Основная информация
Дата опубликования: | 05 октября 2005г. |
Номер документа: | В200504390 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504390
В200504390
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 2, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05.10.2005 N 66-Г05-10
ПРИ НАЛИЧИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫНУЖДАЮЩИХ
КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ СНЯТЬ СВОЮ КАНДИДАТУРУ,
ВНЕСЕННЫЙ ИМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД
(Извлечение)
Решением окружной избирательной комиссии от 17 марта 2005 г. на основании заявления К. о невозможности участия в выборах в связи со стойким расстройством здоровья его регистрация кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области аннулирована.
26 мая 2005 г. избирательной комиссией Иркутской области принято постановление о перечислении внесенного заявителем избирательного залога в областной бюджет.
Оспаривая законность данного постановления, К. обратился в Иркутский областной суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на то, что снятие им своей кандидатуры носило вынужденный характер, а потому внесенный им избирательный залог не мог быть зачислен в доход областного бюджета.
Решением Иркутского областного суда от 6 июля 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К. просил об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 5 октября 2005 г. решение суда отменила, указав следующее.
В силу п. 13 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ; НГР:Р0202986 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в п. 30 настоящей статьи обстоятельств или назначению повторных выборов и в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 76 настоящего Федерального закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд, сославшись на приведенную норму Федерального закона, посчитал, что возможность возврата избирательного залога в избирательный фонд предусмотрена лишь для избирательных объединений, избирательных блоков, отзывающих при наличии вынуждающих к тому обстоятельств зарегистрированного кандидата, список кандидатов, и сделал из этого вывод о том, что внесенный кандидатом избирательный залог подлежит зачислению в бюджет независимо от причин снятия им своей кандидатуры.
С подобным толкованием нормы Федерального закона согласиться нельзя.
Как следует из содержания п. 13 ст. 38 названного выше Федерального закона, избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств.
Следовательно, при наличии обстоятельств, вынуждающих кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок - отозвать зарегистрированного кандидата, список кандидатов, внесенный ими избирательный залог может быть возвращен в соответствующий избирательный фонд.
Подобной позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, указавший в п. 2 Определения от 12 апреля 2005 г. N 245-O по жалобе гражданина Морозова А.В. на нарушение его конституционных прав положением пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что положение п. 13 ст. 38 названного Федерального закона в случае снятия кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим обстоятельствам и при условии прекращения им всех избирательных действий не может рассматриваться как препятствующее возврату избирательного залога в избирательный фонд кандидата.
Аналогичный правовой смысл заложен федеральным законодателем и в новой редакции ст. 38 Федерального закона (от 21 июля 2005 г.), в соответствии с подп. "г" п. 14 которой перечисленные в качестве избирательного залога средства возвращаются в соответствующий избирательный фонд в случае снятия кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим к тому обстоятельствам, отзыва избирательным объединением кандидата, списка кандидатов.
Учитывая, что из-за неправильного толкования нормы материального права являющиеся юридически значимыми для правильного разрешения данного спора обстоятельства, которые, по утверждению К., вынудили его снять свою кандидатуру, судом не исследовались, решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 14.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0504390
В200504390
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 2, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05.10.2005 N 66-Г05-10
ПРИ НАЛИЧИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫНУЖДАЮЩИХ
КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ СНЯТЬ СВОЮ КАНДИДАТУРУ,
ВНЕСЕННЫЙ ИМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД
(Извлечение)
Решением окружной избирательной комиссии от 17 марта 2005 г. на основании заявления К. о невозможности участия в выборах в связи со стойким расстройством здоровья его регистрация кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области аннулирована.
26 мая 2005 г. избирательной комиссией Иркутской области принято постановление о перечислении внесенного заявителем избирательного залога в областной бюджет.
Оспаривая законность данного постановления, К. обратился в Иркутский областной суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на то, что снятие им своей кандидатуры носило вынужденный характер, а потому внесенный им избирательный залог не мог быть зачислен в доход областного бюджета.
Решением Иркутского областного суда от 6 июля 2005 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К. просил об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 5 октября 2005 г. решение суда отменила, указав следующее.
В силу п. 13 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ; НГР:Р0202986 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в п. 30 настоящей статьи обстоятельств или назначению повторных выборов и в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным п. 5 ст. 76 настоящего Федерального закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд, сославшись на приведенную норму Федерального закона, посчитал, что возможность возврата избирательного залога в избирательный фонд предусмотрена лишь для избирательных объединений, избирательных блоков, отзывающих при наличии вынуждающих к тому обстоятельств зарегистрированного кандидата, список кандидатов, и сделал из этого вывод о том, что внесенный кандидатом избирательный залог подлежит зачислению в бюджет независимо от причин снятия им своей кандидатуры.
С подобным толкованием нормы Федерального закона согласиться нельзя.
Как следует из содержания п. 13 ст. 38 названного выше Федерального закона, избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств.
Следовательно, при наличии обстоятельств, вынуждающих кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение, избирательный блок - отозвать зарегистрированного кандидата, список кандидатов, внесенный ими избирательный залог может быть возвращен в соответствующий избирательный фонд.
Подобной позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, указавший в п. 2 Определения от 12 апреля 2005 г. N 245-O по жалобе гражданина Морозова А.В. на нарушение его конституционных прав положением пункта 13 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что положение п. 13 ст. 38 названного Федерального закона в случае снятия кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим обстоятельствам и при условии прекращения им всех избирательных действий не может рассматриваться как препятствующее возврату избирательного залога в избирательный фонд кандидата.
Аналогичный правовой смысл заложен федеральным законодателем и в новой редакции ст. 38 Федерального закона (от 21 июля 2005 г.), в соответствии с подп. "г" п. 14 которой перечисленные в качестве избирательного залога средства возвращаются в соответствующий избирательный фонд в случае снятия кандидатом своей кандидатуры по вынуждающим к тому обстоятельствам, отзыва избирательным объединением кандидата, списка кандидатов.
Учитывая, что из-за неправильного толкования нормы материального права являющиеся юридически значимыми для правильного разрешения данного спора обстоятельства, которые, по утверждению К., вынудили его снять свою кандидатуру, судом не исследовались, решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 14.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 2 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: