Основная информация

Дата опубликования: 01 февраля 2008г.
Номер документа: В200804989
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0804989

В200804989

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.01.2009, N 1, СТР. 11, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.02.2008 N 80-В07-21

СТАТУС ВРЕМЕННО ПРЕБЫВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Извлечение)

А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (далее - Управление) о назначении трудовой пенсии по старости с августа 2002 г., указав следующее. В августе 2002 г. она прибыла на постоянное место жительства в г. Инзу Ульяновской области из Республики Узбекистан. С 1986 года получает пенсию по старости. По прибытии в Россию она обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении трудовой пенсии, однако ей было отказано со ссылкой на отсутствие вида на жительство в Российской Федерации или паспорта гражданина Российской Федерации. А. считает такой отказ незаконным, поскольку постоянно проживает на территории Российской Федерации с августа 2002 г., с 27 января 2003 г. была временно зарегистрирована в г. Инзе Ульяновской области, а 7 декабря 2004 г. ей выдано  разрешение на временное проживание до 7 декабря 2007 г.

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 февраля 2005 г. ее требования были удовлетворены.

В ноябре 2005 г. А. обратилась в суд с иском к Управлению об индексации взысканной по указанному решению суда пенсии за период с августа 2002 г. по май 2005 г. В счет индексации просила взыскать с ответчика 42 тыс. рублей.

Президиум Ульяновского областного суда 30 марта 2006 г. решение районного суда от 16 февраля 2005 г. отменил, дело направил на новое рассмотрение.

Решением Инзенского районного суда от 5 апреля 2006 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2006 г., в удовлетворении исковых требований А. отказано.

Президиум Ульяновского областного суда 12 апреля 2007 г. решение от 5 апреля 2006 г. и определение от 16 мая 2006 г. оставил без изменения.

В надзорной жалобе А. просила отменить решение районного суда от 5 апреля 2006 г., определение судебной коллегии от 16 мая 2006 г. и постановление президиума от 12 апреля 2007 г. в  связи с существенным нарушением норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ и 21 декабря 2007 г. передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, которая 1 февраля 2008 г. отказала в удовлетворении жалобы, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе А. ссылалась на то, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Часть 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 ("Права и свободы человека и гражданина"), а также общепризнанными принципами и международными нормами право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

Положения Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, не связывают возникновение права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием как регистрационного учета по месту жительства, так и вида на жительство, - право на пенсионное обеспечение названных лиц обусловлено фактом постоянного проживания в Российской Федерации на законных основаниях.

Вид на жительство удостоверяет право на постоянное проживание и подтверждает законность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. Само по себе отсутствие вида на жительство, если за его получением не обратились по уважительным причинам, не может рассматриваться как лишающее ее права на пенсионное обеспечение.

Факт постоянного проживания в Российской Федерации, являющийся основанием для назначения А. пенсии, подтверждается материалами дела.

По прежнему месту жительства в Республике Узбекистан истица снята с регистрационного учета 2 августа 2002 г.; согласно справке, выданной отделом внутренних дел Инзенского района Ульяновской области, была временно зарегистрирована в г. Инзе Ульяновской области в период с 27 января 2003 г. по 7 декабря  2005 г. Паспортно-визовым управлением УВД Ульяновской области 7 декабря 2004 г. ей оформлено разрешение на временное проживание  сроком до 7 декабря 2007 г. Гражданство Российской Федерации А. приобрела 23 сентября 2005 г.

Истица указывала также на то, что поскольку ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ; НГР:Р0202809 "О гражданстве Российской Федерации" установлен упрощенный порядок вступления в гражданство Российской Федерации для категории граждан, к которой она относится, а именно принимаются в гражданство Российской Федерации иностранные граждане, в том числе получившие разрешение на временное проживание, то ей для получения гражданства Российской Федерации не обязательно было приобретать вид на жительство.

Однако доводы надзорной жалобы о существенном нарушении норм материального права являются необоснованными.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В силу ст. 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 1 ст. 6 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ; НГР:Р0203854 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

На основании п. 2 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па; НГР:В0201307 утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Как указано в п. 16 данного Перечня, в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Разрешая спор и руководствуясь вышеприведенными нормами, судебные инстанции правомерно исходили из того, что, поскольку до сентября 2005 г. А. имела статус лица, временно пребывающего на территории Российской Федерации, она в соответствии с действующим законодательством право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации в установленном законом порядке не приобрела.

Доводы в жалобе А. о том, что в дальнейшем (в сентябре 2005 г.) она получила гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а этот порядок не предусматривает обязательное получение вида на жительство, не свидетельствует о наличии у истицы до приема в гражданство Российской Федерации права на назначение пенсии. Предоставление гражданства, в том числе и в упрощенном порядке, это не только волеизъявление гражданина, но и волеизъявление государства. И государство по предусмотренным законом основаниям может отказать в предоставлении гражданства.

То обстоятельство, что А. получила гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не означает, что до приема в гражданство она имела статус лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации. Право на упрощенный порядок приема в гражданство такого статуса не предоставляет и правоотношения по назначению пенсии не регулирует. Данный статус предоставляет только вид на жительство или гражданство Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ надзорную жалобу А. оставила без удовлетворения, а оспариваемые решение Инзенского районного суда, определение судебной коллегии по гражданским делам и постановление президиума Ульяновского областного суда - без изменения.

[введено: 13.02.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 16.02.2009 редактор НЦПИ - Мартиросян Э.К.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 01.01.2009 Стр. 11
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.120 Назначение и выплата пенсии, 200.000.000 Международные отношения. Международное право, 200.050.000 Население, 200.050.010 Международно-правовые вопросы гражданства

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать