Основная информация
Дата опубликования: | 26 декабря 2014г. |
Номер документа: | RU39000201400523 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Калининградская область |
Принявший орган: | Калининградская областная Дума |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Калининградской области «О межбюджетных отношениях»
Принят Калининградской областной Думой
пятого созыва
23 декабря 2014 года
Статья 1. Внести в Закон Калининградской области от 22 октября 2012 года № 148 «О межбюджетных отношениях» (в редакции законов Калининградской области от 02 октября 2013 года № 261, от 29 октября 2013 года № 263) следующие изменения:
1. В статье 6:
абзац 4 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«-софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.»;
в пункте 3 слово «целевой» заменить словом «государственной»;
пункт 3.1 изложить в следующей редакции:
«3.1.Предоставление субсидий, выделяемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Калининградской области.
Порядок предоставления указанных субсидий местным бюджетам устанавливается Правительством Калининградской области.».
2. Пункт 2 статьи 7 дополнить словами «, за счет иных безвозмездных поступлений из федерального бюджета».
3. В пункте 1 статьи 9 число «20» заменить числом «10».
4. Приложение № 3 изложить в редакции согласно приложению № 1.
5. Приложение № 5 изложить в редакции согласно приложению № 2.
6. В абзаце 6 приложения № 6 слово «двух» заменить словом «трех».
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор
Калининградской области Н.Н.Цуканов
г. Калининград
«26» декабря 2014 года № 386
Приложение N 1
к Закону Калининградской области
от 26 декабря 2014 г. N 386
Приложение N 3
к Закону Калининградской области
от 22 октября 2012 г. N 148
МЕТОДИКА
распределения дотаций на обеспечение мер
по сбалансированности местных бюджетов
1. Дотации на обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов (далее - дотации на сбалансированность) распределяются между бюджетами городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений в целях:
- финансового обеспечения решения вопросов местного значения в условиях низкой динамики доходов;
- поощрения муниципальных образований по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления.
Показатели и порядок оценки деятельности органов местного самоуправления устанавливаются постановлением Правительства Калининградской области.
2. Дотации на сбалансированность на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения в условиях низкой динамики доходов (далее - дотации на компенсацию низкой динамики доходов) распределяются по итогам анализа исполнения бюджетов муниципальных образований за 9 месяцев текущего года.
В случае наличия в экономике Калининградской области факторов, оказывающих значительное влияние на сбалансированность местных бюджетов, по представлению Министерства финансов Калининградской области и (или) ходатайству Ассоциации муниципальных образований Калининградской области Губернатором Калининградской области может быть принято решение о распределении дотаций на компенсацию низкой динамики доходов по итогам исполнения бюджетов муниципальных образований за первый квартал и (или) первое полугодие текущего года.
3. Распределение дотаций на компенсацию низкой динамики доходов осуществляется по следующей формуле:
, где:
- сумма дотаций на компенсацию низкой динамики доходов, подлежащих выделению за соответствующий период текущего года;
- расчетный объем дотации на обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов;
- коэффициент уровня бюджетной обеспеченности соответствующего муниципального образования.
, где:
ДУ - уровень динамики доходов в среднем по соответствующему типу муниципального образования, устанавливаемый исходя из средней динамики доходов местных бюджетов;
- динамика доходов i-го муниципального образования отчетного года;
- динамика доходов i-го муниципального образования истекшего периода текущего года к соответствующему периоду отчетного года;
- доходы i-го муниципального образования, полученные в отчетном году за период, соответствующий истекшему периоду текущего года.
При определении динамики доходов учитываются налоговые и неналоговые доходы без учета поступлений от продажи муниципального имущества и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
, , где:
- максимальный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований соответствующего типа, которым распределяются дотации на компенсацию низкой динамики доходов;
- минимальный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований соответствующего типа;
- уровень бюджетной обеспеченности i-го бюджета городского округа (консолидированного бюджета муниципального района), районного бюджета, бюджета городского или сельского поселения.
Уровень бюджетной обеспеченности i-го бюджета городского округа (консолидированного бюджета муниципального района), районного бюджета, бюджета городского или сельского поселения определяется по формуле:
, где:
- бюджетная обеспеченность i-го бюджета городского округа (консолидированного бюджета муниципального района), районного бюджета, бюджета городского или сельского поселения;
- бюджетная обеспеченность, рассчитанная в среднем по соответствующему типу муниципального образования. При определении бюджетной обеспеченности городских округов учитывается бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов муниципальных районов;
- индекс бюджетных расходов муниципального образования.
, где:
- сумма налоговых и неналоговых доходов i-го городского округа, муниципального района или городского (сельского) поселения без учета доходов, полученных от продажи материальных и нематериальных активов, полученных за соответствующий период текущего года;
- сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету i-го городского округа, муниципального района или городского (сельского) поселения, подлежащих выделению за соответствующий период текущего года;
- численность жителей i-го городского округа, муниципального района или городского (сельского) поселения.
Индекс бюджетных расходов муниципального образования рассчитывается в соответствии с Методикой определения объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, утвержденными приложением N 1 и приложением N 5 к Закону Калининградской области "О межбюджетных отношениях".
4. Дотации на сбалансированность на поощрение муниципальных образований по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления (далее - дотации на поощрение) распределяются в течение двух месяцев с момента утверждения итогов оценки деятельности органов местного самоуправления за отчетный год.
5. Дотации на поощрение выделяются бюджетам городских округов и муниципальных районов, занявших по итогам оценки первые пять мест, в объеме, рассчитываемом по следующей формуле:
, где:
- объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделенных i-му бюджету городского округа или консолидированному бюджету муниципального района, в году, за который произведена оценка деятельности органов местного самоуправления;
- объем налога на доходы физических лиц, поступившего по дополнительному нормативу по налогу на доходы физических лиц, предоставленному взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в i-й бюджет городского округа или консолидированный бюджет муниципального района, в году, за который произведена оценка деятельности органов местного самоуправления;
- коэффициент, учитывающий место, занятое муниципальным образованием по итогам оценки. устанавливается равным:
1-е место - 1;
2-е место - 0,9;
3-е место - 0,8;
4-е место - 0,7;
5-е место - 0,6.
В случае, если на момент распределения дотаций на поощрение остаток нераспределенных средств дотаций на сбалансированность оказывается меньше суммы объема дотаций на поощрение, рассчитанных в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики, объем дотаций, предоставляемых бюджету городского округа или муниципального района, сокращается пропорционально объему средств, определяемому как разница между объемом средств, распределенных в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики, и остатком нераспределенных дотаций на сбалансированность.
Приложение N 2
к Закону Калининградской области
от 26 декабря 2014 г. N 386
Приложение N 5
к Закону Калининградской области
от 22 октября 2012 г. N 148
МЕТОДИКА
распределения дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности поселений из бюджета муниципального района
1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения определяется по формуле:
БОj = (НПj / (Hj x ИБРj x Ктип)) / (SUMj НПj / (SUMj (Hj x ИБРj x
x Ктип))), где:
БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения;
НПj - налоговый потенциал бюджета поселения;
Нj - численность жителей поселения;
ИБРj - индекс бюджетных расходов поселения;
Ктип - коэффициент типа поселения. Ктип устанавливается равным 1 для городских поселений и 0,5 для сельских поселений;
SUMj - знак суммы.
2. Налоговый потенциал бюджета поселения определяется по формуле:
НПj = SUMj (ПДi x Пij / Пi), где:
НПj - налоговый потенциал бюджета поселения;
ПДi - прогноз поступлений в бюджеты поселений от отдельного налогового источника;
Пij - показатель, характеризующий поступления от отдельного налогового источника в бюджет соответствующего поселения;
Пi - показатель, характеризующий поступления от отдельного налогового источника по консолидированному бюджету муниципального района;
SUMj - знак суммы.
Налоговый потенциал рассчитывается с учетом поступлений по нормативам отчислений по налогу на доходы физических лиц, закрепленных за бюджетами городских и сельских поселений на постоянной основе.
Налоговый потенциал бюджетов поселений определяется по налоговым источникам, поступления от которых в отчетном году в бюджеты поселений составили не менее 90 процентов налоговых доходов бюджетов поселений. При расчете налогового потенциала бюджета поселения по отдельным налоговым источникам возможно использование двух и более показателей.
ИБРj = (Дj / Д) /\ ДР, где:
Дj - условная дисперсность расселения населения в поселении;
Д - условная дисперсность расселения населения в муниципальном районе;
/\ - знак степени;
ДР - доля расходов бюджетов поселений, на которые влияет дисперсность расселения населения.
Условная дисперсность расселения населения рассчитывается по формуле:
Д(j) = Пнп(j) / Ч(j) x (1 + (П(j) - Пнп(j)) / Пнп(j) x КВК(Кнп(j) /
/ Ч(j))), где:
Д(j) - условная дисперсность расселения населения в муниципальном районе (в поселении);
Пнп(j) - площадь территории населенных пунктов в муниципальном районе (в поселении);
(П(j) - площадь территории муниципального района (поселения);
Ч(j) - численность населения муниципального района (поселения);
Кнп(j) - количество населенных пунктов в муниципальном районе (в поселении);
КВК - квадратный корень.
3. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района распределяются по формулам:
Дотj = Фбо x НОj / SUMj НОj,
НОj = (К - БОj) x Hj x ИБРj x Ктип x SUMj НПj / SUMj (Hj x ИРБj), где:
Дотj - объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
Фбо - общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
НОj - объем средств, необходимый для достижения поселением уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности;
К - уровень расчетной бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания;
БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения;
Нj - численность жителей поселения;
ИБРj - индекс бюджетных расходов поселения;
Ктип - коэффициент типа поселения;
НПj - налоговый потенциал бюджета поселения.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания (К), определяется таким образом, чтобы после распределения дотаций отношение максимального и минимального уровней расчетной бюджетной обеспеченности поселений, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, находилось в диапазоне 1,05-1,5.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Калининградской области «О межбюджетных отношениях»
Принят Калининградской областной Думой
пятого созыва
23 декабря 2014 года
Статья 1. Внести в Закон Калининградской области от 22 октября 2012 года № 148 «О межбюджетных отношениях» (в редакции законов Калининградской области от 02 октября 2013 года № 261, от 29 октября 2013 года № 263) следующие изменения:
1. В статье 6:
абзац 4 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«-софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.»;
в пункте 3 слово «целевой» заменить словом «государственной»;
пункт 3.1 изложить в следующей редакции:
«3.1.Предоставление субсидий, выделяемых местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Калининградской области.
Порядок предоставления указанных субсидий местным бюджетам устанавливается Правительством Калининградской области.».
2. Пункт 2 статьи 7 дополнить словами «, за счет иных безвозмездных поступлений из федерального бюджета».
3. В пункте 1 статьи 9 число «20» заменить числом «10».
4. Приложение № 3 изложить в редакции согласно приложению № 1.
5. Приложение № 5 изложить в редакции согласно приложению № 2.
6. В абзаце 6 приложения № 6 слово «двух» заменить словом «трех».
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор
Калининградской области Н.Н.Цуканов
г. Калининград
«26» декабря 2014 года № 386
Приложение N 1
к Закону Калининградской области
от 26 декабря 2014 г. N 386
Приложение N 3
к Закону Калининградской области
от 22 октября 2012 г. N 148
МЕТОДИКА
распределения дотаций на обеспечение мер
по сбалансированности местных бюджетов
1. Дотации на обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов (далее - дотации на сбалансированность) распределяются между бюджетами городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений в целях:
- финансового обеспечения решения вопросов местного значения в условиях низкой динамики доходов;
- поощрения муниципальных образований по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления.
Показатели и порядок оценки деятельности органов местного самоуправления устанавливаются постановлением Правительства Калининградской области.
2. Дотации на сбалансированность на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения в условиях низкой динамики доходов (далее - дотации на компенсацию низкой динамики доходов) распределяются по итогам анализа исполнения бюджетов муниципальных образований за 9 месяцев текущего года.
В случае наличия в экономике Калининградской области факторов, оказывающих значительное влияние на сбалансированность местных бюджетов, по представлению Министерства финансов Калининградской области и (или) ходатайству Ассоциации муниципальных образований Калининградской области Губернатором Калининградской области может быть принято решение о распределении дотаций на компенсацию низкой динамики доходов по итогам исполнения бюджетов муниципальных образований за первый квартал и (или) первое полугодие текущего года.
3. Распределение дотаций на компенсацию низкой динамики доходов осуществляется по следующей формуле:
, где:
- сумма дотаций на компенсацию низкой динамики доходов, подлежащих выделению за соответствующий период текущего года;
- расчетный объем дотации на обеспечение мер по сбалансированности местных бюджетов;
- коэффициент уровня бюджетной обеспеченности соответствующего муниципального образования.
, где:
ДУ - уровень динамики доходов в среднем по соответствующему типу муниципального образования, устанавливаемый исходя из средней динамики доходов местных бюджетов;
- динамика доходов i-го муниципального образования отчетного года;
- динамика доходов i-го муниципального образования истекшего периода текущего года к соответствующему периоду отчетного года;
- доходы i-го муниципального образования, полученные в отчетном году за период, соответствующий истекшему периоду текущего года.
При определении динамики доходов учитываются налоговые и неналоговые доходы без учета поступлений от продажи муниципального имущества и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
, , где:
- максимальный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований соответствующего типа, которым распределяются дотации на компенсацию низкой динамики доходов;
- минимальный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований соответствующего типа;
- уровень бюджетной обеспеченности i-го бюджета городского округа (консолидированного бюджета муниципального района), районного бюджета, бюджета городского или сельского поселения.
Уровень бюджетной обеспеченности i-го бюджета городского округа (консолидированного бюджета муниципального района), районного бюджета, бюджета городского или сельского поселения определяется по формуле:
, где:
- бюджетная обеспеченность i-го бюджета городского округа (консолидированного бюджета муниципального района), районного бюджета, бюджета городского или сельского поселения;
- бюджетная обеспеченность, рассчитанная в среднем по соответствующему типу муниципального образования. При определении бюджетной обеспеченности городских округов учитывается бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов муниципальных районов;
- индекс бюджетных расходов муниципального образования.
, где:
- сумма налоговых и неналоговых доходов i-го городского округа, муниципального района или городского (сельского) поселения без учета доходов, полученных от продажи материальных и нематериальных активов, полученных за соответствующий период текущего года;
- сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету i-го городского округа, муниципального района или городского (сельского) поселения, подлежащих выделению за соответствующий период текущего года;
- численность жителей i-го городского округа, муниципального района или городского (сельского) поселения.
Индекс бюджетных расходов муниципального образования рассчитывается в соответствии с Методикой определения объема и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, утвержденными приложением N 1 и приложением N 5 к Закону Калининградской области "О межбюджетных отношениях".
4. Дотации на сбалансированность на поощрение муниципальных образований по итогам оценки деятельности органов местного самоуправления (далее - дотации на поощрение) распределяются в течение двух месяцев с момента утверждения итогов оценки деятельности органов местного самоуправления за отчетный год.
5. Дотации на поощрение выделяются бюджетам городских округов и муниципальных районов, занявших по итогам оценки первые пять мест, в объеме, рассчитываемом по следующей формуле:
, где:
- объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделенных i-му бюджету городского округа или консолидированному бюджету муниципального района, в году, за который произведена оценка деятельности органов местного самоуправления;
- объем налога на доходы физических лиц, поступившего по дополнительному нормативу по налогу на доходы физических лиц, предоставленному взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в i-й бюджет городского округа или консолидированный бюджет муниципального района, в году, за который произведена оценка деятельности органов местного самоуправления;
- коэффициент, учитывающий место, занятое муниципальным образованием по итогам оценки. устанавливается равным:
1-е место - 1;
2-е место - 0,9;
3-е место - 0,8;
4-е место - 0,7;
5-е место - 0,6.
В случае, если на момент распределения дотаций на поощрение остаток нераспределенных средств дотаций на сбалансированность оказывается меньше суммы объема дотаций на поощрение, рассчитанных в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики, объем дотаций, предоставляемых бюджету городского округа или муниципального района, сокращается пропорционально объему средств, определяемому как разница между объемом средств, распределенных в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики, и остатком нераспределенных дотаций на сбалансированность.
Приложение N 2
к Закону Калининградской области
от 26 декабря 2014 г. N 386
Приложение N 5
к Закону Калининградской области
от 22 октября 2012 г. N 148
МЕТОДИКА
распределения дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности поселений из бюджета муниципального района
1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения определяется по формуле:
БОj = (НПj / (Hj x ИБРj x Ктип)) / (SUMj НПj / (SUMj (Hj x ИБРj x
x Ктип))), где:
БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения;
НПj - налоговый потенциал бюджета поселения;
Нj - численность жителей поселения;
ИБРj - индекс бюджетных расходов поселения;
Ктип - коэффициент типа поселения. Ктип устанавливается равным 1 для городских поселений и 0,5 для сельских поселений;
SUMj - знак суммы.
2. Налоговый потенциал бюджета поселения определяется по формуле:
НПj = SUMj (ПДi x Пij / Пi), где:
НПj - налоговый потенциал бюджета поселения;
ПДi - прогноз поступлений в бюджеты поселений от отдельного налогового источника;
Пij - показатель, характеризующий поступления от отдельного налогового источника в бюджет соответствующего поселения;
Пi - показатель, характеризующий поступления от отдельного налогового источника по консолидированному бюджету муниципального района;
SUMj - знак суммы.
Налоговый потенциал рассчитывается с учетом поступлений по нормативам отчислений по налогу на доходы физических лиц, закрепленных за бюджетами городских и сельских поселений на постоянной основе.
Налоговый потенциал бюджетов поселений определяется по налоговым источникам, поступления от которых в отчетном году в бюджеты поселений составили не менее 90 процентов налоговых доходов бюджетов поселений. При расчете налогового потенциала бюджета поселения по отдельным налоговым источникам возможно использование двух и более показателей.
ИБРj = (Дj / Д) /\ ДР, где:
Дj - условная дисперсность расселения населения в поселении;
Д - условная дисперсность расселения населения в муниципальном районе;
/\ - знак степени;
ДР - доля расходов бюджетов поселений, на которые влияет дисперсность расселения населения.
Условная дисперсность расселения населения рассчитывается по формуле:
Д(j) = Пнп(j) / Ч(j) x (1 + (П(j) - Пнп(j)) / Пнп(j) x КВК(Кнп(j) /
/ Ч(j))), где:
Д(j) - условная дисперсность расселения населения в муниципальном районе (в поселении);
Пнп(j) - площадь территории населенных пунктов в муниципальном районе (в поселении);
(П(j) - площадь территории муниципального района (поселения);
Ч(j) - численность населения муниципального района (поселения);
Кнп(j) - количество населенных пунктов в муниципальном районе (в поселении);
КВК - квадратный корень.
3. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района распределяются по формулам:
Дотj = Фбо x НОj / SUMj НОj,
НОj = (К - БОj) x Hj x ИБРj x Ктип x SUMj НПj / SUMj (Hj x ИРБj), где:
Дотj - объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
Фбо - общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
НОj - объем средств, необходимый для достижения поселением уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности;
К - уровень расчетной бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания;
БОj - уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения;
Нj - численность жителей поселения;
ИБРj - индекс бюджетных расходов поселения;
Ктип - коэффициент типа поселения;
НПj - налоговый потенциал бюджета поселения.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания (К), определяется таким образом, чтобы после распределения дотаций отношение максимального и минимального уровней расчетной бюджетной обеспеченности поселений, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, находилось в диапазоне 1,05-1,5.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.010 Общие положения, 080.060.060 Бюджетный процесс |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: