Основная информация

Дата опубликования: 19 августа 2014г.
Номер документа: В201406532
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201406532

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 23.03.2015, N 4, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.08.2014 N 9-КГ14-4

ГРАЖДАНЕ, СТРАДАЮЩИЕ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ

ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ

СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ С НИМИ В ОДНОЙ КВАРТИРЕ

НЕВОЗМОЖНО, ПОДЛЕЖАТ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ

ПОМЕЩЕНИЯМИ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

(Извлечение)

Прокурор обратился в суд с иском в интересах П. к министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения.

Судом установлено, что П. зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении, где также зарегистрированы и постоянно проживают его брат X. с семьей и мать. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности X.

П. является инвалидом II группы бессрочно по заболеванию, полученному в период военной службы и включенному в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Постановлением местной администрации П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что П. вправе получить жилое помещение вне очереди по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Суд обязал министерство социальной политики Нижегородской области предоставить П. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований, поскольку на момент принятия судом первой инстанции решения от 27 февраля 2013 г. в Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" были внесены изменения Законом Нижегородской области от 5 февраля 2013 г. N 6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области", вступившим в силу 18 февраля 2013 г. Согласно указанным изменениям реализация права граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 января 2015 г., на получение социальной поддержки подлежит осуществлению в форме однократно предоставляемой единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 августа 2014 г. признала выводы суда апелляционной инстанции неправильными, указав следующее.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установил согласно ст. 57 ЖК РФ такое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора с иском в интересах П. в суд первой инстанции (15 октября 2012 г.), жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставлялись по договорам социального найма проживавшим на территории области гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии со ст. 51 ЖК РФ (до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).

Согласно ст. 2 Закона Нижегородской области от 5 февраля 2013 г. N 6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" признан утратившим силу, названный Закон дополнен ст. 111. В силу ч. 1 указанной статьи гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 г., однократно предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (ч. 3 ст. 111 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области").

Полагая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции подлежали применению именно нормы закона субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обосновал свой вывод ссылкой на ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Однако применение вышеуказанных положений основано на неправильном их толковании судом апелляционной инстанции.

По смыслу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе РФ категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), нежели установленный Жилищным кодексом РФ (в порядке общей очереди и вне очереди).

Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом, уже установлен Жилищным кодексом РФ, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.

Это судом апелляционной инстанции учтено не было.

Исходя из изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила определение суда апелляционной инстанции, оставила в силе решение суда первой инстанции.

[введено: 19.05.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 01.06.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 23.03.2015 Стр. 3
Рубрики правового классификатора: 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 070.090.000 Льготы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать