В Конституции и ряде главных законов РФ четко прописано, что решение различных вопросов жизнеустройства граждан на отдельно взятых территориях должны брать на себя органы местного самоуправления. В обычных случаях они не входят в структуру органов государственной власти и занимаются различными с ними вопросами. В отдельных случаях они могут наделяться частью функций госорганов, по выполнению которых они попадают под контроль госсистемы.
Структура системы местного самоуправления в РФ
В 2003 году вышел закон о местном самоуправлении, определяющий порядок организации такой власти. Современная российская система местного самоуправления состоит из комплекса частей, каждая из которых имеет свои функции и полномочия:
- представительный орган. В нем состоят персоны, выбранные населением для представления его прав и интересов. На их основе принимаются решения, распространяющиеся на всю территорию данного административного участка. Конкретные названия представительных органов разнятся в разных регионах страны. Это могут быть думы, советы, собрания, сходы, рады и пр. Полномочия инстанций обширны: разработка устава муниципального образования; работа с бюджетом, имуществом, оснащением предприятий; определение порядка проведения программ в сфере налогообложения, образования; контроль выполнения принятых норм.
- исполнительные органы - местная администрация или мэрия. Занимаются реальным проведением в жизнь на местах законных актов всех уровней - от федеральных до муниципальных. В составе местных администраций всегда выделяют: руководителя (как главу администрации, так и штат его заместителей); собственно аппарат администрации; различные подразделения - комитеты, управления и пр.; районные структурные единицы администрации.
Ключевое значение в функционировании исполнительных органов МСУ принадлежит руководителю администрации. Данный специалист имеет право руководить всеми аспектами работы ведомства единолично, одновременно с чем несет полную ответственность за результаты его работы. Ведущие функции главы администрации законом определены весьма четко:
- формирует местный бюджет и следит за тем, чтобы он был правильно реализован в процессе работы;
- осуществляет руководство всеми предприятиями в муниципальной собственности (как самостоятельно, так и через сеть посредников);
- отвечает за соблюдение прав граждан на своей территории;
- в случае потери правовыми актами муниципального уровня актуальности отменяет их;
- разрабатывает новые правовые акты и предлагает их на рассмотрение;
- выносит поощрения и взыскания для работников своего ведомства.
Спектр вопросов, которые, согласно Федеральным законам, находятся в ведении органов МСУ, широк. В него входят достаточно разноплановые темы, например:
- организация и поддержание бесперебойного снабжения частных владений населения и общественных пространств электричеством, питьевой водой, газом и т.д;
- разработка генеральных архитектурных планов городских округов, правил пользования участками и возведения зданий;
- организация дорожного движения, транспортного обслуживания;
- создание условий для разностороннего развития местной инфраструктуры;
- противоборство террористическим угрозам, природным катаклизмам и пр.
Достаточно сложная и многоуровневая система организации местного самоуправления в населенных пунктах РФ позволяет соблюсти принцип разделения властей на местах. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность принятия инстанциями верных решений, соблюдения ими прав граждан.
Материал подготовлен пресс-службой сайта Jurdocs.ru
Ссылка на первоисточник обязательна.
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749