Основная информация

Дата опубликования: 05 октября 2005г.
Номер документа: В200504390
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0504390

В200504390

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 2, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05.10.2005 N 66-Г05-10

ПРИ НАЛИЧИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫНУЖДАЮЩИХ

КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ СНЯТЬ СВОЮ КАНДИДАТУРУ,

ВНЕСЕННЫЙ ИМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД

(Извлечение)

Решением окружной избирательной комиссии от 17 марта 2005 г. на основании заявления К. о невозможности участия в выборах в связи со стойким расстройством здоровья его регистрация кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области аннулирована.

26 мая 2005 г. избирательной комиссией Иркутской области принято постановление о перечислении внесенного заявителем избирательного залога в областной бюджет.

Оспаривая законность данного постановления, К. обратился в Иркутский областной суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на то, что снятие им своей кандидатуры носило вынужденный характер, а потому внесенный им избирательный залог не мог быть зачислен в доход областного бюджета.

Решением Иркутского областного суда от 6 июля 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе К. просил об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 5 октября 2005 г. решение суда отменила, указав следующее.

В силу п. 13 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ; НГР:Р0202986 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в п. 30 настоящей статьи обстоятельств или назначению повторных выборов и в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 76 настоящего Федерального закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд, сославшись на приведенную норму Федерального закона, посчитал, что возможность возврата избирательного залога в избирательный фонд предусмотрена лишь для избирательных объединений, избирательных блоков, отзывающих при наличии вынуждающих к тому обстоятельств зарегистрированного кандидата, список кандидатов, и сделал из этого вывод о том, что внесенный кандидатом избирательный залог подлежит зачислению в бюджет независимо от причин снятия им своей кандидатуры.

С подобным толкованием нормы Федерального закона согласиться нельзя.

Как следует из содержания п. 13 ст. 38 названного выше Федерального закона, избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств.

Следовательно, при наличии обстоятельств, вынуждающих кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок - отозвать зарегистрированного кандидата, список кандидатов, внесенный ими избирательный залог может быть возвращен в соответствующий избирательный фонд.

Подобной позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, указавший в п. 2 Определения от 12 апреля 2005 г. N 245-O по жалобе гражданина Морозова А.В. на нарушение его конституционных прав положением пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что положение п. 13 ст. 38 названного Федерального закона в случае снятия кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим обстоятельствам и при условии прекращения им всех избирательных действий не может рассматриваться как препятствующее возврату избирательного залога в избирательный фонд кандидата.

Аналогичный правовой смысл заложен федеральным законодателем и в новой редакции ст. 38 Федерального закона (от 21 июля 2005 г.), в соответствии с подп. "г" п. 14 которой перечисленные в качестве избирательного залога средства возвращаются в соответствующий избирательный фонд в случае снятия кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим к тому обстоятельствам, отзыва избирательным объединением кандидата, списка кандидатов.

Учитывая, что из-за неправильного толкования нормы материального права являющиеся юридически значимыми для правильного разрешения данного спора обстоятельства, которые, по утверждению К., вынудили его снять свою кандидатуру, судом не исследовались, решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 14.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 2
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать