Основная информация
Дата опубликования: | 20 февраля 2007г. |
Номер документа: | ru90000200700018 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Пермский край |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Пермского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ
20.02.2007 № 1-ПК
Об утверждении отчета об исполнении областной целевой программы «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 1 февраля 2007 года
Статья 1
Утвердить отчет об исполнении областной целевой программы «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов
Приложение
к Закону Пермского края
от 20.02.2007 № 1-ПК
ОТЧЕТ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«МОЛОДЕЖЬ ПРИКАМЬЯ» НА 2002-2005 ГОДЫ»
1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы
и после ее завершения
В современных формах развития общества социальная сфера является не просто затратной сферой, поглощающей финансовые средства, но и становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики региона. Социальная переориентация, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор в функционировании общества и производства. Таким образом, среди основных ресурсов региона важным, главным и основным является население. Молодежь является его стратегической составляющей. Изменение качества этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе в момент перехода граждан из категории молодежи в зрелую жизнь. Учитывая отсутствие массовой миграции молодежи и усиление тенденции включения молодежных лидеров в территориальные и отраслевые элиты, можно отметить, что наиболее активная сегодня часть молодежи будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
Анализ ситуации до принятия Программы показывает, что большая часть молодежи позиционирует себя вне поля реализации молодежной политики (54% опрошенных молодых людей считают, что государственная молодежная политика в Пермской области недостаточно эффективна, 24% - что ее вообще нет).
До принятия Программы молодежная политика Пермской области характеризовалась:
отсутствием информированности молодежи в области гражданских, социальных и трудовых прав (75% молодежи отмечают, что не информированы о своих правах);
наличием острой жилищной проблемы (молодежь в Пермской области в среднем обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в целом по России: у 2% - кооперативная квартира, у 5% - комната в коммунальной квартире, 6% - проживают в одной комнате с родителями, 6% - имеют свой дом, 18% - живут в общежитии, у 20% - государственная квартира, у 43% - комната в квартире родителей);
недостаточным кадровым обеспечением;
в целом слабой выстроенностью обеспечения молодежной политики в регионе;
общественные организации не являлись проводниками государственной молодежной политики из-за недостаточной поддержки их деятельности и инициатив.
В 2002 году была принята областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы». Идеология Программы базируется на следующих исходных принципах: социальное инвестирование, инновационное развитие, инициатива и самореализация. В Программе нашли отражение реальные проблемы молодого поколения. Приоритетными направлениями Программы стали: поддержка общественно значимых молодежных инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие экономической самостоятельности молодых граждан, оказание социальных услуг для молодежи.
В результате реализации программных мероприятий произошли институциональные изменения в сфере молодежной политики, обновляется и совершенствуется нормативно-правовая база. Система профессиональной подготовки приобретает возможности саморазвития. Созданные информационно-методические материалы составляют основу для профессиональной деятельности специалистов учреждений органов по делам молодежи.
Материально-технические возможности учреждений органов по делам молодежи резко возрастают и используются для достижения стабильно высокого уровня участия молодежи в решении социальных проблем региона.
В совокупности все это способствовало наиболее полному включению молодежи в социально-экономические процессы, ее трудовой и досуговой занятости. Возросла политическая и социальная стабильность в регионе.
2. Оценка степени достижения целей и задач Программы
Областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы» в основном реализована. Достигнута цель Программы - обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; инициирование и поддержка позитивных процессов в молодежной среде через создание нормативно-правовой и материально-технической базы, системы научно-методического сопровождения молодежной политики и поддержки молодежных общественных инициатив; обеспечение оздоровления негативных процессов среди молодежи.
Задачи Программы по созданию высокоэффективной системы молодежной политики в Пермской области решались последовательно и были ориентированы на организацию занятости и снижение безработицы среди молодежи, создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков и молодежи, стимулирование экономической активности молодежи; создание системы поиска, поддержки и развития талантливой и одаренной молодежи, содействие развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи, в первую очередь через организацию конкурсов, фестивалей, смотров; создание комплексной системы поддержки молодых семей; создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма в молодежной среде; профилактику негативных явлений в подростковой среде, формирование позитивной ценностной ориентации молодежи; создание условий для роста и развития молодежных общественных организаций, постепенного делегирования им части полномочий в решении социально значимых проблем; развитие волонтерского движения молодежи; формирование социально активного слоя молодежи, способной позитивно влиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе; создание целостной системы изучения молодежных проблем, научно-методического и кадрового обеспечения молодежной политики; организационную поддержку социализации молодежи в современных условиях, развитие позитивных форм досуга, сети информационного сопровождения молодежной политики; создание региональной системы информационного обеспечения молодежной политики; создание системы эффективного управления настоящей Программой.
Реализация Программы привела к следующим результатам:
Во-первых, сформирована и постоянно пополняется нормативно-правовая база сферы молодежной политики.
К наиболее важным среднесрочным документам можно отнести раздел «Молодежная политика» в принятой Законодательным Собранием области Концепции социальной политики области - документе, который четко определяет место молодежной сферы в социальной политике области, а также среди всего многообразия направлений деятельности выделяет такие приоритетные задачи в сфере молодежной политики, как:
формирование механизма самореализации инновационного потенциала молодых граждан;
создание эффективной системы правовой и социальной защищенности молодых граждан с целью восполнения связанных с возрастом ограничений их социального статуса;
создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства;
содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодежи;
создание постоянно действующей системы государственной поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций и их программ.
Во-вторых, в области созданы организационно-финансовые основы реализации государственной молодежной политики. Пермская область - один из немногих субъектов федерации, в котором был принят Закон «О минимальной бюджетной обеспеченности». В нем в соответствии с бюджетным классификатором представлен отдельный раздел «Молодежная политика». В 2005 году состоялся переход от сетевого принципа формирования бюджета к подушевому нормативу. Финансовый норматив в сфере молодежной политики был прописан в данном законе до 2006 года, что позволяло не только оперативно реагировать на потребности динамично развивающейся молодежной среды, но и планировать некие стратегические инвестиционные вложения. Таким образом, в области создана нормативная правовая основа для бюджетного финансирования учреждений и мероприятий по молодежной политике. Динамика финансирования по данному разделу резко положительная. В то же время сфера молодежной политики как никакая другая социальная сфера имеет ресурс увеличения за счет привлечения внебюджетных средств и предпринимательской деятельности. Сегодня на каждые 100 рублей из бюджета приходится 53 внебюджетных рубля. Наблюдающаяся в последнее время коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, с одной стороны, увеличивает инвестиционные вложения в эти направления деятельности, с другой - делает их менее доступными для средне- и малообеспеченных молодых людей, молодых семей. Этим сокращаются возможности для освоения мира в форме игры, творчества, путешествий. Преодолевая эти препятствия, молодежь в большей своей части стремится к самообеспечению, сознательному трудоустройству, формирует в себе положительное отношение к предпринимательству.
В-третьих, в области достаточно интенсивны процессы, связанные с институциализацией государственной молодежной политики. Они вбирают в себя две группы явлений: формирование органов по делам молодежи на муниципальном уровне и формирование и развитие учреждений и служб по работе с молодежью.
На территории области работают 58 подростково-молодежных центров по работе по месту жительства, 8 социальных служб для молодежи, 12 молодежных информационных центров.
Общее число постоянно занятой молодежи в этих учреждениях за последние два года возросло практически в 2 раза и составляет более 28,4 тыс. человек. Число молодежи, привлекаемой в созданную этими учреждениями социокультурную среду, составляет около 130 тыс.человек. Социально-реабилитационными центрами и центрами социальной адаптации подростков и молодежи в 2005 году оказано более 26 тысяч консультационных и иных услуг. Сегодня в области накоплен интересный, а главное, эффективный опыт занятости подростков и молодежи, в том числе и группы риска, через организацию работы по месту жительства, оказание социальных услуг. Это программа Оханского района по социальной уличной работе, создание при молодежном информационном центре г. Чайковского студенческого проектного клуба, создание при клубе по месту жительства «Орден Добра» и при информационном центре «Проф-инфо» г.Чусового молодежных служб занятости, программа по гармонизации семейных отношений клуба молодых семей г. Соликамска и многое другое.
Процесс оптимизации сети учреждений бюджетной сферы является актуальным для отрасли «Молодежная политика». Это выразилось в усилении межведомственного взаимодействия (многие молодежные информационные и творческие центры осуществляют свою деятельность на базе учреждений культуры и образования), а также в создании в муниципальных образованиях принципиально новых учреждений - дворцов молодежи - как учреждений комплексного обслуживания молодежи. Сегодня их в области десять. Это позволило не только оптимизировать расходы, но и повысить качество предоставляемых услуг. Новым явлением стало проведение областного фестиваля дворцов молодежи, который показал огромный творческий потенциал молодежи, началась реализация совместного сетевого проекта «Фестиваль - транзит» в территориях области. Все это, безусловно, способствует насыщению и оздоровлению молодежной социокультурной среды.
Следует отметить, что в последние годы появились новые технологии работы, связанные с рыночными механизмами развития. Так, например, на базе областного Дворца молодежи успешно работает областной продюсерский центр, создан областной штаб студенческих отрядов и уже сегодня более 3 тыс. студентов участвует в летнем трудовом семестре.
В-четвертых, нарастает процесс формирования кадрового корпуса в молодежной политике. В настоящее время подходы к подготовке кадрового резерва становятся все более разнообразными. Получили широкое распространение такие формы, как лидер-классы, развивающие и проблемные семинары, возобновлены студенческие лагеря актива, лагеря актива работающей молодежи. Всего через данные формы обучения прошло более 3400 молодых людей, что повлекло за собой явный рост молодежных инициатив. На базе Регионального межотраслевого центра переподготовки кадров создана школа молодого лидера «Молодая гвардия», в которой обучается 120 молодых людей, прошедших строгий конкурсный отбор. В процессе обучения предусмотрены не только основы экономических и других знаний, но и приобретение практических управленческих умений и навыков. В программе - обязательные стажировки в реальных властных структурах и хозяйствующих субъектах, а также обязательные часы социальной практики. В области получили развитие конкурсы студенческих прикладных работ «Прикамский витамин» и «Хрустальный апельсин». Привлечение уровневых экспертов из сферы бизнеса и производства приводит к тому, что наиболее способные и предприимчивые студенты уже на стадии обучения получают предложения о трудоустройстве и прохождении стажировок. Все это способствует уменьшению иждивенческих настроений в молодежной среде, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда.
В-пятых, в области постоянно совершенствуется механизм программно-целевого подхода, что для сферы молодежной политики особенно важно, так как многие молодежные проблемы находятся на стыке интересов различных ведомств, их решение невозможно в одной конкретно взятой отрасли.
Только за три года комитетом по молодежной политике было поддержано 42 инициативных проекта, в которых было занято более 3 тысяч молодых людей. Более 70% мероприятий реализуется в партнерском сотрудничестве с некоммерческими и общественными детскими и молодежными организациями.
Принятие в 2002 году распоряжения губернатора области об областном реестре детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, привело к усилению общественной составляющей молодежной политики. Сегодня комитет сотрудничает с 93 общественными молодежными объединениями (в 2005 году их было 56), количество региональных организаций, внесенных в областной реестр, увеличилось до 17. Наблюдается рост организаций, деятельность которых направлена не только на организацию досуга и развитие творчества, но и на развитие добровольчества и волонтерства. Примечательно, что в Прикамье учрежден губернатором Пермской области по инициативе комитета знак «Волонтер Прикамья». Принимая во внимание, что добровольчество - категория вневозрастная, тем не менее следует отметить, что более динамично волонтерство развивается именно в молодежной среде. На данном этапе реализации Программы важнейшими являются две задачи: содействие экономической самостоятельности молодых граждан и больший акцент на молодежь в сельской местности и на молодежь, работающую в производственной сфере.
Достижение поставленных в Программе задач было проблематичным при ограниченных ресурсах и кратких сроках исполнения, поэтому реалистичность в достижении целей Программы обеспечивается широким включением в ее осуществление органов местного самоуправления. Муниципальные программы были приняты или разработаны в большинстве муниципальных образований области.
3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам Программы, по территориям Пермской области
Управление Программой осуществлялось под руководством заместителя губернатора области, курирующего социальные вопросы. Координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы осуществлял комитет по молодежной политике области.
Реализованная Программа являлась межотраслевой и представляла собой комплекс мер, направленных на развитие государственной молодежной политики Пермской области. Мероприятия Программы были соотнесены с уже принятыми и реализуемыми в регионе областными целевыми программами в части актуализации тех разделов и направлений, которые напрямую связаны с развитием молодежи.
Механизм реализации представлял собой скоординированные по срокам и направлениям действия участников и исполнителей конкретных мероприятий Программы. Участниками Программы выступали государственные и муниципальные учреждения, общественные, некоммерческие и негосударственные организации и объединения, привлекаемые к реализации программных мероприятий на конкурсной основе по договору.
Оказание услуг, приобретение товаров и выполнение работ в рамках реализации Программы были оформлены договорами между исполнителями и заказчиком Программы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области.
Передача и использование участниками Программы материально-технического оборудования, приобретенного на средства областного бюджета, в ходе реализации конкретных программных мероприятий осуществлялись в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области и договорами.
Реализованы мероприятия по всем основным направлениям Программы:
1. Обеспечение процесса социализации молодежи:
1.1. комплексное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их трудовых прав и обязанностей;
1.2. создание комплексной системы содействия молодым гражданам в решении жилищной проблемы;
1.3. создание комплексной системы поддержки молодых семей;
1.4. воспитание гражданственности (патриотизма);
1.5. обеспечение условий для выявления и развития творческого и интеллектуального потенциала подростков и молодежи.
2. Обеспечение государственной поддержки позитивных процессов в среде молодежи:
2.1. формирование и развитие областной системы информационного обеспечения молодежной политики;
2.2. научно-исследовательское, нормативное правовое и организационное обеспечение молодежной политики;
2.3. повышение кадрового потенциала в сфере реализации государственной молодежной политики;
2.4. мероприятия, направленные на инициирование и поддержку общественных инициатив;
2.5. повышение эффективности работы учреждений молодежной политики.
3. Обеспечение оздоровления негативных процессов в молодежной среде.
4. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы приведена в приложении 1 к отчету.
5. Сравнительный анализ финансовых и иных затрат на реализацию Программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей и по территориям области
Финансирование мероприятий Программы по годам и источникам финансирования, тыс. рублей
№ п/п
Исполнитель (бюджетополучатель)
Финансирование из областного бюджета
Всего за период реализа-
ции
Привлечено средств из источников
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
Федераль-
ный бюджет
Бюджеты муниципаль-ных образований
Внебюджет-ные источники
Сравнительный анализ финансовых затрат по годам реализации Программы приведен в приложении 2 к отчету.
6. Выводы о целесообразности разработки очередной областной целевой Программы
Разработка очередной областной Программы представляется целесообразной после принятия концепции государственной молодежной политики в Пермском крае.
Приложение 1
к отчету
Оценка уровня достижения показателей эффективности реализации Программы
1.1.1. Создание программного продукта «Продажа продукта «Рабочая сила» для молодежи в целях ее адаптации на рынке труда
Количество участников фестиваля в территориях области: 8000 человек из числа работающей молодежи, в том числе 1200 - в заключительных областных мероприятиях
1.1.6. Разработка и внедрение проекта «Бизнес-инкубатор» на конкурсной основе
1.1.7.Проведение ежегодного семинара «Школа гражданского общества»
1.1.8.Проведение ежегодных конкурсов экономических знаний для студенческой молодежи
Обеспечение занятостине менее 1400 студентов. Создание 35 студенческих отрядов.
До 35 отрядов примут участие в фестивалях. Количество участников фестивалей составит 1800 человек, в том числе в заключительных областных мероприятиях- не менее 925 студентов
«Работа для молодых»
1.1.13. Подготовка и издание молодежного сборника «Трудовые права молодежи»
1.3.3. Ежегодная конференция «Молодая семья, проблемы и пути решения»
1.3.4. Ежегодный областной фестиваль «Моя семья»
1.3.5. Поддержка проектов «Моя семья» на основании конкурсов среди органов местного самоуправления
1.3.8. Подготовка и издание информационного сборника «Обеспечение прав молодой семьи»
1.4.2. Учреждение ежегодных грантов на реализацию проектов и программ по проблемам экологии «Малая родина»
1.4.4. Проведение ежегодной военно-спортивной игры «Орленок»
Увеличение количества допризывников - участников лагерей
1.4.8. Разработка и издание «Справочника молодого гражданина», выдаваемого вместе с паспортом
1.4.10. Проведение ежегодной организационно-деятельностной игры «Гражданственность и патриотизм, традиции и новации. Проблемы взаимодействия общественных структур, государства и молодежи»
В фестивале примут участие не менее 50 молодежных организаций. Делегации - из всех территорий области
1.4.15. Ежегодная областная акция «Я - гражданин России»
1.4.16. Ежегодное проведение областного фестиваля «Молодежь и политика»
Будет задействовано 55 агитбригад - участников фестиваля, 13000 участников мероприятий, в том числе 900 участников итогового фестиваля. В фестивале примут участие 40 территорий области
Число участников лагерей будет увеличено до 3000 человек, в том числе областных - до 1360, а также муниципальных - до 1800 человек. Будет произведен анализ подготовленности допризывников к службе в армии
1.4.22. Подготовка и издание информационного сборника «Права человека в армии»
Ежегодное количество участников мероприятий вырастет в 16 раз и достигнет в общей сложности 95 000 человек, в том числе заключительных - до 4500. 140 организаций из всех территорий области примут участие в мероприятиях
Ежегодное количество участников мероприятий вырастет в 3 раза и достигнет в общей сложности 88800 человек, в том числе заключительных - до 2500. Количество проводимых заключительных мероприятий достигнет 44. 160 организацийиз всех территорий области примут участие в мероприятиях
2.1.3. Ежеквартальный выпуск бюллетеня «Молодежная политика в Пермской области»
2.1.7. Проведение ежегодной конференции «Молодежные информационные ресурсы: взаимодействие и сотрудничество»
2.1.9. Областной радиоконкурс «Люби и знай свой край родной»
2.1.10. Областной конкурс юнкоровских работ «Герой нашего времени»
2.1.11. Цикл радиопередач по военно-патриотическому воспитанию «Честь имею»
2.1.14. Разработка и реализация молодежного информационного проекта «Новое качество»
2.2.6.Проведение научно-практической конференции по проблемам молодежной политики
2.2.7. Разработка и реализация проекта «Молодежный парламент»
В конкурсе примут участие
80 студенческих работ, будет произведен их анализ, выявлены инициативы и инновации
2.2.12. Проведение научно-практической конференции «Молодежная политика в Прикамье: программно-целевой подход»
Будут разработаны показатели уровня профессионального мастерства работников учреждений органов по делам молодежи. Число участников конкурсов составит не менее 360 специалистов, число участников обучения - не менее 120 специалистов
2.3.3. Проект «Кадровый аудит». Разработка и внедрение моделей профессионального продвижения молодежи
2.3.4. Ежегодный областной проблемно-практический семинар «Проблемы подготовки кадров органов по делам молодежи»
2.3.9. Создание и поддержка областной школы лидеров «Молодая гвардия»
Определен круг потенциальных участников областной школы лидеров «Молодая гвардия» в количестве 200 молодых лидеров
2.4.5. Реализация проекта «Область равных возможностей»
2.4.7. Организация волонтерского лагеря «Доброград»
В рамках Дней будет проведено 66 мероприятий, привлечено свыше 300 организаций, учреждений и ведомств, 25500 участников, в том числе 1800 - итоговых мероприятий. Примут участие все территории области
2.4.9. Ежегодный организационный тренинг с общественными объединениями «Проектирование и внедрение инициатив»
2.4.10. Кросс-культурный молодежный проект «Путем воды»
50 привлеченных участников отряда проведут 10 доброволь-ческих акций в 4муниципаль-
16 волонтерских организаций - участников встречи. Привлечено 4 международных партнера, заключено 12 соглашений о партнерстве
2.4.17. Областной конкурс прикладных студенческих проектов в области связей с общественностью «Прикамский витамин», региональный тур Всероссийского конкурса студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин»
2.4.19. Ежегодный областной форум «Инициатива молодых - будущее Пермской области»
Будут отработаны новые формы и методы работыв различных территориях области на базе учреждений органов по делам молодежи. Организована деятельность 6 экспериментальных площадок, произведен ее анализ
Создание системы работы обмена опытом работы учреждений, развитие системы клубной работы. Число клубов - участников фестиваля. Число участников фестиваля
Будет проведен анализ функционирования системы обмена опытом учреждений, развития системы клубной работы. Число клубов - участников фестиваля составит в 2005 году не менее 70. Число участников итоговых мероприятий составит не менее 270 человек
Повышение эффективности деятельности учреждений «Социум плюс» и областной Дворец молодежи. Объем проводимых мероприятий. Число участников мероприятий
Укрепление материально-технической базы существующих учреждений будет способствовать организации досуговой, информационной, творческой деятельности в учреждениях. Охват молодежи различными видами социальных услуг составит 130000 чел. (будет увеличен более чемв 2 раза)
Будет проведен анализ функционирования системы обмена опытом учреждений, развитие системы дворцов молодежи, проведены презентации форм и методов работы на территориях. Общее количество мероприятий составит 200, в них примут участие 7,5 тыс. чел., втом числе в итоговых мероприятиях не менее 150 чел. ежегодно
3.1. Реализовать на конкурсной основе проект социальной рекламы для молодежи «Семья - здоровье - дети»
3.5. Создание рекламно-пропагандистской продукции «Я выбираю жизнь»
Приложение 2
к отчету
Сравнительный анализ финансовых затрат по реализации ОЦП "Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы
Утвер-ждено по прог-рамме на год (законо бюд-жете)
Утвер-ждено по прог-рамме на год (законо бюд-жете)
ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ
20.02.2007 № 1-ПК
Об утверждении отчета об исполнении областной целевой программы «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы
Принят Законодательным Собранием
Пермского края 1 февраля 2007 года
Статья 1
Утвердить отчет об исполнении областной целевой программы «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
О.А.Чиркунов
Приложение
к Закону Пермского края
от 20.02.2007 № 1-ПК
ОТЧЕТ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«МОЛОДЕЖЬ ПРИКАМЬЯ» НА 2002-2005 ГОДЫ»
1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы
и после ее завершения
В современных формах развития общества социальная сфера является не просто затратной сферой, поглощающей финансовые средства, но и становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики региона. Социальная переориентация, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор в функционировании общества и производства. Таким образом, среди основных ресурсов региона важным, главным и основным является население. Молодежь является его стратегической составляющей. Изменение качества этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе в момент перехода граждан из категории молодежи в зрелую жизнь. Учитывая отсутствие массовой миграции молодежи и усиление тенденции включения молодежных лидеров в территориальные и отраслевые элиты, можно отметить, что наиболее активная сегодня часть молодежи будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
Анализ ситуации до принятия Программы показывает, что большая часть молодежи позиционирует себя вне поля реализации молодежной политики (54% опрошенных молодых людей считают, что государственная молодежная политика в Пермской области недостаточно эффективна, 24% - что ее вообще нет).
До принятия Программы молодежная политика Пермской области характеризовалась:
отсутствием информированности молодежи в области гражданских, социальных и трудовых прав (75% молодежи отмечают, что не информированы о своих правах);
наличием острой жилищной проблемы (молодежь в Пермской области в среднем обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в целом по России: у 2% - кооперативная квартира, у 5% - комната в коммунальной квартире, 6% - проживают в одной комнате с родителями, 6% - имеют свой дом, 18% - живут в общежитии, у 20% - государственная квартира, у 43% - комната в квартире родителей);
недостаточным кадровым обеспечением;
в целом слабой выстроенностью обеспечения молодежной политики в регионе;
общественные организации не являлись проводниками государственной молодежной политики из-за недостаточной поддержки их деятельности и инициатив.
В 2002 году была принята областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы». Идеология Программы базируется на следующих исходных принципах: социальное инвестирование, инновационное развитие, инициатива и самореализация. В Программе нашли отражение реальные проблемы молодого поколения. Приоритетными направлениями Программы стали: поддержка общественно значимых молодежных инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие экономической самостоятельности молодых граждан, оказание социальных услуг для молодежи.
В результате реализации программных мероприятий произошли институциональные изменения в сфере молодежной политики, обновляется и совершенствуется нормативно-правовая база. Система профессиональной подготовки приобретает возможности саморазвития. Созданные информационно-методические материалы составляют основу для профессиональной деятельности специалистов учреждений органов по делам молодежи.
Материально-технические возможности учреждений органов по делам молодежи резко возрастают и используются для достижения стабильно высокого уровня участия молодежи в решении социальных проблем региона.
В совокупности все это способствовало наиболее полному включению молодежи в социально-экономические процессы, ее трудовой и досуговой занятости. Возросла политическая и социальная стабильность в регионе.
2. Оценка степени достижения целей и задач Программы
Областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы» в основном реализована. Достигнута цель Программы - обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; инициирование и поддержка позитивных процессов в молодежной среде через создание нормативно-правовой и материально-технической базы, системы научно-методического сопровождения молодежной политики и поддержки молодежных общественных инициатив; обеспечение оздоровления негативных процессов среди молодежи.
Задачи Программы по созданию высокоэффективной системы молодежной политики в Пермской области решались последовательно и были ориентированы на организацию занятости и снижение безработицы среди молодежи, создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков и молодежи, стимулирование экономической активности молодежи; создание системы поиска, поддержки и развития талантливой и одаренной молодежи, содействие развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи, в первую очередь через организацию конкурсов, фестивалей, смотров; создание комплексной системы поддержки молодых семей; создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма в молодежной среде; профилактику негативных явлений в подростковой среде, формирование позитивной ценностной ориентации молодежи; создание условий для роста и развития молодежных общественных организаций, постепенного делегирования им части полномочий в решении социально значимых проблем; развитие волонтерского движения молодежи; формирование социально активного слоя молодежи, способной позитивно влиять на развитие социально-экономической ситуации в регионе; создание целостной системы изучения молодежных проблем, научно-методического и кадрового обеспечения молодежной политики; организационную поддержку социализации молодежи в современных условиях, развитие позитивных форм досуга, сети информационного сопровождения молодежной политики; создание региональной системы информационного обеспечения молодежной политики; создание системы эффективного управления настоящей Программой.
Реализация Программы привела к следующим результатам:
Во-первых, сформирована и постоянно пополняется нормативно-правовая база сферы молодежной политики.
К наиболее важным среднесрочным документам можно отнести раздел «Молодежная политика» в принятой Законодательным Собранием области Концепции социальной политики области - документе, который четко определяет место молодежной сферы в социальной политике области, а также среди всего многообразия направлений деятельности выделяет такие приоритетные задачи в сфере молодежной политики, как:
формирование механизма самореализации инновационного потенциала молодых граждан;
создание эффективной системы правовой и социальной защищенности молодых граждан с целью восполнения связанных с возрастом ограничений их социального статуса;
создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства;
содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодежи;
создание постоянно действующей системы государственной поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций и их программ.
Во-вторых, в области созданы организационно-финансовые основы реализации государственной молодежной политики. Пермская область - один из немногих субъектов федерации, в котором был принят Закон «О минимальной бюджетной обеспеченности». В нем в соответствии с бюджетным классификатором представлен отдельный раздел «Молодежная политика». В 2005 году состоялся переход от сетевого принципа формирования бюджета к подушевому нормативу. Финансовый норматив в сфере молодежной политики был прописан в данном законе до 2006 года, что позволяло не только оперативно реагировать на потребности динамично развивающейся молодежной среды, но и планировать некие стратегические инвестиционные вложения. Таким образом, в области создана нормативная правовая основа для бюджетного финансирования учреждений и мероприятий по молодежной политике. Динамика финансирования по данному разделу резко положительная. В то же время сфера молодежной политики как никакая другая социальная сфера имеет ресурс увеличения за счет привлечения внебюджетных средств и предпринимательской деятельности. Сегодня на каждые 100 рублей из бюджета приходится 53 внебюджетных рубля. Наблюдающаяся в последнее время коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, с одной стороны, увеличивает инвестиционные вложения в эти направления деятельности, с другой - делает их менее доступными для средне- и малообеспеченных молодых людей, молодых семей. Этим сокращаются возможности для освоения мира в форме игры, творчества, путешествий. Преодолевая эти препятствия, молодежь в большей своей части стремится к самообеспечению, сознательному трудоустройству, формирует в себе положительное отношение к предпринимательству.
В-третьих, в области достаточно интенсивны процессы, связанные с институциализацией государственной молодежной политики. Они вбирают в себя две группы явлений: формирование органов по делам молодежи на муниципальном уровне и формирование и развитие учреждений и служб по работе с молодежью.
На территории области работают 58 подростково-молодежных центров по работе по месту жительства, 8 социальных служб для молодежи, 12 молодежных информационных центров.
Общее число постоянно занятой молодежи в этих учреждениях за последние два года возросло практически в 2 раза и составляет более 28,4 тыс. человек. Число молодежи, привлекаемой в созданную этими учреждениями социокультурную среду, составляет около 130 тыс.человек. Социально-реабилитационными центрами и центрами социальной адаптации подростков и молодежи в 2005 году оказано более 26 тысяч консультационных и иных услуг. Сегодня в области накоплен интересный, а главное, эффективный опыт занятости подростков и молодежи, в том числе и группы риска, через организацию работы по месту жительства, оказание социальных услуг. Это программа Оханского района по социальной уличной работе, создание при молодежном информационном центре г. Чайковского студенческого проектного клуба, создание при клубе по месту жительства «Орден Добра» и при информационном центре «Проф-инфо» г.Чусового молодежных служб занятости, программа по гармонизации семейных отношений клуба молодых семей г. Соликамска и многое другое.
Процесс оптимизации сети учреждений бюджетной сферы является актуальным для отрасли «Молодежная политика». Это выразилось в усилении межведомственного взаимодействия (многие молодежные информационные и творческие центры осуществляют свою деятельность на базе учреждений культуры и образования), а также в создании в муниципальных образованиях принципиально новых учреждений - дворцов молодежи - как учреждений комплексного обслуживания молодежи. Сегодня их в области десять. Это позволило не только оптимизировать расходы, но и повысить качество предоставляемых услуг. Новым явлением стало проведение областного фестиваля дворцов молодежи, который показал огромный творческий потенциал молодежи, началась реализация совместного сетевого проекта «Фестиваль - транзит» в территориях области. Все это, безусловно, способствует насыщению и оздоровлению молодежной социокультурной среды.
Следует отметить, что в последние годы появились новые технологии работы, связанные с рыночными механизмами развития. Так, например, на базе областного Дворца молодежи успешно работает областной продюсерский центр, создан областной штаб студенческих отрядов и уже сегодня более 3 тыс. студентов участвует в летнем трудовом семестре.
В-четвертых, нарастает процесс формирования кадрового корпуса в молодежной политике. В настоящее время подходы к подготовке кадрового резерва становятся все более разнообразными. Получили широкое распространение такие формы, как лидер-классы, развивающие и проблемные семинары, возобновлены студенческие лагеря актива, лагеря актива работающей молодежи. Всего через данные формы обучения прошло более 3400 молодых людей, что повлекло за собой явный рост молодежных инициатив. На базе Регионального межотраслевого центра переподготовки кадров создана школа молодого лидера «Молодая гвардия», в которой обучается 120 молодых людей, прошедших строгий конкурсный отбор. В процессе обучения предусмотрены не только основы экономических и других знаний, но и приобретение практических управленческих умений и навыков. В программе - обязательные стажировки в реальных властных структурах и хозяйствующих субъектах, а также обязательные часы социальной практики. В области получили развитие конкурсы студенческих прикладных работ «Прикамский витамин» и «Хрустальный апельсин». Привлечение уровневых экспертов из сферы бизнеса и производства приводит к тому, что наиболее способные и предприимчивые студенты уже на стадии обучения получают предложения о трудоустройстве и прохождении стажировок. Все это способствует уменьшению иждивенческих настроений в молодежной среде, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда.
В-пятых, в области постоянно совершенствуется механизм программно-целевого подхода, что для сферы молодежной политики особенно важно, так как многие молодежные проблемы находятся на стыке интересов различных ведомств, их решение невозможно в одной конкретно взятой отрасли.
Только за три года комитетом по молодежной политике было поддержано 42 инициативных проекта, в которых было занято более 3 тысяч молодых людей. Более 70% мероприятий реализуется в партнерском сотрудничестве с некоммерческими и общественными детскими и молодежными организациями.
Принятие в 2002 году распоряжения губернатора области об областном реестре детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, привело к усилению общественной составляющей молодежной политики. Сегодня комитет сотрудничает с 93 общественными молодежными объединениями (в 2005 году их было 56), количество региональных организаций, внесенных в областной реестр, увеличилось до 17. Наблюдается рост организаций, деятельность которых направлена не только на организацию досуга и развитие творчества, но и на развитие добровольчества и волонтерства. Примечательно, что в Прикамье учрежден губернатором Пермской области по инициативе комитета знак «Волонтер Прикамья». Принимая во внимание, что добровольчество - категория вневозрастная, тем не менее следует отметить, что более динамично волонтерство развивается именно в молодежной среде. На данном этапе реализации Программы важнейшими являются две задачи: содействие экономической самостоятельности молодых граждан и больший акцент на молодежь в сельской местности и на молодежь, работающую в производственной сфере.
Достижение поставленных в Программе задач было проблематичным при ограниченных ресурсах и кратких сроках исполнения, поэтому реалистичность в достижении целей Программы обеспечивается широким включением в ее осуществление органов местного самоуправления. Муниципальные программы были приняты или разработаны в большинстве муниципальных образований области.
3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом, по исполнителям и участникам Программы, по территориям Пермской области
Управление Программой осуществлялось под руководством заместителя губернатора области, курирующего социальные вопросы. Координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы осуществлял комитет по молодежной политике области.
Реализованная Программа являлась межотраслевой и представляла собой комплекс мер, направленных на развитие государственной молодежной политики Пермской области. Мероприятия Программы были соотнесены с уже принятыми и реализуемыми в регионе областными целевыми программами в части актуализации тех разделов и направлений, которые напрямую связаны с развитием молодежи.
Механизм реализации представлял собой скоординированные по срокам и направлениям действия участников и исполнителей конкретных мероприятий Программы. Участниками Программы выступали государственные и муниципальные учреждения, общественные, некоммерческие и негосударственные организации и объединения, привлекаемые к реализации программных мероприятий на конкурсной основе по договору.
Оказание услуг, приобретение товаров и выполнение работ в рамках реализации Программы были оформлены договорами между исполнителями и заказчиком Программы в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области.
Передача и использование участниками Программы материально-технического оборудования, приобретенного на средства областного бюджета, в ходе реализации конкретных программных мероприятий осуществлялись в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области и договорами.
Реализованы мероприятия по всем основным направлениям Программы:
1. Обеспечение процесса социализации молодежи:
1.1. комплексное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их трудовых прав и обязанностей;
1.2. создание комплексной системы содействия молодым гражданам в решении жилищной проблемы;
1.3. создание комплексной системы поддержки молодых семей;
1.4. воспитание гражданственности (патриотизма);
1.5. обеспечение условий для выявления и развития творческого и интеллектуального потенциала подростков и молодежи.
2. Обеспечение государственной поддержки позитивных процессов в среде молодежи:
2.1. формирование и развитие областной системы информационного обеспечения молодежной политики;
2.2. научно-исследовательское, нормативное правовое и организационное обеспечение молодежной политики;
2.3. повышение кадрового потенциала в сфере реализации государственной молодежной политики;
2.4. мероприятия, направленные на инициирование и поддержку общественных инициатив;
2.5. повышение эффективности работы учреждений молодежной политики.
3. Обеспечение оздоровления негативных процессов в молодежной среде.
4. Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы
Оценка уровня достижения показателей эффективности Программы приведена в приложении 1 к отчету.
5. Сравнительный анализ финансовых и иных затрат на реализацию Программы в целом, по источникам финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей и по территориям области
Финансирование мероприятий Программы по годам и источникам финансирования, тыс. рублей
№ п/п
Исполнитель (бюджетополучатель)
Финансирование из областного бюджета
Всего за период реализа-
ции
Привлечено средств из источников
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
Федераль-
ный бюджет
Бюджеты муниципаль-ных образований
Внебюджет-ные источники
Сравнительный анализ финансовых затрат по годам реализации Программы приведен в приложении 2 к отчету.
6. Выводы о целесообразности разработки очередной областной целевой Программы
Разработка очередной областной Программы представляется целесообразной после принятия концепции государственной молодежной политики в Пермском крае.
Приложение 1
к отчету
Оценка уровня достижения показателей эффективности реализации Программы
1.1.1. Создание программного продукта «Продажа продукта «Рабочая сила» для молодежи в целях ее адаптации на рынке труда
Количество участников фестиваля в территориях области: 8000 человек из числа работающей молодежи, в том числе 1200 - в заключительных областных мероприятиях
1.1.6. Разработка и внедрение проекта «Бизнес-инкубатор» на конкурсной основе
1.1.7.Проведение ежегодного семинара «Школа гражданского общества»
1.1.8.Проведение ежегодных конкурсов экономических знаний для студенческой молодежи
Обеспечение занятостине менее 1400 студентов. Создание 35 студенческих отрядов.
До 35 отрядов примут участие в фестивалях. Количество участников фестивалей составит 1800 человек, в том числе в заключительных областных мероприятиях- не менее 925 студентов
«Работа для молодых»
1.1.13. Подготовка и издание молодежного сборника «Трудовые права молодежи»
1.3.3. Ежегодная конференция «Молодая семья, проблемы и пути решения»
1.3.4. Ежегодный областной фестиваль «Моя семья»
1.3.5. Поддержка проектов «Моя семья» на основании конкурсов среди органов местного самоуправления
1.3.8. Подготовка и издание информационного сборника «Обеспечение прав молодой семьи»
1.4.2. Учреждение ежегодных грантов на реализацию проектов и программ по проблемам экологии «Малая родина»
1.4.4. Проведение ежегодной военно-спортивной игры «Орленок»
Увеличение количества допризывников - участников лагерей
1.4.8. Разработка и издание «Справочника молодого гражданина», выдаваемого вместе с паспортом
1.4.10. Проведение ежегодной организационно-деятельностной игры «Гражданственность и патриотизм, традиции и новации. Проблемы взаимодействия общественных структур, государства и молодежи»
В фестивале примут участие не менее 50 молодежных организаций. Делегации - из всех территорий области
1.4.15. Ежегодная областная акция «Я - гражданин России»
1.4.16. Ежегодное проведение областного фестиваля «Молодежь и политика»
Будет задействовано 55 агитбригад - участников фестиваля, 13000 участников мероприятий, в том числе 900 участников итогового фестиваля. В фестивале примут участие 40 территорий области
Число участников лагерей будет увеличено до 3000 человек, в том числе областных - до 1360, а также муниципальных - до 1800 человек. Будет произведен анализ подготовленности допризывников к службе в армии
1.4.22. Подготовка и издание информационного сборника «Права человека в армии»
Ежегодное количество участников мероприятий вырастет в 16 раз и достигнет в общей сложности 95 000 человек, в том числе заключительных - до 4500. 140 организаций из всех территорий области примут участие в мероприятиях
Ежегодное количество участников мероприятий вырастет в 3 раза и достигнет в общей сложности 88800 человек, в том числе заключительных - до 2500. Количество проводимых заключительных мероприятий достигнет 44. 160 организацийиз всех территорий области примут участие в мероприятиях
2.1.3. Ежеквартальный выпуск бюллетеня «Молодежная политика в Пермской области»
2.1.7. Проведение ежегодной конференции «Молодежные информационные ресурсы: взаимодействие и сотрудничество»
2.1.9. Областной радиоконкурс «Люби и знай свой край родной»
2.1.10. Областной конкурс юнкоровских работ «Герой нашего времени»
2.1.11. Цикл радиопередач по военно-патриотическому воспитанию «Честь имею»
2.1.14. Разработка и реализация молодежного информационного проекта «Новое качество»
2.2.6.Проведение научно-практической конференции по проблемам молодежной политики
2.2.7. Разработка и реализация проекта «Молодежный парламент»
В конкурсе примут участие
80 студенческих работ, будет произведен их анализ, выявлены инициативы и инновации
2.2.12. Проведение научно-практической конференции «Молодежная политика в Прикамье: программно-целевой подход»
Будут разработаны показатели уровня профессионального мастерства работников учреждений органов по делам молодежи. Число участников конкурсов составит не менее 360 специалистов, число участников обучения - не менее 120 специалистов
2.3.3. Проект «Кадровый аудит». Разработка и внедрение моделей профессионального продвижения молодежи
2.3.4. Ежегодный областной проблемно-практический семинар «Проблемы подготовки кадров органов по делам молодежи»
2.3.9. Создание и поддержка областной школы лидеров «Молодая гвардия»
Определен круг потенциальных участников областной школы лидеров «Молодая гвардия» в количестве 200 молодых лидеров
2.4.5. Реализация проекта «Область равных возможностей»
2.4.7. Организация волонтерского лагеря «Доброград»
В рамках Дней будет проведено 66 мероприятий, привлечено свыше 300 организаций, учреждений и ведомств, 25500 участников, в том числе 1800 - итоговых мероприятий. Примут участие все территории области
2.4.9. Ежегодный организационный тренинг с общественными объединениями «Проектирование и внедрение инициатив»
2.4.10. Кросс-культурный молодежный проект «Путем воды»
50 привлеченных участников отряда проведут 10 доброволь-ческих акций в 4муниципаль-
16 волонтерских организаций - участников встречи. Привлечено 4 международных партнера, заключено 12 соглашений о партнерстве
2.4.17. Областной конкурс прикладных студенческих проектов в области связей с общественностью «Прикамский витамин», региональный тур Всероссийского конкурса студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин»
2.4.19. Ежегодный областной форум «Инициатива молодых - будущее Пермской области»
Будут отработаны новые формы и методы работыв различных территориях области на базе учреждений органов по делам молодежи. Организована деятельность 6 экспериментальных площадок, произведен ее анализ
Создание системы работы обмена опытом работы учреждений, развитие системы клубной работы. Число клубов - участников фестиваля. Число участников фестиваля
Будет проведен анализ функционирования системы обмена опытом учреждений, развития системы клубной работы. Число клубов - участников фестиваля составит в 2005 году не менее 70. Число участников итоговых мероприятий составит не менее 270 человек
Повышение эффективности деятельности учреждений «Социум плюс» и областной Дворец молодежи. Объем проводимых мероприятий. Число участников мероприятий
Укрепление материально-технической базы существующих учреждений будет способствовать организации досуговой, информационной, творческой деятельности в учреждениях. Охват молодежи различными видами социальных услуг составит 130000 чел. (будет увеличен более чемв 2 раза)
Будет проведен анализ функционирования системы обмена опытом учреждений, развитие системы дворцов молодежи, проведены презентации форм и методов работы на территориях. Общее количество мероприятий составит 200, в них примут участие 7,5 тыс. чел., втом числе в итоговых мероприятиях не менее 150 чел. ежегодно
3.1. Реализовать на конкурсной основе проект социальной рекламы для молодежи «Семья - здоровье - дети»
3.5. Создание рекламно-пропагандистской продукции «Я выбираю жизнь»
Приложение 2
к отчету
Сравнительный анализ финансовых затрат по реализации ОЦП "Молодежь Прикамья" на 2002-2005 годы
Утвер-ждено по прог-рамме на год (законо бюд-жете)
Утвер-ждено по прог-рамме на год (законо бюд-жете)
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | "Российская газета" № 40 от 27.02.2007 |
Рубрики правового классификатора: | 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: