Основная информация

Дата опубликования: 22 ноября 2006г.
Номер документа: ru76000200600644
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Государственная Дума Ярославской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007 - 2011 годы

Принят Государственной Думой

Ярославской области

7 ноября 2006 года

Документ утратил силу: закон Ярославской области от 02.11.2009 № 61-з ru 76000200900841

Статья 1

В соответствии с Законом Ярославской области от 19.04.2006 № 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» утвердить прилагаемую комплексную целевую программу «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007 - 2011 годы.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Ярославской области А.И. Лисицын

22 ноября 2006 г.

№ 79-з

УТВЕРЖДЕНА

Законом Ярославской области

от 22.11.2006 № 79-з

Комплексная целевая программа

«Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области»

на 2007 - 2011 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

комплексная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа)

Основание

разработки Программы

письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 № СМ-16/2362; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2005 № 10-4-12/422 «О национальном проекте»

Государственный заказчик Программы

департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК)

Основной разработчик Программы

(в установленном порядке)

департамент АПК

Цели и задачи Программы

- создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее также - СПоК) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.;

- создание условий для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее также - ЛПХ), садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее также - НО);

- привлечение инвестиций в сельское хозяйство Ярославской области;

- создание условий для доступности финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

- увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;

- информационно-консультационное обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

- создание дополнительных рабочих мест

Важнейшие индикаторы и показатели Программы

- организация потребительских кооперативов по различным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов;

- показатели ежегодного роста к предыдущему году в течение 2007-2011 годов:

1) объем услуг, оказанных потребительскими кооперативами;

2) объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях;

3) производительность труда в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях;

4) количество рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах

Сроки реализации Программы

2007 - 2011 годы

Перечень подпрограмм

«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

«Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

«Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

Общая стоимость Программы

- 2409 млн. руб.,

в том числе:

средства областного бюджета

- 278 млн. руб.;

средства внебюджетных источников

- 2131 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- создание в каждом муниципальном районе Ярославской области не менее одного сельскохозяйственного потребительского кооператива;

- увеличение производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях на 42 процента в 2011 году к уровню 2005 года;

- обеспечение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами среднегодовых темпов прироста оказания услуг не менее чем на 25 процентов

Ответственное лицо для контакта

определяется постановлением Администрации Ярославской области

I. Содержание проблемы

Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Ярославской области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат) за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйце, мясе птицы, картофеле и овощах.

В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию, 2052 КФХ и 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья (из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива). Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тыс., а число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тыс. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности населения Ярославской области. В том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по Ярославской области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.

На протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.

Эти тенденции сохраняются не только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда.

Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможность сохранить даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.

По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, то есть по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать свое существование в основном за счет ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряженности (особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий), налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

КФХ, ЛПХ, малые предприятия испытывают трудности при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, получении кредитов, материально-технического снабжения. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.

Доступ сельского населения к информации о рынке товаров и услуг ограничен в силу объективных причин. Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к несоблюдению интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.

При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:

- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;

- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.

Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», объявленным Президентом Российской Федерации. Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 № СМ-16/2362 и от 11.08.2005 № 10-4-12/422 «О национальном проекте»).

Необходимость разработки Программы возникла в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объема сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тыс. городских и сельских семей (то есть примерно 70 процентов населения Ярославской области занимается производством сельскохозяйственной продукции).

II. Цели и задачи Программы

Целью Программы является развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса, направленное на социальную защиту сельского населения.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- содействие созданию СПоК;

- создание условий для поддержки развития СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;

- создание условий для доступности финансового обеспечения СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;

- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;

- информационно-консультационное обеспечение;

- создание дополнительных рабочих мест.

III. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы (мероприятий подпрограмм) будет осуществляться ежегодно в течение 2007-2011 годов. Показатели прогнозируемых значений подпрограмм отражены в приложениях 1-7 к Программе.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Общая сумма финансовых средств, требуемая на период реализации Программы, составляет 2 409 млн. рублей, в том числе:

для реализации подпрограммы развития СПоК - 921 млн. рублей;

поддержки КФХ - 492 млн. рублей;

поддержки ЛПХ - 778 млн. рублей;

поддержки НО - 218 млн. рублей.

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, планируется обеспечить за счет внебюджетных источников (2 131 млн. рублей) и средств областного бюджета (278 млн. рублей).

Государственную поддержку за счет средств областного бюджета СПоК, КФХ, ЛПХ, НО предусматривается осуществлять ежегодно в течение 2007 - 2011 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» и подразделу 0411 «Другие вопросы в области национальной экономики» в пределах выделенных лимитов. В соответствии с данным законом департаментом АПК будет разработан порядок начисления и выплаты субсидий (кроме ЛПХ), который будет утверждаться постановлением Администрации Ярославской области.

Областная бюджетная поддержка ЛПХ предусматривает применение следующего механизма. Муниципальным районам (городским округам) Ярославской области будут перечисляться субвенции в соответствии с нормативами, разрабатываемыми департаментом АПК и утверждаемыми постановлением Администрации Ярославской области на очередной год, в пределах тех же лимитов бюджетных средств на основании закона Ярославской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Муниципальные районы (городские округа) Ярославской области в пределах сумм полученных субвенций перечисляют финансовые средства ЛПХ в виде субсидий в соответствии с порядком, который разрабатывается и утверждается на очередной финансовый год соответствующим уполномоченным органом муниципального района (городского округа) Ярославской области исходя из местных условий и с учетом эффективного использования бюджетных средств.

Предполагается также оказание помощи малым формам хозяйствования за счет муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования на реализацию Программы в 2007 - 2011 годах указаны в приложении 7 к Программе.

V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы

Государственным заказчиком Программы является департамент АПК, который с целью реализации данной Программы в соответствии с действующим законодательством:

- принимает участие в организации управления и осуществляет контроль за ходом реализации Программы;

- осуществляет координацию работы исполнителей программных мероприятий;

- заключает в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями;

- проводит согласование объемов финансирования;

- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий;

- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов;

- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о корректировке Программы, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования;

- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств.

В реализации мероприятий Программы участвуют муниципальные образования, районные органы управления сельским хозяйством (департаменты, отделы, управления), Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Союз сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов области, Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, Ярославский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк», филиал акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации - Северный банк.

В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Ярославской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.

Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.

VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

В результате реализации Программы получат развитие существующие СПоК, КФХ, ЛПХ, НО. В течение 2007-2011 годов намечено организовать 28 различных СПоК (приложение 1 к Программе) и к концу 2011 года иметь в наличии 42 кооператива.

Ожидается, что в результате выполнения Программы объем производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, ЛПХ и НО увеличится в 2011 году к уровню 2005 года на 42 процента, в том числе в КФХ - на 64 процента, в ЛПХ и в НО - на 41 процент. Производительность труда за этот же период должна возрасти в КФХ на 70 процентов, в ЛПХ - на 53 процента (приложения 3-4 к Программе).

Объем услуг, оказываемых СПоК, наряду с ростом числа кооперативов и пайщиков возрастет в 2011 году в 3,7 раза к уровню 2005 года и достигнет 595 млн. рублей, из них 66 процентов или 390 млн. рублей составят услуги потребительских кредитных кооперативов. Прирост производительности труда за этот период предусмотрен в размере 17 процентов. Общая сумма услуг, оказанных в СПоК в целом за 2007-2011 годы должна составить 2019 млн. рублей (приложение 2 к Программе).

Кроме того, количество рабочих мест в СПоК к концу 2011 года должно составить 370, что на 258 больше уровня 2005 года.

Методика оценки эффективности Программы отражена в приложении 8 к Программе.

VII. Перечень программных мероприятий

Программой предусматривается реализация мероприятий, которые должны быть выполнены в рамках следующих подпрограмм (приложения 5 и 6 к Программе):

«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

«Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

«Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений».

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы - департамента АПК.

1. Подпрограмма «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»

1.1. Содержание проблемы

Основными факторами, сдерживающими организацию СПоК в сельском хозяйстве, являются:

- разрушение в ходе перестроечного периода установившихся ранее вертикальных экономических связей между предприятиями по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, что создало трудности с ее сбытом. При этом в худшем экономическом положении оказались сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, так как перерабатывающие и торговые предприятия заняли монопольное положение, диктуя цены на сельскохозяйственную продукцию и еще более увеличивая диспаритет цен;

- острый кризис платежеспособности, разрушение производственной и социальной инфраструктур;

- нехватка всех видов ресурсов как в сфере капитальных вложений, технического перевооружения, приобретения новых технологий, так и для увеличения оборотных средств;

- острая потребность средних и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочных и долгосрочных кредитах и займах. Банковские кредиты для этих форм хозяйствования малодоступны, так как их деятельность, с точки зрения коммерческих банков, малоэффективна, а имущество, предлагаемое в залог, неликвидно из-за значительного физического и морального износа. Процедура оформления документов на кредитование достаточно сложна и продолжительна, поэтому немногие малые формы хозяйствования могут получить кредиты и займы. Таким образом, они отрезаны от финансово-кредитной системы;

- территориальная разбросанность товаропроизводителей;

- несовершенство налогового законодательства;

- резко выраженная сезонность проведения сельскохозяйственных работ.

Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в объединении усилий сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно мелких, а также КФХ, ЛПХ, НО с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, которое возможно путем создания и развития СПоК по различным направлениям деятельности.

Потребительская кооперация, являясь одной из форм системы ведения сельского хозяйства и предпринимательства, способна обеспечить:

- сохранение и увеличение сельскохозяйственного производства;

- повышение эффективности производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на рынке;

- формирование и реализацию экономических отношений, способствующих материальной заинтересованности работников;

- решение социальных проблем на селе;

- защиту интересов крестьянства.

Потребительская кооперация должна развиваться на основе ряда принципов. Наиболее важными из них являются: добровольность вступления в члены СПоК и свобода выхода из него, справедливое распределение прибыли, расходов и убытков между членами СПоК, демократизм управления. Любой вступающий в СПоК должен понимать, что он наравне со всеми его членами разделяет экономические и социальные преимущества, а также ответственность за деятельность СПоК.

Кроме этого, на организацию СПоК значительное влияние оказывают степень развития растениеводства и животноводства на данной территории и уровень формирования рыночных отношений, обеспечивающих взаимные интересы участников кооперации.

При организации деятельности малых форм хозяйствования на селе большую роль играют стартовые условия финансирования. В связи с этим особую значимость приобретают сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее также - СКПК), через которые есть возможность развивать хозяйственную деятельность. Им принадлежит важная роль в приобретении новой техники и оборудования сельскохозяйственными товаропроизводителями на условиях лизинга, что улучшает материально-техническую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей и увеличивает их возможность в дальнейшем брать кредиты в еще большем объеме за счет приобретения имущества, способного служить залогом. СКПК, предоставляя финансовые услуги, увеличивает возможность для развития малого предпринимательства не только на селе, но и в городе, способствуя также снижению социальной напряженности. Это особенно важно в муниципальных образованиях, где ликвидирована банковская система и нет других институтов финансовых услуг. Кроме этого, немаловажное значение имеет и значительное привлечение личных средств населения в экономику Ярославской области.

Из всех видов деятельности потребительских кооперативов в Ярославской области наибольшее развитие в настоящее время получили СКПК.

В течение 2003-2005 годов в Ярославской области наблюдался рост основных показателей деятельности СКПК (таблица 1), что подтверждает целесообразность дальнейшего развития системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в агропромышленном комплексе.

Таблица 1

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в Ярославской области за 2003-2005 годы



п/п

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005 г.

(в % к

2004 г.)

1

2

3

4

5

6

1.

Количество СКПК

8

6

9

150

2.

Количество членов СКПК

684

895

1146

128

3.

Паевой фонд СКПК, тыс. руб.

5491

6673

22160

332

4.

Количество выданных займов

609

818

1004

122

5.

Сумма займов, тыс. руб.

28763

43341

89477

206

6.

Финансовая помощь за счет бюджетных средств, тыс. руб.,

0

1047

10000

955

в том числе из областного бюджета

0

1047

10000

955

Общее количество членов СКПК составило в 2005 году 1146 человек, что на 28 процентов больше уровня 2004 года. За 2005 год СКПК Ярославской области выдали 1004 займа на общую сумму 89477 тыс. руб., что в 2,1 раза больше, чем в 2004 году. Средняя сумма одного займа в 2005 году возросла по сравнению с 2003 годом на 41,9 тыс. рублей, или на 89 процентов (в 1,9 раза). Ожидается, что показатели деятельности СКПК в 2006 году возрастут к уровню 2005 года не менее чем на 20 процентов.

Положительную динамику показателей производственно-финансовой деятельности за 2003-2005 годы имеют также перерабатывающий и снабженческо-сбытовые потребительские кооперативы Ярославской области (таблица 2). Практический опыт показывает, что организация сбыта сельскохозяйственной продукции на кооперативных началах логически связана с организацией ее переработки. Объединение усилий по сбыту и переработке продукции обеспечивает повышение ее транспортабельности и удлинения сроков хранения, расширяя тем самым возможности для улучшения качества продукции готовой к потреблению.

Все это способствует получению пайщиками более высоких доходов и равномерному поступлению денежных средств.

Таблица 2

Показатели работы перерабатывающего и снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов за 2003-2005 годы



п/п

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2005 г.

(в % к

2004 г.)

1

2

3

4

5

6

1.

Количество потребительских кооперативов - всего

4

4

4

100

2.

Количество членов потребительских кооперативов (юридических и физических лиц)

8

22

31

141

3.

Объем услуг - всего (млн. руб.),

29

50,6

69

136

в том числе на 1 потребительский кооператив

7,3

12,3

17,2

140

4.

Финансовая помощь за счет бюджетных средств - всего (млн. руб.),

0

0,012

0,340

2833

в том числе из областного бюджета

0

0,012

0,340

2833

Как видно из таблицы 2, существующие СПоК увеличивают объем оказываемых услуг, несмотря на незначительную финансовую поддержку из бюджета, при крайне изношенных основных средствах и при недостатке оборотных средств. Имеющееся количество СПоК в настоящее время недостаточно для обеспечения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей соответствующими видами услуг. Малые формы хозяйствования нуждаются в организации сбора и реализации произведенной продукции. Из-за этого не менее 10-15 процентов полученной продукции, особенно молочной, портится или используется не по назначению, что прямо или косвенно сдерживает производство сельскохозяйственной продукции.

Поэтому большая роль увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее сохранения в КФХ, в ЛПХ и в НО отводится СПоК.

Организация СПоК за период 2007-2011 годов в разрезе муниципальных районов отражена в приложении 1 к Программе.

1.2. Цели и задачи подпрограммы

Основными целями подпрограммы являются содействие формированию и обеспечению устойчивого развития сети СПоК по различным видам деятельности в Ярославской области, привлечение инвестиций на их развитие. Также организация СПоК в сельском хозяйстве должна способствовать достижению следующих целей:

- увеличению производства и улучшению качества сельскохозяйственной продукции у КФХ, ЛПХ, НО;

- повышению финансовой устойчивости и уровня платежеспособности;

- объединению материальных, трудовых и финансовых ресурсов членов СПоК;

- привлечению новых членов СПоК;

- созданию дополнительных рабочих мест;

- снижению социальной напряженности на соответствующих территориях.

Организация и развитие СПоК в Ярославской области будет способствовать решению следующих основных задач:

- расширению спектра услуг, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- обеспечению устойчивого развития сельскохозяйственного производства;

- практическому устранению части проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в сельской местности Ярославской области;

- организации учебы и повышению квалификации кадров.

Государственная поддержка СПоК, особенно на этапе становления, будет способствовать их устойчивому функционированию и дальнейшему привлечению финансовых средств из внебюджетных источников, в том числе заемных, за счет которых они в перспективе станут стабильными организациями, способными реализовывать инвестиционные проекты своих членов.

Выполнение намеченных задач имеет большое значение для организации и развития СПоК, работа по их осуществлению будет вестись параллельно с другими подпрограммами в течение всего периода реализации Программы в целом.

1.3. Перечень мероприятий

Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия на 2007-2011 годы, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе.

В рамках этих мероприятий предусматривается обучение руководителей, специалистов, других категорий работников СПоК по вопросам организации и деятельности СПоК.

За период действия Программы планируется организовать 28 СПоК и их представительств по различным видам деятельности во всех муниципальных районах Ярославской области.

В целях стимулирования развития СПоК, совершенствования и изучения передового опыта деятельности предусматривается ежегодное их участие в областном конкурсе «За достижения в предпринимательской деятельности».

Для информационного обеспечения СПоК предусматривается организация выпуска и распространение справочной и нормативно-методической литературы через информационно-консультационную службу агропромышленного комплекса Ярославской области (далее также - ИКС АПК ЯО).

1.4. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит обеспечить создание новых СПоК и их представительств, развитие и повышение экономической эффективности их деятельности. Расширится сфера занятости на селе, получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи между предприятиями, КФХ, ЛПХ, НО, а также предпринимателями по производству, переработке и сбыту продукции, сервисному обслуживанию.

Среднегодовые темпы прироста оказания услуг СПоК для КФХ, ЛПХ и других сельскохозяйственных товаропроизводителей составят не менее 25 процентов. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ, в ЛПХ, в НО (приложения 3 и 4 к Программе) за счет деятельности СПоК позволит повысить доходы и уровень жизни сельского населения. Данный рост возможен при оказании государственной поддержки из областного бюджета и привлечении средств из внебюджетных источников (приложение 7 к Программе).

Экономические показатели деятельности СПоК отражены в приложении 2 к Программе.

2. Подпрограмма «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»

2.1. Содержание проблемы

По данным Ярославльстата, в 2004 году в Ярославской области зарегистрировано 2052 КФХ. Площадь отведенных им земель составляет 43,8 тыс. га (в среднем по 21 га на 1 хозяйство), из которых сельскохозяйственные угодья занимают 36,5 тыс. га, из них пашни - 28,2 тыс. га.

КФХ имеют крупного рогатого скота (далее также - КРС) 2534 головы, из них коров - 1250 голов; свиней - 2319 голов, овец - 4736 голов, лошадей - 69 голов.

В 2005 году объем производства сельскохозяйственной продукции в КФХ Ярославской области составил 134,4 млн. рублей, что на 1,4 процента больше уровня 2004 года, но значительно ниже их возможностей (даже при существующей материально-технической базе).

Имеется ряд проблем, не позволяющих КФХ развиваться в сторону увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, а именно:

- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;

- трудности в получении банковских кредитов на развитие производства и проведение комплекса необходимых сельскохозяйственных работ;

- недостаточная финансовая поддержка из бюджетов всех уровней;

- противоречие между интересами сельхозпроизводителей и интересами перерабатывающих и обслуживающих организаций (особенно торговых), поглощающих значительную часть получаемых доходов;

- засилье перекупщиков, отсутствие постоянных поставщиков материалов и техники;

- разобщенность сельскохозяйственных товаропроизводителей по защите своих интересов в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- несвоевременность расчетов за реализованную сельскохозяйственную продукцию;

- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке и реализации сельскохозяйственной продукции;

- низкий уровень знаний и недостаток (или отсутствие) опыта по организации сельскохозяйственного производства у начинающих членов КФХ;

- экстенсивные методы ведения хозяйства, ограничивающие эффективное товарное производство.

2.2. Цели и задачи подпрограммы

Реализация подпрограммы предусматривает следующие цели и задачи:

- широкое участие КФХ в организации и деятельности СПоК;

- увеличение производства и улучшение качества сельскохозяйственной продукции;

- повышение финансовой устойчивости и уровня платежеспособности;

- углубление специализации по производству сельскохозяйственной продукции;

- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников (включая собственные и заемные), оказание финансовой поддержки из областного бюджета.

2.3. Перечень мероприятий

Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия по развитию КФХ, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе и предусматривают:

- направления финансирования из областного бюджета на поддержку КФХ;

- совершенствование договорных отношений в вопросах сельскохозяйственного производства и сфере оказания различных видов услуг;

- оказание информационно-консультационной помощи КФХ через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;

- проведение обучения глав КФХ по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности;

- участие в областном конкурсе «За достижения в предпринимательской деятельности».

2.4. Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы

При реализации подпрограммы предполагается достигнуть в 2011 году объема производства сельскохозяйственной продукции в КФХ на сумму 220 млн. рублей, с ростом к уровню 2005 года 164 процента. Рост производства сельскохозяйственной продукции в КФХ позволит повысить доход в расчете на одно хозяйство за этот же период на 70 процентов, что позволит обеспечить дальнейшее развитие КФХ.

Данный рост возможен при условии привлечения финансовых средств из внебюджетных источников и оказания государственной поддержки из областного бюджета (приложение 7 к Программе).

Реализация подпрограммы позволит также укрепить материально-техническую базу КФХ и их финансовое положение, повысить профессиональный уровень работников КФХ. Получат дальнейшее развитие кооперативные и интеграционные связи КФХ между собой и другими предпринимателями в сфере производства, переработки и сбыта продукции, а также в оказании других услуг.

Фермерский сектор должен занять прочное положение в агропромышленном комплексе Ярославской области, ожидается повышение его конкурентоспособности на продовольственном рынке.

Экономические показатели деятельности КФХ отражены в приложении 3 к Программе.

3. Подпрограмма «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»

3.1. Содержание проблемы

ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином единолично либо совместно с проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.

В связи с тем, что удельный вес заработной платы, получаемой работниками во многих экономически слабых сельскохозяйственных предприятиях, в структуре доходов их семьи постепенно снижается, а доходы от ЛПХ, наоборот, растут, то экономическая роль и значение ЛПХ для семей, проживающих в пределах территорий данных предприятий, возрастает. Повышение роли ЛПХ в получении дохода отражает снижение уровня жизни сельского населения и является важным фактором (и вынужденной мерой) экономической защиты сельских жителей, так как сфера приложения их труда по другим направлениям существенно ограничена.

Кроме производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ сельским жителям приходится немало сил и средств направлять на поддержание и улучшение своих социально-бытовых условий, так как социальная сфера села значительно отстает от уровня и условий жизни в городе.

По данным Ярославльстата, в 2004 году в области 216,1 тыс. семей имели ЛПХ, общая площадь земельных участков которых составляла 59,7 тыс. га. На каждое ЛПХ приходится в среднем по 0,28 га земли. В ЛПХ в целом по Ярославской области содержится: 36,7 тыс. голов КРС, или 18,9 процента от общего количества КРС в хозяйствах всех категорий, в том числе коров - 18,9 тыс. голов, или 20,7 процента; а также свиней - 8,4 тыс. голов, или 14,3 процента, овец - 24,2 тыс. голов или, 69,4 процента. Данная категория хозяйств в общем объеме производства картофеля по Ярославской области имеет удельный вес 79 процентов (169 тыс. тонн); овощей - 94 процента (220 тыс. тонн); мяса в убойном весе - 37 процентов (12,3 тыс. тонн); молока - 24 процента (78 тыс. тонн); яиц - 9 процентов (51 млн. шт.); шерсти - 58 процентов (15 тонн). По разным подсчетам, примерно 15-20 процентов произведенной продукции (в стоимостном выражении) ЛПХ направляют на реализацию.

В целом стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в ЛПХ за 2004 год и исчисленной в текущих ценах, составила 6,2 млрд. рублей, что составляет 59 процентов от стоимости всей сельскохозяйственной продукции Ярославской области. Вышеназванные показатели говорят о том, что ЛПХ вносят существенный вклад в продовольственный баланс Ярославской области. В этой связи поддержка ЛПХ имеет немаловажное значение в развитии производства сельскохозяйственной продукции и снижении социальной напряженности.

Кроме того, немаловажное значение имеет и то, что уровень производства во многих ЛПХ значительно выше уровня производства в КФХ. Это обстоятельство говорит о том, что ЛПХ является хорошей базой для дальнейшего развития фермерства, а также других малых форм предпринимательства. Сохранению и развитию ЛПХ в немалой степени способствует чрезвычайно благоприятный налоговый климат: владельцу ЛПХ нужно платить только налог на землю.

Однако рост производства сельскохозяйственных продуктов, также как и в КФХ, в ЛПХ сдерживают:

- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;

- трудоемкость выполняемых работ;

- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у населения.

Одна из основных проблем, с которой сталкивается в настоящее время владелец ЛПХ - отсутствие возможности быстро и в нужное время реализовать произведенную продукцию. Реализация продукции собственными силами отнимает много времени и значительно увеличивает расходы (особенно транспортные).

В целях наращивания производства продуктов животноводства и растениеводства в ЛПХ необходимо осуществить ряд мероприятий:

- увеличение сельскохозяйственными предприятиями продажи населению молодняка КРС, свиней;

- организация закупки у сельскохозяйственных предприятий маточного (в том числе племенного) поголовья сельскохозяйственных животных для продажи населению;

- передача работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, молодняка телят и поросят на откорм, а также кормов, семян сельскохозяйственных культур; оказание услуг в счет заработной платы (по договоренности сторон);

- оказание консультативных услуг специалистами различных отраслей;

- привлечение финансовых средств из внебюджетных источников и предоставление субвенций из областного бюджета муниципальным районам по соответствующим нормативам.

Для повышения племенной ценности всех видов скота и экономической эффективности производства животноводческой продукции в ЛПХ необходимо:

- организовать выездное искусственное осеменение скота в деревнях и селах, имеющих небольшое поголовье скота;

- обеспечить ветеринарное обслуживание скота в ЛПХ в соответствии с действующим законодательством.

В растениеводческой отрасли основным товарным продуктом в ЛПХ является картофель. Удовлетворение потребности населения Ярославской области в картофеле осуществляется, прежде всего, за счет производства его на приусадебных участках, так как в коллективных сельскохозяйственных предприятиях посевные площади, в том числе сортовые посевы, резко сократились. В связи с этим у населения возникли трудности с обеспечением семенами картофеля, что является одной из причин снижения урожайности (1995 год - 160ц/га, 2000 год - 130ц/га, 2003 год - 113ц/га, 2004 год - 83ц/га) и валовых сборов. Для улучшения сортового состава семян картофеля необходимо расширение семеноводства в специализированных хозяйствах с последующей реализацией семян ЛПХ.

3.2. Цели и задачи подпрограммы

Реализация подпрограммы предусматривает следующие цели и задачи:

- широкое участие ЛПХ в организации и деятельности СПоК;

- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции;

- расширение спектра различных услуг, предоставляемых ЛПХ;

- развитие малого предпринимательства в сельской местности Ярославской области;

- организацию учебы, повышение квалификации членов ЛПХ, информационное обеспечение;

- снижение социальной напряженности на селе.

3.3. Перечень мероприятий

Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия по развитию ЛПХ, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе, предусматривающие:

- совершенствование договорных отношений в вопросах производства сельскохозяйственной продукции и сфере оказания различных видов услуг;

- оказание информационно-консультационной помощи через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;

- проведение обучения членов ЛПХ по различным направлениям производственной деятельности;

- участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в организации работы в ЛПХ;

- направления финансирования из областного бюджета на поддержку ЛПХ.

Потребности в финансовых средствах и источники их обеспечения отражены в приложении 7 к Программе.

3.4. Оценка социально-экономической эффективности

реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:

- увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году на 41 процент к уровню 2005 года, в том числе в расчете на одну семью на 53 процента;

- доступности заемных средств для сельского населения;

- снижения социальной напряженности на селе;

- повышения занятости и улучшения качества жизни сельского населения.

Экономические показатели деятельности ЛПХ указаны в приложении 4 к Программе.

4. Подпрограмма «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

4.1. Содержание проблемы

На 1 января 2005 года число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством в Ярославской области, составило 173,2 тысячи. Общая площадь обрабатываемых сельскохозяйственных угодий составляет 15,2 тыс. га, что в среднем на семью составляет 8,8 соток. На данных земельных участках население выращивает в основном картофель, овощи, фрукты, ягоды, а также часть площадей использует на кормовые цели. Доля населения, занятого садоводством и огородничеством, в производстве сельскохозяйственной продукции Ярославской области составляет более 59 процентов. Население обеспечивает себя производимой продукцией и реализует излишки. Проблемы, с которыми сталкиваются НО - те же, что у ЛПХ. Кроме того, в последние годы у них возникла существенная проблема, связанная с охраной имущества и выращенного урожая.

4.2. Цели и задачи подпрограммы

Целями и задачами подпрограммы являются:

- широкое участие НО в организации и деятельности СПоК;

- развитие инфраструктуры (строительство подъездных дорог, электрификация, водоснабжение, обеспечение средствами связи и т.д.);

- замена ручного труда средствами малой механизации;

- организация закупок излишка сельскохозяйственной продукции;

- увеличение производства сельскохозяйственной продукции;

- расширение спектра услуг, включая консультационные.

4.3. Перечень мероприятий

Для достижения целей и задач данной подпрограммы определены мероприятия, которые отражены в приложениях 5 и 6 к Программе, предусматривающие:

- совершенствование договорных отношений в сфере оказания различных видов услуг;

- оказание информационно-консультационной помощи через ИКС АПК ЯО на безвозмездной или платной основе;

- организацию обучения членов НО по производству сельскохозяйственной продукции;

- участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в НО;

- направления финансирования из областного бюджета на поддержку НО.

Направления финансовой поддержки из областного бюджета в период действия Программы предусматриваются в соответствии с порядком, разрабатываемым ежегодно департаментом АПК и утверждаемым постановлением Администрации Ярославской области. Порядок финансирования разрабатывается департаментом АПК с учетом предложений Ярославского областного Союза садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений. Объемы оказания государственной поддержки из областного бюджета, привлечения внебюджетных средств НО отражены в приложении 7 к Программе.

4.4. Оценка социально-экономической эффективности

реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:

- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году на 41 процент к уровню 2005 года, в том числе в расчете на одну семью на 53 процента;

- обеспечение максимальной доступности к заемным средствам;

- повышение занятости населения и улучшение самообеспеченности его продуктами питания.

Экономические показатели деятельности НО указаны в приложении 4 к Программе.

Приложение 1

к Программе

Организация потребительских кооперативов в 2007-2011 годах

численность



п/п

Муниципальные

районы

Вид деятельности

Всего

по Программе

В том числе по годам

основной

дополнительный

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Большесельский

Переработка кормов

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

2.

Борисоглебский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

3.

Брейтовский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Переработка овощей, ягод, грибов

Сбор овощей, грибов, ягод

1

1

Кредитование

1

1

4.

Гаврилов-Ямский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

5.

Даниловский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

6.

Любимский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

7.

Мышкинский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

8.

Некоузский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

9.

Некрасовский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

10.

Первомайский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

11.

Переславский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Страхование

1

1

12.

Пошехонский

Сбор сельхозпродукции

Снабжение и сбыт

1

1

13.

Ростовский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

14.

Рыбинский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

15.

Тутаевский

Переработка молока

Сбор сельхозпродукции

1

1

Кредитование

1

1

16.

Угличский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

17.

Ярославский

Снабжение и сбыт

Сбор сельхозпродукции

1

1

Итого по видам:

Кредитование

9

1

3

4

1

Снабжение и сбыт

15

2

3

4

4

2

Переработка

3

1

1

1

Страхование

1

1

Всего

28

4

4

7

9

4

Приложение 2

к Программе

Ожидаемая экономическая эффективность деятельности потребительских кооперативов за 2007-2011 годы



п/п

Показатели

Ед.

изм.

Всего по

Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Кредитные

1.

Численность кооперативов

колич.

х

10

10

13

17

18

2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

1175

1290

1540

1950

2300

3.

Паевой фонд

млн. руб.

х

47,1

64,0

84,5

107,6

133,7

4.

Количество займов

колич.

7370

1030

1160

1370

1760

2050

5.

Сумма займов

млн. руб.

1282

143

187

246

316

390

рост к предыдущему году

%

х

124

131

132

128

123

сумма займов в расчете на 1 кооператив

млн. руб.

х

14,3

18,7

18,9

18,6

21,7

6.

Средняя сумма одного займа

тыс. руб.

173,9

138,8

161,2

179,6

179,5

190,2

7.

Численность работников кооперативов

чел.

х

39

42

52

66

80

8.

Объем услуг в расчете на 1 работника

млн. руб.

х

4,2

4.4

4.7

4.8

4.9

2. Снабженческо-сбытовые

1.

Численность кооперативов

колич.

х

7

10

14

18

20

2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

22

31

45

60

70

3.

Паевой фонд

млн. руб.

х

0,2

0,3

0,5

0,6

0,7

4.

Объем оказываемых услуг

млн. руб.

219

13

24

42

60

80

рост к предыдущему году

%

х

4,6 раза

184

175

143

133

сумма услуг в расчете на 1 кооператив

млн. руб.

х

1,9

2,4

3,0

3,3

4,0

5.

Численность работников кооперативов

чел.

х

56

84

130

170

210

6.

Объем услуг в расчете на 1 работника

млн.руб.

х

0,23

0,29

0,32

0,35

0,38

3. Перерабатывающие

1.

Численность кооперативов

колич.

х

2

3

3

4

4

2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

6

10

11

15

18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.

Паевой фонд

млн. руб.

х

0,04

0,12

0,13

0,16

0,2

4.

Объем оказываемых услуг

млн. руб.

513

82

94

105

112

120

рост к предыдущему году

%

х

111

115

112

107

107

сумма услуг в расчете на 1 кооператив

млн. руб.

х

41

31,3

35,0

28,0

40,0

5.

Численность работников кооперативов

чел.

х

43

56

60

67

75

6.

Объем услуг в расчете на 1 работника

млн. руб.

х

1,90

1,67

1,75

1,70

1,60

4. Страховые

1.

Численность кооперативов

колич.

х

1

2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

5

3.

Паевой фонд

млн. руб.

х

0,1

4.

Объем оказываемых услуг

млн. руб.

5,0

5,0

рост к предыдущему году

%

х

х

сумма услуг в расчете на 1 кооператив

млн. руб.

х

5,0

5.

Численность работников кооперативов

чел.

х

5

6.

Объем услуг в расчете на 1 работника

млн. руб.

х

1,0

Итого по всем видам кооперативов

1.

Численность кооперативов

колич.

х

19

23

30

39

43

2.

Численность членов кооперативов

колич.

х

1203

1331

1596

2025

2393

3.

Паевой фонд

млн.руб.

х

47,34

64,42

85,13

108,36

134,70

4.

Объем оказываемых услуг

млн.руб.

2019

238

305

393

488

595

рост к предыдущему году

%

х

124

128

129

124

122

сумма услуг в расчете на 1 кооператив

млн. руб.

х

12,5

13,3

13,1

12,5

13,8

5.

Численность работников кооперативов

чел.

х

138

182

242

303

370

6.

Объем услуг в расчете на 1 работника

млн. руб.

х

1,72

1,67

1,62

1,61

1,60

7.

Рентабельность

%

х

15,3

16

16,5

17,0

18,0

Приложение 3

к Программе

Динамика экономических показателей крестьянских (фермерских) хозяйств за 2004 - 2011 годы



п/п

Показатели

Ед.

изм.

2004 г

отчет

2005 г

ожид.

2006 г

прогноз

Всего по

Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Численность КФХ

колич.

2052

2037

2024

х

2012

1990

1980

1970

1960

2.

Наличие земель - всего,

в том числе сельхозугодий

тыс. га

тыс. га

43,8

36,5

43,4

36,2

43,1

35,8

х

х

42,7

35,5

42,3

35,1

41,8

34,8

41,4

34,4

41,0

34,0

3.

Посевные площади - всего,

в том числе:

зерновые

картофель

овощи

кормовые культуры

га

га

га

га

га

9211

2057

711

157

6286

7357

1062

613

134

5487

7470

1100

605

132

5610

х

х

х

х

х

7560

1060

610

135

5700

7600

1000

620

137

5800

7620

900

630

140

5850

7650

800

640

145

6000

7800

700

650

150

6200

4.

Поголовье скота:

- крупный рогатый скот,

из них коровы

- свиньи

- овцы и козы,

из них овцы

- лошади

гол.

гол.

гол.

гол.

гол.

гол.

2534

1250

2319

4736

4624

69

2410

1180

2130

4520

4410

62

2320

1040

2040

4430

4350

60

х

х

х

х

х

х

2350

1030

2050

4450

4350

60

2400

1150

2050

4450

4350

60

2450

1180

2050

4450

4350

60

2500

1200

2100

4500

4400

60

2500

1200

2100

4500

4400

60

5.

Производство:

зерно

картофель

овощи

мясо (в убойном весе)

молоко

тонн

тонн

тонн

тонн

тонн

2505

7145

2988

969

4896

1166

8559

3122

958

4640

1200

8470

3130

960

4470

5120

44430

16910

5050

23420

1190

8560

3220

970

4450

1120

8640

3280

990

4570

1040

8900

3340

1010

4700

930

9030

3470

1030

4800

840

9300

3600

1050

4900

яйцо

шерсть

млн. шт.

тонн

0,88

4,0

0,85

4,0

0,85

4,0

4,25

20,0

0,85

4,0

0,85

4,0

0,85

4,0

0,85

4,0

0,85

4,0

6.

Производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах - всего,

в том числе на 1 хозяйство рост к предыдущему году

млн.руб.

тыс. руб.

%

132,6

64,6

113,1

134,4

66,0

102,2

135,6

67,0

101,5

899,0

х

х

140,0

69,6

103,9

164,0

82,4

118,4

178,0

89,9

109,1

197,0

100,0

111,2

220,0

112,2

112,2

7.

Удельный вес КФХ в производстве продукции сельского хозяйства Ярославской области

%

1,3

1,2

1,2

1,3

1,2

1,2

1,3

1,3

1,4

Приложение 4

к Программе

Динамика экономических показателей личных подсобных хозяйств и садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений за 2004 - 2011 годы



п/п

Показатели

Ед.

изм.

2004 г

отчет

2005 г

ожид.

2006 г

прогноз

Всего по Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Численность семей, занятых ЛПХ и НО

тысяч

392,5

389,3

385,0

х

380,0

375,0

370,0

365,0

360,0

2.

Наличие земель - всего,

в том числе сельхозугодий

тыс. га

тыс. га

90,2

85,8

89,5

85,1

88,2

84,4

х

х

86,9

83,7

85,6

83,0

84,3

82,3

83,0

81,6

81,7

81,0

3.

Посевные площади - всего,

тыс. га

37,7

37,7

37,4

х

37,2

36,9

36,7

36,3

36,0

в том числе:

картофель

тыс. га

20,3

20,3

20,2

х

20,1

20,0

19,9

19,8

19,7

овощи

тыс. га

7,3

7,3

7,1

х

7,1

7,1

7,0

6,9

6,8

многолетние насаждения

тыс. га

8,2

8,2

8,1

х

8,0

7,9

7,9

7,8

7,7

4.

Поголовье скота:

- крупный рогатый скот,

тыс.гол.

36,7

36,2

35,6

х

35,6

35,8

36,0

36,3

36,5

из них коровы

тыс.гол.

18,9

17,8

18,0

х

18,0

18,2

18,4

18,5

18,7

- свиньи

тыс.гол.

8,4

8,0

7,5

х

7,3

7,5

7,7

8,0

8,5

- овцы и козы,

тыс.гол.

24,2

22,3

21,0

х

21,0

21,0

21,0

21,0

21,0

из них овцы

тыс.гол.

11,4

10,6

10,0

х

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

- лошади

тыс.гол.

0,5

0,4

0,4

х

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

5.

Производство:

картофель

тыс. т

168,5

239,6

195,0

1145,0

210,0

220,0

230,0

240,0

245,0

овощи

тыс. т

219,8

212,3

215,0

1102,0

216,0

218,0

220,0

223,0

225,0

плоды и ягоды

тыс. т

57,5

74,0

60,0

336,0

65,0

66,0

67,0

68,0

70,0

мясо (в убойном весе)

тыс. т

12,3

11,5

11,0

60,3

11,2

11,6

12,0

12,5

13,0

молоко

тыс. т

77,6

75,3

75,9

405,0

78,9

79,5

80,6

82,0

84,0

яйцо

млн.шт.

51,2

49,8

50,0

250,0

50,0

50,0

50,0

50,0

50,0

шерсть

тонн

15,0

14,6

14,3

72,2

14,3

14,4

14,5

14,5

14,5

6.

Производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах - всего,

млн. руб.

6202

6660

7010

42130

7470

7980

8370

8900

9410

в том числе на 1 семью

тыс. руб.

15,8

17,1

18,2

113,9

19,7

21,3

22,6

24,4

26,1

рост к предыдущему году

%

96

108,2

106,4

х

108,2

108,1

106,1

108,0

107,0

7.

Удельный вес ЛПХ и НО в производстве продукции сельского хозяйства

Ярославской области

%

59,4

59,2

59,2

х

59,3

59,4

59,4

59,4

59,4

Приложение 5

к Программе

Перечень программных мероприятий



п/п

Содержание

мероприятий

Сроки

реализации, год

Исполнитель

(в установленном порядке)

1

2

3

4

1.

Участие в организации СПоК - всего, в том числе:

Ежегодно в

2007-2011

Департамент АПК, подведомственные ему организации и предприятия

1.1.

Кредитных

2007, 2009-2011

1.2.

Снабженческо-сбытовых

2007-2011

1.3.

Перерабатывающих

2007, 2008, 2010

1.4.

Страховых

2011

2.

Разработка порядка финансовой поддержки из областного бюджета

Ежегодно в

2007-2011

Департамент АПК,

департамент финансов

2.1.

СПоК, КФХ, НО

2.2.

ЛПХ

3.

Обучение и повышение квалификации работников СПоК, КФХ, ЛПХ, НО

2007-2011

ИКС АПК ЯО

4.

Участие в областном конкурсе «За достижения в предпринимательской деятельности»

Ежегодно в

2007-2011

Ассоциация крестьянских (фермерских хозяйств) Ярославской области,

предприятия и организации малых форм хозяйствования

5.

Участие в областном конкурсе за наилучшие показатели в НО и в организации работы ЛПХ

Ежегодно в

2007-2011

Ярославский областной Союз садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, садоводов

и огородников

6.

Информационно-консультационное обеспечение

СПоК, КФХ, ЛПХ, НО

2007-2011

ИКС АПК ЯО

7.

Доведение до органов управления сельского хозяйства администраций муниципальных районов Ярославской области нормативно-правовых документов,

регламентирующих создание и деятельность СПоК

Ежегодно в

2007-2011

Департамент АПК

8.

Проведение совещаний с работниками органов управления сельского хозяйства администраций муниципальных районов Ярославской области и главами сельских поселений по условиям кредитования малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса

Ежегодно в

2007-2011

Департамент АПК

9.

Проведение семинаров по вопросам организации СПоК

Ежегодно в 2007-2011

Департамент АПК,

ИКС АПК ЯО

10.

Совершенствование договорных отношений

2007-2011

Департамент АПК

11.

Обобщение опыта деятельности малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса Ярославской области

Ежегодно в 2007-2011

Департамент АПК

12.

Обеспечение поддержки малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса по правовым, экономическим, технологическим вопросам, вопросам материально-технического обеспечения, учета, отчетности и налогообложения

Ежегодно в 2007-2011

Департамент АПК

13.

Рассмотрение на координационном совете по реализации в Ярославской области приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» вопроса о развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области

Ежеквартально

в 2007

Департамент АПК

14.

Обеспечение широкого освещения в областных средствах массовой информации хода реализации Программы

2007-2011

Департамент АПК,

ИКС АПК ЯО

Приложение 6

к Программе

Мероприятия по финансовому обеспечению Программы из областного бюджета в 2007-2011 годы

млн. рублей



п/п

Направления финансовой поддержки по категориям малых форм хозяйствования

Всего по

Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

СПоК - всего,

в том числе субсидии на:

140,0

19,0

22,0

27,0

33,0

39,0

1.1.

уплату части процентов по привлеченным кредитам

35,8

5,0

6,2

7,0

8,5

9,1

1.2.

пополнение фонда кредитных кооперативов

98,2

13,4

15,0

18,8

23,0

28,0

1.3.

компенсацию части затрат на приобретение техники и технологического оборудования

5,2

0,5

0,7

1,0

1,3

1,7

1.4.

компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации кадров

0,8

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

2.

КФХ - всего,

в том числе субсидии на:

36,0

5,0

6,0

7,0

8,0

10,0

2.1.

уплату части процентов по привлеченным кредитам

18,0

2,4

3,0

3,5

4,0

5,1

2.2.

компенсацию части затрат на приобретение техники и племенного скота

13,0

2,0

2,3

2,5

2,7

3,5

2.3.

компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации кадров

0,7

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

2.4.

компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений

2,2

0,2

0,3

0,4

0,6

0,7

2.5.

компенсацию части затрат, связанных с оказанием консалтинговых услуг

0,8

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

2.6.

компенсацию части затрат, связанных с

государственной регистрацией прав на

недвижимое имущество и сделок с ним

1,3

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

3.

НО - всего,

в том числе субсидии на:

37,0

6,0

7,0

8,0

8,0

8,0

3.1.

обеспечение садоводческих, огороднических объединений минеральными и органическими удобрениями

7,9

1,5

1,6

1,6

1,6

1,6

3.2.

компенсацию части затрат по электрификации

и реконструкции электрических сетей

садоводческих объединений

10,6

1,7

2,0

2,3

2,3

2,3

3.3.

компенсацию части затрат по водоснабжению

и реконструкции водопроводных сетей

садоводческих объединений

5,8

0,6

1,0

1,4

1,4

1,4

3.4.

строительство и восстановление подъездных дорог и железнодорожных платформ

11,7

2,0

2,2

2,5

2,5

2,5

3.5.

организацию выставок

0,5

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

3.6.

консультационные услуги

0,5

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

4.

ЛПХ - всего,

в том числе субвенции муниципальным районам (городским округам) по утвержденным нормативам (направления бюджетной поддержки отражают в порядке, разработанном и утвержденном на муниципальном уровне)

65,065,0

9,09,0

10,010,0

14,014,0

15,015,0

17,017,0

Всего по областному бюджету

278,0

39,0

45,0

56,0

64,0

74,0

Приложение 7

к Программе

Общая потребность в финансовых средствах и источники финансирования

млн. руб.



п/п

Источники финансирования по

категориям малых форм хозяйствования

Всего по

Программе

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Областной бюджет - всего, из них:

278

39

45

56

64

74

1.1.

СПоК

140

19

22

27

33

39

1.2.

КФХ

36

5

6

7

8

10

1.3.

НО

37

6

7

8

8

8

1.4.

ЛПХ - всего, в том числе:

65

9

10

14

15

17

1.4.1.

субвенции муниципальным районам по утвержденным нормативам

65

9

10

14

15

17

2.

Внебюджетные средства - всего, в том числе:

2131

249

379

443

502

558

2.1.

СПоК

781

92

153

174

175

187

2.2.

КФХ

456

40

74

88

117

137

2.3.

НО

181

20

29

37

44

51

2.4.

ЛПХ

713

97

123

144

166

183

3.

Итого по Программе - всего, в том числе по:

2409

288

424

499

566

632

3.1.

СПоК

921

111

175

201

208

226

3.2.

КФХ

492

45

80

95

125

147

3.3.

НО

218

26

36

45

52

59

3.4.

ЛПХ

778

106

133

158

181

200

Приложение 8

к Программе

Методика оценки эффективности Программы

Оценка эффективности Программы за период 2007-2011 годы включает в себя ежегодный расчет следующих экономических показателей:

1) рост производства сельскохозяйственной продукции за отчетный год к предшествующему году:

- в КФХ;

- в ЛПХ;

- в НО.

Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по ежегодным данным Ярославльстата показатель отчетного года делится на показатель предыдущего года по объему производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах отдельно в КФХ и ЛПХ и умножается на 100. Оценка эффективности предполагает получение результата в процентах свыше 100 (за исключением форс-мажорных обстоятельств *);

2) рост объема оказываемых услуг СПоК за отчетный год к предшествующему году.

Расчет производится аналогично расчету, указанному в пункте 1;

3) рост производительности труда **:

- в СПоК;

- в КФХ;

- в ЛПХ;

- в НО.

Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по ежегодным данным Ярославльстата показатель отчетного года делится на показатель предыдущего года по производительности труда отдельно в СПоК, в КФХ, ЛПХ и в НО и умножается на 100. Оценка эффективности предполагает получение результата в процентах свыше 100 (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

4) рентабельность производственно-финансовой деятельности СПоК.

Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по данным годовых отчетов СПоК прибыль (убыток) до налогообложения делится на себестоимость проданных товаров, работ, услуг и умножается на 100. Оценка эффективности предполагает получение положительного результата в процентах (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

5) рост числа рабочих мест в СПоК.

Расчет производится следующим образом. По истечении года за период 2007-2011 годов по данным годовых отчетов СПоК показатель среднегодовой численности работников отчетного года делится на показатель среднегодовой численности работников предыдущего года и умножается на 100;

6) количество организованных СПоК ежегодно за период 2007-2011 годов (по факту регистрации в налоговом органе - получение свидетельства о регистрации и присвоении ИНН).

_______________________________________________

* - стихийные бедствия природного и техногенного характера (засуха, ливни, град, продолжительные осадки, наводнения, сильные морозы, пожары, обвалы и т.п.), вызвавшие гибель растений и животных, повреждения и разрушения зданий и сооружений, а также другие негативные последствия.

* * - производительность труда определяется:

- в СПоК в расчете на одного среднегодового работника;

- в КФХ, ЛПХ и НО в расчете на одну семью.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: газета "Губернские вести" № 74 от 23.11.2006
Рубрики правового классификатора: 090.060.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать