Основная информация

Дата опубликования: 07 августа 2001г.
Номер документа: В200105353
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0105353

В200105353

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2002, N 3, СТР. 10-11

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07.08.2001

[Положения глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского страхования

населения г. Москвы (утвержденных постановлением правительства

г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96), предусматривающие обязательность

наличия у гражданина регистрации по месту жительства или по месту

пребывания в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования и возможность выдачи гражданам

полисов временного действия, признаны противоречащими федеральному законодательству]

(Извлечение)

Постановлением правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96 утверждены Правила обязательного медицинского страхования населения г. Москвы (далее - Правила).

В главах 2 и 8 этих Правил предусмотрено следующее.

К категории граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) в г. Москве, относятся: граждане Российской Федерации, беженцы и вынужденные переселенцы, имеющие в г. Москве регистрацию по месту жительства (постоянную) или по месту пребывания (на срок более шести месяцев), и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в г. Москве регистрацию по месту жительства (постоянную) в соответствии с установленными в г. Москве правилами регистрации; граждане, проживающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, но состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями и иными работодателями, зарегистрированными в установленном порядке в г. Москве и являющимися плательщиками страховых взносов (платежей) в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (в отношении которых заключен Договор взаимодействия страхователя и страховщика) (подп. 2.2.1).

К категории иногородних граждан, имеющих право на получение медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в г. Москве, относятся граждане, застрахованные по ОМС вне территории г. Москвы, имеющие полис ОМС территории проживания или не имеющие полиса ОМС по объективным причинам, а также дети в возрасте до шести месяцев, родители которых зарегистрированы вне территории г. Москвы (подп. 2.2.2).

К категории пациентов, не идентифицированных по объективным причинам (далее - неидентифицированные пациенты), относятся: дети в возрасте до шести месяцев, не имеющие свидетельства о рождении, один из родителей которых зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания в г. Москве (на срок свыше шести месяцев); лица без определенного места жительства, в том числе дети в возрасте до 14 лет, проходящие оформление в дом ребенка, в детский дом или приемник; лица, обратившиеся или доставленные в больничное учреждение для оказания скорой и неотложной медицинской помощи без полиса ОМС и паспорта, срок госпитализации которых не превысил пяти суток; лица, нуждающиеся в неотложной амбулаторной помощи и не идентифицированные в период ее оказания (при первичном лечебно-диагностическом приеме и связанных с ним лечебно-диагностических мероприятиях); лица, поступившие в медицинское учреждение без полиса ОМС и паспорта в состоянии психического расстройства или нарушения сознания и не идентифицированные в период лечения (подп. 2.2.3).

Гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в г. Москве, полисы выдаются страховыми медицинскими организациями по предъявлении паспорта и документа, подтверждающего регистрацию в г. Москве по месту проживания (пребывания).

Лицам в возрасте до 14 лет полисы ОМС выдаются при предъявлении свидетельства о рождении и документа, подтверждающего регистрацию в г. Москве по месту жительства или пребывания одного из родителей или опекунов.

Страховая медицинская организация не имеет права отказать в выдаче полиса ОМС категориям граждан, указанным в подп. 2.2.1 настоящих Правил.

В случае невозможности получения полиса ОМС гражданином лично полис ОМС может быть получен другим лицом при предъявлении им своего паспорта, личного заявления и паспорта гражданина, на имя которого выдается полис ОМС, и документа, подтверждающего его регистрацию в г. Москве (подп. 8.2).

Полисы ОМС по сроку действия могут быть постоянными и временными (подп. 8.3).

Полисы ОМС постоянного действия выдаются: гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту жительства (постоянную прописку) в г. Москве; гражданам СНГ при предъявлении документа о регистрации по месту жительства в г. Москве; иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, имеющим вид на жительство в Российской Федерации, при предъявлении документа о регистрации по месту жительства в г. Москве (подп. 8.4).

Полисы временного действия выдаются: гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту пребывания (временную прописку) в г. Москве на срок свыше шести месяцев; гражданам, имеющим выданные Миграционной службой г. Москвы удостоверения беженцев или вынужденных переселенцев, зарегистрированным по месту пребывания в г. Москве. Срок действия полисов ОМС, выданных этим категориям граждан, ограничен сроком регистрации (подп. 8.5).

В случае оформления регистрации по месту жительства (получения постоянной прописки) в г. Москве граждане Российской Федерации имеют право обменять полис ОМС временного действия на полис ОМС постоянного действия (подп. 8.6).

Ф. и другие обратились в суд с заявлениями о признании недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания приведенных положений Правил в частях, предусматривающих обязательность наличия у гражданина России регистрации в г. Москве в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования, а также возможность выдачи гражданам России полисов обязательного медицинского страхования временного действия.

Заявители ссылались на то, что данные положения московского законодательства нарушают их право на получение медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования.

Решением Московского городского суда от 25 декабря 2000 г. признаны недействительными и не порождающими правовых последствий положения подп. 2.2.1, 2.2.3, 8.5 названных Правил в части, предусматривающей ограничение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания, в остальной части жалобы отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 27 апреля 2001 г. данное решение суда в части отказа в жалобе отменила и направила дело на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела Московский городской суд 25 июня 2001 г. признал недействительными положения глав 2 и 8 Правил в части, предусматривающей обязательность наличия у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования, а также возможность выдачи гражданам полисов временного действия.

В кассационной жалобе Московский городской фонд обязательного медицинского страхования просил отменить решение суда, считая, что указанные подпункты Правил не противоречат федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 7 августа 2001 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

В силу ч. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-I; НГР:Р9100357 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 1 июля 1994 г.) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 4 указанного Закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий (ч. 2 ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 2 Инструкции по ведению страхового медицинского полиса (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41; НГР:Р9200252 и действующей в редакции постановления Правительства от 11 октября 1993 г. N 1018; НГР:Р9304646) страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией. При изменении постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении которых заключен договор обязательного медицинского страхования, возвращают полученный полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства (п. 7 названной Инструкции).

Таким образом, приведенные правовые нормы распространяют обязательное медицинское страхование на всех граждан Российской Федерации. Ни упомянутый Закон, ни другие федеральные нормативные акты регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания не рассматривают в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса, а также не устанавливают возможности выдачи гражданам полисов временного действия в связи с отсутствием у них регистрации.

Как следует из содержания ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; НГР:Р9303353, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, на основании которых суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые положения глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы в указанных частях противоречат федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Московского городского суда от 25 июня 2001 г. оставила без изменения, кассационную жалобу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

[введено: 04.07.2002 редактор НЦПИ - Батунина Г.П.]

[проверено: 08.07.2002 редактор НЦПИ - Вендер О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2002 Стр. 10-11
Рубрики правового классификатора: 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.030 Медицинское страхование (см. также 030.120.160, 080.080.020)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать