Основная информация
Дата опубликования: | 28 марта 2013г. |
Номер документа: | RU40000201300169 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Калужская область |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Калужской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
28 марта 2013 года N 407-ОЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
28 марта 2013 года № 407-ОЗ
О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Калужской области
Принят Законодательным Собранием 21 марта 2013 года
Статья 1. Общие положения
1. В настоящем Законе под мониторингом правоприменения нормативных правовых актов Калужской области (далее - мониторинг) понимается комплексная и плановая деятельность, осуществляемая органами государственной власти Калужской области в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области.
Мониторинг включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения:
1) законов Калужской области;
2) постановлений Законодательного Собрания Калужской области;
3) постановлений Губернатора Калужской области;
4) постановлений Правительства Калужской области;
5) приказов органов исполнительной власти Калужской области.
2. Правовой основой проведения мониторинга являются Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Калужской области.
Статья 2. Цели и задачи проведения мониторинга
1. Мониторинг проводится в целях:
1) выявления соответствия достигаемых при реализации нормативных правовых актов Калужской области результатов тем, которые планировались при их принятии;
2) своевременного устранения коррупциогенных факторов, пробелов и недостатков правового регулирования, противоречий между нормативными правовыми актами Калужской области равной юридической силы;
3) определения эффективности действия нормативных правовых актов Калужской области, а также совершенствования правовых механизмов повышения качества принимаемых органами государственной власти Калужской области нормативных правовых актов;
4) выявления, устранения и предотвращения нежелательных последствий действия нормативных правовых актов Калужской области;
5) совершенствования законодательства Калужской области;
6) формирования перспективных направлений правотворческой деятельности.
2. Задачами проведения мониторинга являются:
1) обеспечение систематизации законодательства Калужской области;
2) обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов Калужской области;
3) выявление причин, препятствующих исполнению нормативных правовых актов Калужской области, и подготовка предложений по их устранению, а также выработка мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;
4) анализ и оценка соответствия практики реализации нормативных правовых актов Калужской области планируемому результату правового регулирования;
5) выявление противоречий, коллизий, дублирования и пробелов в нормативных правовых актах Калужской области, определение эффективности действия правовых норм с целью совершенствования нормативных правовых актов Калужской области;
6) формирование перспективных направлений и создание результативного механизма законотворческой деятельности, а также разработка предложений по повышению качества правотворческого процесса;
7) повышение эффективности исполнения (применения) нормативных правовых актов Калужской области;
8) получение информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенного комплекса общественных отношений;
9) определение полноты урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. В ходе мониторинга осуществляется оценка эффективности реализации нормативных правовых актов Калужской области как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений.
Статья 3. Принципы мониторинга
Принципами мониторинга являются:
1) плановость;
2) непрерывность;
3) целенаправленность, системность и комплексность;
4) полнота, всесторонность и объективность (мониторинг проводится путем широкого изучения официальной информации о реализации нормативных правовых актов Калужской области, судебной практики по вопросам их применения);
5) гласность (информационная открытость).
Статья 4. Виды мониторинга
1. Основными видами мониторинга являются:
1) текущий;
2) оперативный.
2. Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов Калужской области.
3. Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Калужской области.
4. По объему анализируемых нормативных правовых актов Калужской области различаются:
1) мониторинг отдельно взятого нормативного правового акта Калужской области;
2) мониторинг группы нормативных правовых актов Калужской области, комплексно регулирующих отдельную сферу общественных отношений;
3) мониторинг системы нормативных правовых актов Калужской области, образующих правовой институт по предметам ведения субъекта Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
4) мониторинг законодательства Калужской области в целом.
Статья 5. Инициаторы проведения мониторинга
1. Инициаторами проведения мониторинга могут выступать депутаты Законодательного Собрания Калужской области, постоянные комитеты Законодательного Собрания Калужской области, постоянные комиссии Законодательного Собрания Калужской области, фракции в Законодательном Собрании Калужской области, Председатель Законодательного Собрания Калужской области, Губернатор Калужской области, Правительство Калужской области, исполнительные органы государственной власти Калужской области.
2. Решение о проведении мониторинга принимается:
1) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Законодательным Собранием Калужской области, - Законодательным Собранием Калужской области, Председателем Законодательного Собрания Калужской области;
2) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, - уполномоченный Правительством Калужской области исполнительный орган государственной власти Калужской области (далее по тексту - уполномоченный орган).
Статья 6. Планы проведения мониторинга
1. Законодательное Собрание Калужской области ежегодно до 1 марта утверждает план проведения мониторинга законов Калужской области и постановлений Законодательного Собрания Калужской области, составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.
План проведения мониторинга Законодательным Собранием Калужской области утверждается постановлением Законодательного Собрания Калужской области.
2. Уполномоченный орган в развитие плана, утвержденного Законодательным Собранием Калужской области, ежегодно до 1 апреля утверждает план проведения мониторинга нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона. План проведения мониторинга нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, утверждается в порядке, установленном законодательством.
3. Планами, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, определяются:
1) наименование и реквизиты нормативного правового акта Калужской области (нормативных правовых актов Калужской области) либо отрасль (подотрасль) законодательства, мониторинг которых планируется осуществить;
2) вид мониторинга;
3) исполнители мониторинга (наименование постоянных комитетов Законодательного Собрания Калужской области, постоянных комиссий Законодательного Собрания Калужской области, исполнительных органов государственной власти Калужской области, участвующих в мониторинге);
4) сроки проведения мониторинга;
5) иные данные, дополнительные показатели в случае их необходимости.
4. По инициативе депутатов Законодательного Собрания Калужской области, постоянных комитетов Законодательного Собрания Калужской области, постоянных комиссий Законодательного Собрания Калужской области, фракций в Законодательном Собрании Калужской области, Председателя Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области, исполнительных органов государственной власти Калужской области может осуществляться мониторинг нормативных правовых актов Калужской области, не предусмотренных утвержденными планами проведения мониторинга, в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 7. Исполнители проведения мониторинга
1. Исполнителями проведения мониторинга являются:
1) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Законодательным Собранием Калужской области, - постоянные комитеты Законодательного Собрания Калужской области, постоянные комиссии Законодательного Собрания Калужской области;
2) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, - исполнительные органы государственной власти Калужской области.
2. Органы государственной власти Калужской области в целях обеспечения всестороннего и полного проведения мониторинга в соответствии с законодательством могут:
1) привлекать к данному процессу государственные учреждения Калужской области, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации, независимых экспертов;
2) направлять в органы государственной власти Калужской области, государственные органы Калужской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (далее - органы местного самоуправления), общественные объединения, организации, находящиеся на территории Калужской области, запросы о предоставлении информации, содержащей данные о реализации нормативных правовых актов Калужской области.
3. Проведение мониторинга может сопровождаться:
1) проведением "круглых столов", депутатских слушаний, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на достижение целей мониторинга;
2) образованием рабочих групп из числа депутатов Законодательного Собрания Калужской области, представителей исполнительных органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области, органов местного самоуправления, организаций, находящихся на территории Калужской области, ученых и специалистов, независимых экспертов, а также иных лиц, чье участие в деятельности рабочих групп будет сочтено целесообразным.
Статья 8. Организация проведения мониторинга
1. Законодательное Собрание Калужской области проводит мониторинг нормативных правовых актов Калужской области, принятых Законодательным Собранием Калужской области, в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Калужской области.
2. Исполнительные органы государственной власти Калужской области проводят мониторинг нормативных правовых актов, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, в порядке, установленном уполномоченным органом.
3. Порядками проведения мониторинга определяются:
1) сроки формирования плана проведения мониторинга;
2) порядок реализации инициативы проведения мониторинга;
3) исполнители проведения мониторинга;
4) виды информации, используемой при проведении мониторинга;
5) формы участия в реализации мероприятий по проведению мониторинга;
6) порядок подведения итогов мониторинга и реализации соответствующих предложений;
7) сроки реализации соответствующих предложений и результатов мониторинга;
8) формы осуществления контроля за реализацией результатов мониторинга;
9) формы и порядок обобщения и анализа информации о реализации результатов мониторинга.
4. В порядках проведения мониторинга могут быть определены дополнительные показатели, по которым оценивается информация о практике применения нормативных правовых актов Калужской области.
Статья 9. Информация, используемая при проведении мониторинга
1. При проведении мониторинга используются:
1) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) практика деятельности органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области, органов местного самоуправления, государственных предприятий Калужской области, государственных учреждений Калужской области;
3) информация о практике применения нормативных правовых актов Калужской области, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области, Общественной палаты Калужской области, Избирательной комиссии Калужской области, Контрольно-счетной палаты Калужской области, органов местного самоуправления;
4) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
5) информация, почерпнутая из средств массовой информации;
6) информация, поступившая от граждан;
7) итоговые документы депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, семинаров и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти Калужской области, государственными органами Калужской области;
8) информация, поступившая из иных официальных источников.
2. При осуществлении мониторинга помимо видов информации, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть использованы в том числе следующие виды информации:
1) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области;
2) социологическая информация, формируемая на основе данных социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения.
Статья 10. Методика проведения мониторинга
1. При проведении мониторинга должны быть определены следующие элементы юридической характеристики нормативного правового акта Калужской области:
1) предмет правового регулирования нормативного правового акта Калужской области, его цели (задачи);
2) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений (перечень нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, место исследуемого нормативного правового акта Калужской области в системе указанных нормативных правовых актов, наличие нормативных правовых актов Калужской области, обязательность принятия которых обусловлена исследуемым нормативным правовым актом Калужской области);
3) круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта Калужской области, их права и обязанности;
4) перечень уполномоченных нормативным правовым актом Калужской области органов государственной власти Калужской области и их компетенция;
5) опубликование нормативного правового акта Калужской области (дата и источник официального опубликования, дата вступления в силу);
6) ответственность за нарушение нормативного правового акта Калужской области, иные меры правового воздействия в отношении субъектов исследуемых правоотношений и практика их применения.
2. В ходе наблюдения за реализацией нормативного правового акта Калужской области исполнители проведения мониторинга осуществляют сбор, обработку и систематизацию информации, имеющей отношение к решению задач мониторинга. Наблюдением за реализацией нормативного правового акта Калужской области являются:
1) информация о правоприменительной практике уполномоченных органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;
2) информация о содержании обращений граждан, поступающих в органы государственной власти Калужской области, государственные органы Калужской области, органы местного самоуправления, касающиеся практики применения нормативного правового акта Калужской области;
3) информация об оспаривании нормативного правового акта Калужской области в судебном порядке, принятых решениях (постановлениях) и результатах их исполнения;
4) информация о судебной практике, мерах прокурорского реагирования, иные данные правоохранительных органов, касающиеся применения нормативного правового акта Калужской области;
5) сведения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области, касающиеся нормативного правового акта Калужской области;
6) акты официального толкования;
7) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
8) резолюции научно-практических конференций, научно-практических семинаров, рекомендации депутатских слушаний и "круглых столов", экспертные заключения, мнения ученых, специалистов;
9) информация официальных статистических данных;
10) итоги выездных встреч и совещаний;
11) информация, почерпнутая из средств массовой информации;
12) информация о выполнении поручений Законодательного Собрания Калужской области, ответы на депутатские запросы, мотивированные заключения по результатам депутатских проверок.
3. Исполнители проведения мониторинга в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, могут направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Калужской области, государственные органы Калужской области, органы местного самоуправления, организации, находящиеся на территории Калужской области, запросы о предоставлении информации, перечисленной в пункте 2 настоящей статьи.
4. Критериями оценки эффективности реализации нормативного правового акта Калужской области являются:
1) актуальность нормативного правового акта Калужской области;
2) соответствие нормативного правового акта Калужской области федеральному законодательству и законодательству Калужской области;
3) реальность исполнения норм, в том числе их финансовая обеспеченность (социально-экономический эффект, достижение установленных нормативным правовым актом целей);
4) результативность принятия нормативного правового акта Калужской области;
5) организационная, кадровая обеспеченность реализации нормативного правового акта Калужской области;
6) предложения по повышению эффективности реализации нормативного правового акта Калужской области.
5. При проведении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившим силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) наличие нормативных правовых актов Калужской области, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
3) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Калужской области при издании нормативного правового акта;
4) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта Калужской области;
6) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
7) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
8) коллизия норм права;
9) наличие ошибок юридико-технического характера;
10) использование положений нормативных правовых актов Калужской области в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
11) искажение смысла положений нормативного правового акта Калужской области при его применении;
12) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта Калужской области;
13) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти Калужской области;
14) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов Калужской области;
15) количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта Калужской области;
16) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом Калужской области, и основания их принятия;
17) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта Калужской области, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта Калужской области и нарушениями единообразия его применения;
18) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта Калужской области, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
6. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
1) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Калужской области при издании нормативного правового акта Калужской области;
2) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта Калужской области;
3) наличие в нормативном правовом акте Калужской области коррупциогенных факторов;
4) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах Калужской области;
5) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте Калужской области при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченными органами;
6) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте Калужской области при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
7) сроки приведения нормативных правовых актов Калужской области в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
8) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта Калужской области антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте Калужской области коррупциогенных факторов;
9) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта Калужской области, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
7. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами Калужской области равной юридической силы при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
1) наличие противоречий между нормативными правовыми актами Калужской области общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
2) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах Калужской области;
3) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах Калужской области;
4) наличие противоречий в нормативных правовых актах Калужской области, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
5) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах Калужской области;
6) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов Калужской области, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.
8. При необходимости мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определенным органами государственной власти Калужской области.
Статья 11. Результаты мониторинга
1. По окончании проведения мониторинга исполнители мониторинга готовят информацию о результатах мониторинга, информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Калужской области, а также предложения:
1) в планы законопроектной, нормотворческой и контрольной деятельности органов государственной власти Калужской области;
2) о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области;
3) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Калужской области проекта федерального закона;
4) об обращении Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области, исполнительных органов государственной власти Калужской области в федеральные органы государственной власти по вопросам, выявленным в процессе мониторинга;
5) о мерах по совершенствованию нормативных правовых актов Калужской области;
6) о мерах по повышению эффективности правоприменения;
7) о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции;
8) об органах государственной власти Калужской области, ответственных за разработку соответствующих нормативных правовых актов Калужской области и за реализацию мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;
9) о проведении разъяснительных и информационных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативных правовых актов Калужской области;
10) иные предложения, направленные на совершенствование нормативных правовых актов Калужской области, основанные на результатах мониторинга.
2. Информация о результатах мониторинга, информационно-аналитические материалы и предложения направляются органам государственной власти Калужской области или должностным лицам, принявшим решение о проведении мониторинга.
3. Информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Калужской области используются при подготовке ежегодного отчета Губернатора Калужской области о результатах деятельности Правительства Калужской области, представляемого Законодательному Собранию Калужской области.
4. Информация о проведении и результатах мониторинга, а также о мерах по реализации результатов мониторинга размещается органами государственной власти Калужской области, указанными в статье 8 настоящего Закона, на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов
28 марта 2013 года N 407-ОЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
28 марта 2013 года № 407-ОЗ
О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Калужской области
Принят Законодательным Собранием 21 марта 2013 года
Статья 1. Общие положения
1. В настоящем Законе под мониторингом правоприменения нормативных правовых актов Калужской области (далее - мониторинг) понимается комплексная и плановая деятельность, осуществляемая органами государственной власти Калужской области в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области.
Мониторинг включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения:
1) законов Калужской области;
2) постановлений Законодательного Собрания Калужской области;
3) постановлений Губернатора Калужской области;
4) постановлений Правительства Калужской области;
5) приказов органов исполнительной власти Калужской области.
2. Правовой основой проведения мониторинга являются Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Калужской области.
Статья 2. Цели и задачи проведения мониторинга
1. Мониторинг проводится в целях:
1) выявления соответствия достигаемых при реализации нормативных правовых актов Калужской области результатов тем, которые планировались при их принятии;
2) своевременного устранения коррупциогенных факторов, пробелов и недостатков правового регулирования, противоречий между нормативными правовыми актами Калужской области равной юридической силы;
3) определения эффективности действия нормативных правовых актов Калужской области, а также совершенствования правовых механизмов повышения качества принимаемых органами государственной власти Калужской области нормативных правовых актов;
4) выявления, устранения и предотвращения нежелательных последствий действия нормативных правовых актов Калужской области;
5) совершенствования законодательства Калужской области;
6) формирования перспективных направлений правотворческой деятельности.
2. Задачами проведения мониторинга являются:
1) обеспечение систематизации законодательства Калужской области;
2) обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов Калужской области;
3) выявление причин, препятствующих исполнению нормативных правовых актов Калужской области, и подготовка предложений по их устранению, а также выработка мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;
4) анализ и оценка соответствия практики реализации нормативных правовых актов Калужской области планируемому результату правового регулирования;
5) выявление противоречий, коллизий, дублирования и пробелов в нормативных правовых актах Калужской области, определение эффективности действия правовых норм с целью совершенствования нормативных правовых актов Калужской области;
6) формирование перспективных направлений и создание результативного механизма законотворческой деятельности, а также разработка предложений по повышению качества правотворческого процесса;
7) повышение эффективности исполнения (применения) нормативных правовых актов Калужской области;
8) получение информации о тенденциях и потребностях правового регулирования определенного комплекса общественных отношений;
9) определение полноты урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. В ходе мониторинга осуществляется оценка эффективности реализации нормативных правовых актов Калужской области как показателя достижения социально значимого результата в соответствующей сфере общественных отношений.
Статья 3. Принципы мониторинга
Принципами мониторинга являются:
1) плановость;
2) непрерывность;
3) целенаправленность, системность и комплексность;
4) полнота, всесторонность и объективность (мониторинг проводится путем широкого изучения официальной информации о реализации нормативных правовых актов Калужской области, судебной практики по вопросам их применения);
5) гласность (информационная открытость).
Статья 4. Виды мониторинга
1. Основными видами мониторинга являются:
1) текущий;
2) оперативный.
2. Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов Калужской области.
3. Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Калужской области.
4. По объему анализируемых нормативных правовых актов Калужской области различаются:
1) мониторинг отдельно взятого нормативного правового акта Калужской области;
2) мониторинг группы нормативных правовых актов Калужской области, комплексно регулирующих отдельную сферу общественных отношений;
3) мониторинг системы нормативных правовых актов Калужской области, образующих правовой институт по предметам ведения субъекта Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
4) мониторинг законодательства Калужской области в целом.
Статья 5. Инициаторы проведения мониторинга
1. Инициаторами проведения мониторинга могут выступать депутаты Законодательного Собрания Калужской области, постоянные комитеты Законодательного Собрания Калужской области, постоянные комиссии Законодательного Собрания Калужской области, фракции в Законодательном Собрании Калужской области, Председатель Законодательного Собрания Калужской области, Губернатор Калужской области, Правительство Калужской области, исполнительные органы государственной власти Калужской области.
2. Решение о проведении мониторинга принимается:
1) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Законодательным Собранием Калужской области, - Законодательным Собранием Калужской области, Председателем Законодательного Собрания Калужской области;
2) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, - уполномоченный Правительством Калужской области исполнительный орган государственной власти Калужской области (далее по тексту - уполномоченный орган).
Статья 6. Планы проведения мониторинга
1. Законодательное Собрание Калужской области ежегодно до 1 марта утверждает план проведения мониторинга законов Калужской области и постановлений Законодательного Собрания Калужской области, составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.
План проведения мониторинга Законодательным Собранием Калужской области утверждается постановлением Законодательного Собрания Калужской области.
2. Уполномоченный орган в развитие плана, утвержденного Законодательным Собранием Калужской области, ежегодно до 1 апреля утверждает план проведения мониторинга нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, составленный на основе предложений инициаторов, перечисленных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона. План проведения мониторинга нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, утверждается в порядке, установленном законодательством.
3. Планами, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, определяются:
1) наименование и реквизиты нормативного правового акта Калужской области (нормативных правовых актов Калужской области) либо отрасль (подотрасль) законодательства, мониторинг которых планируется осуществить;
2) вид мониторинга;
3) исполнители мониторинга (наименование постоянных комитетов Законодательного Собрания Калужской области, постоянных комиссий Законодательного Собрания Калужской области, исполнительных органов государственной власти Калужской области, участвующих в мониторинге);
4) сроки проведения мониторинга;
5) иные данные, дополнительные показатели в случае их необходимости.
4. По инициативе депутатов Законодательного Собрания Калужской области, постоянных комитетов Законодательного Собрания Калужской области, постоянных комиссий Законодательного Собрания Калужской области, фракций в Законодательном Собрании Калужской области, Председателя Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области, исполнительных органов государственной власти Калужской области может осуществляться мониторинг нормативных правовых актов Калужской области, не предусмотренных утвержденными планами проведения мониторинга, в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 7. Исполнители проведения мониторинга
1. Исполнителями проведения мониторинга являются:
1) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Законодательным Собранием Калужской области, - постоянные комитеты Законодательного Собрания Калужской области, постоянные комиссии Законодательного Собрания Калужской области;
2) в отношении нормативных правовых актов Калужской области, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, - исполнительные органы государственной власти Калужской области.
2. Органы государственной власти Калужской области в целях обеспечения всестороннего и полного проведения мониторинга в соответствии с законодательством могут:
1) привлекать к данному процессу государственные учреждения Калужской области, научные учреждения, высшие учебные заведения, иные организации, независимых экспертов;
2) направлять в органы государственной власти Калужской области, государственные органы Калужской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области (далее - органы местного самоуправления), общественные объединения, организации, находящиеся на территории Калужской области, запросы о предоставлении информации, содержащей данные о реализации нормативных правовых актов Калужской области.
3. Проведение мониторинга может сопровождаться:
1) проведением "круглых столов", депутатских слушаний, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на достижение целей мониторинга;
2) образованием рабочих групп из числа депутатов Законодательного Собрания Калужской области, представителей исполнительных органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области, органов местного самоуправления, организаций, находящихся на территории Калужской области, ученых и специалистов, независимых экспертов, а также иных лиц, чье участие в деятельности рабочих групп будет сочтено целесообразным.
Статья 8. Организация проведения мониторинга
1. Законодательное Собрание Калужской области проводит мониторинг нормативных правовых актов Калужской области, принятых Законодательным Собранием Калужской области, в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Калужской области.
2. Исполнительные органы государственной власти Калужской области проводят мониторинг нормативных правовых актов, принятых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, исполнительными органами государственной власти Калужской области, в порядке, установленном уполномоченным органом.
3. Порядками проведения мониторинга определяются:
1) сроки формирования плана проведения мониторинга;
2) порядок реализации инициативы проведения мониторинга;
3) исполнители проведения мониторинга;
4) виды информации, используемой при проведении мониторинга;
5) формы участия в реализации мероприятий по проведению мониторинга;
6) порядок подведения итогов мониторинга и реализации соответствующих предложений;
7) сроки реализации соответствующих предложений и результатов мониторинга;
8) формы осуществления контроля за реализацией результатов мониторинга;
9) формы и порядок обобщения и анализа информации о реализации результатов мониторинга.
4. В порядках проведения мониторинга могут быть определены дополнительные показатели, по которым оценивается информация о практике применения нормативных правовых актов Калужской области.
Статья 9. Информация, используемая при проведении мониторинга
1. При проведении мониторинга используются:
1) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) практика деятельности органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области, органов местного самоуправления, государственных предприятий Калужской области, государственных учреждений Калужской области;
3) информация о практике применения нормативных правовых актов Калужской области, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Калужской области, Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области, Общественной палаты Калужской области, Избирательной комиссии Калужской области, Контрольно-счетной палаты Калужской области, органов местного самоуправления;
4) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
5) информация, почерпнутая из средств массовой информации;
6) информация, поступившая от граждан;
7) итоговые документы депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, семинаров и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти Калужской области, государственными органами Калужской области;
8) информация, поступившая из иных официальных источников.
2. При осуществлении мониторинга помимо видов информации, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть использованы в том числе следующие виды информации:
1) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области;
2) социологическая информация, формируемая на основе данных социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения.
Статья 10. Методика проведения мониторинга
1. При проведении мониторинга должны быть определены следующие элементы юридической характеристики нормативного правового акта Калужской области:
1) предмет правового регулирования нормативного правового акта Калужской области, его цели (задачи);
2) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений (перечень нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, место исследуемого нормативного правового акта Калужской области в системе указанных нормативных правовых актов, наличие нормативных правовых актов Калужской области, обязательность принятия которых обусловлена исследуемым нормативным правовым актом Калужской области);
3) круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта Калужской области, их права и обязанности;
4) перечень уполномоченных нормативным правовым актом Калужской области органов государственной власти Калужской области и их компетенция;
5) опубликование нормативного правового акта Калужской области (дата и источник официального опубликования, дата вступления в силу);
6) ответственность за нарушение нормативного правового акта Калужской области, иные меры правового воздействия в отношении субъектов исследуемых правоотношений и практика их применения.
2. В ходе наблюдения за реализацией нормативного правового акта Калужской области исполнители проведения мониторинга осуществляют сбор, обработку и систематизацию информации, имеющей отношение к решению задач мониторинга. Наблюдением за реализацией нормативного правового акта Калужской области являются:
1) информация о правоприменительной практике уполномоченных органов государственной власти Калужской области, государственных органов Калужской области, органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;
2) информация о содержании обращений граждан, поступающих в органы государственной власти Калужской области, государственные органы Калужской области, органы местного самоуправления, касающиеся практики применения нормативного правового акта Калужской области;
3) информация об оспаривании нормативного правового акта Калужской области в судебном порядке, принятых решениях (постановлениях) и результатах их исполнения;
4) информация о судебной практике, мерах прокурорского реагирования, иные данные правоохранительных органов, касающиеся применения нормативного правового акта Калужской области;
5) сведения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области, касающиеся нормативного правового акта Калужской области;
6) акты официального толкования;
7) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;
8) резолюции научно-практических конференций, научно-практических семинаров, рекомендации депутатских слушаний и "круглых столов", экспертные заключения, мнения ученых, специалистов;
9) информация официальных статистических данных;
10) итоги выездных встреч и совещаний;
11) информация, почерпнутая из средств массовой информации;
12) информация о выполнении поручений Законодательного Собрания Калужской области, ответы на депутатские запросы, мотивированные заключения по результатам депутатских проверок.
3. Исполнители проведения мониторинга в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, могут направлять в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Калужской области, государственные органы Калужской области, органы местного самоуправления, организации, находящиеся на территории Калужской области, запросы о предоставлении информации, перечисленной в пункте 2 настоящей статьи.
4. Критериями оценки эффективности реализации нормативного правового акта Калужской области являются:
1) актуальность нормативного правового акта Калужской области;
2) соответствие нормативного правового акта Калужской области федеральному законодательству и законодательству Калужской области;
3) реальность исполнения норм, в том числе их финансовая обеспеченность (социально-экономический эффект, достижение установленных нормативным правовым актом целей);
4) результативность принятия нормативного правового акта Калужской области;
5) организационная, кадровая обеспеченность реализации нормативного правового акта Калужской области;
6) предложения по повышению эффективности реализации нормативного правового акта Калужской области.
5. При проведении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившим силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
2) наличие нормативных правовых актов Калужской области, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;
3) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Калужской области при издании нормативного правового акта;
4) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта Калужской области;
6) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
7) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
8) коллизия норм права;
9) наличие ошибок юридико-технического характера;
10) использование положений нормативных правовых актов Калужской области в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
11) искажение смысла положений нормативного правового акта Калужской области при его применении;
12) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта Калужской области;
13) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти Калужской области;
14) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов Калужской области;
15) количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта Калужской области;
16) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом Калужской области, и основания их принятия;
17) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта Калужской области, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта Калужской области и нарушениями единообразия его применения;
18) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта Калужской области, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
6. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
1) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти Калужской области при издании нормативного правового акта Калужской области;
2) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта Калужской области;
3) наличие в нормативном правовом акте Калужской области коррупциогенных факторов;
4) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах Калужской области;
5) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте Калужской области при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченными органами;
6) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте Калужской области при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;
7) сроки приведения нормативных правовых актов Калужской области в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;
8) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта Калужской области антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте Калужской области коррупциогенных факторов;
9) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта Калужской области, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.
7. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами Калужской области равной юридической силы при осуществлении мониторинга для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:
1) наличие противоречий между нормативными правовыми актами Калужской области общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;
2) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах Калужской области;
3) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах Калужской области;
4) наличие противоречий в нормативных правовых актах Калужской области, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;
5) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах Калужской области;
6) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов Калужской области, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.
8. При необходимости мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определенным органами государственной власти Калужской области.
Статья 11. Результаты мониторинга
1. По окончании проведения мониторинга исполнители мониторинга готовят информацию о результатах мониторинга, информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Калужской области, а также предложения:
1) в планы законопроектной, нормотворческой и контрольной деятельности органов государственной власти Калужской области;
2) о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Калужской области;
3) о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Калужской области проекта федерального закона;
4) об обращении Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области, исполнительных органов государственной власти Калужской области в федеральные органы государственной власти по вопросам, выявленным в процессе мониторинга;
5) о мерах по совершенствованию нормативных правовых актов Калужской области;
6) о мерах по повышению эффективности правоприменения;
7) о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции;
8) об органах государственной власти Калужской области, ответственных за разработку соответствующих нормативных правовых актов Калужской области и за реализацию мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;
9) о проведении разъяснительных и информационных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации нормативных правовых актов Калужской области;
10) иные предложения, направленные на совершенствование нормативных правовых актов Калужской области, основанные на результатах мониторинга.
2. Информация о результатах мониторинга, информационно-аналитические материалы и предложения направляются органам государственной власти Калужской области или должностным лицам, принявшим решение о проведении мониторинга.
3. Информационно-аналитические материалы о состоянии законодательства Калужской области используются при подготовке ежегодного отчета Губернатора Калужской области о результатах деятельности Правительства Калужской области, представляемого Законодательному Собранию Калужской области.
4. Информация о проведении и результатах мониторинга, а также о мерах по реализации результатов мониторинга размещается органами государственной власти Калужской области, указанными в статье 8 настоящего Закона, на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.140.040 Учет и систематизация нормативных правовых актов |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: