Основная информация

Дата опубликования: 27 ноября 2020г.
Номер документа: RU54032804202000081
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Новосибирская область
Принявший орган: администрация Ордынского района Новосибирской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



вх. № 23620-03/9

От 14.12.2020

АДМИНИСТРАЦИЯ Ордынского района

Новосибирской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.11.2020 № 1121

р.п. Ордынское

О системе оплаты труда работников, условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размеров предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области

В соответствии со статьями 143 и 145 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ордынского района» утвержденным решением Совета депутатов Ордынского района Новосибирской области от 24.03.2020 №285 в целях упорядочения условий оплаты труда работников и руководителей муниципальных унитарных предприятий Ордынского района, руководствуясь Уставом Ордынского района Новосибирской области администрация Ордынского района Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:

1. Установить систему оплаты труда работников, условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размеры предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области.

2. Утвердить прилагаемое Положение о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области (далее – Положение).

3. Руководителям муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области:

1) до 31 декабря 2020 года привести в соответствие с Положением:

а) положения об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий.

б) провести мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками с целью приведения их в соответствии с Положением.

4. Управлению экономического развития администрации Ордынского района Новосибирской области:

1) осуществлять ведомственный контроль за соблюдением в муниципальных унитарных предприятиях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) осуществлять контроль за соблюдением установленных условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий при заключении с ними трудовых договоров и дополнительных соглашений.

3) ежегодно осуществлять мониторинг заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий.

5. Признать утратившими силу постановление администрации Ордынского района Новосибирской области от 01.04.2011 №200 « Об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области».

6. Настоящее постановление опубликовать в периодическом печатном издании органов местного самоуправления Ордынского района Новосибирской области «Ордынский Вестник» и разместить на официальном сайте администрации Ордынского района Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Ордынского района Новосибирской области Склярову Г.Д.

Глава Ордынского района

Новосибирской области           О.А. Орел

ПРИЛОЖЕНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

постановлением администрации Ордынского района Новосибирской области

от27.11.2020 №1121

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области

I. Общие положения

1. Положение о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области (далее ‑ Положение) разработано в соответствии со статьями 143 и 145 Трудового кодекса Российской Федерации и регулирует правоотношения в сфере оплаты труда работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области (далее –предприятия).

2. Система оплаты труда работников предприятий соответствующей отрасли включает размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок), перечень, размеры и условия осуществления компенсационных и стимулирующих выплат работникам, а также условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размеры предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников предприятий.

3. Система оплаты труда работников предприятий устанавливается в положении об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

4. Фонд оплаты труда работников муниципального унитарного предприятия формируется в пределах объема выручки и валовой прибыли в части оплаты труда работников указанного предприятия.

5. Штатное расписание предприятия формируется и утверждается руководителем предприятия самостоятельно, исходя из основных задач, для решения которых создано предприятие, и включает в себя все должности руководителей, специалистов, служащих и профессии рабочих данного предприятия с указанием их численности.

6. В коллективном договоре, локальном нормативном акте предприятия рекомендуется предусматривать возможность ознакомления работников со штатным расписанием.

7. Наименования должностей и профессий работников предприятий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

8. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, назначаются на соответствующие должности по решению аттестационной комиссии.

Руководитель предприятия осуществляет подготовку работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и их дополнительное профессиональное образование на условиях и в порядке, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом предприятия.

9. Доля расходов на оплату труда основного персонала в фонде оплаты труда предприятия не может составлять менее 60 процентов.

К основному персоналу предприятия относятся работники, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение целей деятельности, определенных уставом предприятия, а также их непосредственные руководители.

Перечень должностей, профессий работников, относящихся к основному персоналу, устанавливается в отраслевом тарифном соглашении или положении об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий.

10. Объем стимулирующей части фонда оплаты труда предприятия должен составлять не менее 25 процентов от фонда оплаты труда предприятия и определяется руководителем предприятия.

11. Оплата труда работников предприятий, в том числе руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров, включает:

1) оклад (должностной оклад, ставку заработной платы);

2) выплаты компенсационного характера;

3) выплаты стимулирующего характера;

4) выплаты по районному коэффициенту.

12. Условия оплаты труда работника предприятия устанавливаются трудовым договором между руководителем предприятия и работником в соответствии с системой оплаты труда, установленной коллективным договором или положением об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий.

II. Порядок установления должностных окладов (окладов)

2.1. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, установленных в соответствии с должностью и квалификацией работника, в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

2.2. Размеры должностных окладов руководителей и специалистов предприятия устанавливаются в соответствии с Единой межотраслевой тарифной сеткой и распределением категорий и должностей работников по квалификационным разрядам.

2.3. Месячная тарифная ставка (оклад) работника отработавшего месячную норму рабочего времени, исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда) рассчитывается исходя из присвоенного разрядного тарифного коэффициента и установленного в предприятии размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (Единая межотраслевая тарифная сетка Приложение №1).

2.4. Размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

2.5. Изменение (повышение) должностного оклада руководителя производится одновременно с увеличением тарифных ставок предприятия. Премирование руководителей предприятий, не имеющих прибыли, возможно производить за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость работ (услуг) с условием роста себестоимости в рамках экономически обоснованного тарифа. Размеры премирования руководителя определяются локальными нормативными актами Учредителя.

2.6. Размеры должностных окладов (окладов), ставок заработной платы работников по должностям и профессиям, являющимися специфическими для соответствующей отрасли, устанавливаются в соответствующем отраслевом тарифном соглашении на основе профессиональных квалификационных групп, квалификационных уровней, уровней (подуровней) квалификаций.

2.7. В целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности размеры должностных окладов (окладов), ставок заработной платы работников по должностям и профессиям, являющимися специфическими для соответствующей отрасли, должны быть сопоставимы с размерами должностных окладов (окладов) по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих с трудовыми функциями такого же уровня сложности, а также со схожими требованиями к образованию, обучению и опыту практической работы.

2.8. По должностям руководителей, специалистов, служащих и профессиям рабочих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры должностных окладов устанавливаются в зависимости от сложности труда, а также требований к образованию, обучению и опыту практической работы, которые необходимы для осуществления соответствующих трудовых функций.

2.9. Высококвалифицированным рабочим, выполняющим важные и ответственные работы, устанавливаются повышенные оклады. Перечень профессий, по которым высококвалифицированные рабочие могут быть заняты на важных и ответственных работах, устанавливается положением об оплате труда работников предприятий с учетом отраслевых особенностей с указанием условий, при которых работа по этой профессии становится важной и ответственной. Высококвалифицированным является рабочий, выполняющий работы, отнесенные Единым тарифно-квалификационным справочником к 4-8 разрядам, если этот разряд является высшим для данной профессии.

III. Виды выплат компенсационного характера

3.1. Работникам предприятий, в том числе руководителям, заместителям руководителей и главным бухгалтерам, могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:

1) доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

2) доплата за работу в ночное время;

3) доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

4) доплата за сверхурочную работу;

5) доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

6) иные доплаты компенсационного характера, установленные федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Новосибирской области, содержащими нормы трудового права.

3.2. Размеры компенсационных выплат, установленные в отраслевом тарифном соглашении, в положении об оплате труда работников предприятий, коллективном договоре, локальном нормативном акте предприятия не могут быть ниже, а условия их осуществления не должны быть ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

3.3. При определении размеров компенсационных выплат работникам предприятия и условий их осуществления учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников предприятия.

IV. Виды выплат стимулирующего характера

4.1. Работникам предприятий, в том числе руководителям, заместителям руководителей и главным бухгалтерам, могут быть установлены следующие выплаты стимулирующего характера:

1) надбавка за качественные показатели эффективности деятельности;

2) надбавка за продолжительность непрерывной работы;

3) премии по итогам календарного периода;

4) премии за выполнение важных и особо важных заданий.

4.2. Надбавка за качественные показатели эффективности деятельности и премии по итогам календарного периода устанавливаются работникам предприятий по результатам выполнения качественных показателей эффективности деятельности работника.

4.3. Качественные показатели эффективности деятельности работников предприятий устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом предприятия по каждой должности и профессии с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности предприятия.

4.4. Конкретные размеры надбавки за качественные показатели эффективности деятельности работнику предприятия определяются решением созданной на предприятии комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам не реже одного раза в квартал и устанавливаются приказом руководителя предприятия.

4.5. Премии по итогам календарного периода года, работнику предприятия устанавливаются приказом руководителя предприятия по результатам выполнения качественных показателей эффективности деятельности работника. Размер премии работнику определяет руководитель предприятия.

4.6. Премии за выполнение важных и особо важных заданий работникам предприятий устанавливаются приказом руководителя в случае выполнения важного или особо важного задания. Размер премии работнику определяет руководитель предприятия.

4.7. Премии по итогам календарного периода года и премии за выполнение важных и особо важных заданий работникам предприятия ограничиваются размерами 3 ДО.

4.8. Надбавки за продолжительность непрерывной работы устанавливаются работникам предприятий в размерах и на условиях, установленных в положении об оплате труда работников предприятий.

4.9. При определении размеров стимулирующих выплат работникам предприятия, порядка и условий их осуществления учитывается мнение выборного профсоюзного или иного представительного органа работников предприятия.

4.10. Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат конкретному работнику предприятия устанавливаются трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда, установленной коллективным договором или локальным нормативным актом предприятия.

V. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров

5.1. Условия оплаты труда руководителя муниципального унитарного предприятия устанавливаются трудовым договором между администрацией Ордынского района, в лице Главы Ордынского района Новосибирской области и руководителем предприятия в соответствии с системой оплаты труда, установленной положением об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий.

Трудовой договор заключается на основе типовой формы трудового договора, с руководителем муниципального унитарного предприятия.

5.2. Условия оплаты труда заместителей руководителя предприятия и главного бухгалтера устанавливаются трудовым договором между руководителем предприятия и заместителями руководителя, главным бухгалтером в соответствии с системой оплаты труда, установленной коллективным договором или локальным нормативным актом предприятия.

5.3. Оплата труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров предприятий включает: должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

5.4. Размеры должностных окладов руководителей предприятий утверждаются администрацией Ордынского района, являющейся учредителем этих предприятий, в зависимости от сложности труда, масштаба управления и особенностей деятельности.

5.5. Размеры должностных окладов заместителей руководителей предприятий устанавливаются руководителем предприятия в соответствии с положением об оплате труда работников предприятия в размере на 10-30% ниже должностного оклада руководителя предприятия с учетом сложности и объема выполняемой работы.

5.6. Выплаты компенсационного характера руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам предприятий устанавливаются в порядке и размерах, определенных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области, содержащими нормы трудового права.

5.7. Выплаты стимулирующего характера руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам предприятий устанавливаются по результатам выполнения показателей эффективности деятельности предприятия, а также эффективности деятельности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Показатели эффективности деятельности предприятия и эффективности деятельности руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, их критерии и периодичность оценки согласовываются администрацией Ордынского района, являющейся учредителем этого предприятия.

5.8. Выплаты стимулирующего характера руководителю предприятия не начисляются в случаях:

1) нарушения в течение календарного периода, по итогам которого осуществляется оценка результатов выполнения показателей эффективности деятельности предприятия и эффективности деятельности руководителя предприятия (далее - оценка результатов), сроков выплаты заработной платы и иных выплат работникам предприятия;

              2) необеспечения в течение календарного периода, по итогам которого осуществляется оценка результатов, условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;

              3) наличия в течение календарного периода, по итогам которого осуществляется оценка результатов, фактов установления месячной заработной платы работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере ниже минимального размера оплаты труда или минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением о минимальной заработной плате в Новосибирской области в случае его заключения;

              4) наличия на первое число одного из месяцев в течение календарного периода, по итогам которого осуществляется оценка результатов, задолженности предприятия по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

              При наличии случаев, определенных пунктом 5.8. настоящего Положения, выплаты стимулирующего характера не начисляются руководителю предприятия, начиная с месяца, следующего за календарным периодом, по итогам которого осуществляется оценка результатов, в течение всего следующего календарного периода, установленного в качестве периода оценки результатов.

5.9. Учредитель администрация Ордынского района Новосибирской области, вправе установить дополнительные случаи не начисления руководителю предприятия надбавки за качественные показатели эффективности деятельности и премии по итогам календарного периода года с учетом отраслевых особенностей:

1) использования имущества предприятия не по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными уставом предприятия, а также нецелевого использования выделенных предприятию бюджетных средств.

2) невыполнения утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в течение трех месяцев.

3) невыполнения муниципальных правовых актов Ордынского района, а также решений Работодателя, министерства ЖКХ и энергетики, принятых в отношении предприятия в соответствии с их компетенцией.

5.10. Размеры компенсационных выплат, установленные в положении об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий, коллективном договоре, локальном нормативном акте предприятия не могут быть ниже, а условия их осуществления не должны быть ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.

5.11. Выполнение руководителями предприятий и их заместителями дополнительной работы по совмещению и совместительству разрешается в случаях замены временно отсутствующего специалиста по основной деятельности в соответствии положением по оплате труда работников муниципальных предприятий. Решения о работе по совмещению и совместительству в отношении руководителей предприятий принимаются Главой Ордынского района Новосибирской области, заместителей руководителей – руководителями предприятий.

5.12. Конкретные размеры надбавки за качественные показатели эффективности деятельности руководителю предприятия определяются решением комиссии по установлению стимулирующих выплат руководителям учреждений, созданной в администрации Ордынского района Новосибирской области, не реже одного раза в квартал и устанавливаются распоряжением администрации Ордынского района Новосибирской области.

5.13. Премии по итогам календарного периода руководителю предприятия устанавливаются распоряжением администрации Ордынского района Новосибирской области по результатам выполнения качественных показателей эффективности деятельности предприятия.

5.14. Премии за выполнение важных и особо важных заданий руководителям предприятий устанавливаются распоряжением администрации Ордынского района Новосибирской области, в случае выполнения важного или особо важного задания. Размер премии руководителю предприятия определяет Глава Ордынского района Новосибирской области.

5.15. Премии по итогам календарного периода и премии за выполнение важных и особо важных заданий руководителям учреждений ограничиваются размерами 3 должностных окладов.

VI. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителей, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников предприятий

6.1. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя предприятия, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этого предприятия (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) устанавливается положением об оплате труда работников муниципальных унитарных предприятий в размере, не превышающем 5 кратности, в зависимости от фактической численности работников.

Фактическая численность

работников предприятия

(чел.)

Превышение среднемесячной

заработной платы руководителя

над среднемесячной заработной

платой работников (раз)

До 25

до 2

25-50

до 2,5

51- 100 

до 3  

101 – 200 

до 3,5  

201 – 300 

до 4  

301 – 1000

до 4,5

6.2. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей, главного бухгалтера предприятия, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) устанавливается в положении об оплате труда работников предприятий в размере, не превышающем 80%, в соответствии с размерами оплаты труда руководителей.

6.3. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера предприятия и среднемесячной заработной платы работников предприятия определяется путем деления среднемесячной заработной платы соответствующего руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату работников этого предприятия.

6.4. Определение среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников предприятий в целях определения кратности осуществляется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

VII. Заключительные положения

7.1 На должностные оклады, ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты начисляется районный коэффициент в размере 1,25 в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 20.11.1995 № 474 «О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области».

________

Приложение № 1

к положению о системе оплаты труда работников, условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и размерах предельного уровня соотношений среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных унитарных предприятий Ордынского района Новосибирской области

ЕДИНАЯ МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА

(1 вариант)

Разряды

Ступени, тарифные коэффициенты

I

II

III

IV

V

VI

1

1,00

1,03

1,06

1,09

1,12

1,16

2

1,20

1,24

1,28

1,32

1,36

1,40

3

1,44

1,49

1,54

1,59

1,64

1,68

4

1,73

1,79

1,85

1,91

1,97

2,02

5

2,07

2,14

2,21

2,27

2,34

2,42

6

2,50

2,55

2,60

2,66

2,69

2,73

7

2,78

2,83

2,88

2,93

2,98

3,03

8

3,08

3,13

3,18

3,23

3,29

3,35

9

3,42

3,52

3,61

3,71

10

3,80

3,90

4,00

4,10

11

4,21

4,32

4,44

4,56

12

4,68

4,80

4,93

5,06

13

5,19

5,51

5,84

6,17

14

6,50

6,90

7,31

7,72

15

8,13

9,00

9,40

16

10,0

10,4

11,2

17

12,0

12,8

13,7

18

14,0

14,8

16,0

Примечание. Ступени в рамках одного тарифного разряда позволяют учесть заслуги работника перед предприятием (долгосрочная безупречная работа, высокое профессиональное мастерство, высокое качество выполняемых работ и т. д.) и расширяют возможности повышения оплаты труда работника без присвоения более высокого разряда, а также в том случае, если работник уже имеет высший разряд.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: - Ордынский Вестник № 453 от 03.12.2020
Рубрики правового классификатора: 140.000.000 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать