Основная информация

Дата опубликования: 21 января 2009г.
Номер документа: ru29000200900022
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ОПУБЛИКОВАНО: В данной редакции документ опубликован не был. Первоначально текст документа опубликован в газете "Волна", N 4, 03.02.2009;

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

21 января 2009 г. N 657-33-ОЗ

г. Архангельск

Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Архангельской области

{Признан утратившим силу областным законом от 26.09.2014 №172-10-ОЗ}

{В редакции областного закона от 23.09.2009 N64-5-ОЗ, от 04.05.2010 №150-12-ОЗ, от 24.09.2010 №196-15-ОЗ, от 30.05.2011 №294-22-оз}

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона

1. Настоящий закон устанавливает правовую основу, цель и задачи, принципы и формы добровольного участия граждан российской федерации (далее - граждане) в охране общественного порядка на территории Архангельской области (далее - охрана общественного порядка).

2. Действие настоящего закона не распространяется на отношения, связанные с организацией и деятельностью правоохранительных органов, частной детективной и охранной деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью по охране общественного порядка.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Архангельской области, настоящий закон, иные областные законы, другие нормативные правовые акты Архангельской области, уставы муниципальных образований Архангельской области и иные муниципальные нормативные правовые акты.

Статья 3. Цель и принципы участия граждан в охране общественного порядка

1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам внутренних дел, исполнительным органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в решении ими задач по охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний.

2. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, взаимодействия с органами внутренних дел, иными правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел и иных правоохранительных органов в сфере обеспечения общественного порядка.

Статья 4. Формы участия граждан в охране общественного порядка

1. Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

2. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1) непосредственная реализация гражданами своего права на защиту от противоправных посягательств;

2) содействие органам внутренних дел в пропаганде правовых знаний и проведении работы по предупреждению правонарушений;

3) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;

4) участие в деятельности пункта охраны общественного порядка;

5) оказание иной помощи органам внутренних дел в формах, не запрещенных законодательством.

3. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме участия в добровольных формированиях населения по охране общественного порядка.

4. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном настоящим законом.

На деятельность добровольных формирований населения по охране общественного порядка не распространяются положения федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Статья 5. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка

Гражданам, добровольным формированиям населения по охране общественного порядка запрещается:

1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции органов внутренних дел;

2) выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел;

3) создавать препятствия служебной деятельности органов внутренних дел;

4) использовать права, предоставленные им настоящим законом, в корыстных целях;

5) допускать ограничение прав и свобод граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом;

6) совершать действия, имеющие целью унижение чести и достоинства человека и гражданина.

Статья 6. Создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов Архангельской области осуществляют полномочия по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

2. Органы местного самоуправления поселений, городских округов Архангельской области в целях создания условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка вправе:

1) принимать муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие участие граждан в добровольных формированиях населения по охране общественного порядка;

2) предоставлять информацию, необходимую для организации и деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

3) осуществлять материальное поощрение граждан, активно участвующих и особо отличившихся в охране общественного порядка;

4) устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка (далее - дружинники);

5) предоставлять помещения для организации деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

6) вести учет (регистрацию) добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

3. Подразделения полиции оказывают содействие добровольным формированиям населения по охране общественного порядка в выполнении возложенных на них задач.

4. Расходные обязательства по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка исполняются за счет средств местных бюджетов поселений, городских округов Архангельской области.

5. Финансирование деятельности подразделений полиции по содействию добровольным формированиям населения по охране общественного порядка осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 6.1. Обязательность исполнения законных требований  дружинника

Законные требования дружинника обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами, иностранными гражданами и лицами без гражданства на части территории муниципального образования, где действует соответствующее добровольное формирование населения по охране общественного порядка.

Статья 7. Создание добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка могут создаваться в форме добровольной народной дружины (далее - дружина).

2. Дружины могут создаваться на территориях поселений, городских округов Архангельской области по инициативе граждан по месту жительства, работы, учебы, территориального общественного самоуправления.

3. Дружины действуют на основании положения о дружине на территории поселения, городского округа Архангельской области (далее - положение о дружине), утверждаемого соответственно представительным органом поселения, городского округа Архангельской области.

4. Положение о дружине содержит:

1) цели, задачи и направления деятельности дружины;

2) порядок учета (регистрации) дружины на территории поселения, городского округа Архангельской области;

3)структуру дружины, компетенцию и порядок формирования руководящих органов дружины;

4)основания и порядок принятия дружинника в состав дружины и исключения дружинника из ее состава;

5) права, обязанности и ответственность дружинников;

6) меры поощрения, применяемые к дружинникам;

7) образец удостоверения дружинника;

8) гарантии правовой и социальной защиты дружинников;

9) основания и порядок прекращения деятельности дружины;

10) порядок материально-технического обеспечения деятельности дружины;

11) иные положения, относящиеся к деятельности дружины.

5. Типовое положение о дружине утверждается постановлением Правительства Архангельской области.

6. В целях обеспечения координации действий по охране общественного порядка дружины уведомляют органы местного самоуправления поселений, городских округов Архангельской области, территориальные органы внутренних дел о своем создании, а также о целях, задачах, направлениях и границах территории деятельности.

7. Дружинниками могут быть граждане, достигшие 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать содействие в охране общественного порядка.

Статья 8. Основная задача и функции дружины

1. Основной задачей дружины является оказание содействия органам внутренних дел по охране общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений.

2. К основным функциям дружины относятся:

1) участие в охране общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках и других общественных местах, а также в поддержании общественного порядка во время проведения массовых мероприятий на территории поселения, городского округа Архангельской области;

2) содействие органам внутренних дел в предупреждении и пресечении правонарушений;

3) содействие органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органам внутренних дел в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) участие в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

5) оказание помощи гражданам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений;

6) участие в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;

7) участие в пропаганде правовых знаний, правовом воспитании населения.

3. Осуществление функций дружины, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2 настоящей статьи, допускается только в присутствии сотрудников органов внутренних дел по их указанию.

Статья 9. Руководство деятельностью дружины

1. Деятельность дружины непосредственно возглавляет руководитель дружины, который избирается из числа дружинников.

2. Координация деятельности дружины осуществляется местной администрацией поселений, городских округов Архангельской области и подразделениями полиции.

3. Контроль за участием граждан в охране общественного порядка осуществляется в пределах своих полномочий органами местного само­управ­ления поселений, городских округов Архангельской области.

Статья 10. Права, обязанности и ответственность дружинника

1. Дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей имеет право:

1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;

2) оказывать сотрудникам органов внутренних дел содействие в задержании и доставлении в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством российской федерации, в органы внутренних дел лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;

3) участвовать по решению уполномоченных органов местного самоуправления (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, при проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий.

2. Дружинник обязан:

1) соблюдать требования законодательства, не допускать ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;

2) оказывать представителям органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;

3) принимать меры по оказанию помощи, в том числе первой, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел и иные правоохранительные органы;

5) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством российской федерации;

6) соблюдать установленные в дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, выполнять законные распоряжения руководителя дружины;

7) при исполнении обязанностей иметь нарукавную повязку с надписью «ДНД», удостоверение установленного образца и предъявлять его по требованию граждан и должностных лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства;

8) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания первой помощи;

9) отчитываться перед руководителем дружины;

10) выполнять законные распоряжения сотрудника органов внутренних дел.

3. Дружинник выполняет возложенные на него обязанности в свободное от основной работы и учебы время на безвозмездной основе.

4. Неправомерные действия (бездействие) дружинников влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный гражданам и юридическим лицам дружинником, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Виды деятельности дружины

Дружина осуществляет свою деятельность путем:

1) патрулирования по определенным маршрутам, выставления постов, организации дежурств в микрорайонах, кварталах, на отдельных объектах и транспортных магистралях, в местах массового отдыха и местах проведения массовых мероприятий, проведения специальных рейдов и операций;

2) участия в совместной деятельности с органами внутренних дел по профилактике и пресечению правонарушений;

3) участия в совместной деятельности с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органами внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, совершающими правонарушения;

5) проведения бесед с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, совершающих правонарушения и состоящих на учете в органах внутренних дел;

6) разъяснения гражданам законодательства, организации выпуска плакатов, газет, фотовитрин, использования средств массовой информации для профилактики правонарушений, пропаганды правовых знаний.

Статья 12. Формы поощрения дружинников

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органы внутренних дел, руководители организаций в пределах их полномочий могут поощрять активно участвующих в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями дружинников.

2. За особые заслуги в выполнении общественного долга, проявленные при этом мужество и героизм дружинники в установленном порядке могут представляться к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами в Архангельской области.

Статья 13. Пункты охраны общественного порядка

1. Пункты охраны общественного порядка - организационная форма взаимодействия дружин, органов местного самоуправления поселения, городского округа Архангельской области, органов внутренних дел, общественных объединений, граждан с целью их согласованных действий по охране общественного порядка на территории поселения, городского округа Архангельской области.

2. Пункты охраны общественного порядка создаются местной администрацией или иным уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа Архангельской области.

3. Порядок создания и деятельности пунктов охраны общественного порядка определяется представительным органом поселения, городского округа Архангельской области.

Типовое положение о порядке создания и деятельности пунктов охраны общественного порядка утверждается постановлением Правительства Архангельской области.

Статья 13.1. Штаб дружин

Для координации деятельности дружин и их эффективного взаимодействия с органами внутренних дел при местной администрации муниципального образования Архангельской области может создаваться штаб дружин.

Порядок создания и организации деятельности штаба дружин определяется положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования Архангельской области.

Статья 14. Материально-техническое обеспечение дружины

Органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления поселения, городского округа Архангельской области, органы внутренних дел, руководители организаций на территории поселения, городского округа Архангельской области вправе оказывать содействие дружине в организации ее деятельности, обеспечении ее необходимыми помещениями, мебелью, инвентарем, транспортом, форменной одеждой.

Статья 15. Внесение изменения и дополнений в областной закон "Об административных правонарушениях" в связи с вступлением в силу настоящего закона

Внести в областной закон от 3 июня 2003 года N172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" ("Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов", 2003, N22; 2004, N31, 32, 33; 2005, N2, 3, 4, 5, 6, 8; 2006, N9, 10, 11, 13, 14; 2007, N15, 16, 18, 19, 20, 22; 2008, N25, 26, 27, 28, 29, 30, 31) следующие изменение и дополнения:

1. Дополнить статьей 2.11 следующего содержания:

"Статья 2.11. Воспрепятствование законной деятельности члена добровольного формирования населения по охране общественного порядка

Неповиновение законному требованию члена добровольного формирования населения по охране общественного порядка при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка, а равно воспрепятствование его законной деятельности в иной форме -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.".

2. В статье 9.2 цифры "2.7 - 2.9, 2.10" заменить цифрами "2.7 - 2.11".

3. В пункте 5 статьи 11.3:

1) подпункт 2 после цифр "2.9," дополнить цифрами "2.11,";

2) подпункты 4-9 после цифр "2.9," дополнить цифрами "2.11,".

Статья 16. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ГАЗЕТА "ВОЛНА" № 4 от 03.02.2009
Рубрики правового классификатора: 160.070.000 Участие граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать