Основная информация

Дата опубликования: 03 ноября 2003г.
Номер документа: В200304426
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0304426

В200304426

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2004, N 9, СТР. 3, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03.11.2003 N 48-Г03-11

ПО ВОПРОСУ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЫ, ВЗИМАЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ

ВЫТРЕЗВИТЕЛЯМИ С ЛИЦ, СОДЕРЖАВШИХСЯ ТАМ ДО ВЫТРЕЗВЛЕНИЯ,

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ

СОБСТВЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

(Извлечение)

М. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Челябинской области от 27 марта 2003 г. N 150-ЗО "Об установлении платы за содержание в медицинских вытрезвителях при отделах внутренних дел городов и районов Челябинской области", ссылаясь на то, что он противоречит действующему законодательству, устанавливает основания для принудительного бесспорного взимания платы за содержание в медицинских вытрезвителях.

Решением Челябинского областного суда от 18 августа 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе М. просил об отмене решения, считая его неправильным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 ноября 2003 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Согласно п. 11 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" сотрудники милиции имеют право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.

Таким образом, законодатель, установив возможность принудительного доставления находящихся в состоянии опьянения лиц в медицинские вытрезвители, в полном соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 предусмотрел ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В силу ст.ст. 7 и 9 Закона Российской Федерации "О милиции" и Структуры милиции общественной безопасности (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926; НГР:Р0004584, с последующими изменениями) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности и содержатся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Деятельность медицинских вытрезвителей регулируется приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 "Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставленным в медицинский вытрезвитель".

Денежные средства за предоставленные в медицинских вытрезвителях услуги поступают в бюджет области.

В связи с тем что пп. "б", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и административное право отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а нормативный правовой акт, регулирующий размер оплаты за содержание в медицинских вытрезвителях при отделах внутренних дел, не принят на уровне Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что субъект Российской Федерации вправе осуществить по этому вопросу собственное правовое регулирование.

При разрешении дела судом также учтено, что в соответствии с п. 55 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел размер платы, взимаемой медицинскими вытрезвителями с лиц, помещавшихся на вытрезвление, устанавливается крайоблисполкомами.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что взимание платы за содержание в медицинском вытрезвителе предусмотрено п. 28 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения", который не утратил силу и подлежит применению.

Взимание с граждан платы за содержание в медицинских вытрезвителях не противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; НГР:Р9303476. В силу ст. 20 Основ медицинская помощь, оказываемая гражданам в медицинских вытрезвителях, может быть предоставлена за счет средств добровольного медицинского страхования, средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на то, что оспариваемый Закон Челябинской области ведет к принудительному взиманию платы за содержание в медицинских вытрезвителях, что нарушает неприкосновенность имущества граждан, поскольку в нем нет правовых норм, устанавливающих принудительное взимание с граждан платы за содержание в медицинском вытрезвителе, и он не регулирует порядок взимания этих платежей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Челябинского областного суда оставила без изменения, кассационную жалобу М. - без удовлетворения.

[введено: 30.09.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]

[проверено: 01.10.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2004 Стр. 3
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.060 Исполнение постановлений о наложении административных взысканий (см. также 180.080.000), 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.020.000 Силы обеспечения безопасности (см. также 150.020.020), 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать