Основная информация
Дата опубликования: | 20 января 2009г. |
Номер документа: | ru07000200900016 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Кабардино-Балкарская Республика |
Принявший орган: | Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН
Кабардино-Балкарская Республика
О республиканской целевой программе "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы"
Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики
18 декабря 2008 года
(утратил силу:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21.10.2009 года № 50-РЗ, НГР: RU07000200900258)
Статья 1.
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы".
Статья 2.
Правительству Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы" при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2009 - 2010 годы.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
А.Каноков
г. Нальчик, Дом Правительства
20 января 2009 года
№ 11-РЗ
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О Республиканской целевой программе
"Развитие образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
Республике на 2008 - 2010 годы"
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в кабардино-балкарской республике на 2008 - 2010 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Республиканская целевая программа "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 года № 26
Государственный заказчик Программы
Правительство Кабардино-Балкарской Республики
Основной разработчик Программы
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики
Исполнители мероприятий Программы
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики;
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения;
Министерство спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики
Основные цели Программы
создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, наличия условий для получения ими образования;
обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их психофизиологических особенностей;
создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами общего образования по месту их жительства;
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
формирование в республике толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции
Основные направления реализации мероприятий Программы
обеспечение условий для структурной перестройки системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
методическое сопровождение, совершенствование содержания специального образования;
развитие системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к жизни в обществе и профессиональному самоопределению;
кадровое обеспечение Программы;
нормативное правовое обеспечение Программы;
экономическое обеспечение Программы;
формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;
информационно-аналитическое обеспечение Программы
Сроки реализации Программы
2008 - 2010 годы
Источники и объемы
общий объем финансирования Программы составляет 2129
финансирования Программы
тыс. рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики - 1959 тыс. рублей,
средства внебюджетных источников - 169 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
совершенствование региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию государственной образовательной политики в сфере специального(коррекционного) образования;
создание системы мониторинга состояния и результатов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
создание республиканской системы информирования общественности о деятельности региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
разработка региональных нормативов финансовых затрат на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях общего типа;
улучшение социального положения учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение эффективности его профессиональной деятельности;
обеспечение выравнивания доступа к получению качественного коррекционного образования за счет:
а) распространения разнообразных вариантов интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возможностей образовательных учреждений;
б) создания в специальных (коррекционных) и массовых образовательных учреждениях необходимых материально-технических и кадровых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения программами, методическими и учебными материалами;
в) подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Контроль за выполнением Программы
контроль за выполнением Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством
Введение
Программа разработана в соответствии с Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 года № 26.
Основной целью Программы является создание для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов специальных условий для получения образования, обеспечивающих их воспитание и обучение, а также социальную адаптацию, приобщение к профессиональному труду и интеграцию в социум.
Разработка Программы проводилась в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2010 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2010 года, приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".
I. Обоснование необходимости разработки Программы
Система специального (коррекционного) образования в Кабардино-Балкарской Республике представлена специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями интернатного типа I - II видов (для глухих и слабослышащих), III - IV видов (для незрячих и слабовидящих), VII вида (для детей с задержкой психического развития), VIII вида (для детей с интеллектуальным недоразвитием), классами VIII вида в образовательных учреждениях общего типа, логопедическими пунктами при общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях. Специальные группы для детей дошкольного возраста с различными видами нарушений развития (речевая патология, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития) созданы на базе ряда дошкольных образовательных учреждений республики и Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики.
Действующая система специального (коррекционного) образования не охватывает все типы нарушений развития детей: отсутствуют общеобразовательные учреждения для детей школьного возраста с речевой патологией и нарушениями опорно-двигательного аппарата, нет достаточного количества мест для детей с задержкой психического развития, отсутствует возможность организации специальной поддержки детей с умеренной умственной отсталостью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, множественными дефектами.
Необходимо расширить сеть специальных (коррекционных) учреждений для максимального удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Численность детей в возрасте до 18 лет, по данным на 2007 - 2008 учебный год, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении, составляет в республике свыше 3 тысяч.
Интеграция детей с различными ограничениями здоровья и детей-инвалидов в массовую образовательную среду чаще всего осуществляется в стихийной форме, при отсутствии должного финансирования, специалистов, способных оказать необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку, программного и методического сопровождения.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения в недостаточном количестве укомплектованы кадрами дефектологов: олигофренопедагогами, логопедами, сурдопедагогами, а также детскими психиатрами. Отсутствуют специалисты-дефектологи в общеобразовательных учреждениях и органах управления образованием муниципальных районов и городских округов республики. Не налажена система переподготовки педагогических кадров, работающих с детьми с нарушениями развития.
Не созданы муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии. Существующей Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии недостаточно для осуществления диагностики детей и последующего сопровождения.
Актуальна проблема постинтернатной адаптации и социализации выпускников специальных (коррекционных) учреждений. Не созданы условия для получения ими высшего и среднего профессионального образования на базе действующих учебных заведений республики.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, обеспечения комплексности и системности в работе по решению имеющихся проблем в области коррекционного образования.
II. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является преодоление существующих проблем в системе специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение необходимых условий для получения качественного образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Главной задачей республиканской системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является создание для всех детей, нуждающихся в специальной (коррекционной) помощи, специальных условий для получения образования, обеспечивающих их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию, приобщение к профессиональному труду и интеграцию в социум.
Для повышения качества и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо решить следующие задачи:
1) в области обеспечения условий для структурной перестройки системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
создать на городском, районном и республиканском уровнях базу данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и детях-инвалидах;
для своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и для определения форм их дальнейшего обучения и воспитания создать сеть муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий, совершенствовать деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений;
осуществить анализ обеспеченности выявленного контингента детей местами в учреждениях системы специального (коррекционного) образования в республике;
в сотрудничестве со специалистами органов здравоохранения, социальной защиты разработать систему раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья;
на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений осуществлять обязательную диагностику уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и проводить необходимую коррекционно-развивающую работу;
создать банк данных об инновационном педагогическом опыте, теоретических и методических разработках и результатах в области интегративных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
рассмотреть вопрос о возможности организации школы дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу;
рассмотреть вопрос финансирования направления из республики детей с отдельными видами нарушений развития на договорной основе в учреждения специального (коррекционного) образования страны в случае отсутствия в республике возможности получения образования;
изучить возможности и разработать республиканскую программу работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования;
обеспечить информирование родителей (или лиц, их заменяющих) о возможностях республиканской системы специального (коррекционного) образования по осуществлению комплексной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
2) в области методического сопровождения, совершенствования содержания специального (коррекционного) образования:
обеспечить образовательные учреждения всех типов и видов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, нормативной документацией (учебные планы, учебные программы), методической литературой и учебной литературой нового поколения;
обеспечить образовательные учреждения всех типов и видов современными практико-ориентированными программами и технологиями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также инструментами их реализации;
осуществить программу разработки национально-регионального компонента специального (коррекционного) образования;
3) в области развития системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к жизни в обществе и профессиональному самоопределению:
рассмотреть возможность организации центра профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе одного из специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики;
укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
совершенствовать предпрофильную подготовку воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов, закрепить учащихся 9 - 12 классов за специально выделенными предприятиями для производственной практики, обеспечить адресную подготовку на рабочее место по отдельным видам труда;
координировать деятельность органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости для создания системы профессионального трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
4) в области кадрового обеспечения Программы:
предусмотреть возможность введения в штатное расписание образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, дополнительных ставок педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, специальные психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) и медицинских работников;
разработать и приступить к осуществлению республиканской программы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов, логопедов, специальных психологов), в том числе с использованием дистантных форм обучения;
осуществлять повышение квалификации специалистов, занятых в организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова с привлечением ведущих специалистов из других регионов;
совершенствовать механизмы государственной поддержки, стимулирования труда специалистов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
разработать критериальные показатели уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, для учета при формировании стимулирующей части оплаты труда;
5) в области экономического обеспечения Программы:
создать условия для обеспечения финансирования образовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными нормативами затрат на каждого обучающегося, определяемыми в соответствии со стандартами специальной помощи для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
предусмотреть выделение финансовых средств для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
обеспечить финансирование развития материально-технической базы, обеспечения методическими и учебными материалами образовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
6) в области формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам:
обеспечить подготовку образовательных программ, информационно-справочных материалов, проведение семинаров и конференций для населения по проблемам, связанным с помощью детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и их семьям, по проблемам их реабилитации;
активизировать деятельность общественных организаций, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам и защищающих их права;
обеспечить широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в олимпиадах по предметам, смотрах и фестивалях художественного творчества, других формах организованного досуга и спортивных соревнованиях;
использовать средства массовой информации для ориентации общества на гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
III. Система программных мероприятий
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение 1 к настоящей Программе.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении № 2.
Мероприятия предусматривают решение проблем в системе специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечение на региональном уровне условий для получения качественного образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В разделе "Информационно-методическое обеспечение системы специального (коррекционного) образования" предусматриваются меры, направленные на:
создание мониторинга единой информационной системы республиканской базы данных в области специального (коррекционного) образования;
внедрение информационной компьютерной сети в специализированные (коррекционные) образовательные учреждения;
совершенствование методического сопровождения образовательного процесса в специальных (коррекционных) классах и учреждениях;
создание единой системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Раздел "Оптимизация условий для функционирования и расширения сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений" ориентирован на:
укрепление учебной и материальной базы специальных (коррекционных) школ-интернатов;
развитие вариативных систем специального (коррекционного) образования;
оптимизацию деятельности всех звеньев структуры психолого-медико-педагогических комиссий.
Раздел "Создание условий для реализации интегрированного подхода и преемственности, повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" предполагает:
создание необходимых условий для успешной образовательной интеграции в массовое образование детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов;
создание республиканского банка данных о педагогическом опыте, теоретических и методических разработках в области интегративных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;
интерактивное обучение детей-инвалидов.
Мероприятия раздела "Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" ориентированы на:
создание обоснованной и скоординированной программы подготовки и переподготовки кадров;
повышение квалификации учителей и воспитателей, работающих в системе специального (коррекционного) образования;
переподготовку специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, через дистанционные формы обучения.
Раздел "Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" предусматривает:
разработку комплекса мер по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к спортивной и культурной жизни общества;
обеспечение выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов бюджетными местами в учреждениях профессионального образования республики;
создание системы профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в развитии.
Раздел "Формирование толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам" включает мероприятия, способствующие ориентации общества на гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 2129 тыс. рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1959 тыс. рублей,
средства внебюджетных источников - 169 тыс. рублей.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств Республиканской целевой программы "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы", республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также внебюджетных средств.
Ряд предлагаемых мероприятий не требует дополнительных финансовых расходов, поскольку их реализация входит в функциональные обязанности соответствующих исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
В качестве внебюджетных источников будут привлечены средства некоммерческих фондов, спонсорская помощь и другие.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приложение 3 отсутствует в данном документе, имеется в виду приложение 2.
Финансовое обеспечение Программы приведено в приложении № 3.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Государственный заказчик и исполнители Программы в установленном порядке обеспечивают полное и качественное выполнение ее мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает:
объединение и координацию действий органов государственной власти, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на решение проблем в области специального (коррекционного) образования;
обеспечение учета проблем в области специального (коррекционного) образования при разработке республиканских целевых программ;
организацию информационно-просветительской деятельности через средства массовой информации при помощи информационных структур органов государственной власти и управления по пропаганде целей и задач региональной политики в области коррекционного образования.
VI. Ожидаемые результаты Программы
Реализация мероприятий Программы позволит реализовать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование, обеспечить их успешную социализацию и эффективную самореализацию в различных видах профессиональной и социальной деятельности и достичь следующих результатов:
увеличить долю выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в республике с 50 процентов до 70 процентов;
увеличить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в республике с 95 процентов до 99 процентов;
увеличить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в республике с 85 процентов до 90 процентов;
увеличить долю образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в общем числе образовательных учреждений общего типа в республике с 0,3 процента до 0,9 процента;
сократить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в республике с 15 процентов до 10 процентов;
увеличить долю педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в республике с 11 процентов до 15 процентов.
Приложение № 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
Республике на 2008 - 2010 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Наименование мероприятий
Источники
финансирования
Финансирование затрат,
тыс. рублей
Исполнители мероприятий
всего
в том числе по
годам
2008
2009
2010
I. Информационно-методическое обеспечение системы специального (коррекционного) образования
1.1.
Мониторинг единой
информационной системы
республиканской базы данных о:
детяхсограниченными
возможностямиздоровьяи
детях-инвалидах;
системе государственных и
негосударственных учреждений,
обеспечивающих выявлениеи
комплексную реабилитацию детей
с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов в
республике и за ее пределами;
системеподготовкии
переподготовкикадров
специалистов,обеспечивающих
комплексную реабилитацию детей
с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
республиканский
бюджет КБР
100
20
30
50
Министерство здравоохранения
КБР, Министерство труда и
социальной защиты КБР,
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР,
администрации муниципальных
районов и городских округов
КБР
1.2.
Создание и поэтапное внедрение
информационной компьютерной
сети в специализированные
(коррекционные) образовательные
учреждения в целях координации
их деятельности
республиканский
бюджет КБР
130
30
40
60
Министерство образования и
науки КБР, Республиканский
центр дистанционного
обучения
1.3.
Создание банка данных о
педагогическом опыте,
теоретических и методических
разработках и результатах в
области интегративных подходов
к образованию детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР,
администрации муниципальных
районов и городских округов
КБР
1.4.
Совершенствование методического
сопровождения образовательного
процесса в специальных
(коррекционных) образовательных
учреждениях, классах
общеобразовательных учреждений
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
1.5.
Создание на базе
Республиканского центра
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР единой
системы раннего выявления
отклонений в развитии, раннего
вмешательства и
консультирования семей,
воспитывающих детей данной
категории
республиканский
бюджет КБР
240
60
80
100
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР,
Министерство здравоохранения
КБР, Министерство труда и
социальной защиты КБР
1.6.
Разработка методических основ
раннего выявления и ранней
комплексной
психолого-педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии
и детям-инвалидам
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, Министерство
здравоохранения КБР,
Министерство труда и
социальной защиты КБР
II. Оптимизация условий для функционирования и расширения сети
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
2.1.
Оптимизация деятельности всех
звеньев структуры
психолого-медико-педагогических
комиссий (ПМПК): школьных
ПМК-консилиумов, городских и
районных ПМПК, Республиканской
ПМПК
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
2.2.
Развитие вариативных систем
специального (коррекционного)
образования
республиканский
бюджет КБР,
внебюджетные
средства
180
169
40
169
60
80
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
2.3.
Организация дистанционного
обучения для
детей с ограниченными
возможностями здоровья
республиканский
бюджет КБР
120
30
40
50
Республиканский центр
дистанционного обучения
2.4.
Республиканский смотр
сохранности
специальных (коррекционных)
школ-интернатов
и готовности их к началу
учебного года
республиканский
бюджет КБР
90
20
30
40
Министерство образования и
науки КБР
2.5.
Укрепление учебной и
материальной базы специальных
(коррекционных) школ-интернатов
республиканский
бюджет КБР
115
30
40
45
Министерство образования и
науки КБР
III. Создание условий для реализации интегрированного подхода и преемственности, повышения качества
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
3.1.
Создание республиканского банка
данных о педагогическом опыте,
теоретических и методических
разработках в области
интегративных подходов к
образованию детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
3.2.
Активизация деятельности
психолого-медико-педагогических
консилиумов образовательных
учреждений по
коррекционно-развивающей работе
с детьми
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
3.3.
Создание необходимых условий
для успешной образовательной
интеграции в массовое
образование детей с
отклонениями в развитии:
включениевштатное
расписаниевсех
общеобразовательных учреждений
республики ставок дефектологов,
логопедов;
организация всеобуча для
родителей, имеющих детей с
ограниченнымивозможностями
здоровья и детей-инвалидов;
переподготовка и проведение
специальных курсов для учителей
начальной школы по вопросам
специального (коррекционного)
образования;
проведениесовместных
мероприятий для здоровых детей
и детей данной категории
республиканский
бюджет КБР
190
45
60
85
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
3.4.
Интерактивное обучение
детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР
3.5.
Проведение обязательной
диагностики уровня готовности
детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению и
необходимой
коррекционно-развивающей работы
республиканский
бюджет КБР
120
20
40
60
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
IV. Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
4.1.
Создание программы подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации кадров на базе
Института повышения
квалификации и переподготовки
работников образования
Кабардино-Балкарского
государственного университета
имени Х.М. Бербекова
республиканский
бюджет КБР
60
20
20
20
Министерство образования и
науки КБР,
Кабардино-Балкарский
государственный университет
имени Х.М. Бербекова
4.2.
Осуществление целевой
подготовки
специалистов-дефектологов на
базе ведущих вузов страны
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
4.3.
Переподготовка специалистов,
работающих с детьми с
ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами,
через дистанционные формы
обучения
республиканский
бюджет КБР
100
20
40
40
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР,
Республиканский центр
дистанционного обучения
4.4.
Организация на базе районных
ресурсных центров обучения
специалистов по
направлениям содержания
образования:
информатизация образования;
образование и здоровье;
коррекционная педагогика;
работа с одаренными детьми;
профильное обучение;
индивидуальное обучение
республиканский
бюджет КБР
110
30
40
40
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР,
Республиканский центр
дистанционного обучения
V. Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному
самоопределению подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
5.1.
Проведение мониторингов по
определению профессиональных
интересов детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации
республиканский
бюджет КБР
50
15
15
20
Министерство образования и
науки КБР, Государственной
комитет КБР по занятости
населения
5.2.
Организация профессионального
самоопределения
подростков-инвалидов и
подростков с отклонениями в
развитии
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Государственной комитет КБР
по занятости населения,
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
5.3.
Разработка шкалы развития
жизненной компетентности с
учетом национальных традиций,
особенностей семейного уклада и
культурного наследия для разных
категорий детей с отклонениями
в развитии
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
5.4.
Разработка комплекса мер по
приобщению детей-инвалидов к
спортивной и культурной жизни
общества
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, Министерство спорта и
туризма КБР
5.5.
Разработка республиканской
программы работы с детьми с
ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами в
системе дополнительного
образования
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, Министерство
спорта и туризма КБР
5.6.
Обеспечение выпускников
специальных (коррекционных)
школ-интернатов бюджетными
местами в учреждениях
профессионального образования
республики
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР,
Кабардино-Балкарский
государственный университет
имени Х.М. Бербекова
VI. Формирование толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями
здоровья и детям-инвалидам
6.1.
Использование средств массовой
информации для ориентации
общества на толерантное
отношение к детям с
ограниченными возможностями
здоровья и детям-инвалидам
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, администрации
муниципальных районов
и городских округов КБР
6.2.
Пропаганда через средства
массовой информации
возможностей сотрудничества и
взаимопонимания нормально
развивающихся детей, детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, администрации
муниципальных районов
и городских округов КБР
6.3.
Реализация мер по обеспечению
участия воспитанников
специальных (коррекционных)
школ-интернатов в
республиканских и всероссийских
мероприятиях
республиканский
бюджет КБР
354
60
120
174
Министерство образования и
науки КБР, Министерство
спорта и туризма КБР
6.4.
Организация благотворительных
акций в поддержку детей с
ограниченными
возможностями здоровья и
детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, Министерство
образования и науки КБР,
администрации муниципальных
районов и городских округов
КБР
Итого
республиканский
бюджет КБР
1959
440
655
864
внебюджетные
средства
169
169
Примечание. Поручения в части, касающейся органов местного самоуправления, администраций муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики, носят рекомендательный характер.
Приложение № 2
к Республиканской целевой программе
"Развитие образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
Республике на 2008 - 2010 годы"
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(тыс. рублей)
Источники финансирования
2008 - 2010
годы, всего
Потребность в
ресурсном
обеспечении
в том числе
2008
год
2009
год
2010
год
I. Информационно-методическое обеспечение системы специального
(коррекционного) образования
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
470
110
150
210
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
470
110
150
210
II. Оптимизация условий для функционирования и расширения сети
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
505
120
170
215
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
169
169
Итого
674
289
170
215
III. Создание условий для реализации интегрированного подхода и
преемственности, повышения качества образования детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
310
65
100
145
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
310
65
100
145
IV. Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
270
70
100
100
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
270
70
100
100
V. Создание условий для планомерного развития системы подготовки
к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
50
15
15
20
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
50
15
15
20
VI. Формирование толерантного отношения общества к детям
с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
354
60
120
174
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
354
60
120
174
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПО РАСЧЕТУ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСНОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ, НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(тыс. рублей)
Источник финансирования
Объем финансирования
2008 - 2010
годы, всего
в том числе
2008 год
2009 год
2010 год
Республиканский бюджет
Кабардино-Балкарской Республики
1959
440
655
864
ЗАКОН
Кабардино-Балкарская Республика
О республиканской целевой программе "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы"
Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики
18 декабря 2008 года
(утратил силу:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21.10.2009 года № 50-РЗ, НГР: RU07000200900258)
Статья 1.
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы".
Статья 2.
Правительству Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы" при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2009 - 2010 годы.
Президент
Кабардино-Балкарской Республики
А.Каноков
г. Нальчик, Дом Правительства
20 января 2009 года
№ 11-РЗ
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О Республиканской целевой программе
"Развитие образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
Республике на 2008 - 2010 годы"
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в кабардино-балкарской республике на 2008 - 2010 годы"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Республиканская целевая программа "Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 года № 26
Государственный заказчик Программы
Правительство Кабардино-Балкарской Республики
Основной разработчик Программы
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики
Исполнители мероприятий Программы
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики;
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики;
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения;
Министерство спорта и туризма Кабардино-Балкарской Республики
Основные цели Программы
создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, наличия условий для получения ими образования;
обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их психофизиологических особенностей;
создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами общего образования по месту их жительства;
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
формирование в республике толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции
Основные направления реализации мероприятий Программы
обеспечение условий для структурной перестройки системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
методическое сопровождение, совершенствование содержания специального образования;
развитие системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к жизни в обществе и профессиональному самоопределению;
кадровое обеспечение Программы;
нормативное правовое обеспечение Программы;
экономическое обеспечение Программы;
формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;
информационно-аналитическое обеспечение Программы
Сроки реализации Программы
2008 - 2010 годы
Источники и объемы
общий объем финансирования Программы составляет 2129
финансирования Программы
тыс. рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики - 1959 тыс. рублей,
средства внебюджетных источников - 169 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
совершенствование региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию государственной образовательной политики в сфере специального(коррекционного) образования;
создание системы мониторинга состояния и результатов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
создание республиканской системы информирования общественности о деятельности региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
разработка региональных нормативов финансовых затрат на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях общего типа;
улучшение социального положения учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение эффективности его профессиональной деятельности;
обеспечение выравнивания доступа к получению качественного коррекционного образования за счет:
а) распространения разнообразных вариантов интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возможностей образовательных учреждений;
б) создания в специальных (коррекционных) и массовых образовательных учреждениях необходимых материально-технических и кадровых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения программами, методическими и учебными материалами;
в) подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Контроль за выполнением Программы
контроль за выполнением Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством
Введение
Программа разработана в соответствии с Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 года № 26.
Основной целью Программы является создание для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов специальных условий для получения образования, обеспечивающих их воспитание и обучение, а также социальную адаптацию, приобщение к профессиональному труду и интеграцию в социум.
Разработка Программы проводилась в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2010 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2010 года, приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".
I. Обоснование необходимости разработки Программы
Система специального (коррекционного) образования в Кабардино-Балкарской Республике представлена специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями интернатного типа I - II видов (для глухих и слабослышащих), III - IV видов (для незрячих и слабовидящих), VII вида (для детей с задержкой психического развития), VIII вида (для детей с интеллектуальным недоразвитием), классами VIII вида в образовательных учреждениях общего типа, логопедическими пунктами при общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях. Специальные группы для детей дошкольного возраста с различными видами нарушений развития (речевая патология, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития) созданы на базе ряда дошкольных образовательных учреждений республики и Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики.
Действующая система специального (коррекционного) образования не охватывает все типы нарушений развития детей: отсутствуют общеобразовательные учреждения для детей школьного возраста с речевой патологией и нарушениями опорно-двигательного аппарата, нет достаточного количества мест для детей с задержкой психического развития, отсутствует возможность организации специальной поддержки детей с умеренной умственной отсталостью, нарушениями эмоционально-волевой сферы, множественными дефектами.
Необходимо расширить сеть специальных (коррекционных) учреждений для максимального удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Численность детей в возрасте до 18 лет, по данным на 2007 - 2008 учебный год, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении, составляет в республике свыше 3 тысяч.
Интеграция детей с различными ограничениями здоровья и детей-инвалидов в массовую образовательную среду чаще всего осуществляется в стихийной форме, при отсутствии должного финансирования, специалистов, способных оказать необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку, программного и методического сопровождения.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения в недостаточном количестве укомплектованы кадрами дефектологов: олигофренопедагогами, логопедами, сурдопедагогами, а также детскими психиатрами. Отсутствуют специалисты-дефектологи в общеобразовательных учреждениях и органах управления образованием муниципальных районов и городских округов республики. Не налажена система переподготовки педагогических кадров, работающих с детьми с нарушениями развития.
Не созданы муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии. Существующей Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии недостаточно для осуществления диагностики детей и последующего сопровождения.
Актуальна проблема постинтернатной адаптации и социализации выпускников специальных (коррекционных) учреждений. Не созданы условия для получения ими высшего и среднего профессионального образования на базе действующих учебных заведений республики.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, обеспечения комплексности и системности в работе по решению имеющихся проблем в области коррекционного образования.
II. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является преодоление существующих проблем в системе специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение необходимых условий для получения качественного образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Главной задачей республиканской системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является создание для всех детей, нуждающихся в специальной (коррекционной) помощи, специальных условий для получения образования, обеспечивающих их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию, приобщение к профессиональному труду и интеграцию в социум.
Для повышения качества и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо решить следующие задачи:
1) в области обеспечения условий для структурной перестройки системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
создать на городском, районном и республиканском уровнях базу данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и детях-инвалидах;
для своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и для определения форм их дальнейшего обучения и воспитания создать сеть муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий, совершенствовать деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений;
осуществить анализ обеспеченности выявленного контингента детей местами в учреждениях системы специального (коррекционного) образования в республике;
в сотрудничестве со специалистами органов здравоохранения, социальной защиты разработать систему раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья;
на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений осуществлять обязательную диагностику уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и проводить необходимую коррекционно-развивающую работу;
создать банк данных об инновационном педагогическом опыте, теоретических и методических разработках и результатах в области интегративных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
рассмотреть вопрос о возможности организации школы дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу;
рассмотреть вопрос финансирования направления из республики детей с отдельными видами нарушений развития на договорной основе в учреждения специального (коррекционного) образования страны в случае отсутствия в республике возможности получения образования;
изучить возможности и разработать республиканскую программу работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования;
обеспечить информирование родителей (или лиц, их заменяющих) о возможностях республиканской системы специального (коррекционного) образования по осуществлению комплексной коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
2) в области методического сопровождения, совершенствования содержания специального (коррекционного) образования:
обеспечить образовательные учреждения всех типов и видов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, нормативной документацией (учебные планы, учебные программы), методической литературой и учебной литературой нового поколения;
обеспечить образовательные учреждения всех типов и видов современными практико-ориентированными программами и технологиями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также инструментами их реализации;
осуществить программу разработки национально-регионального компонента специального (коррекционного) образования;
3) в области развития системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к жизни в обществе и профессиональному самоопределению:
рассмотреть возможность организации центра профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе одного из специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики;
укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
совершенствовать предпрофильную подготовку воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов, закрепить учащихся 9 - 12 классов за специально выделенными предприятиями для производственной практики, обеспечить адресную подготовку на рабочее место по отдельным видам труда;
координировать деятельность органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости для создания системы профессионального трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
4) в области кадрового обеспечения Программы:
предусмотреть возможность введения в штатное расписание образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, дополнительных ставок педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, специальные психологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) и медицинских работников;
разработать и приступить к осуществлению республиканской программы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов, логопедов, специальных психологов), в том числе с использованием дистантных форм обучения;
осуществлять повышение квалификации специалистов, занятых в организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, на базе Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова с привлечением ведущих специалистов из других регионов;
совершенствовать механизмы государственной поддержки, стимулирования труда специалистов, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
разработать критериальные показатели уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, для учета при формировании стимулирующей части оплаты труда;
5) в области экономического обеспечения Программы:
создать условия для обеспечения финансирования образовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными нормативами затрат на каждого обучающегося, определяемыми в соответствии со стандартами специальной помощи для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
предусмотреть выделение финансовых средств для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
обеспечить финансирование развития материально-технической базы, обеспечения методическими и учебными материалами образовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
6) в области формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам:
обеспечить подготовку образовательных программ, информационно-справочных материалов, проведение семинаров и конференций для населения по проблемам, связанным с помощью детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и их семьям, по проблемам их реабилитации;
активизировать деятельность общественных организаций, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам и защищающих их права;
обеспечить широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в олимпиадах по предметам, смотрах и фестивалях художественного творчества, других формах организованного досуга и спортивных соревнованиях;
использовать средства массовой информации для ориентации общества на гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
III. Система программных мероприятий
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение 1 к настоящей Программе.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении № 2.
Мероприятия предусматривают решение проблем в системе специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечение на региональном уровне условий для получения качественного образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В разделе "Информационно-методическое обеспечение системы специального (коррекционного) образования" предусматриваются меры, направленные на:
создание мониторинга единой информационной системы республиканской базы данных в области специального (коррекционного) образования;
внедрение информационной компьютерной сети в специализированные (коррекционные) образовательные учреждения;
совершенствование методического сопровождения образовательного процесса в специальных (коррекционных) классах и учреждениях;
создание единой системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Раздел "Оптимизация условий для функционирования и расширения сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений" ориентирован на:
укрепление учебной и материальной базы специальных (коррекционных) школ-интернатов;
развитие вариативных систем специального (коррекционного) образования;
оптимизацию деятельности всех звеньев структуры психолого-медико-педагогических комиссий.
Раздел "Создание условий для реализации интегрированного подхода и преемственности, повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" предполагает:
создание необходимых условий для успешной образовательной интеграции в массовое образование детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов;
создание республиканского банка данных о педагогическом опыте, теоретических и методических разработках в области интегративных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;
интерактивное обучение детей-инвалидов.
Мероприятия раздела "Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" ориентированы на:
создание обоснованной и скоординированной программы подготовки и переподготовки кадров;
повышение квалификации учителей и воспитателей, работающих в системе специального (коррекционного) образования;
переподготовку специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, через дистанционные формы обучения.
Раздел "Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" предусматривает:
разработку комплекса мер по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к спортивной и культурной жизни общества;
обеспечение выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов бюджетными местами в учреждениях профессионального образования республики;
создание системы профессионального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в развитии.
Раздел "Формирование толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам" включает мероприятия, способствующие ориентации общества на гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 2129 тыс. рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1959 тыс. рублей,
средства внебюджетных источников - 169 тыс. рублей.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств Республиканской целевой программы "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2007 - 2011 годы", республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также внебюджетных средств.
Ряд предлагаемых мероприятий не требует дополнительных финансовых расходов, поскольку их реализация входит в функциональные обязанности соответствующих исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
В качестве внебюджетных источников будут привлечены средства некоммерческих фондов, спонсорская помощь и другие.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приложение 3 отсутствует в данном документе, имеется в виду приложение 2.
Финансовое обеспечение Программы приведено в приложении № 3.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Государственный заказчик и исполнители Программы в установленном порядке обеспечивают полное и качественное выполнение ее мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает:
объединение и координацию действий органов государственной власти, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на решение проблем в области специального (коррекционного) образования;
обеспечение учета проблем в области специального (коррекционного) образования при разработке республиканских целевых программ;
организацию информационно-просветительской деятельности через средства массовой информации при помощи информационных структур органов государственной власти и управления по пропаганде целей и задач региональной политики в области коррекционного образования.
VI. Ожидаемые результаты Программы
Реализация мероприятий Программы позволит реализовать права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование, обеспечить их успешную социализацию и эффективную самореализацию в различных видах профессиональной и социальной деятельности и достичь следующих результатов:
увеличить долю выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в республике с 50 процентов до 70 процентов;
увеличить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в республике с 95 процентов до 99 процентов;
увеличить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в республике с 85 процентов до 90 процентов;
увеличить долю образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в общем числе образовательных учреждений общего типа в республике с 0,3 процента до 0,9 процента;
сократить долю детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в республике с 15 процентов до 10 процентов;
увеличить долю педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в республике с 11 процентов до 15 процентов.
Приложение № 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
Республике на 2008 - 2010 годы"
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Наименование мероприятий
Источники
финансирования
Финансирование затрат,
тыс. рублей
Исполнители мероприятий
всего
в том числе по
годам
2008
2009
2010
I. Информационно-методическое обеспечение системы специального (коррекционного) образования
1.1.
Мониторинг единой
информационной системы
республиканской базы данных о:
детяхсограниченными
возможностямиздоровьяи
детях-инвалидах;
системе государственных и
негосударственных учреждений,
обеспечивающих выявлениеи
комплексную реабилитацию детей
с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов в
республике и за ее пределами;
системеподготовкии
переподготовкикадров
специалистов,обеспечивающих
комплексную реабилитацию детей
с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
республиканский
бюджет КБР
100
20
30
50
Министерство здравоохранения
КБР, Министерство труда и
социальной защиты КБР,
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР,
администрации муниципальных
районов и городских округов
КБР
1.2.
Создание и поэтапное внедрение
информационной компьютерной
сети в специализированные
(коррекционные) образовательные
учреждения в целях координации
их деятельности
республиканский
бюджет КБР
130
30
40
60
Министерство образования и
науки КБР, Республиканский
центр дистанционного
обучения
1.3.
Создание банка данных о
педагогическом опыте,
теоретических и методических
разработках и результатах в
области интегративных подходов
к образованию детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР,
администрации муниципальных
районов и городских округов
КБР
1.4.
Совершенствование методического
сопровождения образовательного
процесса в специальных
(коррекционных) образовательных
учреждениях, классах
общеобразовательных учреждений
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
1.5.
Создание на базе
Республиканского центра
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР единой
системы раннего выявления
отклонений в развитии, раннего
вмешательства и
консультирования семей,
воспитывающих детей данной
категории
республиканский
бюджет КБР
240
60
80
100
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР,
Министерство здравоохранения
КБР, Министерство труда и
социальной защиты КБР
1.6.
Разработка методических основ
раннего выявления и ранней
комплексной
психолого-педагогической помощи
детям с отклонениями в развитии
и детям-инвалидам
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, Министерство
здравоохранения КБР,
Министерство труда и
социальной защиты КБР
II. Оптимизация условий для функционирования и расширения сети
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
2.1.
Оптимизация деятельности всех
звеньев структуры
психолого-медико-педагогических
комиссий (ПМПК): школьных
ПМК-консилиумов, городских и
районных ПМПК, Республиканской
ПМПК
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
2.2.
Развитие вариативных систем
специального (коррекционного)
образования
республиканский
бюджет КБР,
внебюджетные
средства
180
169
40
169
60
80
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
2.3.
Организация дистанционного
обучения для
детей с ограниченными
возможностями здоровья
республиканский
бюджет КБР
120
30
40
50
Республиканский центр
дистанционного обучения
2.4.
Республиканский смотр
сохранности
специальных (коррекционных)
школ-интернатов
и готовности их к началу
учебного года
республиканский
бюджет КБР
90
20
30
40
Министерство образования и
науки КБР
2.5.
Укрепление учебной и
материальной базы специальных
(коррекционных) школ-интернатов
республиканский
бюджет КБР
115
30
40
45
Министерство образования и
науки КБР
III. Создание условий для реализации интегрированного подхода и преемственности, повышения качества
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
3.1.
Создание республиканского банка
данных о педагогическом опыте,
теоретических и методических
разработках в области
интегративных подходов к
образованию детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
3.2.
Активизация деятельности
психолого-медико-педагогических
консилиумов образовательных
учреждений по
коррекционно-развивающей работе
с детьми
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
3.3.
Создание необходимых условий
для успешной образовательной
интеграции в массовое
образование детей с
отклонениями в развитии:
включениевштатное
расписаниевсех
общеобразовательных учреждений
республики ставок дефектологов,
логопедов;
организация всеобуча для
родителей, имеющих детей с
ограниченнымивозможностями
здоровья и детей-инвалидов;
переподготовка и проведение
специальных курсов для учителей
начальной школы по вопросам
специального (коррекционного)
образования;
проведениесовместных
мероприятий для здоровых детей
и детей данной категории
республиканский
бюджет КБР
190
45
60
85
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
3.4.
Интерактивное обучение
детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР
3.5.
Проведение обязательной
диагностики уровня готовности
детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению и
необходимой
коррекционно-развивающей работы
республиканский
бюджет КБР
120
20
40
60
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
IV. Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
4.1.
Создание программы подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации кадров на базе
Института повышения
квалификации и переподготовки
работников образования
Кабардино-Балкарского
государственного университета
имени Х.М. Бербекова
республиканский
бюджет КБР
60
20
20
20
Министерство образования и
науки КБР,
Кабардино-Балкарский
государственный университет
имени Х.М. Бербекова
4.2.
Осуществление целевой
подготовки
специалистов-дефектологов на
базе ведущих вузов страны
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР
4.3.
Переподготовка специалистов,
работающих с детьми с
ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами,
через дистанционные формы
обучения
республиканский
бюджет КБР
100
20
40
40
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР,
Республиканский центр
дистанционного обучения
4.4.
Организация на базе районных
ресурсных центров обучения
специалистов по
направлениям содержания
образования:
информатизация образования;
образование и здоровье;
коррекционная педагогика;
работа с одаренными детьми;
профильное обучение;
индивидуальное обучение
республиканский
бюджет КБР
110
30
40
40
Министерство образования и
науки КБР, администрации
муниципальных районов и
городских округов КБР,
Республиканский центр
дистанционного обучения
V. Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному
самоопределению подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
5.1.
Проведение мониторингов по
определению профессиональных
интересов детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации
республиканский
бюджет КБР
50
15
15
20
Министерство образования и
науки КБР, Государственной
комитет КБР по занятости
населения
5.2.
Организация профессионального
самоопределения
подростков-инвалидов и
подростков с отклонениями в
развитии
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Государственной комитет КБР
по занятости населения,
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
5.3.
Разработка шкалы развития
жизненной компетентности с
учетом национальных традиций,
особенностей семейного уклада и
культурного наследия для разных
категорий детей с отклонениями
в развитии
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Республиканский центр
психолого-медико-социального
сопровождения Министерства
образования и науки КБР
5.4.
Разработка комплекса мер по
приобщению детей-инвалидов к
спортивной и культурной жизни
общества
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, Министерство спорта и
туризма КБР
5.5.
Разработка республиканской
программы работы с детьми с
ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами в
системе дополнительного
образования
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР, Министерство
спорта и туризма КБР
5.6.
Обеспечение выпускников
специальных (коррекционных)
школ-интернатов бюджетными
местами в учреждениях
профессионального образования
республики
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство образования и
науки КБР,
Кабардино-Балкарский
государственный университет
имени Х.М. Бербекова
VI. Формирование толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями
здоровья и детям-инвалидам
6.1.
Использование средств массовой
информации для ориентации
общества на толерантное
отношение к детям с
ограниченными возможностями
здоровья и детям-инвалидам
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, администрации
муниципальных районов
и городских округов КБР
6.2.
Пропаганда через средства
массовой информации
возможностей сотрудничества и
взаимопонимания нормально
развивающихся детей, детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, администрации
муниципальных районов
и городских округов КБР
6.3.
Реализация мер по обеспечению
участия воспитанников
специальных (коррекционных)
школ-интернатов в
республиканских и всероссийских
мероприятиях
республиканский
бюджет КБР
354
60
120
174
Министерство образования и
науки КБР, Министерство
спорта и туризма КБР
6.4.
Организация благотворительных
акций в поддержку детей с
ограниченными
возможностями здоровья и
детей-инвалидов
средства, предусмотренные на текущее
финансирование
Министерство культуры и
информационных коммуникаций
КБР, Министерство
образования и науки КБР,
администрации муниципальных
районов и городских округов
КБР
Итого
республиканский
бюджет КБР
1959
440
655
864
внебюджетные
средства
169
169
Примечание. Поручения в части, касающейся органов местного самоуправления, администраций муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики, носят рекомендательный характер.
Приложение № 2
к Республиканской целевой программе
"Развитие образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
Республике на 2008 - 2010 годы"
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(тыс. рублей)
Источники финансирования
2008 - 2010
годы, всего
Потребность в
ресурсном
обеспечении
в том числе
2008
год
2009
год
2010
год
I. Информационно-методическое обеспечение системы специального
(коррекционного) образования
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
470
110
150
210
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
470
110
150
210
II. Оптимизация условий для функционирования и расширения сети
специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
505
120
170
215
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
169
169
Итого
674
289
170
215
III. Создание условий для реализации интегрированного подхода и
преемственности, повышения качества образования детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
310
65
100
145
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
310
65
100
145
IV. Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
270
70
100
100
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
270
70
100
100
V. Создание условий для планомерного развития системы подготовки
к жизни в обществе и профессиональному самоопределению подростков
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
50
15
15
20
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
50
15
15
20
VI. Формирование толерантного отношения общества к детям
с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
Республиканский бюджет Кабардино-Балкарской
Республики
354
60
120
174
Бюджеты муниципальных образований
Внебюджетные источники
Итого
354
60
120
174
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПО РАСЧЕТУ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСНОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ, НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(тыс. рублей)
Источник финансирования
Объем финансирования
2008 - 2010
годы, всего
в том числе
2008 год
2009 год
2010 год
Республиканский бюджет
Кабардино-Балкарской Республики
1959
440
655
864
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Официальная Кабардино-Балкария № 6-7 от 30.01.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.070 Гарантии реализации прав граждан в области образования |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: