Основная информация
Дата опубликования: | 22 июля 2008г. |
Номер документа: | ru14000200800301 |
Текущая редакция: | 5 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
От 22 июля 2008 года 591-З №73-IV
О КОЧЕВЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(изменения и дополнения:
- Закон РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V;
- Закон РС(Я) от 27.11.2014 1372-З №295-V;
- Закон РС(Я) от 22.05.2018 2002-З №1516-V
- Закон РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые, экономические и социальные основы совершенствования системы образования для коренных малочисленных народов Севера.
Настоящий закон направлен на организацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционной хозяйственной деятельности, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера.
(абзац второй преамбулы в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус кочевой школы
1. Кочевая школа - самостоятельная образовательная организация или филиал образовательной организации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в редакции Законов РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
2. Кочевая школа создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
3. В структуру образовательного процесса входят очные сессии обучающихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей этнокультуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, семейное образование и самообразование.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 27.11.2014 1372-З №295-V)
Статья 2. Виды кочевых школ
К кочевым школам относятся:
1) кочевая школа (филиал) - филиал образовательной организации (опорной школы), организующей учебно-воспитательный процесс в соответствии с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, созданный на производственной базе оленеводов, охотников, рыбаков или непосредственно кочующий вместе с оленеводческой бригадой;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2) начальная кочевая школа - детский сад - филиал образовательной организации (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, постоянно кочующий вместе с оленеводческой бригадой, приобщающий детей к труду, национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям коренных малочисленных народов Севера;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
3) общинная школа - филиал образовательной организации (опорной школы), реализующей общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, по структуре и содержанию соответствующий стационарной малокомплектной школе;
4) гувернерская школа - филиал образовательной организации, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Педагогические работники обучают, находясь непосредственно в семье своих воспитанников в оленеводческих, рыболовецких и охотничьих бригадах;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
5) таежная школа - филиал образовательной организации, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Детей обучают сами родители в качестве консультантов-тьюторов. Таежные блоки обучения сочетаются с очными сессиями в опорной школе;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
6) стационарная кочевая школа - образовательная организация, обучащиеся которой, обучаясь в опорной школе, на определенный период выезжают в оленеводческую бригаду, где обучаются этнокультуре и национально-региональному компоненту по основным предметам;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
7) воскресная школа - филиал образовательной организации, обеспечивающий этнокультурное образование в населенных пунктах, в которых отсутствует достаточное количество обучащихся для открытия иных школ;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
8) сетевая кочевая школа - кочевая школа, передвигающаяся между несколькими оленеводческими бригадами, осуществляющая очно-заочное обучение. В структуру образовательного процесса входят очные сессии обучащихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
9) летняя кочевая школа - филиал образовательной организации, функционирующий в летнее каникулярное время в местах традиционного проживания и традиционного хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с целью изучения учащимися, не владеющими родным языком, национальной культуры, родного языка и традиционной хозяйственной деятельности.
(в редакции Законов РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
10) семейная кочевая школа (группа) – филиал образовательной организации (опорной школы, дошкольной образовательной организации), реализующий программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Детей обучают члены семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в редакции Законов РС(Я) от 27.11.2014 1372-З №295-V, от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
Статья 3. Принципы деятельности кочевых школ
Деятельность кочевых школ основывается на следующих принципах:
1) поддержка со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимая для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка;
2) приобщение детей к традиционному образу жизни и традиционной хозяйственной деятельности в стойбищах родовых кочевых общин, поселках и центрах улусов (районов);
3) внедрение в учебный процесс новых поколений учебно-методических пособий на языках коренных малочисленных народов Севера, издательско-полиграфической базы, новых образовательных (в том числе компьютерных) технологий и дистанционного обучения;
4) обеспечение кочевых школ педагогическими кадрами, обладающими мастерством педагога на основе этнопедагогики, знающими национальную культуру и язык коренных малочисленных народов Севера и совмещающими несколько педагогических специальностей;
5) многообразие и сочетание различных форм обучения в соответствии с законодательством, возможность заочного обучения, экстерната и дополнительного образования;
6) уважение национальной культуры, языка, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера.
Статья 4. Принципы государственной поддержки кочевых школ
Государственная поддержка кочевых школ основывается на следующих принципах:
1) признание и сохранение традиционного кочевого образа жизни;
2) предоставление равных возможностей в области образования;
3) обеспечение защиты законных прав и интересов ребенка;
4) недопущение разлучения детей с родителями и другими членами семьи;
5) сохранение и развитие национальной культуры, родного языка, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности;
6) общедоступность начального и среднего общего образования;
7) единство культурного и образовательного процесса;
8) государственно-общественный характер организации и управления кочевыми школами;
9) интеграция кочевых школ в систему непрерывного образования;
10) социальная поддержка кочевых семей, имеющих детей;
11) государственное централизованное обеспечение и финансирование кочевых школ, включая обеспечение топливом, горюче-смазочными материалами, материально-техническими ресурсами, транспортом для перевозки обучащихся и учителей.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Глава 2. Особенности создания, реорганизации и ликвидации кочевых школ
Статья 5. Особенности создания кочевых школ
1. Кочевая школа может быть создана по ходатайству общего собрания родителей (законных представителей), работающих в отраслях традиционной хозяйственной деятельности или в родовых кочевых общинах, в соответствии с законодательством.
2. Порядок создания кочевых школ устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
3. Воспитание и обучение в кочевых школах осуществляется с учетом региональных, природно-климатических и географических условий Республики Саха (Якутия), социально-экономических и национально-культурных особенностей мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
4. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования в кочевых школах гарантируется при наличии детей (от одного и более) в возрасте до 18 лет.
Статья 6. Особенности реорганизации и ликвидации кочевых школ
1. Прекращение деятельности кочевой школы допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данной школой, либо с согласия собрания (схода) членов родовой кочевой общины, обслуживаемой данной школой.
2. Порядок реорганизации и ликвидации кочевых школ устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни, относятся:
1) обеспечение нормативной правовой основы для функционирования кочевых школ;
2) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти Республики Саха (Якутия);
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
3) содействие созданию условий, на которых базируется функционирование кочевой школы.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни, относятся:
1) создание кочевых школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для сохранения самобытного социально-экономического и культурного развития этих народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;
(в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
2) реорганизация и ликвидация кочевых школ.
Статья 9. Виды государственной поддержки кочевых школ
1. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) обеспечивает выплату обучащимся кочевых школ в возрасте от 10 до 17 лет, проходившим в течение двух месяцев летнего периода учебно-производственную практику в оленеводческих бригадах, премии в размере 50 процентов заработной платы оленевода, чумработника.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обеспечивает постоянный мониторинг состояния здоровья обучащихся и учителей кочевых школ.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
3. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 22.05.2018 2002-З №1516-V)
1) утратил силу - Закон РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2) разработку традиционных и коммуникативных методов обучения;
3) приобретение для кочевых школ оборудования, внедрение и использование новых образовательных технологий;
4) надлежащие условия для подготовки педагогических кадров, знающих культуру, язык, традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, совмещающих несколько педагогических специальностей.
Глава 4. Участники образовательного процесса
Статья 10. Подготовка педагогических работников для кочевых школ
1. Подготовка педагогических кадров для кочевых школ ведется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации с учетом потребностей республики в кадрах, рассчитанных на основе мониторинга, проводимого государственным органом, осуществляющим управление в сфере образования, Республики Саха (Якутия), а также с учетом образовательных потребностей личности. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов широкого профиля по двум и более педагогическим специальностям.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2. Государственный план приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для кочевых школ, составляется с учетом заявок государственного органа, осуществляющим управление в сфере образования, Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, родовых кочевых общин.
Статья 11. Меры социальной поддержки работников кочевой школы
1. Работникам кочевой школы предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством.
2. Учредитель кочевой школы вправе предоставлять ее работникам ежемесячную компенсацию за кочевой образ жизни и иные компенсации.
3. Молодым специалистам, впервые выезжающим на работу в кочевую школу, устанавливается единовременное пособие за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Статья 12. Права обучащихся кочевой школы
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Обучающиеся кочевой школы имеют право на:
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
1) воспитание в кочевой семье, приобщение к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, приобретение трудовых навыков;
2) охрану здоровья;
3) образование на родном языке;
4) участие в делах семьи, школы, общины;
5) труд в общине и его вознаграждение в установленном порядке.
Глава 5. Организационные и финансовые основы кочевых школ
Статья 13. Организация образовательного процесса в кочевых школах
1. Кочевые школы самостоятельно разрабатывают с учетом местных условий и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2. В кочевых школах действует государственный образовательный стандарт.
3. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, сетевого (в том числе дистанционного) и дуального образования, а также в очной, очно-заочной и заочной формах устанавливаются учредителем кочевой школы на основании договора между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся и отражаются в уставе кочевой школы.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 27.11.2014 1372-З №295-V)
4. Учредитель кочевой школы создает условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся кочевой школы с учетом особенностей освоения образовательных программ и образовательных потребностей обучающихся.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Статья 14. Финансирование кочевых школ
Финансирование кочевых школ осуществляется на основе нормативов, устанавливаемых Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). Органами местного самоуправления могут быть установлены дополнительные нормативы финансирования за счет средств местных бюджетов.
(в редакции Закона РС(Я) от 27.11.2014 1372-З №295-V)
Глава 6. Заключительные положения
Статья 15. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
От 22 июля 2008 года 591-З №73-IV
О КОЧЕВЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(изменения и дополнения:
- Закон РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V;
- Закон РС(Я) от 27.11.2014 1372-З №295-V;
- Закон РС(Я) от 22.05.2018 2002-З №1516-V
- Закон РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI
Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые, экономические и социальные основы совершенствования системы образования для коренных малочисленных народов Севера.
Настоящий закон направлен на организацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционной хозяйственной деятельности, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера.
(абзац второй преамбулы в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус кочевой школы
1. Кочевая школа - самостоятельная образовательная организация или филиал образовательной организации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в редакции Законов РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
2. Кочевая школа создается для обеспечения доступности дошкольного, основного общего и дополнительного образования без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
3. В структуру образовательного процесса входят очные сессии обучающихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей этнокультуре самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, семейное образование и самообразование.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 27.11.2014 1372-З №295-V)
Статья 2. Виды кочевых школ
К кочевым школам относятся:
1) кочевая школа (филиал) - филиал образовательной организации (опорной школы), организующей учебно-воспитательный процесс в соответствии с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера, созданный на производственной базе оленеводов, охотников, рыбаков или непосредственно кочующий вместе с оленеводческой бригадой;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2) начальная кочевая школа - детский сад - филиал образовательной организации (опорной школы), реализующий общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, постоянно кочующий вместе с оленеводческой бригадой, приобщающий детей к труду, национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям коренных малочисленных народов Севера;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
3) общинная школа - филиал образовательной организации (опорной школы), реализующей общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования, по структуре и содержанию соответствующий стационарной малокомплектной школе;
4) гувернерская школа - филиал образовательной организации, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Педагогические работники обучают, находясь непосредственно в семье своих воспитанников в оленеводческих, рыболовецких и охотничьих бригадах;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
5) таежная школа - филиал образовательной организации, реализующий общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования. Детей обучают сами родители в качестве консультантов-тьюторов. Таежные блоки обучения сочетаются с очными сессиями в опорной школе;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
6) стационарная кочевая школа - образовательная организация, обучащиеся которой, обучаясь в опорной школе, на определенный период выезжают в оленеводческую бригаду, где обучаются этнокультуре и национально-региональному компоненту по основным предметам;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
7) воскресная школа - филиал образовательной организации, обеспечивающий этнокультурное образование в населенных пунктах, в которых отсутствует достаточное количество обучащихся для открытия иных школ;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
8) сетевая кочевая школа - кочевая школа, передвигающаяся между несколькими оленеводческими бригадами, осуществляющая очно-заочное обучение. В структуру образовательного процесса входят очные сессии обучащихся с учителями в оленеводческих бригадах, очные сессии в опорных школах, обучение детей самими родителями в качестве консультантов-тьюторов, дистанционное обучение с использованием интернет-технологий;
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
9) летняя кочевая школа - филиал образовательной организации, функционирующий в летнее каникулярное время в местах традиционного проживания и традиционного хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с целью изучения учащимися, не владеющими родным языком, национальной культуры, родного языка и традиционной хозяйственной деятельности.
(в редакции Законов РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
10) семейная кочевая школа (группа) – филиал образовательной организации (опорной школы, дошкольной образовательной организации), реализующий программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Детей обучают члены семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в редакции Законов РС(Я) от 27.11.2014 1372-З №295-V, от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
Статья 3. Принципы деятельности кочевых школ
Деятельность кочевых школ основывается на следующих принципах:
1) поддержка со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимая для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка;
2) приобщение детей к традиционному образу жизни и традиционной хозяйственной деятельности в стойбищах родовых кочевых общин, поселках и центрах улусов (районов);
3) внедрение в учебный процесс новых поколений учебно-методических пособий на языках коренных малочисленных народов Севера, издательско-полиграфической базы, новых образовательных (в том числе компьютерных) технологий и дистанционного обучения;
4) обеспечение кочевых школ педагогическими кадрами, обладающими мастерством педагога на основе этнопедагогики, знающими национальную культуру и язык коренных малочисленных народов Севера и совмещающими несколько педагогических специальностей;
5) многообразие и сочетание различных форм обучения в соответствии с законодательством, возможность заочного обучения, экстерната и дополнительного образования;
6) уважение национальной культуры, языка, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера.
Статья 4. Принципы государственной поддержки кочевых школ
Государственная поддержка кочевых школ основывается на следующих принципах:
1) признание и сохранение традиционного кочевого образа жизни;
2) предоставление равных возможностей в области образования;
3) обеспечение защиты законных прав и интересов ребенка;
4) недопущение разлучения детей с родителями и другими членами семьи;
5) сохранение и развитие национальной культуры, родного языка, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности;
6) общедоступность начального и среднего общего образования;
7) единство культурного и образовательного процесса;
8) государственно-общественный характер организации и управления кочевыми школами;
9) интеграция кочевых школ в систему непрерывного образования;
10) социальная поддержка кочевых семей, имеющих детей;
11) государственное централизованное обеспечение и финансирование кочевых школ, включая обеспечение топливом, горюче-смазочными материалами, материально-техническими ресурсами, транспортом для перевозки обучащихся и учителей.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Глава 2. Особенности создания, реорганизации и ликвидации кочевых школ
Статья 5. Особенности создания кочевых школ
1. Кочевая школа может быть создана по ходатайству общего собрания родителей (законных представителей), работающих в отраслях традиционной хозяйственной деятельности или в родовых кочевых общинах, в соответствии с законодательством.
2. Порядок создания кочевых школ устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
3. Воспитание и обучение в кочевых школах осуществляется с учетом региональных, природно-климатических и географических условий Республики Саха (Якутия), социально-экономических и национально-культурных особенностей мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
(в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
4. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования в кочевых школах гарантируется при наличии детей (от одного и более) в возрасте до 18 лет.
Статья 6. Особенности реорганизации и ликвидации кочевых школ
1. Прекращение деятельности кочевой школы допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данной школой, либо с согласия собрания (схода) членов родовой кочевой общины, обслуживаемой данной школой.
2. Порядок реорганизации и ликвидации кочевых школ устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских поселений.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
К полномочиям органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни, относятся:
1) обеспечение нормативной правовой основы для функционирования кочевых школ;
2) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти Республики Саха (Якутия);
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
3) содействие созданию условий, на которых базируется функционирование кочевой школы.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни, относятся:
1) создание кочевых школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для сохранения самобытного социально-экономического и культурного развития этих народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;
(в ред. Закона РС(Я) от 30.01.2019 2099-З №109-VI)
2) реорганизация и ликвидация кочевых школ.
Статья 9. Виды государственной поддержки кочевых школ
1. Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) обеспечивает выплату обучащимся кочевых школ в возрасте от 10 до 17 лет, проходившим в течение двух месяцев летнего периода учебно-производственную практику в оленеводческих бригадах, премии в размере 50 процентов заработной платы оленевода, чумработника.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) обеспечивает постоянный мониторинг состояния здоровья обучащихся и учителей кочевых школ.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
3. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) обеспечивает:
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 22.05.2018 2002-З №1516-V)
1) утратил силу - Закон РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2) разработку традиционных и коммуникативных методов обучения;
3) приобретение для кочевых школ оборудования, внедрение и использование новых образовательных технологий;
4) надлежащие условия для подготовки педагогических кадров, знающих культуру, язык, традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, совмещающих несколько педагогических специальностей.
Глава 4. Участники образовательного процесса
Статья 10. Подготовка педагогических работников для кочевых школ
1. Подготовка педагогических кадров для кочевых школ ведется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации с учетом потребностей республики в кадрах, рассчитанных на основе мониторинга, проводимого государственным органом, осуществляющим управление в сфере образования, Республики Саха (Якутия), а также с учетом образовательных потребностей личности. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов широкого профиля по двум и более педагогическим специальностям.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2. Государственный план приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для кочевых школ, составляется с учетом заявок государственного органа, осуществляющим управление в сфере образования, Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, родовых кочевых общин.
Статья 11. Меры социальной поддержки работников кочевой школы
1. Работникам кочевой школы предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с законодательством.
2. Учредитель кочевой школы вправе предоставлять ее работникам ежемесячную компенсацию за кочевой образ жизни и иные компенсации.
3. Молодым специалистам, впервые выезжающим на работу в кочевую школу, устанавливается единовременное пособие за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Статья 12. Права обучащихся кочевой школы
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Обучающиеся кочевой школы имеют право на:
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
1) воспитание в кочевой семье, приобщение к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, приобретение трудовых навыков;
2) охрану здоровья;
3) образование на родном языке;
4) участие в делах семьи, школы, общины;
5) труд в общине и его вознаграждение в установленном порядке.
Глава 5. Организационные и финансовые основы кочевых школ
Статья 13. Организация образовательного процесса в кочевых школах
1. Кочевые школы самостоятельно разрабатывают с учетом местных условий и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
2. В кочевых школах действует государственный образовательный стандарт.
3. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, сетевого (в том числе дистанционного) и дуального образования, а также в очной, очно-заочной и заочной формах устанавливаются учредителем кочевой школы на основании договора между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся и отражаются в уставе кочевой школы.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V, от 27.11.2014 1372-З №295-V)
4. Учредитель кочевой школы создает условия для реализации индивидуальных учебных планов учащихся кочевой школы с учетом особенностей освоения образовательных программ и образовательных потребностей обучающихся.
(в редакции Закона РС(Я) от 30.04.2014 1310-З №177-V)
Статья 14. Финансирование кочевых школ
Финансирование кочевых школ осуществляется на основе нормативов, устанавливаемых Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия). Органами местного самоуправления могут быть установлены дополнительные нормативы финансирования за счет средств местных бюджетов.
(в редакции Закона РС(Я) от 27.11.2014 1372-З №295-V)
Глава 6. Заключительные положения
Статья 15. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Якутские ведомости № 45 от 16.08.2008 с.2-5 |
Рубрики правового классификатора: | 010.070.050 Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: