Основная информация

Дата опубликования: 03 октября 2007г.
Номер документа: В200705075
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0705075

В200705075

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.05.2008, N 5, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03.10.2007 N 92-Г07-11

УСТАНОВЛЕНИЕ В ЗАКОНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ СРОКА, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ГРАЖДАНИН

МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

(Извлечение)

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании недействующими некоторых положений Закона Республики Тыва от 30 июня 1999 г. N 250 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" (в ред. от 4 июля 2000 г.).

В обоснование заявления он указал, что ст. 16 Закона Республики Тыва ущемляет принципы реализации права на обращение граждан в государственные органы, предусмотренные ст.ст. 2, 7, 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; в нарушение требований ст.ст. ЗЗЗ/35 и ЗЗЗ/36 НК РФ п. 2 ст. 27 Закона Республики установлены льготы по оплате государственной пошлины для уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации; положения ст. 21 Закона в части слов "все органы государственной власти" (подп. 1 п. 1), "от государственных органов" (подп. 2 п. 1), "должностных лиц и государственных служащих" (подп. 3 п. 1), "с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов" (подп. 4 п. 1), "органов государственной власти" (п. 2), ст. 33 в части слов "государственный орган", п. 4 ст. 36 не соответствуют требованиям ясности и определенности правовой нормы и позволяют сделать вывод о том, что действие этих норм законодатель Республики Тыва распространяет не только на государственные органы данного субъекта Российской Федерации, но и на федеральные государственные органы.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 11 июля 2007 г. заявление заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворено частично: признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда п. 2 ст. 27 Закона Республики Тыва от 30 июня 1999 г. N 250 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" (в ред. от 4 июля 2000 г.). В остальной части в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном представлении прокурор Генеральной прокуратуры РФ просил об отмене решения в части отказа в удовлетворении вышеназванного заявления, вынесении нового решения, считая, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 октября 2007 г. представление удовлетворила частично, указав следующее.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона Республики Тыва жалоба должна быть подана уполномоченному не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

В силу п. 2 ст. 16 Закона жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Из анализа нормы п. 2 ст. 16 Закона Республики в ее взаимосвязи с нормами ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (на которую суд ссылается в своем решении) следует, что каких-либо положений, направленных на повышение уровня требований, предъявляемых к письменному обращению граждан федеральным законодателем, и, таким образом, снижающих гарантии права на обращение граждан к государственному органу, должностному лицу, в оспариваемой норме не усматривается.

Следовательно, вывод суда о соответствии федеральному законодательству оспариваемого п. 2 ст. 16 регионального Закона является правильным, а решение в этой части об отказе в удовлетворении заявления - законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Однако в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 1 ст. 16 Закона Республики решение подлежит отмене.

Принимая такое решение, суд исходил из того, что действие Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не распространяется на обращения граждан к уполномоченному по правам человека субъекта Российской Федерации.

С этим выводом согласиться нельзя.

Содержание текста ст. 1 названного Федерального закона свидетельствует о том, что установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Как следует из анализа оспариваемого п. 1 ст. 16 Закона Республики Тыва "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" в его системной взаимосвязи со ст. 35 Закона Республики, в данной норме речь ведется о порядке подачи жалобы уполномоченному по правам человека в Республике Тыва, который по своему правовому статусу является государственным органом Республики Тыва, а значит, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" общий порядок подачи жалобы в полной мере распространяется и на такого рода обращения граждан.

Поэтому при вынесении решения суд первой инстанции должен был учесть, что оспариваемый прокурором п. 1 ст. 16 Закона Республики Тыва содержит требование к подаче жалобы (а именно, в отношении срока ее подачи), не предусмотренное Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также то, что каких-либо норм, дающих право субъекту устанавливать ограничительный срок для подачи подобных жалоб, в этом Федеральном законе не имеется.

По смыслу п. 2 ст. 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права на обращение, дополняющие гарантии, предусмотренные названным Федеральным законом, а не возлагающие дополнительные обязанности на граждан, как это фактически предусмотрено региональным законодателем в оспариваемом п. 1 ст. 16 Закона Республики Тыва.

Таким образом, выводы суда о соответствии федеральному законодательству п. 1 ст. 16 Закона Республики Тыва основаны на неправильном истолковании норм Закона, регулирующего спорное правоотношение, а решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора в этой части является незаконным и необоснованным.

Решение подлежит отмене и в той части, которой признаны соответствующими федеральному законодательству ст.ст. 21, 33 и п. 4 ст. 36 Закона Республики.

Отказывая в удовлетворении заявления в этой части, суд исходил из того, что обязанности по безотлагательному приему, по предоставлению беспрепятственного посещения, запрошенных сведений, документов и материалов, объяснений по проведению проверок, экспертных исследований и подготовке заключений, рассмотрению в установленные сроки рекомендаций, обеспечению документами и другими информационными и справочными документами по всем без исключения вопросам в отношении уполномоченного по правам человека в Республике Тыва на федеральные органы государственной власти названными нормами не возлагаются.

Законодатель субъекта Российской Федерации в перечисленных нормах Закона Республики, определяя права уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, одновременно корреспондирует обязанности по их обеспечению государственным органам власти (их должностным лицам). Однако однозначный вывод, о каких именно органах ведется речь - о федеральных органах государственной власти или органах государственной власти Республики Тыва, из содержания этих норм сделать нельзя.

Таким образом, оспариваемые в этой части положения Закона Республики не отвечают требованиям ясности, недвусмысленности и определенности, предъявляемым федеральным законодателем к правовой норме, а поэтому вывод суда о непротиворечии данных норм федеральному законодательству является незаконным и необоснованным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного суда Республики Тыва в части отказа прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 2 ст. 16 Закона Республики Тыва "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" оставила без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения; решение Верховного суда Республики Тыва в части отказа прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующими п. 1 ст. 16, ст.ст. 21, 33 и п. 4 ст. 36 Закона Республики Тыва "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" отменила, вынесла новое решение, которым удовлетворила заявление заместителя Генерального прокурора РФ: признала недействующими с момента вступления в законную силу решения суда п. 1 ст. 16; в ст. 21: подп. 1 п. 1 в части слов "все органы государственной власти", подп. 2 п. 1 в части слов "от государственных органов", подп. 3 п. 1 в части слов "должностных лиц и государственных служащих", подп. 4 п. 1 в части слов "компетентными государственными органами", "проверку деятельности государственных органов", п. 2 в части слов "органов государственной власти"; ст. 33 в части слов "государственный орган"; п. 4 ст. 36 Закона Республики Тыва от 30 июня 1999 г. N 250 "Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва" (в ред. от 4 июля 2000 г.).

[введено: 17.06.2008 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 23.06.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 5 от 01.05.2008 Стр. 1
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.070.000 Федеративное устройство Российской Федерации, 010.070.020 Субъекты Российской Федерации, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.020.000 Органы юстиции, 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать