Основная информация

Дата опубликования: 24 декабря 2007г.
Номер документа: ru19000200700380
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: Верховный совет Республики Хакасия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ЗАКОН

от 24.12.2007 №95-ЗРХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2010 ГОДЫ»

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 05 декабря 2007 года

(с изменениями от 30.06.2008г. Закон Республики Хакасия №30-ЗРХ, НГР RU19000200800194)

(с изменениями от 12.11.2008г., Закон Республики Хакасия №66-ЗРХ, НГР RU19000200800372)

(с изменениями от 01.04.2010г., Закон Республики Хакасия №18-ЗРХ, НГР RU19000201000118)

(фактически утратил силу)

Настоящий Закон принят в целях создания условий для обеспечения современного качества образования в Республике Хакасия.

Статья 1

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы» (далее - Программа).

Статья 2

Правительству Республики Хакасия осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь

Приложение

к Закону Республики Хакасия

«Об утверждении республиканской

целевой программы «Развитие образования

в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы»

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2010 ГОДЫ»

ПАСПОРТ

республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы»

Наименование Программы



республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 – 2010 годы»

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта)



Закон Республики Хакасия от 04.10.2004 № 53 «Об образовании» (с последующими изменениями);

постановление Правительства Республики Хакасия от 30.07.2007 № 252 «О разработке республиканских целевых программ на 2008 год и плановый период 2009 – 2010 годы»

Государственный заказчик



Министерство образования и науки Республики Хакасия

Цель Программы



обеспечение комплексной модернизации региональной системы образования

Задачи Программы



переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленную на повышение доходов учителей;

переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ);

развитие сети образовательных учреждений на территории Республики Хакасия, в том числе дошкольного и дополнительного образования детей;

создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО);

развитие государственно-общественного управления образованием;

формирование государственного и социального заказа на профессиональную подготовку специалистов для социально-экономической сферы республики

Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам



увеличение охвата детей дошкольным образованием в Республике Хакасия: 2008 год  до 60 процентов, 2009 год – до 65 процентов, 2010 год – до 75 процентов;

рост удельного веса образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению: 2008 год – до 30 процентов, 2009 год – до 35 процентов, 2010 год – до 40 процентов;

переход общеобразовательных учреждений на принципы нормативного подушевого финансирования: 2008 год – 28 процентов, 2009 год – 76 процентов, 2010 год – 100 процентов;

переход общеобразовательных учреждений на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет:
2008 год – 28 процентов, 2009 год –
76 процентов, 2010 год – 100 процентов;

переход общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда: 2009 год – 35 процентов, 2010 год –
50 процентов;

рост средней заработной платы учителей: 2008 год – на 10 процентов,
2009 год – на 20 процентов, 2010 год – на 30 процентов;

возможность сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений ЕГЭ: 2008 год – по 10 предметам, 2009 год – по 11 предметам, 2010 год – по 12 предметам;

рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса: 2008 год – до 30 процентов, 2009 год – до 40 процентов, 2010 год – до 50 процентов;

рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит к 2010 году соответственно 2 процента и 1,5 процента;

переход общеобразовательных учреждений на публичную отчетность о своей деятельности: 2008 год – до 50 процентов, 2009 год – до 70 процентов, 2010 год – до 100 процентов;

рост удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении: 2008 год – до 50 процентов, 2009 год – до 70 процентов, 2010 год – до 100 процентов;

рост удельного веса школ, имеющих собственный информационный сайт: 2008 год – до 35 процентов, 2009 год – до 50 процентов, 2010 год – до 70 процентов;

рост числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ: 2008 год – до 0,2, 2009 год – до 0,3, 2010 год – до 1;

рост удельного веса инновационных моделей общеобразовательных учреждений: 2008 год – до 20 процентов,

2009 год – до 30 процентов, 2010 год – до 40 процентов;

увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов:
2008 год – до 15 процентов, 2009 год – до 25 процентов, 2010 год – до 35 процентов

Сроки и этапы реализации

Программы



2008 – 2010 годы.

1 этап – 2008 год;

2 этап – 2009 год;

3 этап – 2010 год

Объемы

и источники

финансирования

Программы



общий объем финансирования – 87 млн. 594 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, из них:

2008 год – 23 млн. 300 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 15 млн. рублей;

2009 год – 28 млн. 345 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 20 млн. рублей;

2010 год – 35 млн. 949 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 30 млн. 349 тыс. рублей

Ожидаемые конечные

результаты реализации Программы



охват детей дошкольным образованием в Республике Хакасия – до 75 процентов;

удельный вес образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению, – 40 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, – 100 процентов;

удельный вес общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, – 100 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, перешедших на НСОТ, – 50 процентов;

рост средней заработной платы учителей – 30 процентов;

выпускникам общеобразовательных учреждений будет предоставлена возможность сдачи ЕГЭ по
12 предметам;

доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса, – 50 процентов;

рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит соответственно
2 процента и 1,5 процента;

удельный вес общеобразовательных учреждений, осуществляющих публичную отчетность о своей деятельности, – 100 процентов;

удельный вес образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении, –
100 процентов;

удельный вес школ, имеющих собственный информационный сайт, – 70 процентов;

число общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ, – 1;

удельный вес инновационных моделей общеобразовательных учреждений –
40 процентов;

доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов, – 35 процентов;

укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования детей, реализующих инновационные программы»;

1. Характеристика проблемы

Республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы» определяет стратегию и основные направления развития республиканской системы образования на 2008 - 2010 годы в соответствии с Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования и программой «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы».

Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении доступности качественных образовательных услуг потребителям независимо от их места жительства. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Программа предназначена для обеспечения управляемого процесса развития республиканской системы образования, перевода в новое состояние, обеспечивающее повышение ее качества и эффективности.

Программа исходит из необходимости объединения усилий и солидарной ответственности органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, профессиональных, общественных объединений и организаций, граждан за состояние образовательной системы.

С точки зрения интересов и потребностей личности Программа призвана обеспечивать:

социальную защищенность и мобильность молодежи в современных условиях;

ясное понимание и уверенность старшего поколения за судьбы детей;

доступное и качественное образование с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающегося;

необходимый уровень физического, психического и нравственного здоровья, защиту прав ребенка в образовательном процессе;

личностный, социальный и природосообразный характер образования;

непрерывность и преемственность всех уровней региональной системы образования, многообразие и вариативность форм образовательной практики;

достойные условия работы и жизни, возможности профессионального роста и саморазвития работников системы образования.

С точки зрения общественных интересов и социально-экономических потребностей Республики Хакасия Программа призвана содействовать:

воспитанию новых поколений граждан-патриотов России в Республике Хакасия;

развитию республиканской инфраструктуры системы образования;

консолидации граждан вокруг проблем образования;

подготовке высококвалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест в социально-экономическом комплексе республики;

повышению социальной и экономической эффективности образования, привлечению инвестиций в сферу образования;

оптимизации сети образовательных учреждений на основе баланса социальной и экономической эффективности и целесообразности.

С точки зрения образовательной отрасли Программа ориентирована на:

повышение социального статуса образовательных учреждений, включение всех образовательных учреждений в систему непрерывного образования;

обновление содержания образования и структуры на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, новых образовательных технологий, современного опыта и лучших педагогических традиций;

обеспечение единства обучения и воспитания, сбалансированности государственного, национального и личностного приоритетов в системе непрерывного образования;

обеспечение единства общего, профессионального и дополнительного образования детей и молодежи.

Программа предопределяет сценарий развития региональной системы образования на среднесрочный период и прогноз на дальнейшее развитие -от стабилизации, сохранения лучшего опыта функционирования образовательной системы как фактора развития к инновационным процессам, переводящим систему в новое качество.

В последние годы система образования Республики Хакасия динамично развивается. Благодаря реализации комплекса республиканских целевых и ведомственных программ, а также приоритетного национального проекта «Образование» удалось совершить прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования:

- по разработке нормативной правовой базы (принятие целого ряда нормативных актов по социальной поддержке воспитанников, обучающихся и педагогических работников; нормативные акты по разграничению и закреплению компетенции в сфере образования);

- обновлению содержания образования (переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе);

- внедрению новых технологий обучения (здоровье сбережение, развивающее обучение, дистанционные технологии и др.);

- обеспечению дополнительной государственной поддержки талантливой и способной молодежи;

- апробации новых финансово-экономических механизмов (разработка и внедрение региональных нормативов финансирования);

- созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования (значительное укрепление учебной, учебно-лабораторной, материальной базы образовательных учреждений);

- созданию инфраструктуры инновационной деятельности в сфере образования (создание разветвленной сети муниципальных и республиканских экспериментальных и базовых площадок, ресурсных центров и др.).

Одной из характерных черт региональной системы образования стала вариативность и дифференциация сети образовательных учреждений, что позволяет расширить условия выбора учащимися образовательных программ с учетом их интересов и потребностей. Повысился уровень академических показателей качества образования (снижение числа случаев второгодничества и выбытия из школ, стабильное число выпускников-медалистов, высокий уровень поступления выпускников школ в учреждения профессионального образования). По доле выпускников, получивших по результатам трех экзаменов в форме ЕГЭ более 200 баллов, Республика Хакасия в 2006 году заняла 14 позицию среди 77 регионов России, оставив позади себя по данному показателю все регионы Сибири и Дальнего Востока. Создается система раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи, создания для них адаптивно-развивающей среды. Снизилась текучесть педагогических кадров. В условиях демографического спада региональная система образования полностью укомплектована штатами педагогических работников. Характерен общий рост профессионального уровня педагогов при сохранении диспропорции образовательного уровня педагогов по типам и видам образовательных учреждений. Обновляется материально-техническая, учебно-методическая и информационная база образовательных учреждений, повышенное внимание уделяется проблеме противопожарной и антитеррористической безопасности. Только в 2006 году на учебные расходы общеобразовательным учреждениям в виде субвенций муниципальным образованиям из республиканского бюджета было выделено 43,9 млн. рублей. Число персональных компьютеров на 100 учащихся в республике составляет 26, что выше среднего показателя по Российской Федерации. Идет поиск новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.

Вместе с тем в системе образования Республики Хакасия сохраняются негативные тенденции, без решения которых невозможно дальнейшее динамичное развитие:

1. Сохраняются феминизация и старение педагогических кадров. Число педагогов пенсионного возраста ежегодно увеличивается примерно на 2 процента и составляет свыше 16 процентов от общей численности педагогических кадров. Низкий уровень заработной платы не способствует закреплению молодежи в образовательных учреждениях (68% от средней заработной платы в экономике Республики Хакасия). Действующая система оплаты труда педагогических работников не учитывает результаты конкретного педагога и не направлена на стимулирование работников при существующей минимальной разнице между разрядами Единой тарифной сетки и оплатой по аттестационным категориям. Оплата труда по ETC фактически стимулирует перегрузку, а погоня за часами приводит к снижению качества преподавания. Использование надтарифной части фонда оплаты труда для оплаты видов внеаудиторной деятельности педагога приводит к тому, что она также не выполняет стимулирующей функции.

2. Процесс перехода школ к новым условиям финансирования связан с объективными трудностями: низкой наполняемостью классов сельских школ, различиями в условиях осуществления образовательного процесса. Сохранение большого количества малокомплектных и малочисленных сельских школ в республике (68%) приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Расход на одного обучающегося в малочисленной школе Республики Хакасия (до 15 чел.) из республиканского бюджета в среднем на одного учащегося составляет 47,8 тыс. рублей в год. В городской школе с численностью более тысячи учащихся годовой расход на одного ученика в среднем -'13,5 тыс. рублей. При этом качество образования во втором случае, как правило, выше, чем в первом. Между тем обеспечить качественное образование возможно при наличии как минимум четырех взаимосвязанных условий: квалифицированный преподаватель, эффективное оснащение образовательного процесса, педагогически важные (бытовые) условия и полноценная среда общения. При сохранении преобладающего количества малочисленных школ достижение этих условий является проблематичным.

При общем уменьшении количества школьников в условиях демографического спада в Республике Хакасия сохраняется тенденция увеличения классов-комплектов. Показатель числа учеников, приходящихся на одного учителя, уменьшился с 2001 года с 12 до 10 учащихся при среднероссийском показателе 13,5 чел. В городе средний показатель наполняемости класса - 23,2 чел. (при норме 25), в селе - 13,8 чел. (при норме 20). Сохранение большого количества классов-комплектов приводит к перекосу структуры бюджетных расходов при организации образовательного процесса. В большей степени средства идут на заработную плату педагогическому, административно-управленческому, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу, в меньшей степени - на усиление учебно-материальной базы образовательного процесса, приобретение необходимого современного учебно-методического обеспечения.

3. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений не успевает за ростом числа детей дошкольного возраста, не удовлетворяет потребности населения в дошкольных образовательных услугах. По прогнозам Центра мониторинга и статистики образования, предполагаемая численность детей в возрасте до 6 лет в Республике Хакасия в 2010 году составит более 45 тыс. человек. Несмотря на принимаемые меры (открытие дополнительных групп в действующих детских садах, открытие групп кратковременного пребывания и др.), в республике сохраняется высокая очередность в детские сады (свыше 7 тыс. дошкольников) при общем охвате дошкольным образованием 52,5 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет (среднероссийский показатель - 58 процентов). В 188 населенных пунктах Хакасии отсутствуют дошкольные образовательные учреждения. Остро стоит проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в массовой школе. Так, 36 процентов от общего количества детей 5-летнего возраста и 33 процента детей от общего количества детей 6-летнего возраста не охвачены никакими формами дошкольного образования.

4. Сохраняется существенное различие в качестве обучения сельских и городских школьников. Доля выпускников сельских школ, поступающих в вузы, в 2 раза меньше, чем городских (67% и 33%). Остаются невысокими показатели участия сельских школьников в предметных республиканских олимпиадах. Сохраняется различие в образовательном цензе педагогов городских и сельских школ. Действующие в республике механизмы оценки качества образования выполняют фискальную функцию (фиксируют уровень подготовки учащихся, результативность деятельности педагогов и т.д.), а не прогностическую. Между тем оценка качества образования призвана прогнозировать и поддерживать процесс становления ключевых компетентностей, прогнозировать и обосновывать ту или иную динамику бюджетных ассигнований.

5. В региональной системе образования слабо работают механизмы представления гражданского образовательного заказа, мала доля образовательных учреждений, в которых действуют органы государственно-общественного управления образованием с реальными полномочиями. Сохраняющаяся «закрытость» учреждений образования тормозит процесс привлечения инвестиций в развитие образования.

6. Минимальна интеграция учреждений начального профессионального образования с общеобразовательными учреждениями, в результате чего выпускники общеобразовательных учреждений, не поступив в высшие учебные заведения, пополняют рынок труда без какой-либо профессии. Требует совершенствования система прогнозирования потребности рынка труда через создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, информационных агентств и служб занятости. Не сформирована система прогнозирования потребности в подготовке рабочих кадров в разрезе участников процесса подготовки (учреждения начального профессионального образования, работодатели) и источников финансирования. Степень участия работодателей в решении проблем начального профессионального образования минимальна, в том числе в разработке образовательных стандартов (региональный компонент), согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подготовке кадров, в подготовке рабочих кадров через систему внутрифирменного обучения. Требует реформирования система оценки качества образовательного процесса начального профессионального образования с позиций инновационного образования. В республике только начинает складываться практика договорных отношений по подготовке рабочих кадров между учреждениями начального профессионального образования и работодателями. Отсутствие современной производственной базы у образовательных учреждений тормозит процесс внедрения в образовательный процесс высокотехнологичных методик подготовки рабочих кадров.

7. Наблюдается отставание темпов развития дополнительного образования детей от темпов модернизации региональной системы образования в целом. Прежде всего это связано со слабой материально-технической базой учреждений дополнительного образования детей, недостаточным бюджетным финансированием.

Решение вышеперечисленных проблем возможно исключительно программно-целевым методом. Попытки решения тех или иных проблем в сфере образования в рамках годового планирования не приводят к существенным результатам по нескольким причинам.

Годовое планирование, годовые программы не содержат стратегических целей, не дают представлений о развитии процессов в социальной сфере, поскольку ограничены временным ресурсом. Среднесрочная программа развития образования формулирует стратегию, развития на обозримое будущее, способна выстроить логику движения от одного этапа к другому. На проведение институциональных изменений в сфере образования требуется большой временной отрезок, четкий план внедрения, корректировки и оценки инноваций.

Образование относится к сфере совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наличие среднесрочной программы развития образования позволит не только задать общие ориентиры, но и финансово, на условиях софинансирования, поддержать приоритетные направления развития. Появившаяся практика реализации приоритетного национального проекта «Образование» также свидетельствует о возможности решения наболевших проблем образовательной отрасли программно-целевым методом.

Консолидация финансовых ресурсов призвана обеспечить наиболее эффективное вложение бюджетных средств. Кроме того, программно-целевой метод предоставляет возможность более четкого контроля за расходованием финансов, планируемыми и полученными результатами.

2. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение комплексной модернизации региональной системы образования.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Переход на новую систему оплаты труда работников общего образования, направленную на повышение доходов учителей. Решение задачи возможно в несколько этапов. На первом этапе (2008 год) необходимо разработать и апробировать единую методику формирования фонда оплаты труда работников образования в пилотных общеобразовательных учреждениях. На втором этапе (2009 год) предполагается распространить методику на группу школ, откорректировать по итогам апробации пакет нормативных правовых актов, связанных с переходом на новую систему оплаты труда. На третьем этапе (2010 год) предполагается внедрить НСОТ во всех общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия, подготовить план перехода на НСОТ в подведомственных учреждениях начального и среднего профессионального образования. В течение всего периода действия Программы необходимо проводить организационно-методическую и разъяснительную работу с руководителями и работниками общеобразовательных школ, привлекать общественность к оценке результатов труда педагогов в рамках системы премирования, профессиональных конкурсов через государственно-общественные формы управления образованием.

2. Переход на нормативное подушевое финансирование. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно - за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли. С этой целью на адаптационный период перехода на принципы нормативного подушевого финансирования (2008 - 2010 гг.) устанавливаются адаптационные надбавки для муниципальных образований и поправочный коэффициент для образовательного учреждения. На первом этапе (2008 год) необходимо внедрить такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм. На данном этапе необходимо пилотное внедрение принципов НПФ на уровне образовательного учреждения. На втором этапе (2009 год) планируется расширить количество участников перехода на НПФ, откорректировать действующую нормативную правовую базу, обеспечивающую переход на НПФ. На третьем этапе (2010 год) предполагается внедрить НПФ во всех общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия. По истечении переходного периода целесообразно отказаться от использования адаптационных надбавок и поправочных коэффициентов и перейти на финансирование всех общеобразовательных учреждений только по нормативному подушевому принципу, что позволит при распределении бюджетных средств ставить образовательные учреждения в равные финансовые условия. При этом высвободившиеся средства направляются на повышение величины нормативов финансирования. В течение всего периода действия Программы необходима одновременная работа по оптимизации сети образовательных учреждений.

3. Развитие сети образовательных учреждений на территории Республики Хакасия, в том числе дошкольного образования. Решение задачи возможно путем проведения реструктуризации сети образовательных учреждений, оптимизации штатных расписаний, повышения наполняемости классов-комплектов, развития перспективных типов и видов образовательных учреждений. Кроме того, в рамках указанной задачи решается вопрос увеличения охвата детей дошкольным образованием путем реконструкции, капитального ремонта и строительства детских садов, перевода части начальных общеобразовательных школ в статус «начальная школа-детский сад», развития вариативных форм дошкольного образования. Решение задачи возможно в тесном сотрудничестве с муниципальными образованиями. В течение всего периода действия Программы осуществляются следующие мероприятия:

- реорганизация начальных малокомплектных школ путем слияния (присоединения) с основными и средними школами, с учетом транспортной доступности;

- организация подвоза учащихся из близлежащих населенных пунктов в основные (средние) школы;

- осуществление приема детей в первые классы малокомплектных сельских школ один раз в 2 года при одновременном открытии групп предшкольной подготовки для детей 5 -, 6-летнего возраста;

- изменение статуса части сельских начальных школ в «начальную школу-детский сад»;

- оптимизация штатных расписаний с учетом количества учащихся и применяемых образовательных программ и технологий;

- обеспечение оптимальной наполняемости классов-комплектов с учетом численности учащихся;

- развитие вариативности реализуемых основных и дополнительных образовательных программ с учетом запросов обучающихся и их родителей.

4. Создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО). Решению задачи будет способствовать дальнейшее развитие различных механизмов оценки качества образования: анализ результатов ЕГЭ, ежегодных министерских контрольных работ, развитие республиканских предметных олимпиад и научно-практических конференций, работы с одаренными детьми. На первом этапе (2008 год) необходимо создать независимую структуру надзора и контроля в сфере образования, апробировать новую систему аттестации педагогических кадров. На втором этапе (2009 год) на основе апробации новой системы оплаты труда работников образования планируется откорректировать нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры аттестации педагогических работников и образовательных учреждений. На третьем этапе (2010 год) предполагается закончить оформление системы оценки качества образования, сделать общедоступными и открытыми рейтинги образовательных учреждений и педагогов по показателям результативности их деятельности. В течение всего периода действия Программы необходимо работать над совершенствованием системы критериев и показателей работы образовательных учреждений и педагогических работников. Особую значимость приобретает система стимулирующих мер поддержки лучших образцов педагогического мастерства.

5. Развитие государственно-общественного управления образованием. На первом этапе (2008 год) разрабатывается вся необходимая нормативная правовая база на трех уровнях: республиканском, муниципальном, уровне образовательных учреждений, регламентирующая общественное участие в управлении образованием. В эту систему входят:

- установление публичной отчетности образовательных учреждений об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;

- создание в общеобразовательных учреждениях органов самоуправления, обладающих реальным комплексом управленческих полномочий;

- создание школьных сайтов в сети Интернет;

- проведение итоговой государственной аттестации учащихся в форме ЕГЭ при общественных наблюдателях;

- привлечение к процедурам лицензирования и аттестации учреждений представителей общественности и др.

На втором этапе (2009 год) должна быть организована работа пилотных площадок по всем указанным направлениям. На третьем этапе (2010 год) предполагается массовое внедрение полученных результатов.

6. Формирование государственного и социального заказа на профессиональную подготовку специалистов для социально-экономической сферы Республики Хакасия.

Решению задачи будет способствовать:

- приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки выпускников в соответствие с требованиями рынка труда;

- формирование системы социального партнерства учреждений начального и среднего профессионального образования с государственными и негосударственными учреждениями, организациями, предприятиями;

- повышение финансово-экономической самостоятельности учреждений профессионального образования;

- оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей населения.

На первом этапе (2008 год) необходимо разработать и внедрить систему информирования населения республики о потребностях в специалистах и о возможности их подготовки в конкретных учреждениях профессионального образования. Кроме того, необходимо сформировать межведомственную систему мониторинга качества образования, которая позволит проводить независимую и объективную оценку результатов обучения в учреждениях начального профессионального образования. На втором этапе (2009 год) необходимо отработать различные модели интеграции старшей ступени общеобразовательной школы, начального и среднего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса. На третьем этапе (2010 год) планируется внедрение полученных результатов в массовую практику работы образовательных учреждений. На протяжении всего срока реализации Программы необходимо укреплять и развивать материальную базу подведомственных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В результате реализации Программы республиканская система образования перейдет в новое качество, которое предполагает:

1. Системные изменения отношений образовательных учреждений с субъектами внешней среды:

открытость системы, ее мобильность и гибкость;

ориентация образовательных учреждений на основных «заказчиков и потребителей»;

развитие социального партнерства, активный поиск образовательными учреждениями партнеров и дополнительных источников внебюджетного финансирования.

2. Системные изменения внутренней среды образовательных учреждений, которые должны обеспечить:

успешность учащихся и воспитанников;

реализацию в учреждениях продуктивных образовательных технологий;

возможность выбора учащимися и воспитанниками видов деятельности и содержания образования (сверх обязательного государственного минимума);

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и всей отрасли;

создание единого информационного образовательного пространства республики, широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс и в управление системой образования.

3. Системные изменения структуры и управления региональной системы образования, которые должны обеспечить:

экономическую целесообразность региональной системы образования;

управляемость региональной системы образования;

самостоятельность и относительную автономность образовательных учреждений;

интеграцию образовательных учреждений, расширение вариативности и доступности качественного образования;

всестороннее развитие государственно-общественных механизмов и форм управления.

4. Качественное повышение уровня квалификации руководителей и педагогов, обеспечивающее:

формирование у администраторов образования стратегического мышления и проектно-программных методов управления, новых профессиональных компетенций;

необходимый уровень квалификации и новых профессиональных компетенций учителя, воспитателя, специалиста;

улучшение условий труда и жизнедеятельности работников образования.

3. Перечень программных мероприятий и объем их финансирования

Мероприятия

Исполнители

Ожидаемые

Объем финансирования из республиканского бюджета (тыс. руб.)

результаты

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

Развитие сети образовательных учреждений, поддержка и развитие дошкольного образования

1. Открытие в муниципальных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания дошкольников (ГКП)

Муниципальные образования (по согласованию)

Открытие не менее 30 ГКП и их оснащение необходимым оборудованием и мебелью

1500, 0

1800, 0

1000, 0

2. Укрепление

учебно-материальной базы учреждений дошкольного образования

Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее – Мин обрнауки РХ)

Конкурсный отбор, выявление ежегодно 9 лидеров системы дошкольного образования

900, 0

900, 0

-

3. Республиканский конкурс «Лучший

воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

Минобрнауки РХ, реском профсоюза работников народного образования и науки

Выявление и распространение опыта работы лучших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Хакасии

50,0

50,0

50,0

4. Реконструкция и капитальный ремонт муниципальных учреждений под учреждения дошкольного образования (субсидии бюджетам муниципальных образований)

Дотационные муниципальные образования на условиях софинансирования

Увеличение охвата детей программами дошкольного образования до 75%

15000, 0

20000,0

30349, 0

Создание условий для обеспечения современного качества образования

5. Конкурс на предоставление грантов инновационным образовательным учреждениям, поддержка инновационных программ и проектов

Минобрнауки РХ, Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – ХРИПК и ПРО)

Расширение сети инновационных образовательных учреждений, приобретение оборудования на реализацию не менее 30 инноваций

1000, 0

-

-

6. Конкурс на соискание премий Правительства Республики Хакасия лучшим педагогам республики

Минобрнауки РХ, реском профсоюза работников народного образования и науки

Поощрение не менее 20 лучших работников образования Хакасии к Дню учителя

400,0

500,0

500,0

7. Укрепление учебно-материальной базы республиканских ресурсных центров, экспериментальных площадок

Минобрнауки РХ

Развитие инновационной инфраструктуры региональной системы образования

450,0

500,0

550,0

8. Участие лучших педагогов, общеобразовательных учреждений Хакасии во всероссийских конкурсах, смотрах, форумах

Минобрнауки РХ

Профессиональный рост педагогов, выход образовательных учреждений Хакасии на всероссийский уровень

250, 0

250, 0

150, 0

9. Разработка, издание и приобретение учебников, учебно-методических пособий

Минобрнауки РХ

Внедрение в образовательный процесс новых учебно-методических комплексов

500, 0

550, 0

-

10. Обобщение результатов инновационной деятельности образовательных учреждений, реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Хакасия

Минобрнауки РХ, ХРИПК и ПРО

Издание не менее девяти сборников научно-методических материалов, пособий, буклетов

200, 0

-

-

11. Проведение учебно-тренировочных сборов, летних школ с одаренными детьми, поощрение педагогов, подготовивших

призеров олимпиад

Минобрнауки РХ

Подготовка одаренных детей Хакасии к участию в олимпиадах всероссийского уровня

200,0

250,0

250,0

Формирование государственного и социального заказа на профессиональную подготовку специалистов для социально-экономической сферы Республики Хакасия

12. Создание ресурсных центров по подготовке рабочих кадров для строительной отрасли

Минобрнауки РХ, научные организации (на конкурсной основе)

Приобретение оборудования, оснащение мастерских не менее трех ресурсных центров

165, 0

205, 0

45, 0

13. Республиканский конкурс на лучшую постановку работы

по трудоустройству выпускников подведомственных учреждений начального и среднего

профессионального образования

Минобрнауки РХ

Создание системы центров содействия трудоустройству выпускников, распространение опыта работы лучших центров

100,0

100,0

100,0

14. Реализация модели консолидированного участия в подготовке рабочих кадров бюджета, работодателей и системы занятости

Минобрнауки РХ, службы занятости и работодатели (по согласованию)

Открытие республиканской экспериментальной площадки

-

25,0

-

15. Проведение республиканских форумов, учительских съездов, смотров по основным направлениям модернизации региональной системы образования

Минобрнауки РХ, ХРИПК и ПРО, подведомственные учреждения, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию)

Повышение профессиональной компетенции руководителей в сфере образования, распространение передового опыта

250,0

50,0

250,0

16. Оснащение студенческих общежитии подведомственных учреждений профессионального образования

Минобрнауки РХ, подведомственные учреждения начального профессионального образования

Приобретение мебели, оборудования

300,0

300,0

-

Создание региональной системы оценки качества образования

17. Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы в форме и по материалам ЕГЭ

Минобрнауки РХ

Сдача ЕГЭ по 10 – 12 предметам

500, 0

1670,0

1350, 0

18. Организация и проведение государственной независимой итоговой аттестации выпускников основной школы

Минобрнауки РХ

Прохождение итоговой аттестации по 4  5 учебным предметам

60, 0

70, 0

555, 0

19. Оснащение Центра оценки качества образования, являющегося структурным подразделением ХРИПК и ПРО

Минобрнауки РХ, ХРИПК и ПРО

Приобретение мини-типографии; создание электронных баз данных

450, 0

125, 0

-

Развитие государственно-общественного управления образованием

20. Создание

системы публичных отчетов в региональной системе образования

Минобрнауки РХ

Издание и распространение не менее трех сборников отчетов

25, 0

-

-

21. Конкурс

органов государственно-общественного управления в сфере образования

Минобрнауки РХ, ХРИПК и ПРО

Стимулирование деятельности общественных институтов управления образовательными учреждениями

-

-

-

Развитие системы дополнительного образования детей

22. Укрепление учебно-материальной базы республиканского центра дополнительного образования и учреждений дополнительного образования, реализующих инновационные программы

Минобрнауки РХ, муниципальные образования (по согласованию)

Укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования детей

1000, 0

1000, 0

800, 0

ИТОГО

23300

28345

35949

в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований

15000

20000

30349

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Объем финансирования мероприятий - Программы за счет средств республиканского бюджета на 2008 - 2010 годы составляет 87594 тыс. рублей, в том числе субсидии бюджетам муниципальных образований – 65349 тыс. рублей. Большая часть финансовых средств будет направлена на капитальные вложения: оснащение образовательных учреждений необходимым учебным и специальным оборудованием, приобретение программных средств обучения, внедрение инновационных образовательных технологий.

На развитие малозатратных вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания детей) планируется направить 5,3 млн. рублей, на укрепление учебно-материальной базы экспериментальных площадок и ресурсных центров - 5,7 млн. рублей. Данные мероприятия также относятся к числу наиболее эффективных и экономически выгодных. Невозможно абсолютно все образовательные учреждения оснастить современным учебно-лабораторным оборудованием. Создание же ресурсных центров позволяет муниципальной образовательной сети использовать ресурсы одной школы для обучения школьников из других общеобразовательных школ (лабораторные занятия, дистанционное обучение и др. технологии), а значит, увеличить охват детей качественным образованием.

Остальные средства планируется направить на поддержку и развитие лучших образцов педагогического мастерства. Премии, конкурсы, грантовая поддержка, финансирование участия в мероприятиях всероссийского уровня -зарекомендовавший себя механизм стимулирования творческого и профессионального роста педагогов. Кроме того, разработка теоретического обоснования и экспериментальная апробация регионального комплексного проекта модернизации образования не только требует финансовых вложений, но и, при условии качественной работы, способствует привлечению средств федерального бюджета как в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования, так и в рамках конкурса регионов на лучший комплексный проект модернизации образования.

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком на основе порядка разработки и реализации республиканских целевых программ. Основным механизмом реализации Программы является ежегодное утверждение планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) с исполнителями отдельных мероприятий.

Государственный заказчик - Министерство образования и науки Республики Хакасия:

- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;

- один раз в год осуществляет мониторинг реализации Программы;

- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

К участию в реализации мероприятий Программы привлекаются республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (по согласованию), учреждения и организации, общественные объединения (в части проведения общественной экспертизы).

Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями).

Получателями товаров (работ, услуг) могут выступать учреждения и организации как подведомственные Министерству образования и науки Республики Хакасия, так и находящиеся в ведении муниципальных образований, осуществляющие проекты, направленные на реализацию Программы.

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития образования:

формирование профессиональных кадровых ресурсов в сфере управления образованием, обладающих квалификацией необходимого уровня;

содействие развитию институтов гражданского общества в системе образования;

обеспечение динамичного и устойчивого роста качества образования.

При выборе индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальный эффект реализации Программы оценивается по следующим направлениям:

1) повышение качества образования:

увеличение количества выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих независимую внешнюю аттестацию на «хорошо» и «отлично»;

рост количества образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, программы повышенного уровня;

2) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:

доступность и вариативность дошкольного образования;

профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, углубленно изучающих отдельные предметы, в том числе на профильном уровне);

снижение различий между городским и сельским образованием (по уровню оснащения учебно-лабораторным оборудованием);

3) повышение эффективности управления и финансирования образования:

рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях;

обновление учебно-материальной базы учреждений образования;

процент подготовки управленческого аппарата по проблемам менеджмента образования, финансовой самостоятельности образовательных учреждений;

4) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием:

развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы);

развитие системы общественной экспертизы (при проведении конкурсных мероприятий, оценке качества образования, проведении процедур лицензирования, аттестации).

Показателями оценки результативности реализации Программы являются:

- увеличение охвата детей дошкольным образованием в Республике Хакасия: в 2008 году - до 60%, в 2009 году - до 65%, в 2010 году - до 75%;

- рост удельного веса образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению: в 2008 году - до 30%, в 2009 году - до 35%, в 2010 году-до 40%;

- переход общеобразовательных учреждений на принципы нормативного подушевого финансирования: в 2008 году - 28%, в 2009 году - 76%, в 2010 году-100%;

- переход общеобразовательных учреждений на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет: в 2008 году - 28%, в 2009 году - 76%, в 2010 году- 100%;

- переход общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда: в 2009 году - 35%, в 2010 году - 50%;

- рост средней заработной платы учителей: в 2008 году - на 10%, в 2009 году - на 20%, в 2010 году - на 30%;

- возможность сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений ЕГЭ: в 2008 году - по 10 предметам, в 2009 году - по 11 предметам, в 2010 году - по 12 предметам;

- рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса: в 2008 году - до 30%, в 2009 году - до 40%, в 2010 году - до 50%;

- рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит к 2010 году соответственно 2% и 1,5%;

- переход общеобразовательных учреждений на публичную отчетность о своей деятельности: в 2008 году - до 50%, в 2009 году - до 70%, в 2010 году-до 100%;

- рост удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении: в 2008 году - до 50%, в 2009 году - до 70%, в 2010 году - до 100%;

- рост удельного веса школ, имеющих собственный информационный сайт: в 2008 году - до 35%, в 2009 году - до 50%, в 2010 году - до 70%;

- рост числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ: в 2008 году - до 0,2, в 2009 году-до 0,3, в 2010 году-до 1;

- рост удельного веса инновационных моделей общеобразовательных учреждений: в 2008 году - до 20%, в 2009 году - до 30%, в 2010 году - до 40%;

- увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов: в 2008 году - до 15%, в 2009 году - до 25%, в 2010 году - до 35%.

7. Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений

7.1. Субсидии предоставляются на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений с целью увеличения числа мест для обучения и воспитания детей по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

7.2. Субсидии предоставляются при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:

- наличие в муниципальном образовании утверждённой долгосрочной целевой программы, предусматривающей проведение реконструкции и капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений;

- включение в решение о местном бюджете расходов на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений с целью увеличения числа мест для обучения и воспитания детей по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в объёме не менее расчётного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования.

7.3. Критериями отбора муниципальных образований на предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет) являются:

- планируемое увеличение числа мест для обучения и воспитания детей по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- получение муниципальным образованием дотаций из республиканского бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

7.4. Распределение субсидий из республиканского бюджета осуществляется между муниципальными образованиями, которые соответствуют установленным условиям и критериям отбора.

8. Методика распределения субсидий из республиканского бюджета

8.1. Расчет объема субсидий муниципальному образованию (Vсуб) осуществляется с использованием следующей формулы:

Vсуб =

Vф х

N

, где:

сумма N

Vф – общий объем субсидий, предусмотренный республиканским бюджетом на очередной финансовый год на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений;

N – количество дополнительных мест, планируемых к открытию в очередном финансовом году на территории конкретного муниципального образования для обучения и воспитания детей по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

Сумма N– общее количество дополнительных мест, планируемых к открытию в очередном финансовом году для обучения и воспитания детей по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по всем муниципальным образованиям, участвующим в отборе.

8.2. Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования (Уi) за счет субсидий определяется по формуле:

Уi = 48 / УБОi , где:

УБОi – уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования;

48 – средний уровень софинансирования муниципальных образований в процентах.

Размер уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий из республиканского бюджета не может быть выше 95 процентов и ниже 5 процентов.

8.3. Муниципальные образования, получающие субсидии из республиканского бюджета на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, заключают соглашения с Министерством образования и науки Республики Хакасия на очередной финансовый год о сотрудничестве в реализации этих мероприятий.

8.4. В случае невыполнения муниципальными образованиями условий предоставления субсидий объем субсидий, направленных муниципальному образованию, подлежит возврату в доход республиканского бюджета.

8.5. Неиспользованные остатки субсидий, направленных муниципальному образованию в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

8.6. Муниципальные образования ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчеты о ходе выполнения мероприятий, связанных с проведением реконструкции и капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений, Министерству образования и науки Республики Хакасия по установленной форме.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Вестник Хакасии № 85, с.2-21 от 27.12.2007
Рубрики правового классификатора: 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать