Основная информация

Дата опубликования: 22 октября 2007г.
Номер документа: ru15000200700209
Текущая редакция: 6
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Северная Осетия - Алания
Принявший орган: Парламент Республики Северная Осетия-Алания
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ЗАКОН

от 22.10.2007г. № 51-РЗ

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(в редакции Законов Республики Северная Осетия-Алания от 14.05.2009 № 14-РЗ; от 29.04.2011 № 10-РЗ, от 20.06.2012 № 26-РЗ, от 12.11.2013 № 46-РЗ, от 08.07.2019 №53-РЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Закона

1. Целями настоящего Закона являются формирование основ республиканской политики в области охраны окружающей среды, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, реализация права каждого на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Статья 2. Основные понятия

1. Для целей настоящего Закона используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон).

2. Помимо основных понятий, указанных в части 1 настоящей статьи, в настоящем Законе используются следующие понятия:

природопользователь - юридическое или физическое лицо, осуществляющее в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

Абзац утратил силу Законом Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ

специально уполномоченный орган Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Республики Северная Осетия-Алания реализовывать государственную политику в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, осуществлять региональный государственный экологический надзор и государственную экологическую экспертизу в целях оздоровления и улучшения качества окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания.

(в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 3. Законодательство в области охраны окружающей среды

Законодательство Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия-Алания и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды

(статья 4 в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость регионального государственного экологического надзора;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды.

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Статья 5. Объекты охраны окружающей среды

(статья 5 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статья 51. Загрязняющие вещества

(статья 51 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:

с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

2. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается федеральным законодательством.

Статья 52. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(статья 52 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются федеральным законодательством.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей среды

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Республики Северная Осетия-Алания;

принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Северная Осетия-Алания;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

Абзац утратил силу с 12 июля 2019 г. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 8 июля 2019 г. N 53-РЗ

ведение Красной книги Республики Северная Осетия-Алания;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Республики Северная Осетия-Алания;

организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

(Статья 6 в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

(статья 7 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

(в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

2. К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды

Разграничение полномочий в области охраны окружающей среды осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 9. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления

Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия - Алания, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 10. Специально уполномоченные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

1. Специально уполномоченные органы Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, их полномочия определяются Правительством Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с законодательством. (в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

2. Решения специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в пределах их полномочий обязательны для всех органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в установленном порядке. (в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Глава 3. Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

(Статья 11 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

2. В соответствии с Федеральным законом граждане имеют право:

создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. В соответствии с Федеральным законом граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды

(Статья 12 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Общественные объединения и некоммерческие организации в соответствии с федеральным законодательством имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду

1. Органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдумов.

3. В случае, если должностные лица препятствуют гражданам, а также общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанные должностные лица привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Глава 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

Статья 14. Утратила силу Законом Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ

Статья 15. Утратила силу Законом Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ

Статья 16. Планирование и финансирование экологических программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования

Планирование мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляется посредством программ, прогнозов социально - экономического развития, с учетом природоресурсного потенциала Республики Северная Осетия-Алания.

Порядок финансирования, разработки и реализации экологических программ и мероприятий в области охраны окружающей среды и природопользования определяется законодательством.

Статья 17. Лицензия (разрешение) на право пользования отдельными видами природных ресурсов

1. Лицензия (разрешение) на право пользования отдельными видами природных ресурсов оформляется и выдается природопользователю соответствующими специально уполномоченными органами Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в пределах их компетенции в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством.

2. Экологические требования и условия при выдаче лицензии (разрешения) на право пользования отдельными видами природных ресурсов определяются на основе проведения оценки воздействия на окружающую среду и (или) государственной экологической экспертизой в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Региональный государственный контроль за соблюдением природопользователями экологических требований и условий, содержащихся в лицензии (разрешении) на право пользования природными ресурсами, осуществляет специально уполномоченный орган Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции.

Статья 18. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды

1. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

2. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Статья 19. Экологическая сертификация

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.

Обязательная экологическая сертификация в соответствии с Федеральным законом осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Статья 20. Лимиты на загрязнение окружающей среды

1, Лимиты, на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также на ввоз, вывоз и размещение отходов производства и потребления устанавливаются специально уполномоченным органом Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды.

Лимиты на загрязнение окружающей среды устанавливаются исходя из необходимости достижения нормативных объемов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в Республике Северная Осетия-Алания.

2. Срок достижения нормативных объемов предельно допустимых выбросов и сбросов, нормативных объемов размещения отходов по годам устанавливается в соответствии с утвержденными показателями федеральных и региональных экологических программ.

Статья 21. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

(Статья 21 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 22. Экологическое страхование

1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. ' -

2. В Республике Северная Осетия - Алания может осуществляться обязательное экологическое страхование.

3. Экологическое страхование в Республике Северная Осетия - Алания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 221. Декларация о воздействии на окружающую среду

(статья 221 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

2. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды.

3. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

информация о реализации природоохранных мероприятий;

данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

информация о программе производственного экологического контроля.

4. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

5. Представление в составе декларации о воздействии на окружающую среду и рассмотрение сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 51.2 настоящего Закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

7. Для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

8. За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Экологический аудит

1. Экологический аудит - это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

2. Экологический аудит проводится за счет средств заказчика.

Глава 5. Нормирование качества окружающей среды

Статья 24. Основные требования к нормированию качества окружающей среды

1. Нормы качества окружающей среды представляют собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристики ее компонентов, которые комплексно характеризуют благоприятное состояние окружающей среды.

Нормирование качества окружающей среды производится с целью обеспечения экологической безопасности населения, сохранения генетического фонда, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

2. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. При нарушении установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду выброс:, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (в том числе радиоактивных), загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей среды, нормирования допустимых воздействий на нее в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда и охраны природных ресурсов.

Статья 26. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются : следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума,

вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов: природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 27. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

2. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

3. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. {Часть 3 статьи 27 в редакции: Закон РСО-Алания от 29.04.2011 № 10-рз; НГР: ru 15000201100104}

Статья 28. Нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий

Нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану почв, воды, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбы) мира, благоприятную для жизни окружающую среду.

Статья 29. Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия

Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия на окружающую среду устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генофонда человека, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбы) мира.

Статья 30. Нормативы предельно допустимого применения химикатов в сельском и лесном хозяйствах

Нормативы предельно допустимого применения удобрений, мелиорантов, средств защиты растений, регуляторов роста, дезинфицирующих веществ и других химикатов, разрешенных к использованию на территории Республики Северная Осетия - Алания, устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение максимально допустимого уровня содержания остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, почвах и водоемах, охрану здоровья, сохранение генофонда человека, растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбы) мира.

Статья 31. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды -нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 32. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. {Абзац 2 статьи 32 дополнен: Закон РСО-Алания от 29.04.2011 № 10-рз; НГР: ru 15000201100104}

Статья 33. Нормативы санитарных, защитных, охранных и санитарно - защитных зон

Нормативы санитарных, защитных, охранных и санитарно - защитных зон устанавливаются для охраны водных объектов, источников водоснабжения, курортных, лечебно - оздоровительных зон, населенных пунктов, особо охраняемых природных и других территорий, объектов от загрязнения и вредных воздействий.

Статья 34. Нормативы допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде

Нормативы допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде устанавливаются в соответствии с существующими санитарно - гигиеническими, эпидемиологическими и другими требованиями, ограничивающими качественное и количественное их содержание, обеспечивающими сохранение естественного природного микробиологического фона.

Статья 35. Нормативы предельно допустимого химического, бактериального, радиоактивного загрязнения и степени деградации почв и земель

Нормативы предельно допустимого химического, бактериального, радиоактивного загрязнения и степени деградации почв и земель устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния почв и земель.

Статья 36. Иные нормативы в области охраны окружающей среды

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

Статья 37. Экологический паспорт

Предприятия, учреждения, организации, чья хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное влияние на окружающую среду, обязаны иметь экологический паспорт.

Порядок разработки экологического паспорта определяется специально уполномоченным органом Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды.

Глава 6. Экологическая экспертиза

Статья 38. Экологическая экспертиза

1. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Глава 7. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и мной деятельности

Статья 39. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектиро!8ании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов

Требования в области охраны окружающей среды устанавливаются Федеральным законом .по следующим направлениям:

при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений; {Абзац 10 статьи 40 в редакции: Закон РСО-Алания от 14.05.09 № 14-рз; НГР: ru 15000200900118}

при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

при производстве, обращении . и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;

при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве;

при охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

при обращении с отходами производства и потребления; при установлении защитных и охранных зон; при приватизации и национализации имущества; при охране озонового слоя атмосферы;

при охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

Глава 8. Чрезвычайные экологические ситуации

Статья 41. Зона чрезвычайной экологической ситуации

1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.

2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания.

Глава 9. Природно-заповедный фонд Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 42. Природно-заповедный фонд Республики Северная Осетия-Алания

1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно - оздоровительные местности и курорты, иные природные особо охраняемые территории, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, занесенные в Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, образуют природно-заповедный фонд Республики Северная Осетия - Алания, обеспечиваются особой охраной в интересах настоящего и будущего поколений.

2. Запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда Республики Северная Осетия - Алания, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 43. Управление природно-заповедным фондом Республики Северная Осетия – Алания

1. Государственное управление природно-заповедным фондом Республики Северная Осетия-Алания и контроль за его состоянием

осуществляются специально уполномоченными органами Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством.

2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 44. Правовой режим природно-заповедного фонда Республики Северная Осетия – Алания

Правовой режим природно-заповедного фонда в целом, правовые режимы отдельных категорий природных территорий и объектов растительного (в том числе лесов) и животного (в том числе рыбных запасов) мира устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 45. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных

1. Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных; учреждаются Красные книги Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.

2. Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания.

3. Предприятия, учреждения, организации, иные природопользователи, на территории которых имеются растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных.

4. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных, ведения Красной книги Российской Федерации и Красной книги Республики Северная Осетия - Алания определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 46. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

1. Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и

развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством. {Часть 1 статьи 46 в редакции: Закон РСО-Алания от 14.05.09 № 14-рз; НГР: ru 15000200900118}

Глава X. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

{Наименование Главы в редакции: Закон РСО-Алания от 20.06.12 № 26-рз; НГР: ru 15000201200176}

Статья 47. Задачи экологического контроля

{Статья 47 утратила силу: Закон РСО-Алания от 20.06.12 № 26-рз; НГР: ru 15000201200176}

Статья 48. Региональный государственный экологический надзор

1.Под региональным государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности..

2. Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в порядке, установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания. (в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

3. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания), определяется Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды Республики Северная Осетия-Алания осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством.

5. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством.

6. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом.

(Часть 6 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

7. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

(Часть 7 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 49. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

(Статья 49 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Статья 50. Общественный экологический контроль

1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

4.              Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

(часть 4 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

5.              Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения. (часть 5 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

6.              Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; (часть 6 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

7. Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается федеральным законодательством. (часть 7 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 51. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

(статья 51 в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды осуществляет государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в соответствии с его компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

2. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды обязан направлять получаемую в ходе осуществления мониторинга информацию в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Статья 511.Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(статья 511 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1.               Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

2.               Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

3.               Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, иными нормативными правовыми актами.

4.              Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;

сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;

сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;

сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления;

сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;

информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

5.              Сбор, хранение, обработка, представление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6.              Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.

7.              Ведение регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области охраны окружающей среды. Доступ должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области охраны окружающей среды к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

8.              Информация об уровнях и (или) объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является открытой для ознакомления, за исключением информации, отнесенной в порядке, установленном федеральным законодательством, к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну.

9.              Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 512. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(статья 512 дополнена Законом Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в специально уполномоченном органе исполнительной власти Республики Северная
Осетия – Алания в области охраны окружающей среды в соответствии с его компетенцией.

2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в порядке, установленном статьей 692 Федерального закона.

3. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

4. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем части 3 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области охраны окружающей среды в соответствии с его компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

5. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений в срок, установленный Федеральным законом.

6. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

7. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

8. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов

Глава 11. Экологическое воспитание и образование, научные исследования и информация

Статья 52. Всеобщность и комплексность экологического образования

(статья 52 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 53. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 54. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статьи 55. Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также ' образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Статья 56. Научные исследования в области охраны окружающей среды

1. Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Северная Осетия-Алания, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Финансирование научных исследований в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

3. Результаты научных исследований в области охраны окружающей среды являются открытыми и доступными, за исключением информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну.

4. Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся научными организациями в соответствии с федеральным законом о науке и государственной научно-технической политике.

Статья 57. Природоохранная информация

1. Природоохранная информация Республики Северная Осетия - Алания - совокупность сведений о состоянии окружающей среды Республики Северная Осетия - Алания, об источниках антропогенного воздействия, их влиянии на окружающую среду и здоровье населения, о мерах по охране окружающей среды, а также другие сведения, необходимые для государственного управления природоохранной деятельностью на территории Республики Северная Осетия - Алания, j

Документированная природоохранная информация образует государственные республиканские природоохранные информационные ресурсы Республики Северная Осетия - Алания.

2. Формирование и использование государственных республиканских природоохранных информационных ресурсов Республики Северная Осетия - Алания осуществляются с применением соответствующих информационных технологий и технических средств специально уполномоченным органом Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей среды.

3.Перечень представляемой в обязательном порядке документированной природоохранной информации, порядок и условия ее представления, перечень органов и организаций, представляющих данную информацию, определяются Правительством Республики Северная Осетия -Алания.

Глава 12. Разрешение споров и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 58. Разрешение споров в области охраны окружающей среды

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Виды ответственности за экологические правонарушения

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Глава 121.              Ликвидация накопленного вреда окружающей среде

(глава 121 дополнена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 591.              Выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде

1. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

2. Оценка объекта накопленного вреда окружающей среде включает в себя установление:

объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности;

площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, категории и видов разрешенного использования земель;

уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, включая способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды, возможность загрязнения водных объектов, в том числе являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможность возникновения экологических рисков;

наличия на объектах накопленного вреда окружающей среде опасных веществ, указанных в международных договорах, стороной которых является Российская Федерация;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой испытывает негативное воздействие вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде;

количества населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой находится под угрозой негативного воздействия вследствие расположения объекта накопленного вреда окружающей среде.

3. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания в области охраны окружающей среды или органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Статья 592.              Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

1. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

2. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти Республики Северная Осетия – Алания и органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

3. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

4. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается федеральным законодательством

Глава 13. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

(глава 13 изложена в редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2019 №53-РЗ)

Статья 60.  Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1.              Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

2.              Вред окружающей среде, причиненный в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

3.              Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 61. Порядок возмещения вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством

Глава 14. Заключительные положения

Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 63. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Северная Осетия - Алания

1. Признать утратившими силу:

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 апреля 1998 года № 5-3 «Об охране окружающей природной среды»;

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 7 октября 1998 года № 13-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об охране окружающей природной среды»;

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 июня 2001 года № 20-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об охране окружающей природной среды».

2. Главе Республики Северная Осетия-Алания и Правительству Республики Северная Осетия-Алания привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Глава

Республики Северная Осетия-Алания

Т. Мамсуров

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Северная Осетия № 234 от 12.12.2007, Северная Осетия № 229 от 06.12.2007
Рубрики правового классификатора: 110.010.130 Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (см. также 160.040.090)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать