Основная информация

Дата опубликования: 02 декабря 2011г.
Номер документа: В201107435
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201107435

В201107435

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 23.07.2012, N 8, СТР. 26, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.12.2011 N 20-В11-18

ВРЕМЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ЛИБО ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СЛУЖБЫ

В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НЕ ПОДЛЕЖИТ ЗАЧЕТУ В ВЫСЛУГУ ЛЕТ,

НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ СОТРУДНИКАМ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(Извлечение)

М. обратился в суд с заявлением о возложении на МВД по Республике Дагестан обязанности назначить пенсию и произвести ее перерасчет. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 15 февраля 1995 г. был уволен из органов внутренних дел по истечении 24 лет 3 месяцев 14 дней службы. Пенсионным органом МВД по Республике Дагестан ему назначена пенсия за выслугу лет. С 16 февраля 1995 г. по 23 июля 1999 г. он проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о перерасчете получаемой пенсии с учетом стажа службы в таможенных органах. МВД по Республике Дагестан было отказано в перерасчете пенсии с учетом службы в таможенных органах. Не согласившись с данным отказом, М. просил суд обязать ответчика назначить ему пенсию исходя из выслуги, которая с учетом службы в таможенных органах составила 30 лет, и произвести перерасчет пенсии с 23 июля 1999 г., т. е. с момента увольнения из таможенных органов.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 25 февраля 2011 г. иск М. удовлетворен. На ответчика возложена обязанность назначить истцу пенсию и произвести ее перерасчет с учетом стажа работы с 23 июля 1999 г., т. е. с момента увольнения из таможенных органов.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 1 апреля 2011 г. изменена редакция резолютивной части решения: постановлено обязать МВД по Республике Дагестан назначить М. пенсию с учетом тридцатилетнего стажа работы в правоохранительных органах и произвести перерасчет пенсии со дня приобретения права на ее перерасчет, т. е., с 23 июля 1999 г., но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

В надзорной жалобе МВД по Республике Дагестан содержалась просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 декабря 2011 г. удовлетворила надзорную жалобу, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами было допущено существенное нарушение норм материального права.

Судом установлено, что М. до 15 февраля 1995 г. состоял на службе в органах внутренних дел. 16 февраля 1995 г. он поступил на службу в таможенные органы, где проходил службу до 23 июля 1999 г.

С момента увольнения из органов внутренних дел МВД по Республике Дагестан производило выплату истцу пенсии за выслугу лет, назначенной при увольнении из органов внутренних дел, с учетом выслуги 24 года 3 месяца 14 дней.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, сославшись на п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 103, и ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", указали, что названные нормы допускают в случае повторного поступления на военную службу или на службу в правоохранительные органы лиц, получавших пенсию за выслугу лет, при последующем увольнении их со службы возобновление выплаты им пенсии исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. Поэтому, по их мнению, в данном случае истцу должна быть возобновлена выплата ранее назначенной ответчиком пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в таможенных органах.

В подтверждение своих выводов суды сослались также на правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 6-П.

Однако приведенный вывод судебных инстанций основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

В силу п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством РФ.

Согласно подп. "а" п. 2 постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: а) исчисленное в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; указанное в ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".

Вышеназванные положения определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании специального закона - Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 данного Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы МВД России), а также иные периоды.

При этом лицам, проходившим службу в органах внутренних дел и имеющим специальное звание, в соответствии с положениями указанного Закона, в том числе ст. 14, на которую сослался суд, не предусмотрено включение в выслугу лет, необходимую для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет, времени их предшествующей либо последующей службы в таможенных органах.

Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, М. по своему выбору имел право ставить вопрос о назначении ему пенсии органами таможенной службы либо о получении ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет органами МВД по Республике Дагестан с учетом ее повышения в установленном законом порядке, но без включения периода службы в таможенных органах.

С учетом изложенного, выводы судебных инстанций о том, что период прохождения службы в таможенных органах подлежит зачету в выслугу лет, необходимую для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии за выслугу лет, признаны незаконными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

При этом ссылка суда на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 6-П, применительно к данному делу правового значения не имела, поскольку Конституционный Суд РФ проверял конституционность ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и признал не противоречащим Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В данном же случае имело место поступление истца на службу в таможенные органы, а не возвращение его на службу в органы внутренних дел.

Признаны несостоятельными и доводы, приведенные в возражениях на надзорную жалобу, о том, что удовлетворение требований М. повлекло увеличение размера пенсии, которая стала его "собственностью", в связи с чем отмена состоявшихся по делу судебных постановлений нарушит требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

По данному делу судебные постановления первой и кассационной инстанций обязывали МВД по Республике Дагестан назначить М. пенсию с учетом 30-летнего стажа работы в правоохранительных органах и произвести перерасчет пенсии со дня приобретения права на такой перерасчет, т. е. с 23 июля 1999 г., но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Как установлено судом, пенсия истцу не пересчитана и, соответственно, М. не получал пенсию с учетом перерасчета, в связи с чем доводы истца о лишении его пенсии, ставшей для него "собственностью", признаны несостоятельными.

Учитывая, что по делу допущены существенные нарушения указанных норм материального права, обжалуемые судебные постановления признаны незаконными и подлежащими отмене.

Отмена состоявшихся по делу судебных постановлений в данном случае не противоречит принципу правовой определенности, поскольку направлена на исправление судебной ошибки и принятие правосудного решения.

Поскольку обстоятельства дела судом установлены с достаточной полнотой, но допущены фундаментальные нарушения в применении норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сочла возможным в целях соблюдения принципа законности и устранения судебной ошибки принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления М., не передавая дело на новое рассмотрение.

[введено: 24.10.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 06.02.2013 редактор НЦПИ - Сорокин А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 23.07.2012 Стр. 26
Рубрики правового классификатора: 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий, 070.060.120 Назначение и выплата пенсии, 070.110.000 Порядок разрешения споров в области социального обеспечения и социального страхования, 100.170.010 Общие вопросы, 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.020.100 Другие государственные органы обеспечения безопасности (см. также 020.010.040), 180.040.010 Общие положения, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать