Основная информация
Дата опубликования: | 02 ноября 2005г. |
Номер документа: | В200504533 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504533
В200504533
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.11.2006, N 11, СТР. 18, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.11.2005 N 59-Г05-2
ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ОПРЕДЕЛЯЕТ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СОИСКАТЕЛЕМ ЛИЦЕНЗИИ
В ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ОРГАН
(Извлечение)
Исполняющий обязанности прокурора Амурской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству подп. "в", "з", "и" п. 4 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области (утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322, далее - Порядок) по следующим основаниям.
В подп. "в" п. 4 Порядка предусмотрено представление заявителем копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и/или копии свидетельства о государственной регистрации заявителя. В подп. "з" и "и" указанного пункта Порядка установлено представление копии документа, подтверждающего право собственности на торговые и складские помещения или их аренду; документов, характеризующих торговый объект (копии технического паспорта либо выписки из технического паспорта со схемой и экспликацией торговых и складских помещений, копии документа, удостоверяющего тип предприятия).
Прокурор ссылался на то, что положениями ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ; НГР:Р9504656 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен иной порядок выдачи и государственной регистрации лицензий. В п. 1 этой статьи указан перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление в том числе и розничной продажи алкогольной продукции. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
По мнению прокурора, требование о представлении заявителем дополнительных документов, введенное подп. "з" и "и" п. 4 Порядка, противоречит п. 1 ст. 19 названного Федерального закона.
Кроме того, подлежит приведению в соответствие с Федеральным законом подп. "в" п. 4 Порядка путем исключения из него союза "или". В силу п. 1 ст. 19 упомянутого выше Закона в лицензирующий орган предоставляются копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица. Оспариваемым же подп. "в" п. 4 Порядка предусмотрена возможность выбора для заявителя, что именно из требуемых документов будет им представлено в соответствующий орган.
Решением Амурского областного суда от 4 августа 2005 г. заявление исполняющего обязанности прокурора Амурской области удовлетворено: признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия постановления подп. "в", "з", "и" п. 4 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322.
В кассационной жалобе администрации Амурской области ставился вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 ноября 2005 г. удовлетворила кассационную жалобу и приняла новое решение, указав следующее.
В постановлении губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322 "Об утверждении Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области" подп. "в", "з", "и" п. 4 названного Порядка установлено, что для получения лицензии заявитель представляет в лицензирующий орган следующие документы:
копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и/или копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;
копию документа, подтверждающего право собственности на торговые и складские помещения или их аренду;
документы, характеризующие торговый объект (копия технического паспорта либо выписка из технического паспорта со схемой и экспликацией торговых и складских помещений, копия документа, удостоверяющего тип предприятия).
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что перечень документов, необходимых для получения лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренный Федеральным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а потому требования о представлении дополнительных документов для получения лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренных оспариваемыми подп. "з" и "и" Порядка, противоречат ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Также суд признал требование прокурора о приведении в соответствие с федеральным законодательством оспариваемого подп. "в" п. 4 Порядка в части исключения союза "или" обоснованным, поскольку подп. 2 п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона предусматривает необходимость представления в лицензирующий орган копии учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица.
Однако суд неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 2 этой статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абз. 9 и 10, выдаются в порядке, установленном Законом.
В абз. 10 п. 2 ст. 18 Закона определен лицензируемый вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции.
Нормы п. 8 ст. 18 Закона непосредственно взаимодействуют с п. 2 ст. 19 этого же Закона, из которого следует, что для получения лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом, за исключением розничной продажи, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предусмотренных п. 2 ст. 18 Федерального закона, организация представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные п. 1 данной статьи.
Таким образом, с учетом положений п. 8 ст. 18 и п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" требования, установленные п. 1 ст. 19 Федерального закона, на лицензирование розничной продажи не распространяются.
В силу ст. 16 названного Закона поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.
Нормами п. 10 ст. 18 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона.
Таким образом, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые при установлении порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на своей территории самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для представления соискателям лицензий в лицензирующий орган.
Анализируя нормы подп. "в" п. 4 Порядка, суд не учел, что индивидуальные предприниматели не смогут представить учредительные документы, предусмотренные оспариваемой нормой, в связи с чем исключение союза "или" в подп. "в" п. 4 оспариваемого Порядка нарушает права индивидуальных предпринимателей на свободу экономической деятельности.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Амурского областного суда отменила, приняла новое решение, которым в удовлетворении заявления исполняющему обязанности прокурора Амурской области о признании противоречащими федеральному законодательству подп. "в", "з", "и" п. 4 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322, отказала.
[введено:11.12.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 18.12.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]
В0504533
В200504533
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.11.2006, N 11, СТР. 18, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.11.2005 N 59-Г05-2
ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРЯДКА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ОПРЕДЕЛЯЕТ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ СОИСКАТЕЛЕМ ЛИЦЕНЗИИ
В ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ОРГАН
(Извлечение)
Исполняющий обязанности прокурора Амурской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству подп. "в", "з", "и" п. 4 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области (утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322, далее - Порядок) по следующим основаниям.
В подп. "в" п. 4 Порядка предусмотрено представление заявителем копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и/или копии свидетельства о государственной регистрации заявителя. В подп. "з" и "и" указанного пункта Порядка установлено представление копии документа, подтверждающего право собственности на торговые и складские помещения или их аренду; документов, характеризующих торговый объект (копии технического паспорта либо выписки из технического паспорта со схемой и экспликацией торговых и складских помещений, копии документа, удостоверяющего тип предприятия).
Прокурор ссылался на то, что положениями ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ; НГР:Р9504656 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен иной порядок выдачи и государственной регистрации лицензий. В п. 1 этой статьи указан перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление в том числе и розничной продажи алкогольной продукции. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
По мнению прокурора, требование о представлении заявителем дополнительных документов, введенное подп. "з" и "и" п. 4 Порядка, противоречит п. 1 ст. 19 названного Федерального закона.
Кроме того, подлежит приведению в соответствие с Федеральным законом подп. "в" п. 4 Порядка путем исключения из него союза "или". В силу п. 1 ст. 19 упомянутого выше Закона в лицензирующий орган предоставляются копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица. Оспариваемым же подп. "в" п. 4 Порядка предусмотрена возможность выбора для заявителя, что именно из требуемых документов будет им представлено в соответствующий орган.
Решением Амурского областного суда от 4 августа 2005 г. заявление исполняющего обязанности прокурора Амурской области удовлетворено: признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия постановления подп. "в", "з", "и" п. 4 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322.
В кассационной жалобе администрации Амурской области ставился вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 ноября 2005 г. удовлетворила кассационную жалобу и приняла новое решение, указав следующее.
В постановлении губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322 "Об утверждении Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области" подп. "в", "з", "и" п. 4 названного Порядка установлено, что для получения лицензии заявитель представляет в лицензирующий орган следующие документы:
копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и/или копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;
копию документа, подтверждающего право собственности на торговые и складские помещения или их аренду;
документы, характеризующие торговый объект (копия технического паспорта либо выписка из технического паспорта со схемой и экспликацией торговых и складских помещений, копия документа, удостоверяющего тип предприятия).
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на то, что перечень документов, необходимых для получения лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренный Федеральным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, а потому требования о представлении дополнительных документов для получения лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренных оспариваемыми подп. "з" и "и" Порядка, противоречат ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Также суд признал требование прокурора о приведении в соответствие с федеральным законодательством оспариваемого подп. "в" п. 4 Порядка в части исключения союза "или" обоснованным, поскольку подп. 2 п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона предусматривает необходимость представления в лицензирующий орган копии учредительных документов и копии свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица.
Однако суд неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 2 этой статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абз. 9 и 10, выдаются в порядке, установленном Законом.
В абз. 10 п. 2 ст. 18 Закона определен лицензируемый вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции.
Нормы п. 8 ст. 18 Закона непосредственно взаимодействуют с п. 2 ст. 19 этого же Закона, из которого следует, что для получения лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом, за исключением розничной продажи, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предусмотренных п. 2 ст. 18 Федерального закона, организация представляет в лицензирующий орган документы, предусмотренные п. 1 данной статьи.
Таким образом, с учетом положений п. 8 ст. 18 и п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" требования, установленные п. 1 ст. 19 Федерального закона, на лицензирование розничной продажи не распространяются.
В силу ст. 16 названного Закона поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.
Нормами п. 10 ст. 18 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона.
Таким образом, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые при установлении порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на своей территории самостоятельно определяют перечень документов, необходимых для представления соискателям лицензий в лицензирующий орган.
Анализируя нормы подп. "в" п. 4 Порядка, суд не учел, что индивидуальные предприниматели не смогут представить учредительные документы, предусмотренные оспариваемой нормой, в связи с чем исключение союза "или" в подп. "в" п. 4 оспариваемого Порядка нарушает права индивидуальных предпринимателей на свободу экономической деятельности.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Амурского областного суда отменила, приняла новое решение, которым в удовлетворении заявления исполняющему обязанности прокурора Амурской области о признании противоречащими федеральному законодательству подп. "в", "з", "и" п. 4 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 11 февраля 2005 г. N 67; НГР:Р0500322, отказала.
[введено:11.12.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 18.12.2006 редактор НЦПИ - Акельева Т.С.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2006 Стр. 18 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.030 Компетенция, 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.070 Лицензирование отдельных видов деятельности |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: