Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2010г.
Номер документа: В201007583
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1007583

В201007583

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 21.12.2010, N 1, СТР. 15, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.04.2010 N 45-В10-2

ЛЬГОТА НА БЕСПЛАТНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ИНВАЛИДУ,

КОТОРЫЙ НА 1 ЯНВАРЯ 2005 Г. СОСТОЯЛ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ

УЧЕТЕ В ОРГАНЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Извлечение

У. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Управлению социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании права на получение автомобиля либо денежной компенсации, обязании включения его в список инвалидов, состоящих на учете. В обоснование требований истец указал, что является инвалидом Великой Отечественной войны II группы. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имел право на бесплатное получение транспортного средства как средства реабилитации и 19 июня 2000 г. был поставлен на очередь на обеспечение транспортным средством. Поскольку вероятность получения автомобиля была минимальной, 22 октября 2001 г. согласился на получение денежной компенсации взамен получения транспортного средства, указанная компенсация выплачивалась ему по 2004 г., с 1 января 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ выплата указанной компенсации прекращена. В июне 2008 г. истец вновь обратился в Управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении транспортного средства, однако ему было отказано. Считая отказ незаконным, У. просил признать за ним право на бесплатное получение в собственность легкового автомобиля либо единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, обязать ответчиков включить его в список инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете для обеспечения транспортным средством.

Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 6 апреля 2009 г. иск У. удовлетворен. За истцом признано право на предоставление ему в собственность легкового автомобиля за счет средств федерального бюджета либо по его желанию выплаты единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля. На Министерство социальной защиты населения Свердловской области и Управление социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району возложена обязанность включить У. как инвалида Великой Отечественной войны II группы в список инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями для обеспечения легковыми автомобилями либо для получения единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 июня 2009 г. решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Минздравсоцразвития России просило отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. 21 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства, по их желанию вместо получения транспортных средств выплачивалась ежегодная денежная компенсация на транспортное обслуживание в порядке и размерах, которые определялись Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 701 утвержден Порядок назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание.

Статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подп. 21 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, он не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670 об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами.

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ предусматривается, что в 2008–2009 гг. инвалиды – граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 тыс. рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.

Поскольку судом было установлено и не отрицалось самим истцом, что он по собственному желанию реализовал свое право на обеспечение транспортным средством по медицинским показаниям, выбрав получение ежегодной денежной компенсации вместо транспортного средства, и не состоял в очереди на бесплатное получение транспортного средства в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

Таким образом, вывод суда о праве истца на получение транспортного средства основан на ошибочном применении и толковании норм материального права.

При рассмотрении дела судом также допущены существенные нарушения норм процессуального права: к участию в деле не было привлечено Минздравсоцразвития России.

В настоящее время механизм обеспечения, в том числе указанных граждан, транспортными средствами установлен Правилами предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета отдельным категориям инвалидов, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 670.

Пунктом 2 указанного постановления Правительства РФ установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением легковых автомобилей инвалидам, а также выплатой инвалидам единовременной денежной компенсации взамен предоставления легкового автомобиля, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсационных выплат, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минздравсоцразвития России в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В соответствии с п. 4 названных Правил Минздравсоцразвития России обеспечивает предоставление инвалидам легковых автомобилей через организации, осуществляющие их поставку по государственным контрактам на поставку легковых автомобилей, заключаемым в соответствии с законодательством РФ Министерством и указанными организациями в пользу инвалидов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что Минздравсоцразвития России с участием органов социальной защиты населения субъектов РФ в десятидневный срок после заключения государственных контрактов, указанных в п. 4 настоящих Правил, информирует инвалидов о времени и месте получения легковых автомобилей, необходимых для этого документах, сроке и месте их представления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 6 апреля 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 июня 2009 г. отменила, приняла по делу новое решение, которым в удовлетворении иска У. к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, Управлению социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании права на получение автомобиля либо денежной компенсации, обязании включения в список инвалидов, состоящих на учете, отказала.

[введено: 11.05.2011 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 26.09.2011 редактор НЦПИ - Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 21.12.2010 Стр. 15
Рубрики правового классификатора: 070.090.000 Льготы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать