Основная информация

Дата опубликования: 31 июля 2014г.
Номер документа: RU93000201400225
Текущая редакция: 35
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(в редакции от 30.12.2016 № 348-ЗРК/2016,от 30.03.2017 № 374-ЗРК/2017, от 01.06.2017 № 386-ЗРК/2017, от 23.10.2017 № 423-ЗРК/2017, от 28.12.2017 № 448-ЗРК/2017, от 10.04.2018 № 481-ЗРК/2018, от 26.04.2018 № 487-ЗРК/2018, от 04.05.2018 № 495-ЗРК/2018, от  31.07.2018 № 522-ЗРК/2018, от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018, 573-зрк/2019, от 19.03.2019 № 578-ЗРК /2019, от 06.05.2019 № 593-ЗРК/2019, от 25.08.2019 № 641-зрк/2019, от 15.11.2019 № 13-ЗРК/2019, от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019, от 26.06.2020 № 87-ЗРК/2020, от 23.09.2020 № 112-ЗРК/2020, от 14.12.2020 № 136-ЗРК/2020)

Принят

Государственным Советом

Республики Крым                                                                           30 июля 2014 года

Настоящий Закон устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Статья 1

Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон  от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее – Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статья 2

1. Права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;

3) все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым;"

4) земли, отнесенные в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Российской Федерации.

2. Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

При этом иностранные граждане и иностранные юридические лица, не вправе отчуждать каким-либо образом земельные участки иному иностранному гражданину, лицу без гражданства, юридическому лицу, доля в уставном (складочном) капитале которого принадлежит иностранным лицам, или иностранному юридическому лицу, а также вносить в уставный (складочный) капитал или в паевой фонд иностранного юридического лица, если перечисленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе приобретать в собственность указанные земельные участки.

3. Право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.

Статья 2-1

Право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Право собственности на бесхозяйное имущество – инженерные сети (объекты электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения
в границах населенных пунктов и за их пределами, предназначенные
для обеспечения функционирования объектов социальной, производственной
и общественной инфраструктуры), автомобильные дороги общего
и необщего пользования регионального или межмуниципального значения, гидротехнические сооружения, расположенные на территории Республики Крым, возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества
в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым,
в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.

Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".

2. Земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

3. Государственная регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляется на основании выписок из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Статья 3

Предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Организации, учрежденные инвалидами или общественными организациями инвалидов, приобретают земельные участки, предоставленные им на праве постоянного пользования земельным участком до вступления в силу Федерального конституционного закона, в собственность бесплатно.

Религиозные организации, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, переоформляют такое право на право безвозмездного срочного пользования, а под зданиями, строениями, сооружениями религиозного и благотворительного назначения, находящимися в их собственности, – в собственность бесплатно.

Юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.

Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым. Предоставленные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право застройки земельного участка (суперфиций) соответствуют праву аренды земельных участков.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

Предоставленные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право застройки земельного участка (суперфиций) соответствуют праву аренды земельных участков.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

Часть утратила силу Законом от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

Часть утратила силу Законом от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Право хозяйственного ведения недвижимым имуществом, право оперативного управления недвижимым имуществом, расположенным на территории Республики Крым, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, считаются соответственно правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления таким недвижимым имуществом, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Правило, установленное настоящим пунктом, не применяется в отношении иностранных юридических лиц.

Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.

15. (утратил силу в ред. от 28.12.2017 № 448-ЗРК/2017)

16. При этом с даты государственной регистрации права аренды, залога или сервитута земельного участка заключенные до вступления в силу Федерального конституционного закона договор аренды или договор об установлении сервитута считаются расторгнутыми.

17. Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

18. В случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.

Заинтересованные лица вправе подать в установленном порядке заявление о переоформлении прав после истечения сроков, предусмотренных частями 5 и 13 настоящей статьи.

Абзац введен законом от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

19. Право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае неприведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.

Часть введена законом от 31.07.2018 № 522-ЗРК/2018

Статья 3-1

1.              Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации на той же имущественной базе, принадлежащей на праве собственности Республике Крым или муниципальному образованию, но без правопреемства от прежнего землепользователя или арендатора земельного участка, на основании заявлений таких юридических лиц.

Решение о предоставлении земельного участка является одновременно решением о прекращении прав на земельный участок у землепользователя (арендатора) земельного участка, на имущественной базе которого создано юридическое лицо.

Предоставление земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 3 настоящего Закона.

2. Право пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданными в аренду собственникам расположенных на таких земельных участках зданий или сооружений, в случае передачи в аренду соответствующих зданий или сооружений переходит к новому пользователю такой недвижимостью без заключения отдельного договора, если иное не установлено договором аренды здания или сооружения. Право пользования земельным участком в таком случае возникает одновременно с передачей прав владения и/или пользования зданием или сооружением, расположенным на таком земельном участке, на срок аренды здания или сооружения.

В случае если договором аренды здания или сооружения не определен размер платы за пользование земельным участком, на котором оно расположено, плата за пользование земельным участком для нового пользователя определяется в размере, установленном действующим договором аренды земельного участка, с даты заключения соответствующего договора аренды здания или сооружения.

Новый пользователь земельного участка обязан уведомить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка, о переходе на него права пользования земельным участком.

Статья 4

Утратила силу Законом от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

Статья 5

1. Категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу:

жилой и общественной застройки – землями населенных пунктов;

сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, – землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения – землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов, а в прочих случаях – к категории земель, в границах которой допускается деятельность,  осуществляемая на земельном участке;

оздоровительного назначения – землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, – землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

историко-культурного назначения – землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

лесохозяйственного назначения – землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

водного фонда – землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов;

9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения – землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов – землями населенных пунктов.

2. Порядок отнесения земельных участков, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Закона, к соответствующей категории земель устанавливается Советом министров Республики Крым.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

3. Решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается Советом министров Республики Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

             

Статья 6

статья утратила силу Законом от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

Статья 7

статья в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

Порядок установления видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных частью 1 статьи 9 настоящего Закона, определяется Советом министров Республики Крым.

Статья 7-1

Статья введена Законом от 23.09.2020 № 112-ЗРК/2020

1. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

2. Установление (изменение) видов разрешенного использования земельных участков, необходимых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории для строительства и (или) реконструкции линейных объектов федерального, регионального либо местного значения, или занятых линейными объектами, осуществляется в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.

Статья 8

1. К правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее – ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.";

2. Утратила силу в соответствии с Законом Республики Крым от 22.04.2016     № 234-ЗРК/2016.

3. Правила об обязательной государственной регистрации ранее возникшего права при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения и обременения объекта недвижимого имущества, или совершенной после вступления в силу Федерального конституционного закона сделки с объектом недвижимого имущества, установленные частью 3 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", не применяются к ранее возникшим правам государственной и муни­ципальной собственности, иностранных юридических лиц.

В случае осуществления сделки с недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муници­паль­ной собственности, регистра­ция права государственной или муниципальной собственности осуществляется одновременно с регистрацией перехода права, его ограничения и обременения объекта недвижимого имущества. Представление заявления о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности в исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, не требуется.

4. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

5.              В случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества осуществляется
на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестровых дел.

6. В случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества, либо осуществляемых одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие реестровые дела.

При необходимости осуще­ствле­ния уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государ­ственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящей части документов сроки государственной регистра­ции прав либо осуществляемых одновременно государственного кадастрового учета и государ­ственной регистрации прав, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", продлеваются на пять рабочих дней.

7. До 1 января 2023 года основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности муниципальных образований в Республике Крым на объекты недвижимости муниципальных образований, не находящиеся в государственной собственности, собственности граждан, собственности юридических лиц, расположенные в границах соответствующего муниципального образования, на земельном участке, относящемся к собственности такого муниципального образования, могут являться заявление и технический план, подготовленный на основании декларации о таком объекте недвижимости, установленной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений". При этом в реквизите "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" декларации указываются реквизиты акта (документа), подтверждающего отнесение указанного в настоящей части земельного участка к собственности соответствующего муниципального образования, а в случае если объектом недвижимого имущества является помещение, – выписка из реестра муниципального имущества, выданная на основании пункта 2 части 1 статьи 2 настоящего Закона.

Осуществление государственной регистрации права собственности муниципального образования в Республике Крым на здание общежития в порядке, установленном настоящей частью, не допускается в случае, если хотя бы одно помещение в соответствующем здании принадлежит на праве собственности иным лицам.

Особенности, установленные настоящей частью, применяются при осуществлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу Федерального конституционного закона, и не ограничивают заявителя в возможности государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости в соответствии с требованиями Закона о регистрации.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

8. В случаях если декларация о начале выполнения строительных работ или разрешение на строительство объекта капитального строительства выданы после дня вступления в силу Федерального конституционного закона, но до 31 декабря 2015 года, договоры паевого (долевого), иного участия в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте соответствующего объекта недвижимости, заключенные до 31 декабря 2015 года с физическими и юридическими лицами, являются действительными при отсутствии их государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при условии, что правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту соответствующего объекта недвижимости были выданы до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Указанные в настоящей части договоры являются основанием для государственной регистрации права собственности физических и юридических лиц – участников строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта недвижимости на соответствующий объект недвижимости или его часть при условии представления наряду с иными документами, необходимыми для государственной регистрации, правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) заключения о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту соответствующего объекта недвижимости, выданных до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) заключение о проведении государственной экспертизы проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта недвижимости могут быть представлены в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, техническим заказчиком строительства соответствующего объекта недвижимости или застройщиком, в том числе по запросу данного органа.

В случае представления документов, указанных в абзаце третьем настоящей части, в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, техническим заказчиком строительства соответствующего объекта недвижимости или застройщиком, а равно физическим или юридическим лицом при обращении за государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости или его часть, повторное представление указанных документов при обращении иных лиц за государственной регистрацией прав на тот же объект капитального строительства или его часть в порядке, установленном настоящей частью, не требуется.

9. Часть утратила силу Законом от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

Статья 8-1

1. Положения части 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» применяются на территории Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

2. До 1 марта 2021 года года основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)", "Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)" (расположенном в границах населенного пункта), "Ведение садоводства     (код 13.2)", предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.

Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующий объект не требуется в случае если право заявителя на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018, от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

3. Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в порядке, установленном настоящей статьей, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют:

сведения о соответствующем объекте недвижимого имущества;

сведения о земельном участке, в границах которого расположен соответствующий объект недвижимого имущества.

4. Истребование у заявителей дополнительных документов, не предусмотренных настоящей статьей, для государственной регистрации права собственности физических лиц на объекты недвижимого имущества, указанные в части 2 настоящей статьи, не допускается.

Отсутствие документов, не предусмотренных настоящей статьей, не может являться основанием для приостановления государственной регистрации права собственности физического лица на объекты недвижимого имущества, указанные в части 2 настоящей статьи.

Статья 8-2

1. Государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено;

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.

3. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок, в случае если такой Земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

4. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

5. Государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок, в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым настоящей части документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

Статья 9

1.  Сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее – ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

2. В срок до 1 января 2023 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом:

1) внесение в Единый реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;

2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости независимо от языка,
на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод
на русский язык документов, составленных не на русском языке,
в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Закона.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

3. В случае если документы, являвшиеся основаниями для государственного учета объектов недвижимости, государственной регистрации земельных участков, оформлены не на русском языке, и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие кадастровые дела.

При необходимости осуществления уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящей части документов сроки государственного кадастрового учета, в том числе внесения на основании заявления сведений о ранее учтенном на территории Республики Крым объекте недвижимости, установленные Законом о кадастре, продлеваются на пять рабочих дней.

4. Часть утратила силу Законом от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

5. Часть утратила силу Законом от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

6. Технические планы зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и помещений, указанных в части 1 статьи 2-1 настоящего Закона, могут быть подготовлены на основании деклараций о таких объектах недвижимости, установленных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

При этом в реквизите "Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства)" декларации указывается Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма".

7.  До 1 января 2023 года сведения о созданных до дня вступления в силу Федерального конституционного закона объектах недвижимости, указанных в части 7 статьи 8 настоящего Закона, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании предусмотренной в части 7 статьи 8 настоящего Закона декларации.

Особенности, установленные настоящей частью, не ограничивают заявителя в возможности постановки на кадастровый учет указанных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

8. До 1 марта 2021 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, указанных в части 1 статьи 2-1 настоящего Закона и содержащим описание такого объекта недвижимости, является декларация о таком объекте недвижимости, установленная приказом Минэкономразвития России от 21 марта 2016 года № 157 "Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений".

При этом в реквизите "Документы-основания владения или пользования объектом недвижимости" (далее – документы-основания) в отношении объекта недвижимости (земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства) указываются в том числе реквизиты соответствующего решения уполномоченного органа о передаче недвижимого имущества в собственность Российской Федерации.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

9. До 1 марта 2021 года при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана здания – объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется использование разрешений на строительство соответствующих объектов недвижимости или уведомлений, предусмотренных частью 11.1 статьи 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". В предусмотренном настоящей частью случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства или садовом доме, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации о таких объектах недвижимости, установленной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

10. Исправление реестровых ошибок в описании местоположения границ ранее учтенных земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

11. Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, вправе определять значения координат характерных точек границ ранее учтенного земельного участка, в описании местоположения которых содержится реестровая ошибка, на основании сведений, содержащихся в межевом плане, подготовленном в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ иного земельного участка, не являющегося смежным по отношению к земельному участку, в описании местоположения границ которого выявлена реестровая ошибка, при наличии в соответствующем межевом плане значений координат характерных точек границ ранее учтенного земельного участка, в описании местоположения которых содержится реестровая ошибка.

12. Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка, в описании местоположения границ которого выявлена реестровая ошибка, по истечении двух месяцев со дня направления решения о необходимости устранения соответствующей реестровой ошибки заинтересованным лицам.

13. При определении местоположения границ земельного участка, указанного в части 11 настоящей статьи, в результате исправления реестровой ошибки границы такого земельного участка должны соответствовать сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. При отсутствии указанных документов или при отсутствии в данных документах указанных сведений его границы определяются в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленными с использованием объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

14. Решение о необходимости устранения реестровой ошибки, указанное в части 12 настоящей статьи, направляется правообладателю земельного участка исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с таким правообладателем, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений об указанных адресах данное решение направляется по адресу места жительства правообладателя земельного участка на территории Российской Федерации, в случае если сведения о таком адресе имеются в документах, имеющихся у исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

15. Положения частей 10–14 настоящей статьи не распространяются на исправление реестровых ошибок в описании местоположения границ ранее учтенных земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости:

1) в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

2) на основании решения суда.

16. Исправление реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка может осуществляться одновременно с уточнением границ смежного земельного участка на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений такого смежного участка, при этом представление дополнительных заявлений правообладателем земельного участка, в описании местоположения границ которого выявлена реестровая ошибка, не требуется, а местоположение границ такого земельного участка считается согласованным, в том числе в случае если надлежащим образом извещенное о проведении собрания о согласовании местоположения границ такого земельного участка заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием

Части 10-16 введены в соответствии с законом от 26.04.2018 № 487-ЗРК/2018

17. Если при осуществлении государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельного участка, соответствующий требованиям части 1 статьи 60.2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", было выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, расположенного на землях лесного фонда, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок.

В случаях, предусмотренных настоящей частью, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок орган регистрации прав вносит изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части описания местоположения границ и площади лесного участка, а также описания местоположения границ лесничества, в соответствии с описанием местоположения границ образуемого земельного участка.

Часть введена Законом от 15.08.2019 № 641-ЗРК/2019

Статья 9.1.

1. Заключение соглашения об изъятии недвижимости в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, допускается на основании документов, указанных в статье 12 Федерального конституционного закона, если сведения о правообладателе недвижимости, обозначенные в указанных документах, совпадают со сведениями о правообладателе изымаемой недвижимости, имеющимися в распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления. Для проверки названных обстоятельств, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд, направляет запросы о наличии сведений о правообладателе изымаемой недвижимости в органы исполнительной власти Республики Крым, осуществляющие регистрацию прав, а также в органы местного самоуправления и нотариусам по месту нахождения изымаемой недвижимости.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и нотариусы, имеющие сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны бесплатно их представить в пятидневный срок со дня обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решение об изъятии земельного участка.

3. В случае наличия сведений о правообладателях земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию, в уполномоченном органе государственной власти или органе местного самоуправления направление запросов, указанных в подпункте 1 пункта 10 статьи 56.4, подпункте 1 пункта 1 статьи 56.5  Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.

Статья 9.2.

В случае отсутствия описания сведений об изымаемом объекте недвижимости, предусмотренных Законом о кадастре, но при наличии документов, указанных в части 1 статьи 9.1 настоящего Закона, данное обстоятельство не является препятствием для заключения соглашения об изъятии недвижимости.

При этом для целей образования земельного участка, подлежащего изъятию и (или) для целей заключения соглашения об изъятии недвижимости используется описание указанных объектов, которое приведено:

1) в документах, указанных в части 1 статьи 9.1 настоящего Закона;

2) в документации по землеустройству, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона (в случаях изъятия для государственных и муниципальных нужд земельного участка);

3) в инвентарных делах органов технической инвентаризации (в случаях изъятия для государственных или муниципальных нужд здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства).

Статья 9.3.

В случае изъятия земельного участка, в отношении которого возможно завершение оформления прав в соответствии со статьей 13 настоящего Закона, размер возмещения за изъятие земельного участка рассчитывается как при прекращении права аренды земельного участка на 49 лет.

Статья 9.4

1. Заявления об учете прав (ограничений права, обременений объекта недвижимого имущества) на земельные участки и (или) объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (ограничения прав, обременения объекта недвижимого имущества), подаются собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, собственниками расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лицами, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в случае, если по истечении двадцати дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.

3. Для целей образования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения применяются установленные в соответствии с частью 5 статьи 17, статьей 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Часть дополнена Законом от 19.03.2019 № 578-ЗРК/2019, от 14.12.2020 № 136-ЗРК/2020

Статья 9.5

1. В случае если на изымаемом земельном участке находятся жилые помещения, то по соглашению об изъятии для государственных или муниципальных нужд правообладателю может быть предоставлено иное жилое помещение. При этом разница между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и рыночной стоимостью предоставляемого взамен жилого помещения (права на него) с приобретателя имущества, предоставленного взамен изъятого, не взыскивается, рыночная оценка не производится при условии, что предоставляемое взамен изъятого жилое помещение является меньшим либо равным размеру установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

2. В случае если решение об изъятии принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, такое изъятие может быть осуществлено уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, при наличии соответствующего соглашения между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Советом министров Республики Крым. При этом взамен изымаемого имущества может быть предоставлено имущество, находящееся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности.

Статья 9.6

статья введена законом от 04.05.2018 № 495-ЗРК/2018

1. На территории Республики Крым принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления помимо случаев, предусмотренных частью 3 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускается также в отношении территории:

Керченского полуострова, находящейся в непосредственной близости
от линейных объектов, предусмотренных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 (далее в настоящей статье – комплексное развитие);

муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, г. Феодосия, домовладения, расположенные по улице Дружбы 50, 52, 56 и на прилегающей территории, относящейся к производственной зоне и зоне инженерных объектов.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018, от 15.11.2019 № 13-ЗРК/2019

2. Критерием нахождения территории в непосредственной близости от линейных объектов, предусмотренных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790, является расстояние от ближайшей границы территории до такого объекта равное либо меньше 500 метров.

В редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018

3. В случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, направление правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, в том числе лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах этой территории, предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством при условии, что срок действия договора аренды или договора безвозмездного пользования составляет не менее чем пять лет (далее в настоящей статье – правообладатели), предложений об осуществлении такими правообладателями деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требуется, комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества не производится.

4. Решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления при отсутствии правил землепользования и застройки, предусматривающих территории, в границах которых допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Проект решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений не может быть менее пятнадцати дней и более одного месяца.

5. Подготовка документации по планировке территории может быть осуществлена в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких элементов планировочной структуры, в том числе не являющихся смежными.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии в соответствии с настоящей статьей, не проводятся.

6. Решение о комплексном развитии территории является основанием для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, у правообладателей для целей комплексного развития территории.

К отношениям, связанным с изъятием для муниципальных нужд земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, применяются положения статей 9-1–9-4, части 1 статьи 9-5 настоящего Закона.

7. Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления может быть заключен без проведения аукциона в случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, с лицом, являющимся исполнителем (соисполнителем) мероприятий государственной или муниципальной программы, реализуемых на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, либо с лицом, с которым Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционных проектов в отношении такой территории.

В случае заключения договора о комплексном развитии территории с лицом, являющимся исполнителем (соисполнителем) мероприятий государственной или муниципальной программы, реализуемых на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, в границы такой территории могут включаться земельные участки, предназначенные для размещения объектов регионального значения, объектов местного значения.

8. Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, заключаемый по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, может также включать в себя следующие условия:

1) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о комплексном и устойчивом развитии, а также максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

2) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, при наличии согласия собственников изымаемого имущества – жилых помещений в многоквартирных домах либо индивидуальных жилых домов  –  создать либо приобрести, а также передать в собственность взамен изымаемых жилые помещения в многоквартирных домах либо индивидуальные жилые дома, включая земельные участки, на которых они расположены, а также максимальные сроки выполнения указанного обязательства

Статья 10

1. Безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 августа               2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом установленных настоящей статьей особенностей.

2. Безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов.

Обязательным приложением к указанному заявлению является перечень имущества, подлежащего безвозмездной передаче. Требования к описанию имущества в указанном заявлении, а также составу документов, прилагаемых к указанному заявлению, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

3. Отсутствие государственного (кадастрового) учета объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав Республики Крым на подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность недвижимое имущество не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.

Статья 11

1. Нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.

2. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.

3. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Статья 12

1. До 1 января 2022 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019, от 14.12.2020 № 136-ЗРК/2020

2. Предельные размеры образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при выделе земельных долей (паев) определяются в соответствии с ранее принятой землеустроительной документацией, указанной в части 6 настоящей статьи,  вне зависимости от их установленного размера. 

3. Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), постановка на государственный кадастровый учет исходного земельного участка не требуется.

При этом в межевом плане, представляемом для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая):

1) в качестве способа образования земельного участка указывается способ "образование из земель";

2) в качестве вида разрешенного использования земельного участка указывается "сельскохозяйственное использование";

3) в качестве категории земель, к которой отнесен земельный участок, указывается "земли сельскохозяйственного назначения" (для образуемых земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов) или "земли населенных пунктов" (для образуемых земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов);

4) в описании местоположения земельного участка дополнительно указываются наименование сельскохозяйственного предприятия, учреждения или организации, при приватизации которых получена соответствующая земельная доля (пай), номер лота и земельного участка в соответствии с документами, предусмотренными частью 4 настоящей статьи (при наличии).

4. Документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:

1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;

2) свидетельство о праве на наследство;

3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;

4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);

5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).

5. Права на земельные участки, образованные в счет земельной  доли (пая), права на которую удостоверялись сертификатами на право на земельную долю (пай), выданными до 16 марта 2014 года, могут быть зарегистрированы до 1 января 2022 года.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019, от 14.12.2020 № 136-ЗРК/2020

6. Утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16 марта 2014 года, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 1 января 2022 года.

В случае подготовки межевого плана на основании документов, предусмотренных абзацем первым настоящей части, копии соответствующих документов включаются в состав приложения к межевому плану.

Представление документов, предусмотренных абзацем первым настоящей части, с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет не требуется.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019, от 14.12.2020 № 136-ЗРК/2020

7. Размер земельных долей (паев), если иное не следует из документов, указанных в части 4 настоящей статьи, признается равным и исчисляется в виде простой дроби, в которой числитель обозначает число принадлежащих собственнику земельных долей (паев) к общему числу земельных долей (паев), выдел которых не осуществлен.

8. Примерный размер земельного участка, образуемого в счет выдела земельной доли (пая), если иное не установлено указанной в части 4 настоящей статьи документацией, определяется как частное от деления общей площади земельных участков, из которых выделяется земельная доля (земельные доли), на количество собственников земельных долей (паев), которым не осуществлен выдел земельной доли (пая). Указанный в настоящей части размер может быть сообразно увеличен или уменьшен в зависимости от почвенной ценности и видов угодий, приходящихся на выделяемые земельные участки.

9. В случае отсутствия документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, или отсутствия в указанных документах информации о местоположении границ и площади земельного участка, выделяемого в счет земельной доли (пая), принадлежащей конкретному лицу, разрабатываются проекты межевания земельного участка или земельных участков.

10. Государственная регистрация права собственности на земельный участок, выделяемый в счет земельной доли (пая), осуществляется на основании документов, указанных в части 4 настоящей статьи.

В случае выдела земельной доли (пая)  на государственную регистрацию представляется также заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально заверенная копия протокола общего собрания собственников земельных долей (паев), определяющего местоположение границ и площадь (при наличии) земельного участка, выделяемого в счет соответствующей доли (пая), а также распределение образуемых земельных участков между участниками долевой собственности.

Статья 13

1. Завершение оформления права на земельные участки, начатого
до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения
на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления
(восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее – решение
о разрешении на разработку документации), в соответствии
с которыми не утверждена документация по землеустройству.

часть в  редакции закона от 05.03.2019 № 573-зрк/2019

2. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:

1) бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;

2) за плату – в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

3) в аренду – лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

3. Размер цены земельных участков и арендной платы за земельные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, определяется Советом министров Республики Крым.

4. Проведение кадастровых работ, осуществляется за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, в соответствии с настоящей статьей.

5. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

6. Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

пункт в  редакции Закона от 05.03.2019 № 573-зрк/2019

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.

пункт в  редакции Закона от 05.03.2019 № 573-зрк/2019

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении
на разработку документации, о предоставлении земельного участка
на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок
за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

пункт дополнен Законом от 05.03.2019 № 573-зрк/2019

7. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года.

Часть в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019, от 26.06.2020 № 87-ЗРК/2020

8. Государственный кадастровый учет земельных участков, указанных
в части первой настоящей статьи, осуществляется в соответствии
с требованиями федерального законодательства с учетом следующих особенностей:

1) подготовка межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, осуществляется
на основании решения о разрешении на разработку документации;

2) границы образуемого земельного участка определяются
в соответствии с чертежами (планами, схемами), прилагаемыми к решению
о разрешении на разработку документации (при наличии);

3) площадь земельного участка, установленная в результате выполнения кадастровых работ, не может превышать площади земельного участка, указанной в разрешении на разработку документации, более чем на десять процентов.

часть дополнена Законом от 05.03.2019 № 573-зрк/2019

9. Государственная регистрация права собственности Республики Крым или муниципального образования Республики Крым на земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, осуществляется на основании решения о разрешении на разработку документации, при этом отсутствие сведений о категории земель, к которой отнесен образуемый земельный участок, а также виде его разрешенного использования не является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования Республики Крым и осуществления его кадастрового учета.

часть дополнена Законом от 05.03.2019 № 573-зрк/2019

Статья 14

1. Часть утратила силу законом от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

1-1. Предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, права на которые могут быть оформлены в порядке, установленном статьей 8-1 настоящего Закона, являются:

абзац в редакции закона от 25.12.2019 № 30-ЗРК/2019

количество этажей – не более трех (включая мансардный этаж);

площадь – не более 300 квадратных метров;

отсутствие жилых помещений (квартир), являющихся самостоятельными объектами недвижимости.

1.1. (утратила силу в соответствии с законом 374-ЗРК/2017 от 30.03.2017).

1-2. Положения статей 9.1–9.5 настоящего Закона распространяются на линейные объекты, предусмотренные статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации и включенные в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года.

Положения статей 9.1–9.5 настоящего Закона не распространяются на отношения, возникающие при выкупе имущества для нужд Республики Крым в порядке, установленном Законом Республики Крым от 8 августа 2014 года № 47-ЗРК "Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым".

Часть в редакции Закона от 29.12.2018 № 560-ЗРК/2018, от 14.12.2020 № 136-ЗРК/2020

2. Акты органов исполнительной власти Республики Крым, предусмотренные настоящим Законом, до их принятия подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, имущественных и земельных отношений.

3. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности

Главы Республики Крым                                                                               С. АКСЕНОВ

г. Симферополь,

31 июля 2014 года

№ 38-ЗРК

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.08.2019
Рубрики правового классификатора: 030.090.000 Право собственности и другие вещные права (см. также 030.150.080), 110.020.000 Использование и охрана земель (см. также 200.150.030)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать