Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2020г.
Номер документа: RU86000202001217
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Принявший орган: Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
(Депздрав Югры)

П Р И К А З

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНЫМ И АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ВЕДЕНИИ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ, СУБСИДИЙ НА ИНЫЕ ЦЕЛИ

от 8 декабря 2020 года                                                                                                  № 11-нп

Ханты-Мансийск

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2020 года № 426-п «О предоставлении субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетным и автономным организациям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на иные цели, признании утратившими
силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субсидий на иные цели.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Директор Департамента                                                                          А.А.Добровольский

Приложение к приказу
Департамента здравоохранения
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
от 8 декабря 2020 года № 11-нп

Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субсидий на иные цели

Общие положения о предоставлении субсидий

Настоящий Порядок устанавливает правила определения объема и условий предоставления из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ) субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее соответственно – субсидия, Департамент).

Департамент является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции и полномочия учредителя и главного распорядителя бюджетных средств, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период в отношении подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений (далее – учреждение).

Предоставление субсидии учреждению осуществляет Департамент в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом автономного округа о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту, как главному распорядителю и получателю средств бюджета автономного округа.

Субсидия предоставляется учреждению на цели (направления расходования), не связанные с финансовым обеспечением выполнения организацией государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Перечень целей (направлений расходования) субсидий утверждается приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Депфин Югры).

Размер и результат предоставления субсидии определяются исходя из следующих целей:

6.1. Обеспечение выполнения наказов избирателей депутатам Думы автономного округа.

Размер субсидии определяется расширенным перечнем наказов избирателей депутатам Думы автономного округа.

Результат предоставления субсидии определяется в зависимости
от целей наказов избирателей депутатам Думы автономного округа.

6.2. Обеспечение комплексной безопасности в государственных учреждениях автономного округа.

Размер субсидии определяется исходя из потребности в указанных расходах, рассчитанной Департаментом по результатам оценки обеспечения безопасности учреждения, на основании заявок учреждений, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество проведенных мероприятий, осуществляемых в соответствии с планом по обеспечению антитеррористической и противопожарной защищенности объектов здравоохранения автономного округа, в целях приведения в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и контрольно-надзорных органов.

6.3. Развитие и модернизация материально-ресурсной базы государственных учреждений здравоохранения.

Размер субсидии определяется исходя из потребности в указанных расходах по результатам оценки состояния материально-ресурсной базы, осуществляемой техническими службами государственных учреждений здравоохранения, специализированными организациями, на основании заявок учреждений, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество введенного в эксплуатацию медицинского оборудования (приобретение, ремонт), количество объектов, в которых был осуществлен текущий ремонт.

6.4. Приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу в целях оказания медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

Размер субсидии определяется на основании перечня и стоимости планируемых к приобретению основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество приобретенных основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу.

6.5. Доведение средней заработной платы работников медицинских организаций автономного округа, оказывающих медицинские услуги в сфере обязательного медицинского страхования, до установленного уровня средней заработной платы в автономном округе.

Размер субсидии определяется исходя из численности медицинских работников и достигнутого уровня средней заработной платы, с применением повышающего коэффициента, характеризующего среднее значение роста заработной платы до величины показателя соотношения средней заработной платы медицинских работников и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях,
у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

Результатом предоставления субсидии является количество медицинских работников и достигнутый уровень средней заработной платы.

6.6. Оплата расходов на содержание жилых помещений жилищного фонда и оплату коммунальных услуг до их заселения, налогов за жилые помещения и расходов, не включенных в тариф за содержание и текущий ремонт жилых помещений, в том числе общежитий.

Размер субсидии определяется исходя из перечня и площади жилых помещений, сметы расходов, тарифов, установленных ресурсоснабжающими организациями, расчета затрат на уплату налога на имущество, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является площадь жилых помещений, по которым исполнены финансовые обязательства на содержание и оплату коммунальных услуг до их заселения, а также на уплату налога на имущество.

6.7. Обеспечение функционирования и содержания центра охраны материнства и детства в г. Сургуте.

Размер субсидии определяется исходя из перечня и стоимости планируемых расходов на обеспечение функционирования и содержания центра охраны материнства и детства, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является объем исполненных финансовых обязательств, возникших при обеспечении функционирования и содержания центра охраны материнства и детства в г. Сургуте.

6.8. Приобретение автомобильного транспорта.

Размер субсидии определяется на основании перечня и стоимости планируемого к приобретению автомобильного транспорта, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество единиц приобретенного автомобильного транспорта.

6.9. Обеспечение доставки мобильных медицинских бригад (на водном, воздушном, автомобильном транспорте и суднах на воздушной подушке) для оказания первичной медико-санитарной помощи в труднодоступных и отделенных населенных пунктах автономного округа.

Размер субсидии определяется исходя из потребности в указанных расходах, рассчитанной на основании заявок учреждений, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество выездов (вылетов) мобильных медицинских бригад (на водном, воздушном, автомобильном транспорте и суднах на воздушной подушке) для оказания первичной медико-санитарной помощи в труднодоступных и отделенных населенных пунктах автономного округа.

6.10. Приобретение основных средств, материальных запасов, выполнения работ (услуг) при введении новых объектов недвижимого имущества в эксплуатацию, приобретение объектов недвижимого имущества, передача в оперативное управление объектов недвижимого имущества, после проведения капитального ремонта и модернизации объектов недвижимого имущества государственных учреждений автономного округа, а также открытие новых специальностей (направлений) подготовки в образовательных учреждениях автономного округа.

Размер субсидии определяется на основании перечня и стоимости планируемых к приобретению основных средств, материальных запасов, работ (услуг), а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество приобретенных основных средств, материальных запасов, выполненных работ.

6.11. Осуществление выплат уволенным работникам в связи с реорганизацией государственных учреждений.

Размер субсидии определяется исходя из размера выплат в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, и количеством работников уволенных в связи с реорганизацией государственного учреждения, с учетом расчетов (обоснований) учреждения, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество работников, получивших выплаты в связи с увольнением при реорганизации государственного учреждения.

6.12. Реализация мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Размер субсидии определяется на основании перечня необходимого медицинского оборудования, медицинского расходного материала, реагентов диагностических медицинских, анализаторов по выявлению наркотических веществ, исходя из стоимости планируемых услуг по обновлению методического обеспечения и библиотек масс-спектров, а также представленных государственным учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является количество приобретенного медицинского оборудования, медицинского расходного материала, реагентов диагностических медицинских, анализаторов по выявлению наркотических веществ, количество оказанных услуг по обновлению методического обеспечения и библиотек масс-спектров.

6.13. Повышение уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Размер субсидии определяется исходя из потребности в указанных расходах на основании заявок учреждений, а также представленных учреждением документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Результатом предоставления субсидии является выполнение мероприятий по повышению уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

6.14. Содействие улучшению положения на рынке труда не занятых трудовой деятельностью и безработных граждан.

Размер субсидии определяется объемом переданных бюджетных ассигнований в целях реализации мероприятий государственной программы автономного округа «Поддержка занятости населения» по заявкам государственных учреждений.

Результатом предоставления субсидии является количество трудоустроенных не занятых трудовой деятельностью и безработных граждан.

Условия и порядок предоставления субсидий

Перечень документов, представляемых учреждением в Департамент для получения субсидии:

заявка на предоставление субсидии в произвольной форме;

пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости предоставления субсидии, а также обоснование отнесения соответствующих расходов на иные цели;

расчет суммы субсидии, в разрезе целей и видов товаров, работ, услуг, включаемых в расчет субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;

программа мероприятий, в случае если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;

информация о планируемом к приобретению имуществе, в случае если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;

иная информация в зависимости от цели предоставления субсидии.

Учреждения вправе представить иные расчеты, материалы и информацию, подтверждающие размер субсидии, с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа, регламентирующих порядок определения затрат и осуществления мероприятий по направлению цели субсидии.

Рассмотрение документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется Департаментом в течение 15 рабочих дней с даты представления документов учреждением.

Документы представляются учреждением в следующие сроки:

при планировании бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период – не позднее 1 апреля текущего финансового года;

при необходимости в текущем финансовом году предоставления субсидии, увеличения либо уменьшения суммы субсидии, переименования цели субсидии – в течение финансового года.

Основаниями для отказа учреждению в предоставлении субсидии являются:

несоответствие представленных учреждением документов требованиям, определенным пунктом 7 настоящего Порядка или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных учреждением.

Учреждение после устранения причин отказа вправе повторно направить в Департамент документы на представление субсидии, но не позднее сроков, установленных пунктом 9 настоящего Порядка.

Размер субсидии и решение о предоставлении учреждению субсидии определяется Департаментом исходя из документов, предусмотренных 7 настоящего Порядка, с учетом целей предоставления субсидии и бюджетных ассигнований, предусмотренных законом автономного округа о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту, как главному распорядителю и получателю средств бюджета автономного округа.

Предоставление субсидии учреждению осуществляется на основании соглашения, заключенного между Департаментом и учреждением (далее – Соглашение).

В случае софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета в рамках регионального проекта предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации и в государственной информационной системе автономного округа «Региональный электронный бюджет Югры» в соответствии с типовой формой (далее – Типовая форма), утвержденной приказом Депфина Югры.

Соглашение заключается в течение 15 рабочих дней с даты доведения Департаменту показателей сводной бюджетной росписи бюджета автономного округа и лимитов бюджетных обязательств.

Соглашение, включая дополнительное соглашение, предусматривающее внесение в него изменений или его расторжение, формируется в форме электронного документа и подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон Соглашения,
и в государственной информационной системе автономного округа «Региональный электронный бюджет Югры», а в случае софинансирования расходных обязательств из федерального бюджета в рамках регионального проекта  также в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». При отсутствии технической возможности формирование и подписание Соглашения осуществляется сторонами с применением документооборота на бумажном носителе, последующей выгрузкой и его подписанием
в государственных информационных системах, после устранения технических неполадок.

Предоставление субсидии осуществляется при условии
соблюдения учреждением на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения (дополнительного Соглашения) о предоставлении субсидии, следующих требований:

отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный
бюджет и бюджет автономного округа субсидий, бюджетных инвестиций,
предоставленных, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации государственного учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства автономного округа.

Для заключения Соглашения учреждение на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения (дополнительного Соглашения) представляет справку о соответствии учреждения требованиям, установленным абзацем вторым и третьим настоящего пункта, подписанную руководителем и главным бухгалтером учреждения.

В Соглашении указываются:

цели предоставления субсидии с указанием наименования национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае
если субсидии предоставляются в целях реализации соответствующего проекта (программы);

значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ), (в случае если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта), и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации);

размер субсидии;

сроки (график) перечисления субсидии;

сроки представления отчетности;

порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения
учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидии, определенных Соглашением;

основания и порядок внесения изменений в Соглашение, в том числе в случае уменьшения Департаменту как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

основания для досрочного прекращения Соглашения по решению
Департамента в одностороннем порядке, в том числе в связи с:

реорганизацией или ликвидацией учреждения;

нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) Соглашением;

запретом на расторжение Соглашения учреждением в одностороннем порядке;

иные положения (при необходимости).

В случае предоставления субсидии в целях реализации национального проекта (программы), в том числе федерального проекта, входящего в состав соответствующего национального проекта (программы), или регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта,
в Соглашении дополнительно указываются:

наименование национального проекта (программы), в том числе федерального проекта;

значения результатов предоставления целевой субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам соответствующего федерального проекта;

значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).

Перечисление субсидии осуществляется Депфином Югры на лицевой счет учреждения, открытый Депфином Югры, ежедневно в размере потребности на осуществление расходов, путем списания денежных средств, с лицевого счета Департамента, открытого в Депфине Югры.

Требования к отчетности

Отчетность об использовании предоставленной субсидии представляется учреждением в Департамент в следующие сроки:

ежеквартально не позднее 7 рабочих дней, следующих за отчетным периодом, отчет о расходах источником финансового обеспечения которых является субсидия по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в случае если субсидия предоставляется в целях реализации соответствующего проекта (программы), и по форме, утвержденной Депфином Югры;

ежеквартально не позднее 7 рабочих дней, следующих за отчетным периодом, отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в случае если субсидия предоставляется в целях реализации соответствующего проекта (программы), и по форме, утвержденной Депфином Югры.

Отчеты составляются на 1 число месяца каждого квартала, нарастающим итогом с начала года.

При предоставлении субсидии с участием федерального бюджета, отчетность о достижении значений результатов предоставления субсидии и отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, формируются в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

При предоставлении субсидии учреждению на реализацию регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в случае если субсидия предоставляется в целях реализации соответствующего проекта (программы), отчетность о достижении значений результатов, показателей результативности, а также отчетность об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, формирует учреждение согласно Типовой форме.

Департамент вправе устанавливать в Соглашении дополнительные формы представления учреждением указанной отчетности и сроки их представления.

Порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение

Департамент и уполномоченный орган государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Контроль за целевым использованием субсидии, а также за соблюдением условий ее предоставления осуществляется Департаментом в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, Соглашением, в рамках плана проверок, утвержденного приказом Департамента, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Для осуществления контроля за целевым использованием субсидии Департамент вправе запрашивать у учреждения информацию и документы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и Соглашением.

Неиспользованные остатки субсидии по состоянию на 1 января очередного финансового года подлежат возврату в бюджет автономного округа в порядке и сроки, установленные Депфином Югры, с учетом принятия Департаментом решения о наличии потребности в неиспользованных остатках субсидии в очередном финансовом году.

Департамент принимает решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии и об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждением выплат, источником финансового обеспечения которых является субсидия,
для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии,
в порядке, утвержденном Депфином Югры в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае недостижения учреждением результатов, установленных настоящим Порядком, соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет, бюджет автономного округа на основании требования Департамента - в течение 30 календарных дней со дня получения требования.

В случае несоблюдения учреждением целей и условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленных по результатам проверок, проведенных Департаментом и уполномоченным органом государственного финансового контроля, соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет, бюджет автономного округа:

на основании требования Департамента - в течение 30 календарных дней со дня получения требования;

на основании представления и (или) предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность данных в документах, являющихся основанием для предоставления субсидии, несет учреждение.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.12.2020
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать