Основная информация

Дата опубликования: 01 декабря 2004г.
Номер документа: В200403863
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403863

В200403863

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2005, N 7, СТР. 8, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.12.2004 N 55-Г04-17

ПОЛОЖЕНИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ

ПОРЯДОК ВОЗЛОЖЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ

ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ

ИМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ,

ПРИЗНАНЫ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

19 сентября 1995 г. Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон N 48 "О Правительстве Республики Хакасия" (опубликован 17 октября 1995 г.; действует в редакции от 3 марта 2004 г.).

Исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положений абз. 3 ч. 3 ст. 9, ч. 9 ст. 9, ч. 9 ст. 11 (в части), ч. 10 ст. 11 (в части), абз. 2 ч. 1 ст. 14, ч. 6 ст. 16 вышеназванного Закона Республики.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2004 г. заявление удовлетворено частично: признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абз. 3 ч. 3 ст. 9; ч. 9 ст. 9; абз. 2 ч. 1 ст. 14; ч. 6 ст. 16 Закона Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия"; в остальном в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия ставился вопрос об отмене решения суда в части признания недействующим первого предложения ч. 9 ст. 9 оспариваемого Закона.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 1 декабря 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Часть 9 ст. 9 Закона Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" устанавливает, что, в случаях когда полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия прекращаются досрочно, Верховный Совет Республики Хакасия возлагает полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия на первого заместителя либо на одного из заместителей Председателя Правительства Республики Хакасия с одновременным назначением внеочередных выборов Председателя Правительства Республики Хакасия. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня досрочного прекращения полномочий Председателя Правительства Республики Хакасия.

Согласно п. 9 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 4 июля 2003 г.) во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в случае прекращения полномочий должностных лиц, которые в соответствии с порядком и очередностью, установленными конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, временно исполняют обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), либо в случае, если указанные должностные лица не могут исполнять временно возложенные на них обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Проанализировав содержание названных положений Федерального закона, суд пришел к правильному выводу о том, что к полномочиям законодательного органа субъекта Российской Федерации отнесено лишь установление лица (нескольких лиц в порядке очередности), которое будет временно исполнять обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Представительному органу субъекта Российской Федерации не предоставлено права самостоятельно возлагать обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на одного из его заместителей. Иное, как обоснованно указал суд, противоречило бы конституционному принципу разделения государственной власти (ст. 10 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853), закрепленному и в подп. "д" п. 1( ст. 1 названного Федерального закона.

Следовательно, положение ч. 9 ст. 9 оспариваемого Закона Республики Хакасия о праве Верховного Совета Республики Хакасия возлагать полномочия Председателя Правительства Республики Хакасия в случае их досрочного прекращения на первого заместителя либо на одного из заместителей Председателя Правительства Республики Хакасия противоречило действующему федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ кассационную жалобу Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25 августа 2004 г. оставила без удовлетворения.

[введено: 20.10.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 31.10.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2005 Стр. 8
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.030 Компетенция, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать