Основная информация

Дата опубликования: 24 ноября 2020г.
Номер документа: RU47000202002214
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ленинградская область
Принявший орган: Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИКАЗ

24   ноября   2020   года   №  39

г. Санкт-Петербург

Об утверждении реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, перечня индикаторов коррупции при осуществлении закупок и методики выявления, анализа и проведения оценки (ранжирования) коррупционных рисков 

В целях реализации Методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (https://gossluzhba.gov.ru/page/index/metod3) приказываю:

1. Утвердить реестр (карту) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить план (реестр) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить перечень индикаторов коррупции при осуществлении закупок согласно приложению 3 к настоящему приказу.

4. Утвердить методику выявления, анализа и проведения оценки (ранжирования) коррупционных рисков в Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области согласно приложению 4 к настоящему приказу. 

5. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществляется заместителем Председателя Правительства Ленинградской области – председателем комитета экономического развития и инвестиционной деятельности.

Заместитель Председателя

Правительства Ленинградской

области - председатель комитета

                    

                                                Д.Ялов

УТВЕРЖДЕН

приказом Комитета

экономического развития и

инвестиционной деятельности

Ленинградской области

от  24. 11. 2020 № 39

                                                                                                                                                                                   (приложение 1)

Реестр (карта) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок



п/п

Краткое наименование коррупционного риска

Описание возможной коррупционной схемы

Наименование должностей служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы

Меры по минимизации коррупционных рисков

Реализуемые

Предлагаемые

1.

Выбор способа размещения заказа

Искусственное дробление закупки на несколько отдельных с целью упрощения способа закупки

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

1. Запрет искусственного дробления закупки.

2. Принятие мер             к разрешению выявленных ситуаций конфликта интересов.

3. Обязанность 

представлять информацию о наличии конфликта интересов руководителю контрактной службы.

1.Ограничение возможности закупающим специалистам получать какие-либо личные выгоды от проведения закупки.

2. Мониторинг закупок на предмет выявления неоднократных (в течение года) закупок однородных товаров, работ, услуг.

2.

Оценка заявок и признание победителем конкурентной процедуры поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заключение контракта с «предпочтительным» поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

с необоснованным отклонением остальных заявок

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Ограничение возможности специалистам, ответственным за закупки,  предоставлять кому-либо сведения о ходе закупок, проводить не предусмотренные переговоры с участниками

Повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок

3.

Обоснование начальных (максимальных) цен контрактов

Завышение начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Обязательное обоснование начальных (максимальных) цен контрактов с учетом приоритета метода сопоставления рыночных цен (анализа рынка), включая обоснование при закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок

4.

Подготовка документации на осуществление закупки товаров, работ, услуг

Выставление  избыточных или «специальных» требований в документации к проведению закупки, предполагающих более выгодное положение конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю)

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

1.Установление единых требований к участникам закупки.

2.Соблюдение правил описания закупки.

3.Обязательное применение типовых условий контрактов.

4.Установление реальных и выполнимых сроков исполнения контрактов.

Повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок

5.

Приемка объекта закупки

Приемка товаров (работ, услуг) низкого качества, отсутствие требования неустойки при нарушении условий контракта

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

1.Создание приемочной комиссии.

2. Проверка соответствия итогов закупки положениям контракта (техническому заданию, срокам исполнения).

3.Неукоснительное исполнение применения неустойки при нарушении условий контракта.

Привлечение к приемке товаров (работ, услуг) внешних экспертов

УТВЕРЖДЕН

приказом Комитета

экономического развития и

инвестиционной деятельности

Ленинградской области

                                                                                                                                                                                   от 24. 11. 2020 № 39

                                                                                                                                                                                   (приложение 2)

План (реестр) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков,

возникающих при осуществлении закупок



п/п

Наименование мер по минимизации коррупционных рисков

Краткое наименование минимизируемого коррупционного риска

Срок (периодичность) реализации

Ответственный за реализацию служащий (работник)

Планируемый

результат

1.

Запрет искусственного дробления закупки

Выбор способа размещения заказа

Постоянно

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

2.

Ограничение возможности специалистам, ответственным за осуществление закупок, получать какие-либо личные выгоды от проведения закупки

Оценка заявок и признание победителем конкурентной процедуры поставщика (подрядчика, исполнителя)

Постоянно

Руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

3.

Принятие мер к разрешению выявленных ситуаций конфликта интересов

Оценка заявок и признание победителем конкурентной процедуры поставщика (подрядчика, исполнителя)

Постоянно

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

4.

Обязанность представлять информацию о наличии конфликта интересов руководителю контрактной службы

Оценка заявок и признание победителем конкурентной процедуры поставщика (подрядчика, исполнителя)

Постоянно

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

5.

Ограничение возможности специалистам, ответственным за осуществление закупок,  предоставлять кому-либо сведения о ходе закупок, проводить не предусмотренные переговоры с участниками

Оценка заявок и признание победителем конкурентной процедуры поставщика (подрядчика, исполнителя)

Постоянно

Руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

6.

Обязательное обоснование начальных (максимальных) цен контрактов с учетом приоритета метода сопоставления рыночных цен (анализа рынка), включая обоснование при закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование начальных (максимальных) цен контрактов

Постоянно

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

7.

1.Установление единых требований к участникам закупки.

2.Соблюдение правил описания закупки.

3. Обязательное применение типовых условий контрактов.

4.Установление реальных и выполнимых сроков исполнения контрактов.

Подготовка документации на осуществление закупки товаров (работ, услуг)

Постоянно

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

8.

1.Создание приемочной комиссии.

2. Проверка соответствия итогов закупки положениям контракта (техническому заданию, срокам исполнения).

3.Неукоснительное исполнение применения неустойки при нарушении условий контракта.

Приемка объекта закупки

Постоянно

Специалисты, ответственные за осуществление закупок;

руководители подразделений, ответственные за осуществление закупок

Минимизация коррупции

УТВЕРЖДЕН

приказом Комитета

экономического развития и

инвестиционной деятельности

Ленинградской области

от  24. 11. 2020 № 39

                                                                                                           (приложение 3)

Перечень индикаторов коррупции при осуществлении закупок

1.    Незначительное количество участников закупки.

2. Необоснованное увеличение количества неконкурентных способов осуществления закупки в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. В качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) выступает неоднократно (в течение года) одно и то же физическое (юридическое) лицо по закупкам однородных товаров, работ, услуг.

4.  Участники закупки регулярно принимают участие в конкретной закупке, осуществляемой неконкурентным способом в форме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

5. Участники закупки «неожиданно» отзывают свои заявки.

6. Участниками закупки являются юридические лица, обладающие следующими признаками:

создание по адресу "массовой" регистрации;

незначительный (минимальный) размер уставного капитала;

отсутствие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

недавняя регистрация организации (за несколько недель или месяцев до даты объявления торгов);

отсутствие необходимого количества специалистов требуемого уровня квалификации для исполнения контракта;

отсутствие непосредственных контактов с контрагентами;

отсутствие в штатном расписании организации лица, отвечающего за бухгалтерский учет (главного бухгалтера);

договоры с контрагентом содержат условия, которые не характерны для обычной практики.

7. В целях создания видимости конкуренции участниками закупки являются физические (юридические) лица, которые объективно не в состоянии исполнить потенциальный контракт.

             

УТВЕРЖДЕНА

приказом Комитета

экономического развития и

инвестиционной деятельности

Ленинградской области

от 24.11.2020 № 39

                                                                                                           (приложение 4)

Методика выявления, анализа и проведения оценки (ранжирования) коррупционных рисков в Комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

(далее – Методика, Комитет)

        1.Общие положения

                      Настоящая Методика разработана на основе Методических рекомендаций по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (https://gossluzhba.gov.ru/page/index/metod3).

Для проведения оценки коррупционных рисков в Комитете в соответствии с требованиями настоящей Методики формируется рабочая группа. Положение о рабочей группе и состав рабочей группы утверждаются правовым актом Комитета.             

         2.Выявление коррупционных рисков

         В целях выявления коррупционных рисков в Комитете, возникающих при осуществлении закупки, определены внутренние и внешние источники информации.

          К внутренним источникам информации относятся:

         организационно-штатная структура и штатное расписание в части, касающейся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;

         положения о структурных подразделениях Комитета, участвующих в закупочной деятельности;

         должностные регламенты (инструкции), служебные (трудовые) обязанности служащих Комитета, участвующих в осуществлении закупки;

         локальные нормативные и иные акты Комитета, касающиеся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;

         результаты внутреннего или внешнего контроля (анализа) закупочной деятельности Комитета;

        факты, свидетельствующие о нарушении в Комитете положений законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;

         сведения о коррупционных правонарушениях, ранее совершенных работниками Комитета при осуществлении закупок;

         материалы ранее проведенных проверок соблюдения работниками Комитета ограничений и запретов, требований о предотвращении или  урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

         сведения бухгалтерского баланса;

         план-график закупок;

         сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих Комитета, участвующих в осуществлении закупки;

         иные документы, в том числе характеризующие порядок (процедуру) осуществления закупки в Комитете.

         К внешним источникам информации относятся:

         результаты независимых исследований, посвященных коррупционным рискам при осуществлении закупок;

         нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, в частности, о закупочной деятельности;

         обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях при осуществлении закупок;

                       сообщения, в том числе о коррупционных правонарушениях, в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

         материалы, представленные ФАС России, Счетной палатой Российской Федерации, Федеральным казначейством, правоохранительными органами, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, и др.;

         материалы проведенных органами прокуратуры мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности или иного применимого законодательства Российской Федерации;

          обзоры типовых нарушений, совершаемых при осуществлении закупок;

          иные применимые материалы.

                        Признаками наличия коррупционного риска при осуществлении закупок являются наличие у служащего Комитета:

                    дискреционных полномочий, в том числе при подготовке документации для осуществления закупки и на этапе заключения и исполнения государственного контракта либо гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ);

                    возможности взаимодействия с потенциальными участниками закупки.

                    Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, используются следующие методы:

                    анкетирование;

                    экспертное обсуждение.

                    Выбор конкретного метода или методов в совокупности определяется фактическими обстоятельствами, сложившимися в  Комитете при осуществлении закупочной деятельности.

                    Одновременно для идентификации коррупционных рисков на практике используются ответы на следующие вопросы:

                    кто может быть заинтересован в коррупционном правонарушении?

                    какие коррупционные правонарушения могут быть совершены на рассматриваемом этапе осуществления закупки?

                     в чем заключается взаимосвязь возможного коррупционного правонарушения и возможных к получению выгод?

                    На каждом этапе осуществления закупки может быть выявлено несколько коррупционных рисков.

2. Анализ коррупционных рисков

                    По результатам идентификации коррупционных рисков необходимо:

описать каждое коррупционное правонарушение на предмет возможных участников из числа служащих Комитета (или третьих заинтересованных лиц) и тех действий (бездействия), которые они могут предпринять для извлечения неправомерной выгоды;

определить потенциально возможную коррупционную схему и присущие ей индикаторы коррупции.

                    Для проведения указанной работы используются ответы на следующие вопросы:

                     какие действия (бездействие) приведут к получению неправомерной выгоды в связи с осуществлением закупки?

                    каким образом потенциально возможно извлечь неправомерную выгоду?

                    кто рискует быть вовлечен в коррупционную схему?

                    каким образом возможно обойти механизмы внутреннего (внешнего) контроля?

                    Описание коррупционной схемы включает следующие аспекты:

                    какая выгода может быть неправомерно получена;

                    кто может быть заинтересован в получении неправомерной выгоды при осуществлении закупки;

                    перечень  служащих Комитета, участие которых позволит реализовать коррупционную схему;

                    описание потенциально возможных способов получения неправомерной выгоды;

                    краткое и развернутое описание коррупционной схемы;

                    состав коррупционных правонарушений, совершаемых в рамках рассматриваемой коррупционной схемы;

                    существующие механизмы внутреннего (внешнего) контроля и способы их обхода.

                    При этом разграничиваются коррупционные риски и коррупционные схемы от фактов необоснованных закупок, влекущих негативные последствия, в том числе в виде экономического ущерба.

                    Анализ коррупционных рисков проводится на всех основных этапах процедуры осуществления закупки:

                    пред-процедурный этап (предусматривающий в том числе процедурные основы осуществления закупок; планирование закупок; подготовку иной документации для осуществления закупки);

                    процедурный этап (определение поставщика (подрядчика, исполнителя);

                    пост-процедурный этап (исполнение, изменение, расторжение контракта).

При анализе коррупционных рисков на пред-процедурном этапе определяются:

обоснованность способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе для повышения открытости и прозрачности в целях недопущения  совершения коррупционных правонарушений;

соответствие предмета закупки функциям и полномочиям Комитета;

отсутствие в документации на закупку избыточных или «специальных» требований, предполагающих аффилированность с потенциальными участниками закупки, формулировок, используемых для сокрытия коррупционных правонарушений, ограничения возможности осуществления контрольных (мониторинговых) мероприятий, необоснованного объединения (дробления) лотов, критериев оценки заявок, приводящих к ограничению потенциального количества участников закупок;

обоснованность начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги,  исходя из планируемых объемов закупки товаров (работ, услуг).

На процедурном этапе проводится анализ:

объективности оценки членами комиссии заявок, окончательных предложений участников закупки в части однозначности критериев такой оценки;

возможности передачи служебной информации потенциальным участникам закупки, аффилированным с отдельными служащими Комитета;

на предмет соблюдения приоритета интереса Комитета в приобретении конкретного товара, получения конкретной услуги, работы надлежащего качества.

При анализе коррупционных рисков на пост-процедурном этапе устанавливаются:

факты существенного изменения условий контракта;

соблюдение установленного условиями контракта порядка:

приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе на отдельных этапах исполнения контракта;

взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ, а также применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или                        заказчиком условий контракта.

          3.Проведение оценки (ранжирование) коррупционных рисков

Ранжирование коррупционных рисков в Комитете проводится:

регулярно для целей определения эффективности реализуемых мер по их минимизации;

при изменении законодательства Российской Федерации в сфере закупок, обстоятельств осуществления закупочной деятельности;

при выявлении новых коррупционных рисков.

Оценка ранжирования коррупционных рисков в Комитете осуществляется методом ранжирования по двум критериям «Вероятность реализации риска» и «Потенциальный вред от реализации риска».

Степень выраженности каждого критерия оценивается с использованием количественных показателей в соответствии с градациями, приведенными в таблице 1 и 2 настоящей Методики.

Значимость коррупционного риска определяется сочетанием рассчитанных критериев в матрице коррупционных рисков (таблица 3).

Матрица коррупционных рисков используется для определения «границы толерантности», при превышении которой для принятия мер по минимизации коррупционных рисков требуется разработка плана первоочередных действий по осуществлению либо постоянного контроля, либо контроля по мере выявления новых коррупционных рисков.

По результатам реализации мер по минимизации коррупционных рисков проводится повторное ранжирование коррупционных рисков с определением в матрице коррупционных рисков новых параметров «границы толерантности». Реализация мер по минимизации коррупционных рисков осуществляется до перехода в зону матрицы коррупционных рисков ниже «границы толерантности».

Таблица 1.

Градация степени выраженности критерия

«Вероятность реализации риска»

Степень

выраженности

Процентный

показатель

Описание

Очень часто

Более 75 %

Сомнения в том, что событие  не произойдет, практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными

Высокая

частота

50 %-75 %

Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым

Средняя

частота

25 %-50 %

Событие происходит редко, но является наблюдаемым

Низкая частота

5 %-25 %

Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно

Очень редко

Менее 5 %

Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах

Таблица 2.

Градация степени выраженности критерия

«Потенциальный вред от реализации риска»

Степень

выраженности

Описание

Очень тяжелый

Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законом ценностям, и нарушению закупочной процедуры

Значительный

Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры

Средней

тяжести

Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры

Легкий

Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается

Очень легкий

Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть администрирован служащими Комитета самостоятельно

Таблица 3.

Матрица коррупционных рисков

Вероятность

реализации

риска

Очень

часто

Постоянный контроль

Постоянный

контроль

Постоянный контроль

Постоянный контроль

Постоянный контроль

Высокая

частота

Контроль по мере выявления риска

Постоянный

контроль

Постоянный контроль

Постоянный контроль

Постоянный контроль

Средняя

частота

Контроль по мере выявления риска

Контроль по мере выявления риска

Контроль по мере выявления риска

Постоянный контроль

Постоянный контроль

Граница толерантности

Граница толерантности

Контроль по мере выявления риска

Контроль по мере выявления риска

Постоянный контроль

Низкая

частота

Контроль не требуется

Контроль не требуется

Очень

редко

Контроль не требуется

Контроль не требуется

Контроль по мере выявления риска

Контроль по мере выявления риска

Контроль по мере выявления риска

Очень

легкий

Легкий

Средней

тяжести

Значитель­ный

Очень

тяжелый

Потенциальный вред от реализации риска

             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.12.2020

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать