предоставления отсрочек погашения основного долга не может превышать трех лет;

4) при рождении (усыновлении) у молодой семьи во вторые пять лет действия кредитного договора, заключенного на условиях настоящего Положения:

а) одного ребенка - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на период с даты рождения (усыновления) ребенка на последующие пять лет действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет;

б) двух и более детей - процентная ставка по кредиту сохраняется в размере 6 процентов годовых на весь период действия имеющегося кредитного договора, а также отсрочка погашения основного долга на период до достижения ребенком возраста трех лет. При этом суммарный период предоставления отсрочек погашения основного долга не может превышать трех лет;

5) при наличии у молодой семьи ребенка - инвалида процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме в течение всего периода действия имеющегося кредитного договора. При рождении у молодой семьи ребенка - инвалида в период действия кредитного договора процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме на весь оставшийся срок действия имеющегося кредитного договора. При появлении у молодой семьи ребенка-инвалида в период действия кредитного договора процентная ставка по кредиту погашается в полном объеме на весь оставшийся срок действия имеющегося кредитного договора. При этом погашение процентной ставки, действующей в уполномоченном банке, оплачивается в течение всего (оставшегося) кредитного периода из средств областного бюджета и местного бюджета в следующих долях:

а) 50 процентов - областной бюджет;

б) 50 процентов - местный бюджет;

6) объем льготного жилищного кредита определяется в зависимости от условий кредитования уполномоченным банком исходя из совокупного дохода супругов молодой семьи и их родителей, которые выступают созаемщиками по кредиту.

Порядок и условия включения доходов созаемщиков в расчет платежеспособности молодой семьи определяется уполномоченным банком;

7) максимальный объем предоставляемого льготного целевого жилищного кредита определяется комиссиями органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области и устанавливается из расчета общей площади жилья в размере 18 кв. метров на одного члена молодой семьи (при составе семьи два человека - 42 кв. метра) с учетом средней стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилья, сложившейся в соответствующем муниципальном районе (городском округе) на момент заключения кредитного договора.

При этом для молодой семьи, имеющей детей (одного ребенка), максимальный объем кредита в зависимости от условий кредитования уполномоченным банком не может превышать:

а) в случае строительства жилья - 90-95 процентов сметной стоимости индивидуального жилого дома (стоимости строительства квартиры в многоквартирном жилом доме);

б) в случае приобретения жилья - 90-95 процентов стоимости приобретаемого жилья.

Для молодой семьи без детей максимальный объем кредита не может превышать:

а) в случае строительства жилья - 90 процентов сметной стоимости индивидуального жилого дома (стоимости строительства квартиры в многоквартирном жилом доме);

б) в случае приобретения жилья - 90 процентов стоимости приобретаемого жилья.

24. Предоставление кредитных средств осуществляется банками исключительно при условии подтверждения банку факта оплаты разницы между стоимостью жилья и размером кредита. При этом:

1) при предоставлении льготного целевого жилищного кредита молодой семье, имеющей детей, 5-10 (в зависимости от условий кредитования уполномоченным банком) процентов общей стоимости жилого дома (квартиры) должно быть освоено или внесено гражданином - заемщиком за приобретаемое жилье (возможно предоставление сберегательной книжки, подтверждающей наличие у заемщика указанного размера денежных средств);

2) при предоставлении льготного целевого жилищного кредита молодой семье без детей - не менее 10 процентов (в зависимости от условий кредитования уполномоченным банком) общей стоимости жилого дома (квартиры) должно быть освоено или внесено гражданином - заемщиком за приобретаемое жилье (возможно предоставление сберегательной книжки, подтверждающей наличие у заемщика указанного размера денежных средств).

25. Выдача кредитов осуществляется наличными деньгами и путем перечисления на счета организаций (предприятий), оказывающих услуги на основании договоров за выполняемые ими работы, а также на счета продавцов жилья в случае его приобретения на вторичном рынке жилья.

26. Возмещение неоплаченной части процентной ставки производится Правительством Нижегородской области и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, принявшими решение о предоставлении льготного целевого жилищного кредита, и перечисляется на корреспондентский счет уполномоченных банков ежемесячно в десятидневный срок после представления банками отчетности по задолженности льготных ссудозаемщиков в территориальном разрезе.

27. Уполномоченный банк осуществляет контроль за целевым использованием средств льготного целевого жилищного кредита. В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования средств выданного кредита банк самостоятельно применяет к заемщику санкции вплоть до расторжения кредитного договора с одновременным уведомлением министерства финансов Нижегородской области и соответствующего органа местного самоуправления.

28. Гражданин - ссудозаемщик вправе производить досрочное полное или частичное погашение кредита с уплатой процентов и неустоек, начисленных на дату погашения кредита.

Приложение 3

к областной целевой программе

"Молодой семье - доступное жилье"

на 2004-2010 годы

(в редакции Закона Нижегородской области

"О внесении изменения в областную

целевую программу "Молодой семье -

доступное жилье" на 2004-2010 годы")

Положение

о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий

на приобретение (строительство) жилья молодым семьям

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" и в целях улучшения жилищных условий молодых семей, включенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в состав участников Программы.

2. Обеспечение жилыми помещениями молодых семей на условиях настоящего Положения осуществляется в пределах объема финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете отдельной строкой на соответствующий финансовый год, и производится в форме предоставления безвозмездных жилищных субсидий (далее - субсидия).

3. Предоставление средств областного бюджета осуществляется в виде оказания помощи в оплате части предоставляемой субсидии при условии софинансирования причитающегося объема субсидии из средств местного бюджета.

4. Практическая работа по формированию очередности и списка молодых семей - получателей субсидий производится органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области отдельно по каждой из установленных разделом II настоящего Положения категорий молодых семей.

5. Граждане из состава молодых семей, получившие субсидии, имеют право приобретать квартиры (индивидуальный дом) на первичном и вторичном рынках жилья у любых юридических и физических лиц. Получатели субсидий, улучшившие свои жилищные условия, исключаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области из состава участников Программы.

II. Категории молодых семей - получателей субсидий

6. Оказание помощи из средств областного бюджета в оплате части объема предоставляемой субсидии осуществляется молодым семьям, в которых возраст обоих супругов не превышает 30 лет (на момент получения финансовой поддержки), а также неполным молодым семьям с детьми, в которых возраст родителя не превышает 30 лет (на момент получения финансовой поддержки), зарегистрированным и проживающим на территории Нижегородской области, включенным органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в состав участников Программы и относящимся к следующим категориям:

1) молодые семьи, усыновившие ребенка (детей);

2) молодые семьи, имеющие ребенка - инвалида (детей - инвалидов);

3) молодые семьи, в которых один из супругов (оба супруга) являются инвалидами;

4) молодые многодетные семьи.

7. Создание и ведение базы данных молодых семей указанных категорий, имеющих право на получение субсидии в соответствии с условиями Программы и изъявивших желание принять участие в Программе, осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области.

III. Объем безвозмездной жилищной субсидии

8. Объем безвозмездной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, выделяемой конкретной молодой семье, рассчитывается на момент ее выдачи и зависит от:

1) стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, сложившейся на первичном или вторичном рынках жилья по месту проживания получателя субсидии, но не выше средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений в Нижегородской области, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

2) фактической общей площади приобретаемого жилого помещения, указываемой в договорах купли - продажи (договорах о долевом участии в строительстве). При превышении общей площади приобретаемого жилого помещения над нормой общей площади жилого помещения в расчете используется норма общей площади жилого помещения, равная 18 кв. метрам на одного члена семьи для семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади - на семью из двух человек.

9. Предоставление жилищных субсидий молодым семьям, относящимся к категориям, определенным разделом II настоящего Положения, осуществляется в размере 70 процентов ее расчетного объема (согласно пункту 8 раздела III настоящего Положения). При этом 40 процентов расчетного объема субсидии оплачивается из средств областного бюджета в виде оказания помощи при наделении конкретной молодой семьи безвозмездной жилищной субсидией для улучшения жилищных условий.

Одновременно указанным категориям молодых семей 30 процентов расчетного объема жилищной субсидии оплачивается из средств местных бюджетов органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы).

Оставшаяся часть стоимости жилья оплачивается за счет собственных средств получателей субсидий.

10. Членами молодой семьи признаются: муж, жена, дети. Другие родственники (родители, братья, сестры) в расчет объема субсидии не включаются.

IV. Координация работы по предоставлению субсидий

11. Министерство строительства Нижегородской области, департамент образования Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области осуществляют организацию работы по предоставлению безвозмездных жилищных субсидий категориям молодых семей, указанным в разделе II настоящего Положения.

12. Департамент образования Нижегородской области:

1) согласовывает проекты распоряжений Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета для предоставления субсидий категориям молодых семей по муниципальным образованиям области;

2) осуществляет контроль за деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области по предоставлению субсидий категориям молодых семей, указанным в разделе II настоящего Положения.

13. Министерство строительства Нижегородской области:

1) осуществляет (по представлению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области) формирование списков молодых семей отдельно по категориям молодых семей, указанным в разделе II настоящего Положения, с указанием даты включения в число участников Программы, состава семьи, условий проживания;

2) обеспечивает формирование пакета заявок от органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области на получение средств областного бюджета для молодых семей;

3) осуществляет подготовку проектов распоряжений Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета для предоставления субсидий молодым семьям по городским округам и муниципальным районам Нижегородской области;

4) производит расчет объема субсидии в соответствии с условиями, установленными разделом III настоящего Положения, и объема средств, выплачиваемого из областного бюджета;

5) предоставляет в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области по их запросам информацию о стоимости строительства одного кв. метра жилья, определенной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

14. Министерство финансов Нижегородской области:

1) согласовывает проекты распоряжений Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета для предоставления субсидий молодым семьям по муниципальным образованиям Нижегородской области;

2) обеспечивает перечисление финансовых ресурсов в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области согласно распоряжениям Правительства Нижегородской области о распределении средств областного бюджета участникам Программы.

15. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области:

1) формируют списки молодых семей, относящихся к категориям, указанным в разделе II настоящего Положения, имеющих право на получение субсидии в соответствии с условиями Программы и изъявивших желание принять участие в Программе, и представляют их в министерство строительства Нижегородской области;

2) обеспечивают ежегодное предоставление заявки на получение средств областного бюджета для молодых семей в министерство строительства Нижегородской области;

3) оказывают содействие в приобретении жилых помещений получателям субсидий;

4) представляют договоры купли-продажи жилых помещений участников Программы в министерство финансов Нижегородской области;

5) осуществляют представление отчетной документации в департамент образования Нижегородской области, министерство строительства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области по форме и в сроки, установленные указанными органами исполнительной власти Нижегородской области.".

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор области

В.П. Шанцев

Нижний Новгород

19 июля 2006 года

№ 74-З

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Нижегородские новости № 138 от 29.07.2006, Нижегородские новости № 135 от 26.07.2006
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 040.000.000 Семья, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать