Основная информация
Дата опубликования: | 29 декабря 2008г. |
Номер документа: | ru23000200800813 |
Текущая редакция: | 9 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Краснодарский край |
Принявший орган: | Законодательное Собрание Краснодарского края |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
29 декабря 2008 года № 1649-КЗ
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
24 декабря 2008 года
(Изменения и дополнения:
Закон Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР: ru23000201000334,
Закон Краснодарского края от 29.12.2010г. № 2170-КЗ НГР: ru23000201000671,
Закон Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217,
Закон Краснодарского края от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327,
Закон Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655,
Закон Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124,
Закон Краснодарского края от 14.12.2012г. № 2620-КЗ НГР: ru23000201200764
Закон Краснодарского края от 02.10.2013г. № 2798-КЗ НГР: ru23000201300639)
Статья 1
Утвердить краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы (прилагается).
Статья 2
Администрации Краснодарского края обеспечить финансирование краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009-2013 годы в соответствии с законом Краснодарского края о краевом бюджете.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.Ткачев
Приложение
к Закону
Краснодарского края
"Об утверждении краевой
целевой программы "Обращение
с твердыми бытовыми отходами на
территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы"
(приложение в ред. Законов Краснодарского края
от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334,
от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671,
от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217,
от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327,
от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655,
от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
Паспорт
краевой целевой программы
"Обращение с твердыми бытовыми отходами
на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Обращение с твердыми
бытовыми отходами на территории Краснодарского
края" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа)
Основание для разработки решение совета по региональным проектам и
Программы программам при главе администрации (губернаторе)
Краснодарского края от 22 декабря 2008 года № 28
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Основные разработчики департамент жилищно-коммунального хозяйства
Программы Краснодарского края
департамент по чрезвычайным ситуациям и
государственному экологическому контролю
Краснодарского края
департамент комплексного развития курортов и
туризма Краснодарского края
департамент биологических ресурсов и охраны
окружающей среды Краснодарского края
департамент имущественных отношений
Краснодарского края
Координатор Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
Цели и задачи Программы улучшение экологической обстановки в
Краснодарском крае, снижение антропогенной
нагрузки на природные сообщества путем
совершенствования системы управления и внедрения
новых технологий в области обращения с твердыми
бытовыми отходами
оформление проектно-сметной и разрешительной
документации
приведение полигонов (свалок) твердых бытовых
отходов на территории края в соответствие с
требованиями природоохранного законодательства
сокращение количества размещаемых на свалках
твердых бытовых отходов путем строительства
мусоросортировочных линий и комплексов
Срок реализации Программы 2009 - 2013 годы
Объемы и источники общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 286205,0 тысячи рублей, в том числе:
Программы из средств краевого бюджета - 265745,0 тысячи
рублей;
из местных бюджетов - 20460,0 тысячи рублей (по
согласованию)
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
(в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
(в ред. Закона Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
(в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
Контроль за выполнением контроль за выполнением Программы осуществляют
Программы администрация Краснодарского края и
Законодательное Собрание Краснодарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Анализ экологической ситуации в области обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае
Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Ежегодно в крае их образуется и размещается на полигонах (свалках) около 2 миллионов тонн. К ТБО относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях. В своем составе они содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования (вторичных материальных ресурсов) (далее - ВМР). Процентное соотношение компонентов вторичных материальных ресурсов в составе ТБО показано в таблице 1.
Таблица 1
Морфологический состав ТБО по массе
Компонент
ТБО жилого фонда, проценты
ТБО общественных и торговых предприятий, проценты
Бумага, картон
30 - 35
45 - 52
Пищевые отходы
25 - 32
10 - 15
Дерево, листья
1 - 2
3 - 5
Текстиль
4 - 5
4 - 5
Кожа, резина
1
1 - 2
Полимерные материалы
7
8 - 12
Кости
1 - 2
1 - 2
Черный металл
3 - 4
3 - 4
Цветной металл
1
1 - 4
Стекло
4 - 5
1 - 3
Камни, керамика
1
2 - 3
Прочее
1 - 2
2 - 3
Отсев менее 15 мм
5 - 7
5 - 7
При захоронении ТБО на полигонах ценные ВМР (бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы) безвозвратно теряются. В частности, в среднем по Краснодарскому краю теряется более 600 тысяч тонн макулатуры, 100 тысяч тонн черных и цветных металлов, 140 тысяч тонн полимерных материалов, 400 тысяч тонн пищевых отходов, 80 тысяч тонн стекла.
Таким образом, система сбора, сортировки и приема вторичных материальных ресурсов на территориях муниципальных образований Краснодарского края работает неэффективно. В городах и районах края функционируют разрозненные приемные пункты, ориентированные на сбор легкодоступных и дорогостоящих компонентов отходов, в основном это черные и цветные металлы, бумага и картон. Кроме того, система санитарной очистки территории края несовершенна. Так, наблюдается недостаток оборудованных мест для сбора ТБО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), их несоответствие санитарным правилам и нормам, недостаточное техническое оснащение предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе отходов. Отдельные населенные пункты не охвачены системой санитарной очистки.
ТБО на территории края вывозятся на полигоны (свалки), которых насчитывается 374, из них 302 - несанкционированные. Общая площадь свалок составляет 971 га, из них 530 га площади занято несанкционированными свалками.
Важным аспектом является практически повсеместное отсутствие необходимой документации - землеотводной и разрешительной, регламентирующей эксплуатацию полигонов (свалок) ТБО.
Заполняемость некоторых полигонов (свалок) ТБО достигает 100 процентов. Зачастую территории свалок являются очагами экологического бедствия. С грубыми нарушения санитарных требований эксплуатируются действующие свалки ТБО в городах Сочи, Краснодаре, Кропоткине, Славянске-на-Кубани, Анапе, Геленджике, а также Абинском, Брюховецком, Калининском, Новопокровском, Приморско-Ахтарском, Темрюкском, Усть-Лабинском, Курганинском и других районах.
Свалки не обустроены, ограждение, освещение, техническое водоснабжение отсутствуют. Состояние подъездных дорог неудовлетворительное, нет площадок и оборудования для мойки контейнеров. Планировка территорий свалок проводится нерегулярно, допускаются случаи вывоза на свалку жидких бытовых отходов (Новокубанский район), а также крупногабаритных и опасных отходов, строительного материала. Селективный сбор, сортировка, учет, складирование доставляемых ТБО не ведутся.
В некоторых районах (Кореновский, Тбилисский, Брюховецкий, Успенский) свалки размещены в водоохранной зоне.
Крайне негативно описанная ситуация сказывается на почвах. Сточные воды свалок являются загрязнителями литосферы и гидросферы ртутью, мышьяком, цианидами, тяжелыми металлами в радиусе 500 - 600 метров, а по отдельным компонентам - до 1500 метров. Например, в Краснодаре на территориях, прилегающих к свалкам и контейнерным площадкам, предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) цинка превышена в 2,6 раза, меди - в 2,42, свинца - в 1,9 и никеля - в 1,3 раза. Общая токсичность фильтрата превышает нормативную в тысячи раз.
Площади свалок ежегодно возрастают. При этом необратимо разрушаются естественные природные сообщества, на месте которых возникают специфические рудеральные экосистемы, состоящие из сорной растительности (амброзия, полынь, некоторые злаковые), различных насекомых и грызунов. Такие растения в период массового цветения вызывают вспышки аллергических заболеваний, животные переносят возбудителей различных инфекционных заболеваний, насекомые наносят ущерб сельскому хозяйству.
Вместе с тем территории свалок служат источниками загрязнения атмосферного воздуха смесью различных газов: этилмеркапран, метилмеркаптан, метан, соединения углерода и азота, аммиак, толуол, фенол, ксилол, сероводород (состав зависит от компонентного состава ТБО), а также продуктами горения - диоксинами (бензапирен и другие), диоксидом серы, оксидами углерода и азота, хлористым и фтористым водородом, тяжелыми металлами, диберзофуранами, полиароматическими углеводородами, органическими кислотами.
Таким образом, система бесконтрольного размещения ТБО может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае, снижения его туристической привлекательности и качества жизни населения.
1.2. Определение основных причин возникновения экологических проблем в области обращения твердых бытовых отходов
Исходя из анализа экологической ситуации, основными причинами возникновения проблем в области обращения ТБО следует считать:
эксплуатацию полигонов (свалок), не соответствующих требованиям природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами;
отсутствие системы вовлечения твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот;
отсутствие краевой системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и, как следствие, единого направления действий в данной области на территориях муниципальных образований и края в целом.
1.3. Прогноз развития ситуации для края без принятия должных мер в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами
1.3.1. Экологический аспект.
а) на глобальном уровне:
усиление парникового эффекта и, как следствие, глобального потепления климата посредством поступления в атмосферу парниковых газов и твердых частиц, образовавшихся при эксплуатации и горении полигонов (свалок) ТБО;
разрушение озонового слоя посредством поступления в атмосферу смеси органических и неорганических газов, образовавшихся при эксплуатации полигонов (свалок);
загрязнение Мирового океана посредством поступления в воды рек и морей сточных вод с территории полигонов (свалок).
б) на региональном уровне:
опасность возникновения кислотных осадков посредством проникновения в атмосферу газов, образовавшихся при эксплуатации и горении свалок ТБО;
захламление земель твердыми бытовыми отходами;
загрязнение почв, грунтовых и подземных вод, акватории реки Кубань, Черного и Азовского морей продуктами фильтрации с территории свалок ТБО;
снижение плодородия земель;
частичная деградация естественных, "фоновых" экосистем, снижение видового разнообразия и нарушение межвидовых и внутривидовых связей внутри сообществ;
в) на локальном уровне:
полная деградация естественных экологических систем на территориях, занятых полигонами (свалками) ТБО, и прилегающих к ним;
многократное превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на территориях, в водоемах, прилегающих к свалкам ТБО, в атмосферном воздухе вблизи свалок;
активное размножение болезнетворных микроорганизмов, грызунов и насекомых.
1.3.2. Экономический аспект.
а) продолжение расширения площадей, отводимых под свалки (полигоны) ТБО, и связанного с этим изъятия земель из хозяйственного оборота;
б) снижение инвестиционной, туристической и миграционной привлекательности Краснодарского края.
1.4. Обоснование необходимости решения проблемы обращения с отходами программными методами
Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения в рамках реализации Программы, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Необходимость использования программно-целевого метода и разработки Программы подтверждается также тем, что сохранение сложившихся тенденций в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами может привести к дальнейшему ухудшению качества жизни и экологической безопасности населения и туристов, число которых неуклонно возрастает. Особенно актуальным становится данный вопрос в период подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года.
Модернизация и реформирование системы обращения с твердыми бытовыми отходами требует комплексного и системного подхода, то есть определяет необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, поскольку они:
носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой экономического развития, а с другой - влияет на нее;
являются приоритетными при формировании муниципальных целевых программ, поскольку их решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения края, повышения туристической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края;
имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных средств.
Программа подготовлена в соответствии с основными принципами комплексного управления отходами и с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года в части требований снижения негативного воздействия жизнедеятельности населения, предприятий торговли, бытового обслуживания и организаций социального назначения на окружающую среду за счет внедрения эффективной системы управления ТБО.
В разработке Программы принимали участие:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Роспотребнадзор);
Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор);
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
некоммерческая организация "Центр межрегиональных связей";
Союз отходопереработчиков Кубани;
филиал "Управление по Южному федеральному округу" федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами".
Программой предлагается комплексное решение проблемы, обеспечивающее:
увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов до 40 процентов от их общего объема;
создание экономической базы для привлечения инвестиций в экономику Краснодарского края;
создание индустрии переработки, использования и обезвреживания отходов;
снижение антропогенного влияния на окружающую природную среду; повышение качества жизни населения;
достижение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия в крае.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью реализации мероприятий Программы является улучшение экологической ситуации на территории Краснодарского края посредством снижения антропогенной нагрузки на природную среду путем совершенствования системы управления и внедрения новых технологий в области обращения с ТБО на территории Краснодарского края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
разработать проекты по строительству участков захоронения неутильной части ТБО (полигонов ТБО) на территориях поселений, относящихся к межмуниципальным зональным центрам;
реализовать пилотные проекты по строительству межмуниципальных зональных комплексов по сортировке, переработке и размещению ТБО;
абзац 5 признан утратившим силу в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671.
В качестве пилотного проекта в 2010 году предполагается реализация комплекса мероприятий по проектированию зональной площадки для строительства участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО) и мусороперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО) в Тихорецком районе.
Сроки и этапы реализации Программы в 2011 - 2013 годах будут уточняться в соответствующем финансовом году согласно закону Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
( раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
3. Перечень мероприятий Программы
В 2010 году Программа предполагает осуществление мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз.
(в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
В 2011 году планируется осуществление следующих мероприятий Программы:
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
1) обеспечение инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО);
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
2) выполнение проектно-изыскательских работ для Новокубанского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз;
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
(в ред. Закона Краснодарского края от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327)
3) разработка краевой схемы межмуниципального расположения объектов размещения ТБО.
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
Зональные комплексы предполагается сформировать по принципу территориальной близости муниципальных образований, а также обеспеченности транспортными связями. Оптимальная мощность данного объекта должна составлять от 150 тысяч до 300 тысяч тонн в год. Зональный комплекс в обязательном порядке должен включать:
участок сортировки ТБО;
участок компостирования органической части ТБО;
участок термической утилизации биологических отходов;
участок захоронения неутильной части отходов.
Перечень мероприятий Программы на 2011 - 2013 годы будет уточняться в соответствующем финансовом году согласно закону Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий период.
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
В 2012 году планируется осуществление следующих мероприятий Программы:
(введен в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
1) обеспечение инженерной инфраструктуры территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигон ТБО);
(введен в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
2) выполнение проектно-изыскательских работ для Белореченского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз.
(введен в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 286205,0 тысячи рублей, в том числе из средств краевого бюджета – 265745,0 тысячи рублей. Распределение объемов финансирования из краевого и муниципальных бюджетов по годам приведено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение объемов финансирования
(тыс. рублей)
Год
Краевой бюджет
Бюджеты муниципальных образований
2009
46980,0
5220,0
2010
7000,0
700,0
2011
26950,0
1450,0
2012
122520,0
6800,0
2013
62295,0
6290,0
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
5. Обоснование ресурсного обеспечения
эффективности Программы
В результате осуществления мероприятий Программы ожидается рост качественных показателей в обеспечении выполнения требований природоохранного законодательства, улучшения экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Качественные показатели:
выполнение законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края в области обращения с отходами;
обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в крае;
создание индустрии сортировки и переработки отходов.
Количественные показатели:
увеличение объема использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;
уменьшение объема размещения отходов на полигонах (свалках) ТБО.
По итогам реализации мероприятий Программы на территориях зональных комплексов 40 процентов отходов планируется использовать в качестве вторичного сырья и, соответственно, на 40 процентов меньше отходов размещать на полигонах (свалках) ТБО.
Для расчета социально-экономической эффективности Программы по показателю увеличения объема использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов и показателю уменьшения объема отходов, размещаемых на полигонах (свалках) ТБО, за 100 процентов принимается заявленное в Программе значение 40 процентов от общего объема отходов.
( раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
6. Критерии выполнения мероприятий Программы
Критериями выполнения мероприятий Программы служат следующие показатели:
Год
Количество построенных зональных комплексов по обращению с ТБО
2009
0
2010
0
2011
0
2012
1
2013
0
Всего
1 ";
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
7. Механизм реализации Программы
Для обеспечения оптимального выделения средств из краевого бюджета на деятельность в сфере обращения с ТБО в муниципальные образования Краснодарского края распределение объемов финансирования определяется исходя из следующих показателей:
численность населения;
ежегодный объем образования, вывоза и размещения ТБО.
При расчете учитывались действующие в настоящее время целевые программы и утвержденные в них объемы финансирования, а также реализованные и реализуемые пилотные инвестиционные проекты в сфере обращения с ТБО.
Критерием отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления из краевого бюджета субсидий в рамках реализации Программы, помимо вышеперечисленных общих принципов, является наличие средств в бюджете муниципального образования на исполнение его расходных обязательств, предусмотренных Программой.
Критерием отбора для строительства зональных комплексов является наибольшая подготовленность муниципального образования для начала реализации мероприятий Программы, а также его высокая инвестиционная привлекательность.
Целью предоставления краевых субсидий на реализацию Программы является оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам обращения с ТБО на территории Краснодарского края, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основными условиями предоставления и расходования местными бюджетами субсидий из краевого бюджета являются:
наличие муниципальной программы по обращению с ТБО, учитывающей положения Программы и регламентирующей выделение и расходование средств муниципального бюджета, определенных в Программе как средства муниципального софинансирования;
обеспечение муниципальным образованием своевременного софинансирования, отраженного в соглашении, заключенном между администрацией муниципального образования и департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края;
наличие землеотводной документации на полигон, который будет строиться в рамках реализации мероприятий Программы;
заключение департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидий. В соглашении должны оговариваться:
условия расходования субсидий;
сроки и порядок представления отчетности;
ответственность за нецелевое использование средств и нарушение договорных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством;
ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения, предусматривающая возврат в краевой бюджет субсидий в случае их нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки.
В ходе реализации мероприятий Программы для софинансирования планируется привлечение средств из бюджетов муниципальных образований Краснодарского края. За весь период предполагается привлечь 26890,0 тысячи рублей.
Субсидии из краевого бюджета перечисляются департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в установленном порядке в бюджет муниципального образования Краснодарского края в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью краевого бюджета и лимитами бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края несут ответственность за правильность расчета межбюджетных трансфертов и нецелевое использование выделенных из краевого бюджета субсидий.
Распределение субсидий на очередной финансовый год утверждается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа Краснодарского края.
Контроль за целевым расходованием средств в рамках своей компетенции осуществляет департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Заказчиком Программы является администрация Краснодарского края.
Координатором Программы является департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
В процессе реализации Программы координатор Программы:
вносит предложения по формированию перечня мероприятий на очередной финансовый год;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков, получателей субсидий в части обеспечения целевого и эффективного использования выделенных на реализацию Программы средств;
согласовывает с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края сроки выполнения и объемы финансирования конкретных мероприятий, составляет план реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год;
организует информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации Программы, мониторинг хода выполнения мероприятий Программы и подготовку один раз в полугодие отчета о реализации Программы, представляемого в администрацию Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края.
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
Приложение 1
к краевой целевой программе
"Обращение с твердыми бытовыми
отходами на территории
Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы
(приложение в ред. Закона Краснодарского края
от 28.07.2010 № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НА 2009 ГОД
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации, год
Объем финансирования, тыс. рублей
В том числе из источников финансирования
Государственный заказчик, получатель субсидий, ответственный исполнитель
краевой бюджет
местный бюджет
1
2
3
4
5
6
7
1
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Белореченском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Белореченский район - получатель субсидий
2
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Выселковском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Выселковский район - получатель субсидий
3
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Кущевском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Кущевский район - получатель субсидий
4
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Красноармейском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Красноармейский район - получатель субсидий
5
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Северском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Северский район - получатель субсидий
6
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Тихорецком районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Тихорецкий район - получатель субсидий
7
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Успенском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Успенский район - получатель субсидий
8
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Лабинском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Лабинский район - получатель субсидий
9
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Динском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Динской район - получатель субсидий
10
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Мостовском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Мостовский район - получатель субсидий
11
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Щербиновском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Щербиновский район - получатель субсидий
12
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Приморско-Ахтарском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Приморско- Ахтарский район - получатель субсидий
Итого
52200,0
46980,0
5220,0
Приложение 2
к краевой целевой программе
"Обращение с твердыми бытовыми отходами
на территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы
(приложение в ред. Закона Краснодарского края
от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334,
от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НА 2010 ГОД, ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Наименование мероприятия
Объем финансирования (тыс. руб.)
В том числе
Государственный заказчик, получатель субсидий, ответственный исполнитель
краевой бюджет
местный бюджет
Выполнение проектно-изыскательских работ Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз
7700,0
7000,0
700,0
департамент жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края - ответственный исполнитель, администрация муниципального образования Тихорецкий район - получатель субсидий
Итого
7700,0
7000,0
700,0
".
Приложение 3
к краевой целевой программе
"Обращение с твердыми бытовыми отходами
на территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы
(введено в ред. Закона Краснодарского края
от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217,
от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327)
от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НА 2011 ГОД, ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(тыс. рублей)
№ п/п
Объем финансирования
В том числе
Государственный заказчик, получатель субсидий, ответственный за выполнение мероприятий
краевой бюджет
местный бюджет
1
Обеспечение инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО)
15000,0
14250,0
750,0
муниципальное образование Тихорецкий район - получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - ответственный за выполнение мероприятий
2
Выполнение проектно-изыскательских работ для Новокубанского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз
7700,0
7000,0
700,0
муниципальное образование Новокубанский район - получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - ответственный за выполнение мероприятий
3
Разработка краевой схемы межмуниципального расположения объектов размещения ТБО
5700,0
5700,0
-
департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Итого
28400,0
26950,0
1450,0
";
Приложение 4
к краевой целевой программе «Обращение с
твердыми бытовыми отходами на территории
Краснодарского края» на 2009 – 2013 годы
(введено в ред. Закона Краснодарского края
от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
Перечень мероприятий Программы на 2012 год, объемы и источники их финансирования
(тыс. рублей)
№ п/п
Наименование мероприятий Программы
Объем финансирования
В том числе
Государственный заказчик, получатели субсидий, ответственный за выполнение мероприятий
краевой бюджет
местный бюджет
1
Обеспечение инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО)
121620,0
115520,0
6100,0
муниципальное образование Тихорецкий район – получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края – ответственный за выполнение мероприятия
2
Выполенение проектно-изыскательских работ для Белореченского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз
7700,0
7000,0
700,0
муниципальное оьбразование Белореченский район – получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края – ответственный за выполнение мероприятий
Итого
129320,0
122520,0
6800,0
29 декабря 2008 года № 1649-КЗ
ЗАКОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
24 декабря 2008 года
(Изменения и дополнения:
Закон Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР: ru23000201000334,
Закон Краснодарского края от 29.12.2010г. № 2170-КЗ НГР: ru23000201000671,
Закон Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217,
Закон Краснодарского края от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327,
Закон Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655,
Закон Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124,
Закон Краснодарского края от 14.12.2012г. № 2620-КЗ НГР: ru23000201200764
Закон Краснодарского края от 02.10.2013г. № 2798-КЗ НГР: ru23000201300639)
Статья 1
Утвердить краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы (прилагается).
Статья 2
Администрации Краснодарского края обеспечить финансирование краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края" на 2009-2013 годы в соответствии с законом Краснодарского края о краевом бюджете.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня опубликования, но не ранее вступления в силу закона Краснодарского края о внесении соответствующих изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.Ткачев
Приложение
к Закону
Краснодарского края
"Об утверждении краевой
целевой программы "Обращение
с твердыми бытовыми отходами на
территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы"
(приложение в ред. Законов Краснодарского края
от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334,
от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671,
от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217,
от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327,
от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655,
от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
Паспорт
краевой целевой программы
"Обращение с твердыми бытовыми отходами
на территории Краснодарского края" на 2009 - 2013 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Обращение с твердыми
бытовыми отходами на территории Краснодарского
края" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа)
Основание для разработки решение совета по региональным проектам и
Программы программам при главе администрации (губернаторе)
Краснодарского края от 22 декабря 2008 года № 28
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Основные разработчики департамент жилищно-коммунального хозяйства
Программы Краснодарского края
департамент по чрезвычайным ситуациям и
государственному экологическому контролю
Краснодарского края
департамент комплексного развития курортов и
туризма Краснодарского края
департамент биологических ресурсов и охраны
окружающей среды Краснодарского края
департамент имущественных отношений
Краснодарского края
Координатор Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства
Краснодарского края
Цели и задачи Программы улучшение экологической обстановки в
Краснодарском крае, снижение антропогенной
нагрузки на природные сообщества путем
совершенствования системы управления и внедрения
новых технологий в области обращения с твердыми
бытовыми отходами
оформление проектно-сметной и разрешительной
документации
приведение полигонов (свалок) твердых бытовых
отходов на территории края в соответствие с
требованиями природоохранного законодательства
сокращение количества размещаемых на свалках
твердых бытовых отходов путем строительства
мусоросортировочных линий и комплексов
Срок реализации Программы 2009 - 2013 годы
Объемы и источники общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 286205,0 тысячи рублей, в том числе:
Программы из средств краевого бюджета - 265745,0 тысячи
рублей;
из местных бюджетов - 20460,0 тысячи рублей (по
согласованию)
(в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
(в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
(в ред. Закона Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
(в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
Контроль за выполнением контроль за выполнением Программы осуществляют
Программы администрация Краснодарского края и
Законодательное Собрание Краснодарского края
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Анализ экологической ситуации в области обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае
Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Ежегодно в крае их образуется и размещается на полигонах (свалках) около 2 миллионов тонн. К ТБО относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях. В своем составе они содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования (вторичных материальных ресурсов) (далее - ВМР). Процентное соотношение компонентов вторичных материальных ресурсов в составе ТБО показано в таблице 1.
Таблица 1
Морфологический состав ТБО по массе
Компонент
ТБО жилого фонда, проценты
ТБО общественных и торговых предприятий, проценты
Бумага, картон
30 - 35
45 - 52
Пищевые отходы
25 - 32
10 - 15
Дерево, листья
1 - 2
3 - 5
Текстиль
4 - 5
4 - 5
Кожа, резина
1
1 - 2
Полимерные материалы
7
8 - 12
Кости
1 - 2
1 - 2
Черный металл
3 - 4
3 - 4
Цветной металл
1
1 - 4
Стекло
4 - 5
1 - 3
Камни, керамика
1
2 - 3
Прочее
1 - 2
2 - 3
Отсев менее 15 мм
5 - 7
5 - 7
При захоронении ТБО на полигонах ценные ВМР (бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы) безвозвратно теряются. В частности, в среднем по Краснодарскому краю теряется более 600 тысяч тонн макулатуры, 100 тысяч тонн черных и цветных металлов, 140 тысяч тонн полимерных материалов, 400 тысяч тонн пищевых отходов, 80 тысяч тонн стекла.
Таким образом, система сбора, сортировки и приема вторичных материальных ресурсов на территориях муниципальных образований Краснодарского края работает неэффективно. В городах и районах края функционируют разрозненные приемные пункты, ориентированные на сбор легкодоступных и дорогостоящих компонентов отходов, в основном это черные и цветные металлы, бумага и картон. Кроме того, система санитарной очистки территории края несовершенна. Так, наблюдается недостаток оборудованных мест для сбора ТБО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), их несоответствие санитарным правилам и нормам, недостаточное техническое оснащение предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе отходов. Отдельные населенные пункты не охвачены системой санитарной очистки.
ТБО на территории края вывозятся на полигоны (свалки), которых насчитывается 374, из них 302 - несанкционированные. Общая площадь свалок составляет 971 га, из них 530 га площади занято несанкционированными свалками.
Важным аспектом является практически повсеместное отсутствие необходимой документации - землеотводной и разрешительной, регламентирующей эксплуатацию полигонов (свалок) ТБО.
Заполняемость некоторых полигонов (свалок) ТБО достигает 100 процентов. Зачастую территории свалок являются очагами экологического бедствия. С грубыми нарушения санитарных требований эксплуатируются действующие свалки ТБО в городах Сочи, Краснодаре, Кропоткине, Славянске-на-Кубани, Анапе, Геленджике, а также Абинском, Брюховецком, Калининском, Новопокровском, Приморско-Ахтарском, Темрюкском, Усть-Лабинском, Курганинском и других районах.
Свалки не обустроены, ограждение, освещение, техническое водоснабжение отсутствуют. Состояние подъездных дорог неудовлетворительное, нет площадок и оборудования для мойки контейнеров. Планировка территорий свалок проводится нерегулярно, допускаются случаи вывоза на свалку жидких бытовых отходов (Новокубанский район), а также крупногабаритных и опасных отходов, строительного материала. Селективный сбор, сортировка, учет, складирование доставляемых ТБО не ведутся.
В некоторых районах (Кореновский, Тбилисский, Брюховецкий, Успенский) свалки размещены в водоохранной зоне.
Крайне негативно описанная ситуация сказывается на почвах. Сточные воды свалок являются загрязнителями литосферы и гидросферы ртутью, мышьяком, цианидами, тяжелыми металлами в радиусе 500 - 600 метров, а по отдельным компонентам - до 1500 метров. Например, в Краснодаре на территориях, прилегающих к свалкам и контейнерным площадкам, предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) цинка превышена в 2,6 раза, меди - в 2,42, свинца - в 1,9 и никеля - в 1,3 раза. Общая токсичность фильтрата превышает нормативную в тысячи раз.
Площади свалок ежегодно возрастают. При этом необратимо разрушаются естественные природные сообщества, на месте которых возникают специфические рудеральные экосистемы, состоящие из сорной растительности (амброзия, полынь, некоторые злаковые), различных насекомых и грызунов. Такие растения в период массового цветения вызывают вспышки аллергических заболеваний, животные переносят возбудителей различных инфекционных заболеваний, насекомые наносят ущерб сельскому хозяйству.
Вместе с тем территории свалок служат источниками загрязнения атмосферного воздуха смесью различных газов: этилмеркапран, метилмеркаптан, метан, соединения углерода и азота, аммиак, толуол, фенол, ксилол, сероводород (состав зависит от компонентного состава ТБО), а также продуктами горения - диоксинами (бензапирен и другие), диоксидом серы, оксидами углерода и азота, хлористым и фтористым водородом, тяжелыми металлами, диберзофуранами, полиароматическими углеводородами, органическими кислотами.
Таким образом, система бесконтрольного размещения ТБО может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае, снижения его туристической привлекательности и качества жизни населения.
1.2. Определение основных причин возникновения экологических проблем в области обращения твердых бытовых отходов
Исходя из анализа экологической ситуации, основными причинами возникновения проблем в области обращения ТБО следует считать:
эксплуатацию полигонов (свалок), не соответствующих требованиям природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами;
отсутствие системы вовлечения твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот;
отсутствие краевой системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и, как следствие, единого направления действий в данной области на территориях муниципальных образований и края в целом.
1.3. Прогноз развития ситуации для края без принятия должных мер в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами
1.3.1. Экологический аспект.
а) на глобальном уровне:
усиление парникового эффекта и, как следствие, глобального потепления климата посредством поступления в атмосферу парниковых газов и твердых частиц, образовавшихся при эксплуатации и горении полигонов (свалок) ТБО;
разрушение озонового слоя посредством поступления в атмосферу смеси органических и неорганических газов, образовавшихся при эксплуатации полигонов (свалок);
загрязнение Мирового океана посредством поступления в воды рек и морей сточных вод с территории полигонов (свалок).
б) на региональном уровне:
опасность возникновения кислотных осадков посредством проникновения в атмосферу газов, образовавшихся при эксплуатации и горении свалок ТБО;
захламление земель твердыми бытовыми отходами;
загрязнение почв, грунтовых и подземных вод, акватории реки Кубань, Черного и Азовского морей продуктами фильтрации с территории свалок ТБО;
снижение плодородия земель;
частичная деградация естественных, "фоновых" экосистем, снижение видового разнообразия и нарушение межвидовых и внутривидовых связей внутри сообществ;
в) на локальном уровне:
полная деградация естественных экологических систем на территориях, занятых полигонами (свалками) ТБО, и прилегающих к ним;
многократное превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на территориях, в водоемах, прилегающих к свалкам ТБО, в атмосферном воздухе вблизи свалок;
активное размножение болезнетворных микроорганизмов, грызунов и насекомых.
1.3.2. Экономический аспект.
а) продолжение расширения площадей, отводимых под свалки (полигоны) ТБО, и связанного с этим изъятия земель из хозяйственного оборота;
б) снижение инвестиционной, туристической и миграционной привлекательности Краснодарского края.
1.4. Обоснование необходимости решения проблемы обращения с отходами программными методами
Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения в рамках реализации Программы, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
Необходимость использования программно-целевого метода и разработки Программы подтверждается также тем, что сохранение сложившихся тенденций в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами может привести к дальнейшему ухудшению качества жизни и экологической безопасности населения и туристов, число которых неуклонно возрастает. Особенно актуальным становится данный вопрос в период подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года.
Модернизация и реформирование системы обращения с твердыми бытовыми отходами требует комплексного и системного подхода, то есть определяет необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем, поскольку они:
носят комплексный характер: их решение, с одной стороны, определяется динамикой экономического развития, а с другой - влияет на нее;
являются приоритетными при формировании муниципальных целевых программ, поскольку их решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения края, повышения туристической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края;
имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных средств.
Программа подготовлена в соответствии с основными принципами комплексного управления отходами и с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года в части требований снижения негативного воздействия жизнедеятельности населения, предприятий торговли, бытового обслуживания и организаций социального назначения на окружающую среду за счет внедрения эффективной системы управления ТБО.
В разработке Программы принимали участие:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Роспотребнадзор);
Северо-Кавказское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор);
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
некоммерческая организация "Центр межрегиональных связей";
Союз отходопереработчиков Кубани;
филиал "Управление по Южному федеральному округу" федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами".
Программой предлагается комплексное решение проблемы, обеспечивающее:
увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов до 40 процентов от их общего объема;
создание экономической базы для привлечения инвестиций в экономику Краснодарского края;
создание индустрии переработки, использования и обезвреживания отходов;
снижение антропогенного влияния на окружающую природную среду; повышение качества жизни населения;
достижение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия в крае.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью реализации мероприятий Программы является улучшение экологической ситуации на территории Краснодарского края посредством снижения антропогенной нагрузки на природную среду путем совершенствования системы управления и внедрения новых технологий в области обращения с ТБО на территории Краснодарского края.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
разработать проекты по строительству участков захоронения неутильной части ТБО (полигонов ТБО) на территориях поселений, относящихся к межмуниципальным зональным центрам;
реализовать пилотные проекты по строительству межмуниципальных зональных комплексов по сортировке, переработке и размещению ТБО;
абзац 5 признан утратившим силу в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671.
В качестве пилотного проекта в 2010 году предполагается реализация комплекса мероприятий по проектированию зональной площадки для строительства участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО) и мусороперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО) в Тихорецком районе.
Сроки и этапы реализации Программы в 2011 - 2013 годах будут уточняться в соответствующем финансовом году согласно закону Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
( раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
3. Перечень мероприятий Программы
В 2010 году Программа предполагает осуществление мероприятия по выполнению проектно-изыскательских работ Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз.
(в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
В 2011 году планируется осуществление следующих мероприятий Программы:
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
1) обеспечение инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО);
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
2) выполнение проектно-изыскательских работ для Новокубанского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз;
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
(в ред. Закона Краснодарского края от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327)
3) разработка краевой схемы межмуниципального расположения объектов размещения ТБО.
(в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
Зональные комплексы предполагается сформировать по принципу территориальной близости муниципальных образований, а также обеспеченности транспортными связями. Оптимальная мощность данного объекта должна составлять от 150 тысяч до 300 тысяч тонн в год. Зональный комплекс в обязательном порядке должен включать:
участок сортировки ТБО;
участок компостирования органической части ТБО;
участок термической утилизации биологических отходов;
участок захоронения неутильной части отходов.
Перечень мероприятий Программы на 2011 - 2013 годы будет уточняться в соответствующем финансовом году согласно закону Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий период.
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
В 2012 году планируется осуществление следующих мероприятий Программы:
(введен в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
1) обеспечение инженерной инфраструктуры территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигон ТБО);
(введен в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
2) выполнение проектно-изыскательских работ для Белореченского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз.
(введен в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 286205,0 тысячи рублей, в том числе из средств краевого бюджета – 265745,0 тысячи рублей. Распределение объемов финансирования из краевого и муниципальных бюджетов по годам приведено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение объемов финансирования
(тыс. рублей)
Год
Краевой бюджет
Бюджеты муниципальных образований
2009
46980,0
5220,0
2010
7000,0
700,0
2011
26950,0
1450,0
2012
122520,0
6800,0
2013
62295,0
6290,0
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
5. Обоснование ресурсного обеспечения
эффективности Программы
В результате осуществления мероприятий Программы ожидается рост качественных показателей в обеспечении выполнения требований природоохранного законодательства, улучшения экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Качественные показатели:
выполнение законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края в области обращения с отходами;
обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в крае;
создание индустрии сортировки и переработки отходов.
Количественные показатели:
увеличение объема использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов;
уменьшение объема размещения отходов на полигонах (свалках) ТБО.
По итогам реализации мероприятий Программы на территориях зональных комплексов 40 процентов отходов планируется использовать в качестве вторичного сырья и, соответственно, на 40 процентов меньше отходов размещать на полигонах (свалках) ТБО.
Для расчета социально-экономической эффективности Программы по показателю увеличения объема использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов и показателю уменьшения объема отходов, размещаемых на полигонах (свалках) ТБО, за 100 процентов принимается заявленное в Программе значение 40 процентов от общего объема отходов.
( раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
6. Критерии выполнения мероприятий Программы
Критериями выполнения мероприятий Программы служат следующие показатели:
Год
Количество построенных зональных комплексов по обращению с ТБО
2009
0
2010
0
2011
0
2012
1
2013
0
Всего
1 ";
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
7. Механизм реализации Программы
Для обеспечения оптимального выделения средств из краевого бюджета на деятельность в сфере обращения с ТБО в муниципальные образования Краснодарского края распределение объемов финансирования определяется исходя из следующих показателей:
численность населения;
ежегодный объем образования, вывоза и размещения ТБО.
При расчете учитывались действующие в настоящее время целевые программы и утвержденные в них объемы финансирования, а также реализованные и реализуемые пилотные инвестиционные проекты в сфере обращения с ТБО.
Критерием отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления из краевого бюджета субсидий в рамках реализации Программы, помимо вышеперечисленных общих принципов, является наличие средств в бюджете муниципального образования на исполнение его расходных обязательств, предусмотренных Программой.
Критерием отбора для строительства зональных комплексов является наибольшая подготовленность муниципального образования для начала реализации мероприятий Программы, а также его высокая инвестиционная привлекательность.
Целью предоставления краевых субсидий на реализацию Программы является оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам обращения с ТБО на территории Краснодарского края, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основными условиями предоставления и расходования местными бюджетами субсидий из краевого бюджета являются:
наличие муниципальной программы по обращению с ТБО, учитывающей положения Программы и регламентирующей выделение и расходование средств муниципального бюджета, определенных в Программе как средства муниципального софинансирования;
обеспечение муниципальным образованием своевременного софинансирования, отраженного в соглашении, заключенном между администрацией муниципального образования и департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края;
наличие землеотводной документации на полигон, который будет строиться в рамках реализации мероприятий Программы;
заключение департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидий. В соглашении должны оговариваться:
условия расходования субсидий;
сроки и порядок представления отчетности;
ответственность за нецелевое использование средств и нарушение договорных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством;
ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения, предусматривающая возврат в краевой бюджет субсидий в случае их нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки.
В ходе реализации мероприятий Программы для софинансирования планируется привлечение средств из бюджетов муниципальных образований Краснодарского края. За весь период предполагается привлечь 26890,0 тысячи рублей.
Субсидии из краевого бюджета перечисляются департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в установленном порядке в бюджет муниципального образования Краснодарского края в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью краевого бюджета и лимитами бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края несут ответственность за правильность расчета межбюджетных трансфертов и нецелевое использование выделенных из краевого бюджета субсидий.
Распределение субсидий на очередной финансовый год утверждается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа Краснодарского края.
Контроль за целевым расходованием средств в рамках своей компетенции осуществляет департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Заказчиком Программы является администрация Краснодарского края.
Координатором Программы является департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
В процессе реализации Программы координатор Программы:
вносит предложения по формированию перечня мероприятий на очередной финансовый год;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков, получателей субсидий в части обеспечения целевого и эффективного использования выделенных на реализацию Программы средств;
согласовывает с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края сроки выполнения и объемы финансирования конкретных мероприятий, составляет план реализации мероприятий Программы на очередной финансовый год;
организует информационно-аналитическое обеспечение процесса реализации Программы, мониторинг хода выполнения мероприятий Программы и подготовку один раз в полугодие отчета о реализации Программы, представляемого в администрацию Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края.
(раздел в ред. Закона Краснодарского края от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
Приложение 1
к краевой целевой программе
"Обращение с твердыми бытовыми
отходами на территории
Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы
(приложение в ред. Закона Краснодарского края
от 28.07.2010 № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334)
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НА 2009 ГОД
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации, год
Объем финансирования, тыс. рублей
В том числе из источников финансирования
Государственный заказчик, получатель субсидий, ответственный исполнитель
краевой бюджет
местный бюджет
1
2
3
4
5
6
7
1
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Белореченском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Белореченский район - получатель субсидий
2
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Выселковском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Выселковский район - получатель субсидий
3
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Кущевском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Кущевский район - получатель субсидий
4
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Красноармейском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Красноармейский район - получатель субсидий
5
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Северском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Северский район - получатель субсидий
6
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Тихорецком районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Тихорецкий район - получатель субсидий
7
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Успенском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Успенский район - получатель субсидий
8
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Лабинском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Лабинский район - получатель субсидий
9
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Динском районе
2009
5100,0
4590,0
510,0
администрация муниципального образования Динской район - получатель субсидий
10
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Мостовском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Мостовский район - получатель субсидий
11
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Щербиновском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Щербиновский район - получатель субсидий
12
Разработка проектно-сметной документации на обустройство полигона (свалки) ТБО со строительством мусоросортировочного комплекса, согласование и экспертиза проекта в Приморско-Ахтарском районе
2009
3600,0
3240,0
360,0
администрация муниципального образования Приморско- Ахтарский район - получатель субсидий
Итого
52200,0
46980,0
5220,0
Приложение 2
к краевой целевой программе
"Обращение с твердыми бытовыми отходами
на территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы
(приложение в ред. Закона Краснодарского края
от 28.07.2010г. № 2032-КЗ НГР:ru23000201000334,
от 29.12.2010г. №2170-КЗ НГР: ru23000201000671)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НА 2010 ГОД, ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Наименование мероприятия
Объем финансирования (тыс. руб.)
В том числе
Государственный заказчик, получатель субсидий, ответственный исполнитель
краевой бюджет
местный бюджет
Выполнение проектно-изыскательских работ Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз
7700,0
7000,0
700,0
департамент жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края - ответственный исполнитель, администрация муниципального образования Тихорецкий район - получатель субсидий
Итого
7700,0
7000,0
700,0
".
Приложение 3
к краевой целевой программе
"Обращение с твердыми бытовыми отходами
на территории Краснодарского края"
на 2009 - 2013 годы
(введено в ред. Закона Краснодарского края
от 06.04.2011г. № 2211-КЗ НГР: ru23000201100217,
от 04.10.2011г. № 2342-КЗ НГР: ru23000201100327)
от 07.11.2011г. № 2366-КЗ НГР: ru23000201100655)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НА 2011 ГОД, ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(тыс. рублей)
№ п/п
Объем финансирования
В том числе
Государственный заказчик, получатель субсидий, ответственный за выполнение мероприятий
краевой бюджет
местный бюджет
1
Обеспечение инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО)
15000,0
14250,0
750,0
муниципальное образование Тихорецкий район - получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - ответственный за выполнение мероприятий
2
Выполнение проектно-изыскательских работ для Новокубанского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз
7700,0
7000,0
700,0
муниципальное образование Новокубанский район - получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - ответственный за выполнение мероприятий
3
Разработка краевой схемы межмуниципального расположения объектов размещения ТБО
5700,0
5700,0
-
департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
Итого
28400,0
26950,0
1450,0
";
Приложение 4
к краевой целевой программе «Обращение с
твердыми бытовыми отходами на территории
Краснодарского края» на 2009 – 2013 годы
(введено в ред. Закона Краснодарского края
от 26.03.2012г. № 2465-КЗ НГР: ru23000201200124)
Перечень мероприятий Программы на 2012 год, объемы и источники их финансирования
(тыс. рублей)
№ п/п
Наименование мероприятий Программы
Объем финансирования
В том числе
Государственный заказчик, получатели субсидий, ответственный за выполнение мероприятий
краевой бюджет
местный бюджет
1
Обеспечение инженерной инфраструктурой территории Тихорецкого экологического отходоперерабатывающего комплекса и строительство участка захоронения неутильной части ТБО (полигона ТБО)
121620,0
115520,0
6100,0
муниципальное образование Тихорецкий район – получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края – ответственный за выполнение мероприятия
2
Выполенение проектно-изыскательских работ для Белореченского экологического отходоперерабатывающего комплекса, в том числе проведение необходимых экспертиз
7700,0
7000,0
700,0
муниципальное оьбразование Белореченский район – получатель субсидий, департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края – ответственный за выполнение мероприятий
Итого
129320,0
122520,0
6800,0
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Кубанские Новости № 225 от 31.12.2008 |
Рубрики правового классификатора: | 110.010.130 Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (см. также 160.040.090), 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: