Основная информация

Дата опубликования: 08 ноября 2013г.
Номер документа: В201306104
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201306104

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.09.2014, N 10, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.11.2013 N 78-КГ13-31

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ВОЕННОГО ПЕНСИОНЕРА НА СЛУЖБУ

В ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ ВЫПЛАТА НАЗНАЧЕННОЙ ЕМУ ПЕНСИИ

ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ НЕ ПОДЛЕЖИТ ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ

(Извлечение)

К. проходил военную службу в должности старшего помощника военного прокурора - начальника отдела военной прокуратуры Ленинградского военного округа по обеспечению участия военных прокуроров в рассмотрении дел судами.

Приказом Министра обороны РФ от 30 апреля 2009 г. К. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С 27 мая 2009 г. ему назначена пенсия за выслугу лет. Однако с 1 июня 2012 г. выплата пенсии была приостановлена в связи с тем, что К. с 6 июля 2009 г. принят на федеральную государственную службу и назначен на должность помощника прокурора Калининского района г. Санкт-Петербурга.

К. обратился в суд с иском к военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет, ссылаясь на незаконность приостановления выплаты пенсии, поскольку ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не предусмотрено такое основание для приостановления выплаты пенсии, как поступление на службу в органы прокуратуры.

Решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 г., в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе К. просил об отмене вынесенных по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 8 ноября 2013 г. пришла к выводу о том, что судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм права, являющиеся согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Судом установлено, что приказом Министра обороны РФ от 30 апреля 2009 г. К. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Приказом военного прокурора Ленинградского военного округа от 18 мая 2009 г. К. исключен из списков личного состава военной прокуратуры Ленинградского военного округа.

С 27 мая 2009 г. военным комиссариатом г. Санкт-Петербурга истцу назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой была приостановлена с 1 июня 2012 г.

В соответствии с приказом прокурора г. Санкт-Петербурга от 2 июля 2009 г. К. с 6 июля 2009 г. принят на федеральную государственную службу и назначен на должность помощника прокурора Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 августа 2009 г. истцу присвоен классный чин "старший советник юстиции".

Согласно справке финансового органа прокуратуры г. Санкт-Петербурга от 20 июля 2012 г. ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии К. с 6 июля 2009 г. не выплачивалась и не начислялась.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, а также Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришли к выводу о правомерности приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в связи с поступлением К. на государственную службу в прокуратуру Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Между тем в соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Согласно пп. 1 и 3 ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований этого Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом.

Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется данным Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям ст. 40 указанного Федерального закона.

Как следует из ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых данное лицо проходило службу.

Между тем К. до 27 мая 2009 г. проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а 6 июля 2009 г. поступил на государственную службу, отличную от военной службы.

В силу ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом в соответствии с этим Законом.

Следовательно, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением им вновь статуса военнослужащего.

Судебная коллегия признала, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры, поступивших на службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в связи с прохождением военной службы в органах военной прокуратуры, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 г. отменила; приняла по делу новое решение, которым исковые требования К. к военному комиссариату г. Санкт-Петербурга об обязании возобновить выплату пенсии удовлетворила; обязала военный комиссариат г. Санкт-Петербурга возобновить К. выплату пенсии за выслугу лет с 1 июня 2012 г.

[введено: 11.12.2014 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 08.04.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 25.09.2014 Стр. 21
Рубрики правового классификатора: 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.080 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей (см. 150.130.060), 070.060.120 Назначение и выплата пенсии, 150.130.060 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей, 180.040.010 Общие положения, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.010 Общие положения, 190.010.020 Система и организация прокуратуры, 190.010.060 Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать