Основная информация

Дата опубликования: 02 марта 2005г.
Номер документа: В200503670
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0503670

В200503670

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.12.2005, N 12, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.03.2005 N 54-Г05-3

[Нормы закона субъекта Российской Федерации,

касающиеся вопросов размещения символики

субъекта Российской Федерации, признаны

частично недействующими]

(Извлечение)

Прокурор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд с заявлением о признании положений п. п. 2 и 6 ч. 1 ст. 4, п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11 декабря 2003 г. N 240-ОкЗ "О Гербе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Решением Суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 25 октября 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационных жалобах Дума и администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа просили об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 марта 2005 г. жалобу частично удовлетворила, указав следующее.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 5 Закона автономного округа предусмотрено изображение Герба этого округа на свидетельствах и дипломах окружных учебных заведений.

Признавая указанную норму недействующей и не подлежащей применению, суд обоснованно исходил из положений п. п. 3 и 6 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" о том, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности; государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 27 названного Закона Российской Федерации образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

При этом в силу п. 17 ст. 33 Закона свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

В таких документах воспроизводится Государственный герб Российской Федерации. Изображение в них гербов субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П; НГР:Р0402516).

В связи с несоблюдением законодателем Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа общеправовых требований непротиворечивости, ясности и определенности правового регулирования следует согласиться с выводом суда о несоответствии федеральному закону положений п. 6 ч. 1 ст. 5 оспариваемого Закона округа, из содержания которой неясно, на свидетельствах и дипломах каких окружных учебных заведений (прошедших государственную аккредитацию или не имеющих таковой) предусмотрено изображение Герба Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

По этой причине доводы, приведенные в кассационных жалобах, о том, что в оспариваемой норме подразумеваются учебные заведения, не имеющие государственной аккредитации, обоснованными признать нельзя.

Ссылка Думы округа на рекомендательный характер данной нормы не имеет правового значения, поскольку допускается ее применение в противоречие положениям федерального закона.

Иных доводов, по которым решение суда в этой части могло бы быть отменено, кассационные жалобы не содержат.

В силу п. п. 2 и 6 ч. 1 ст. 4 Закона округа изображение Герба автономного округа размещается на вывесках зданий, в которых размещаются мировые судьи автономного округа, а также в залах их заседаний.

Признавая указанные нормы недействующими, суд посчитал, что вопрос размещения государственных символов на зданиях мировых судей относится к исключительному ведению Российской Федерации, поэтому законодатель округа в этом случае превысил свою компетенцию; вопрос размещения государственных символов в зале судебных заседаний мировых судей относится к предмету правового регулирования субъекта Российской Федерации, которое в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 должно осуществляться в соответствии с федеральными законами. В ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ; НГР:Р9806082 "О мировых судьях в Российской Федерации" определено, что в зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также могут устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации. Поэтому, счел суд, указание в оспариваемой норме лишь на размещение изображения Герба автономного округа противоречит данному Федеральному закону.

С приведенными выводами суда согласиться нельзя.

Статья 71 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, определяющая предметы ведения Российской Федерации, вопрос размещения символики субъектов Российской Федерации на зданиях судов субъектов Российской Федерации в качестве такого предмета не предусматривает.

При этом суд ошибочно отнес данный вопрос к вопросу судоустройства, без достаточных оснований посчитав один и тот же предмет правового регулирования (размещение герба субъекта Российской Федерации) в одном случае предметом ведения Российской Федерации, в другом - ее субъекта.

Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Как следует из содержания ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, вопрос размещения государственной символики субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ в разрешении вопросов размещения своего Герба обладает всей полнотой государственной власти.

Суд правильно указал на это в отношении размещения изображения Герба автономного округа в залах заседаний мировых судей округа. Однако в опровержение своего же вывода посчитал данное положение противоречащим ст. 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", ошибочно сослался при этом на ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, в силу которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, т.е. по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

К тому же каких-либо противоречий между оспариваемой нормой и нормой федерального закона не усматривается.

Предусмотрев размещение изображения Герба автономного округа в залах заседаний мировых судей округа, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ разрешил вопрос, по которому обладает всей полнотой государственной власти, что, в свою очередь, не исключает применения норм федерального законодательства о размещении наряду с такой символикой государственных символов Российской Федерации, а также Закона округа от 17 января 2000 г. "О мировых судьях в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе", ст. 11 которого содержит аналогичные положения.

В связи с изложенным вывод суда о том, что отсутствие в оспариваемой норме указаний на размещение Герба округа в зале заседаний мировых судей вместе с Государственным гербом Российской Федерации является противоречием федеральному закону, нельзя признать обоснованным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в части признания недействующими п. п. 2 и 6 ч. 1 ст. 4 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11 декабря 2003 г. N 240-ОкЗ "О Гербе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" отменила и приняла новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора в указанной части отказала, в остальной части это решение оставила без изменения, а кассационные жалобы Думы и администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа - без удовлетворения.

[введено: 10.02.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 13.02.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2005 Стр. 1
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.020.000 Государственные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Столицы, 010.020.020 Государственные символы субъектов Российской Федерации, 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.060 Документы об образовании, 130.020.000 Наука (см. также 150.080.000, 200.160.040), 130.020.030 Субъекты научной и научно-технической деятельности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать