Основная информация
Дата опубликования: | 04 марта 2005г. |
Номер документа: | В200502953 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0502953
В200502953
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2005, N 10, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.03.2005 N 87-В04-8
ОТКАЗ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА
В ИСЧИСЛЕНИИ ПЕНСИИ ИЗ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ
С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ПАЙКА
ПРИЗНАН НЕЗАКОННЫМ
(Извлечение)
В. обратилась в суд с иском к прокуратуре Костромской области о возмещении материального вреда, ссылаясь на следующее. Со 2 февраля 2002 г. она уволилась из органов прокуратуры в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) и ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсия на момент выхода в отставку должна быть исчислена из денежного содержания прокурорского работника, включающего в себя, в частности, должностной оклад, доплату за классный чин, выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. В нарушение этих требований Закона пенсия ей исчислена исходя из суммы денежного содержания без учета стоимости продовольственного пайка. Между тем изменения в установленный законодательством порядок исчисления пенсии прокурорским работникам внесены лишь с 1 августа 2002 г. Стоимость продовольственного пайка из денежного содержания прокурорских работников была исключена с 1 августа 2002 г. на основании Федерального закона от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ; НГР:Р0203454 "О внесении изменений в статьи 43\4 и 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В связи с этим истица просила суд взыскать в ее пользу с ответчика стоимость невыплаченного продовольственного пайка за период со 2 февраля по 1 августа 2002 г. и проиндексировать сумму задолженности.
Решением мирового судьи судебного участка N 12 г. Костромы от 18 ноября 2002 г. иск В. удовлетворен: с ответчика взысканы в пользу истицы стоимость невыплаченного продовольственного пайка в сумме 3084 руб. 2 коп. и сумма индексации - 130 руб. 86 коп., всего - 3214 руб. 88 коп.
Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Костромы от 11 декабря 2002 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
Президиум Костромского областного суда 7 февраля 2003 г. судебные постановления отменил как вынесенные с нарушением норм материального права и вынес новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В надзорной жалобе В. просила отменить постановление президиума Костромского областного суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального права, и оставить в силе решение мирового судьи и апелляционное определение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 4 марта 2005 г. постановление президиума Костромского областного суда отменила по следующим основаниям.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления и вынося новое решение об отказе В. в иске, президиум Костромского областного суда исходил из того, что в силу п. 6 приложения N 17 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ; НГР:Р0102432 "О федеральном бюджете на 2002 год" (в ред. от 30 июня 2002 г.) действие абз. 2 п. 3 ст. 43\4 и п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части выплаты стоимости продовольственного пайка с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. приостановлено, т. е., как отметил президиум в своем постановлении, отменено на указанное время. Поскольку истица вышла в отставку в связи с уходом на пенсию в период, когда фактически не действовала в названной выше части правовая норма ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пенсия ей за период со 2 февраля по 1 августа 2002 г. правильно исчислена исходя из суммы денежного содержания без учета стоимости продовольственного пайка.
Между тем норма ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части выплаты стоимости продовольственного пайка в оспариваемый период времени каких-либо изменений не претерпела. Ее действие было прекращено в установленном порядке только с 1 августа 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2002 г. "О внесении изменений в статьи 43\4 и 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Что касается Федерального закона о бюджете, то данный нормативный правовой акт не порождает и не отменяет прав и обязательств и поэтому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов и тем более лишать их юридической силы. Нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены. Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П; НГР:Р0401560 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год".
В связи с этим вывод президиума Костромского областного суда о правильном исчислении истице размера пенсии за период со 2 февраля по 1 августа 2002 г. из денежного содержания без учета стоимости продовольственного пайка основан на неправильном толковании и применении указанных норм материального права, в связи с чем постановление суда надзорной инстанции подлежит отмене.
В доказательство правоты своей позиции (и с этим согласился президиум Костромского областного суда) представитель Генеральной прокуратуры РФ ссылался на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 86; НГР:Р0200220 "Об увеличении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" должностные оклады прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации с 1 января 2002 г. были увеличены именно в связи с отменой выплаты стоимости продовольственного пайка.
Однако этим постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 81; НГР:Р0200186 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации" постановлено:
1. Увеличить в 2002 году в 1,6 раза должностные оклады прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации, установив, что оклады увеличиваются:
в 1,28 раза - с 1 января 2002 г.;
в 1,25 раза - со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего отмену прокурорским работникам льгот по подоходному налогу, оплате жилой площади и всех коммунальных услуг, за пользование телефоном, а также выплат стоимости продовольственного пайка.
Таким образом, денежная компенсация в связи с отменой выплаты прокурорским работникам стоимости продовольственного пайка была произведена не с 1 января 2002 г., а с 1 августа 2002 г. - со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего отмену названных выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ постановление президиума Костромского областного суда от 7 февраля 2003 г. отменила, оставила в силе решение мирового судьи судебного участка N 12 г. Костромы и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Костромы.
[введено: 09.12.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 22.12.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0502953
В200502953
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.10.2005, N 10, СТР. 1, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.03.2005 N 87-В04-8
ОТКАЗ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА
В ИСЧИСЛЕНИИ ПЕНСИИ ИЗ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ
С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ПАЙКА
ПРИЗНАН НЕЗАКОННЫМ
(Извлечение)
В. обратилась в суд с иском к прокуратуре Костромской области о возмещении материального вреда, ссылаясь на следующее. Со 2 февраля 2002 г. она уволилась из органов прокуратуры в связи с уходом на пенсию по выслуге лет. Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) и ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсия на момент выхода в отставку должна быть исчислена из денежного содержания прокурорского работника, включающего в себя, в частности, должностной оклад, доплату за классный чин, выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. В нарушение этих требований Закона пенсия ей исчислена исходя из суммы денежного содержания без учета стоимости продовольственного пайка. Между тем изменения в установленный законодательством порядок исчисления пенсии прокурорским работникам внесены лишь с 1 августа 2002 г. Стоимость продовольственного пайка из денежного содержания прокурорских работников была исключена с 1 августа 2002 г. на основании Федерального закона от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ; НГР:Р0203454 "О внесении изменений в статьи 43\4 и 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В связи с этим истица просила суд взыскать в ее пользу с ответчика стоимость невыплаченного продовольственного пайка за период со 2 февраля по 1 августа 2002 г. и проиндексировать сумму задолженности.
Решением мирового судьи судебного участка N 12 г. Костромы от 18 ноября 2002 г. иск В. удовлетворен: с ответчика взысканы в пользу истицы стоимость невыплаченного продовольственного пайка в сумме 3084 руб. 2 коп. и сумма индексации - 130 руб. 86 коп., всего - 3214 руб. 88 коп.
Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Костромы от 11 декабря 2002 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
Президиум Костромского областного суда 7 февраля 2003 г. судебные постановления отменил как вынесенные с нарушением норм материального права и вынес новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В надзорной жалобе В. просила отменить постановление президиума Костромского областного суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального права, и оставить в силе решение мирового судьи и апелляционное определение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 4 марта 2005 г. постановление президиума Костромского областного суда отменила по следующим основаниям.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления и вынося новое решение об отказе В. в иске, президиум Костромского областного суда исходил из того, что в силу п. 6 приложения N 17 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ; НГР:Р0102432 "О федеральном бюджете на 2002 год" (в ред. от 30 июня 2002 г.) действие абз. 2 п. 3 ст. 43\4 и п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части выплаты стоимости продовольственного пайка с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. приостановлено, т. е., как отметил президиум в своем постановлении, отменено на указанное время. Поскольку истица вышла в отставку в связи с уходом на пенсию в период, когда фактически не действовала в названной выше части правовая норма ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пенсия ей за период со 2 февраля по 1 августа 2002 г. правильно исчислена исходя из суммы денежного содержания без учета стоимости продовольственного пайка.
Между тем норма ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части выплаты стоимости продовольственного пайка в оспариваемый период времени каких-либо изменений не претерпела. Ее действие было прекращено в установленном порядке только с 1 августа 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2002 г. "О внесении изменений в статьи 43\4 и 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Что касается Федерального закона о бюджете, то данный нормативный правовой акт не порождает и не отменяет прав и обязательств и поэтому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов и тем более лишать их юридической силы. Нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены. Данная правовая позиция сформулирована в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. N 9-П; НГР:Р0401560 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год".
В связи с этим вывод президиума Костромского областного суда о правильном исчислении истице размера пенсии за период со 2 февраля по 1 августа 2002 г. из денежного содержания без учета стоимости продовольственного пайка основан на неправильном толковании и применении указанных норм материального права, в связи с чем постановление суда надзорной инстанции подлежит отмене.
В доказательство правоты своей позиции (и с этим согласился президиум Костромского областного суда) представитель Генеральной прокуратуры РФ ссылался на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 86; НГР:Р0200220 "Об увеличении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" должностные оклады прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации с 1 января 2002 г. были увеличены именно в связи с отменой выплаты стоимости продовольственного пайка.
Однако этим постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 81; НГР:Р0200186 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации" постановлено:
1. Увеличить в 2002 году в 1,6 раза должностные оклады прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации, установив, что оклады увеличиваются:
в 1,28 раза - с 1 января 2002 г.;
в 1,25 раза - со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего отмену прокурорским работникам льгот по подоходному налогу, оплате жилой площади и всех коммунальных услуг, за пользование телефоном, а также выплат стоимости продовольственного пайка.
Таким образом, денежная компенсация в связи с отменой выплаты прокурорским работникам стоимости продовольственного пайка была произведена не с 1 января 2002 г., а с 1 августа 2002 г. - со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего отмену названных выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ постановление президиума Костромского областного суда от 7 февраля 2003 г. отменила, оставила в силе решение мирового судьи судебного участка N 12 г. Костромы и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Костромы.
[введено: 09.12.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 22.12.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 01.10.2005 Стр. 1 |
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.080 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей (см. 150.130.060), 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: