Как в официальных документах, так и в неофициальных источниках - прессе, публицистике, художественных произведениях - часто можно встретить понятие “нормативно-правовой акт”. Так называют официальные документы, созданные для регулирования разнообразных процессов в нем. Подавляющее большинство норм, используемых современным правом, изложены и закреплены именно в виде НПА.
Отличия нормативно-правовых актов
Чтобы понять всю суть понятия нормативно-правового акта, необходимо изучить все его отличительные особенности:
- содержание данных документов всегда посвящено установке каких-либо норм всего общества или его отдельной части;
- НПА может быть издан только организациями или должностными лицами, имеющими соответствующий объем власти и необходимые полномочия;
- документы считаются официальными, то есть - принятыми в обществе и имеющими определенную силу, подразумевающими наказания за неисполнение норм;
- создается и публикуется в строжайшем соответствии с принятой формой: имеет фиксированный набор реквизитов (номер, название, дату, место принятия, название издавшей организации и пр.). Содержание акта подразделяется согласно форме. После своего создания любой НПА проходит стандартизированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу;
- все НПА страны обязательно согласованы по содержанию между собой, они образуют ее единую законодательную систему;
- любой НПА обязательно должен публиковаться для своей целевой аудитории.
Классификация НПА
Существующие сегодня НПА, коих насчитываются многие тысячи, принято классифицировать по нескольким основным видам критериев:
- инициатор принятия новой нормы (это может быть уполномоченный орган государства, любая общественная организация или в целом народ (в ходе референдума);
- зона действия акта (относительно нее НПА могут быть федеральными, региональными, муниципальными и локальными (отдельных организаций, объединений);
- время, в течение которого акт планируется оставлять в силе (определенный период или неопределенно длительный).
Разделение НПА по юридической силе
Помимо вышеназванных критериев классификации НПА существует и еще один - самых значимый. Его выделяют отдельно, т.к он имеет ключевую важность для всей законодательной системы. Итак, речь идет о юридической силе. Этот признак конкретного акта зависит от того, какой орган издал его. Согласно правилам, установленным в РФ, акты нижестоящих организаций наделяются меньшей юридической силой, чем те, что выпущены вышестоящими органами. Исходя из этого принципа, все НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Законы - это официальные нормы, обладающие максимальной силой. Их принимают только Государственная Дума или общество в ходе референдума. Внутри группы законов существует и своя градация относительно степени силы нормы:
- Конституция - верховный НПА, определяющий главные признаки государства (строй, политику, свободы и права всех граждан);
- Федеральные конституционные законы (подробно рассматривают каждое из общих положений Конституции);
- Федеральные законы - нормы для различных сфер жизни общества, адресованные всем регионам страны;
- Законы субъектов РФ - нормы для конкретных регионов.
Подзаконными актами называют документы, содержание которых представляет собой более подробную и расширенную, но не противоречащую закону выдержку из него. Соответственно, юридическая сила таких актов меньше, чем у законов. Подразделяются ПА также относительно аудитории, для которой предназначены:
- общие;
- указы Президента;
- постановления Правительства;
- местные;
- ведомственные (для госорганов);
- корпоративные (для коммерческих частных компаний).
Материал подготовлен пресс-службой сайта Jurdocs.ru
Ссылка на первоисточник обязательна.
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749