Основная информация

Дата опубликования: 19 декабря 2016г.
Номер документа: В201606555
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606555

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 23.03.2018, N 4, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.12.2016 N 81-КГ16-21

В ВЫСЛУГУ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ СОТРУДНИКА

НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ ВРЕМЯ

ЕГО РАБОТЫ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ В ДОЛЖНОСТЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В КОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ

(Извлечение)

Г. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области) о признании незаконным отказа во включении в стаж для определения выслуги лет для назначения пенсии периодов работы по экономическим специальностям, обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии.

В обоснование заявленных требований Г. указала, что она проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Кемеровской области в период с 25 августа 1997 г. по 30 июня 2003 г.

В соответствии с приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Кемеровской области от 30 июня 2003 г. истец была уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции по п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4991-1 (далее - Положение) (по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции).

Срок ее службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением для назначения пенсии, на 1 июля 2003 г. составлял: календарный - 5 лет 10 месяцев 6 дней, льготный - 1 год 9 месяцев 8 дней, всего - 7 лет 8 месяцев 14 дней.

На основании приказа от 21 июля 2003 г. с 1 июля 2003 г. она принята на службу в ГУВД по Кемеровской области на должность начальника отделения по документированию преступлений на потребительском рынке отдела документальных исследований Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области.

27 апреля 2015 г. истец обратилась к начальнику ГУ МВД России по Кемеровской области с рапортом о включении в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, периодов ее работы по экономическим специальностям: с 20 ноября 1990 г. по 18 сентября 1993 г. - экономистом, финансистом-экономистом производственно-экономического отдела, начальником планово-экономического отдела производственного жилищно-ремонтно-эксплуатационного треста Артемовского горисполкома, с 3 апреля 1995 г. по 18 августа 1997 г. - экономистом финансовой группы главной бухгалтерии Кемеровского механического завода, в чем ей было отказано.

Ссылаясь на положения п. 50 Положения и п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", истец полагала отказ во включении указанных выше периодов ее работы по экономическим специальностям в выслугу лет для исчисления пенсии неправомерным, нарушающим ее права и законные интересы, в связи с чем просила суд признать отказ ГУ МВД России по Кемеровской области незаконным, включить в специальный стаж для определения выслуги лет периоды работы по экономическим специальностям, предшествующие службе в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Кемеровской области, обязать ГУ МВД России по Кемеровской области произвести перерасчет выслуги лет.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением, исковые требования удовлетворены.

Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", ч. 3 ст. 50 Положения и п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" пришел к выводу о том, что законодателем последовательно закреплено включение в выслугу лет сотрудникам налоговых органов периодов работы на иных, конкретно определенных должностях, в том числе время работы по экономическим специальностям, в связи с чем возложил на ГУ МВД России по Кемеровской области обязанность произвести Г. перерасчет выслуги лет, включив в нее периоды ее работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и Порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, установленного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941, действовал и дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, который согласно ч. 3 ст. 50 Положения предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 декабря 2016 г. пришла к выводу о том, что имелись основания для удовлетворения кассационной жалобы ГУ МВД России по Кемеровской области и отмены в кассационном порядке судебных постановлений в связи со следующим.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В силу п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется МВД России.

Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом РФ (ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).

Согласно подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции РФ упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.

Частью 3 ст. 50 вышеуказанного Положения предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ, т.е. данная норма носит отсылочный характер.

Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы РФ утверждено не было.

Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ от 21 мая 1996 г. N 169 (в ред. приказа Федеральной службы налоговой полиции РФ от 30 января 1998 г. N 44, далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции.

Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, постановления Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.

В соответствии с подп. "е" п. 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы РФ на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов РФ и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Таким образом, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции только в органах государственной власти и управления на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по экономическим специальностям на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.

Судебными инстанциями при разрешении спора положения указанной Инструкции учтены не были.

Как было установлено судом, в обоснование вывода о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Г. о включении в выслугу лет для назначении пенсии периодов ее работы на должностях по экономическим специальностям в жилищно-ремонтно-эксплуатационном тресте Артемовского горисполкома и Кемеровском механическом заводе суды ссылались на положения Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", ч. 3 ст. 50 Положения, п. 6 Указа Президента РФ от 15 мая 1996 г. N 718 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", а также на положения постановления Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", которым действие постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

Однако сами положения постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 к спорным отношениям судами применены не были.

Между тем в пп. 1 и 2 этого постановления Правительства РФ перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы, в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого постановления, периодов работы на экономических должностях на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях до поступления на службу.

Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по экономическим специальности на предприятиях, в коммерческих организациях и объединениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.

В связи с этим вывод судебных инстанций о том, что ч. 3 ст. 50 Положения предусмотрен дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, а потому имелись основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы Г. в указанных выше должностях, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала ошибочным, поскольку он был основан на неправильном толковании данной нормы, носящей отсылочный характер, и сделан без учета других нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ также признала неправомерной ссылку суда первой инстанции на п. 6 Указа Президента РФ от 15 мая 1996 г. N 718 (в ред. от 25 июля 2000 г.), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

На основании изложенного судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций были признаны незаконными, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 23.03.2018 Стр. 39
Рубрики правового классификатора: 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 070.040.010 Общие положения, 070.040.030 Специальный трудовой стаж, 160.020.100 Другие государственные органы обеспечения безопасности (см. также 020.010.040), 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать